Классный час
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пасхальный фестиваль (МО «Дополнительное образование»))
Рейтинг: голосов:2просмотров: 2396
• прививать любовь к народным традициям,
• совершенствовать навыки коллективной (групповой) деятельности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №16»
Классный час
Эккерт Наталия Николаевна
г. Братск, 2013г.
Пояснительная записка.
Ф.И.О. автора ____Эккерт Наталия Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16», учитель технологии.
Разработка классного часа в форме игры.
Цель: познакомить ребят с обычаем празднования Пасхи на Руси, прививать любовь к народным традициям, совершенствовать навыки коллективной (групповой) деятельности.
Перечень дополнительных материалов: презентация, записи русских народных песен.
Список используемых информационных ресурсов b kbnthfnehs:
-
Nsportal.ru/shola/klassnoe-rukovodstvo
-
Праздники и обычаи народов мира. Энциклопедия «Я познаю мир». Издательство «Астрель», 2002.
Цели:
-
познакомить ребят с обычаем празднования Пасхи на Руси,
-
прививать любовь к народным традициям,
-
совершенствовать навыки коллективной (групповой) деятельности.
Атрибуты праздника:
крашеные яйца, куличи, жетоны вырезанные из цв. бумаги в в форме яйца.
Музыкальный фон:
записи русских народных песен, плясовой музыки, частушек, колокольного звона.
В ходе мероприятия показываются слайды с изображением эпизодов деревенской жизни, деревенских праздников.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Ведущий: Душе человеческой нужен праздник! Это необходимо для высвобождения её для добра, простых радостей бытия. И мы с любопытством и любовью вспоминаем старинные традиции, добрые, красивые обычаи наших предков.
- Любите ли вы праздники?
- Какие праздники вы знаете?
- Какие из них отмечаются весной?
Ребята! Представьте себе такую картину. Весна, апрель. За окном уже стаял снег, в доме вкусно пахнет сдобным тестом для куличей, и на столе в широком блюде зеленеет проросший овёс, а в него уложены разноцветные яички.
- Какого праздника это приметы?
Конечно, это приметы Пасхи. На Руси многие праздники отмечались торжественно и весело. Это относится и к Рождеству, и к Масленице. А сегодня мы узнаем, как праздновали на Руси Пасху. На протяжении всего кл. часа я буду раздавать вам жетоны за выполненные правильно задания и за верные ответы, команда, набравшая большее количество жетонов получат призы! (Класс делим на 3 команды.)
Выступление 1 уч-ся: Православная Пасха отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Этот праздник продолжается целую неделю. Эта неделя называлась святой. Первый день Пасхи именовался Великим или светлым днём. В понедельник люди ходили на кладбище навещать умерших родственников. Утро вторника называлось купалищем, так как молодые и старики обливали холодной водой тех, кто просыпал заутреню (последнюю ночную на рассвете службу в церкви).
Выступление 2 уч-ся Пятница считалась прощённым днём, суббота – хороводницами. Праздник Пасхи наступал после семинедельного Великого поста, т.е. строгого воздержания в пище.
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». День Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры – сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников! Наши предки говорили о нём «Пасха Красна».
Ведущий: Радостный гимн, возвещающий о воскресении Христа, первый раз звучит в пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя вокруг храма, останавливается у его закрытых дверей. Закрытые двери храма обозначают «гроб затворенный» — погребальную пещеру, в которую было положено тело Спасителя.(Слайд2 )
Выступление 3 уч-ся: Этот праздник, как и многие другие, заимствован из других культов. (Культ – от лат. - почитание, один из основных элементов религии). Культ умирающих и воскресающих богов вырос из представлений наших далёких предков, которые, наблюдая, как прорастало брошенное в землю зерно, как возрождалась весной растительность, по аналогии полагали, что точно так же умирают и воскресают боги.
У крестьян существовало поверье, что весной на Пасху “солнце играет”. Многие старались подкараулить это мгновение. Взрослые мужчины выходили смотреть на колокольни, а женщины и дети наблюдали появление его на пригорках и крышах домов. Играние солнца выходили смотреть в первый день Святой недели.
Ведущий: По замечаниям поселян, появление солнца на чистом небе и его играние (очевидно, сияние его в чистом весеннем небе) предвещает хорошее лето, благополучный урожай и счастливые свадьбы.
А потому все девичьи пасхальные приметы были об одном: если девица ушибёт локоть, значит её вспомнил милый; если во щи упадёт муха – к свиданию; бровь станет чесаться – кланяться с милым.
