«Натюрморт из разнохарактерных разнофактурных предметов с драпировками» 3 класс
1. Организационный момент 2 мин.
Организационный момент 2 мин.
Организационный момент 2 мин.
2. Сообщение темы, целей урока 3 мин.
Сообщение темы, целей урока 3 мин.
Сообщение темы, целей урока 3 мин.
3. Объяснение нового материала 25 мин.
Объяснение нового материала 25 мин.
Объяснение нового материала 25 мин.
— анализ композиционного построения
анализ композиционного построения
анализ композиционного построения
— нализ пространственного положения
нализ пространственного положения
нализ пространственного положения
— анализ строения, пропорций с учетом перспективного сокращения
анализ строения, пропорций с учетом перспективного сокращения
анализ строения, пропорций с учетом перспективного сокращения
— порядок работы над рисунком
порядок работы над рисунком
порядок работы над рисунком
— анализ тональныхотношений светотеневой проработки формы
анализ тональныхотношений светотеневой проработки формы
анализ тональныхотношений светотеневой проработки формы
4. Самостоятельнаяпрактическая работа
Самостоятельнаяпрактическая работа
Самостоятельнаяпрактическая работа
— выполнениекомпозиционных эскизов
выполнениекомпозиционных эскизов
выполнениекомпозиционных эскизов
— поиск композиции на месте, уточнение общих масс предметов и пропорции
поиск композиции на месте, уточнение общих масс предметов и пропорции
поиск композиции на месте, уточнение общих масс предметов и пропорции
— линейно-конструктивное построение формы, прорисовка невидимых частей предмета, обозначение бликов, полутонов, собственной и падающих теней
линейно-конструктивное построение формы, прорисовка невидимых частей предмета, обозначение бликов, полутонов, собственной и падающих теней
линейно-конструктивное построение формы, прорисовка невидимых частей предмета, обозначение бликов, полутонов, собственной и падающих теней
— светотеневаяпроработка формы и фона
светотеневаяпроработка формы и фона
светотеневаяпроработка формы и фона
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РУЗСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
« ШКОЛА ИСКУССТВ»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
На тему: «Натюрморт из разнохарактерных разнофактурных предметов с драпировками»
3 класс
отделения: Немцева Лилия Александровна
Московская область, Рузский район
2013г
Тема: Натюрморт из разнохарактерных разнофактурных предметов с драпировками.
-
учить изображать с натуры предметы быта с передачей пространственного положения, перспективных сокращений формы, тональных отношений
-
формировать умение проводить всесторонний анализ рисуемых предметов, включающий в себя анализ изображаемого со стороны содержания, назначения и формы, отбор главного, характерного установления сходства и различия, определения пропорций и строения предметов, определение пространственного положения, освещенности, пользоваться методом «визирования», «сквозной прорисовки предметов»
-
продолжить расширение круга знаний, умений и навыков в области рисунка
-
развивать зрительную память, глазомер, аккуратность, умение добиваться в рисунке схожести с рисуемым предметом
-
прививать трудолюбие, прилежание в работе
-
развивать творческое отношение к окружающему миру, творческую активность, пространственные представления, художественно-образного восприятия
-
стремиться вызывать интерес к изобразительному искусству, развивать художественный вкус, видеть полноту окружающего мира, стремиться . переживать и уважать труд художника
Оборудование: постановка: кувшин, кружка, грибы, драпировки, таблица-плакат «Порядок работы над рисунком», таблица-аппликация, цветные полоски, таблицы композиций в натюрморте», примеры рисунков натюрмортов. Для детей: бумага, карандаши, ластик.
ПЛАН УРОКА
-
Организационный момент 2 мин.
-
Сообщение темы, целей урока 3 мин.
-
Объяснение нового материала 25 мин.
-
анализ композиционного построения
-
нализ пространственного положения
-
анализ строения, пропорций с учетом перспективного сокращения
-
порядок работы над рисунком
-
анализ тональных отношений светотеневой проработки формы
-
Самостоятельная практическая работа
-
выполнение композиционных эскизов
-
поиск композиции на месте, уточнение общих масс предметов и пропорции
-
линейно-конструктивное построение формы, прорисовка невидимых частей предмета, обозначение бликов, полутонов, собственной и падающих теней
-
светотеневая проработка формы и фона
-
завершение и обобщение рисунка
-
анализ работ учащихся. Оценка 15 мин.
-
Подведение итогов 5 мин
ХОД УРОКА
Этапы |
|
Содержание урока |
Примечание |
|
|
Тихо садитесь. Сейчас у нас урок рисования. Проверьте все ли готово к уроку. |
|
|
в |
посмотрите на постановку и сами назовите тему нашего урока |
|
|
о |
Мы будем рисовать |
|
|
в |
Верно, а раз только карандашом, значит графический натюрморт, а давайте вспомним, что художники изображают в натюрморте |
|
|
|
Мертвая натура, изображают предметы (быта, снедь, инструменты) |
|
|
|
Правильно, вот и мы будем рисовать графический натюрморт на протяжении 4-х уроков, а на этом уроке мы проведем анализ местоположения предметов, строения, формы, выполним линейно-конструктивный рисунок, наметим градации светотени |
|
|
|
Итак мы будем работать над графическим натюрмортом. Перед вами образцы таких натюрмортов. Рассмотрите их, посмотрите как важно правильно, грамотно выполнить построение и тональные градации светотени |
Показ примеров графических натюрмортов |
|
в |
Ну, а мы выполним рисунок вот с этой постановки. Рассмотрите, какие предметы здесь представлены, назовите их. |
|
|
о |
Кувшин, кружка, гриб-подосиновик, лисичка. драпировки двух цветов светлая и темная. |
|
|
в |
С чего мы обычно начинаем работу? |
|
- анализ композиционного расположения предметов |
о |
С определения композиционного расположения предметов |
|
|
в |
Вспомните, а какие виды композиционного расположения предметов в натюрморте вы знаете, определите его в нашем натюрморте. А помогут нам в этом таблички |
Показ таблиц. Определение данной композиционной постановки. |
|
О |
Могут предметы заключаться мысленно в прямоугольник, прямоугольный треугольник, равнобедренный треугольник ... У нас предмет можно заключить в прямоугольник. Верно, сверху прямоугольник будет ограничен кувшином, справа кружкой, слева кувшином. грибом, справа тоже грибом-лисичкой. Т.о. мы будем стремиться заключить предметы приближенно в прямоугольник и все предметы у нас будут скомпанованы и не «разлетяться»
|
|
-анализ местоположения каждого предмета |
|
Перейдем к более детальному анализу и определим местоположение каждого предмета |
|
|
В |
Какие предметы мы видим на переднем плане? |
|
|
О |
Два гриба. Слева подосиновик, справа лисичка |
|
|
В |
А где находятся остальные предметы? |
|
|
о |
За лисичкой кружка, а на заднем плане кувшин слева. |
|
|
в |
На чем стоят и лежат все предметы? |
|
|
о |
На драпировках двух цветов серой и черной |
|
|
|
Давайте вот на этом заготовленном рисунке (рисунок стола, выполнен мелом) определим местоположение каждого предмета полосками соответствующего цвета. Кто? Желает нам показать, а мы посмотрим верно ли будет указано место каждого предмета. |
Мокрая аппликация |
|
в |
А какой предмет самый главный и почему в постановке? |
|
|
о |
Кувшин он самый высокий, крупный предмет |
|
- анализ формы каждого предмета |
|
Верно, вот и перейдем к более детальному анализу формы Предметов и начнем с главного - кувшина. Посмотрите внимательно, как вы думаете на какие геометрические тела можно мысленно разделить кувшин? |
|
|
о |
На три усеченных конуса, шар и цилиндр. |
|
|
|
Вот перед вами заготовки — аппликации, давайте соберем кувшин из них. (приглашается Ученик). А мы посмотрим верно ли справится ученик. Далее аналогичный анализ формы проводится с каждым предметом. Т.о., мы увидели, что все эти предметы комбинированные, т.е. их можно мысленно разбить на более простые формы, что конечно же нам поможет в построении. |
|
- анализ пропорциональных отношений |
в |
А теперь проведем анализ пропорциональных отношений предметов. Начнем с самого главного предмета — кувшина. Как мы будем проводить измерения, каким методом мы будем пользоваться? |
|
|
о |
Методом визирования |
|
|
в |
Верно, давайте быстренько пробежимся по основным пропорциональным соотношениям. Покажите как и с чего вы начнете измерение |
|
|
о |
Измерим ширину горлышка, по нему узнаем высоту кувшина далее сравним горлышко и донышко, отметим самую широкую и узкую часть и по ширине донышка отметим их пропорциональное соотношение. Далее также поступим со всеми предметами, сравним по высоте кувшин и кружку и т.д. |
|
|
в |
Скажите а с чего мы начнем работу на листе? |
|
|
о |
Расположим композицию на листе |
|
|
в |
А каким образом расположим лист, почему? |
|
|
|
По вертикали, т.к. общая высота больше ширины. |
|
|
|
Верно, ход выполнения рисунка мы вспомним по этим табличкам. Вот определили как будет рисунок располагаться на листе. Что еще очень важно знать, назовите ошибки рисовальщиков на этих табличках, где верный вариант работы? |
|
|
в |
Какие ошибки допущены в остальных? |
|
|
о |
Верно, под буквой «Г», в первом слишком крупно изображены предметы, во втором слишком мелко, в третьем смещен рисунок вправо. Под буквой «Г» рисунок находится по центру, в нем достаточно воздуха, т.е. отступили справа, слева, сверху, снизу. |
Демонстрация табличек |
Обобщение по этапам работы над рисунком |
П р |
Т.о., вы теперь в своих рисунках таких ошибок не сделаете |
|
|
в |
Назовите следующий этап работы. |
|
|
о |
Наметим композиционное расположение в целом предметов (а у нас предметы можно заключить в прямоугольник), далее определим местоположение каждого предмета и начнем построение каждого с главного (кувшина) |
|
|
П Р В |
Т.о., мы выполним линейно-конструктивное построение, не забудьте, что все предметы мы рисуем насквозь, правильно изображайте эллипсы. Когда мы выполним линейно-конструктивное построение, что за этим следует? |
|
|
о |
Мы наметим тональные градации светотени. |
|
- анализ градаций светотени |
П Р в |
Обратите внимание на наши постановки. Откуда падает свет? Слева. Какие тональные градации вы нанесете? |
|
|
о |
Блики, свет, полутень, собственную тень, падающую тень, рефлексы. |
|
|
в |
А как будем выполнять штриховку? |
|
|
о |
По форме предметов. |
|
|
в |
Как можно добиться плановости в рисунке? |
|
|
о |
На переднем плане более тщательно прорисовываем предметы, детально, контрастнее, а далее более обобщенно. |
|
|
П р |
Верно. И так сегодня вы выполните только линейно-конструктивные построения и наметите тональные градации, а завершать работу будем на следующих уроках. |
|
|
|
Для начало я предлагаю вам выполнить рисунки, т.е. композиционное построение на форэскикизе. Наиболее удачный вариант можно переносить на лист, каждый рисует с того места, где сидит и видит натюрморт с разных точек, будьте внимательны. Ну а теперь приступим к работе! Оказывается учащимся индивидуальная помощь при наиболее характерных ошибках прибегаю к фронтальной работе. |
|
|
|
Итак, заканчивая работу. У вас сегодня выполнено конструктивно-линейное построение и нанесены тональные градации. Давайте посмотрим что получилось на данном уроке, а продолжим работу по передаче объема и уточнению рисунка на следующем уроке. |
|
|
в |
Скажите, что мы рисовали на уроке? |
|
|
о |
Графический натюрморт. Верно, мы выполнили линейно-конструктивное построение, а на следующем уроке перейдем к работе над передачей объема. Урок окончен |
|
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
А.С. Пучков «Методика работы над натюрмортом» М.Просвещение 1982 г.
-
Е.В. Шорохов «Основы композиции» М.1979 г.
-
В.С. Кузин «Методические рекомендации по проведению уроков рисования с натуры» М.1969 г.
-
Т.А. Ягодовская «О натюрморте» М. 1977 г.
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей