Внеклассное мероприятие "Над памятью не властно время"
694046, Сахалинская область, Анивский район, с. Троицкое, ул. Центральная, 16-а телефон/факс 8(42441) 94-1-75
«Над памятью не властно время» внеклассное мероприятие Автор: Зотова Оксана Борисовна, МБОУ СОШ№5 с. Троицкое, педагог – организатор.
с. Троицкое 2013 г. Пояснительная записка. а) Зотова Оксана Борисовна.
б) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» с. Троицкое Анивского городского округа Сахалинской области, педагог – организатор.
в) Внеклассное мероприятие «Над памятью не властно время».
г) Данное мероприятие проводится в школе для учеников 7-8 классов к праздникам: День защитника Отечества, День Победы.
Цель: формирование личности гражданина – патриота Родины на основе изучения судеб жителей села, которые являются личным примером детского и юношеского мужества и героизма, проявленного во время Великой Отечественной войны.
Материал краеведческого характера, поэтому «красной нитью» через всё мероприятие проходят тяжелые детские судьбы наших селян. Ребята знакомятся с людьми, которые во время войны были не только жертвами фашистов, они вели себя как герои: работали на заводах, выращивали овощи на полях, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.
д) перечень дополнительных материалов:
Ø Презентация
Ø Видео ролики о детях войны
Сценарий «Над памятью не властно время». Звучат песни о войне.
Слайд 1. (на экране тема мероприятия).
Приветственное слово присутствующим. Представление приглашенных гостей.
Слайд1.(по щелчку звучит музыкаKeiko Matsui (Flowers of the sea)).
Ведущий 1 (на фоне музыки). Тебе 12 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле и хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко они разрушаются под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как твой утренний сон.
Слайд 2.
Ведущий 2. Вьетнам, Афганистан, Югославия, Чечня, Ирак, Беслан… Все мы видели с экранов телевизоров, какой ужас приносит война: гибель детей, мародерство, горят дома, горят детские игрушки…. Страшна смерть детей, но страшны и те зловещие следы и раны, которые оставляет война в испепеленных душах чудом выживших.
Слайд 3.
Ведущий 1. Одной из самых жестоких войн, которые когда-либо видела Земля, была Вторая Мировая. В России она началась 22 июня 1941 года и получила название Великой Отечественной войны. Она принесла много горя, но больше всех от этой войны пострадали дети, беззащитные и несчастные, оставшиеся сиротами.
(по щелчку) негромко, как позывные далеких лет, звучит первый куплет и припев песни А. Александрова «Священная война».
Слайд 4.
Ведущий 2. Тогда, в 41-ом война обрушилась на детей так же, как и на взрослых, — бомбами, голодом, холодом, разлукой. Утром 22 июня 1941 года на одной из улиц лежала убитая девочка с незаплетенными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку, запомнили навсегда. Это был первый день войны. И в последующие дни дети гибли от бомб и снарядов. Их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека.
Слайд 5.
Ведущий 1. В Равенсбрюке, где в ад душегубок и печей отправлялись дети и женщины, висела фотография детского сердца. В центре был нарисован кружочек, а надпись гласила, что эсесовец, который будет метко стрелять и попадать в сердце ребёнка, получит дополнительный отпуск.
Ведущий 2. А в киноэпопее «Великая Отечественная» есть волнующий эпизод, который кто хоть однажды видел — не сможет забыть его. Женщины провожают детей из блокадного Ленинграда. Катер отчаливает от берега. И вот матери видят, как на него пикирует самолёт со свастикой, как тонут и гибнут их дочери, сыновья. И лишь белые панамки плывут по воде…
Слайд 6.
Ведущий 1. А разве можно спокойно читать трагический дневник Тани Савичевой? Нет, ведь ничто не сможет сравниться с тем, что пережили ленинградцы в блокадную зиму 41-42 года. Копия её дневника перед нами. Мы можем только представить ту горечь и боль, с которой девочка писала о гибели близких ей людей. В дни блокады суточная норма хлеба была всего 125 грамм. Посмотрите, ребята, эти граммы перед вами (на столе весы с хлебом).
Слайд 7.
Ведущий 2. Нашу односельчанку Галину Михайловну Кумичеву, как и многих детей — блокадников, по «Дороге жизни» через Ладожское озеро вывезли под обстрелом из осаженного города. Во время бомбежек в разное время погибли её родители, а затем от голода и болезней умерли и братья. Из всей, когда-то большой и дружной, семьи в живых осталась только маленькая девочка Галя. Она была истощена и слаба, но она выжила. Судьба Галины Михайловны — единственной в нашем селе блокадницы, судьба ее семьи — яркое отражение военной истории нашей страны. Так рушились судьбы многих семей. Но, не смотря на все ужасы войны, дети держались до конца. В этом и заключается их главный подвиг. И мы должны прикоснуться к нему, то есть гордиться их мужеством и помнить!
Ведущий 1.
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Слайд 7.
Ведущий 2. На выезде из Ленинграда (ныне – Санкт-Петербурга), там, где начинается Ладога, сейчас стоит памятник – «Цветок жизни». На его каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце!». Это памятник детям блокадного города, прошедшим сквозь холод и голод военных ночей.
Слайд 8.
Ведущий 1. Великая Отечественная война унесла 13 миллионов детских жизней, а сколько она оставила сиротами? С фотографий военных лет на нас смотрят глаза тех несчастных, обездоленных детей, которых война оставила без родителей, без их любви и ласки. Такие же девчонки и мальчишки, как и мы. Но, сколько, же им пришлось вынести.
Ведущий 2. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Их рассказы тоже длиной в целую войну. Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого. Что смогли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Память о войне. У каждого она своя.
Вот одно из воспоминаний о войне нашей односельчанки — Любови Семеновны Яковлевой.
Слайд 9.
Ведущий 2. (из Книги Памяти) «В 1942 году в отместку за то, что партизаны пустили под откос поезд с немцами, оставшиеся в живых фашисты сожгли дотла деревню Малевичи, в которой и жила наша семья. В огне погибли мать и сестра. Выжившие дети и взрослые ушли в лес. Долго скитались мы, обездоленные, обессиленные. И на одном из разъездов нас схватили немцы и отправили в Германию в концлагерь. Выжить там было очень трудно. Вспоминать об этом тяжело. Освободили нас только14 апреля 1945 года».
Ведущий 1. Любовь Семеновна присутствует сегодня у нас на встрече.
Любовь Семеновна, скажите, что помогло вам выжить, вытерпеть все тяготы этой войны?
Ответ Любови Семеновны.
Слайд 10.
Ведущий 1. У нас в селе в настоящее время проживают 3 бывшие узницы концлагерей: Любовь Семеновна Яковлева, Феона Ивановна Желамеева и Мария Нефёдьевна Савчук.
Слайд 11.
Ведущий 2. В Книге Памятиесть и воспоминанияМарии Нефёдьевны Савчук. Когда началась война, отец Марии и ее сестры Екатерины ушел на фронт. Сестры с матерью остались жить в родном селе, помогали ей по хозяйству. В январе 1942 года немцы зашли в село, стали загонять жителей в дома, расстреливали и поджигали. Не многим удалось спастись. Живыми остались только те, кто успел уйти в лес. В их числе были и сестры. Долгое время они жили в лесу, пока их не обнаружили немцы и не отправили в соседнее село, откуда они в августе 1942 года были угнаны на принудительные работы в Германию в город Райхинсберг вместе с мамой и другими односельчанами.
Слайд 12.
Ведущий 1. Марии тогда было почти двенадцать, а Екатерине – десять. Взрослые работали на заводе, а дети за два километра носили двадцатилитровые бидоны с едой для них, которая была сварена из брюквы и лебеды. Все три года в унизительном рабстве они работали почти наравне с взрослыми, пока в 45-ом их не освободили передовые части нашей армии.
Слайд 13.
Послушайте, что рассказывает Мария Нефедьева.
Звучит аудиозапись (воспоминание о войне).
Ведущий 2. Вы понимаете, ребята, как больно вспоминать те тяжелые военные дни, даже через столько лет. Держась из последних сил, видя смерть своих родителей, дети смогли выжить. Пройти сквозь холод и голод военных ночей и не очерстветь душой — тоже подвиг! Не каждый из нас готов сейчас к этому. А дети, попавшие на войну, не только запомнили, перенесли этот ужас, но и выстояли, выдержали, вытерпели…
Ведущий 1. И у меня вопрос к вам, ребята. Скажите, а какие у вас ассоциации со словом «война»?
Ответы ребят.
Ведущий 2. Да, это было тяжелое время. Но, несмотря на все ужасы войны, дети держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих. Несмотря на то, что всё это проходило у них на глазах, они выстояли, выдержали, вытерпели.
Слайд 14.
Ведущий 1. Но невозможно описать то чувство, которое охватывает тебя, когда читаешь воспоминания очевидцев той трагедии, что произошла осенью 1942 года. «В сентябре в Бабий Яр проследовали десятки машин. В них были старики, женщины, дети. Слышались душераздирающие крики, раздавались выстрелы. На детей, как правило, патроны не расходовали, их убивали, ударив головой об угол машины, или живыми засыпали землёй. Затем обстреливали уже землю и проезжали по ней грузовиками. И ещё несколько дней шевелилась земля, слышны были стоны». Помочь мученикам никто не мог, ведь по обеим сторонам стояли с автоматами фашисты, которые стреляли при любом движении. Бабий Яр стал братской могилой для многих женщин и детей.
Ведущий 2. Когда слышишь об этой трагедии, невольно вспоминаешь стихотворение Мусы Джалиля «Варварство», и перед глазами встают правдивые картины произошедшего, ужасные в своей жестокой и чудовищной реальности, от которой в глазах встают слёзы, а по телу пробегает холодок.
ведущие зажигают свечи Слайд 15.
Ведущий 2. Почтим память погибших в Великую Отечественную войну детей минутой молчания. Прошу всех встать.
звучит метроном Слайд 16. Видео ролик «Дети войны» на одноимённую песню в исполнении Тамары Гвердцители.
ведущие тушат свечи Слайд 17.
Ведущий 1.Но дети в ту суровую пору были не только жертвами, они работали в тылу, ковали оружие для грядущей победы. Сложно представить, что дети, такие же, как и мы, совершали подвиги. Несмотря на тяжелые условия, в которых они жили: голод, холод – им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам и сестрам, бабушкам, дедушкам.
Ведущий 2.Они понимали, что без их помощи просто не обойтись. Дети тыла: они работали на военных заводах, по 10-12 часов стояли за станками, до которых дотягивались, только лишь встав на ящик. Они дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Они делали все, чтобы приблизить этот Великий День Победы. Их самоотверженный труд – прекрасный пример для молодежи.
Слайд 18.
Ведущий 1.В нашем селе проживают 24 участника трудового фронта. Одна из них сегодня у нас в гостях. Это Нина Владимировна Костюченко. Нина Владимировна, а какие у вас воспоминания о войне, что бы вы могли рассказать нашим ребятам?
ОтветНины Владимировны.
Ведущий 2. Я знаю, вы пишите стихи. Многие из них о войне. Прочтите нам, пожалуйста.
Слайд 19.
Нина Владимировна читает стихи.
Ведущий 2. Спасибо вам большое, Нина Владимировна.
Слайд 20.
Ведущий 1.В эти страшные годы дети так быстро взрослели, сердца их рано затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию. Дети, оказавшиеся в пекле страданий и невзгод, вели себя как герои, они осилили и вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не под силу. Чтобы попасть на фронт, они прибавляли себе года, убегали из дома, добирались до передовых позиций, становились сынами полка. Они были еще мальчишками, но многих из них война испытала на смелость, храбрость и верность Отчизне. И они выдержали испытание, из последних сил приближая Победу. Победу, доставшуюся стране ценой великих подвигов и неимоверных потерь.
Слайд 21.
Ведущий 2. Ребята, у нас в гостях один из тех, кто совсем юным ушел на фронт. Это Костюченко Владимир Фролович. Владимир Фролович, расскажите, чем бы вам хотелось поделиться с молодым поколением.
Ответ Владимира Фроловича.
Слайд 22.
Ведущий 2. Владимир Фролович, скажите, а что для вас значит «Победа»? Ответ Владимира Фроловича.
Ведущий 2. Да, путь к победе был тяжелым и долгим. Ребята, а теперь я хочу обратиться к вам. Скажите, а что для вас «Победа»?
Ответы ребят.
Ведущий 1. Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в наших семьях и их преданиях, в памяти наших отцов и матерей, переходят к детям и внукам, они в наших воспоминаниях, в наших сердцах. Я родилась и выросла в селе Троицкое, и горда тем, что рядом со мной живут замечательные люди. Нам есть, чему у них поучиться.
Ведущий 2. (показать Книгу Памяти) В этом альбоме собран материал об участниках Великой Отечественной войны, живущих среди нас, и о тех, кого уже нет с нами. В нем – сохранение памяти о наших земляках, которые совершали подвиг во имя победы над врагом. Этот альбом, ребята, вы всегда можете посмотреть в нашем школьном музее.
Слайд 23.
Ведущий 1.Многим знакомы имена Вали Котика, Володи Дубинина, Леонида Голикова, Зины Портновой. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, им и многим другим было присвоено звание Героя Советского Союза. Их награждали орденами и медалями. Ещё не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества.
Ведущий 2.
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали,
И только в сорок пятом — паспорта.
Слайд 24.
Ведущий 1.Они были ещё мальчишками, но они выдержали испытание, и поэтому, сегодня их именами называют улицы и школы, поэтому мы помним их и восхищаемся ими. Ведь их подвиг велик не только той пользой, которую принёс герой, выполняя задание. Любой подвиг велик ещё и тем, что он зажигает сердца, вселяет веру в людей, показывает красоту человека.
Слайд 25.
Ведущий 2. Дети той далекой войны – они все герои, потому что выстояли, потому что, наряду со взрослыми, из последних сил приближали День Победы. Сегодня мы смогли прикоснуться к подвигу, совершенному такими же детьми, как и вы, ребята. И это забыть невозможно. Ведь мужество и героизм были, есть и будут неотъемлемой чертой нашей многонациональной Родины. Память о той страшной войне, через которую прошли дети, останется с нами навсегда. Над памятью не властно время.
Слайд 26.Видео ролик.
Слайд 27.
Ведущий 1.Мы многим обязаны нашим ветеранам. С глубочайшим уважением и восхищением мы вспоминаем тех, кто прошел через ад войны и подарил нам мир, спокойствие и тишину. Ведь именно это выжившее поколение детей восстанавливало страну после военной разрухи, создало сильнейшее государство, взлетело в космос, прославила страну, в которой сейчас мы живем. Это великий подвиг детей того времени. И мы благодарны им за это.
Слайд 28.
Ведущий 2.Спасибо всем вам, дорогие наши гости, что вы сегодня нашли время встретиться с нами. Примите же в знак благодарности эти цветы и открытки, а также песни в исполнении наших учеников.
Ведущий 1. С праздником!
Ресурсы: Ø Презентация Ø Видео ролики о детях войны Ø Музыкальное сопровождение (песни, музыка, метроном, аудиозапись) Ø Стихи о детях войны Ø Книга Памяти Ø Плакаты, каски, гильзы, связанные георгиевской лентой. Список используемых информационных ресурсов: Ø Алексиевич С. «Последние свидетели» Ø Книга Памяти музея МБОУ СОШ№5 с. Троицкое Ø Максимов Э. «Дети военной поры» Ø Фото и картинки о войне на http://www.yandex.ru/, http://www.youtube.ru/.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
с. Троицкое Анивского городского округа
694046, Сахалинская область, Анивский район,
с. Троицкое, ул. Центральная, 16-а
телефон/факс 8(42441) 94-1-75
«Над памятью не властно время»
внеклассное мероприятие
Автор:
Зотова Оксана Борисовна,
МБОУ СОШ№5 с. Троицкое,
педагог – организатор.
с. Троицкое
2013 г.
Пояснительная записка.
а) Зотова Оксана Борисовна.
б) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» с. Троицкое Анивского городского округа Сахалинской области, педагог – организатор.
в) Внеклассное мероприятие «Над памятью не властно время».
г) Данное мероприятие проводится в школе для учеников 7-8 классов к праздникам: День защитника Отечества, День Победы.
Цель: формирование личности гражданина – патриота Родины на основе изучения судеб жителей села, которые являются личным примером детского и юношеского мужества и героизма, проявленного во время Великой Отечественной войны.
Материал краеведческого характера, поэтому «красной нитью» через всё мероприятие проходят тяжелые детские судьбы наших селян. Ребята знакомятся с людьми, которые во время войны были не только жертвами фашистов, они вели себя как герои: работали на заводах, выращивали овощи на полях, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.
д) перечень дополнительных материалов:
-
Презентация
-
Видео ролики о детях войны
Сценарий
«Над памятью не властно время».
Звучат песни о войне.
Слайд 1. (на экране тема мероприятия).
Приветственное слово присутствующим. Представление приглашенных гостей.
Слайд 1. (по щелчку звучит музыка Keiko Matsui (Flowers of the sea)).
Ведущий 1 (на фоне музыки). Тебе 12 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле и хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко они разрушаются под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как твой утренний сон.
Слайд 2.
Ведущий 2. Вьетнам, Афганистан, Югославия, Чечня, Ирак, Беслан… Все мы видели с экранов телевизоров, какой ужас приносит война: гибель детей, мародерство, горят дома, горят детские игрушки…. Страшна смерть детей, но страшны и те зловещие следы и раны, которые оставляет война в испепеленных душах чудом выживших.
Слайд 3.
Ведущий 1. Одной из самых жестоких войн, которые когда-либо видела Земля, была Вторая Мировая. В России она началась 22 июня 1941 года и получила название Великой Отечественной войны. Она принесла много горя, но больше всех от этой войны пострадали дети, беззащитные и несчастные, оставшиеся сиротами.
(по щелчку) негромко, как позывные далеких лет, звучит первый куплет и припев песни А. Александрова «Священная война».
Слайд 4.
Ведущий 2. Тогда, в 41-ом война обрушилась на детей так же, как и на взрослых, - бомбами, голодом, холодом, разлукой. Утром 22 июня 1941 года на одной из улиц лежала убитая девочка с незаплетенными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку, запомнили навсегда. Это был первый день войны. И в последующие дни дети гибли от бомб и снарядов. Их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека.
Слайд 5.
Ведущий 1. В Равенсбрюке, где в ад душегубок и печей отправлялись дети и женщины, висела фотография детского сердца. В центре был нарисован кружочек, а надпись гласила, что эсесовец, который будет метко стрелять и попадать в сердце ребёнка, получит дополнительный отпуск.
Ведущий 2. А в киноэпопее «Великая Отечественная» есть волнующий эпизод, который кто хоть однажды видел - не сможет забыть его. Женщины провожают детей из блокадного Ленинграда. Катер отчаливает от берега. И вот матери видят, как на него пикирует самолёт со свастикой, как тонут и гибнут их дочери, сыновья. И лишь белые панамки плывут по воде…
Слайд 6.
Ведущий 1. А разве можно спокойно читать трагический дневник Тани Савичевой? Нет, ведь ничто не сможет сравниться с тем, что пережили ленинградцы в блокадную зиму 41-42 года. Копия её дневника перед нами. Мы можем только представить ту горечь и боль, с которой девочка писала о гибели близких ей людей. В дни блокады суточная норма хлеба была всего 125 грамм. Посмотрите, ребята, эти граммы перед вами (на столе весы с хлебом).
Слайд 7.
Ведущий 2. Нашу односельчанку Галину Михайловну Кумичеву, как и многих детей - блокадников, по «Дороге жизни» через Ладожское озеро вывезли под обстрелом из осаженного города. Во время бомбежек в разное время погибли её родители, а затем от голода и болезней умерли и братья. Из всей, когда-то большой и дружной, семьи в живых осталась только маленькая девочка Галя. Она была истощена и слаба, но она выжила. Судьба Галины Михайловны - единственной в нашем селе блокадницы, судьба ее семьи - яркое отражение военной истории нашей страны. Так рушились судьбы многих семей. Но, не смотря на все ужасы войны, дети держались до конца. В этом и заключается их главный подвиг. И мы должны прикоснуться к нему, то есть гордиться их мужеством и помнить!
Ведущий 1.
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Слайд 7.
Ведущий 2. На выезде из Ленинграда (ныне – Санкт-Петербурга), там, где начинается Ладога, сейчас стоит памятник – «Цветок жизни». На его каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце!». Это памятник детям блокадного города, прошедшим сквозь холод и голод военных ночей.
Слайд 8.
Ведущий 1. Великая Отечественная война унесла 13 миллионов детских жизней, а сколько она оставила сиротами? С фотографий военных лет на нас смотрят глаза тех несчастных, обездоленных детей, которых война оставила без родителей, без их любви и ласки. Такие же девчонки и мальчишки, как и мы. Но, сколько, же им пришлось вынести.
Ведущий 2. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Их рассказы тоже длиной в целую войну. Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого. Что смогли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Память о войне. У каждого она своя.
Вот одно из воспоминаний о войне нашей односельчанки - Любови Семеновны Яковлевой.
Слайд 9.
Ведущий 2. (из Книги Памяти) «В 1942 году в отместку за то, что партизаны пустили под откос поезд с немцами, оставшиеся в живых фашисты сожгли дотла деревню Малевичи, в которой и жила наша семья. В огне погибли мать и сестра. Выжившие дети и взрослые ушли в лес. Долго скитались мы, обездоленные, обессиленные. И на одном из разъездов нас схватили немцы и отправили в Германию в концлагерь. Выжить там было очень трудно. Вспоминать об этом тяжело. Освободили нас только14 апреля 1945 года».
Ведущий 1. Любовь Семеновна присутствует сегодня у нас на встрече.
Любовь Семеновна, скажите, что помогло вам выжить, вытерпеть все тяготы этой войны?
Ответ Любови Семеновны.
Слайд 10.
Ведущий 1. У нас в селе в настоящее время проживают 3 бывшие узницы концлагерей: Любовь Семеновна Яковлева, Феона Ивановна Желамеева и Мария Нефёдьевна Савчук.
Слайд 11.
Ведущий 2. В Книге Памяти есть и воспоминания Марии Нефёдьевны Савчук. Когда началась война, отец Марии и ее сестры Екатерины ушел на фронт. Сестры с матерью остались жить в родном селе, помогали ей по хозяйству. В январе 1942 года немцы зашли в село, стали загонять жителей в дома, расстреливали и поджигали. Не многим удалось спастись. Живыми остались только те, кто успел уйти в лес. В их числе были и сестры. Долгое время они жили в лесу, пока их не обнаружили немцы и не отправили в соседнее село, откуда они в августе 1942 года были угнаны на принудительные работы в Германию в город Райхинсберг вместе с мамой и другими односельчанами.
Слайд 12.
Ведущий 1. Марии тогда было почти двенадцать, а Екатерине – десять. Взрослые работали на заводе, а дети за два километра носили двадцатилитровые бидоны с едой для них, которая была сварена из брюквы и лебеды. Все три года в унизительном рабстве они работали почти наравне с взрослыми, пока в 45-ом их не освободили передовые части нашей армии.
Слайд 13.
Послушайте, что рассказывает Мария Нефедьева.
Звучит аудиозапись (воспоминание о войне).
Ведущий 2. Вы понимаете, ребята, как больно вспоминать те тяжелые военные дни, даже через столько лет. Держась из последних сил, видя смерть своих родителей, дети смогли выжить. Пройти сквозь холод и голод военных ночей и не очерстветь душой - тоже подвиг! Не каждый из нас готов сейчас к этому. А дети, попавшие на войну, не только запомнили, перенесли этот ужас, но и выстояли, выдержали, вытерпели…
Ведущий 1. И у меня вопрос к вам, ребята. Скажите, а какие у вас ассоциации со словом «война»?
Ответы ребят.
Ведущий 2. Да, это было тяжелое время. Но, несмотря на все ужасы войны, дети держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих. Несмотря на то, что всё это проходило у них на глазах, они выстояли, выдержали, вытерпели.
Слайд 14.
Ведущий 1. Но невозможно описать то чувство, которое охватывает тебя, когда читаешь воспоминания очевидцев той трагедии, что произошла осенью 1942 года. «В сентябре в Бабий Яр проследовали десятки машин. В них были старики, женщины, дети. Слышались душераздирающие крики, раздавались выстрелы. На детей, как правило, патроны не расходовали, их убивали, ударив головой об угол машины, или живыми засыпали землёй. Затем обстреливали уже землю и проезжали по ней грузовиками. И ещё несколько дней шевелилась земля, слышны были стоны». Помочь мученикам никто не мог, ведь по обеим сторонам стояли с автоматами фашисты, которые стреляли при любом движении. Бабий Яр стал братской могилой для многих женщин и детей.
Ведущий 2. Когда слышишь об этой трагедии, невольно вспоминаешь стихотворение Мусы Джалиля «Варварство», и перед глазами встают правдивые картины произошедшего, ужасные в своей жестокой и чудовищной реальности, от которой в глазах встают слёзы, а по телу пробегает холодок.
ведущие зажигают свечи
Слайд 15.
Ведущий 2. Почтим память погибших в Великую Отечественную войну детей минутой молчания. Прошу всех встать.
звучит метроном
Слайд 16. Видео ролик «Дети войны» на одноимённую песню в исполнении Тамары Гвердцители.
ведущие тушат свечи
Слайд 17.
Ведущий 1. Но дети в ту суровую пору были не только жертвами, они работали в тылу, ковали оружие для грядущей победы. Сложно представить, что дети, такие же, как и мы, совершали подвиги. Несмотря на тяжелые условия, в которых они жили: голод, холод – им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам и сестрам, бабушкам, дедушкам.
Ведущий 2. Они понимали, что без их помощи просто не обойтись. Дети тыла: они работали на военных заводах, по 10-12 часов стояли за станками, до которых дотягивались, только лишь встав на ящик. Они дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Они делали все, чтобы приблизить этот Великий День Победы. Их самоотверженный труд – прекрасный пример для молодежи.
Слайд 18.
Ведущий 1. В нашем селе проживают 24 участника трудового фронта. Одна из них сегодня у нас в гостях. Это Нина Владимировна Костюченко. Нина Владимировна, а какие у вас воспоминания о войне, что бы вы могли рассказать нашим ребятам?
Ответ Нины Владимировны.
Ведущий 2. Я знаю, вы пишите стихи. Многие из них о войне. Прочтите нам, пожалуйста.
Слайд 19.
Нина Владимировна читает стихи.
Ведущий 2. Спасибо вам большое, Нина Владимировна.
Слайд 20.
Ведущий 1. В эти страшные годы дети так быстро взрослели, сердца их рано затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию. Дети, оказавшиеся в пекле страданий и невзгод, вели себя как герои, они осилили и вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не под силу. Чтобы попасть на фронт, они прибавляли себе года, убегали из дома, добирались до передовых позиций, становились сынами полка. Они были еще мальчишками, но многих из них война испытала на смелость, храбрость и верность Отчизне. И они выдержали испытание, из последних сил приближая Победу. Победу, доставшуюся стране ценой великих подвигов и неимоверных потерь.
Слайд 21.
Ведущий 2. Ребята, у нас в гостях один из тех, кто совсем юным ушел на фронт. Это Костюченко Владимир Фролович. Владимир Фролович, расскажите, чем бы вам хотелось поделиться с молодым поколением.
Ответ Владимира Фроловича.
Слайд 22.
Ведущий 2. Владимир Фролович, скажите, а что для вас значит «Победа»? Ответ Владимира Фроловича.
Ведущий 2. Да, путь к победе был тяжелым и долгим. Ребята, а теперь я хочу обратиться к вам. Скажите, а что для вас «Победа»?
Ответы ребят.
Ведущий 1. Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в наших семьях и их преданиях, в памяти наших отцов и матерей, переходят к детям и внукам, они в наших воспоминаниях, в наших сердцах. Я родилась и выросла в селе Троицкое, и горда тем, что рядом со мной живут замечательные люди. Нам есть, чему у них поучиться.
Ведущий 2. (показать Книгу Памяти) В этом альбоме собран материал об участниках Великой Отечественной войны, живущих среди нас, и о тех, кого уже нет с нами. В нем – сохранение памяти о наших земляках, которые совершали подвиг во имя победы над врагом. Этот альбом, ребята, вы всегда можете посмотреть в нашем школьном музее.
Слайд 23.
Ведущий 1. Многим знакомы имена Вали Котика, Володи Дубинина, Леонида Голикова, Зины Портновой. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, им и многим другим было присвоено звание Героя Советского Союза. Их награждали орденами и медалями. Ещё не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества.
Ведущий 2.
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали,
И только в сорок пятом — паспорта.
Слайд 24.
Ведущий 1. Они были ещё мальчишками, но они выдержали испытание, и поэтому, сегодня их именами называют улицы и школы, поэтому мы помним их и восхищаемся ими. Ведь их подвиг велик не только той пользой, которую принёс герой, выполняя задание. Любой подвиг велик ещё и тем, что он зажигает сердца, вселяет веру в людей, показывает красоту человека.
Слайд 25.
Ведущий 2. Дети той далекой войны – они все герои, потому что выстояли, потому что, наряду со взрослыми, из последних сил приближали День Победы. Сегодня мы смогли прикоснуться к подвигу, совершенному такими же детьми, как и вы, ребята. И это забыть невозможно. Ведь мужество и героизм были, есть и будут неотъемлемой чертой нашей многонациональной Родины. Память о той страшной войне, через которую прошли дети, останется с нами навсегда. Над памятью не властно время.
Слайд 26. Видео ролик.
Слайд 27.
Ведущий 1. Мы многим обязаны нашим ветеранам. С глубочайшим уважением и восхищением мы вспоминаем тех, кто прошел через ад войны и подарил нам мир, спокойствие и тишину. Ведь именно это выжившее поколение детей восстанавливало страну после военной разрухи, создало сильнейшее государство, взлетело в космос, прославила страну, в которой сейчас мы живем. Это великий подвиг детей того времени. И мы благодарны им за это.
Слайд 28.
Ведущий 2. Спасибо всем вам, дорогие наши гости, что вы сегодня нашли время встретиться с нами. Примите же в знак благодарности эти цветы и открытки, а также песни в исполнении наших учеников.
Ведущий 1. С праздником!
Ресурсы:
-
Презентация
-
Видео ролики о детях войны
-
Музыкальное сопровождение (песни, музыка, метроном, аудиозапись)
-
Стихи о детях войны
-
Книга Памяти
-
Плакаты, каски, гильзы, связанные георгиевской лентой.
Список используемых информационных ресурсов:
-
Алексиевич С. «Последние свидетели»
-
Книга Памяти музея МБОУ СОШ№5 с. Троицкое
-
Максимов Э. «Дети военной поры»
-
Фото и картинки о войне на http://www.yandex.ru/, http://www.youtube.ru/.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»