Урок-ярмарка
Краткое описание
систематизации знаний об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, наречии), их роли в русском языке;
- суммирования сведений о частях речи, умения находить и различать их.
- развития устной и письменной речь учащихся, творческих способностей, создавая на уроке благоприятную атмосферу;
- развития орфографической зоркости;
- обогащения словарного запаса детей новыми словами и выражениями;
- развития интереса к изучению русского языка;
- суммирования сведений о частях речи, умения находить и различать их.
- развития устной и письменной речь учащихся, творческих способностей, создавая на уроке благоприятную атмосферу;
- развития орфографической зоркости;
- обогащения словарного запаса детей новыми словами и выражениями;
- развития интереса к изучению русского языка;
Описание
Ярмарка знаний по русскому языку в 4-м классе
Цели: создать условия для: — систематизации знаний об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, наречии), их роли в русском языке; — суммирования сведений о частях речи, умения находить и различать их. — развития устной и письменной речь учащихся, творческих способностей, создавая на уроке благоприятную атмосферу; — развития орфографической зоркости; — обогащения словарного запаса детей новыми словами и выражениями; — развития интереса к изучению русского языка; Ход урока.
I. Организационно — мобилизующее начало. Вот звонок веселый смолк, Посадив всех на урок. Время нам нельзя терять, Будем работать начинать. 2. Психологический настрой. — Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Давайте улыбнёмся и мысленно пожелаем с пользой провести время на нашем уроке. Работа в тетрадях:число, классная работа. Тетрадь наклонно положу, Ручку правильно держу, За посадкою слежу, С чистотою я дружу, На отлично напишу! 3. Постановка темы, целей. Что нам делать предстоит? Вот вопрос какой стоит. Чтобы вам ответ узнать, Надо веселую песню послушать. — Послушав, скажете, о чем в ней поется? (песня Николаевой «Золотая ярмарка» — А что такое ярмарка? — Прочитайте, как дается определение слова «ярмарка» в толковых словарях. — Вот что нам сообщает «Толковый словарь» И.В.Даля. «Ярмарка»– регулярно, в одном месте и в определённое время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.» В словаре С. И. Ожегова «Ярмарка»— большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.» Учитель: Это слово пришло в русский язык из немецкого. Буквально переводится как «яр» — год, «маркт» — рынок, т. е. ежегодный рынок.) — Подберите синонимы к слову ярмарка и запишите в тетрадь. (Рынок, базар, распродажа). — Как вы думаете, что могли раньше продавать на ярмарке? — Сегодня на уроке мы тоже устроим ярмарку. Только будем «покупать и продавать» товары необычные – знания о частях речи. Ждёт ярмарка гостей Здесь много новостей И правил тут не счесть Войдёшь, коль знанья есть.(читает ученик)
— Какие знания сегодня вам пригодятся? (закрепление изученных знаний об имени существительном, имени прилагательном, глаголе, наречии; закрепление умений различать части речи, правила правописания, навыки правильного письма.) — Каждый человек, пришедший на ярмарку, что –то приносит. Чтобы продать свой товар, купцы очень громко кричали, расхваливая его. Люди шли, не могли пройти мимо. Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода. Пёстрая, многоголосая ярмарка встречала гостей криками зазывал, музыкой, песнями цыган. Карусели, смех, шутки. Отсюда и появились заклички.Вот и вы сегодня пришли на ярмарку не с пустыми руками, а с домашним заданием. 4. Проверка домашнего задания. Вашим домашним заданием было придумать слова, которыми бы вы заинтересовали покупателей, т.е. заклички.
Ученики декламируют свои заклички: — Тары-бары, растабары Есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад Забирайте нарасхват!
— Иголки не ломки Нитки, тесёмки. На вопросы отвечай, Части речи разбирай! 5. Работа по теме урока. — Товар на ярмарках в старину продавался в лавках. Давайте и мы с вами зайдем в одну из лавок под названием Лавка имени существительного. Ученик ( купец – существительное): (мини-проект) Быстро времечко летит, В лавке уж купец сидит. Он объехал целый свет – И чего там только нет! — Покупайте вопросы, покупайте, разбирайте! Фронтальный опрос. — Что можете сказать об имени существительном, как о части речи? — Как изменяются имена существительные?.. (По числам, падежам). — Почему нельзя утверждать, что существительные изменяются по родам? (Имеют постоянный род.) — Как определить род существительных? — А падеж как определяется? — Потренируйтесь определять падежи имен существительных в ТПО упр. 54, с.41 Взаимопроверка в парах.
6. Физминутка (под музыку Николаевой «Золотая ярмарка») — Ярмарка – это еще и веселье. Предлагаю вам повеселиться от души.
Лавка имени прилагательного Ученик ( купец – прилагательное): (мини-проект) Подходи, честной народ! Знатоков тут бой идёт! Кто трудиться не ленится, Тут в бою он отличится! Работа в парах. (ученик – купец предлагает игру: один называет существительное, другой подбирает к нему прилагательное и наоборот) — Зачитайте словосочетания. — Как вы проверяли написание окончаний имен прилагательных? — Для чего в речи используются имена прилагательные. Купец: Если я прав, просигнализируйте, пожалуйста. ü Прилагательное изменяется по временам. ü Прилагательное в предложении – второстепенный член. ü Род прилагательного зависит от существительного. ü А падеж зависит от глагола. ü Во множественном числе прилагательное не изменяется по родам. ü Прилагательное отвечает на вопросы где, куда, откуда, как. ü Прилагательные обозначают признак предмета.
Лавка глагола Ученик (купец – глагол): (мини-проект) Мой товар ты выбирай, А другой не замечай! Ты корзины подставляй И глаголы насыпай . (купец читает слова на слайде, учащиеся должны выбрать только глаголы) Высушили, бег, течь, здороваются, слышать, косьба, обрадуется, белила, жариться. — Прочитайте глаголы. Учитель (после проверки записи глаголов): — У кого нет ошибок? Кто попал впросак? Кто-нибудь знает, что означает это выражение? В наши дни веревку, бечевку делают на фабриках, а не так давно это был кустарный промысел. Им занимались целые села. На улицах стояли столбы с крючьями, от которых канаты тянулись к деревянным колесам. Колеса вращали лошади, бегая по кругу. Все эти приспособления кустарей-канатчиков назывались «просак».
Надо было внимательно следить, чтобы не зацепиться за туго свертывающийся жгут. Если попадет в плетение кончик пиджака или рубахи – прощай, одежда: искромсает ее просак, изорвет, а иногда и самого человека изувечит.
Отсюда и пошло выражение «попасть впросак», которое означает запутаться, оказаться в трудном положении. Купец с лотком подходит к уч.-ся с вопросами — Покупайте вопросы о глаголе! Кто самый умный? — Что можете сказать о глаголе как части речи? — Какие временные формы глаголов вы знаете? — Какую особенность глаголов в прошедшем времени вы знаете? (В ед. числе изменяется по родам, имеет суффикс -Л-). — Чем объединены глаголы в настоящем и будущем времени? (Спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам). — Что можете рассказать о глаголах неопределённой формы? 7. Физминутка для глаз Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Лавка наречий Ученик (купец-наречие): (мини-проект) Все не все, мало ли много!
На ярмарке все можно!
Покупайте, продавайте!
И наречия выбирайте.
Работа в микрогруппе. — Исследуйте эти слова в группе и скажите, что их объединяет? Рано — ____________________, внизу— ______________________, грустно — __________________, слева— ______________________, Громко — __________________, темно — _____________________, трудно — __________________, вдали -_____________________. — Подберите наречия с противоположным значением. Выделите приставку и суффикс. — Что можете сказать еще о наречии?
8. Итог урока. Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
— Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: — на уроке я повторил…………………… — самым интересным для меня было…………… — на уроке я скучал, потому что…………………. — мне удалось………………………. — мне не понравилось…………………… — я порадовался за ………………………… — я хочу поблагодарить……за……………… — я могу похвалить себя………………………. — Я думаю, что наш урок был не только веселым, но и полезным. За ваши знания, творчество и участие в ярмарке я выдаю премию не алтыном, не полтинником, а оценкой. — Кого мы отметим за работу на уроке-ярмарке? В конце урока купцы угощают всех баранками, конфетами. Звучит песня в исполнении Валерия Леонтьева «Ярмарки-краски"
Цели: создать условия для: — систематизации знаний об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, наречии), их роли в русском языке; — суммирования сведений о частях речи, умения находить и различать их. — развития устной и письменной речь учащихся, творческих способностей, создавая на уроке благоприятную атмосферу; — развития орфографической зоркости; — обогащения словарного запаса детей новыми словами и выражениями; — развития интереса к изучению русского языка; Ход урока.
I. Организационно — мобилизующее начало. Вот звонок веселый смолк, Посадив всех на урок. Время нам нельзя терять, Будем работать начинать. 2. Психологический настрой. — Ребята, сегодня у нас гости. Повернитесь к ним лицом. Давайте улыбнёмся и мысленно пожелаем с пользой провести время на нашем уроке. Работа в тетрадях:число, классная работа. Тетрадь наклонно положу, Ручку правильно держу, За посадкою слежу, С чистотою я дружу, На отлично напишу! 3. Постановка темы, целей. Что нам делать предстоит? Вот вопрос какой стоит. Чтобы вам ответ узнать, Надо веселую песню послушать. — Послушав, скажете, о чем в ней поется? (песня Николаевой «Золотая ярмарка» — А что такое ярмарка? — Прочитайте, как дается определение слова «ярмарка» в толковых словарях. — Вот что нам сообщает «Толковый словарь» И.В.Даля. «Ярмарка»– регулярно, в одном месте и в определённое время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.» В словаре С. И. Ожегова «Ярмарка»— большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.» Учитель: Это слово пришло в русский язык из немецкого. Буквально переводится как «яр» — год, «маркт» — рынок, т. е. ежегодный рынок.) — Подберите синонимы к слову ярмарка и запишите в тетрадь. (Рынок, базар, распродажа). — Как вы думаете, что могли раньше продавать на ярмарке? — Сегодня на уроке мы тоже устроим ярмарку. Только будем «покупать и продавать» товары необычные – знания о частях речи. Ждёт ярмарка гостей Здесь много новостей И правил тут не счесть Войдёшь, коль знанья есть.(читает ученик)
— Какие знания сегодня вам пригодятся? (закрепление изученных знаний об имени существительном, имени прилагательном, глаголе, наречии; закрепление умений различать части речи, правила правописания, навыки правильного письма.) — Каждый человек, пришедший на ярмарку, что –то приносит. Чтобы продать свой товар, купцы очень громко кричали, расхваливая его. Люди шли, не могли пройти мимо. Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода. Пёстрая, многоголосая ярмарка встречала гостей криками зазывал, музыкой, песнями цыган. Карусели, смех, шутки. Отсюда и появились заклички.Вот и вы сегодня пришли на ярмарку не с пустыми руками, а с домашним заданием. 4. Проверка домашнего задания. Вашим домашним заданием было придумать слова, которыми бы вы заинтересовали покупателей, т.е. заклички.
Ученики декламируют свои заклички: — Тары-бары, растабары Есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад Забирайте нарасхват!
— Иголки не ломки Нитки, тесёмки. На вопросы отвечай, Части речи разбирай! 5. Работа по теме урока. — Товар на ярмарках в старину продавался в лавках. Давайте и мы с вами зайдем в одну из лавок под названием Лавка имени существительного. Ученик ( купец – существительное): (мини-проект) Быстро времечко летит, В лавке уж купец сидит. Он объехал целый свет – И чего там только нет! — Покупайте вопросы, покупайте, разбирайте! Фронтальный опрос. — Что можете сказать об имени существительном, как о части речи? — Как изменяются имена существительные?.. (По числам, падежам). — Почему нельзя утверждать, что существительные изменяются по родам? (Имеют постоянный род.) — Как определить род существительных? — А падеж как определяется? — Потренируйтесь определять падежи имен существительных в ТПО упр. 54, с.41 Взаимопроверка в парах.
6. Физминутка (под музыку Николаевой «Золотая ярмарка») — Ярмарка – это еще и веселье. Предлагаю вам повеселиться от души.
Лавка имени прилагательного Ученик ( купец – прилагательное): (мини-проект) Подходи, честной народ! Знатоков тут бой идёт! Кто трудиться не ленится, Тут в бою он отличится! Работа в парах. (ученик – купец предлагает игру: один называет существительное, другой подбирает к нему прилагательное и наоборот) — Зачитайте словосочетания. — Как вы проверяли написание окончаний имен прилагательных? — Для чего в речи используются имена прилагательные. Купец: Если я прав, просигнализируйте, пожалуйста. ü Прилагательное изменяется по временам. ü Прилагательное в предложении – второстепенный член. ü Род прилагательного зависит от существительного. ü А падеж зависит от глагола. ü Во множественном числе прилагательное не изменяется по родам. ü Прилагательное отвечает на вопросы где, куда, откуда, как. ü Прилагательные обозначают признак предмета.
Лавка глагола Ученик (купец – глагол): (мини-проект) Мой товар ты выбирай, А другой не замечай! Ты корзины подставляй И глаголы насыпай . (купец читает слова на слайде, учащиеся должны выбрать только глаголы) Высушили, бег, течь, здороваются, слышать, косьба, обрадуется, белила, жариться. — Прочитайте глаголы. Учитель (после проверки записи глаголов): — У кого нет ошибок? Кто попал впросак? Кто-нибудь знает, что означает это выражение? В наши дни веревку, бечевку делают на фабриках, а не так давно это был кустарный промысел. Им занимались целые села. На улицах стояли столбы с крючьями, от которых канаты тянулись к деревянным колесам. Колеса вращали лошади, бегая по кругу. Все эти приспособления кустарей-канатчиков назывались «просак».
Надо было внимательно следить, чтобы не зацепиться за туго свертывающийся жгут. Если попадет в плетение кончик пиджака или рубахи – прощай, одежда: искромсает ее просак, изорвет, а иногда и самого человека изувечит.
Отсюда и пошло выражение «попасть впросак», которое означает запутаться, оказаться в трудном положении. Купец с лотком подходит к уч.-ся с вопросами — Покупайте вопросы о глаголе! Кто самый умный? — Что можете сказать о глаголе как части речи? — Какие временные формы глаголов вы знаете? — Какую особенность глаголов в прошедшем времени вы знаете? (В ед. числе изменяется по родам, имеет суффикс -Л-). — Чем объединены глаголы в настоящем и будущем времени? (Спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам). — Что можете рассказать о глаголах неопределённой формы? 7. Физминутка для глаз Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Лавка наречий Ученик (купец-наречие): (мини-проект) Все не все, мало ли много!
На ярмарке все можно!
Покупайте, продавайте!
И наречия выбирайте.
Работа в микрогруппе. — Исследуйте эти слова в группе и скажите, что их объединяет? Рано — ____________________, внизу— ______________________, грустно — __________________, слева— ______________________, Громко — __________________, темно — _____________________, трудно — __________________, вдали -_____________________. — Подберите наречия с противоположным значением. Выделите приставку и суффикс. — Что можете сказать еще о наречии?
8. Итог урока. Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
— Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: — на уроке я повторил…………………… — самым интересным для меня было…………… — на уроке я скучал, потому что…………………. — мне удалось………………………. — мне не понравилось…………………… — я порадовался за ………………………… — я хочу поблагодарить……за……………… — я могу похвалить себя………………………. — Я думаю, что наш урок был не только веселым, но и полезным. За ваши знания, творчество и участие в ярмарке я выдаю премию не алтыном, не полтинником, а оценкой. — Кого мы отметим за работу на уроке-ярмарке? В конце урока купцы угощают всех баранками, конфетами. Звучит песня в исполнении Валерия Леонтьева «Ярмарки-краски"
29 апреля 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»