Поскольку Пасха – величайший христианский праздник, когда по преданию высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека, желания произносились прямо на заутрене. Во время этой пасхальной службы девушки тихонько шептали: “Воскресенье Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках, да в порчонках”. Вот так загадывали свои сокровенные желания ваши прапрапрабабушки, и тогда были молодые девушки, которые мечтали о любви, о счастливом браке, о крепкой семье.
А знаете ли вы пословицы, мы сейчас проверим. (Каждой команде выдается конверт в котором написаны на полосках бумаги пословицы. Они разрезаны и перемешаны. Нужно их правильно соединить и прочитать.) Жетон получает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Где любовь - / там и согласие.
Без солнышка нельзя пробыть - / без милого нельзя прожить.
С милым - / и в шалаше рай.
Верная любовь - / ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Где любовь да совет - / там и горя нет.
И день-то светел, и ночь коротка - / коли милая пришла.
Любовь да лад - / не надобен и клад.
Любовь не пожар, / а загорится – не потушишь.
Ведущий: Празднование пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «лёгкое» и радостное. В храмах пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены (Слайд 3 )
После того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе».( Слайд 4)
Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают пасхальный пир. Главные угощения пасхального стола кулич, «пасха» и крашенные яйца. (Слайд5)
Пасхи не бывало без качелей. (Слайд6 ) Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне) загодя вкапывались столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски –возводились общественные качели. На качелях качались решительно все, возле них собирались девушки с семечками, бабы с ребятишками. Мужики и парни с гармониками и “тальянками” (вятская гармонь, один из видов однорядной гармони) гуляли с утра до ночи. Одни только глядели и любовались на чужое веселье, другие веселились сами.
Первенствующую роль занимали на качелях девушки, которые без устали качались с парнями, распевая песни с такими словами:
Исполнение песни:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
На горе стояли качели.
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляю,
Зимой повенчаюся.
Звучит музыка.
Как любой праздник, Пасха сопровождалась музыкой и песнями. (Слайд7). Пелись великолепные песни, или их называли ещё волочебными. Исполняла их группа мужчин – волочебников, они ночью обходили дворы, совершая этот обряд, поэтому иначе это ещё называлось “зелёные святки” (по аналогии с Рождеством). Тот, кто руководил волочебниками, назывался почивальником. Первая песня адресовалась хозяину и хозяйке. Прославляли благоразумное домостроительство, благоустройство, зажиточность, порядок в доме и благочестие.
Не шум шумит,
Не гром гремит –
Волочебнички идут…
Хозяинушка, наш батюшка!
Христос воскрес, сын божий наш!
Открой окно, погляди в окно… и т.д.
Волочебникам выносили яиц, сала, денег, пирогов.
В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:
Кто не даст нам яйца – околеет овца,
Не даст сала кусок – околеет телок,
Нам не дали сала – коровушка пала.
В праздничных великолепных песнях люди прославляли достаток, трудолюбие, умение вести хозяйство, бережливость, зажиточность и другие качества.
В течение пасхальной недели во всех храмах разрешается любому желающему звонить в колокола, поэтому отовсюду звучит беспрерывный радостный колокольный звон, поддерживая праздничное настроение. (Слайд 8)
Ребята! А теперь мы проведем небольшую викторину! За каждый правильный ответ команда получает жетон.(Слайды 9-15)
Ведущий: Раскрашенное яйцо (или писанка) – один из основных атрибутов праздника Пасхи. К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц.
(Слайд 16). Одним из развлечений на Пасху было катание яиц. Для этого приготовлялись заранее специальные желобки и выбирались опытными игроками яйца особой формы – чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось целым.
Проведение игры.
А теперь, давайте посмотрим у кого самое крепкое яйцо.(дети под музыку каждый в своей команде бьются яйцами. Затем трое учащихся из каждой команды, у которых целые яйца соревнуются между собой. Жетон получает та команда, в которой самое крепкое яйцо))
Подсчитываем количество жетонов, награждаем победителей сладкими призами.
Ведущий: (Слайд17). Прекрасен праздник Пасхи, прекрасны её обычаи – киличи и крашеные яйца, крестный ход, обычай христосоваться, но более всего прекрасен завет этого дня – любите ближнего. Так будем любить друг друга.
Христос воскресе!
Добра желаем,
Больших чудес!
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей