Классный час "Имя героя в памяти потомков"
Тип материала: другое, конкурсная работа (Мы помним!)
Рейтинг: голосов:1просмотров: 7561
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
«Имя героя в памяти потомков»
Классный час
Автор: Плотникова Ольга Викторовна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №3
г.Донецк
Ростовская область
2013г.
Пояснительная записка
Фамилия, имя, отчество автора: Плотникова Ольга Викторовна
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Донецка Ростовской области
Занимаемая должность: учитель начальных классов
Название конкурсной разработки: классный час «Имя героя в памяти потомков»
Цели создания разработки: гражданско-патриотическое воспитание через освоение системы знаний о героическом прошлом Малой Родины.
Задачи:
Обучающие:
-
Познакомить с улицей микрорайона школы и происхождением ее названия
-
Познакомить с понятием «герой», дать сведения о заслугах Героя Советского Союза, давшего название улице
Воспитательные:
-
Воспитывать чувство причастности и гордости за прошлое страны на примере подвига Героя Советского Союза В.Ф.Цветкова
-
Воспитывать уважение к исторической памяти через историю улицы
-
Способствовать формированию культуры человеческих отношений в коллективе
Развивающие:
-
Мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное изучение литературы по данной теме
-
Формировать желание в проведении исследовательской и социально- значимой деятельности.
Методика: конспект классного часа.
Ресурсы: презентация, записи песен и музыки, видеоролик Битва за Днепр
из альбома Вторая Мировая война 1939-1945
Оборудование: медиапроектор, компьютер, колонки.
Список используемых информационных ресурсов
-
Биография В.Ф. Цветкова http://www.history.tver.ru/sr/Hero2/CVF.htm
-
Фото В.Ф.Цветкова, копия наградного листа – из школьного Уголка Славы.
-
Фото ул.Цветкова, здания школы, макета, обучающихся выполнены автором Плотниковой О.В.
-
Аудиозапись песни Ю.Антонова «Есть улицы центральные… http://www.mp3poisk.net/
-
И.Кобзон «Песнь о Днепре» http://www.audiopoisk.com/track/iosif-kobzon/mp3/pesna-o-dnepre/
-
И.Кобзон «Поклонимся великим тем годам…» http://zvukoffka.net/mp3/4228/
Видеоролик Битва за Днепр из альбома Вторая Мировая война 1939-1945
Ход мероприятия.
Этап занятия |
Содержание |
1.Мотивация к предстоящему общению |
1.Организационный момент Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня, накануне празднования Дня Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто приближал долгожданный час Победы, кто своим героизмом, ценою жизни завоевал для нас мирную и счастливую жизнь. Хотя прошло более полувека со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Война – это 4года, это 1418 бессонных дней и ночей, это 26 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту. 4 года длилась эта страшная, жестокая война. Она унесла миллионы людских жизней: жены потеряли мужей, братья – сестер, сотни тысяч детей остались сиротами. Каждый человек должен знать свое прошлое, историю своей страны и края, где он родился, знать свои корни. Ведь это наша история, наша жизнь.
|
2. Погружение в тему классного часа. |
1.Отгадайте загадку (Слайд 2) В два ряда дома стоят, Десять, сорок, сто подряд. И квадратными глазами Друг на друга глядят. (Улица)
2.Актуализация знаний. (Слайд 3) Учитель: Как и люди, улицы имеют каждая свою судьбу. Они несут на себе неизгладимую печать эпохи, их породившей. Героические события Великой Отечественной войны 1941-1945гг. нашли свое отражение в названиях улиц нашего города. Многие улицы нашего города носят имена славных сынов своего Отечества, однако далеко не все знают, кем они были, чем и какой ценой заслужили право быть увековеченными в названиях улиц родного города и его памятниках. О какой улице сегодня пойдет речь, вы сами догадаетесь: на ней стоит наша школа. Обучающиеся: Наша школа стоит на улице Цветкова. Учитель: В честь кого названа эта улица? Много ли вы знаете об этом человеке? А хотите узнать больше? Сегодня мы постараемся узнать о человеке, чье имя носит улица Цветкова. Тема нашего классного часа «Имя героя в памяти потомков»
|
3.Открытие новых знаний, обогащение новыми впечатлениями |
1.Беседа. (Слайд 4) Учитель: Улица
Цветкова не похожа на широкие проспекты
больших городов. И на ней нет высоких
зданий, памятников архитектуры… 2. Знакомство с биографией В.Ф.Цветкова (Слайд 5) Учитель: Давайте познакомимся с биографией В.Ф.Цветкова, узнаем о его нелегком жизненном пути. В этом нам помогут ученики, которые заранее нашли справочный материал и готовы поделиться им с нами. Ученик: Василий Федорович Цветков родился в 1909 г. в деревне Куры Ржевского района. Русский Учился в начальной школе, батрачил. В 1930—1931 гг. служил в Советской Армии. После службы работал в г. Красный Луч на шахте, а с 1934 г..— лесорубом в г. Майкопе. Ученик: На фронте В.Ф.Цветков с августа 1941 г. Сапер, командир отделения 69-го отдельного инженерного батальона 37-й армии. Отличился при форсировании Днепра. Он сражался за Днепр как герой. Его подвиги отмечены орденом Ленина и медалью «Золотая звезда». Был тяжело ранен, потерял многих своих друзей. Прошагал военными дорогами Молдовии, Югославии. Победу встретил в Австрии. 2.Эвристическая беседа «Кто такой герой?» (Слайд 6) Учитель: Герой Советского Союза Василий Федорович Цветков. Нельзя без волнения произносить эти слова… Герой… Что означает это слово? Приведите примеры. Где можно узнать толкование слов? (Ответы детей). Молодцы. На экране демонстрируется выписка значений слова из словаря Ожегова. 1) Герой - Главное действующее лицо литературного произведения 2) Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности 3) Герой - Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление) 4) Герой - Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды Учитель: Действительно вопросы героизма волновали многих, в том числе и поэтов. Вот, какие мысли были заключены в стихотворные строчки: Герой не тот, кто шествует на плаху, С улыбкой беззаботной на губах. Не тот, кто никогда не знает страха. А тот, кто первым побеждает страх! Юрий Воронов Герой - это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть. Максим Горький Оказывается, слово «герой» входит в наименование высшей степени отличия -Сейчас это- герой России, а раньше – Герой Советского Союза. Когда же у нас появился это почетное звание, кто им награждался? Предоставляем слово знатоку. (Ученик, пожелавший заранее подготовиться, рассказывает) На экране появляется краткая информация.
3. Рассказ о подвиге Героя Советского Союза В.Ф. Цветкова в годы Великой Отечественной войны. (Слайд 6) Учитель: А теперь, давайте более подробно узнаем, за что В.Ф.Цветкову было присвоено это высокое звание – Герой советского Союза. Подвиг В.Ф. Цветкова напоминает нам о тех страшных годах, когда рвались снаряды, гибли взрослые и дети, разрушались города… Четыре долгих года, 1418 дней, 34000 часов шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Много героических сражений знает история Великой отечественной войны. Одним из таких сражений была кровопролитная битва за Днепр. (просмотр видеоролика Битва за Днепр) Учитель: В этой нелегкой битве за Днепр сражался и В.Ф.Цветков. Давайте послушаем информацию, которую подготовили ваши одноклассники. Ученик: Василий Федорович совершил свой подвиг в годы Великой Отечественной войны во время форсирования Днепра… В сентябре 1943 года войска 37-й армии подошли к Днепру и начали его форсирование в районе села Солошна. Ученик: Ночь. Холодно и промозгло. Накрапывал дождик. Шли ожесточенные бои. Вместе с другими саперами – понтонерами под шквальным огнем противника старший сержант, командир отделения 69 отдельного инженерно–саперного батальона 37-й Армии Степного фронта Василий Цветков умело управлял лодкой, спасал раненых и боеприпасы, когда судно дало течь… И в течение тридцати пяти часов без сна и отдыха этот человек водил лодку, воодушевляя личным примером подчиненных, обеспечивая переправу через Днепр восьмистам восьми советским воинам и четыремстам девятнадцати ящикам с боеприпасами… Учитель: Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом в его дальнейшей судьбе. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть ее. Вот как вспоминал сам В.Ф.Цветков о том времени: Получив боевую задачу, мое отделение на лодке ранним утром 28 сентября начало переправу. В целях сохранения внезапности двигались в полной тишине. Едва достигли середины реки, осветительные ракеты озарили гладь воды ярким светом. Мы налегли на весла и высадились на правый берег. Гитлеровцы открыли по переправе ураганный огонь. Саперы не дрогнули. Они под шквальным обстрелом управляли лодками, плотами, паромами. О последнем рейсе старшины В. Ф. Цветкова журналист А. Сиджах со слов Героя пишет: "Едва лодка отошла от берега, как попала под шквальный огонь. Погиб находившийся в лодке артиллерист. Ранены два сапера. Получил ранение и Василий Федорович, но продолжал командовать. Когда до берега оставалось метров 40 — 50, рядом разорвались две мины. Лодка получила пробоину, стала тонуть. Саперы бросились в студеную воду, схватились за бортовые ремни, потянули лодку, стараясь из всех сил удержать ее на поверхности. Подбежавшие с берега артиллеристы подхватили орудие, находившееся в лодке, и доставили его на плацдарм. Старшина Цветков этого уже не видел. Он потерял сознание". Ученик: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему сержанту Цветкову Василию Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2590). Имя его золотыми буквами вписано в Почётную книгу Героев Великой Отечественной войны. Учитель: После демобилизации из Армии Василий Федорович самоотверженно трудился сначала в Майкопском леспромхозе, а потом приехал в Донецк, трудился проходчиком на шахте «Изваринская». Василий Федорович любил свою работу, самоотверженно проявлял себя на самых трудных участках проходки, передавал молодежи свои профессиональные навыки. Он часто встречался с учениками нашей школы, рассказывал им о мужестве и отваге советских людей в боях с гитлеровскими захватчиками. В 1981 году В.Ф.Цветкова не стало. Похоронен на городском кладбище, а на доме, где он жил, висит мемориальная доска. Совет старшеклассников нашей школы предложил социальный проект «Забота» по восстановлению памятника В.Ф.Цветкову. В городском конкурсе проектов он занял I место. И началась работа… Совет ветеранов помог отыскать место захоронения героя на центральном городском кладбище. Депутат Городской Думы Заморохов Николай Иванович оказал содействие в изготовлении надгробной плиты и ограды. В рамках социального проекта "Забота", действующего в школе на протяжении нескольких лет, старшеклассники, передавая эстафету друг другу, ухаживают за могилой Героя Советского Союза Цветкова В.Ф. А совсем недавно, весной 2013 г., ко Дню победы во дворе школы старшеклассниками и сотрудниками школы была заложена Аллея славы. |
4.Минута молчания |
Трудно было завоевать победу. Много наших воинов погибло на полях сражений. Если каждому погибшему посвятить минутное молчание, тогда население всей Земли будет молчать тридцать лет! Предлагаю почтить память героев Великой Отечественной войны минутой молчания.
|
5.Практическая работа |
Учитель: Вот мы и узнали историю улицы Цветкова. В названии улицы – судьба солдата, его героический подвиг, самопожертвование во имя Родины, ради жизни будущих поколений. Будем помнить подвиг В.Ф.Цветкова! Не забудем, что своим подвигом этот человек навечно вписал себя в историю нашего города, нашей страны. Ребята, как вы думаете, все ли жители данных улиц знают, почему их улицы так названы? А как мы можем помочь сохранению памяти? Давайте начнем акцию по ознакомлению жителей микрорайона с происхождением названия улицы Цветкова. Предлагаю изготовить и разложить по почтовым ящикам своего дома найденную нами информацию в формате листовки. Мы можем приурочить нашу акцию к Дню Победы и подключить к ней единомышленников- учащихся школы. Готовы? Тогда приступаем. Раздаются заготовки для изготовления листовок. По окончании работы листовки складываются в виде треугольников - фронтовых писем с надписью на титуле: 1941 - 1945 Память останется в веках! Кому: Всем, ныне живущим! От кого: От правнуков поколения победителей Откуда: МБОУ СОШ №3 Прочтите внутри!
Уважаемые жители! Улица _______________________________________________ имя, отчество появилась на карте города _____________. В.Ф. Цветков – Герой Советского Союза. Он получил это звание в 19_____ году за __________________________________________________________________. Он жил ___________ и работал на ________________.
Имена людей в названиях улиц не дают забыть об их величайших заслугах перед Отечеством! В каждом названии чья-то судьба. Давайте помнить и преклоняться памяти: без истории нет будущего!
|
6. Подведение итога классного часа |
Вот уже 30 лет с нами нет героя, а улица жива. На ней живут и радуются люди, рождаются дети, на ней стоит здание нашей школы, в которой кипит интересная жизнь… Мы живы! Не это ли величайшее счастье? Видеть голубое небо и ясное солнышко! А за все это люди заплатили ни много ни мало: отдали свою жизнь. Память о них, о подвигах будет жить вечно…
|
7. Рефлексия |
В конце занятия детям предлагается оценить нужность, полезность, интересность встречи при помощи цветных квадратиков:
|
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС