Классный час «Великая Отечественная война»/Конкурс "Мы помним"
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
2. Развивать интерес к истории Отечества, истории своего народа; наблюдательность, любознательность.
3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.
Полное название образовательного учреждения, должность:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шошинская
средняя общеобразовательная школа № 13.
Название конкурсной разработки: Великая Отечественная война.
Цель: знакомство с важной исторической датой Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
2. Развивать интерес к истории Отечества, истории своего народа; наблюдательность, любознательность.
3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности. Перечень дополнительных материалов: a) Методика: конспект классного часа. b) Ресурсы: Стихи и песни о войне; презентация; компьютерное и мультимедийное оборудование.
c) Список используемых информационных ресурсов: http://respek.info/watermark.php?i=1.jpg&p=901
http://loveopium.ru/content/2013/02/Stalingrad/79s.jpg
http://respek.info/watermark.php?i=10_full.jpg&p=901
http://respek.info/watermark.php?i=13.jpg&p=901
http://www.mutab0r.net/wp-content/uploads/2011/05
http://www.warheroes.ru/content/images/heroes/1hero/HvastancevMihPolic.jpg
http://nacekomie.ru/forum/files/201301/28896_46dfc3f9fd1f172bb30a289ab81167b2.jpg
http://www.russianplanet.ru/music/images/popular200.jpg
http://vkontakte.dj/cat/image/2012806
http://inetauto.ru/uploads/posts/2010-05/1272988435_foto_katusha.jpg
http://cdn3.img22.rian.ru/images/49244/31/492443199.jpg
http://dokonline.com/uploads/posts/2010-12/1291719576_1.jpg
http://www.nemiga.info/museum/9-may.jpg
http://t0.gstatic.com/images
Ход мероприятия.
Звучит звукозапись «Священная война» (Слайд 1). Учитель: — О чем идёт речь в этой песне? — О какой войне идет речь? Заканчивалась короткая ночь 22 июня 1941 года. Близился рассвет… и вдруг пограничники наших западных застав обратили внимание, что из-за границы как бы движется тёмная туча, которая быстро приближалась и наполняла все зловещим гулом. Нет, это было не грозовое облако, это неслась армада фашистских самолётов. Она пересекла воздушные рубежи советского союза и начала своё страшное дело – бомбёжку городов, железнодорожных станций, военных и гражданских объектов. (Слайд 2).
Вслед за фашистскими самолётами ударила вражеская артиллерия, пошли в ход танки с крестами на башнях, а вслед за ними пехота. Началась самая кровопролитная и жестокая, самая тяжёлая и трагическая война из всех войн, которые до этого были на земле. (Слайд 3).
Долгих, мучительных 4 года длилась эта война на территории нашего государства, которое тогда называлось Советским Союзом. Весь народ поднялся на защиту своего отечества, поэтому война называлась отечественной. Все от мала до велика шли сражаться с врагом, который пришел на нашу землю с войной: захватывать, уничтожать, стирать с лица земли, сжигать деревни и села, эшелонами угонять в плен и убивать русский народ. (Слайд 4). Ученик. От бескрайней равнины сибирской До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский Наш великий советский народ. Выходил он: свободный и правый, Отвечая войной на войну, Постоять за родную державу, За могучую нашу страну! Учитель.Каждый день ВОВ на фронте и в тылу — это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родины. Ученик. Вечная слава и вечная память Погибшим в жестоком бою! Бились отважно и стойко с врагами Вы за Отчизну свою! Вечная слава героям. (М.Исаковский) — Ребята, а кого называют героем? — Каждый ли человек может стать героем? — Какими качествами должен обладать герой? — Самого высокого звания удостоились получить 11635 человек, в том числе и наш земляк Михаил Поликарпович Хвастанцев, который погиб 21 августа 1942 года в битве под Сталинградом. (Слайд 5). ПОЕДИНОК В двадцати километрах от южной окраины Сталинграда, в селе Дубовый Овраг, стоит скромный памятник-обелиск с надписью: «Здесь 21 августа 1942 года в бою за Родину погиб смертью храбрых Герой Советского Союза кандидат в члены ВКП(б) Хвастанцев Михаил Поликарпович, 1919 года рождения». Михаил Хвастанцев родился и вырос в селе Шошино Минусинского района. С детства он любил охоту, метко стрелял, хорошо ходил на лыжах. Здесь, в Шошино, закончил школу, работал и перед началом войны был призван в армию. ...21 августа 1942 года началось наступление на Сталинград немецкой танковой армии из района Котельниково. Противотанковая батарея старшего лейтенанта Прохорова, в составе которой было и орудие Хвастанцева, стояла на ее пути. Шесть немецких танков отделились от остальных и устремились через поле к дороге, рассчитывая по ней прорваться в тыл нашим подразделениям. — По танку бронебойным, огонь! — раздался уверенный голос Хвастанцева. Грянул выстрел, за ним еще. Головной танк замер на месте, окутался пламенем и черным дымом… Еще меткий выстрел — и загорелась вторая машина. Остальные остановились, открыли стрельбу, потом повернули обратно. Но передышка была короткой. Танковая атака возобновилась. Взрывы вражеских снарядов слились с грохотом авиабомб. Вот уже убит наводчик Астафьев, тяжелую рану получил заряжающий Дзюба. Хвастанцев остался один. Теперь он и командир, и заряжающий, и наводчик. Раненый в руку, он продолжал стрелять. Загорелся третий танк. Но вот снаряды кончились. Тогда отважный артиллерист взял противотанковое ружье и пятью выстрелами подбил еще одну машину. В это время другой танк ринулся на Хвастанцева. Михаил прыгнул в окоп. Пропустив врага, он бросил вдогонку одну за другой две гранаты, и стальная громадина загорелась. Но тут же автоматная очередь прошила грудь героя. Так сражался и погиб старший сержант Михаил Поликарпович Хвастанцев. Но танки на его участке, как и по всему фронту, не прошли в Сталинград. На этом участке боя у убитого немецкого офицера нашли дневник, в котором он записал в тот день: «Нам надо дойти до Волги еще только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведем борьбу за этот километр дольше, чем войну за всю Францию… но русские стоят, как каменные глыбы». За беспримерный героизм и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР 2декабря 1942 года гвардии старшему сержанту М. П. Хвастанцеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Ученик. Когда нарушил грозный враг. Простор родной страны, Хвастанцев – Шошинский земляк Погиб в огне войны. С колонной вражеских машин, Вступил в неравный бой. Он дрался. словно, исполин, Как истинный герой. Прошли те грозные года, И многих из них нет. Но не забудем никогда, Героев мы тех лет. Учитель. Человеку холодно без песни. На земле, открытой всем ветрам, Я не знаю: в мире место есть ли, Где не верят песням, как кострам. (С.Орлов) — Действительно, как от костра, от песни становится светло, радостно, тепло, песни на войне напоминали о доме, дорогих людях, дарили надежду. В короткие минуты отдыха между боями выступали фронтовые бригады артистов, сами солдаты рассказывали анекдоты о Гитлере, фашистах, пели и плясали. Во время Великой Отечественной войны советские бойцы, отдыхая в землянках в перерывах между боями, вспоминали своих близких, с которыми их разлучила война. Сидя на промерзлой земле, они грелись у огня и тихонько напевали «Землянку»: (Слайд 6).
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза….
… Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага…
— Эта песня была верной спутницей солдат в течение всей войны и, обойдя все фронты, стала поистине народной. Звучит песня «Катюша» (муз.М.Блантера, сл. М.Исаковского). (Слайд 7). Песня «Катюша» Расцветали яблони и груши Ой, ты песня-песенка девичья, Поплыли туманы над рекой. Ты лети за ясным солнцем вслед. Выходила на берег Катюша И бойцу на дальней пограничьем На высокий на берег крутой. От Катюши передай привет. Выходила песню заводила, Пусть он вспомнит девушку простую Про степного сизого орла, Пусть услышит, как она поёт, Про того, которого любила, Пусть он землю бережёт родную, Про того, чьи письма берегла. А любовь Катюша сбережёт — В Великую Отечественную войну песня «Катюша» была уже всенародно любимой. Песня стала символом высокого духа, мужества советского человека. Это произошло во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находящиеся в окопе, завели патефон и зазвучала песня «Катюша». Наши солдаты некоторое время были в недоумении. Немцы завели второй раз. — Братцы! — вдруг, вскричал молодой боец. – Да ведь это наша «Катюша» в плену у немцев! — Не бывать тому! – вскрикнул другой боец и бросился в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как наши солдаты захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. — Теперь из советского окопа звучала «Катюша». А вскоре немцы познакомились ещё с одной «Катюшей» — реактивным снарядом. Это было грозное оружие, наводившее страх на врагов. Советские артиллеристы прозвали это оружие ласковым девичьим именем «Катюша». — С образом русской берёзы всегда связывались патриотические чувства русского народа, особенно в годы испытаний, в годы войны. Удивительная судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин. (Слайд 9). Ученик. За селом, вдали, на перекрестке Полевых, едва заметных троп Я узнал солдатские березки, У которых рыл себе окоп. И невольно вспомнил, как стонали Ветки их от взрывов и огня... Возле тех березок подобрали Чуть живым товарищи меня. С той поры с любовью о березках Говорили часто мне бойцы: «Ты бы злую смерть не пересилил, Ты бы тяжких ран не перенес, Если б мы тебя не напоили Светлыми слезинками берез... Учитель. … Все поле боя сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен нечисто, словно железной метлой, местами — густо перемешан с землей и покрыт пороховой грязью. Всюду по полю чернели груды металла… А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась одинокая белая береза. Ученик. Как знак благодарности, признательности за свершенные подвиги, как символ непобедимости, растут на могилах советских солдат кудрявые берёзы. Берёзы, берёзы над каждой могилой…
Так русских хоронят на родине милой,
В себе заключает берёза такое…
Увидишь её…и лишишься покоя…
Учитель. История этой песни – необычная и волнующая. РАСТЁТ В ВОЛГОГРАДЕ БЕРЁЗКА.
Нет у этого парка названия. Трудно приживались деревья на этой земле, продуваемой горячими степными ветрами. Земля Мамаева кургана! Священная земля. Самой главной высоты России. Трудно сказать чего больше после битвы осталось на кургане – земли или осколков металла. Было это весной 1965 года, когда страна готовилась отмечать 20-ю победную весну. По местному радио обратилась к своим землякам – волгоградцам Мария Степановна Пластикова. — Война, говорила она, принесла горе почти в каждый дом. Многие не дождались с фронта отцов, братьев, сыновей, дочерей. Так давайте же в память о них создадим парк. Пусть деревца, посаженные нашими руками на земле, которую они защищали, будет светлым ростком жизни в память о них. И народ устремился на Мамаев курган. Шли целыми семьями, с грудными детьми, старики. Опираясь на костыли шли ветераны, шли совсем ещё молодые юноши. Не хватало лопат. Кончались саженцы. А люди всё шли и шли. Березки. Проси березки, — повторял Фёдор Иванович Рыкунов, едва поспевая за зятем. – Не забудь — четыре берёзки. Когда подошли к машине, в которой привезли деревца, берёзок не было. Редкая гостья она в этих степных краях. Рыкунов сам забрался в кузов машины, осторожно перебрал все деревца. На самом дне, словно раненные сестрички, лежали две берёзки с обломанными ветвями. — Я же говорил, есть берёзки,- чуть не плача, повернулся Фёдор Иванович к зятю. В это время к машине протиснулась сухонькая старушка в чёрном, порыжевшем от времени тёплом платье. Она молча снизу вверх смотрела на Рыкунова. Он всё понял. Он на какое-то время приподнял деревца, соединив вместе. Словно боясь разлучить их, а потом не глядя протянул одно женщине. Она отошла, осторожно неся деревцо в вытянутой руке. Постояла. Видимо, идти за лопатой вместе с берёзкой не решалась – могут в толпе поломать. Она сняла с себя платок, словно ребёнка, обернула небольшие корешки берёзки и тихонько положила на землю. Потом, оглядываясь пошла к машине. Вернулась довольно быстро, волоча по земле большую железную лопату. Наклонилась, прижала к себе деревце, словно маленького ребёнка и медленно пошла к холму. Седая прядь волос падала ей на лоб, закрывая глаза, но она шла и шла дальше. Всё это время Фёдор Иванович стоял в машине, не спуская с женщины глаз. Когда она отошла далеко, он, словно очнувшись, слез на землю. Берёзку посадили у основания холма, недалеко от железной дороги. Рядом с деревцем забили (табличку) колышек. На нём табличка: «Моим четырём братьям- Ивану, Степану, Василию и Сергею». В крестьянской семье Ивана Рыкунова было 7 сыновей, да ещё двух сирот подняли. Старшие воевали в гражданскую. Один из них, Максим, так на всю жизнь в армии остался. А в Отечественную на фронт ушли шестеро. Первая похоронка пришла на Ивана. Он погиб под Москвой. Потом на Василия — погиб на Курской дуге. Степан – под Ростовом. А младший Сергей – на Мамаевом кургане. С фронта явились Максим и Фёдор. Рядом с берёзкой братьев Рыкуновых растёт сейчас целый лес сосен, каштанов, тополей. А она среди них, словно невеста – красавица, красуется, серёжками щекочет. Здесь же, в Волгограде и песня про ту берёзку родилась, про то… Как трудно она привыкала К огню волгоградской земли, Как долго она тосковала. О светлых лесах на Руси… (Маргарита Агашина) Учитель:Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли и гнали их до самого дома. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение. И 9мая объявили о победе советского народа над немецкой Германией. (Слайд 10). Солдаты возвращались домой. Радовались, что остались живы, но никто не забывал тех, кто не вернулся домой. Тех, кто не сможет больше радоваться жизни. День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир!Каждый год 9 мая на главной площади России – на Красной площади, проходит парад Победы. А вечером над Москвой палят из артиллерийских орудий залпы праздничного салюта.
(Звучит фонограмма песни «День Победы» сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.) (Слайд 11). Учитель:На этом наш классный час окончен.
Приложение..pptx
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шошинская средняя общеобразовательная школа № 13
Методическая разработка
Классный час
«Великая Отечественная война»
Сухорослова Нина Артемьевна
МКОУ СОШ № 13
Учитель начальных классов.
с. Шошино, 2013 год.
Пояснительная записка.
Фамилия, имя, отчество автора: Сухорослова Нина Авртемьевна.
Полное название образовательного учреждения, должность:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шошинская
средняя общеобразовательная школа № 13.
Название конкурсной разработки: Великая Отечественная война.
Цель: знакомство с важной исторической датой Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
2. Развивать интерес к истории Отечества, истории своего народа; наблюдательность, любознательность.
3. Воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.
Перечень дополнительных материалов:
-
Методика: конспект классного часа.
-
Ресурсы: Стихи и песни о войне; презентация; компьютерное и мультимедийное оборудование.
-
Список используемых информационных ресурсов:
http://respek.info/watermark.php?i=1.jpg&p=901
http://loveopium.ru/content/2013/02/Stalingrad/79s.jpg
http://respek.info/watermark.php?i=10_full.jpg&p=901
http://respek.info/watermark.php?i=13.jpg&p=901
http://www.mutab0r.net/wp-content/uploads/2011/05
http://www.warheroes.ru/content/images/heroes/1hero/HvastancevMihPolic.jpg
http://nacekomie.ru/forum/files/201301/28896_46dfc3f9fd1f172bb30a289ab81167b2.jpg
http://www.russianplanet.ru/music/images/popular200.jpg
http://vkontakte.dj/cat/image/2012806
http://inetauto.ru/uploads/posts/2010-05/1272988435_foto_katusha.jpg
http://cdn3.img22.rian.ru/images/49244/31/492443199.jpg
http://dokonline.com/uploads/posts/2010-12/1291719576_1.jpg
http://www.nemiga.info/museum/9-may.jpg
Ход мероприятия.
Звучит звукозапись «Священная война» (Слайд 1).
Учитель:
- О чем идёт речь в этой песне?
- О какой войне идет речь?
Заканчивалась короткая ночь 22 июня 1941 года. Близился рассвет… и вдруг пограничники наших западных застав обратили внимание, что из-за границы как бы движется тёмная туча, которая быстро приближалась и наполняла все зловещим гулом. Нет, это было не грозовое облако, это неслась армада фашистских самолётов. Она пересекла воздушные рубежи советского союза и начала своё страшное дело – бомбёжку городов, железнодорожных станций,
военных
и гражданских объектов.
(Слайд 2).
Вслед за фашистскими самолётами
ударила вражеская артиллерия, пошли в
ход танки с крестами на башнях, а вслед
за ними пехота. Началась самая
кровопролитная и жестокая, самая тяжёлая
и трагическая война из всех войн, которые
до этого были на земле. (Слайд
3).
Долгих, мучительных 4 года длилась эта война на территории нашего государства, которое тогда называлось Советским Союзом. Весь народ поднялся на защиту своего отечества, поэтому война называлась отечественной. Все от мала до велика шли сражаться с врагом, который пришел на нашу землю с войной: захватывать, уничтожать, стирать с лица земли, сжигать деревни и села, эшелонами угонять в плен и убивать русский народ. (Слайд 4).
Ученик.
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский
Наш великий советский народ.
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Учитель. Каждый день ВОВ на фронте и в тылу - это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родины.
Ученик.
Вечная слава и вечная память
Погибшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за Отчизну свою!
Вечная слава героям.
(М.Исаковский)
- Ребята, а кого называют героем?
- Каждый ли человек может стать героем?
- Какими качествами должен обладать герой?
- Самого высокого звания удостоились получить 11635 человек, в том числе и наш земляк Михаил Поликарпович Хвастанцев, который погиб 21 августа 1942 года в битве под Сталинградом. (Слайд 5).
ПОЕДИНОК
В двадцати километрах от южной окраины Сталинграда, в селе Дубовый Овраг, стоит скромный памятник-обелиск с надписью: «Здесь 21 августа 1942 года в бою за Родину погиб смертью храбрых Герой Советского Союза кандидат в члены ВКП(б) Хвастанцев Михаил Поликарпович, 1919 года рождения».
Михаил Хвастанцев родился и вырос в селе Шошино Минусинского района. С детства он любил охоту, метко стрелял, хорошо ходил на лыжах. Здесь, в Шошино, закончил школу, работал и перед началом войны был призван в армию.
...21 августа 1942 года началось наступление на Сталинград немецкой танковой армии из района Котельниково. Противотанковая батарея старшего лейтенанта Прохорова, в составе которой было и орудие Хвастанцева, стояла на ее пути. Шесть немецких танков отделились от остальных и устремились через поле к дороге, рассчитывая по ней прорваться в тыл нашим подразделениям.
- По танку бронебойным, огонь! — раздался уверенный голос Хвастанцева.
Грянул выстрел, за ним еще. Головной танк замер на месте, окутался пламенем и
черным дымом... Еще меткий выстрел — и загорелась вторая машина. Остальные остановились, открыли стрельбу, потом повернули обратно. Но передышка была короткой. Танковая атака возобновилась. Взрывы вражеских снарядов слились с грохотом авиабомб. Вот уже убит наводчик Астафьев, тяжелую рану получил заряжающий Дзюба. Хвастанцев остался один. Теперь он и командир, и заряжающий, и наводчик. Раненый в руку, он продолжал стрелять. Загорелся третий танк. Но вот снаряды кончились. Тогда отважный артиллерист взял противотанковое ружье и пятью выстрелами подбил еще одну машину. В это время другой танк ринулся на Хвастанцева. Михаил прыгнул в окоп. Пропустив
врага, он бросил вдогонку одну за другой две гранаты, и стальная громадина загорелась. Но тут же автоматная очередь прошила грудь героя. Так сражался и погиб старший сержант Михаил Поликарпович Хвастанцев. Но танки на его участке, как и по всему фронту, не прошли в Сталинград.
На этом участке боя у убитого немецкого офицера нашли дневник, в котором он записал в тот день: «Нам надо дойти до Волги еще только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведем борьбу за этот километр дольше, чем войну за всю Францию... но русские стоят, как каменные глыбы».
За беспримерный героизм и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР 2декабря 1942 года гвардии старшему сержанту М. П. Хвастанцеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик.
Когда нарушил грозный враг.
