Путешествие в разные музыкальные страны
Государственное учреждение образования
«Козловщинская средняя школа»
Дятловского района, Гродненской области, республика Беларусь
(урок музыки; 2 класс)
Подготовила
учитель музыки I категории
Кавцевич Наталия Николаевна
2012 год
Тип урока:
-
урок обобщения темы.
Форма урока:
-
урок-путешествие.
Цель урока:
-
освоение, осмысление и эмоциональное восприятие выразительного языка оперы, балета, симфонии, концерта.
Задачи:
-
Ознакомление с лучшими, доступными учащимся образцами музыкальной классики; усвоение определенных знаний в области музыкальных жанров.
-
Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, мышления, памяти, воображения, фантазии.
-
Воспитание интереса и любви к музыке, потребность общения с ней, желания слушать ее и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы учащихся. Воспитание художественного, музыкального, эстетического вкусов, нравственных качеств личности.
Оборудование:
-
баян;
-
синтезатор;
-
ноутбук;
-
мультимедийный проектор;
-
музыкальный центр;
-
сделанные из картона или нарисованные на листах бумаги Дед-Бородед, три «человечка» (поющий, танцующий, марширующий, т.е. песня, танец и марш).
Ход урока.
Звучит сказочная музыка. Дети заходят в класс, становятся возле своих парт.
Музыкальное приветствие:
Прозвенел звонок,
Начался урок
Музыки!
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
Учитель: Вся музыка – волшебная страна:
Она красива, ласкова, нежна.
Три королевства разных в ряд
В стране волшебной той стоят.
- Ребята! А какие это три королевства в волшебной стране есть? Чтобы узнать, мы с вами снова отправимся в путешествие. Только на этот раз я не могу вам конкретно сказать, где мы побываем. Это будет путешествие-загадка.
Распевание.
Ма, ма, мэ, мэ, ми, мо, му, два теленка на лугу.
Ра, ра, рэ, рэ, ри, ро, ру, щиплют сочную траву.
Гра, гра, грэ, грэ, гри, гро, гру, волки прячутся в лесу.
Да, да, дэ, дэ, ди, до, ду, я к телятам побегу.
За, за, зэ, зэ, зи, зо, зу, от волков постерегу.
На, на, нэ, нэ, ни, но, ну, очень я телят люблю.
Ля, ля, ле, ле, ли, лё, лю, их водичкой напою.
Учитель. - Ребята, а кто нам будет показывать дорогу? Может, мы сами с вами не справимся?
Звучит «Песенка Деда-Бородеда.
Учитель. - Ой, кто же это к нам идет?
Ответы детей. - Дед Бородед!
Учитель прикрепляет к доске рисунок Деда Бородеда.
Учитель. - Наш дедушка все дороги знает, потому что он везде ходит. Поэтому нам будет идти вместе смелее и увереннее. А чтобы нам было еще и весело, мы будем петь все вместе «Песенку Деда-Бородеда».
Исполнение «Песенки Деда-Бородеда» Л. Захлевного.
Учитель. – Ой, куда же это мы с вами пришли. Ребята, представьте, что мы с вами на лугу, где много разных цветов. А какие вы знаете цветы, которые растут на лугу?
Дети называют. – Ромашки, колокольчики, одуванчики, васильки.
Учитель. - Они, наверное, очень вкусно пахнут. Давайте понюхаем эти цветочки.
Упражнение на дыхание «Нюхаем цветок».
Звучит песня «Целый день поем, играем» из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля.
Учитель. – Ой, что же это звучит? Что это за музыка? К какому жанру (киту) мы отнесем эту музыку?
Ответы детей. – Мы отнесем ее к песне.
На доску прикрепляется «Человечек-песня».
А в королевстве этом - песня,
И грусть, и радость жили вместе,
Когда они в одно слились,
По миру песни разнеслись.
Поют их взрослые и дети,
Все люди, что живут на свете.
Учитель. - А в какую музыкальную страну привела нас эта песня?
Ответы детей. - В оперу.
Учитель.- А что же это за страна Опера?
Ответы детей.- Это музыкальный спектакль, где главные герои свои чувства передают музыкой и пением.
Учитель. - А как называется эта опера, где звучит эта песенка «Целый день поем, играем? Кто являются главными героями этой оперы?
Ответы детей. - «Волк и семеро козлят», главные герои – козлята.
Учитель. - А какие вы еще знаете песенки, которые звучат в этой опере? Ответы детей. – Тема Топтушки, тема Болтушки, тема Всезнайки, тема Бодайки, тема Малыша, песня Мамы-Козы, хор « Семеро козлят».
Учитель. - Давайте с вами представим, что вы герои этой оперы и исполним песню «Семеро козлят».
Исполнение песни «Семеро козлят». (Выполнение движений).
Учитель. - Очень хорошо! Я думаю, что всем понравилась эта страна. Но мы не можем здесь долго задерживаться, пора в путь. Возьмем песенку с собой? Конечно, возьмем, она нам еще очень пригодиться.
Учитель. - Ой, куда же это мы с вами пришли? Кругом лес. Наверное, мы заблудились?
Выполняем упражнение «Шум леса»: «ш – ш – ш – ш» (усиливая и ослабевая звук).
Учитель. - А теперь давайте кликнем: «Ау», может кто и откликнется?
Упражнение на интонацию: «Ау – ау» (интонация вверх).
Звучит Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Учитель.- Что это за сказочная музыка? Давайте внимательно послушаем. К какому жанру мы отнесем эту музыку?
Ответы детей. - К маршу.
Учитель. – А какие бывают марши, для кого бывают марши?
Ответы детей. – Военные, спортивные, пионерские.
На доску прикрепляется «Человечек-марш».
Вот марш, он величав и строен,
Из громких звуков он построен.
А если кто к искусству глух –
Наверное, захватит дух.
Учитель. - А в какую страну привел нас этот марш?
Ответы детей. - В страну Балет.
Учитель. - А в каком балете звучит этот марш? Как называется этот балет? Ответы детей. - Балет «Щелкунчик», который написал композитор П.И.Чайковский.
Учитель.- А давайте посмотрим на героев этого балета.
Просмотр фрагмента из балета «Щелкунчик».
Учитель. - Понравились вам герои балета?
Ответы детей.- Понравились.
Учитель. - Ребята, на пути своем какие жанры (киты) нам встретились и вместе с нами продолжают наше путешествие?
Ответы детей. - Песня и марш.
Учитель. - А это все «киты» или еще есть?
Ответы детей. – Есть. Это танец.
Учитель. - Конечно, это танец.
На доску прикрепляется «Человечек-танец».
И королевство танца есть,
Людей веселых там не счесть.
Весь день резвятся и кружатся,
И лишь под утро спать ложатся.
Учитель.- Все немного устали, наш дедушка хочет отдохнуть, Давайте все вместе исполним «Танец сидя», который поможет нам укрепить мышцы нашего тела.
Исполнение танца «Дам-доди».
Учитель.- Ну вот, я думаю, что все отдохнули и можно отправляться дальше в путь. Посмотрите! Какое озеро красивое!
Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.
Учитель.- Послушайте, какая прекрасная музыка звучит! Ребята, вы когда-нибудь слышали эту музыку?
Ответы детей. - А может, вы знаете, как она называется?
Ответы детей. - «Танец маленьких лебедей».
Учитель.- А в какой музыкальной стране живет этот танец?
Ответы детей. - В балете.
Учитель. - А как называется балет, где звучит этот танец?
Ответы детей. - Балет «Лебединое озеро».
Учитель. - Ребята, так какие жанры (киты) привели нас в балет?
Ответы детей. - Танец и марш.
Учитель. – А что же это за страна такая балет?
Ответы детей. - Это музыкальный спектакль, в котором действующие лица свои чувства передают танцем мимикой, пантомимой.
Учитель. - Смотрите, ребята, какая за озером красивая березовая роща! Давайте зайдем, посмотрим на березки. А какую вы знаете песенку про березку?
Ответы детей. - «Во поле береза стояла».
Учитель. – А давайте споем березкам эту песенку.
Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла».
Учитель. - А может, вы вспомните, в какой музыкальной стране звучит эта песня?
Ответы детей. - В симфонии.
Учитель.– А что это за страна такая, Симфония?
Ответы детей. - Симфония – это музыкальное произведение для симфонического оркестра. В этой стране не поют и не танцуют, а играют на разных музыкальных инструментах.
Учитель. - Давайте послушаем симфонию, где «живет» песня «Во поле береза стояла».
Звучит фрагмент 4-ой части из Симфонии №2 П.Чайковского. Выполнение пластических движений, передавая настроение музыки, динамику.
Учитель. - Ребята, вы знаете, что оркестр – это коллектив музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах. А какие бывают оркестры? Ответы детей. - Симфонические, оркестры народных инструментов, оркестр духовых инструментов.
Учитель.- А давайте, и мы создадим свой оркестр – оркестр шумовых инструментов!
Исполнение русской народной песни «Светит месяц» на детских музыкальных инструментах.
Учитель. - В симфонии все инструменты выполняют главную роль. А как называется музыкальная страна, где звучит оркестр и солирующий инструмент? Ответы детей. - Это концерт.
Учитель.– Правильно. Концерт – это крупное музыкальное произведение, которое исполняет оркестр и солист.
Учитель. - Назовите знакомую вам песню, которая звучит в концерте. Какой инструмент ее исполняет?
Ответы детей. – Это песня «Наш край» Д.Б. Кабалевского.
Слушание 2-ой части из Концерта №3 для фортепиано с оркестром Д. Кабалевского. Выполнение пластических движений.
Учитель. - Ребята, в каких музыкальных странах песня не поется, танец «не танцуется», марш «не маршируется»?
Ответы детей. - В Симфонии и Концерте.
Учитель. - Вот еще раз мы побывали с вами в разных музыкальных странах. Пора нам возвращаться. А какие впечатления вы возьмете с собой? С каким настроением вы уйдете с урока?
Ответы детей.
Учитель.- Закончилось наше путешествие. Пора прощаться.
Музыкальное прощание:
До свидания, до свидания!
Музыка!
Список используемой литературы:
-
Н.И. Бракадо, А.Б. Коженевская, В.А. Мистюк. Музыка во 2 классе. – Минск, «Беларусь»; 2010 .
-
М.А. Давыдова. Уроки музыки. – Москва,«ВАКО»; 2008.
-
Н.Н. Гришанович. Музыка в школе. – Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс»; 2006.
Иллюстрации:
Эмблема музыкального искусства на 1 странице
http://muzroditel.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=249:2011-06-30-10-16-49&catid=80:2011-06-30-09-41-40&Itemid=260
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»