Ленинград – культурная столица во время Великой Отечественной войны
с помощью стихов и песен дать почувствовать величие духа людей военного поколения;
способствовать формированию представлений об особенностях главных событий 1941 – 1945 годов, блокады Ленинграда.
Тема: «Ленинград – культурная столица во время Великой Отечественной войны». Название: «Вечер на рейде» Ход урока
1. Вступление. Учитель музыки. Сообщение темы урока. 2. Звучит романс Маркиза из к/ф «Достояние республики» — видеозапись: панорама города в черно-белом изображении. Учитель музыки. — Мы прослушали с вами романс Маркиза, музыка Евгения Крылатова на стихи Беллы Ахмадулиной из к/ф «Достояние республики» и совершили прогулку по нашему прекрасному городу. (Петроград) 3. Заведующая библиотекой. - 1941 год. Захват и полное уничтожение Ленинграда было составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР под названием «Барбаросса». Фашисты обрушили на мирное население города, фугасные, осколочные и зажигательные бомбы, артиллерийские снаряды, которыми немецкие батареи били по жилым домам, улицам, скверам и площадям. Город не сдавался. Началась блокада… Голод. 4. Слушание музыки. Шостакович Симфония №7, 1 часть, эпизод фашистского нашествия. Видеозапись: вторжение фашистских войск на территорию нашей страны. 5.Учитель музыки. - Прозвучал фрагмент из Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. Эту симфонию композитор написал в первые месяцы войны. Он посвятил её Ленинграду. 9 августа 1942 года произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром был Карл Ильич Элиасберг. В это время у него была вторая стадия дистрофии, а в оркестре оставалось 15 ослабевших музыкантов. Карл Ильич взялся за репетиции, недостающие музыканты были вызваны с фронта. Зал филармонии был полон. Симфония потрясла слушателей. Во время исполнения транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. После войны немцы вспоминали: «Тогда, 9 августа, мы поняли, что проиграем войну, мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть. Мы-то думали, что город уже мёртвый». 6. Слушание песни в исполнении «Вспомним о тех, кто командовал ротами…» На интерактивной доске кадры «Город в блокаде». 7. Учитель музыки. Город жил и боролся, а многие актёры и музыканты отправились на фронт поддержать бойцов с концертными бригадами, вдохновляя их на борьбу и подвиги.
- Ребята, к сегодняшнему уроку я просила найти в библиотеке рассказы о фронтовых музыкантах. - Кто выполнил это задание? 8.Ученики. Чтение отрывка из произведения Константина Паустовского «Дым Отечества» Война застала на острове несколько советских актёров – мужчин и женщин. Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. А ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты на маленьких полянах в лесу. — Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Струны на скрипке были порваны, и невозможно было больше играть. Егоров сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил: - А Паганини играл и на одной струне… Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом! Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. Егоров поднял смычок. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли петь все струны. Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, быстрые пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце. Вставка кадров с выступлениями артистов 9. Учитель музыки. — К сердцам бойцов были обращены и песни Клавдии Ивановны Шульженко. Только для защитников блокадного Ленинграда в самый трудный первый год она дала более 500 концертов. Именно в это время стала всенародно любимой песня «Синий платочек». 10. Звучит песня «Синий платочек» в исполнении К.И.Шульженко (1 куплет) Учитель музыки. - Ребята, мы тоже с вами выучили песню военных блокадных лет «Вечер на рейде» 11. Исполнение песни учащимися.. Кадры: строительство оборонных сооружений в Ленинграде, военные события на море — Кто из вас расскажет историю создания этой песни? 12. История создания песни. Ученик. - «Вечер на рейде». Родилась песня в Ленинграде, который уже в первые месяцы войны стал прифронтовым городом. На дальних и ближних подступах к городу строились рубежи обороны. Всё население города принимало участие в этой работе. Как и все ленинградцы, авторы будущей песни Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, а вечерами и в субботние дни работали в Ленинградском порту, который назывался «Лесной». В то время его причалы были завалены горами брёвен, и надо было их убрать, сложить в штабеля, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб. Однажды летним августовским вечером после длинного трудового дня поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи… Заведующая библиотекой. Популярность «Вечера на рейде была настолько велика, что появились различные варианты и переделки песни. Парашютисты-десантники пели: Споёмте, Друзья, ведь завтра в полёт, Летим мы во вражеский тыл. Партизаны Крыма, судя по воспоминаниям командира отряда И. Козлова в его книге «В крымском подполье», сочинили такие слова: Прощай, любимый город! Уходим завтра в горы, И ранней порой Мелькнёт за спинойЗелёный мешок вещевой.
Партизаны Ленинградской области: Споёмте, друзья, про битвы свои В отрядах лихих партизан, Итальянские партизаны пели на этот мотив в годы войны песню о девушке – героине освободительного движения. (Юрий Бирюков) Вот какая это была песня. И совсем не случайно мы называем её, вспоминая самые лучшие песни военного времени. (Лев Сидоровский) - В нашем городе всегда было много удивительных людей. Такой была Ольга Фёдоровна Берггольц. Это она прожила блокаду в городе все 900 страшных дней и ночей. Блокадной зимой она покинула свою квартиру и переселилась в дом Радио. Это она говорила оттуда с ленинградцами, называла их родными. Дарила им свои стихи, и они вместе мечтали о мире. В январе мы с вами посмотрели фильм «Зимнее утро». и видели, что значило радио для каждого ленинградца. А сейчас мы не только услышим, но и увидим Ольгу Фёдоровну Берггольц 13. Видеозапись: Ольга Берггольц читает своё стихотворение «Нам от тебя не оторваться» Заведующая библиотекой. Наступил январь 1944 года. Блокада снята. Появилась возможность начать возрождение Ленинграда. 14. Чтение стихотворения Полины Кагановой. (Кадры уборки и восстановления города) Ученики Ленинградская весна Опять весна. Как прежде, снова Сверкает солнце с высоты. Дома, одетые в обновы, Стоят спокойны и просты. Звучит трамваев голос звонкий, Как будто радостный салют. К засыпанной землёй воронке Ручьи весенние бегут. Раскрыв чугунные ворота, весну встречает Летний сад. Восстановительной работой Весенний занят Ленинград. Она кипит, как будто в сказке, Над величавою Невой. Здесь каждый камешек обласкан К труду привычною рукой. И люди в воинских спецовках Дробят здесь камни и гранит, Здесь в окнах светомаскировка Печать войны в себе хранит. И город, грозный и суровый, Не знает отдыха и сна. Здесь даже тучею свинцовой Замаскирована луна. Ещё на куполах соборов Лежит войны седая пыль, Ещё, как страж, стоит в дозоре Адмиралтейства гордый шпиль. Апрель 1945 Заведующая библиотекой. Начиналась мирная жизнь. В Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и 8 ноября 1945 года Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Верхолазы сняли защитный покров со шпиля Адмиралтейства, в город из эвакуации возвращались театры. Вот что написал Константин Паустовский о восстановлении разрушенных сокровищ - Для того чтобы распределить между собой будущие работы по восстановлению Ленинграда, были созваны архитекторы и художники. - Мы будем работать, не отдыхая ни часа, пока Ленинград и его пригороды не оживут опять в таком виде, что никому и в голову не придёт, будто здесь прошли грязные полчища фашистов. Мы восстановим всё. Снова будет жить под этим небом нетленная красота. Тысячи ракет повисли разноцветными гроздьями в зимнем тумане. В их недолгом свете возникал и угасал великий город. Он выстоял. Он начинал жить для новых побед, славы, для новых и радостных отныне волнений. Учитель музыки. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. - Кто из вас знает, что такое ЮНЕСКО? Ответы детей. ЮНЕСКО – организация объединённых наций по вопросам образования и культуры, создана 16 ноября 1945 года. На 7-ой сессии в 1972 году было принято соглашение о сохранении культурных памятников мирового значения. (Кадры со значком ЮНЕСКО на фоне города) - Какие памятники Петербурга, взятые под охрану ЮНЕСКО, вы знаете? Ответы детей. Награждение памятными открытками. Учитель музыки — Нам остаётся сохранить в памяти то, что пережили прошлые поколения нашего города, отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Наше время 21 век. И вновь новая песня Олега Кваши на слова Панфилова «Город наш Санкт-Петербург». Каков он сегодня? Посмотрим и споём. 15. Исполнение песни учащимися. Видеозапись восстановленного города (Фильм «Санкт-Петербург»).
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 67 Петроградского района Санкт-Петербурга
Ленинград – культурная столица во время
Великой Отечественной войны
Авторы:
Кузнецова Вера Павловна
ГБОУ Гимназия № 67 Санкт-Петербурга
- заведующая библиотекой
Смольская Елена Евгеньевна
ГБОУ Гимназия № 67 Санкт-Петербурга
- учитель музыки
Спирина Людмила Анатольевна
ГБОУ Гимназия № 67 Санкт-Петербурга
-учитель начальных классов, методист
Санкт-Петербург
2013
Пояснительная записка
а) Кузнецова Вера Павловна, заведующая библиотекой
Смольская Елена Евгеньевна, учитель музыки
Спирина Людмила Анатольевна, учитель начальных классов и методист
б) Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 67 Петроградского района Санкт-Петербурга
в) Ленинград – культурная столица во время Великой Отечественной войны
г) Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки позволяет познакомить учащихся с Ленинградом, как культурной столицей во время Великой Отечественной войны. Используется музыка ленинградских композиторов, фильмы, историческая справка о создании песен и музыкальных произведений, чтение стихов о достопримечательностях города и литературная прогулка по историческому центру, впоследствии ставшему под охрану ЮНЕСКО.
д) Фильм «Санкт-Петербург» (Автор: Спирина Людмила Анатольевна)
Видеозарисовка «Артисты, писатели, композиторы на фронте» (Автор: Спирина Людмила Анатольевна)
Конспект интегрированного
литературно-музыкальный
урок
для учащихся 5 класса
Тема: «Ленинград – культурная столица во время Великой Отечественной войны».
Название: «Вечер на рейде»
Цели:
Воспитывать в детях уважение к людям, отстоявшим мир на земле, веру в торжество справедливости,
с помощью стихов и песен дать почувствовать величие духа людей военного поколения;
изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений, приобщение учащихся к истокам общечеловеческих ценностей, способствовать формированию представлений об особенностях главных событий 1941 – 1945 годов, блокады Ленинграда;
показать красоту и величие архитектурных памятников и людей, сохранивших это наследие и культуру.
Задачи:
Воспитательные:
-
Формировать чувство патриотизма, гражданственности,
воспитывать любовь к своей Родине;
воспитывать уважение и почитание истории и традиций Ленинграда;
воспитывать бережное отношение к культурному наследию прошлого и
настоящего Ленинграда и Санкт-Петербурга;
уважение к старшему поколению через музыкальные, прозаические и поэтические произведения, написанные в годы войны и послевоенные годы,
чувство гордости
Образовательные:
знакомство учащихся с историческим прошлым и настоящим через творчество композиторов Д.Д.Шостаковича, В.П.Соловьева-Седова, Е.Крылатова, О.Кваши; писателя К.Паустовского, поэтов О. Берггольц, Б.Ахмадулиной, А.Д. Чуркина, П. Кагановой
Развивающие:
развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей; развивать коммуникативные умения и речь в логике поставленных задач.
Оборудование и литература:
Интерактивная доска,
стенд с
фотографиями блокадного города,
музыкальный центр,
книга: К.Г.Паустовский
«Дым Отечества». – М.:Издательство»Советская
литература», 1964;
видеоподборка: Романс
Маркиза из к/ф «Достояние республики»,
Д.Шостакович «Симфония №7, часть 1, «Город
наш Санкт-Петербург», О. Берггольц «Нам
от тебя не оторваться»,
песня «Синий
платочек» в исполнении К.Шульженко,
песня
«» в исполнении…
кадры блокадной
ленинградской хроники,
аудиозапись
музыки «Вечер на рейде»
стихотворение
П.Кагановой «Ленинградская весна»
Ожидаемые результаты:
Вызвать эмоциональный
отклик в сердцах пятиклассников.
Желание
изучать историю своей страны, своего
города, историю Великой отечественной
войны на материале литературы и музыки
того времени.
Желание выразить
отношение к войне, к подвигу людей,
перенесших ленинградскую блокаду.
Вызвать чувство сопричастности за сохранение культурного наследия и гордости за принадлежность к званию «Петербуржец»
Ход урока
1. Вступление.
Учитель музыки.
Сообщение темы урока.
2. Звучит романс Маркиза из к/ф «Достояние республики» - видеозапись: панорама города в черно-белом изображении.
Учитель музыки.
- Мы прослушали с вами романс Маркиза, музыка Евгения Крылатова на стихи Беллы Ахмадулиной из к/ф «Достояние республики» и совершили прогулку по нашему прекрасному городу. (Петроград)
3. Заведующая библиотекой.
- 1941 год.
Захват и полное уничтожение Ленинграда было составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР под названием «Барбаросса». Фашисты обрушили на мирное население города, фугасные , осколочные и зажигательные бомбы, артиллерийские снаряды, которыми немецкие батареи били по жилым домам, улицам, скверам и площадям. Город не сдавался. Началась блокада.. Голод.
4. Слушание музыки. Шостакович Симфония №7, 1 часть, эпизод фашистского нашествия. Видеозапись: вторжение фашистских войск на территорию нашей страны.
5.Учитель музыки.
- Прозвучал фрагмент из Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. Эту симфонию композитор написал в первые месяцы войны. Он посвятил её Ленинграду. 9 августа 1942 года произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром был Карл Ильич Элиасберг. В это время у него была вторая стадия дистрофии, а в оркестре оставалось 15 ослабевших музыкантов. Карл Ильич взялся за репетиции, недостающие музыканты были вызваны с фронта.
Зал филармонии был полон. Симфония потрясла слушателей. Во время исполнения транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. После войны немцы вспоминали: «Тогда, 9 августа, мы поняли, что проиграем войну, мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть. Мы-то думали, что город уже мёртвый».
6. Слушание песни в исполнении «Вспомним о тех, кто командовал ротами…»
На интерактивной доске кадры «Город в блокаде».
7.
Учитель музыки.
Город жил и боролся,
а многие актёры и музыканты отправились
на фронт поддержать бойцов с концертными
бригадами, вдохновляя их на борьбу и
подвиги.
- Ребята, к сегодняшнему уроку я просила найти в библиотеке рассказы о фронтовых музыкантах.
- Кто выполнил это задание?
8.Ученики.
Чтение отрывка из произведения Константина Паустовского «Дым Отечества»
Война застала на острове несколько советских актёров – мужчин и женщин. Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. А ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты на маленьких полянах в лесу.
- Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя.
Струны на скрипке были порваны, и невозможно было больше играть. Егоров сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:
- А Паганини играл и на одной струне…
Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!
Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. Егоров поднял смычок. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли петь все струны.
Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, быстрые пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке.
Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.
Вставка кадров с выступлениями артистов
9. Учитель музыки.
- К сердцам бойцов были обращены и песни Клавдии Ивановны Шульженко. Только для защитников блокадного Ленинграда в самый трудный первый год она дала более 500 концертов. Именно в это время стала всенародно любимой песня «Синий платочек».
10. Звучит песня «Синий платочек» в исполнении К.И.Шульженко (1 куплет)
Учитель музыки.
- Ребята, мы тоже с вами выучили песню военных блокадных лет «Вечер на рейде»
11. Исполнение песни учащимися..
Кадры: строительство оборонных сооружений в Ленинграде, военные события на море
- Кто из вас расскажет историю создания этой песни?
12. История создания песни.
Ученик.
- «Вечер на рейде». Родилась песня в Ленинграде, который уже в первые месяцы войны стал прифронтовым городом. На дальних и ближних подступах к городу строились рубежи обороны. Всё население города принимало участие в этой работе. Как и все ленинградцы, авторы будущей песни Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, а вечерами и в субботние дни работали в Ленинградском порту, который назывался «Лесной». В то время его причалы были завалены горами брёвен, и надо было их убрать, сложить в штабеля, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб. Однажды летним августовским вечером после длинного трудового дня поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи…
Заведующая библиотекой.
Популярность «Вечера на рейде была настолько велика, что появились различные варианты и переделки песни.
Парашютисты-десантники пели:
Споёмте, Друзья, ведь завтра в полёт,
Летим мы во вражеский тыл.
