Программа воспитательной работы МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ
Обеспечить условия реализации дополнительных программ физкультурно-спортивной направленности, а также воспитательных и развивающих программ и услуг, удовлетворяющих современные образовательные потребности детей, соответствующие законам РФ, гармоничное включение в данный процесс детей, ориентацией на их собственный выбор, успешный рост личных достижений, развития мотивации личности к познанию, творчества и профессионального самоопределения.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Кумылженская детско – юношеская спортивная школа
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МКОУ ДОД
КУМЫЛЖЕНСКОЙ ДЮСШ
«Физкультура и спорт – наше здоровье!»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитательная система – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач.
Процесс воспитания должен обновляться на основе качественного нового представления о его статусе с учетом отечественных традиций, достижений передового педагогического опыта, включает формирование разнообразных воспитательных систем.
Каждая хорошая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему.
Для воспитательной системы характерны: развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество, глубокая интеграция основного и дополнительного образования, благоприятный психологический климат, представление права выбора, поиск личностно-ориентированных технологий и форм воспитания.
К системообразующим видам деятельности можно отнести познавательную, научно-исследовательскую, творческую и досуговую деятельность. Следует отметить, что ученик имеет возможность обогатить и расширить свои знания через кружки, секции, факультативы.
Воспитательная система играет существенную роль в развитии личности. Управление воспитательной системой – это особое управление, оно глубокое и многоаспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия.
Деятельность МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ направлена на:
-
обеспечение детей качественным дополнительным образованием
физкультурно-спортивной направленности;
-
всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей;
-
приобретение теоретических знаний и практических навыков в области спорта, гигиены и самоконтроля;
-
формирование личностно-нравственных, моральных и волевых качеств.
Миссия МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ
Обеспечить условия реализации дополнительных программ физкультурно-спортивной направленности, а также воспитательных и развивающих программ и услуг, удовлетворяющих современные образовательные потребности детей, соответствующие законам РФ, гармоничное включение в данный процесс детей, ориентацией на их собственный выбор, успешный рост личных достижений, развития мотивации личности к познанию, творчества и профессионального самоопределения.
Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты:
-
цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается);
-
деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержание воспитания) субъект деятельности, ее организующего и в ней участвующий;
-
отношения, рождающиеся в деятельности и в общении, интегрирующий субъект в некую общность;
-
среда системы, освоенная субъектом;
-
управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы;
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ДЮСШ
В процессе формирования личности воспитание, как целенаправленное воздействие на человека, играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.
Проблемы воспитания стоят в центре внимания педагогического коллектива школы и требуют от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
«Модель» выпускника МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ
Модель выпускника МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ подразумевает предполагаемый результат совместной деятельности учреждения и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник спортивной школы.
Основу модели выпускника МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ составляет система отношений личности к таким ценностям, как Человек, Труд, Общество, Знание, Искусство, Природа и Мир. Данная система отношений имеет следующие ориентиры:
-
Личность воспитанника выполняет интегрирующую роль в ДЮСШ (всестороннее развитие, выявление способностей и одаренностей, их развитие);
-
Личность выпускника является основой для разработки целевых программ, проектов, с учетом воспитательно-образовательного процесса ДЮСШ;
-
Модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, отражающая результативность образовательно-воспитательной среды.
Модель выпускника складывается из описания пяти основных потенциалов личности ребенка: духовного, познавательного, нравственного (ценностного), коммуникативного, физического.
Схематично модель выпускника выглядит следующим образом:
Подготовка: знания, умения, навыки, сформированные согласно избранному виду спорта.
Знания: теоретических основ по физическому воспитанию.
Умения: предвидеть конечный результат своей деятельности; адекватно оценивать свою деятельность; работа в нерегламентированном режиме; оперативно принимать ответственные решения.
Качества: способность к самосовершенствованию; инициативность; мобильность; коммуникативность; ответственность; креативность (оригинальность мышления); универсализм.
Опыт (по виду подготовки): участие в соревнованиях различного уровня; исполнение какого-либо должностного заведования; участие в работе секции.
Прогнозируемый результат: профессиональное самоопределение; поступление в училище олимпийского резерва, в ВУЗы.
Модель
выпускника МКОУ ДОД
Кумылженской
ДЮСШ
создает
Воспитательная
система школы Школа
Учреждения
дополнительного образования Родители воздействуют Социум
воздействует
Ученик
школы
Создание и развитие воспитательной системы школы происходит в несколько этапов.
1 Этап – Этап становления.
Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.
Задачи:
-
Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.
-
Введение инноваций в школьную жизнь.
-
Создание модели выпускника.
-
Формирование связей с внешней средой.
Ожидаемый результат:
Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.
2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры
воспитательной системы.
Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.
Задачи:
-
Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
-
Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.
-
Развивать самоуправление.
-
Развивать взаимодействие школы с внешней средой.
-
Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы.
Ожидаемый результат: Программа развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.
3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована.
Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
-
Содружество детей и взрослых.
-
Реализация личностного подхода.
-
Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.
-
Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.
Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.
4 этап – Этап обновления и перестройки.
Цель: Рост социальных потребностей коллектива.
Задачи:
-
Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.
-
Разнообразие содержания.
-
Усложнение организационных и управленческих процессов.
Ожидаемый результат: Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.
В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной системы:
Критерии |
Показатели |
Формирование познавательного потенциала личности учащегося |
программы
|
Формирование нравственного потенциала личности учащегося |
|
Формирование коммуникативного потенциала личности учащегося |
|
Формирование физического потенциала личности |
|
Формирование общешкольного коллектива |
|
Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе |
|
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Выпускник школы, выйдя из стен школы, должен не только иметь знания по различным предметам, но и минимум правовых, этических знаний, умений, не потеряться во взрослой жизни, приобрести навык общения, организаторские способности, найти свое место в условиях рынка, экономики, познакомиться с азбукой бизнеса, уметь создать семью, воспитать своих детей.
Концепция воспитательной системы
Воспитательная система ДЮСШ является ценностно- и личностно-ориентированной, это целостный социальный организм, рождающийся в процессе взаимодействия в сотворчестве субъектов воспитания (взрослых и детей), при наличии основных компонентов системы (ценносто-ориентационного, функционально-деятельностного, общенческо-коммуникативного, пространственно-временного и диагностико-аналитического) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни сообщества и его психологический климат.
Результаты и эффективность воспитания в условиях ДЮСШ определяются готовностью ребенка к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей ему ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений, на основе усвоенных и воспроизведенных ребенком, подростком культурных ценностей и социального опыта. Воспитываясь в творчестве, ребенок убеждается в том, что только творческий труд становится любимым.
В условиях воспитательного пространства ДЮСШ каждый ребенок имеет возможность получения духовного, интеллектуального, физического социального развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей, формирования гражданской позиции. Реальная практика соотношения творческих потребностей и гражданской позиции возникает в условиях детского самоуправления. Самоуправление в ДЮСШ – это реальная возможность для детей вместе с педагогом участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе образовательно-воспитательного процесса; это – форма стабилизации и оптимизации процессов, протекающих в развивающей среде творческих коллективов.
Воспитательная работа ДЮСШ направлена на:
-
Гармоничное развитие личности ребенка;
-
Создание и воспитание патриотических качеств спортсменов;
-
Формирование и укрепление общешкольных традиций, подготовку и проведение коллективных творческих дел (КТД),
-
Сохранение и укрепление здоровья; формирование культуры здорового образа жизни.
Основной составляющей воспитательной работы в спортивных секциях ДЮСШ, на наш взгляд, является участие детей во всех по возможности общешкольных мероприятиях и соревнованиях, согласно годовому плану работы школы.
Это позволит четко определить место коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать:
-
повышению уровня общительности каждого в отдельности;
-
развитию личных качеств обучающихся, направленных на благо коллектива в целом;
-
поможет рассмотрению коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой школа;
-
формирование чувства коллективизма и гуманизма обучающегося.
Участие воспитанников в общешкольных мероприятиях поможет педагогу заполнить досуг ребенка интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для детей среднего и старшего возраста.
Развертывание всех форм организации физической культуры и спорта рассматривается как приоритетное направление в создании и реализации воспитательных систем.
