В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Занятие "История камня"

Занятие "История камня"

Галина Королева
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 4570
Краткое описание
Формирование у детей первоначального представления о природе гор.
Описание
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Пингвин» комбинированного вида
Конспект НОД Тема: «История камня» Познавательное с элементами экспериментирования
Разработчик: Галина Николаевна Королёва, воспитатель I категории старшая группа детей с ТНР г. Лесной Декабрь 2012г
Тема НОД « История камня»
Автор: Королева Галина Николаевна, воспитатель первой категории.
Дети с.тяжелыми нарушениями речи старшей группы
ГМО. декабрь 2012г
.
Цель: Формирование у детей первоначального представления о природе гор.

Задачи:

Образовательные:
1. Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.
2. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам.

Развивающие:
1. Развивать умение планировать эксперимент, анализировать свою деятельность, строить простейшие умозаключения — делать выводы.
3. Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.

Воспитательная:
1. Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Коррекционные задачи:
1. Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.

Речевые задачи: расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы. Учить формулировать вывод.
Предварительная работа:
1. Экскурсия на интерактивную выставку «Сказы П.П.Бажова» в музейно выставочный комплекс.

2. Цикл бесед «Занимательная минералогия»
*Чтение и рассматривание иллюстраций книг «Что у нас под ногами» Н.А.Рыжова, «Серебряное копытце» П.П.Бажов, детских познавательных энциклопедий.
*Заучивание стихотворения «Гора» Л.В.Логинова.

3. Музей группы «Волшебный мир камня»

4. Продуктивная деятельность:
* Экспериментирование « Какие бывают камешки»
* Исследование « Почему камни бывают разноцветными»
* Аппликация «Гора»
* Лепка «Украшения из самоцветов Урала», бусы для мамы и бабушки.
*Рисование по мотивам сказов П.П.Бажова «Серебряное копытце»
*Макет « Сад камней»

Приоритетная образовательная область: « Познание»

Интеграция образовательных областей: «
Коммуникация», «Социализация»,
« Художественное творчество»

Виды деятельности:
Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.

Оборудование:
Чудо-Коробка с отверстиями для рук, пиктограммы, почтовый ящик, коллекция камней, весы, лупы, Глобус, иллюстрации, фотографии Уральских гор, пластилин, стеки, коробочки для ювелирных изделий, магнитофон, аудиозапись муз. вставка к передаче « Что? Где? Когда?», компьютерная презентация « Космос», детская энциклопедия « Хочу все знать», детские работы « Ювелирные украшения»

Ход НОД: \ Дети и гости встают в общий круг \
Воспитатель: Мы с Вами снова вместе.
Я рада, рады Вы,
Приветствуем сегодня
Объятием дружбы мы…( Дети и гости обнимают друг друга)
Воспитатель: Обращаясь к гостям:

-Вы заметили, наши дети подросли, стали ещё умнее, дружнее.
Воспитатель. Обращаясь к детям:
-Видите, какие красивые, добрые у нас гости, они нам улыбаются. Им у нас уже нравится. Пусть они посидят и на нас поглядят, а мы поиграем (гости садятся, а дети встают полукругом)

Сюрпризный момент.
Звучит музыкальный эпизод передачи «Что, где, когда?».

Воспитатель: Я приготовила для Вас сюрприз. Хотите узнать, что в коробке?
/дети обследуют содержание чудо-коробки, находят в ней камешки /
Воспитатель: Вот с камнями мы и поиграем.
Раз – угадали!
Два – мы с ними уже играли,
Три – сегодня ещё поиграем
Посылку на Марс собираем!

-Вам нужно будет много отвечать на вопросы, вспоминать, доказывать, рассуждать. Я Вас очень прошу, постарайтесь правильно произносить звуки, с которыми Вы дружите.
Но прежде хочу с вами уточнить:
Беседа.

Воспитатель:-Где мы, земляне, живём? Выставляю пиктограмму « Глобус»
Дети:- мы живем на планете Земля.
Воспитатель:-Где находится наш город? Выставляю пиктограмму « Горы»
Дети:- Наш город на Уральских горах.
Воспитатель:-Как он называется? Выставляю пиктограмму « Город»
Дети:- Наш город называется Лесной.

Воспитатель:- Вам ещё по пять лет
и вы ходите в……………. Выставляю пиктограмму « Детский сад»
Дети:- В детский сад « Пингвин»
Воспитатель:- Все эти картинки нам ещё пригодятся, но чуть позже.
-Давайте же посмотрим, какие камни в коробке?
Дети рассматривают камни.
\гладкие, твёрдые, шершавые, прозрачные, светлые, тёмные, тяжелые, очень твёрдые, прочные, круглые, блестящие, драгоценные \

Воспитатель:
-А помните мы ходили в музей на выставку камней. Сколько красоты Вы видели!
-Увлекательную историю нам рассказали о сказочных героях, о драгоценных камешках.
-Что вам больше всего понравилось? ( обращение к опыту детей)
-О чём рассказал маме Сережа?
-Кого слепили Виталик и Богдан в художественной школе!
-Мне тоже понравилась выставка. Я была очарована коллекцией малахита, помните большой полосатый зелёный камень и много, много маленьких!

Воспитатель:- Наша планета в своих глубинах создаёт, вынашивает разные камни. Находят их везде: глубоко под землёй, в морях, реках, у нас в Уральских горах.

Физ.пауза ( иллюстрирует процесс разрушения горы)
-Давайте поиграем в игру « Гора».
Стоит гора старушка до небес макушка. Дети встают в круг, поднимают руки вверх,
Её ветер обдувает. Тянутся на носочках, встряхивают кисти рук
Её дождик поливает, Прикладывают ладони к щекам и
Стоит гора страдает Качают головой.
И камешки теряет.

И каждый день Воспитатель задевает детей по очереди
И каждую ночь Дети камешки разбегаются в стороны.
Катятся, катятся
Камешки прочь.
Раскатились камешки,
И с той самой поры
Ничего не осталось
От нашей горы.
Обратить внимание на столы.
Воспитатель:
-Чудо, чудо чудеса! На столах у нас рассыпалась гора! С камнями мы будем играть, посылку марсианам собирать.( Дети садятся за столы, на которых лежат разные камешки)

Дети сортируют в парах коллекции камней, находят:
*Самый блестящий
*Самый полосатый
*Самый тяжелый
*Самый прозрачный
*Самый круглый
-Можно советоваться, обсуждать.

Сбор камней в посылку.
Дети объясняют свой выбор и кладут камень в ящик для посылок.

Воспитатель:
— А как же марсиане догадаются от кого посылка?
\ работа с пиктограммами \
Повторение адреса в обратном порядке ( от детей детского сада « Пингвин» из города Лесного, с Урала, с планеты Земля)
-А на каком транспорте мы отправим нашу посылку?
Варианты ответов детей………..
-\ на ракете \ \ просмотр видео зарисовки \Воспитатель незаметно прячет посылку за компьютер.

Физ. минутка игра «Космонавты»
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим
На такую полетим
Но в игре один секрет
Опоздавшим, места нет.
\ дети двигаются по группе и занимают место в ракете и «летающих тарелках» \
По окончании игры садятся за столы.

Рассказ воспитателя.
Воспитатель:- Камни только кажутся безмолвными. Тому, кто умеет их слушать, они могут рассказать удивительную историю о возникновении мира. Давайте вместе подумаем, как же природа создаёт такую красоту, такое чудо.

Рассматривание иллюстрации.
-Учёные нам говорят
Что много лет тому назад
В ужасном беспорядке
В земле возникли складки.
Тогда-то родились хребты
Отроги и утёс.
И камень, о который ты
Разбил сегодня нос.

-Жизнь камня очень длинная. Камни живут и изменяются, отживают и снова превращаются в новые камни. Ветер и солнце, вода и мороз помогают появиться новым камням из глины, песка, мела. Каменные пласты давят друг на друга, становятся плоскими, слипаются, и превращаются в один камень.
Исследовательская практика.
-Как это можно проверить? Проблемная ситуация.
-Из чего? Целеполагание. -Как? Выдвижение гипотезы. -Каким способом? Проверка предположения.

-Попробуем сами слепить камень. Проверка предположения.
\ Продуктивная деятельность \
Воспитатель:
-Как получился красивый камень? Формулирование вывода.
\ разноцветный пластилин, соединили в единый кусочек, придали форму камню, разрезали пополам, полюбовались \

Рассматривание камней.
Воспитатель:
-Красивые камни мы оставим в нашем музее.

Итог.
-Я очень рада за вас, я чувствую вам интересно рассматривать, играть с камнями.
Я горжусь вами. Я горда за наш музей, в котором целый мир камня, где мы изучаем, наблюдаем, собираем, читаем книги о камнях. А следующая встреча – знакомство с янтарём.

-Камень может лечить, оберегать, защищать людей, помогать. Поэтому люди делали разные украшения из камней, украшали себя, одежду. Мы тоже в нашей ювелирной мастерской часто собираем красивые бусы, а для гостей сделали чудесные украшения, давайте их подарим.
-С доброй улыбкой, -От чистого сердца! -Приглашайте гостей в наш музей!
Литература:
1. Алексин А. Почемучка.- М.: Педагогика-Пресс, 1992.
2. Ашиков В. Про небо и землю: сказочная хрестоматия.-М.: АСТ,2001.
3. Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир.-М.: Просвещение, 2002.
4 Иванова А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.-М.: Творческий центр « Сфера», 1998.
5. ИвановаЭ., Токмакова И. Большая книга стихов для чтения в детском саду.-М.: Планета детства,2000 .
6.Рыжова Н. Что у нас под ногами( песок, глина, камни).-М.: Просвещение, 2002.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос