Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения "Звуки С – Ш"
Пояснительная записка
Потеря слуха даже в незначительной степени может внести в жизнь ребенка огромные изменения и трудности. Любое сенсорное нарушение влечет за собой недоразвитие речи, влияет на развитие личности в целом. Отсюда одной из основных задач специальной (коррекционной) школы является формирование устной речи учащихся в ее коммуникативной функции, формирование качества навыков ее восприятия и воспроизведения (это правильность речи, под которой понимают соответствие используемых звуковых средств современным нормам литературного языка, чистоту звукопроизношения, нормы произношения: ударение, словоупотребление, формообразования, структуру словосочетаний и предложений). Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения позволяют решать эту задачу. Занятие состоит из двух частей: формирование произношения (ФП – 10 минут) и развитие слухового восприятия (РСВ – 10 минут). Представленное занятие проведено с ученицей 9 класса, потеря слуха — IIIстепень. Использовался индивидуальный слуховой аппарат «Отикон». Рабочее (исходное) расстояние – 1,5 м. Резервное (увеличенное) расстояние – 2,2м. Учитель широко использует речевой материал общеобразовательных уроков, что обеспечивает межпредметную связь, повторение учебного материала, применение знаний в новых условиях, отработку произносительных навыков учащихся на знакомом материале. Речевой материал занятия насыщен изучаемыми звуками, тщательно подобран по позициям звуков, что позволяет сократить время подготовки учителя к уроку. Его можно использовать учителю – дефектологу коррекционных образовательных учреждений I– IIвидов, логопеду. Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема занятия: ФП.Звуки С – Ш. Словесное и логическое ударение. РСВ. Восприятие на слух текста «Я.В.Брюс» и фраз учебного, разговорно – обиходного характера. Коррекционно – образовательная цель:ФП.Закрепить дифференцированное произношение звуков С –Ш на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и самостоятельной речи, а также умение выделять голосом ударный слог и логическое ударение.
РСВ. Закрепить умение различать на слух с индивидуальным аппаратом и на голое ухо речевой материал текста, фраз учебного, разговорно – обиходного характера.
Коррекционно – развивающая цель:
ФП.Развивать познавательные процессы: произвольное внимание, зрительную память, а также самоконтроль за произношением.
РСВ.Развивать слуховое внимание и слуховую память, а также умение различать на слух различный речевой материал.
Коррекционно – воспитывающая цель:
ФП. Воспитывать интерес к занятиям, мотивировать на самоконтроль за своим произношением и произношением собеседника.
РСВ.Использовать материал занятия для воспитания личностных качеств.
Задачи:
Учить дифференцировать звуки С – Ш на различном речевом материале, выделять голосом ударный слог и логическое ударение; учить различать на слух речевой материал текста и фраз учебного, разговорно – обиходного характера;
способствовать воспитанию личностных качеств через содержание занятия.
Казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №15 II вида»
КОНСПЕКТ
открытого индивидуального занятия
по развитию слухового восприятия
и формированию произношения
Тема занятия: Звуки С – Ш.
учитель – дефектолог высшей
квалификационной категории,
Голубева Галина Георгиевна
ОМСК, 2012 год
Пояснительная записка
Потеря слуха даже в незначительной степени может внести в жизнь ребенка огромные изменения и трудности. Любое сенсорное нарушение влечет за собой недоразвитие речи, влияет на развитие личности в целом. Отсюда одной из основных задач специальной (коррекционной) школы является формирование устной речи учащихся в ее коммуникативной функции, формирование качества навыков ее восприятия и воспроизведения (это правильность речи, под которой понимают соответствие используемых звуковых средств современным нормам литературного языка, чистоту звукопроизношения, нормы произношения: ударение, словоупотребление, формообразования, структуру словосочетаний и предложений).
Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения позволяют решать эту задачу. Занятие состоит из двух частей: формирование произношения (ФП – 10 минут) и развитие слухового восприятия (РСВ – 10 минут).
Представленное занятие проведено с ученицей 9 класса, потеря слуха - III степень. Использовался индивидуальный слуховой аппарат «Отикон». Рабочее (исходное) расстояние – 1,5 м. Резервное (увеличенное) расстояние – 2,2м.
Учитель широко использует речевой материал общеобразовательных уроков, что обеспечивает межпредметную связь, повторение учебного материала, применение знаний в новых условиях, отработку произносительных навыков учащихся на знакомом материале.
Речевой материал занятия насыщен изучаемыми звуками, тщательно подобран по позициям звуков, что позволяет сократить время подготовки учителя к уроку. Его можно использовать учителю – дефектологу коррекционных образовательных учреждений I – II видов, логопеду.
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия
и формированию произношения
Тема занятия: ФП. Звуки С – Ш. Словесное и логическое ударение. РСВ. Восприятие на слух текста «Я.В.Брюс» и фраз учебного, разговорно – обиходного характера.
Коррекционно – образовательная цель:
ФП. Закрепить дифференцированное произношение звуков С –Ш на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений и самостоятельной речи, а также умение выделять голосом ударный слог и логическое ударение.
РСВ. Закрепить умение различать на слух с индивидуальным аппаратом и на голое ухо речевой материал текста, фраз учебного, разговорно – обиходного характера.
Коррекционно – развивающая цель:
ФП. Развивать познавательные процессы: произвольное внимание, зрительную память, а также самоконтроль за произношением.
РСВ. Развивать слуховое внимание и слуховую память, а также умение различать на слух различный речевой материал.
Коррекционно – воспитывающая цель:
ФП. Воспитывать интерес к занятиям, мотивировать на самоконтроль за своим произношением и произношением собеседника.
РСВ. Использовать материал занятия для воспитания личностных качеств.
Задачи:
Учить дифференцировать звуки С – Ш на различном речевом материале, выделять голосом ударный слог и логическое ударение; учить различать на слух речевой материал текста и фраз учебного, разговорно – обиходного характера;
способствовать воспитанию личностных качеств через содержание занятия.
Оборудование:
1. Карточки с речевым материалом на звуки С - Ш: слоги и слова, прочитай словосочетания, составь предложения, прочитай предложения, начерти вписанный угол и покажи вершину угла. 2. Карточки для работы над словесным и логическим ударением. 3. Географический атлас.
4. Бумага, циркуль, карандаш, линейка.
5.Карточки с текстом и пестрым материалом.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач перед ученицей.
3. Работа над формированием произношения:
-
Карточка №1. Чтение слогов, слов (все позиции звуков С – Ш);
-
Карточка №2. Чтение словосочетаний;
-
Карточка №3. Чтение предложений (звуки и правильное дыхание);
-
Карточка №4. Начерти вписанный угол. Покажи вершину угла;
-
Карточка №5 Поставь ударение, прочитай, выделяя голосом ударный слог;
-
Карточка №6. Прочитай, выделяя голосом слова, которые считаешь главными.
4. Работа над развитием слухового восприятия:
- Карточка №7. Текст «Я.В.Брюс»;
- Карточка №8. Послушай предложения выборочно;
- Карточка №9. Ответь на вопросы, выполни задания по содержанию текста.
-
Карточка №10.Ответь на вопросы, выполни задание (работа на голое ухо).
5. Итог урока. Самооценка, оценка учителем.
Ход занятия
Учитель (У.): Здравствуй, Маша. Хорошо работает твой аппарат?
Школьница (Ш.): Я слышу хорошо.
(У): Сегодня на занятии присутствуют гости.
(Ш.): Здравствуйте, Галина Георгиевна.
(У.): Послушай цель занятия. Сегодня будем дифференцировать звуки С-Ш
на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений. Будем выделять голосом ударный слог и логическое ударение. Будем различать на слух текст «Я.В.Брюс» и пестрый материал. Повтори, что будем делать.
(Ш.) Отвечает.
1. Формирование произношения
(У.): Что одинаковое и разное у звуков С-Ш? Слушает ответ, корректирует.
(У.): Возьми карточку №1, выполни задание, говори правильно.
(Ш.): Читает.
Карточка №1. Прочитай слоги, слова, следи за звуками.
ас - аш класс – багаж са- -ша салют – шалфей
ос – ош нос – нож со- шо совесть - шорох
ус – уш синус – сушь су- шу суд - шут
ыс – ыш мыс – Иртыш су – шу суп - шум
ис – иш дефис – финиш си - ши сила - шина
аса – аша пассажир - нашатырь спа – шпа спасатель - шпага
ассо – ашо кассовый - дешевый сва – шва сварщик – швартов
асе – аше бассейн – башенка ска – шка скала – шкала
аси –аши усилие – тишина спо – шпо споры - шпоры
(Ш.): Докладывает о выполнении.
(У.): Подводит итог выполненной работы, предлагает взять карточку №2.
(Ш.): Читает, отчитывается о выполнении.
Карточка №2. Прочитай словосочетания, следи за произношением звуков.
Внешняя политика, крупнейшее государство, нужные соглашения, соседнее государство, дипломатический талант, дипломатическая служба, быстрая Ангара, разбушевавшийся Байкал, Шаманский камень, седой Иртыш.
(У.): Подводит итог и просит составить предложения со словосочетаниями : седой Иртыш, крупнейшее государство.
(Ш.): Отвечает, докладывает о выполнении.
(У.): Подводит итог и предлагает взять карточку №3.
(Ш.): Читает.
Карточка №3. Прочитай, следи за произношением и правильным дыханием.
(Ш.): Мыс – часть суши, острым углом впадающая в водное пространство.
Швартов – трос или цепь для привязывания судна к причальным приспособлениям.
(У.): Водное пространство – это …
(Ш.): Водное пространство – это море, озеро, река, океан.
(У.): Итог работы и новое задание.
Карточка №4. Начерти вписанный угол. Покажи вершину угла.
B
A C
(Ш.): Выполняет, докладывает о выполнении. В – вершина вписанного угла.
(У.): Итог работы и дает задание на карточке №5.
(Ш.): Ставит ударение и читает.
Карточка №5.Поставь ударение, прочитай, выделяя голосом ударный слог.
Августовский, газопровод, нефтепровод, красивее, столяр, торты, флюорография, договор, звонит, звонишь, звонят.
(У.): Итог работы и следующее задание на карточке №6. .
(Ш.): Читает и объясняет.
Карточка №6. Прочитай, выделяя голосом слова, которые считаешь главными.
В 1817 году Александр Михайлович Горчаков поступил на дипломатическую службу.
Каждый год учащиеся нашей школы проходят флюорографию.
(У.): Подводит итог работы над произношением, нацеливает на слуховую работу.
2. Развитие слухового восприятия (работа с индивидуальным аппаратом)
(У.): Какой рассказ ты слушала на прошлом занятии? Занятие второе, поэтому будешь слушать на увеличенном (резервном) расстоянии (2,2м).
(Ш.): Я слушала текст «Яков Вилимович Брюс».
(У.): Прослушай весь текст. Повтори выборочно предложения, ответь на вопросы и выполни другие задания. Слушай внимательно.
Карточка № 7. Яков Вилимович Брюс.
Этот удивительный рассказ – о потомке шотландских королей, российском графе
Якове Вилимовиче Брюсе. Он сподвижник Петра 1, герой Полтавы, графом стал в 1721 году, был генералом, администратором, магом. С высоты своих познаний он видел, что жизнь – это миг. Потому выбрал себе девиз: «Были».
О Брюсе говорили, что он может безошибочно сосчитать горошины, рассыпанные
на столе. Он знает все тайные травы и камни, из которых готовит чудодейственные составы и даже живую воду.
Брюса считали магом, а он был хорошо образованным человеком. Он стремился разгадать тайну жизни и смерти. Самое удивительное: Брюс нигде не учился и всего добился самообразованием. К концу жизни он изучил шесть языков, перевел много научных трудов, составил русско – голландский и голландско – русский словари, написал первый русский учебник по геометрии, создал «Брюсов календарь», по которому можно предсказывать погоду и события на двадцать лет вперед. Он создал одну из лучших географических карт России, один из первых астрономических атласов.
Во всех походах он не расставался с подзорной трубой, по ночам глядел на звезды. В 1701 году в Москве, в Сухаревой башне, открылась Навигационная школа. На крыше башни по ночам можно было видеть человека, глядящего в небо.
На самом деле Брюс был ученым. Он был военным, инженером, артиллеристом. Его пушки разгромили шведов под Полтавой. Он был и блестящим дипломатом:
подписал Ништадтский мир после Северной войны. В результате мира Россия получила выходы к морю и большие территории. В 1726 году Брюс вышел в отставку и поселился под Москвой. Там он жил до самой смерти, занимаясь наукой.
(У.): Повтори предложения. Следи за произношением.
Карточка №8.
1. Яков Вилимович Брюс – потомок шотландских королей, российский граф.
2. Брюс - герой Полтавы, получил титул графа в 1721 году.
3. О Брюсе говорили, что он знает все тайные травы, чудесные камни.
4. Брюс был хорошо образованным человеком. Он нигде не учился и достиг всего самообразованием.
5. Во все свои походы он всегда брал подзорную трубу, по ночам наблюдал за звездами.
6. Я.В.Брюс – ученый, военный, инженер, артиллерист, дипломат.
(Ш.): Повторяет.
(У.): Подводит итог, при необходимости исправляет ошибки, неточности, предлагает ответить на вопросы.
Карточка №9. Ответь на вопросы, выполни задания по содержанию текста.
1. Сколько языков выучил Я.В.Брюс?
2. Какие словари он составил?
3. Что еще он составил?
4. Повтори и запомни: первый учебник по геометрии, «Брюсов календарь», одна из лучших географических карт, один из первых астрономических атласов.
5. Чем ценился «Брюсов календарь»?
6. Повтори и запомни. Этот календарь мог предсказывать погоду, важнейшие события страны на 20лет вперед.
5. За что он получил титул графа?
6. Назови одну из ярких черт характера Я.В.Брюса (самообразование).
7. Чему учит этот текст?
(Ш.): Отвечает.
(У.): Подводит итог работы, исправляет и поощряет.
Будешь слушать на голое ухо.
Каким ушком слушаешь на втором занятии?
(Ш.): Я слушаю правым ухом без аппарата на резервном расстоянии (0,5м).
3. Развитие слухового восприятия на голое (без аппарата) ухо.
Карточка №10. Послушай, ответь на вопросы, выполни задания:
1. В 2007 году наша школа отметила тридцатилетний юбилей.
2. Как называется наша школа?
3. Закончи фразы, покажи на карте.
Крайняя северная точка России - … .
Крайняя восточная точка России - … .
4. Третьего декабря в нашем городе проходил фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями «Преодоление».
5. Что исполняли твои одноклассники?
6. Александр Михайлович Горчаков учился вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным в Царскосельском лицее.
7. Назови виды кровеносных сосудов (артерии, вены, капилляры).
8. Какая самая крупная артерия?
9. Кто из омских боксеров завоевал золотую медаль в Афинах? (А. Тищенко)
(У.): Запланированную работу мы выполнили. Как ты занималась? Почему ты так считаешь?
(Ш.): Дает оценку своей работы, комментирует ее объективность, исходя из оценки работы в течение занятия.
(У.): Благодарит за работу, соглашается с самооценкой ученицы или уточняет, на что обратить внимание в следующий раз.
Занятие окончено. До свидания.
(Ш.): До свидания.
Использованная литература при подготовке к занятию:
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 11 вида.
Москва, «Просвещение», 2006 год.
-
К.А.Волкова, В.Л.Казанская, О.А.Денисова «Методика обучения глухих детей произношению». Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008 год.
-
Л.П.Назарова . «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха». Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 год.
-
Н.В.Егорова. Готовые изложения из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы», 9 класс.
Москва, «Вако», 2004 год.
-
И.Г.Багрова. «Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух».
Москва, «Просвещение».
6. Н.Ф.Слезина. «Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха». Москва, «Просвещение».
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»