Простор родной страны,
Хвастанцев – Шошинский земляк
Погиб в огне войны.
С колонной вражеских машин,
Вступил в неравный бой.
Он дрался. словно, исполин,
Как истинный герой.
Прошли те грозные года,
И многих из них нет.
Но не забудем никогда,
Героев мы тех лет.
Учитель.
Человеку холодно без песни.
На земле, открытой всем ветрам,
Я не знаю: в мире место есть ли,
Где не верят песням, как кострам.
(С.Орлов)
- Действительно, как от костра, от песни становится светло, радостно, тепло, песни на войне напоминали о доме, дорогих людях, дарили надежду.
В короткие минуты отдыха между боями выступали фронтовые бригады артистов, сами солдаты рассказывали анекдоты о Гитлере, фашистах, пели и плясали.
Во время
Великой Отечественной войны советские
бойцы, отдыхая в землянках в перерывах
между боями, вспоминали своих близких,
с которыми их разлучила война. Сидя на
промерзлой земле, они грелись у огня и
тихонько напевали «Землянку»: (Слайд
6).
Бьется в тесной печурке огонь,
На
поленьях смола, как слеза,
И поёт
мне в землянке гармонь
Про улыбку
твою и глаза….
… Ты сейчас
далеко-далеко.
Между нами снега и
снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А
до смерти — четыре шага…
- Эта песня была верной спутницей солдат в течение всей войны и, обойдя все фронты, стала поистине народной.
Звучит песня «Катюша» (муз.М.Блантера, сл. М.Исаковского). (Слайд 7).
Песня «Катюша»
Расцветали яблони и груши Ой, ты песня-песенка девичья,
Поплыли туманы над рекой. Ты лети за ясным солнцем вслед.
Выходила на берег Катюша И бойцу на дальней пограничьем
На высокий на берег крутой. От Катюши передай привет.
Выходила песню заводила, Пусть он вспомнит девушку простую
Про степного сизого орла, Пусть услышит, как она поёт,
Про того, которого любила, Пусть он землю бережёт родную,
Про того, чьи письма берегла. А любовь Катюша сбережёт
- В Великую Отечественную войну песня «Катюша» была уже всенародно любимой. Песня стала символом высокого духа, мужества советского человека.
Это произошло во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находящиеся в окопе, завели патефон и зазвучала песня «Катюша». Наши солдаты некоторое время были в недоумении. Немцы завели второй раз.
- Братцы! - вдруг, вскричал молодой боец. – Да ведь это наша «Катюша» в плену у немцев!
- Не бывать тому! – вскрикнул другой боец и бросился в атаку на вражеский окоп.
Немцы не успели опомниться, как наши солдаты захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись.
- Теперь из советского окопа звучала «Катюша».
А вскоре немцы познакомились ещё с одной «Катюшей» - реактивным снарядом. Это было грозное оружие, наводившее страх на врагов. Советские артиллеристы прозвали это оружие ласковым девичьим именем «Катюша».
- С образом русской берёзы всегда связывались патриотические чувства русского народа, особенно в годы испытаний, в годы войны. Удивительная судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин. (Слайд 9).
Ученик.
За селом, вдали, на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня...
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о березках
Говорили часто мне бойцы:
«Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез...
Учитель.
...Все поле боя сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен нечисто, словно железной метлой, местами - густо перемешан с землей и покрыт пороховой грязью. Всюду по полю чернели груды металла... А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась одинокая белая береза.
Ученик.
Как знак благодарности, признательности за свершенные подвиги, как символ непобедимости, растут на могилах советских солдат кудрявые берёзы.
Берёзы,
берёзы над каждой могилой…
Так русских
хоронят на родине милой,
В себе заключает
берёза такое…
Увидишь её…и лишишься
покоя…
Учитель. История этой песни – необычная и волнующая.
РАСТЁТ В ВОЛГОГРАДЕ БЕРЁЗКА.
Нет у этого парка названия. Трудно приживались деревья на этой земле, продуваемой горячими степными ветрами.
Земля Мамаева кургана! Священная земля. Самой главной высоты России. Трудно сказать чего больше после битвы осталось на кургане – земли или осколков металла.
Было это весной 1965 года, когда страна готовилась отмечать 20-ю победную весну. По местному радио обратилась к своим землякам – волгоградцам Мария Степановна Пластикова.
- Война, говорила она, принесла горе почти в каждый дом. Многие не дождались с фронта отцов, братьев, сыновей, дочерей. Так давайте же в память о них создадим парк. Пусть деревца, посаженные нашими руками на земле, которую они защищали, будет светлым ростком жизни в память о них.
И народ устремился на Мамаев курган. Шли целыми семьями, с грудными детьми, старики. Опираясь на костыли шли ветераны, шли совсем ещё молодые юноши. Не хватало лопат. Кончались саженцы. А люди всё шли и шли.
Березки. Проси березки, - повторял Фёдор Иванович Рыкунов, едва поспевая за зятем. – Не забудь - четыре берёзки.
Когда подошли к машине, в которой привезли деревца, берёзок не было. Редкая гостья она в этих степных краях.
Рыкунов сам забрался в кузов машины, осторожно перебрал все деревца. На самом дне, словно раненные сестрички, лежали две берёзки с обломанными ветвями.
- Я же говорил, есть берёзки,- чуть не плача, повернулся Фёдор Иванович к зятю.
В это время к машине протиснулась сухонькая старушка в чёрном, порыжевшем от времени тёплом платье. Она молча снизу вверх смотрела на Рыкунова. Он всё понял. Он на какое-то время приподнял деревца, соединив вместе. Словно боясь разлучить их, а потом не глядя протянул одно женщине.
Она отошла, осторожно неся деревцо в вытянутой руке. Постояла. Видимо, идти за лопатой вместе с берёзкой не решалась – могут в толпе поломать.
Она сняла с себя платок, словно ребёнка, обернула небольшие корешки берёзки и тихонько положила на землю. Потом, оглядываясь пошла к машине. Вернулась довольно быстро, волоча по земле большую железную лопату. Наклонилась, прижала к себе деревце, словно маленького ребёнка и медленно пошла к холму.
Седая прядь волос падала ей на лоб, закрывая глаза, но она шла и шла дальше.
Всё это время Фёдор Иванович стоял в машине, не спуская с женщины глаз. Когда она отошла далеко, он, словно очнувшись, слез на землю.
Берёзку посадили у основания холма, недалеко от железной дороги. Рядом с деревцем забили (табличку) колышек. На нём табличка: «Моим четырём братьям- Ивану, Степану, Василию и Сергею».
В крестьянской семье Ивана Рыкунова было 7 сыновей, да ещё двух сирот подняли. Старшие воевали в гражданскую. Один из них, Максим, так на всю жизнь в армии остался. А в Отечественную на фронт ушли шестеро.
Первая похоронка пришла на Ивана. Он погиб под Москвой. Потом на Василия - погиб на Курской дуге. Степан – под Ростовом. А младший Сергей – на Мамаевом кургане. С фронта явились Максим и Фёдор.
Рядом с берёзкой братьев Рыкуновых растёт сейчас целый лес сосен, каштанов, тополей. А она среди них, словно невеста – красавица, красуется, серёжками щекочет.
Здесь же, в Волгограде и песня про ту берёзку родилась, про то…
Как трудно она привыкала
К огню волгоградской земли,
Как долго она тосковала.
О светлых лесах на Руси… (Маргарита Агашина)
Учитель: Да, много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли и гнали их до самого дома. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение. И 9мая объявили о победе советского народа над немецкой Германией. (Слайд 10).
Солдаты возвращались домой. Радовались, что остались живы, но никто не забывал тех, кто не вернулся домой. Тех, кто не сможет больше радоваться жизни.
День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир! Каждый год 9 мая на главной площади России – на Красной площади, проходит парад Победы. А вечером над Москвой палят из артиллерийских орудий залпы праздничного салюта.
(Звучит фонограмма песни «День Победы» сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.) (Слайд 11).
Учитель: На этом наш классный час окончен.
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Возможности использования спичек в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
Предложенная Вами разработка не является конкурсной, так как загружена на общих основаниях. Пожалуйста, в
С уважением, С.А. Колодин.