Деятельность по воспитанию личности ребенка делится на две составляющие: физическая культура и спорт
Первую составляющую: ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ - мы рассматриваем как целенаправленную деятельность по здоровьесбережению, через повышение уровня двигательной активности детей и, как деятельность по освоению знаний о физической культуре, развитию основных физических качеств и способностей, обогащению двигательного опыта физическими упражнениями с обще развивающей и корригирующей направленностью, приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Вторую составляющую: СПОРТ – мы условно подразделяем на массовый спорт: это различные кружки, секции, конкурсы спортивно-оздоровительной направленности, соревнования, проводимые в ДЮСШ, в школах района, города и спортивное совершенствование: специальная подготовка спортсменов. Таковы в целом подходы, наше понимание места и роли воспитания, физической культуры и спорта в школьной системе. Таким образом, -
ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Поэтапное создание в школе условий для развития свободной, талантливой, физически здоровой личности ребенка, обогащенной знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
-
формировать осознанное восприятие учащимися ценности своего здоровья,
-
научить обладанию эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешного достижения поставленных целей или отказа от нереальных планов;
-
развивать основные физические способности,
-
укреплять здоровье воспитанников.
Этапы построения
1 этап - подготовительный, проектный (сентябрь2012г. - июнь 2013г.)
Его цель: пробудить творческую активность у педагогов (тренеров-преподавателей), обучающихся, родителей, выработать единую методическую тактику в школе, связать воедино звенья цепи: педагоги, обучающиеся, родители, общественность.
Основные направления деятельности.
-
создание и объединение детей в спортивные коллективы;
-
общешкольные мероприятия проводить по типу КТД;
-
изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов;
-
изучение состава учащихся, выявления ученического и родительского актива;
-
изучение социума;
-
подбор и расстановка кадров;
-
повышение профессионального роста педагогических кадров, создание основы для развития спортивных успехов.
2 этап – практический (сентябрь 2014 г. - июнь 2015г.)
Его цель: определить основные направления, формы и виды деятельности, т.е. стратегию и тактику развития и совершенствования воспитательной системы
Задачи:
-
совершенствование всех задач первого этапа;
-
создание школьных традиций;
-
развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества.
Основные направления деятельности.
-
четкое планирование, как одна из важнейших предпосылок эффективности системы воспитательной работы. Стратегия и тактика развития и совершенствования воспитательной работы зависит от плана – ясной программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью.
-
воспитательная работа проходит через все виды и формы деятельности школы. Учебный процесс несет большой воспитательный заряд. Это подсистема связана с появлением новых программ, с формами и методами организации их восприятия (соревнования, конкурсы, фестивали, игровые формы, спартакиады, смотры, конкурсы).
-
развитие ДО – внетренировочные творческие мероприятия, участие в районных программах.
-
работа в социуме с родителями.
3 этап – обобщающий (самый сложный по целям и задачам).
( сентябрь 2016г. – июнь 2017г.)
Цель: обеспечить надежные качественные результаты образовательного и воспитательного процесса в условиях его вариативности.
Задачи: создание системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности.
Педагогические условия: обучение и воспитание детей в интересах развития личности, семьи, района.
Взаимодействие с другими участниками воспитательного
процесса.
ДЮСШ работает в тесном контакте с другими МКОУ, способствует приобщению детей и подростков к регулярным занятиям физкультурой и спортом, формированию у них мировоззрения здорового образа жизни.
Социальная активность образовательного учреждения является тем видом деятельности, к которому ДЮСШ предназначена изначально. Поэтому целью данного проекта является расширение партнерских связей с районными, федеральными, муниципальными и государственными учреждениями, спортивными школами, клубами, объединениями, ассоциациями, федерациями, Вузами, коммерческими структурами.
Развитие социально-педагогической деятельности в социуме, используя кадровый потенциал и взаимодействуя с заинтересованными ведомствами и общественными организациями – одно из главных направлений в деятельности МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ. В связи с этим проводится работа по расширению и реконструкции взаимодействия спортивной школы в объемах, позволяющих удовлетворить образовательные и досуговые потребности детей, молодежи, родителей, общества.
Наше учреждение работает в тесном контакте с:
-
Отделом по образованию, опеке и попечительству Администрации Кумылженского муниципального района
-
Академией повышения квалификации педагогических работников
-
Администрацией Кумылженского муниципального района;
-
Отделом по ФК, молодёжи и спорта района
-
Общеобразовательными учреждениями Кумылженского муниципального района (школами, ЦДТ, детскими садами, подростковый клуб «Современник»);
-
Родителями обучающихся.
-
Волгоградская Академия физической культуры и спорта
-
Волгоградское училище Олимпийского резерва
Каникулярная работа: летний лагерь, сборы.
Цели: способствовать формированию отношений товарищеской заботы старших о младших, о знакомых и незнакомых, о близких и далеких людях, о природе, об окружающем мире для улучшения себя и мира вокруг.
Мы должны воспитывать человека, т.е. создать условия для расцвета его индивидуальности, осуществления заложенных в нем природой дарований и способностей.
Работа с родителями.
1. Родительские собрания: анализ занятий, решение общих проблем.
2. Беседы, лекции связанные с проблемами воспитания.
3.Традиционные разговоры с родителями по телефону
(сообщения об удачах и нет, о пропущенных занятиях по причине и без, и т.д.)
4. Организация встреч с медицинскими работниками по вопросам здоровья ребенка (гигиена, режим тренировок, режим питания, отдыха и т.д.)
5. Консультация, анкетирование детей и родителей
6.Совметные встречи детей и родителей
(организация вечеров, походов, экскурсий) т.е. максимально возможное привлечение родителей в жизнь секции, отделения.
7.Организация встреч с работниками милиции с целью профилактики первичных правонарушений.
(беседы - направленные на повышение бдительности подростков во время пребывания на улице, позднего возвращения домой).
Тройной союз: тренер-преподаватель, родители, ребенок, направленный на благополучие и гармоничное развитие ребенка.
Оценивание эффективности
При оценке спортивных возможностей мы сталкиваемся с тремя ключевыми моментами:
-
составом способностей к определенному виду спорта;
-
объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;
-
какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.
Если индивидуальная одаренность спортсмена – достаточно консервативный фактор, поскольку в его основе лежат природные задатки, то степень подготовленности к спортивному достижению – динамический фактор. Отсюда решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в определенном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении главной и промежуточных целей. В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсмена достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800-1500 часов в год. В отдельных спортивных дисциплинах практикуются 3-и 4-разовые тренировочные занятия в день. Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.
Основные проблемы и тенденции воспитания в ДЮСШ
Учебно-воспитательный процесс идет в спортивной школе в условиях смены экономической и политической формаций в обществе это вызвало многие негативные последствия. Отметим основные, имеющие отношение к воспитанию детей в ДЮСШ:
-
снижение жизненного уровня населения
-
снижение воспитательного воздействия семьи, общеобразовательной школы, общественных организаций
-
постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей
-
усиливающийся через СМИ поток низкопробной продукции пропагандирующее насилие, жестокость, преступность, секс, алкоголь, табакокурение, наркоманию.
В этих условиях возрастает роль воспитательной работы.
Администрация ДЮСШ и педагогический коллектив все больше осознают, что наиболее актуальными становиться психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного процесса и усилие воспитательного воздействия на занимающихся.
Это делается через:
-
создание учащимся условий для полной самореализации и достижения спортивных успехов сообразно способностям;
-
укрепление здоровья и привитие привычки к занятиям физической культурой и спортом на всю жизнь;
-
сокращение в селе пространства девиантного поведения детей путем проведения дополнительных массовых, привлекательных, доступных соревнований и спортивных конкурсов
-
активная пропаганда здорового образа жизни, ценностей Олимпизма.
Спортивная школа развивает доступные массовые олимпийские и неолимпийские виды спорта, совершенствует проверенную временем систему подготовки спортсменов, проведения соревнований. Использует новые формы организации и пропаганды здорового образа жизни. Спортивного образа жизни, духовно-нравственных ценностей олимпизма, массовых доступных средств физической культуры и спорта.
Одним из приоритетов педагогического коллектива ДЮСШ является патриотическое воспитание.
В спортивной школе ежегодно проводятся:
-
Открытые первенства ДЮСШ по рукопашному бою, борьбе дзюдо.
-
Зональные соревнования по игровым видам спорта (в рамках Областной Спартакиады школьников)
-
Районные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетике, настольному теннису
-
Беседы с участниками ВОВ
-
Беседы с участниками боевых действий в горячих точках
-
Принимаем активное участие в спортивно-массовых мероприятиях района (день физкультурника, день защитника Отечества, День Победы, Международный женский день, день станицы и т.д.)
Помимо выступлений на районном и областном уровнях, наши воспитанники принимают активное участие в Российских и международных Чемпионатах и первенствах.
В воспитательной работе постоянно подчеркивается высокая честь выступлений в соревнованиях за сборную команду района, области, России.
Обновления воспитательной работы должно быть подкреплено повышением уровня педагогической поддержки учебно-тренировочного процесса.
Необходимо продолжить программно-целевое скоординированное планирование деятельности ДЮСШ, отделений тренеров-преподавателей с учетом меняющихся интересов и потребностей детей и родителей.
Спортивная школа продолжает оставаться организационно-методическим центром по видам спорта ДЮСШ, пропаганде здорового образа жизни, проведения массовых соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
ДЮСШ активно привлекает к участию в воспитательном процессе родителей, общественность района, врачей и других специалистов.
Увеличивает значимость физической культуры и спорта как досугового компонента, помогает в воспитании детей с ограниченными возможностями.
ДЮСШ продолжает совершенствование оздоровительно - спортивной работы в каникулярный период путем организации спортивно-оздоровительных лагерей, проведения учебно-тренировочных сборов, походов.
ДЮСШ ведет работы по подготовке инструкторов-общественников, спортивных судей, профессиональному самоопределению учащихся.
МКОУ ДОД Кумылженская ДЮСШ работает по нескольким проектам, в основе которых является воспитание личности:
Проект «Развитие личности в спортивной школе»
Тема развития личности в современных условиях актуальна для дополнительного образования детей. Развитие личности является приоритетным направлением работы педагогов.
Целью данного проекта является создание условий для самореализации личности, достижении успехов в том или ином виде спорта.
Задачи:
-
проведение исследований по изучению запросов и потребностей детей;
-
изучение личности воспитанников, проникновение в психологию;
-
медико – психолого-педагогическое сопровождение;
-
врачебный контроль за обучающимися.
Формирование личности учащихся ДЮСШ происходит в процессе активной деятельности в учебно-тренировочном, воспитательном, развивающем процессе через взаимодействие друг с другом, командой и социумом.
Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни – «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств – честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет юному спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Придя в спортивную школу, секцию юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив. И ребенок начинает осваивать новые социальные роли.
Ценностный потенциал спорта позволяет решать ряд воспитательных задач. Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.
Проект «Воспитательная работа: беседы, соревнования, каникулы»
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм тренера-преподавателя способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Воспитательной работе уделяется огромное внимание, так как наши учащиеся – это будущее нашей страны.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
Воспитательная работа на занятиях:
-
развитие качеств личности, таких как целеустремленность, дисциплинированность, волевая саморегуляция, трудолюбие, настойчивость, правдивость, честность, самокритичность, требовательность к себе, общительность, отзывчивость, дружелюбие, чувство собственного достоинства;
-
развитие приемов и способов самопознания:
а) самонаблюдения (фиксация самочувствия, настроения, активности, желания тренироваться);
б) самоанализа (определение ошибок, выявление причины, постановка корректирующей цели).
Воспитательная работа на учебно-тренировочных сборах:
-
развитие коммуникативных качеств: эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение выстраивать конструктивные отношения;
-
оптимизация межличностных отношений;
-
сплочение команды.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
-
личный пример и педагогическое мастерство тренера;
-
высокая организация учебно-тренировочного процесса;
-
дружный коллектив;
-
система морального стимулирования;
-
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества.
Основные воспитательные мероприятия:
-
торжественный прием вновь поступивших в школу;
-
проводы выпускников;
-
просмотр соревнований и их обсуждение;
-
регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
-
проведение тематических праздников;
-
встречи с выпускниками школы, а так же с ведущими спортсменами области;
-
экскурсии, культпоходы в музей и на выставки;
-
тематические беседы;
-
трудовые сборы и субботники;
-
оформление стендов.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учащихся понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы. Перед соревнованиями необходимо настраивать не только на достижение победы, но и на проявление морально-волевых качеств. Наблюдая за особенностями поведения и высказывания учащихся, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.
В спорте заложены огромные возможности для самовоспитания, самосовершенствования, самоопределения. Участие в спортивных соревнованиях дает возможность человеку испытать самоудовлетворение при победе над своим соперником, достигнутой в процессе длительной подготовки, самоотверженного труда, огромными волевыми усилиями; возможность сравнить свои способности со способностями других людей, а также с теми способностями, которыми он сам располагал ранее. К тому же постоянно закладывается правильное отношение к состоянию своего организма, формируется положительная мотивация по соблюдению здорового образа жизни.
В каникулярное время нами планируется организовать палаточный лагерь для воспитанников нашей школы; походы с физкультурно-спортивной направленностью; школу общения, в которой с занимающимися будут проводить психологические тренинги; школу здорового образа жизни.
Воспитательная значимость спорта неоспорима. Именно спорт учит уважать решения, невзирая на то, насколько они справедливы, именно потому, что они принимаются теми авторитетами в спорте – судьями, на которых и возложено принимать эти решения. Кроме этого, спорт является моделью социальных отношений, так как учит допускать противодействие и соперничество. Одновременно человек учится признавать законность результата, даже если его этот результат не удовлетворяет.
Спорт реализует богатые возможности для приобщения человека к миру прекрасного, для развития у него эстетических способностей во всем многообразии их проявлений: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное – до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности. Он же формирует личность в процессе наблюдения за спортивным зрелищем, обладающим эстетическими качествами, а также во время занятий спортом и связанным с этим не только созерцанием эстетических ценностей, но и активном, творческом участии в разнообразных формах деятельности по их сознанию. Эстетический потенциал спорта как таковой нисколько не ступает другим элементам культуры, включая искусство.
Таким образом, нравственность в спорте представлена многообразием всех своих компонентов – нравственным сознанием, нравственными отношениями и нравственным поведением. Благодаря этому мы имеем возможность наблюдать различные проявления таких важнейших нравственных ценностей, как добро, справедливость, долг, честность и др.
Нами составлен план проведения воспитательной работы, в котором отражены основные мероприятия по социализации и реализации личности.
Проект «Работа с родителями в спортивной школе»
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности коллектива ДЮСШ. Взаимодействие позволяет тренеру-преподавателю полнее раскрыть способности детей, шире использовать их творческий потенциал, объединить воспитательные усилия на целевой интегрированной основе.
Взаимодействие ДЮСШ с семьей, детскими и юношескими общественными организациями – одно из направлений деятельности школы по созданию единого воспитательного пространства с целью воспитания активной, творческой личности.
Воспитательная система в ДЮСШ имеет большие возможности в содействии всестороннему развитию личности ребенка, поскольку эта система обладает такими свойствами как открытость, вариативность, гибкость, доступность, динамичность, постоянное развитие, психологическая комфортность. В ДЮСШ созданы условия, в которых личный и творческий потенциал ребенка получает возможность развития.
Целью проекта является: взаимодействие школы и семьи; установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Поэтому семья признается равноценным партнером ДЮСШ в деле развития ребенка.
Одна из задач деятельности ДЮСШ – это установление партнерских отношений с родителями ради успешности конкретного ребенка, а, следовательно, как залог успешности ДЮСШ.
В настоящее время, когда дополнительное образование может и должно стать базой для формирования нравственного образа жизни семьи, большое внимание уделяется свободному, творческому развитию личности, на основе свободного выбора. Помимо традиционных мероприятий – лекций, бесед, консультаций, посещения учебных занятий нами предполагается проведение совместных мероприятий: праздников, встреч, экскурсий, походов, а также мероприятий, направленных на наиболее полное выяснение и удовлетворение запросов родителей, детей, на повышение уровня педагогической культуры.
Основным направлением работы с семьей являются: психолого-педагогическое просвещение родителей, включение родителей в различные виды деятельности, осуществляемые в ДЮСШ. Каждый год в МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ проходят родительские собрания, темы которых выбирает тренер-преподаватель секции, в основном это:
-
Организационное родительское собрание: знакомство со школой, её традициями, местом занятий; требования и правила посещения спортивной школы.
-
Требования к учебно-тренировочному процессу.
-
Здоровый образ жизни – гигиена спортивной деятельности: диета и питание, профилактика заболеваний, режим дня спортсмена, сон и отдых.
-
Адаптация к спортивному режиму жизни.
-
Роль семьи в воспитании здорового ребенка.
-
О способностях к избранному виду спорта.
-
Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
-
Сбалансированная диета и дополнительные факторы питания.
-
Организация и проведение спортивно-оздоровительных лагерей.
-
О роли занятий спортом в период летних каникул.
-
Итоговые родительские собрания по отделениям, по группам.
Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями, оказывается консультативная помощь (по вопросам воспитания, учебно-тренировочному процессу).
Во всех отделениях планируется создать родительские комитеты, которые помогут в организации учебно-тренировочного процесса:
-
приобретение спортивного инвентаря;
-
сопровождение детей на соревнования и учебно-тренировочные сборы;
-
организация и участие в школьных мероприятиях (праздники, походы, экскурсии).
Регулярно родители приглашаются на просмотр соревнований, учебно-тренировочных занятий, открытых занятий. Родители привлекаются к судейству соревнований с согласия тренера-преподавателя.
Для многих тренеров-преподавателей сотрудничество с родителями – это реальная необходимость. Родители выезжают на соревнования в другие города для оказания помощи тренеру.
Работа с родителями внутри ДЮСШ переносится на уровень создания единого воспитательного пространства района. Это проявляется в установлении как опосредованных, так и непосредственных контактов.
Коллектив ДЮСШ понимает, что именно родители могут сыграть активную роль, как в создании общественной поддержки, финансовой поддержки образовательно-воспитательной деятельности учреждения. А самое главное то, что именно родители заинтересованы в качественном образовании детей, готовы принимать активное участие в деле обучения и воспитания.
План мероприятий по профилактике правонарушений и
безнадзорности детей, обучающихся в ДЮСШ на апрель 2013 года.
№п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные. |
1. |
Мероприятие, посвященное Всемирному дню здоровья. |
Апрель. |
Луткова О.М. Сапелкина Н.Е. |
2. |
Международный день птиц. |
Апрель. |
Луткова О.М. Сапелкина Н.Е. |
3. |
Международный день Земли. |
Апрель. |
Луткова О.М. Сапелкина Н.Е. |
4. |
Весенняя акция «Чистые берега». |
Апрель. |
ПДО. |
План работы МКОУ ДОД Кумылженской ДЮСШ
по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся детей
на 2012 — 2013 учебный год.
№п/п |
Мероприятие |
Участники |
Сроки |
Ответственные. |
1 |
Посещение образовательных учреждений для выявления банка данных по учащимся, стоящим на учете КПНД. |
Педагог-организатор. |
Сентябрь. |
Рябинина М.А. |
2 |
Составление плана. |
Педагог-организатор. |
Сентябрь. |
Рябинина М.А. |
3 |
Знакомство с обучающимися детьми, изучение их интересов. |
Педагог-организатор. |
Сентябрь - Октябрь. |
Рябинина М.А. |
4 |
День здоровья. |
Педагог-организатор. ПДО. |
Сентябрь. |
Шилин А.И. Польсков Д.И. Сигаев С.А. |
5 |
Районный конкурс рисунков «Мир без наркотиков». |
Педагог-организатор. ПДО. |
Октябрь. |
Рябинина М.А. Швецова С.И. |
6 |
Турнир ЦДТ по бильярду. |
ПДО. |
7-11 ноября |
Шилин А.И. |
7 |
Всемирный день борьбы со СПИДом (кружковые беседы). |
Педагог-организатор. ПДО. |
Декабрь. |
Рябинина М.А. |
8 |
Районный турнир по настольному теннису. |
ПДО. |
16 декабря. |
Сигаев С.А. Савельев В.М. |
9 |
Областной конкурс творческих работ «Нарко-стоп» |
Педагог-организатор. ПДО. |
Январь-Апрель. |
Луткова О.М. СапелкинаН.Е. Швецова С.И. |
10 |
Уроки мужества «Сталинград - наша гордость и слава, посвященные 70-летию Сталинградской битвы. |
Педагог-организатор. |
2 февраля. |
Луткова О.М. СапелкинаН.Е. |
11 |
День памяти воинов-интернационалистов (беседа). |
Педагог-организатор. |
15 февраля. |
Луткова О.М. СапелкинаН.Е. |
12 |
День защитника отечества. Конкурсная программа |
Педагог-организатор. |
23 февраля. |
Луткова О.М. СапелкинаН.Е. |
13 |
Турнир ЦДТ по шашкам и шахматам. |
ПДО. |
Март. |
Сигаев С.А. |
14 |
Мероприятия, посвященные Всемирному дню здоровья. |
Педагог-организатор. ПДО. |
7 апреля. |
Луткова О.М. СапелкинаН.Е. |
15 |
Месячник по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних детей. |
Педагог-организатор. |
Апрель. |
Луткова О.М. СапелкинаН.Е. |
План мероприятий по работе с трудными детьми
в учреждении дополнительного образования в 2012 - 2013 гг .
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Вовлечение в досуговую, кружковую, общественно-полезную деятельность (участие в праздниках Центра). |
Сентябрь - Май |
Педагог-организатор; ПДО. |
2. |
Педсовет по профилактической работе с трудными детьми(характерные особенности). |
Октябрь-Декабрь |
Пед.коллектив Центра. |
3. |
Организация встреч педагогов и специалистов с родителями. |
Сентябрь - Май |
Педагог-организатор. |
4. |
Индивидуальные беседы с трудными детьми. |
В течение года. |
Педагог-организатор. |
5. |
Организация медицинской помощи, беседы по правилам гигиены с проблемными детьми. |
В течение года. |
Педагог-организатор. |
6. |
Совместная деятельность педагога и родителей. |
Сентябрь - Май |
Педагог-организатор; ПДО. |
7. |
Осуществление обмена необходимой информацией с педагогами. |
В течение года. |
Педагог-организатор; ПДО. |
8. |
Выработка рекомендаций по работе с трудными детьми. |
В течение года. |
ПДО. |
9. |
Выступление на педагогических советах и методических семинарах . |
В течение года. |
Педагог-организатор; ПДО. |
10. |
Проведение деловых игр, семинаров – практикумов для отработки навыков и умений по работе педагогов с трудными детьми. |
В течение года. |
Педагог-организатор; ПДО. |
11. |
Занятия педагогов в системе повышения квалификации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. |
В течение года. |
Педагог-организатор; ПДО. |
Работа с детьми.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Контроль посещаемости занятий |
В течение года. |
Педагог-организатор. |
2. |
Оказание педагогической помощи в знаниях, умениях и навыках проблемных детей. |
В течение года. |
ПДО. |
3. |
Вовлечение детей в социально значимую деятельность. |
В течение года. |
Педагог-организатор; ПДО. |
4. |
Проведение профилактических бесед, разбор конфликтных ситуаций. |
В течение года. |
Педагог-организатор. |
5. |
Посещение занятий с целью наблюдения за детьми. |
В течение года. |
Педагог-организатор. |
6. |
Помочь детям в приобретении культуры поведения; ответственности за порученное дело; познакомить детей с правами и обязанностями юного гражданина страны, воспитывать в них чувство национальной гордости. |
В течение года. |
Педагог-организатор; ПДО. |
Работа с родителями.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Посещение семей детей группы риска и неблагополучных семей. |
В течение года. |
ПДО. |
2. |
Проведение консультаций для родителей. |
В течение года. |
Педагог-организатор; ПДО. |
3. |
Активизация деятельности родителей в организации и проведении родительских собраний, мероприятий учреждения. |
В течение года. |
Педагог-организатор; ПДО. |
4. |
Организация встреч на правовые темы с сотрудниками ОДН, КДН, прокуратуры. |
В течение года. |
Педагог-организатор. |
Работа педагогического коллектива
с «трудными» обучающимися детьми.
На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.
Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:
· что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием, каких причин;
· какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
· с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;
· были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.
Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе педагога по формированию убеждений, связанных с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности обучающегося педагог проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств обучающихся. Проектирование развития личности основывается на сравнение уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного обучающегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всей группы, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.
На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного обучающегося, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики обучающихся, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с обучающимися.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Дополнительное образование детей как территория успешности для каждого ребёнка в рамках реализации федерального проекта “Успех каждого ребенка”»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей