Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
Краткое описание
Ознакомление учащихся четвёртого класса с событиями 1941 – 1945 гг.; углубление и систематизация знаний учащихся о Великой Отечественной войне; развитие умения работать индивидуально, в парах, группах; воспитание патриотических чувств.
Описание
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 4 КЛАСС. (ситема Л. В. Занкова) ТЕМА: «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.».
РАЗРАБОТАЛА:
Захарова Лариса Васильевна
учитель начальных классов
г. РУБЦОВСК 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Урок окружающего мира «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»» (4 класс) разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова с учётом современных требований к уроку, с использованием электронных образовательных ресурсов, соответствует стандартам второго поколения. Урок «Великая Отечественная война 1941 – 1945гг.»» разработан в программе Notebook 10 Цели урока предусматривают ознакомление учащихся с событиями 1941 – 1945 гг.; углубление и систематизация знаний учащихся четвёртого класса о Великой Отечественной войне; развитие умения работать индивидуально, в парах, группах; воспитание патриотических чувств. Цели урока направлены на формирование универсальных учебных действий у учащихся четвёртого класса. Учебные задачи:образовательные, развивающие, воспитательные. Тип урока:открытие нового знания Методы обучения:частично-поисковые, объяснительно — иллюстративные. Формы работына уроке: индивидуальная, работа в парах, фронтальная, групповая. Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, учебник Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир.4 класс. — Самара: Учебная литература: Фёдоров, демонстрационный материал. Технологии:развития критического мышления, обучение как учебного исследования, здоровьесберегающие. Деятельность ученика:знать, уметь, слушать, вспоминать, логически мыслить, запоминать, рассуждать, анализировать, делать выводы, работать в парах, в группах, наблюдать, двигаться, спрашивать, проявлять инициативу, спорить, осознанно учить. К уроку были поставлены цели, задачи и определены пути их реализации. Составлен конспект и презентация. (Материалы прилагаются). Материал урока ознакомил обучающихся с битвами и сражениями времён Великой Отечественной войны, подвёл к познанию подвига народа в годы Великой Отечественной войны, способствовал проведению сравнительного анализа отечественных войн 1812г. и 1941 – 1945 гг., расширил и углубил знания по окружающему миру. К уроку были подобраны задания на проверку изученного материала, на смекалку, на выделение информации из нового материала. На уроке выполнялась поисковая работа, группировка по видам нового материала, были предусмотрены задания для самопроверки и самооценки. На каждом этапе урока менялись формы и методы работы с обучающимися, обеспечивая новизну и интерес к познанию нового учебного материала. На этапах урока использовались разнообразные универсальные учебные действия: коммуникативные(работа в парах и группах); познавательные (самостоятельный поиск дополнительной информации к уроку); личностные(положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий); регулятивные(принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Это способствовало повышению положительной мотивации обучения, эффективному формированию ключевых компетентностей учащихся посредством представления учебного материала. Использование на этапах урока ЭОР позволило провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечило высокую степень дифференциации обучения; повысило объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовало контроль знаний; позволило рационально организовать учебный процесс, повысило эффективность урока. Здоровье сберегающие технологии – физ. минутка, помогла детям преодолеть усталость и разнообразить урок. Рефлексия урока способствовала выявлению степени усвоения нового материала. На дом было задано поисковое задание — подготовить сообщение о родственниках принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Использование ЭОР на уроке повысило эффективность и интенсивность учебного процесса, способствовало развитию творческого потенциала четвероклассников. Конспект урока окружающего мира 4 класс Тема: «Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.»
Цели урока: 1. Углубить знания детей о событиях 1941 – 1945 гг. 2. Провести сравнительный анализ войны 1812 г. и 1941 – 1945 гг. Задачи урока:1. Довести до сознания обучающихся определение фашизма; 2. Раскрыть причины начала Великой Отечественной войны; 3. Ознакомить учащихся с грандиозными сражениями Великой Отечественной войны. 1. Вступление. — Здравствуйте, ребята! Скажите, какой великий и значимый для всех народов нашей страны праздник будет в мае? Сколько лет прошло с тех пор, как окончилась Великая Отечественная война? 2. Проверка усвоения предыдущей темы. а) — Какие события произошли в первой половине ХХ века. Возьмите карточки с заданием. Соедините линиями даты и события ХХ века (слайд 2) 1914 — 1918 гг. Великая Октябрьская Социалистическая революция 1917 г. Великая Отечественная война 1918 — 1920 гг. Первая мировая война 1924 г. Гражданская война 1941 — 1945 гг. Вторая мировая война 1939 — 1945 гг. Образование СССР б) — Вы видите портреты великих русских полководцев. (Слайд 3) — Кто из вас сможет сопоставить портрет и фамилию полководца? — Что вы знаете о каждом из этих людей? 3. Целеполагание. — Прочитайте тему урока. (Слайд 4) — О чём пойдёт речь на уроке? Поставьте перед собой цели на урок. (Слайд 5) - Определите задачи урока. 4. Изучение нового материала. А) Менее 20 лет продолжались мирные дни для Советской страны. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Сегодня на уроке мы ознакомимся с основными событиями войны. Б) Расскажите, что вы знаете о Великой Отечественной войне? Как война затронула вашу семью?(рассказы детей) 5. Работа по учебнику. а) — Прочитайте первый и второй абзац параграфа, стр.46 В 30-е годы ХХ века в Германии к власти пришли фашисты. (Слайд 6) — Какую цель преследовал фашизм? Фашизм — слово итальянского происхождения, в буквальном переводе – пучок, связка. Это идеология превосходства одной нации над другими. Фашизм оправдывает войну, как средство решения межгосударственных проблем. На слайде вы видите шествие фашистов. Что они держат в руках? (знамёна со свастикой) б) — В каком году началась вторая мировая война? (1939 г) — Кто её развязал? (Адольф Гитлер) — Обратите внимание на портрет фюрера. (Слайд 7) Фюрер в переводе с немецкого – вождь. Гитлер — глава государства Германии, с 1934 года, верховный главнокомандующий. Военный преступник. в)- Рассмотрите карту в учебнике. (слайд 8) — Какую историческую ситуацию напоминает вам эта карта? (1812г) — Сравните обе карты. (Слайды 8 – 9) — Когда началась Отечественная война 1812 года? (12 июня) — Назовите основные причины войны с Наполеоном. (Наполеон мечтал о мировом господстве). — Я напомню вам слова Наполеона: «Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её». — Как вы считаете, почему Гитлер развязал войну против Советского Союза? (Слайд 10) — Прочитайте, что заявил Гитлер военным в мае 1941 года. (слайд 11) Эти слова не расходились с делом. Более половины всех погибших в годы Великой Отечественной были мирные граждане. Жертвы фашизма исчислялись миллионами. 6. Изучение нового материала. а) — Ночь с 21 на 22 июня – самая короткая в году – это «большое солнце стояние». Но эта ночь для всех граждан, живущих на территории бывшего СССР, стала ночью боли и скорби. Потому, что в эту ночь вошла беда сразу во все семьи огромной страны. — Вот как это было. (Звучит голос Ю. Левитана о начале войны. Слайд 12) а) — Первыми вступили в жестокий бой пограничники Брестской крепости. Они защищали крепость целый месяц. Но силы были не равны. Фашисты прорвались вглубь страны. (Слайд 13) Дух народа, вставшего на защиту своей Родины, отразился в песне «Священная война». — Кто желает рассказать историю создания песни? (ученик) Песня «Священная война»была написана в ночь с 22 на 23 июня 1941 года. Автор стихов Василий Лебедев – Кумач, музыка Александрова. Впервые была исполнена 27 июня 1941 на Белорусском вокзале. С 15 октября 1941 года «Священную войну» начали ежедневно передавать по радио. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны. Она поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. — Прослушайте первый куплет песни. (Видео, слайд 14) в) — Как вы считаете, куда рвались фашисты? Так же, как и армия Наполеона, гитлеровские войска рвались к Москве. Гитлер рассчитывал взять Москву до наступления холодов. (Карта, слайд 15) — Кто желает рассказать о том, как проходила битва под Москвой? (Ученик, слайд 16) Битва за Москву.Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. Гитлер рассчитывал захватить Москву впервые недели войны. Немцами была разработана операция под кодовым названием «Тайф ун». Она началась 30 сентября 1941 г. С 13 октября разгорелись ожесточенные бои на всех главных направлениях, ведущих к Москве. Но план гитлеровского командования, рассчитывавшего взять Москву в середине октября, до начала холодов, был сорван. 7 ноября 1941 г на Красной площади состоялся военный парад. С парада войска шли прямо на фронт. Защитники столицы стояли насмерть. Особенно прославилась в боях дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. В ходе советского наступления к началу января германские войска были отброшены на 100-250 км от столицы. Таким образом, была ликвидирована угроза захвата врагом Москвы и сорваны его планы овладения Ленинградом. Был развеян миф о «непобедимости» германской армии и похоронен фашистский план молниеносной войны против СССР. Советские войска в ходе Московской операции потеряли около 500 тысяч человек. — Посмотрите видеосюжет о том, как люди защищали столицу. (Слайд 17) г)- Московская битва стала первым крупным поражением гитлеровских войск. (Слайд 18) - После первого поражения фашистов война не закончилась. Впереди был Сталинград. (Карта, слайд 19) - Гитлеровцы рвались к Волге. Основная цель – захватить Сталинград. А Красной армии был отдан приказ отстоять город любой ценой. В июле 1942 года на берегах Волги состоялось сражение, которому нет равных в истории до сих пор. Бои шли не просто за город, а за каждый дом в городе на Волге. — Кто из вас готов рассказать о том, как проходила Сталинградская битва? (ученик, слайд 20) Сталинградская битва. В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение. 12 июля 1942 г. был образован Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю как начало Сталинградской битвы. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек. Хорошо подготовленная, вооруженная, численно превосходившая нашу, гитлеровская армия ценой любых потерь стремилась попасть в Сталинград, а советские воины ценой неимоверных усилий должны были сдержать натиск противника. Победа войск Красной Армии под Сталинградом – исторический подвиг всего народа. Она положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной и всей второй мировой войны. В январе 1943 г. находившиеся в городе немецко-фашистские войска были разгромлены. 31 января сдался в плен командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс. 2 февраля последние немецко-фашистские части капитулировали. В период Сталинградской битвы фашистский блок потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона солдат и офицеров. Потери Красной Армии в Сталинградской битве составили свыше миллиона человек. — Посмотрите небольшой видеофрагмент. (Слайд 21) — Скажите, что вы поняли из небольшого фрагмента военной хроники? д) — После победы под Сталинградом, в феврале 1943 года началось освобождение территорий, захваченных фашистами. Но гитлеровская армия была ещё очень сильна.(Слайд 22) — 5 июля 1943 года произошло грандиозное сражение на Курской дуге. (Слайд 23) — Масштаб этого сражения вы сможете представить из видеосюжета — это танковое сражение под Прохоровкой. (Слайд 24) — Кто из вас может рассказать более подробно о битве под Курском? (ученик) Курская битва. Битва на Курской дуге стала одним из важнейших этапов на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией. По размаху, напряженности и результатам она стоит в ряду крупнейших битв второй мировой войны. Битва продолжалась менее двух месяцев. За это время на сравнительно небольшой территории произошло ожесточенное столкновение громадных масс войск с привлечением самой современной по тому времени боевой техники. В сражения с обеих сторон было вовлечено более 4 млн. человек. «Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой». Советские войска в ходе этой битвы разгромили 30 дивизий, вермахт потерял около 500 тыс. солдат и офицеров. В этой битве окончательно потерпела крах наступательная стратегия вермахта. Вооруженные силы нацистской Германии и ее союзников после Курской битвы были вынуждены перейти к обороне на всех театрах второй мировой войны. е) Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня. (Слайд 25) К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. (Слайд 26) В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей. — Обратите внимание на видеофрагмент из военных хроник. (Слайд 27) После снятия блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой. ж) — Никогда раньше в стране не было такого массового партизанского движения, как в Великую Отечественную войну. (Слайд 28) — Что делали партизаны? (взрывали мосты, железнодорожные пути, освобождали захваченных людей. Разведчиками в основном были дети, подростки.) — Как вы считаете, почему разведчиками были дети? (проще затеряться) (Слайд 29) з) – Но не только на фронте люди мужественно сражались, приближая долгожданную победу над врагом. В глубоком тылу работали по 13 – 16 часов женщины и подростки. Случалось неделями не уходили домой, спали прямо в цехе, чтобы утром снова стать к станку.(Слайд 30) — Как приближали победу труженики тыла? (работали на полях, на фабриках и заводах) и) В армии храбро воевали бойцы всех национальностей. Многие из них за мужество и героизм были награждены орденами и медалями, в том числе высшей наградой — званием Героя Советского Союза. Навсегда в памяти народа остались имена великих полководцев – начальника Генерального штаба, представителя Ставки Верховного Главнокомандующего четырежды героя Советского Союза маршала Жукова Г. К., командующего 1- м Украинским фронтом маршала Конева И. С., командующего 3- м Белорусским фронтом маршала Василевского А. М., командующего 2- м Украинским фронтом маршала Малиновского Р. Я., командующего2- м Белорусским фронтом маршала Рокоссовского К. К., командующего1- м Прибалтийским фронтом маршала Баграмяна И. Х. и многих других. (Слайды 31, 32) к) — В апреле 1945 года началось наступление на Берлин. (Слайд 33) — Кто из вас готов рассказать, как проходила битва за Берлин? (Ученик) (Слайд 34) Битва за Берлин. Наступление на Берлин было назначено на 16 апреля. В пять утра три красные ракеты дали сигнал к атаке, и через секунду тысячи орудий и «катюш» открыли ураганный огонь такой силы, что восьмикилометровое пространство оказалось в одночасье перепаханным. Фашисты оказывали отчаянное сопротивление. 30 апреля в 22 ч 50 мин два сержанта Егоров и Кантария, рискуя своей жизнью, добрались до крыши Рейхстага и вставили древко с красным знаменем в дырку от снаряда у самых конских копыт. (Слайд 35) В последнем сражении Великой Отечественной Красная Армия сокрушила 95 вражеских дивизий. Погибли до 150 тысяч немецких солдат и офицеров. Победа далась тяжелой ценой — за две недели наступления три советских фронта потеряли от 100 тысяч до 200 тысяч человек убитыми. — Что происходило в эти дни в Берлине вы можете представить из фрагмента видео хроники.(Слайд 36) 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. (запись Ю. Левитана) (Слайд 37) 9 мая наша страна празднует День Победы. 7. Итог урока. а) — Это праздник со слезами на глазах, очень дорогой ценой досталась победа нашему народу. Около 30 миллионов человек составили потери Советского Союза. Из них более половины мирное население. Память о той войне увековечена в монументах и обелисках. (Слайды 38, 39, 40, 41) в) Встаньте, ребята, давайте почтим память всех, погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания. 8. Рефлексия. — Скажите, ребята, что общего между Отечественной войной 1812 года и Великой Отечественной войной? (Слайд42) 9. Домашнее задание. Стр. 46 – 51 пересказ, тетрадь №68, №69; подготовить сообщение о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Спасибо за урок. (Слайд 44)
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 4 КЛАСС. (ситема Л. В. Занкова) ТЕМА: «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.».
РАЗРАБОТАЛА:
Захарова Лариса Васильевна
учитель начальных классов
г. РУБЦОВСК 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Урок окружающего мира «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»» (4 класс) разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова с учётом современных требований к уроку, с использованием электронных образовательных ресурсов, соответствует стандартам второго поколения. Урок «Великая Отечественная война 1941 – 1945гг.»» разработан в программе Notebook 10 Цели урока предусматривают ознакомление учащихся с событиями 1941 – 1945 гг.; углубление и систематизация знаний учащихся четвёртого класса о Великой Отечественной войне; развитие умения работать индивидуально, в парах, группах; воспитание патриотических чувств. Цели урока направлены на формирование универсальных учебных действий у учащихся четвёртого класса. Учебные задачи:образовательные, развивающие, воспитательные. Тип урока:открытие нового знания Методы обучения:частично-поисковые, объяснительно — иллюстративные. Формы работына уроке: индивидуальная, работа в парах, фронтальная, групповая. Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, учебник Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир.4 класс. — Самара: Учебная литература: Фёдоров, демонстрационный материал. Технологии:развития критического мышления, обучение как учебного исследования, здоровьесберегающие. Деятельность ученика:знать, уметь, слушать, вспоминать, логически мыслить, запоминать, рассуждать, анализировать, делать выводы, работать в парах, в группах, наблюдать, двигаться, спрашивать, проявлять инициативу, спорить, осознанно учить. К уроку были поставлены цели, задачи и определены пути их реализации. Составлен конспект и презентация. (Материалы прилагаются). Материал урока ознакомил обучающихся с битвами и сражениями времён Великой Отечественной войны, подвёл к познанию подвига народа в годы Великой Отечественной войны, способствовал проведению сравнительного анализа отечественных войн 1812г. и 1941 – 1945 гг., расширил и углубил знания по окружающему миру. К уроку были подобраны задания на проверку изученного материала, на смекалку, на выделение информации из нового материала. На уроке выполнялась поисковая работа, группировка по видам нового материала, были предусмотрены задания для самопроверки и самооценки. На каждом этапе урока менялись формы и методы работы с обучающимися, обеспечивая новизну и интерес к познанию нового учебного материала. На этапах урока использовались разнообразные универсальные учебные действия: коммуникативные(работа в парах и группах); познавательные (самостоятельный поиск дополнительной информации к уроку); личностные(положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий); регулятивные(принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Это способствовало повышению положительной мотивации обучения, эффективному формированию ключевых компетентностей учащихся посредством представления учебного материала. Использование на этапах урока ЭОР позволило провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечило высокую степень дифференциации обучения; повысило объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовало контроль знаний; позволило рационально организовать учебный процесс, повысило эффективность урока. Здоровье сберегающие технологии – физ. минутка, помогла детям преодолеть усталость и разнообразить урок. Рефлексия урока способствовала выявлению степени усвоения нового материала. На дом было задано поисковое задание — подготовить сообщение о родственниках принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Использование ЭОР на уроке повысило эффективность и интенсивность учебного процесса, способствовало развитию творческого потенциала четвероклассников. Конспект урока окружающего мира 4 класс Тема: «Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.»
Цели урока: 1. Углубить знания детей о событиях 1941 – 1945 гг. 2. Провести сравнительный анализ войны 1812 г. и 1941 – 1945 гг. Задачи урока:1. Довести до сознания обучающихся определение фашизма; 2. Раскрыть причины начала Великой Отечественной войны; 3. Ознакомить учащихся с грандиозными сражениями Великой Отечественной войны. 1. Вступление. — Здравствуйте, ребята! Скажите, какой великий и значимый для всех народов нашей страны праздник будет в мае? Сколько лет прошло с тех пор, как окончилась Великая Отечественная война? 2. Проверка усвоения предыдущей темы. а) — Какие события произошли в первой половине ХХ века. Возьмите карточки с заданием. Соедините линиями даты и события ХХ века (слайд 2) 1914 — 1918 гг. Великая Октябрьская Социалистическая революция 1917 г. Великая Отечественная война 1918 — 1920 гг. Первая мировая война 1924 г. Гражданская война 1941 — 1945 гг. Вторая мировая война 1939 — 1945 гг. Образование СССР б) — Вы видите портреты великих русских полководцев. (Слайд 3) — Кто из вас сможет сопоставить портрет и фамилию полководца? — Что вы знаете о каждом из этих людей? 3. Целеполагание. — Прочитайте тему урока. (Слайд 4) — О чём пойдёт речь на уроке? Поставьте перед собой цели на урок. (Слайд 5) - Определите задачи урока. 4. Изучение нового материала. А) Менее 20 лет продолжались мирные дни для Советской страны. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Сегодня на уроке мы ознакомимся с основными событиями войны. Б) Расскажите, что вы знаете о Великой Отечественной войне? Как война затронула вашу семью?(рассказы детей) 5. Работа по учебнику. а) — Прочитайте первый и второй абзац параграфа, стр.46 В 30-е годы ХХ века в Германии к власти пришли фашисты. (Слайд 6) — Какую цель преследовал фашизм? Фашизм — слово итальянского происхождения, в буквальном переводе – пучок, связка. Это идеология превосходства одной нации над другими. Фашизм оправдывает войну, как средство решения межгосударственных проблем. На слайде вы видите шествие фашистов. Что они держат в руках? (знамёна со свастикой) б) — В каком году началась вторая мировая война? (1939 г) — Кто её развязал? (Адольф Гитлер) — Обратите внимание на портрет фюрера. (Слайд 7) Фюрер в переводе с немецкого – вождь. Гитлер — глава государства Германии, с 1934 года, верховный главнокомандующий. Военный преступник. в)- Рассмотрите карту в учебнике. (слайд 8) — Какую историческую ситуацию напоминает вам эта карта? (1812г) — Сравните обе карты. (Слайды 8 – 9) — Когда началась Отечественная война 1812 года? (12 июня) — Назовите основные причины войны с Наполеоном. (Наполеон мечтал о мировом господстве). — Я напомню вам слова Наполеона: «Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её». — Как вы считаете, почему Гитлер развязал войну против Советского Союза? (Слайд 10) — Прочитайте, что заявил Гитлер военным в мае 1941 года. (слайд 11) Эти слова не расходились с делом. Более половины всех погибших в годы Великой Отечественной были мирные граждане. Жертвы фашизма исчислялись миллионами. 6. Изучение нового материала. а) — Ночь с 21 на 22 июня – самая короткая в году – это «большое солнце стояние». Но эта ночь для всех граждан, живущих на территории бывшего СССР, стала ночью боли и скорби. Потому, что в эту ночь вошла беда сразу во все семьи огромной страны. — Вот как это было. (Звучит голос Ю. Левитана о начале войны. Слайд 12) а) — Первыми вступили в жестокий бой пограничники Брестской крепости. Они защищали крепость целый месяц. Но силы были не равны. Фашисты прорвались вглубь страны. (Слайд 13) Дух народа, вставшего на защиту своей Родины, отразился в песне «Священная война». — Кто желает рассказать историю создания песни? (ученик) Песня «Священная война»была написана в ночь с 22 на 23 июня 1941 года. Автор стихов Василий Лебедев – Кумач, музыка Александрова. Впервые была исполнена 27 июня 1941 на Белорусском вокзале. С 15 октября 1941 года «Священную войну» начали ежедневно передавать по радио. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны. Она поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. — Прослушайте первый куплет песни. (Видео, слайд 14) в) — Как вы считаете, куда рвались фашисты? Так же, как и армия Наполеона, гитлеровские войска рвались к Москве. Гитлер рассчитывал взять Москву до наступления холодов. (Карта, слайд 15) — Кто желает рассказать о том, как проходила битва под Москвой? (Ученик, слайд 16) Битва за Москву.Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. Гитлер рассчитывал захватить Москву впервые недели войны. Немцами была разработана операция под кодовым названием «Тайф ун». Она началась 30 сентября 1941 г. С 13 октября разгорелись ожесточенные бои на всех главных направлениях, ведущих к Москве. Но план гитлеровского командования, рассчитывавшего взять Москву в середине октября, до начала холодов, был сорван. 7 ноября 1941 г на Красной площади состоялся военный парад. С парада войска шли прямо на фронт. Защитники столицы стояли насмерть. Особенно прославилась в боях дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. В ходе советского наступления к началу января германские войска были отброшены на 100-250 км от столицы. Таким образом, была ликвидирована угроза захвата врагом Москвы и сорваны его планы овладения Ленинградом. Был развеян миф о «непобедимости» германской армии и похоронен фашистский план молниеносной войны против СССР. Советские войска в ходе Московской операции потеряли около 500 тысяч человек. — Посмотрите видеосюжет о том, как люди защищали столицу. (Слайд 17) г)- Московская битва стала первым крупным поражением гитлеровских войск. (Слайд 18) - После первого поражения фашистов война не закончилась. Впереди был Сталинград. (Карта, слайд 19) - Гитлеровцы рвались к Волге. Основная цель – захватить Сталинград. А Красной армии был отдан приказ отстоять город любой ценой. В июле 1942 года на берегах Волги состоялось сражение, которому нет равных в истории до сих пор. Бои шли не просто за город, а за каждый дом в городе на Волге. — Кто из вас готов рассказать о том, как проходила Сталинградская битва? (ученик, слайд 20) Сталинградская битва. В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение. 12 июля 1942 г. был образован Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю как начало Сталинградской битвы. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек. Хорошо подготовленная, вооруженная, численно превосходившая нашу, гитлеровская армия ценой любых потерь стремилась попасть в Сталинград, а советские воины ценой неимоверных усилий должны были сдержать натиск противника. Победа войск Красной Армии под Сталинградом – исторический подвиг всего народа. Она положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной и всей второй мировой войны. В январе 1943 г. находившиеся в городе немецко-фашистские войска были разгромлены. 31 января сдался в плен командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс. 2 февраля последние немецко-фашистские части капитулировали. В период Сталинградской битвы фашистский блок потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона солдат и офицеров. Потери Красной Армии в Сталинградской битве составили свыше миллиона человек. — Посмотрите небольшой видеофрагмент. (Слайд 21) — Скажите, что вы поняли из небольшого фрагмента военной хроники? д) — После победы под Сталинградом, в феврале 1943 года началось освобождение территорий, захваченных фашистами. Но гитлеровская армия была ещё очень сильна.(Слайд 22) — 5 июля 1943 года произошло грандиозное сражение на Курской дуге. (Слайд 23) — Масштаб этого сражения вы сможете представить из видеосюжета — это танковое сражение под Прохоровкой. (Слайд 24) — Кто из вас может рассказать более подробно о битве под Курском? (ученик) Курская битва. Битва на Курской дуге стала одним из важнейших этапов на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией. По размаху, напряженности и результатам она стоит в ряду крупнейших битв второй мировой войны. Битва продолжалась менее двух месяцев. За это время на сравнительно небольшой территории произошло ожесточенное столкновение громадных масс войск с привлечением самой современной по тому времени боевой техники. В сражения с обеих сторон было вовлечено более 4 млн. человек. «Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой». Советские войска в ходе этой битвы разгромили 30 дивизий, вермахт потерял около 500 тыс. солдат и офицеров. В этой битве окончательно потерпела крах наступательная стратегия вермахта. Вооруженные силы нацистской Германии и ее союзников после Курской битвы были вынуждены перейти к обороне на всех театрах второй мировой войны. е) Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня. (Слайд 25) К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. (Слайд 26) В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей. — Обратите внимание на видеофрагмент из военных хроник. (Слайд 27) После снятия блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой. ж) — Никогда раньше в стране не было такого массового партизанского движения, как в Великую Отечественную войну. (Слайд 28) — Что делали партизаны? (взрывали мосты, железнодорожные пути, освобождали захваченных людей. Разведчиками в основном были дети, подростки.) — Как вы считаете, почему разведчиками были дети? (проще затеряться) (Слайд 29) з) – Но не только на фронте люди мужественно сражались, приближая долгожданную победу над врагом. В глубоком тылу работали по 13 – 16 часов женщины и подростки. Случалось неделями не уходили домой, спали прямо в цехе, чтобы утром снова стать к станку.(Слайд 30) — Как приближали победу труженики тыла? (работали на полях, на фабриках и заводах) и) В армии храбро воевали бойцы всех национальностей. Многие из них за мужество и героизм были награждены орденами и медалями, в том числе высшей наградой — званием Героя Советского Союза. Навсегда в памяти народа остались имена великих полководцев – начальника Генерального штаба, представителя Ставки Верховного Главнокомандующего четырежды героя Советского Союза маршала Жукова Г. К., командующего 1- м Украинским фронтом маршала Конева И. С., командующего 3- м Белорусским фронтом маршала Василевского А. М., командующего 2- м Украинским фронтом маршала Малиновского Р. Я., командующего2- м Белорусским фронтом маршала Рокоссовского К. К., командующего1- м Прибалтийским фронтом маршала Баграмяна И. Х. и многих других. (Слайды 31, 32) к) — В апреле 1945 года началось наступление на Берлин. (Слайд 33) — Кто из вас готов рассказать, как проходила битва за Берлин? (Ученик) (Слайд 34) Битва за Берлин. Наступление на Берлин было назначено на 16 апреля. В пять утра три красные ракеты дали сигнал к атаке, и через секунду тысячи орудий и «катюш» открыли ураганный огонь такой силы, что восьмикилометровое пространство оказалось в одночасье перепаханным. Фашисты оказывали отчаянное сопротивление. 30 апреля в 22 ч 50 мин два сержанта Егоров и Кантария, рискуя своей жизнью, добрались до крыши Рейхстага и вставили древко с красным знаменем в дырку от снаряда у самых конских копыт. (Слайд 35) В последнем сражении Великой Отечественной Красная Армия сокрушила 95 вражеских дивизий. Погибли до 150 тысяч немецких солдат и офицеров. Победа далась тяжелой ценой — за две недели наступления три советских фронта потеряли от 100 тысяч до 200 тысяч человек убитыми. — Что происходило в эти дни в Берлине вы можете представить из фрагмента видео хроники.(Слайд 36) 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. (запись Ю. Левитана) (Слайд 37) 9 мая наша страна празднует День Победы. 7. Итог урока. а) — Это праздник со слезами на глазах, очень дорогой ценой досталась победа нашему народу. Около 30 миллионов человек составили потери Советского Союза. Из них более половины мирное население. Память о той войне увековечена в монументах и обелисках. (Слайды 38, 39, 40, 41) в) Встаньте, ребята, давайте почтим память всех, погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания. 8. Рефлексия. — Скажите, ребята, что общего между Отечественной войной 1812 года и Великой Отечественной войной? (Слайд42) 9. Домашнее задание. Стр. 46 – 51 пересказ, тетрадь №68, №69; подготовить сообщение о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Спасибо за урок. (Слайд 44)
02 мая 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Индивидуализация образования в контексте ФГОС ООО. Инновационные технологии открытого образовательного пространства
- Технологическая карта – способ графического планирования современного урока
- Методы достижения и формы оценивания метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО
- Система повышения уровня информационно-коммуникативной компетентности педагогов, обучающихся и их родителей