Урок русского языка "Анализируем имя существительное и имя прилагательное" (УМК "Гармония" 3 класс)
Образовательные задачи:
· Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы.
· Дать возможность работать с памятками, схемами-моделями, обеспечить взаимно — и самоконтроль.
Развивающие задачи:
· Развивать умение выполнять морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного по составленной памятке.
· Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, навыки совместных действий.
· Развивать умение контролировать свой результат.
Воспитательные задачи:
· Воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе.
· Воспитывать интерес к уроку русского языка.
Форма проведения урока: Урок – практикум по данной теме (работа в группах).
Оборудование: мультимедийный проектор (слайды ), таблица «Сравниваем части речи», опорная схема «Памятка как анализировать имя существительное и имя прилагательное», «Лист- задание», распечатки карточек для индивидуальной работы.
Урок-практикум по русскому языку во 3-м классе по теме " АНАЛИЗИРУЕМ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.»
Коробанова Валентина Владимировна,
учитель начальных классов.
Цель: формирование умения учащихся анализировать имена существительные и прилагательные как части речи.
Образовательные задачи:
-
Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы.
-
Дать возможность работать с памятками, схемами-моделями, обеспечить взаимно - и самоконтроль.
Развивающие задачи:
-
Развивать умение выполнять морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного по составленной памятке.
-
Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, навыки совместных действий.
-
Развивать умение контролировать свой результат.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе.
-
Воспитывать интерес к уроку русского языка.
Форма проведения урока: Урок – практикум по данной теме (работа в группах).
Оборудование: мультимедийный проектор (слайды ), таблица «Сравниваем части речи», опорная схема «Памятка как анализировать имя существительное и имя прилагательное», «Лист- задание», распечатки карточек для индивидуальной работы.
Ход урока.
-
Организационный этап.
- Добро пожаловать на урок русского языка. Теперь посмотрите на меня. Я желаю вам сегодня, чтобы урок принес вам радость общения друг с другом.
- Каким вы хотите видеть его?
2. Определение темы урока. Целеполагание.
- Сегодня мы проведём урок-практикум, работать будем по группам. Выберите лидера группы.
- Прошу подойти ко мне лидерам и взять пакет с заданиями для практической работы.
Создание проблемной ситуации:
(работа в группах)
- Возьмите карточку № 1. Внимательно прочитайте задание . Выполнив его, вы должны будете сформулировать тему урока.
Слайд № 1
Карточка № 1. Прочитайте предложение. Пушистое покрывало землю покрывало. Что вас удивило? Могут ли слова одинаково произноситься, но относиться к разным частям речи?_______________________________ Что надо учитывать, чтобы определить, к какой части речи относится слово ?______________________________________________________ К какой части речи в предложении относится четвёртое слово? Докажите.
1.
Покрывало –
_____________________________________________ 2._________________________________________________________ 3.
________________________________________________________ К какой части речи в предложении относится второе слово?Докажите.
1.
Покрывало –
_____________________________________________ 2._________________________________________________________ 3.
_________________________________________________________ 4.________________________________________________________ Что вы не смогли сделать?______________________________________ _____________________________________________________________ Сформулируйте тему урока._____________________________________ _____________________________________________________________ |
- Прочитайте тему урока на доске.
АНАЛИЗИРУЕМ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
- Почему в теме есть запись ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
(прилагательное подчиняется существительному)
- Правильно. Теперь, используя опорную запись, сформулируйте задачи урока. Слайд № 2
ЗАДАЧИ УРОКА: ПОВТОРИТЬ____________________________________________________________________ СОСТАВИТЬ____________________________________________________________________ |
Слайд № 3
ЗАДАЧИ УРОКА: ПОВТОРИТЬ - анализ глагола как часть речи. (памятка стр. 12) СОСТАВИТЬ – памятку (алгоритм) «Анализируем имя существительное и имя прилагательное как часть речи» НАУЧИТЬСЯ - письменно анализировать имя существительное и имя прилагательное как часть речи |
- Давайте последовательно идти к достижению наших целей.
3. Практическое решение первой задачи урока.
- Сначала давайте повторим материал, который вам понадобится для составления памятки.
- Откройте учебник на стр 12. Какую информацию возьмёте с этой страницы? (памятку «Анализируем глагол как часть речи»)
- Давайте её повторим по частям. (работа с учебником на стр.12)
- Возьмите листок с таблицей «Сравниваем части речи»
- Поможет вам эта таблица ? Докажите. Слайд № 4
- Сделайте вывод.
(- Используя таблицу «Сравниваем части речи» и памятку «Анализируем глагол как часть речи» в учебнике на стр 12 .мы можем составить памятку «Анализируем имя существительное и имя прилагательное как часть речи)
4. Практическое решение второй задачи урока.
- Вы будете составлять памятку для имени существительного и памятку для имени прилагательного или одну единую? Докажите.
- А различия будут?
( Конечно, останутся различия в характеристиках, обусловленные особенностями частей речи, но логика действий будет одна.)
Практическая работа в группах.
-Возьмите карточку № 2 . Перед вами опорная схема памятки, которую вы сейчас будете составлять. Слайд № 5
Карточка № 2 1. Определи часть речи. Для этого узнай:
/ \ по временам? по падежам? Это ____________ Это __________________ Изменяется ли по родам? / \ Нет. Да. Это _____________ __ Это ____________________ 2. Назови начальную форму: _____________________ _______________________ 3 Назови постоянные признаки: _____________________ _______________________ 4 Определи, в какой форме слово употреблено: 1.________________ 1________________ 2.________________ 2 ________________ 3 ________________
|
- Лидеры групп представляют свои памятки , выбор лучшей.
- Сравните с памяткой , которую предложили вам авторы учебника на стр 61.
5. Практическое решение третьей задачи урока.
- Используя составленную памятку, проверим, помогает ли нам она в работе?
- Давайте вернемся к нашему предложению Пушистое покрывало землю покрывало.
- Проанализируйте теперь второе слово как часть речи в карточке.
(лидеры групп зачитывают разбор)
- Давайте повторим общий способ действий для анализа всех частей речи.
-
Что обозначает.
-
На какие вопросы отвечает.
-
Как изменяется.
-
Начальная форма.
-
Постоянные признаки.
-
Непостоянные признаки.
Индивидуальная работа
- А теперь каждый из вас возьмёт карточку № 3 - «Практическая работа по русскому языку».
- Запишите тему урока.
- Прочитайте задания. Возьмите оценочный лист. Какие умения вы должны знать, чтобы выполнить данные разборы? Сколько баллов вы получите за данную работу? (6б)
(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу)
Проверка по –образцу. Слайд № 6
призн. предм., изм. по пад., по род. – им. прил.
|
призн. предм., изм. по пад., по род. – им. прил.
|
Слайд №7
Карточка № 3
Практическая работа по русскому языку по теме:
_______________________________________________________
учени____ 3б класса МБОУ «СОШ №43»_______________________________от_____________.
-
Прочитайте стихотворение.
-
Подчёркнутые слова разберите как часть речи.
Нёс Медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на Мишку – вот напасть –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной,
Дрался вырванной осиной,
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало?
Им за это и попало!
1.С армией осиной - ________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
-
Дрался осиной -_________________________________________________
-
________________________________________________________________
-
________________________________________________________________
-
_______________________________________________________________
______Итог ___ б.
Слайд №7
Оценочный лист.
Критерии оценивания: |
Умею + Затрудняюсь - |
После выполнения работы |
удалось + были затруднения ? |
||
Умею обозначать имя существительное и имя прилагательное. |
|
|
Умею определять вопросы, на которые отвечает имя существительное и имя прилагательное. |
|
|
Умею изменять имя существительное и имя прилагательное. |
|
|
Умею определять начальную форму имени существительного и имени прилагательного |
|
|
Умею определять постоянные признаки имени существительного и имени прилагательного. |
|
|
Умею определять непостоянные признаки имени существительного и имени прилагательного. |
|
|
- Я доволен своей работой __________________________________________
- Мне было трудно_________________________________________________
- У меня ещё есть пробелы в знаниях __________________________________
- Какое у меня в конце урока настроение? ______________________________
Итог: баллы________ % ________ уровень ____________________________________________________
-
Рефлексия.
-Возьмите оценочный лист и оцените себя после выполнения данной работы.
- Я доволен своей работой ______________________________________________
- Мне было трудно____________________________________________________
- У меня ещё есть пробелы в знаниях ____________________________________
- Какое у меня в конце урока настроение? ________________________________
6. Итог урока. Д/З задание по карточке.
Слайд № 9
Домашняя работа по русскому языку по теме: _______________________________________________________ учени____ 3б класса МБОУ «СОШ №43»_______________________________от_____________.
В выделенных словах определите части речи. Нёс Медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку. Вдруг на Мишку – вот напасть – Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной, Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало? Им за это и попало! ______Итог ___ б.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______Итог ___ б. Итог: баллы________ % ________ уровень ____________________________________________________ |
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО