"Влияние музыки Моцарта на психофизическое здоровье ребенка-дошкольника»
«Влияние музыки Моцарта
на психофизическое здоровье ребенка-дошкольника»
Кравчук Ирина Николаевна
МБДОУ «Детский сад №65» г. Воркуты
музыкальный руководитель
Высшая квалификационная категория
Первоочередной задачей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
Музыкотерапия - способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
В том, что музыка может создавать определенное настроение и вызывать соответствующие эмоции, никого убеждать не надо. А вот то, что она является еще и отличным лекарем, известно не каждому. Между тем, способность звуков исцелять давным-давно была подмечена древними врачевателями. Музыкотерапия не ограничивается психоэмоциональным воздействием, она способна проникать в организм не только через органы слуха, но и через кожу, так как имеет волновую природу, а в коже находятся виброрецепторы, воспринимающие звуковые волны, которые воздействуя в определенной частоте способствуют высвобождению эндорфинов– мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
Музыку Моцарта считают самой полезной для здоровья психического и физического, для гармонии, красоты и равновесия. Она оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении.
А
Моцарт лёгкими перстами…
Едва
дотронулся… чуть-чуть…
И - с сердца
снят тяжёлый камень,
И так свободно
дышит грудь!
Да, Моцарт лёгкими
перстами,
Как ангел – веющим крылом…
Какая
высь над всеми нами!
Каким простором
полон Дом!
О, эти льющиеся волны
–
Потоки жизнетворных сил!
Кто
б ни был тот, кто грудь наполнил
И
светом сердце озарил.
Эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и, даже на неодушевлённые предметы.
В прошлом веке в одном из монастырей монахини заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока, современные исследования показали, что под воздействием рэпа оно резко снижается. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее.
«Терапия Моцартом» применяется во многих странах:
- в больницах для снятия болей у пациентов, для ускорения выздоровления
- в парках для уменьшения количества преступлений
- на предприятиях для снятия утомления, повышения работоспособности
- в учебных заведениях для освоения нового учебного материала, более быстрого овладения новыми знаниями, умениями и навыками, быстрого овладения иностранными языками.
Я и педагоги нашего детского сада решили, используя классическую музыку и музыку Моцарта, помочь нашим воспитанникам адаптироваться в детском саду, укрепить здоровье, тренировать память и мышление. Для этого разработали режим слушания музыки великого композитора.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. Поэтому по утрам в конце зарядки под музыку Моцарта «Турецкий марш» ритмично стучим палочками, флажками или кубиками. И дети, и педагоги выходят из музыкального зала с улыбками и хорошим настроением.
А засыпают малыши, конечно же, под колыбельную Моцарта («Спи, моя радость, усни» - эта колыбельная многим из нас знакома с детства и в исполнении В. Толкуновой, и О. Ануфриева, и Елены Камбуровой). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются, снимается эмоциональное и физическое напряжение и через 10 - 15 минут почти все дети засыпают.
Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Педагогам следует уделить внимание музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Для этого мы используем тихую, нежную, легкую, радостную музыку.
И при пробуждении дети слышат концерт для флейты и арфы, который звучит не громко, тихим фоном. Небольшая композиция звучала постоянно в течение примерно месяца, и у детей выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши легче и спокойнее переходили из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку проводили комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.
Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.
Воспитатели использовали произведения в фортепианном исполнении («Турецкое рондо», Соната фа мажор) не только на занятиях, но и в процессе работы над заполнением заданий в познавательных викторинах, олимпиадах, что помогло нашим воспитанникам получить не только сертификаты за участие, но и дипломы победителей (14 дипломов за 1 место, 7 – за 2 место и 1 – за 3 место).
Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.
Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Поэтому скрипичная и вокальная музыка («Аве, Мария», «40-я симфония», «Волшебная флейта», «Рондо» из Фигаро) звучит в любое время, но очень дозировано и негромко. Эффект Моцарта оказал положительное влияние на здоровье детей. Индекс здоровья с октября 2016 года по март 2017 года улучшился на 1%.
Не знаю, музыка ли Моцарта повлияла, или в нашем детском саду классные педагоги и замечательные дети, но к концу года стало меньше слез, конфликтов, дети проявляют заботу друг о друге: помогают одеваться малышам на прогулку, мальчики уступают место девочкам, вежливы с взрослыми, а воспитанники подготовительной к школе группы показали 100% школьную готовность по результатам ПМПК. Следует отметить и тот факт, что по итогам обследования специалистами МКУ «ЦППМиСП» уменьшилось количество детей, которым рекомендованы занятия с психологом и психоневрологом (2016г. – 7 человек, 2017г. – 4 человека).
Талантливый исследователь Альфред Томатис впервые ввёл в употребление термин «Эффект Моцарта». Эффект же заключается в том, что дети, слушающие Моцарта в раннем возрасте (до трёх лет), становятся более способными к развитию мышления.
Слушайте музыку Моцарта и будьте здоровы!
Приложение
По утрам в конце зарядки под музыку Моцарта «Турецкий марш» ритмично стучим палочками, флажками или кубиками.
Засыпают малыши, конечно же, под колыбельную Моцарта
И при пробуждении дети слышат концерт для флейты и арфы, который звучит не громко, тихим фоном
Интеллектуальной сфере соответствует фортепианная музыка
К концу года стало меньше слез, конфликтов, дети проявляют заботу друг о друге: помогают одеваться малышам на прогулку, мальчики уступают место девочкам, вежливы с взрослыми, а дети подготовительной группы успешно прошли ПМПК
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Современное содержание музыкального занятия в соответствии с ФГОС ДО
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.