В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Суперакция! С 5 по 7 ноября 2024 г. Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Разработка урока по географии на тему "Ветер"

Разработка урока по географии на тему "Ветер"

Наталья Коновалова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 4093
Краткое описание
Изучение нового материала с целью знакомства учащихся с понятием «ветер», причинами его возникновения, основными видами ветров (бризы, муссоны),приборами для определения направления и силы ветра; его ролью в жизни человека и природы, формировать умения различать виды ветров.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок.docx Скачать

РАЗРАБОТКА УРОКА

учителя географии МБУ гимназии №35 г.о. Тольятти

Коноваловой Натальи Александровны

Предмет: география

Класс: 6

Тема урока: Ветер.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «ветер», причинами его возникновения, основными видами ветров (бризы, муссоны),приборами для определения направления и силы ветра; его ролью в жизни человека и природы, формировать умения различать виды ветров.

Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса учащихся, развитию умений работать с различными источниками географических знаний (атласами, энциклопедическим, справочным материалом, физической картой полушарий), развитию умений работы в группах, умений логически мыслить и делать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету,

коммуникативных умений учащихся, воспитания бережного отношения к природе.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать и уметь:

знать определение «ветер» и причины его возникновения;

объяснять особенности образования бризов и муссонов; выявлять черты сходства и различия;

определять направление ветров, силу ветра по местным признакам, прогнозировать изменение погоды своей местности по данным показателям;

определять зависимость между величиной разницы атмосферного давления и скоростью и силой ветра;

уметь пользоваться приборами: флюгером, анемометром;

знать значение ветров в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: атлас; самодельный флюгер; модель анемометра; шкала Бофорта; презентация; раздаточный материал; учебник «Начальный курс географии» 6 кл. /Авт. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2003

Современные образовательные технологии, использованные на уроке:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология групповой работы.

4. Здоровьесберегающие технологии.



ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Слово учителя. Эмоциональный настрой учащихся. Дыхательная гимнастика.

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами. А какое настроение у вас? На партах лежат индикаторы настроения, выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока. (Дети выбирают и демонстрируют тот индикатор настроения, который соответствует их эмоциональному состоянию на начало урока).

- Спасибо! Давайте настроимся на хорошую работу. Сделаем глубокий вдох.

Дыхательная гимнастика.

- Ветер сверху набежал, Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал И деревья все качал: «ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

- Молодцы! Начинаем урок.


II. Актуализация знаний, умений, навыков.

1.Слово учителя (мотивационный этап). Повторение изученного материала. Проблемная учебная ситуация на основе видеослайдов.


- Ребята, я предлагаю вам глядя на видеослайды вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. Начнем наш диалог с первого вопроса…

Видеослайд № 1. «Изменение температуры воздуха в течение суток».

Видеослайд № 2. «Атмосферное давление».

Видеослайды № 3 и 4. «Изменение давления».



- Спасибо за ответы.

- А теперь представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова.

Задание:

- Куда девается дым?

- Почему дым не заходит в комнату?

- Почему дым вытягивается в трубу?

Видеослайды № 5 и 6.

- Перед вами схема. Попробуйте ответить на вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? Решите задачу?



- Так почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки атмосферное давление больше, а на верхнем конце трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Определение темы и задач урока. Беседа.

- Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?

Видеослайд № 7. «Прогноз погоды в г.Тольятти».


Задание:

- Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?

- Какое явление не отражено в таблице?

- Посмотрите, а вот такой прогноз погоды представленный нам будет более точным.

Видеослайд № 8. «Прогноз погоды в г.Тольятти».


Ветер это и будет тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.


2. Самостоятельная, индивидуальная и парная работа учащихся с таблицей «Ветер».

Видеослайд № 9. «Таблица ветер».



Задание.

- Ознакомьтесь с таблицей. Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Сначала работайте самостоятельно, индивидуально. Затем в парах дополните и исправьте информацию.

- Заполните самостоятельно вторую колонку.

- На основе содержания колонки (Хочу узнать) сформулируйте задачи нашего урока по теме «Ветер», работаем в парах.


Видеослайд № 10. «Таблица ветер».



Вывод: Наша задача на уроке - узнать, что такое ветер, выявить причины образования ветра на Земле и его значении для жизни на Земле.

3. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз с использованием схемы.

Природа 011









4. Проблемный диалог.

- Ребята, слово ветер, хорошо нам знакомо. А что такое ветер? Попробуйте объяснить…

- А теперь сравните ваши определения с научным определением данного понятия.

Видеослайд № 11. «Определение ветра».

Задание:

- Какие причины могут вызвать движение воздуха?

- Вспомним пример с трубой. Самое главное условие движения воздуха – это разница в атмосферном давлении. Теперь вы можете объяснить, почему заводские трубы делают очень высокими?

Ответ: Нужна тяга! Она возникает из-за разницы в давлении у земли и на большой высоте. Кроме того, ветер выносит вредные загрязняющие вещества и разносит их на большие расстояния, чтобы не загрязнять воздух в одном месте (экологическая проблема).

Вывод: Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.


5. Слово учителя. Проблемно-учебная ситуация. Самостоятельная работа учащихся по учебнику и видеослайду.

Задание:

- Ребята, я предлагаю прочитать в учебнике на стр.117 «Виды ветров». После прочитанного вам предстоит рассказать, что такое бриз и как он меняет свое направление. А вам в помощь будет видеослайд.

Видеослайд № 12. «Образование бризов».

Задание:

- Объясните возникновение дневного и ночного бриза.

- Как изменяется давление воздуха над сушей и морем при дневном и при ночном бризе?

- С каким видом ветра вы еще познакомились, читая учебник? Чем муссон отличается от бриза?

Вывод: Бриз – ветер, меняющий направление два раза в день. Муссон – ветер, меняющий свое направление два раза в год.

6. Объяснение нового материала с использованием видеослайдов и приборов. Работа с учебником.

- Как вы думаете, можно ли определить направление и силу ветра?

- Мы с вами познакомились с основными видами ветра. А сейчас я хочу познакомить вас со шкалой Бофорта, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 г. и с помощью которой по двенадцатибалльной шкале определяют силу ветра. Также мы познакомимся с приборами, которыми определяют направление и скорость ветра.

Видеослайд № 12. «Шкала Бофорта».

- Но кроме скорости, ветры отличаются по направлению. Скажите, чем будет отличаться северный ветер от южного?

-А теперь давайте посмотрим на стр.118 учебника и сравним правильность ваших вариантов ответов.

- Скорость ветра определяют с помощью флюгера (в м/с, или км/ч.) и анемометра.

Видеослайд № 13. «Флюгер».

Видеослайд № 14. «Анемометр».

7. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии.

7.1.Упражнение на глаза. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

7.2Упражнение «Флюгер» с музыкальным сопровождением.

- Я называю стороны горизонта, а вы поднимайте руки вверх или вниз (север-юг), вправо или влево (запад – восток). Наклоны – в зависимости от названной стороны горизонта.

- Когда я говорю «штиль», вы приседаете, а когда я говорю «ураган», встаете.

8. Коллективная творческая работа. Проблемный диалог.

- Сегодня мы многое узнали о ветре. Теперь я вам предлагаю поработать вместе коллективом. Рассмотрите на видеослайде примеры работы ветра и сделайте вывод.

Задание:

- А какую роль ветер выполняет в природе?

Видеослайд № 15. «Созидательная и разрушительная сила ветра».

- Так можем ли мы с уверенностью утверждать что: «Ветер – великий в природе работник»?

Вывод: Ветер может быть разрушителем и созидателем.

IV. Закрепление знаний, умений. Индивидуальная самостоятельная работа. Взаимоопрос и фронтальный опрос.

Задание: Продолжите фразу:

- Ветер это - …

- Главная причина образования ветра - …

- Бриз это - …

- Прибор для определения направления ветра называется …

- В природе ветер может создать …

V. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.

1. Слово учителя. Работа учащихся с таблицей.

- Ребята, в начале урока вы выбирали индикатор настроения, которое у вас было на начало урока. Продемонстрируйте, какое у вас сейчас настроение?

- Пришло время заполнить нам последнюю колонку в нашей таблице, начатой в начале урока, я предлагаю вам заполнить третью колонку (Узнал).

- Чему вы научились на уроке?

- На этом наш урок подходит к завершению. Оценка деятельности учащихся. Благодарю вас, ребята, за работу.


VI. Домашнее задание. Заключительное слово учителя.

- Изучить тему в учебнике §39, с.120, в. 3, 4.

- Подготовить сообщение о следующих видах ветра – тайфун, торнадо, смерч, бора, фен.

- Написать рассуждение на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?» ( по желанию)


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров