Урок "Употребление в речи слов,обозначающих качество действия"
КОУ
Омской области
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат № 15 II вида»
Дик Вера Николаевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Урок развития речи во 2 классе может быть проведен в общеобразовательных, коррекционных школах. Материал урока можно использовать при изучении темы «Наречие», на уроках чтения и русского языка.
Урок развития речи.
Тема: Употребление в речи слов, обозначающих качество действия (наречия, отвечающие на вопрос как).
Тип урока: закрепляющий урок.
Класс: 2
Особенности класса: учащиеся имеют нарушение слуховой функции.
Обучение ведется по учебнику:
- Русский язык 2 класс, А.Г.Зикеев,1998г.
Программа: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида», Москва, «Просвещение», 2006.
Продолжительность урока – 40 минут.
Цель: учить находить и называть слова, отвечающие на вопрос как, употреблению их в устной и письменной речи.
Задачи урока: отрабатывать умение находить, называть и употреблять
слова, отвечающие на вопрос как;
активизировать мыслительную деятельность;
обогащать словарный запас и развивать потребность в речи;
следить за произношением учащихся и развивать остаточный
слух;
воспитывать внимание к значению и употреблению слов;
воспитывать бережное отношение к природе на материале
урока.
Методы и приемы: репродуктивные, частично-поисковый, аналитическая беседа.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, таблица с загадкой, со стихотворением, таблица «Приметы весны», модель «Солнышко», репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Ход урока.
I. Организационный момент
(за экраном) Сядьте девочки. Сядьте мальчики.
Учитель (У.) Как работают ваши аппараты?
Дети (Д.) Мой аппарат работает хорошо (отвечает 2-3 ученика).
У. Говорите правильно звуки, слушайте внимательно.
Какой будет урок? (за экраном)
Д. Будет урок развития речи.
Ii. Актуализация знаний учащихся.
У. Сегодня будем продолжать учиться находить и называть слова, отвечающие на вопрос как, придумывать сними предложения и составлять рассказ по картинке
У. Что всегда делаем в начале урока?
Д. Говорим о погоде.
У. Кто сегодня дежурный?
Д. Я дежурный.
У. Спросите у Кирилла о погоде.
Д. Кирилл, какое небо?
Д. Небо голубое.
Д. Какое солнце?
Д. Солнце яркое.
Д. Какой дует ветер?
Д. Ветра нет.
Д. Какие осадки?
Д. Осадков нет.
У. Какая погода сегодня?
Д. Солнечная, тихая, теплая.
У. Как сегодня на улице?
Д. На улице ясно, солнечно, тихо, тепло.
У. На какой вопрос отвечают эти слова?
Д. Эти слова отвечают на вопрос как.
III. Работа над темой урока.
У. Сегодня будем учиться называть слова на вопрос как, составлять предложения.
У. Я загадаю загадку, а вы отгадайте ее?
Встаёт рано, ложится поздно, Светит ярко, греет жарко. |
У. Давайте прочитаем вместе
У
.
Кто знает отгадку?
Д. Это солнце.
У. Почему?
Д. Солнце светит, и вода на листьях высыхает.
Солнце светит, и тучи уплывают.
Солнце светит, и тает снег весной.
У. Вы отгадали загадку про солнышко, а теперь «Солнышко» поможет вам
назвать слова, отвечающие на вопрос как?
У. Взять лучик у солнышка, прочитать слово и назвать с противоположным значением, отвечающее на вопрос как?
Д. Светло – темно.
Д. Высоко – низко.
Д. Быстро – медленно.
Д. Тепло – холодно.
Д. Весело-грустно.
Д. Солнечно – пасмурно.
Д. Рано – поздно.
У. На какой вопрос отвечают эти слова?
Д. Слова отвечают на вопрос как.
У. Прочитайте стихотворение, найдите слова, отвечающие на вопрос как.
Д. Дети читают.
Солнце ласково смеётся
Светит ярче горячей
И с пригорка громко льётся
Разговорчивый ручей.У. О каком времени года говорится?
Д. В стихотворении говорится о весне.
У. Как светит солнце?
Д. Солнце светит ярко.
У. Как ручей льётся?
Д. Громко льётся ручей.
У. Как вы это понимаете? Громко льётся ручей.
Д. Ручей бежит, шумит, вода булькает громко
У. Прочитайте приметы весны. Найдите слова, отвечающие на вопрос как.
Рано затает, долго не растает.
В марте облака плывут быстро и высоко к хорошей погоде.
Гуси летят высоко - воды будет много, низко – мало.
Если грачи прямо на гнездо летят, весна будет тёплой.
Дети читают первую примету.
У. Как вы понимаете?
Рано затает, долго не растает.
Д. Бывает снег рано начинает таять, а потом снова идёт снег, и долго не тает.
У.
Как понимаете примету про облака в
марте?
Д. Если облака в марте плывут быстро, высоко, будет хорошая погода.
У. Когда летят гуси?
Д. Гуси летят в апреле.
У. Какая примета про апрель?
Д. Растает снег, будет много воды, если гуси летят высоко.
Д. Будет мало воды, если гуси летят низко.
У. Что же нам о весне помогает узнать грач?
Д. Если грачи летят к гнезду, значит будет тепло.
У. Если быть наблюдательным, можно узнавать какая будет погода.
У. Что за весенняя птица?
Чёрного цвета,
Любит за плугом ходить и кормиться?
Д. Это грач. Он чёрный, ходит по полям, чтобы собирать червяков.
У. Ещё одна примета про грача.
Увидел грача – весну встречай.
У. Из примет о весне назовите слова, отвечающие на вопрос как?
(Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели») Слайд №1.
У. Какое время года?
Д. Это весна. Тает снег, земля показалась.
У. Какие птицы прилетели?
Д. Грачи.
У. Что делают птицы?
Д. Грачи на деревьях строят гнёзда.
У. Будем составлять рассказ о грачах рассказ, используя слова на вопрос как?
У каждого ученика листок с рассказом.
У. Прочитайте рассказ.
Грачи прилетают (рано, быстро). Ещё лежит снег и (немного, мало) показалась земля, а грачи уже прилетели. Птицы (жадно, быстро) принимаются за работу. Они (высоко, аккуратно) поправляют свои старые или (интересно, старательно) строят новые гнёзда. Грачи живут (дружно, скучно). На одном дереве (много, тихо) гнёзд. Днём они (долго, громко) и (весело, шумно) кричат. А с наступлением темноты (уютно, скучно, тихо) садятся в гнёзда и спят.
У. Подчеркните слова, которые дополнят предложение.
Дети подчеркивают слова.
Один ученик у доски выполняет ту же самую работу.
У. Проверяем предложения.
Д. Грачи прилетают рано. Ещё лежит снег, и немного показалась земля.
Птицы быстро принимаются за работу.
У.
Как они строят гнёзда?
Д. Они аккуратно поправляют свои старые или старательно строят
новые гнёзда.
У. Как живут грачи?
Д. Грачи живут дружно.
Д. На одном дереве много гнёзд.
У. Что они делают днём и с наступлением вечера?
Д. Днём они громко и шумно кричат. А с наступлением темноты тихо садятся в гнёзда и спят.
У. Как можно назвать рассказ?
Д. Рассказ можно назвать «Грачи весной».
Весенние заботы грачей.
У. Мы немного отдохнём.
ФИЗМИНУТКА.
Рано утром ты проснись
На зарядку становись.
И назад, и вперед наклонись,
Тихо, плавно опустись.
Руки вверх, руки вниз!
Вправо, влево повернись,
А теперь поднимись,
Бодро, весело пройдись.
У. Назовите слова, отвечающие на вопрос как, которые можно использовать
при описании погоды весной.
Д. Ярко, высоко, тепло, весело, быстро, громко, солнечно.
У. Будем составлять рассказ «Весна» по картине, отвечать на вопросы и употреблять эти слова. Опорные слова на доске: громко, ярко, солнечно, тепло, весело, шумно, быстро. Слайд №2.
У. Как светит весеннее солнце?
Д. Ярко светит весеннее солнце.
У. Как на улице?
Д. На улице тепло, солнечно.
К. Как бегут ручейки?
Д. Ручейки бегут быстро, громко.
У. Что делают грачи?
Д. Грачи кричат громко.
Д. Дети пускают кораблики.
У. Как детям весной?
Д. Весной им весело.
У. Дома записать рассказ в тетрадь, используя вопросы и опорные слова.
Посмотрите на слайд и составьте предложения
Д.
Мальчику больно. Слайд № 3.
Д. Ночью темно, а днём светло. Слайд № 4.
Д. Ребятам весело. Слайд № 5.
Д. Самолёт летит высоко, быстро, далеко. Слайд № 6.
Д. Девочке скучно. Слайд № 7.
У. Молодцы. Вы правильно составляли предложения.
У. Поиграем в игру «Какое слово лишнее?»
Дети читают на доске слова на табличках.
Хорошо
Весело
Стекло
Красиво
У. Какое слово лишнее?
Д. Лишнее слово стекло. Это слово отвечает на вопрос что?
Остальные слова отвечают на вопрос как?
У. Прочитайте другие слова.
Тяжело
Лежало
Тихо
Высоко
Д. Лишнеe слово лежало. Это слово отвечает на вопрос что делало?
У. Почитайте ещё слова.
Около
Жарко
Внимательно
Чисто
Д. Лишнее слово около. Это предлог.
У. Вы были внимательны и быстро нашли лишнее слово.
iv. Итог урока.
У. Чему учились на уроке?
Д. Учились называть слова, отвечающие на вопрос как?
Д. Составляли предложения с этими словами.
Д. Составляли рассказ о весне.
Д. Познакомились с приметами весны.
У. Как работали на уроке?
Кто работал активно внимательно?
Д. Работали активно …….
Д. Хорошо отвечали …
У. Кто не всегда был внимательный?
Д. Таких ребят нет.
У. Молодцы. Все ребята старались работать хорошо.
-
Домашнее задание. Дома написать рассказ о весне, используя слова,
отвечающие на вопрос как? Озаглавить его.
Литература
1. Нестандартные и интегрированные уроки в начальной школе. Н.Т. Брыкина, О.Е.Жиренко,ВАКО,2004г.
2. Русский язык,2 класс. Т.Г.Рамзаева,Москва, «Дрофа»,2001г.
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»