Занятие "История камня"
Краткое описание
Формирование у детей первоначального представления о природе гор.
Описание
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Пингвин» комбинированного вида
Конспект НОД Тема: «История камня» Познавательное с элементами экспериментирования
Разработчик: Галина Николаевна Королёва, воспитатель I категории старшая группа детей с ТНР г. Лесной Декабрь 2012г
Тема НОД « История камня»
Автор: Королева Галина Николаевна, воспитатель первой категории.
Дети с.тяжелыми нарушениями речи старшей группы
ГМО. декабрь 2012г
.
Цель: Формирование у детей первоначального представления о природе гор.
Задачи:
Образовательные:
1. Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.
2. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам.
Развивающие:
1. Развивать умение планировать эксперимент, анализировать свою деятельность, строить простейшие умозаключения — делать выводы.
3. Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.
Воспитательная:
1. Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Коррекционные задачи:
1. Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.
Речевые задачи: расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы. Учить формулировать вывод.
Предварительная работа:
1. Экскурсия на интерактивную выставку «Сказы П.П.Бажова» в музейно выставочный комплекс.
2. Цикл бесед «Занимательная минералогия»
*Чтение и рассматривание иллюстраций книг «Что у нас под ногами» Н.А.Рыжова, «Серебряное копытце» П.П.Бажов, детских познавательных энциклопедий.
*Заучивание стихотворения «Гора» Л.В.Логинова.
3. Музей группы «Волшебный мир камня»
4. Продуктивная деятельность:
* Экспериментирование « Какие бывают камешки»
* Исследование « Почему камни бывают разноцветными»
* Аппликация «Гора»
* Лепка «Украшения из самоцветов Урала», бусы для мамы и бабушки.
*Рисование по мотивам сказов П.П.Бажова «Серебряное копытце»
*Макет « Сад камней»
Приоритетная образовательная область: « Познание»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»,
« Художественное творчество»
Виды деятельности: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.
Оборудование:
Чудо-Коробка с отверстиями для рук, пиктограммы, почтовый ящик, коллекция камней, весы, лупы, Глобус, иллюстрации, фотографии Уральских гор, пластилин, стеки, коробочки для ювелирных изделий, магнитофон, аудиозапись муз. вставка к передаче « Что? Где? Когда?», компьютерная презентация « Космос», детская энциклопедия « Хочу все знать», детские работы « Ювелирные украшения»
Ход НОД: \ Дети и гости встают в общий круг \
Воспитатель: Мы с Вами снова вместе.
Я рада, рады Вы,
Приветствуем сегодня
Объятием дружбы мы…( Дети и гости обнимают друг друга)
Воспитатель: Обращаясь к гостям:
-Вы заметили, наши дети подросли, стали ещё умнее, дружнее.
Воспитатель. Обращаясь к детям:
-Видите, какие красивые, добрые у нас гости, они нам улыбаются. Им у нас уже нравится. Пусть они посидят и на нас поглядят, а мы поиграем (гости садятся, а дети встают полукругом)
Сюрпризный момент.
Звучит музыкальный эпизод передачи «Что, где, когда?».
Воспитатель: Я приготовила для Вас сюрприз. Хотите узнать, что в коробке?
/дети обследуют содержание чудо-коробки, находят в ней камешки /
Воспитатель: Вот с камнями мы и поиграем.
Раз – угадали!
Два – мы с ними уже играли,
Три – сегодня ещё поиграем
Посылку на Марс собираем!
-Вам нужно будет много отвечать на вопросы, вспоминать, доказывать, рассуждать. Я Вас очень прошу, постарайтесь правильно произносить звуки, с которыми Вы дружите.
Но прежде хочу с вами уточнить:
Беседа.
Воспитатель:-Где мы, земляне, живём? Выставляю пиктограмму « Глобус»
Дети:- мы живем на планете Земля.
Воспитатель:-Где находится наш город? Выставляю пиктограмму « Горы»
Дети:- Наш город на Уральских горах.
Воспитатель:-Как он называется? Выставляю пиктограмму « Город»
Дети:- Наш город называется Лесной.
Воспитатель:- Вам ещё по пять лет
и вы ходите в……………. Выставляю пиктограмму « Детский сад»
Дети:- В детский сад « Пингвин»
Воспитатель:- Все эти картинки нам ещё пригодятся, но чуть позже.
-Давайте же посмотрим, какие камни в коробке?
Дети рассматривают камни.
\гладкие, твёрдые, шершавые, прозрачные, светлые, тёмные, тяжелые, очень твёрдые, прочные, круглые, блестящие, драгоценные \
Воспитатель:
-А помните мы ходили в музей на выставку камней. Сколько красоты Вы видели!
-Увлекательную историю нам рассказали о сказочных героях, о драгоценных камешках.
-Что вам больше всего понравилось? ( обращение к опыту детей)
-О чём рассказал маме Сережа?
-Кого слепили Виталик и Богдан в художественной школе!
-Мне тоже понравилась выставка. Я была очарована коллекцией малахита, помните большой полосатый зелёный камень и много, много маленьких!
Воспитатель:- Наша планета в своих глубинах создаёт, вынашивает разные камни. Находят их везде: глубоко под землёй, в морях, реках, у нас в Уральских горах.
Физ.пауза ( иллюстрирует процесс разрушения горы)
-Давайте поиграем в игру « Гора».
Стоит гора старушка до небес макушка. Дети встают в круг, поднимают руки вверх,
Её ветер обдувает. Тянутся на носочках, встряхивают кисти рук
Её дождик поливает, Прикладывают ладони к щекам и
Стоит гора страдает Качают головой.
И камешки теряет.
И каждый день Воспитатель задевает детей по очереди
И каждую ночь Дети камешки разбегаются в стороны.
Катятся, катятся
Камешки прочь.
Раскатились камешки,
И с той самой поры
Ничего не осталось
От нашей горы.
Обратить внимание на столы.
Воспитатель:
-Чудо, чудо чудеса! На столах у нас рассыпалась гора! С камнями мы будем играть, посылку марсианам собирать.( Дети садятся за столы, на которых лежат разные камешки)
Дети сортируют в парах коллекции камней, находят:
*Самый блестящий
*Самый полосатый
*Самый тяжелый
*Самый прозрачный
*Самый круглый
-Можно советоваться, обсуждать.
Сбор камней в посылку.
Дети объясняют свой выбор и кладут камень в ящик для посылок.
Воспитатель:
— А как же марсиане догадаются от кого посылка?
\ работа с пиктограммами \
Повторение адреса в обратном порядке ( от детей детского сада « Пингвин» из города Лесного, с Урала, с планеты Земля)
-А на каком транспорте мы отправим нашу посылку?
Варианты ответов детей………..
-\ на ракете \ \ просмотр видео зарисовки \Воспитатель незаметно прячет посылку за компьютер.
Физ. минутка игра «Космонавты»
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим
На такую полетим
Но в игре один секрет
Опоздавшим, места нет.
\ дети двигаются по группе и занимают место в ракете и «летающих тарелках» \
По окончании игры садятся за столы.
Рассказ воспитателя.
Воспитатель:- Камни только кажутся безмолвными. Тому, кто умеет их слушать, они могут рассказать удивительную историю о возникновении мира. Давайте вместе подумаем, как же природа создаёт такую красоту, такое чудо.
Рассматривание иллюстрации.
-Учёные нам говорят
Что много лет тому назад
В ужасном беспорядке
В земле возникли складки.
Тогда-то родились хребты
Отроги и утёс.
И камень, о который ты
Разбил сегодня нос.
-Жизнь камня очень длинная. Камни живут и изменяются, отживают и снова превращаются в новые камни. Ветер и солнце, вода и мороз помогают появиться новым камням из глины, песка, мела. Каменные пласты давят друг на друга, становятся плоскими, слипаются, и превращаются в один камень.
Исследовательская практика.
-Как это можно проверить? Проблемная ситуация.
-Из чего? Целеполагание. -Как? Выдвижение гипотезы. -Каким способом? Проверка предположения.
-Попробуем сами слепить камень. Проверка предположения.
\ Продуктивная деятельность \
Воспитатель:
-Как получился красивый камень? Формулирование вывода.
\ разноцветный пластилин, соединили в единый кусочек, придали форму камню, разрезали пополам, полюбовались \
Рассматривание камней.
Воспитатель:
-Красивые камни мы оставим в нашем музее.
Итог.
-Я очень рада за вас, я чувствую вам интересно рассматривать, играть с камнями.
Я горжусь вами. Я горда за наш музей, в котором целый мир камня, где мы изучаем, наблюдаем, собираем, читаем книги о камнях. А следующая встреча – знакомство с янтарём.
-Камень может лечить, оберегать, защищать людей, помогать. Поэтому люди делали разные украшения из камней, украшали себя, одежду. Мы тоже в нашей ювелирной мастерской часто собираем красивые бусы, а для гостей сделали чудесные украшения, давайте их подарим.
-С доброй улыбкой, -От чистого сердца! -Приглашайте гостей в наш музей!
Литература:
1. Алексин А. Почемучка.- М.: Педагогика-Пресс, 1992.
2. Ашиков В. Про небо и землю: сказочная хрестоматия.-М.: АСТ,2001.
3. Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир.-М.: Просвещение, 2002.
4 Иванова А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.-М.: Творческий центр « Сфера», 1998.
5. ИвановаЭ., Токмакова И. Большая книга стихов для чтения в детском саду.-М.: Планета детства,2000 .
6.Рыжова Н. Что у нас под ногами( песок, глина, камни).-М.: Просвещение, 2002.
Конспект НОД Тема: «История камня» Познавательное с элементами экспериментирования
Разработчик: Галина Николаевна Королёва, воспитатель I категории старшая группа детей с ТНР г. Лесной Декабрь 2012г
Тема НОД « История камня»
Автор: Королева Галина Николаевна, воспитатель первой категории.
Дети с.тяжелыми нарушениями речи старшей группы
ГМО. декабрь 2012г
.
Цель: Формирование у детей первоначального представления о природе гор.
Задачи:
Образовательные:
1. Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.
2. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам.
Развивающие:
1. Развивать умение планировать эксперимент, анализировать свою деятельность, строить простейшие умозаключения — делать выводы.
3. Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.
Воспитательная:
1. Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Коррекционные задачи:
1. Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.
Речевые задачи: расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы. Учить формулировать вывод.
Предварительная работа:
1. Экскурсия на интерактивную выставку «Сказы П.П.Бажова» в музейно выставочный комплекс.
2. Цикл бесед «Занимательная минералогия»
*Чтение и рассматривание иллюстраций книг «Что у нас под ногами» Н.А.Рыжова, «Серебряное копытце» П.П.Бажов, детских познавательных энциклопедий.
*Заучивание стихотворения «Гора» Л.В.Логинова.
3. Музей группы «Волшебный мир камня»
4. Продуктивная деятельность:
* Экспериментирование « Какие бывают камешки»
* Исследование « Почему камни бывают разноцветными»
* Аппликация «Гора»
* Лепка «Украшения из самоцветов Урала», бусы для мамы и бабушки.
*Рисование по мотивам сказов П.П.Бажова «Серебряное копытце»
*Макет « Сад камней»
Приоритетная образовательная область: « Познание»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»,
« Художественное творчество»
Виды деятельности: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.
Оборудование:
Чудо-Коробка с отверстиями для рук, пиктограммы, почтовый ящик, коллекция камней, весы, лупы, Глобус, иллюстрации, фотографии Уральских гор, пластилин, стеки, коробочки для ювелирных изделий, магнитофон, аудиозапись муз. вставка к передаче « Что? Где? Когда?», компьютерная презентация « Космос», детская энциклопедия « Хочу все знать», детские работы « Ювелирные украшения»
Ход НОД: \ Дети и гости встают в общий круг \
Воспитатель: Мы с Вами снова вместе.
Я рада, рады Вы,
Приветствуем сегодня
Объятием дружбы мы…( Дети и гости обнимают друг друга)
Воспитатель: Обращаясь к гостям:
-Вы заметили, наши дети подросли, стали ещё умнее, дружнее.
Воспитатель. Обращаясь к детям:
-Видите, какие красивые, добрые у нас гости, они нам улыбаются. Им у нас уже нравится. Пусть они посидят и на нас поглядят, а мы поиграем (гости садятся, а дети встают полукругом)
Сюрпризный момент.
Звучит музыкальный эпизод передачи «Что, где, когда?».
Воспитатель: Я приготовила для Вас сюрприз. Хотите узнать, что в коробке?
/дети обследуют содержание чудо-коробки, находят в ней камешки /
Воспитатель: Вот с камнями мы и поиграем.
Раз – угадали!
Два – мы с ними уже играли,
Три – сегодня ещё поиграем
Посылку на Марс собираем!
-Вам нужно будет много отвечать на вопросы, вспоминать, доказывать, рассуждать. Я Вас очень прошу, постарайтесь правильно произносить звуки, с которыми Вы дружите.
Но прежде хочу с вами уточнить:
Беседа.
Воспитатель:-Где мы, земляне, живём? Выставляю пиктограмму « Глобус»
Дети:- мы живем на планете Земля.
Воспитатель:-Где находится наш город? Выставляю пиктограмму « Горы»
Дети:- Наш город на Уральских горах.
Воспитатель:-Как он называется? Выставляю пиктограмму « Город»
Дети:- Наш город называется Лесной.
Воспитатель:- Вам ещё по пять лет
и вы ходите в……………. Выставляю пиктограмму « Детский сад»
Дети:- В детский сад « Пингвин»
Воспитатель:- Все эти картинки нам ещё пригодятся, но чуть позже.
-Давайте же посмотрим, какие камни в коробке?
Дети рассматривают камни.
\гладкие, твёрдые, шершавые, прозрачные, светлые, тёмные, тяжелые, очень твёрдые, прочные, круглые, блестящие, драгоценные \
Воспитатель:
-А помните мы ходили в музей на выставку камней. Сколько красоты Вы видели!
-Увлекательную историю нам рассказали о сказочных героях, о драгоценных камешках.
-Что вам больше всего понравилось? ( обращение к опыту детей)
-О чём рассказал маме Сережа?
-Кого слепили Виталик и Богдан в художественной школе!
-Мне тоже понравилась выставка. Я была очарована коллекцией малахита, помните большой полосатый зелёный камень и много, много маленьких!
Воспитатель:- Наша планета в своих глубинах создаёт, вынашивает разные камни. Находят их везде: глубоко под землёй, в морях, реках, у нас в Уральских горах.
Физ.пауза ( иллюстрирует процесс разрушения горы)
-Давайте поиграем в игру « Гора».
Стоит гора старушка до небес макушка. Дети встают в круг, поднимают руки вверх,
Её ветер обдувает. Тянутся на носочках, встряхивают кисти рук
Её дождик поливает, Прикладывают ладони к щекам и
Стоит гора страдает Качают головой.
И камешки теряет.
И каждый день Воспитатель задевает детей по очереди
И каждую ночь Дети камешки разбегаются в стороны.
Катятся, катятся
Камешки прочь.
Раскатились камешки,
И с той самой поры
Ничего не осталось
От нашей горы.
Обратить внимание на столы.
Воспитатель:
-Чудо, чудо чудеса! На столах у нас рассыпалась гора! С камнями мы будем играть, посылку марсианам собирать.( Дети садятся за столы, на которых лежат разные камешки)
Дети сортируют в парах коллекции камней, находят:
*Самый блестящий
*Самый полосатый
*Самый тяжелый
*Самый прозрачный
*Самый круглый
-Можно советоваться, обсуждать.
Сбор камней в посылку.
Дети объясняют свой выбор и кладут камень в ящик для посылок.
Воспитатель:
— А как же марсиане догадаются от кого посылка?
\ работа с пиктограммами \
Повторение адреса в обратном порядке ( от детей детского сада « Пингвин» из города Лесного, с Урала, с планеты Земля)
-А на каком транспорте мы отправим нашу посылку?
Варианты ответов детей………..
-\ на ракете \ \ просмотр видео зарисовки \Воспитатель незаметно прячет посылку за компьютер.
Физ. минутка игра «Космонавты»
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим
На такую полетим
Но в игре один секрет
Опоздавшим, места нет.
\ дети двигаются по группе и занимают место в ракете и «летающих тарелках» \
По окончании игры садятся за столы.
Рассказ воспитателя.
Воспитатель:- Камни только кажутся безмолвными. Тому, кто умеет их слушать, они могут рассказать удивительную историю о возникновении мира. Давайте вместе подумаем, как же природа создаёт такую красоту, такое чудо.
Рассматривание иллюстрации.
-Учёные нам говорят
Что много лет тому назад
В ужасном беспорядке
В земле возникли складки.
Тогда-то родились хребты
Отроги и утёс.
И камень, о который ты
Разбил сегодня нос.
-Жизнь камня очень длинная. Камни живут и изменяются, отживают и снова превращаются в новые камни. Ветер и солнце, вода и мороз помогают появиться новым камням из глины, песка, мела. Каменные пласты давят друг на друга, становятся плоскими, слипаются, и превращаются в один камень.
Исследовательская практика.
-Как это можно проверить? Проблемная ситуация.
-Из чего? Целеполагание. -Как? Выдвижение гипотезы. -Каким способом? Проверка предположения.
-Попробуем сами слепить камень. Проверка предположения.
\ Продуктивная деятельность \
Воспитатель:
-Как получился красивый камень? Формулирование вывода.
\ разноцветный пластилин, соединили в единый кусочек, придали форму камню, разрезали пополам, полюбовались \
Рассматривание камней.
Воспитатель:
-Красивые камни мы оставим в нашем музее.
Итог.
-Я очень рада за вас, я чувствую вам интересно рассматривать, играть с камнями.
Я горжусь вами. Я горда за наш музей, в котором целый мир камня, где мы изучаем, наблюдаем, собираем, читаем книги о камнях. А следующая встреча – знакомство с янтарём.
-Камень может лечить, оберегать, защищать людей, помогать. Поэтому люди делали разные украшения из камней, украшали себя, одежду. Мы тоже в нашей ювелирной мастерской часто собираем красивые бусы, а для гостей сделали чудесные украшения, давайте их подарим.
-С доброй улыбкой, -От чистого сердца! -Приглашайте гостей в наш музей!
Литература:
1. Алексин А. Почемучка.- М.: Педагогика-Пресс, 1992.
2. Ашиков В. Про небо и землю: сказочная хрестоматия.-М.: АСТ,2001.
3. Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир.-М.: Просвещение, 2002.
4 Иванова А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.-М.: Творческий центр « Сфера», 1998.
5. ИвановаЭ., Токмакова И. Большая книга стихов для чтения в детском саду.-М.: Планета детства,2000 .
6.Рыжова Н. Что у нас под ногами( песок, глина, камни).-М.: Просвещение, 2002.
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Воспитатель
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
Программа под. ред. М.А. Васильевой
Старшая группа
12 мая 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»