Партизаны Крыма, судя по воспоминаниям командира отряда И. Козлова в его книге «В крымском подполье», сочинили такие слова:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в горы,
И ранней порой
Мелькнёт
за спиной
Зелёный мешок вещевой.
Партизаны Ленинградской области:
Споёмте, друзья, про битвы свои
В отрядах лихих партизан,
Итальянские партизаны пели на этот мотив в годы войны песню о девушке – героине освободительного движения. (Юрий Бирюков)
Вот какая это была песня. И совсем не случайно мы называем её, вспоминая самые лучшие песни военного времени. (Лев Сидоровский)
- В нашем городе всегда было много удивительных людей. Такой была Ольга Фёдоровна Берггольц. Это она прожила блокаду в городе все 900 страшных дней и ночей. Блокадной зимой она покинула свою квартиру и переселилась в дом Радио. Это она говорила оттуда с ленинградцами, называла их родными. Дарила им свои стихи, и они вместе мечтали о мире.
В январе мы с вами посмотрели фильм «Зимнее утро».
и видели, что значило радио для каждого ленинградца.
А сейчас мы не только услышим, но и увидим Ольгу Фёдоровну Берггольц
13. Видеозапись: Ольга Берггольц читает своё стихотворение «Нам от тебя не оторваться»
Заведующая библиотекой.
Наступил январь 1944 года. Блокада снята. Появилась возможность начать возрождение Ленинграда.
14. Чтение стихотворения Полины Кагановой. (Кадры уборки и восстановления города)
Ученики
Ленинградская весна
Опять весна. Как прежде, снова
Сверкает солнце с высоты.
Дома, одетые в обновы,
Стоят спокойны и просты.
Звучит трамваев голос звонкий,
Как будто радостный салют.
К засыпанной землёй воронке
Ручьи весенние бегут.
Раскрыв чугунные ворота, весну встречает Летний сад.
Восстановительной работой
Весенний занят Ленинград.
Она кипит, как будто в сказке,
Над величавою Невой.
Здесь каждый камешек обласкан
К труду привычною рукой.
И люди в воинских спецовках
Дробят здесь камни и гранит,
Здесь в окнах светомаскировка
Печать войны в себе хранит.
И город, грозный и суровый,
Не знает отдыха и сна.
Здесь даже тучею свинцовой
Замаскирована луна.
Ещё на куполах соборов
Лежит войны седая пыль,
Ещё, как страж, стоит в дозоре
Адмиралтейства гордый шпиль.
Апрель 1945
Заведующая библиотекой.
Начиналась мирная жизнь. В Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и 8 ноября 1945 года Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Верхолазы сняли защитный покров со шпиля Адмиралтейства, в город из эвакуации возвращались театры.
Вот что написал Константин Паустовский о восстановлении разрушенных сокровищ
- Для того чтобы распределить между собой будущие работы по восстановлению Ленинграда, были созваны архитекторы и художники.
- Мы будем работать , не отдыхая ни часа, пока Ленинград и его пригороды не оживут опять в таком виде, что никому и в голову не придёт, будто здесь прошли грязные полчища фашистов. Мы восстановим всё. Снова будет жить под этим небом нетленная красота.
Тысячи ракет повисли разноцветными гроздьями в зимнем тумане. В их недолгом свете возникал и угасал великий город. Он выстоял. Он начинал жить для новых побед, славы, для новых и радостных отныне волнений.
Учитель музыки.
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Кто из вас знает, что такое ЮНЕСКО?
Ответы детей.
ЮНЕСКО – организация объединённых наций по вопросам образования и культуры, создана 16 ноября 1945 года. На 7-ой сессии в 1972 году было принято соглашение о сохранении культурных памятников мирового значения. (Кадры со значком ЮНЕСКО на фоне города)
- Какие памятники Петербурга, взятые под охрану ЮНЕСКО, вы знаете?
Ответы детей.
Награждение памятными открытками.
Учитель музыки
- Нам остаётся сохранить в памяти то, что пережили прошлые поколения нашего города, отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Наше время 21 век. И вновь новая песня Олега Кваши на слова Панфилова «Город наш Санкт-Петербург». Каков он сегодня? Посмотрим и споём.
15. Исполнение песни учащимися. Видеозапись восстановленного города (Фильм «Санкт-Петербург»).
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»