Пирография (выжигание по дереву)в художественном оформлении изделий из древесины
Краткое описание
Приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины.
Описание
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 641 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга.
«Художественная обработка древесины».
урок Пирография (выжигание по дереву)
в художественном оформлении изделий из древесины 5 класс
Учитель технологии (технический труд) Медовник Валентина Дмитриевна
Санкт- Петербург Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков. Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа. Количество часов: 1 урок(45 мин.) Цель урока: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. Задачи: 1. Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины. 2. Ознакомить с историей выжигания по дереву. 3. Развивать у учащихся: · Внимание; · Аккуратность; · Исполнительность; · Осмысленное выполнение поставленной задачи; · Усидчивость; · Творческие способности; · Самостоятельность. 4. Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс. План урока: 1. Организационная часть – 3 мин. 2. Повторение пройденного материала – 5 мин. 3. Объяснение нового материала – 7 мин. 4. Практическая работа: · Ознакомление с ходом работы – 2 мин. · Текущий инструктаж и правила охраны труда — 3 мин. · Самостоятельное выполнение задания учениками – 15 мин. · Контроль, взаимоконтроль выполнения работы — 2 мин. 5. Оценивание работы, отчет учащихся – 5 мин. 6. Уборка класса, окончание урока – 3 мин. 7. Проветривание. Оборудование, материалы, инструменты: 1. Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук). 2. Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания. 3. Выжигательные аппараты. 4. Выставка работ учащихся. Ход урока: 1. Организационная часть. 1. проверка готовности; 2. обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием. 2. Повторение пройденного материала. Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы? Из древесины, из фанеры. Что такое древесина? Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы. Что собой представляет фанера? Фанера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон. Какие породы древесины вы знаете? Хвойные и лиственные. Какие свойства древесины вы знаете? Физические. Цвет – способность вызывать определенные зрительные ощущения. Блеск – способность отражать свет. Плотность – количество массы в единице объема. Теплопроводность – способность передавать теплоту. Электропроводность – способность проводить электроток. Запах – свойство действовать на обоняние. Влажность – содержание влаги в массе древесины. Механические. Прочность – способность выдерживать нагрузки. Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел. Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил. Что такое текстура? Рисунок, получаемый на поверхности древесины после разрезания древесных волокон. Обработка древесины. Резать, пилить, строгать, шлифовать, расщеплять, гнуть, править, обжигать. Художественное оформление изделий из древесины. Окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг, выжигание. 3. Объяснение нового материала. Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке. Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук. В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции. (Мультимедийные слайды). Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу. В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго. В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой. В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания. В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях). Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания. Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся. 4. Практическая работа. 1. Ход работы (мультимедийная презентация); · Устройство выжигательного аппарата; · Последовательность работы: На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели: · Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой; · Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону; · Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок. Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом. · Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование. · Способы выжигания. В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному). o Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии. o Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек. Заполнение фона. o Штриховое выжигание — наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона. · Перевод рисунка на изделие с кальки (выполнили ранее). · Выжигание по контуру. 2. Инструктаж по охране труда (мультимедийный слайд) 3. Приступаем к практическому выполнению задания. Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры. Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях. После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура, на изделии. Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль. 5. Оценивание качества. Подведение итогов. Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор. 6. Уборка мастерской. 7. Проветривание. 8. Мультомедийная выставка работ. Урок способствует формированию навыков по обработке древесины, художественному оформлению изделий, освоению навыков работы с выжигательным аппаратом. На занятии дифференцировались знания и умения, полученные на предыдущих занятиях, уроках технологии, физики, ИЗО. Список литературы: 1. А.М.Гусакова. «Внеклассная работа по труду». Москва. «Просвещение». 2. В.И.Коваленко. «Дидактический материал по трудовому обучению». Москва, «Просвещение», 2007г. 3. В.В.Финягин. « Дерево. Изделия своими руками». Москва, «Астрель» 2001г. Оборудование. 1. Оборудование кабинета, ручные деревообрабатывающие инструменты. 2. Мультомедийная установка. 3. Наглядные пособия. 4. Литература. 5. Пиломатериал.
«Художественная обработка древесины».
урок Пирография (выжигание по дереву)
в художественном оформлении изделий из древесины 5 класс
Учитель технологии (технический труд) Медовник Валентина Дмитриевна
Санкт- Петербург Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков. Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа. Количество часов: 1 урок(45 мин.) Цель урока: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. Задачи: 1. Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины. 2. Ознакомить с историей выжигания по дереву. 3. Развивать у учащихся: · Внимание; · Аккуратность; · Исполнительность; · Осмысленное выполнение поставленной задачи; · Усидчивость; · Творческие способности; · Самостоятельность. 4. Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс. План урока: 1. Организационная часть – 3 мин. 2. Повторение пройденного материала – 5 мин. 3. Объяснение нового материала – 7 мин. 4. Практическая работа: · Ознакомление с ходом работы – 2 мин. · Текущий инструктаж и правила охраны труда — 3 мин. · Самостоятельное выполнение задания учениками – 15 мин. · Контроль, взаимоконтроль выполнения работы — 2 мин. 5. Оценивание работы, отчет учащихся – 5 мин. 6. Уборка класса, окончание урока – 3 мин. 7. Проветривание. Оборудование, материалы, инструменты: 1. Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук). 2. Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания. 3. Выжигательные аппараты. 4. Выставка работ учащихся. Ход урока: 1. Организационная часть. 1. проверка готовности; 2. обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием. 2. Повторение пройденного материала. Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы? Из древесины, из фанеры. Что такое древесина? Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы. Что собой представляет фанера? Фанера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон. Какие породы древесины вы знаете? Хвойные и лиственные. Какие свойства древесины вы знаете? Физические. Цвет – способность вызывать определенные зрительные ощущения. Блеск – способность отражать свет. Плотность – количество массы в единице объема. Теплопроводность – способность передавать теплоту. Электропроводность – способность проводить электроток. Запах – свойство действовать на обоняние. Влажность – содержание влаги в массе древесины. Механические. Прочность – способность выдерживать нагрузки. Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел. Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил. Что такое текстура? Рисунок, получаемый на поверхности древесины после разрезания древесных волокон. Обработка древесины. Резать, пилить, строгать, шлифовать, расщеплять, гнуть, править, обжигать. Художественное оформление изделий из древесины. Окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг, выжигание. 3. Объяснение нового материала. Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке. Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук. В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции. (Мультимедийные слайды). Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу. В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго. В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой. В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания. В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях). Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания. Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся. 4. Практическая работа. 1. Ход работы (мультимедийная презентация); · Устройство выжигательного аппарата; · Последовательность работы: На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели: · Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой; · Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону; · Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок. Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом. · Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование. · Способы выжигания. В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному). o Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии. o Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек. Заполнение фона. o Штриховое выжигание — наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона. · Перевод рисунка на изделие с кальки (выполнили ранее). · Выжигание по контуру. 2. Инструктаж по охране труда (мультимедийный слайд) 3. Приступаем к практическому выполнению задания. Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры. Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях. После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура, на изделии. Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль. 5. Оценивание качества. Подведение итогов. Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор. 6. Уборка мастерской. 7. Проветривание. 8. Мультомедийная выставка работ. Урок способствует формированию навыков по обработке древесины, художественному оформлению изделий, освоению навыков работы с выжигательным аппаратом. На занятии дифференцировались знания и умения, полученные на предыдущих занятиях, уроках технологии, физики, ИЗО. Список литературы: 1. А.М.Гусакова. «Внеклассная работа по труду». Москва. «Просвещение». 2. В.И.Коваленко. «Дидактический материал по трудовому обучению». Москва, «Просвещение», 2007г. 3. В.В.Финягин. « Дерево. Изделия своими руками». Москва, «Астрель» 2001г. Оборудование. 1. Оборудование кабинета, ручные деревообрабатывающие инструменты. 2. Мультомедийная установка. 3. Наглядные пособия. 4. Литература. 5. Пиломатериал.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Технология
5 класс
12 мая 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
Разработка урока понравилась. Обязятельно воспользуюсь. Спасибо!
5 класс. Автор : учитель технологии (технический труд) Медовник Валентина Дмитриевна
В своей работе педагог ставит задачи:
1. Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.
2. Ознакомить с историей выжигания по дереву.
3. Развивать у учащихся:
· Внимание;
· Аккуратность;
· Исполнительность;
· Осмысленное выполнение поставленной задачи;
· Усидчивость;
· Творческие способности;
· Самостоятельность.
4. Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.
И в ходе урока решаются поставленные задачи.
Оборудование, материалы, инструменты:
1. Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук).
2. Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания.
3. Выжигательные аппараты.
4. Выставка работ учащихся.
Оборудование, материалы, инструменты выбраны так, что позволяют автору урока проводить различные задания, позволяющие проверить качество усвоения изученного материала.
Новизна работы
В предложенной разработке автор поднимает одну из важных тем при изучении предмета технология в современной школе, это художественная обработка древесины.
Предложенная разработка полностью соответствует заявленной теме. Автор всесторонне рассматривает методику преподавания предмета с точки зрения представленной методики.
В предложенной разработке в чёткой логической последовательности изложены все этапы изучения темы. Структура предложенного занятия соответствует приёмам, свойственным описываемой методике обучения. Использование описываемой методики на уроках технологии особенно актуально, так как помогает автору добиться равного усвоения тематического материала всеми учащимися вне зависимости от их способностей. Таким образом, практическая значимость данной разработки заключается в использовании передового мирового опыта в изучении школьниками с разным уровнем подготовки одного и того же материала на одинаковом уровне.
Методическая разработка соответствует заявленной автором цели и Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала. Работа написана грамотно, без орфографических, грамматических и речевых ошибок.