Урок по русскому языку. Антонимы. 2 класс.
Краткое описание
Углубить знания и представления учащихся о словах противоположных по смыслу.
Дать понятие антонимы.
Продолжить работу над умением работать с текстами.
Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.
Дать понятие антонимы.
Продолжить работу над умением работать с текстами.
Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.
Описание
Подробный конспект урока. Тема урока
Антонимы
Предмет
Русский язык
Класс
2 класс
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Захарова Наталья Владимировна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение
МОБУ СОШ № 4
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
Южный федеральный округ
Республика/край Краснодарский край
Город/поселение город Лабинск
Методическая информация Тип урока (мероприятия, занятия) Урок открытия нового знания
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) Образовательная — знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; — совершенствование умения подбирать антонимы;
— формирование умения применять на практике полученные знания;
— учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам
— — расширять, уточнять словарный запас учащихся
Развивающая
— развивать орфографическую зоркость, речевые умения; — развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму; Воспитательная — воспитание интереса к русскому языку; — воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету; — воспитание читательской активности; Задачи урока (мероприятия, занятия) — Углубить знания и представления учащихся о словах противоположных по смыслу. — Дать понятие антонимы. — Продолжить работу над умением работать с текстами. Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса. Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии. Время реализации урока (мероприятия, занятия) 40 мин. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Актуализация знаний обучающимися:
1) Вспомнят слова противоположные по смыслу на примере пословиц
Приобретение ЗУНК обучающимися:
1) Познакомятся с новым понятием – антонимы
2) Узнают, что антонимы могут быть только одной частью речи
Закрепление ЗУНК обучающимися:
1) Закрепят новое знание на практике.
2) Закрепят навыки подбора антонимов в разных заданиях.
3) Закрепят умение определять тему урока.
4) Закрепят умение работать в парах при решении проблемных ситуаций.
5) Закрепят навыки взаимопроверки, самопроверки и самоконтроля.
Необходимое оборудование и материалы Презентация к уроку, компьютер, проектор, экран. Раздаточный материал (см. приложение1), тетрадь. Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
— электронная презентация «Антонимы» — карточки с разноуровневым домашним заданием Список учебной и дополнительной литературы
Литература: · УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 2класс, 1 часть. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., издательство«Просвещение», 2012г.
· Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 2 класс. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., издательство«Просвещение», 2012г.
Технология проведения
Деятельность учителя I этап. Организационный Цель:
— мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда,
Вниманье ваших умных глаз.
II этап. Актуализация знаний Цель- подготовить мышление детей к последовательным шагам учебной деятельности
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное …(слово)
— У меня рассыпались слова в пословице, помогите её восстановить:
Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от, труда.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
— Объясните смысл пословицы. Чему она учит? Запишите её.
— Обратите внимание на выделенные тёмным цветом слова.
III этап. Самоопределение деятельности Цель:
— мотивировать к изучению темы;
— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
— Что интересного заметили?
— Что объединяет эти пары слов?
— Какие они по значению?
— Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить на уроке?
— Послушайте стихотворения и найдите в них слова с противоположным значением.
1. Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
2. Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.
3. Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон — черный, голубь — белый!»
4. Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.
5.Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки —
Он гоняет их метлой.
Вася — добрый, Жора — злой!
6. За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
— Сегодня на уроке мы узнаем, как называются слова с противоположным значением.
— Какова главная цель нашего урока?
IVэтап. Открытие новых знаний. Цель:
— обеспечение восприятия, осмысления первичного закрепления учащимися нового понятия
— Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока. (Что такое антонимы?)
— Кто уже может ответить на вопрос урока? (Антонимы – это слова с противоположным значением.)
— Прочитайте правило.
— Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». В русском языке есть много слов, которые имеют в своём составе часть анти – «против»: антисанитарный, антивоенный, антициклон и др.
— В вашем учебнике дан небольшой словарь антонимов. Откройте с. 172 и ознакомьтесь с ним.
— К данным словам подберите антонимы: вечер, друг, кислый, родина, польза, вчера, белый.
V этап. Создание проблемной ситуации и выход из неё. Цель:
— организация фиксирования индивидуального затруднения;
— стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.
На экране пары слов.
— Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите.
День – ночной.
Добрый – зло.
Работать – отдых.
(Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и должны быть одной частью речи).
Работа с пословицами.
— Найди недостающие слова и восстанови пословицы. Объяснение их смысла.
Знай больше, а говори…(меньше).
Ученье — свет, а неучнье..(тьма).
Мир строит, а война…(разрушает).
Горьким лечат, а сладким…(калечат).
— Объясните смысл последней пословицы.
Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.
— А что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?
— На уроке мы тоже не будем забывать про здоровье и выполним физминутку.
VI этап. Физкультминутка Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:…(низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь:…(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:…(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты…(нашёл)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты…(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай:…(конец).
VII этап. Применение новых знаний. Цель:
— научить применять знания в практическом задании;
— организовать взаимопроверку
— А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы?
— С помощью антонимов прилагательных охарактеризуйте животных.
Лев – заяц (по храбрости).
Муха – слон (по величине).
Лисица – ворона (по уму).
Стрекоза – муравей (по трудолюбию).
— Ребята, а где мы можем встретить антонимы?
— На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление)
— В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. )
— В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».)
VIII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель:
— организовать выполнение учащимися самостоятельной работы
— Рассмотрите картинки. Подберите к каждой антонимы. Запись слов в тетрадь.
больная – здоровая
закат – восход
небо – земля
старая – молодая
зима – лето
сладкое – кислое
плачет – смеётся
IX этап. Рефлексия учебной деятельности. Цель:
— зафиксировать новое содержание урока;
— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
— С каким новым понятием вы познакомились на уроке? — Чему вы научились? — Что вам понравилось? — Если вам было интересно и легко работать на уроке, нарисуйте солнышко, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку.
X этап. Домашнее задание (разноуровневое) Цель: — провести инструктаж по выполнению домашнего задания.
1 уровень: Прочитай пословицы. Найди и выпиши пары слов с противоположным значением (антонимы). Труд человека кормит, а лень портит. Лето припасает, а зима подъедает. Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух. Маленькое дело лучше большого безделья. Глупый киснет, а умный мыслит. 2 уровень: Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши. Здоровый — …, сахар — …, жадность — …, медленный — …, до свидания — …, чёрный — … . 3 уровень: Подбери антонимы в пословицы и запиши. Болен– лечись, а … — берегись От малой искры, да … пожар. Знайкадорожкой бежит, а … на печке лежит. Меньшеговори, да … делай. Кто больше знает, тот … спит. Доброе слово дом построит, … слово дом … .
Подробный конспект урока. Тема урока
Антонимы
Предмет
Русский язык
Класс
2 класс
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Захарова Наталья Владимировна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение
МОБУ СОШ № 4
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
Южный федеральный округ
Республика/край Краснодарский край
Город/поселение город Лабинск
Методическая информация Тип урока (мероприятия, занятия) Урок открытия нового знания
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) Образовательная — знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; — совершенствование умения подбирать антонимы;
— формирование умения применять на практике полученные знания;
— учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам
— — расширять, уточнять словарный запас учащихся
Развивающая
— развивать орфографическую зоркость, речевые умения; — развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму; Воспитательная — воспитание интереса к русскому языку; — воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету; — воспитание читательской активности; Задачи урока (мероприятия, занятия) — Углубить знания и представления учащихся о словах противоположных по смыслу. — Дать понятие антонимы. — Продолжить работу над умением работать с текстами. Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса. Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии. Время реализации урока (мероприятия, занятия) 40 мин. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Актуализация знаний обучающимися:
1) Вспомнят слова противоположные по смыслу на примере пословиц
Приобретение ЗУНК обучающимися:
1) Познакомятся с новым понятием – антонимы
2) Узнают, что антонимы могут быть только одной частью речи
Закрепление ЗУНК обучающимися:
1) Закрепят новое знание на практике.
2) Закрепят навыки подбора антонимов в разных заданиях.
3) Закрепят умение определять тему урока.
4) Закрепят умение работать в парах при решении проблемных ситуаций.
5) Закрепят навыки взаимопроверки, самопроверки и самоконтроля.
Необходимое оборудование и материалы Презентация к уроку, компьютер, проектор, экран. Раздаточный материал (см. приложение1), тетрадь. Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
— электронная презентация «Антонимы» — карточки с разноуровневым домашним заданием Список учебной и дополнительной литературы
Литература: · УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 2класс, 1 часть. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., издательство«Просвещение», 2012г.
· Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 2 класс. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., издательство«Просвещение», 2012г.
Технология проведения
Деятельность учителя I этап. Организационный Цель:
— мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда,
Вниманье ваших умных глаз.
II этап. Актуализация знаний Цель- подготовить мышление детей к последовательным шагам учебной деятельности
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное …(слово)
— У меня рассыпались слова в пословице, помогите её восстановить:
Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от, труда.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
— Объясните смысл пословицы. Чему она учит? Запишите её.
— Обратите внимание на выделенные тёмным цветом слова.
III этап. Самоопределение деятельности Цель:
— мотивировать к изучению темы;
— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
— Что интересного заметили?
— Что объединяет эти пары слов?
— Какие они по значению?
— Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить на уроке?
— Послушайте стихотворения и найдите в них слова с противоположным значением.
1. Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
2. Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.
3. Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон — черный, голубь — белый!»
4. Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.
5.Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки —
Он гоняет их метлой.
Вася — добрый, Жора — злой!
6. За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
— Сегодня на уроке мы узнаем, как называются слова с противоположным значением.
— Какова главная цель нашего урока?
IVэтап. Открытие новых знаний. Цель:
— обеспечение восприятия, осмысления первичного закрепления учащимися нового понятия
— Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока. (Что такое антонимы?)
— Кто уже может ответить на вопрос урока? (Антонимы – это слова с противоположным значением.)
— Прочитайте правило.
— Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». В русском языке есть много слов, которые имеют в своём составе часть анти – «против»: антисанитарный, антивоенный, антициклон и др.
— В вашем учебнике дан небольшой словарь антонимов. Откройте с. 172 и ознакомьтесь с ним.
— К данным словам подберите антонимы: вечер, друг, кислый, родина, польза, вчера, белый.
V этап. Создание проблемной ситуации и выход из неё. Цель:
— организация фиксирования индивидуального затруднения;
— стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.
На экране пары слов.
— Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите.
День – ночной.
Добрый – зло.
Работать – отдых.
(Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и должны быть одной частью речи).
Работа с пословицами.
— Найди недостающие слова и восстанови пословицы. Объяснение их смысла.
Знай больше, а говори…(меньше).
Ученье — свет, а неучнье..(тьма).
Мир строит, а война…(разрушает).
Горьким лечат, а сладким…(калечат).
— Объясните смысл последней пословицы.
Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.
— А что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?
— На уроке мы тоже не будем забывать про здоровье и выполним физминутку.
VI этап. Физкультминутка Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:…(низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь:…(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:…(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты…(нашёл)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты…(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай:…(конец).
VII этап. Применение новых знаний. Цель:
— научить применять знания в практическом задании;
— организовать взаимопроверку
— А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы?
— С помощью антонимов прилагательных охарактеризуйте животных.
Лев – заяц (по храбрости).
Муха – слон (по величине).
Лисица – ворона (по уму).
Стрекоза – муравей (по трудолюбию).
— Ребята, а где мы можем встретить антонимы?
— На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление)
— В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. )
— В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».)
VIII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель:
— организовать выполнение учащимися самостоятельной работы
— Рассмотрите картинки. Подберите к каждой антонимы. Запись слов в тетрадь.
больная – здоровая
закат – восход
небо – земля
старая – молодая
зима – лето
сладкое – кислое
плачет – смеётся
IX этап. Рефлексия учебной деятельности. Цель:
— зафиксировать новое содержание урока;
— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
— С каким новым понятием вы познакомились на уроке? — Чему вы научились? — Что вам понравилось? — Если вам было интересно и легко работать на уроке, нарисуйте солнышко, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку.
X этап. Домашнее задание (разноуровневое) Цель: — провести инструктаж по выполнению домашнего задания.
1 уровень: Прочитай пословицы. Найди и выпиши пары слов с противоположным значением (антонимы). Труд человека кормит, а лень портит. Лето припасает, а зима подъедает. Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух. Маленькое дело лучше большого безделья. Глупый киснет, а умный мыслит. 2 уровень: Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши. Здоровый — …, сахар — …, жадность — …, медленный — …, до свидания — …, чёрный — … . 3 уровень: Подбери антонимы в пословицы и запиши. Болен– лечись, а … — берегись От малой искры, да … пожар. Знайкадорожкой бежит, а … на печке лежит. Меньшеговори, да … делай. Кто больше знает, тот … спит. Доброе слово дом построит, … слово дом … .
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Поурочное планирование
Русский язык
2 класс
13 мая 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО