Методическая разработка урока "Природные зоны Северной Америки" с презентацией
1. Рассмотреть особенности природных зон материка.
2. Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: картами, электронным вариантом урока.
3. Развитие познавательного интереса к предмету, развитие памяти, внимания, быстроты логического мышления.
- Рассмотреть особенности природных зон материка.
- Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: картами, электронным вариантом урока.
- Развитие познавательного интереса к предмету, развитие памяти, внимания, быстроты логического мышления.
Природные зоны Северной Америки
Учитель географии МБОУ СОШ №4 с. Мерчанского
Миронов Владимир Викторович
Цели и задачи урока:
-
Рассмотреть особенности природных зон материка.
-
Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: картами, электронным вариантом урока.
-
Развитие познавательного интереса к предмету, развитие памяти, внимания, быстроты логического мышления.
Тип урока:изучение нового материала с использованием ИКТ.
ТСО: проектор, экран, компьютер
Оборудование:
-
Презентация (Приложение 1).
-
Учебный диск «География материков и океанов для 7 класса».
-
Персональный компьютер для каждого учащегося.
-
Контурные карты.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Вводная часть. Подготовка к основному этапу урока.
Вступительное слово учителя. Каждый урок изучения нового материала эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды.
Откройте тетради и запишите тему урока : «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»
Прежде чем приступить к работе, мне хотелось, чтобы вы вспомнили определение – природная зона
Учащиеся: дают определение понятию природная зона –широкие полосы однородной природы земли, обусловленные климатическими условиями и равнинным рельефом на суше.
Природные зоны- территории простирающиеся в широтном направлении со сходными природными условиями ( климат, почвы, растительность, животные)
Вертикальная поясность- постепенная смена в горных районах климатов, почв, растений, животных в зависимости от высоты.
Объяснение нового материала:
итаю эпиграф, написанный на доске, и говорю ребятам, что сегодня мы будем изучать природные зоны Северной Америки. Предлагаю изучить их самостоятельно, работая в группах. Предлагается самостоятельный выбор партнёров, уточняется, что групп должно быть 4 и число членов группы должно быть примерно одинаковым. Учащиеся выбирают природную зону, которую необходимо охарактеризовать самостоятельно. Предлагается каждой группе план изучения природной зоны, таблица "Природные зоны Северной Америки", которую нужно заполнить по мере презентации работ каждой группы.
План описания природной зоны
-
Определение. Географическое положение.
-
Климатические условия.
-
Почвы.
-
Растительность
-
Животный мир.
Описывая природную зону, раскрывайте взаимосвязь между компонентами её природы.
Природные зоны Северной Америки
Природная зона |
Географич.положение |
Средняя t° января |
Средняя t° июля |
Осадки |
Почва |
Растительность |
Животный мир |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тундра
До середины прошлого века в тундре Северной Америки было широко распространено животное овцебык (до 1 млн. голов). Овцебык похож на быка и на барана. Длина его тела достигает 2,5 м, высота – 1 м, масса – 270 кг. Туловище животного покрыто густой и длинной шерстью темно-бурого цвета. Сейчас овцебык живет главным образом в Гренландии и на островах Канадского Арктического архипелага, питается лишайником, мхами, травянистыми растениями. В настоящее время овцебыков осталось совсем немного. Их истребляли ради мяса и шкур. Сейчас охота на овцебыков запрещена.
Северный олень в американскую тундру завезён из Европы.
Тайга
Тайгой называют ландшафт, представленный растительностью хвойных лесов. Это труднодоступные леса на севере Северной Америки и Евразии.
Летом в тайге можно испытать палящий зной, а зимой – беспощадный, пронизывающий холод, когда выдыхаемый воздух замерзает сразу же после выдоха из легких, а холод вонзается в тело с остротой отточенного охотничьего ножа.
Тайга – хвойный лес. Здесь растут высокие и стройные ели, достигающие высоты в 60 м, а иногда и в 90 м; они очень долговечны и доживают до 500 – 600 лет. Молодые деревья растут очень медленно, и нередко в тайге можно встретить деревья высотой с человека, возраст которых может достигать и ста лет. Наиболее широко распространены здесь черная (или канадская) ель, так называемые "серебристые" ели, украшающие улицы и площади многих наших городов. Огромные площади в Канаде занимает и бальзамическая пихта – от 60 до 100 м высотой и 2-метровым диаметром прямого ствола. Ствол плохо очищается от сучьев, и кажется, что крона начинается почти у самой земли. Бальзамическая пихта является источником столь ценящейся в медицине смолы, называемой канадским бальзамом. Широко распространена также американская лиственница, древесина которой тоже широко используется в лесной промышленности.
Леса – это богатство Канады, именно они занимают почти 1/2 её территории.
Хвойные леса Северной Америки по составу пород близки к азиатским и европейским, но встречаются виды деревьев, которые не растут в наших лесах. К ним относятся веймутова сосна с длинной мягкой хвоей, растущая в бассейне Великих озер и реки Св. Лаврентия, и гигантские секвойи стометровой высоты, распространенные в Кордильерах.
Северная Америка – родина секвойи. Это – самый древний представитель растительного мира. Отдельные деревья живут около 4000 лет. Один вид секвойи – мамонтовое дерево – достигает в высоту 100-150 м и в диаметре до 20 м.
Прерии
"Провинции прерий" не зря называют "канадской хлебной корзиной", где собирается богатый урожай пшеницы. Эти земли настолько жирны, что пальцы становятся сальными. И прерии довольно быстро распахивали, занимали под плантации. Их стали называть "хлебной корзиной", "пшеничным поясом" США. Однако уже первые прерий столкнулись здесь со страшными ураганами, вызываемыми ветром на нескончаемых равнинах. Но 30-е гг. уже нашего века принесли на Великие равнины ещё более страшную беду под названием "пыльные бури". На полностью распаханных равнинах ветер поднимал чёрные тучи плодороднейшего чернозёма. Земли уходили из-под ног! Разоряя поля, засыпая дороги и жилища, чёрные тучи достигли Нью-Йорка. Это стихийное бедствие, одно из самых крупных на территории США, дорогой ценой убедило фермеров: нельзя полностью распахивать степные просторы, необходимо оставлять и задернованные участки, надо обязательно высаживать лесные полосы, создавать искусственные водоёмы.
Каковы были американские степи в прошлом, можно представить, прочитав маленький отрывок из описаний Майн Рида:
"Вокруг расстилалась волнистая прерия. Все линии здесь мягки и плавны, холмы с закруглёнными вершинами и отлогими склонами переходят в зелёные долины, а по ним струятся и сверкают на солнце прозрачные ручьи... И холмы, и долины устланы богатым ярко-зелёным ковром невысокой бизоньей травы, кажется, будто этот недавно скошенный луг покрывается новой молодой зеленью."
Весной степь зеленеет и цветёт. В высоких и густых травах много животных, прилетает огромное количество птиц. Весна в прериях короткая. С наступлением лета и жары всё живое улетает, прячется в заросли, умолкает до будущей весны. Летом степи выгорают; тогда они пустынны и безмолвны.
В заповедных районах прерий ещё водятся бизоны. Это крупные животные, похожие на европейского зубра. Всё хозяйство и благосостояние бывших хозяев прерий – индейцев – было связано с охотой на бизонов.
"Индейцы использовали тушу животного практически без остатка. В пищу шло свежее вяленое мясо и пеммикан (мясо, приготовленное с добавлением сала и лесных ягод-соскатун, позволяющих хранить продукт долгое время). Из шкур делали вигвамы, упряжь, одежду, мокасины, люльки для детей. Сухожилия шли на тетиву, нитки и рыболовные снасти, рога – на пороховницы. Даже бизоний помёт находил применение в качестве топлива для домашних очагов. Короче, ничего не пропадало даром". (Ю. Кузнецов).
Варварская охота колонизаторов всего за 40 лет привела к плачевным результатам: из почти 50-миллионного поголовья бизонов к 1880 г. осталось не более 200. Потребовались огромные усилия по сохранению этого вида диких животных, и сейчас в национальном парке Канады Вуд-Буффоло насчитывается стадо около 15 тыс. голов.
В настоящее время прерии потеряли свой прежний облик. Значительная часть их распахана, засевается пшеницей и кукурузой.
Смешанные и широколиственные леса
Животные лесной полосы Северо-Американского континента в большинстве своём сходны с евроазиатскими. В лесах Северной Америки водятся олени вапити, похожие на благородных оленей, лоси, медведи (гризли), волки, рыси, росомахи, лисицы, зайцы. Но есть животные, которые свойственны только Америке.
Вблизи водоёмов обитает хищный зверь – енот. Он покрыт густым буровато-жёлтым с чёрным оттенком мехом, а на пышном хвосте его выделяются чёрно-белые кольца. Питается енот растительной и животной пищей. Перед едой пищу он полощет в воде, поэтому зверя называют енот-полоскун. Своё жилище он устраивает в дуплах.
Характерное растение зоны смешанных и широколиственных лесов – тюльпанное дерево, достигающее в высоту 60 м и в диаметре 3,5 м. В мае-июне оно покрывается цветами, похожими на тюльпаны. Отсюда произошло его название. Древесина этого дерева похожа по своим свойствам на древесину тополя, поэтому в Америке его называют "жёлтый тополь" (кора тюльпанного дерева серая или красновато-бурая). Тюльпанное дерево используется для внутренней отделки помещений.
Ребята в течении 13 – 15 минут работают над изучением природной зоны и готовят устную презентацию, используя карты атласа, настенные картины, материал учебника §55 (В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. "Дрофа", Москва, 2004 г.), дополнительную литературу.
Перед работой учитель предлагает рассмотреть карту атласа "Природные зоны Северной Америки" и ответить на вопрос: Какие природные зоны есть в Северной Америке° Сравнить карту природных зон с климатической картой и сделать вывод о том, какая зависимость существует в размещении природных зон и климатических областей.
Следует выяснить, почему зоны степей, смешанных и широколиственных лесов тянутся с севера на юг, а зоны севера материка – арктические пустыни, тундра, хвойные леса – с запада на восток.
Затем начинается самостоятельная работа учащихся.
По истечению времени каждая группа дает устную характеристику выбранной природной зоны. Остальные учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу, уточняют непонятное, задают вопросы.
По изучению зоны тайги:
-
Насколько растительность этой зоны похожа на нашу, т.е. растительность тайги Западной Сибири°
-
Почему здесь преобладают подзолистые почвы°
По изучению зоны смешанных и широколиственных лесов:
-
Что послужило сильному сведению этих лесов на большей части материка, к замене их искусственными посадками деревьев°
-
Какое другое название имеет тюльпанное дерево°
По изучению зоны степей:
-
Как человек изменил зону прерий°
-
Какие стихийные явления наиболее характерны для степной зоны Северной Америки° Почему°
Игра на закрепление нового материала
« Узнай по описанию природную зону »
-
Перед глазами встают громадные пространства с высокой травянистой растительностью с преобладанием ковыля, матлика, пырея. По ним бродят стада степных бизонов, резво бегают вилорогие антилопы. Кайоты, рыжая лисица, барсук, хорёк, белохвостый заяц – всю эту живность можно встретить на голубых просторах зоны.Грызунов же здесь не счесть. Пожалуй, именно суслики вместе с их ближайшими родственниками – луговыми собачками являются истинными властителями этой природной зоны. ( степь – прерии )
-
Всюду видны летающие поморники, и горе зазевавшемуся или выбежавшему на снег леммингу. Летом яркие ковры полярных маков, куропаточной травы, лютиков. А сколько ягод- морошка, голубика, ежевика. Удивительное зрелище красок. ( тундра )
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: прочитать параграф, подготовить рассказ о природной зоне ( по выбору уч-ся) по плану на стр. 312 учебника.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»