Все дети на уроке одаренные?!
Питаленко Татьяна Георгиевна
ГБОУ школа №346 Невского района Санкт-Петербурга
учитель русского языка и литературы
Тихомирова Надежда Петровна
ГБОУ школа №346 Невского района Санкт-Петербурга
учитель истории и обществознания
Санкт-Петербург
Все дети на уроке одаренные?!
Возможность развивать свои способности должны иметь все…Д.А. Медведев
Определение понятия «одаренность» можно найти в различных словарях и справочниках:1.Качественно своеобразное сочетаниеспособностей, обеспечивающее успешностьвыполнения деятельности. Совместное действиеспособностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсироватьнедостаточностьотдельных способностей за счетпреимущественного развития других. 2. Общиеспособностиили общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровеньи своеобразиеего деятельности. 3. Умственныйпотенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристикапознавательных возможностей и способностей к учению. 4. Совокупностьзадатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
5. Талантливость; наличиевнутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Многозначность трактовки понятия говорит о многоаспектности данной проблемы, которая волнует и психологов, и социологов и особенно педагогов.Работа с одаренными детьми признается государством достаточно важной и закреплена в ряде документов: Федеральный государственный стандарт второго поколения, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Национальная доктрина развития образования Российской Федерации до 2025 года, Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 г.г. «Петербургская школа 2020». Есть специальная Федеральная целевая программа «Одаренные дети» и Международный инновационный проект «Одаренные дети».По данному вопросу существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Но только практикующие педагоги сталкиваются с этой проблемой ежедневно, и не всегда научные выкладки помогают им решить, как организовать обучение, чтобы самоощущение любого ребенка в школе (одаренный от природы или обиженный ею, мотивированный либо нет) было по-человечески достойным.Достаточно примеров и в мировой истории, и конкретно в нашей практике того, что отличники (настоящие) не смогли адекватно своим способностям устроиться (в хорошем смысле) в жизни, как очень средние ученики не только находили себя в этом мире, но и сумели получить перспективное образование и открыть интересное дело. Например, Генри Фордучился в сельской приходской школе. Неудивительно, что знания, полученные в таких условиях, были весьма посредственны. Учебе в вузе юный Форд предпочел работу в механической мастерской. Родоначальник американской автомобильной индустрии всю жизнь писал с ошибками.
Один из крупнейших производителей автомобилей в Японии Соичиро Хонда окончил всего восемь классов. Он не разбирался в вопросах бизнеса и торговли, не знал, что такое маркетинг и финансовая стратегия, а также был далек от тонкостей инженерного дела. Однако его подход к созданию мотоциклов и автомобилей стал революционным. А сколько примеров в истории и литературе…Одаренность как таковая обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только ВОЗМОЖНОСТЬ достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешной деятельности человеку необходимо обладать определенной суммой знаний, умений и навыков. Работая в школе достаточно долго, пришли к выводу, что многое зависит от учителя, и мы на практике реализуем принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Еще Ильин Е.П. в своей работе писал:«Одаренность понимается не как механическая совокупность способностей, а как НОВОЕ КАЧЕСТВО, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии».Большую помощь в работе с детьми в условиях массовой общеобразовательной школы оказывает применение различных форм организации обучения, новые педагогические технологии( кейс-метод, ментальные карты и др.), информационные ресурсы (Интернет), а также наука: цифровые лаборатории, интерактивные доски и др. Все это уроки, способствующие развитию творческих способностей, познавательного интереса и созданию условий по преодолению препятствий, закаливания воли, снятия страха перед неизвестным. Главное — вовлечение каждого ученика в работу, активизация всех каналов восприятия информации.В реальной практике с детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности. В Концепции специально отмечается не только наличие потенциальной, но и скрытой форм существования одаренности.
Разделяя точку зрения, что одаренными являются все дети, предлагаем им принимать участие в различных олимпиадах, марафонах, смотрах, конкурсах различных уровней.
Замечательной традицией стало участие учеников нашей школы в интернет-конкурсах, где у детей с различным уровнем учебной мотивации есть дополнительная возможность сравнить свои знания и умения не только с одноклассниками, но и со сверстниками региона, России мира, что в свою очередь, независимо от результата, является вкладом в дальнейшее успешное обучение.
Несколько лет назад в Санкт-Петербурге начала действовать интересная экскурсионная программа для школьников: можно было присутствовать на репетициях в театре, познакомиться с «закулисьем». С классом посетили один из лучших театров города — театр Ленсовета. Впечатлений было, естественно, много.Мы же для себя обратили внимание на следующее: отчетливо прозвучало, что театральная жизнь невозможна не только без артистов и режиссера (естественно!), но и без художников, композиторов, гримеров, костюмеров, осветителей, работников сцены…Это в очередной раз заставило нас задуматься об организации учебного процесса: как сделать так, чтобы в школе КАЖДЫЙ ребенок чувствовал, что без него, без его вклада урок не состоится, что он частичка своеобразного пазла, из которого урок и складывается.Как заинтересовать немотивированного школьника, создать для него ситуацию успеха? Ученик, даже прочитав программное произведение, не может глубоко судить о проблематике, художественных особенностях, авторской позиции и т.д. Но он хорошо ориентируется в интернет- ресурсах, образовательных сайтах, умеет создавать презентации. Такой ребенок может получить задание по литературе: рассказать на уроке, например, о правилах проведения дуэлей в XIX веке (при изучении произведений, где ситуации поединка являются важной составляющей характеристики литературных героев). Или – найти ответ на вопрос, какого роста Разумихин («Преступление и наказание»), если Раскольников, дразня его, называет «Ромео десяти вершков роста», а вершок — 4,4 сантиметра. Или при разговоре о светской жизни, приемах, салонах, балах попросить найти материалы о моде далекого от нас времени, женских веерах — о «языке вееров», о «говорящих» литературных именах и фамилиях.Был и такой случай: одному ученику поручили составить маршрут движения к музею Александра Блока от метро, и в следующее посещение музея он уже сам предложил сделать фоторепортаж, а потом проявил инициативу и организовал классу экскурсию в Фонтанный дом, пообещав, что экскурсовод будет «самый лучший».Если не может ребенок достичь больших высот (по разным причинам), надо стремиться к тому, чтобы он обрел чувство собственного достоинства, самоуважения, востребованности. И шаг за шагом должно отступить ощущение тотальной неуспешности. Всегда ли это возможно? Очевидно, что не всегда. Наверное, очень трудно на уроках математики и физики — тогда тем более важно показать самому ребенку, что он может быть интересен окружающим и выделиться в определенной сфере, но как говорят «дорогу осилит идущий», это искусство педагога.Не отрицаем мы и вторую точку зрения — «одаренные дети встречаются крайне редко». Такие ученики привлекаются нами к проектной деятельности, написанию научно-исследовательских работ, участию в конференциях, в том числе и через систему дистанционного образования.Навешивать ярлыки «одаренный» или «ординарный» недопустимо. Поддержка, сопровождение, уважение каждого — это наше педагогическое кредо.Компания "РОМИР" проводила исследование с тем, чтобы выяснить насколько зависят карьерные успехи от школьной успеваемости. Оказалось, что троечников среди успешных бизнесменов вдвое больше, чем отличников.
Опрос проводился в семи федеральных округах, 45 субъектах РФ, в нем приняли участие более 1500 человек в возрасте от 18 до 65 лет. По характеру занятости всех респондентов разделили на три категории: топ-менеджеры, предприниматели и неработающие.
Оказывается, 12,2% неработающих – те, кто в школе учился в основном на пятерки.
Среди троечников самый высокий процент нестандартно мыслящих, креативных личностей. Социальные психологи уверены, что таким детям просто неинтересен стандартный набор школьных дисциплин. Зачастую они «раскрываются» после окончания школы или в каком-нибудь внеклассном кружке. Согласно данным опроса, среди топ-менеджеров троечников столько же, сколько и отличников (22%).Мы специально в заголовке статьи не поставили в слове «одаренные» ударение. Пусть каждый учитель решает сам: у него «одарЁнные» или «одАренные» (и чем) дети.
Использованная литература:
1. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
3. Национальная доктрина развития образования Российской Федерации до 2025 года.
4. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-<metricconverter w:st=«on» productid=«2020 г»>2020 г. «Петербургская школа 2020.
5. Философский словарь и другие.
6. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности» — СПб.: Питер, 201, с. 147.
7. Материалы исследования компании «Ромир».
8. Асмолов А. «Оптимистическая трагедия одаренности. Талантливый ученик начинается с талантливого учителя» «Первое сентября», 1995 год.
9. «Психология одаренности: от теории к практике» под ред. Ушакова Д.В., М.: ПЕР СЭ,2000.
Авторы:
Питаленко Татьяна Георгиевна
ГБОУ школа №346 Невского района Санкт-Петербурга
учитель русского языка и литературы
Тихомирова Надежда Петровна
ГБОУ школа №346 Невского района Санкт-Петербурга
учитель истории и обществознания
Санкт-Петербург
Все дети на уроке одаренные?!
Возможность развивать свои способности должны иметь все…
Д.А. Медведев
Определение понятия «одаренность» можно найти в различных словарях и справочниках:
1.Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. 2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. 3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению. 4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей. 5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Многозначность трактовки понятия говорит о многоаспектности данной проблемы, которая волнует и психологов, и социологов и особенно педагогов.
Работа с одаренными детьми признается государством достаточно важной и закреплена в ряде документов: Федеральный государственный стандарт второго поколения, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Национальная доктрина развития образования Российской Федерации до 2025 года, Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 г.г. «Петербургская школа 2020». Есть специальная Федеральная целевая программа «Одаренные дети» и Международный инновационный проект «Одаренные дети».
По данному вопросу существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко". Сторонники первой полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Но только практикующие педагоги сталкиваются с этой проблемой ежедневно, и не всегда научные выкладки помогают им решить, как организовать обучение, чтобы самоощущение любого ребенка в школе (одаренный от природы или обиженный ею, мотивированный либо нет) было по-человечески достойным.
Достаточно примеров и в мировой истории,
и конкретно в нашей практике того, что
отличники (настоящие) не смогли адекватно
своим способностям устроиться (в хорошем
смысле) в жизни, как очень средние ученики
не только находили себя в этом мире, но
и сумели получить перспективное
образование и открыть интересное дело.
Например, Генри Форд
учился в сельской приходской школе.
Неудивительно, что знания, полученные
в таких условиях, были весьма посредственны.
Учебе в вузе юный Форд предпочел работу
в механической мастерской. Родоначальник
американской автомобильной индустрии
всю жизнь писал с ошибками.
Один из
крупнейших производителей автомобилей
в Японии Соичиро Хонда
окончил всего восемь классов. Он не
разбирался в вопросах бизнеса и торговли,
не знал, что такое маркетинг и финансовая
стратегия, а также был далек от тонкостей
инженерного дела. Однако его подход к
созданию мотоциклов и автомобилей стал
революционным. А сколько примеров в
истории и литературе…
Одаренность как таковая обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только ВОЗМОЖНОСТЬ достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешной деятельности человеку необходимо обладать определенной суммой знаний, умений и навыков.
Работая в школе достаточно долго, пришли к выводу, что многое зависит от учителя, и мы на практике реализуем принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Еще Ильин Е.П. в своей работе писал:
«Одаренность понимается не как механическая совокупность способностей, а как НОВОЕ КАЧЕСТВО, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии».
Большую помощь в работе с детьми в условиях массовой общеобразовательной школы оказывает применение различных форм организации обучения, новые педагогические технологии( кейс-метод, ментальные карты и др.), информационные ресурсы (Интернет),а также наука: цифровые лаборатории, интерактивные доски и др. Все это уроки, способствующие развитию творческих способностей, познавательного интереса и созданию условий по преодолению препятствий, закаливания воли, снятия страха перед неизвестным. Главное - вовлечение каждого ученика в работу, активизация всех каналов восприятия информации.
В реальной практике с детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности. В Концепции специально отмечается не только наличие потенциальной, но и скрытой форм существования одаренности.
Разделяя точку зрения, что одаренными являются все дети, предлагаем им принимать участие в различных олимпиадах, марафонах, смотрах, конкурсах различных уровней.
Замечательной традицией стало участие учеников нашей школы в интернет-конкурсах, где у детей с различным уровнем учебной мотивации есть дополнительная возможность сравнить свои знания и умения не только с одноклассниками, но и со сверстниками региона, России мира, что в свою очередь, независимо от результата, является вкладом в дальнейшее успешное обучение.
Несколько лет назад в Санкт-Петербурге начала действовать интересная экскурсионная программа для школьников: можно было присутствовать на репетициях в театре, познакомиться с «закулисьем». С классом посетили один из лучших театров города - театр Ленсовета. Впечатлений было, естественно, много.
Мы же для себя обратили внимание на следующее: отчетливо прозвучало, что театральная жизнь невозможна не только без артистов и режиссера (естественно!), но и без художников, композиторов, гримеров, костюмеров, осветителей, работников сцены…
Это в очередной раз заставило нас задуматься об организации учебного процесса: как сделать так, чтобы в школе КАЖДЫЙ ребенок чувствовал, что без него, без его вклада урок не состоится, что он частичка своеобразного пазла, из которого урок и складывается.
Как заинтересовать немотивированного школьника, создать для него ситуацию успеха?
Ученик, даже прочитав программное произведение, не может глубоко судить о проблематике, художественных особенностях, авторской позиции и т.д. Но он хорошо ориентируется в интернет- ресурсах, образовательных сайтах, умеет создавать презентации. Такой ребенок может получить задание по литературе: рассказать на уроке, например, о правилах проведения дуэлей в XIX веке
(при изучении произведений, где ситуации поединка являются важной составляющей характеристики литературных героев). Или – найти ответ на вопрос, какого роста Разумихин («Преступление и наказание»), если Раскольников, дразня его, называет «Ромео десяти вершков роста», а вершок - 4,4 сантиметра. Или при разговоре о светской жизни, приемах, салонах, балах попросить найти материалы о моде далекого от нас времени, женских веерах - о «языке вееров»,о «говорящих» литературных именах и фамилиях.
Был и такой случай: одному ученику поручили составить маршрут движения к музею Александра Блока от метро, и в следующее посещение музея он уже сам предложил сделать фоторепортаж, а потом проявил инициативу и организовал классу экскурсию в Фонтанный дом, пообещав, что экскурсовод будет «самый лучший».
Если не может ребенок достичь больших высот (по разным причинам), надо стремиться к тому, чтобы он обрел чувство собственного достоинства, самоуважения, востребованности. И шаг за шагом должно отступить ощущение тотальной неуспешности.
Всегда ли это возможно? Очевидно, что не всегда. Наверное, очень трудно на уроках математики и физики - тогда тем более важно показать самому ребенку, что он может быть интересен окружающим и выделиться в определенной сфере, но как говорят «дорогу осилит идущий», это искусство педагога.
Не отрицаем мы и вторую точку зрения - "одаренные дети встречаются крайне редко".
Такие ученики привлекаются нами к проектной деятельности, написанию научно-исследовательских работ, участию в конференциях, в том числе и через систему дистанционного образования.
Навешивать ярлыки "одаренный" или "ординарный" недопустимо. Поддержка, сопровождение, уважение каждого - это наше педагогическое кредо.
Компания "РОМИР" проводила исследование с тем, чтобы выяснить насколько зависят карьерные успехи от школьной успеваемости. Оказалось, что троечников среди успешных бизнесменов вдвое больше, чем отличников.
Опрос проводился в семи федеральных
округах, 45 субъектах РФ, в нем приняли
участие более 1500 человек в возрасте от
18 до 65 лет. По характеру занятости всех
респондентов разделили на три категории:
топ-менеджеры, предприниматели и
неработающие.
Оказывается, 12,2%
неработающих – те, кто в школе учился
в основном на пятерки.
Среди троечников
самый высокий процент нестандартно
мыслящих, креативных личностей. Социальные
психологи уверены, что таким детям
просто неинтересен стандартный набор
школьных дисциплин. Зачастую они
"раскрываются" после окончания
школы или в каком-нибудь внеклассном
кружке. Согласно данным опроса, среди
топ-менеджеров троечников столько же,
сколько и отличников (22%).
Мы специально в заголовке статьи не поставили в слове «одаренные» ударение. Пусть каждый учитель решает сам: у него «одарЁнные» или «одАренные» (и чем) дети.
Использованная литература:
1. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
3. Национальная доктрина развития образования Российской Федерации до 2025 года.
4. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 г. «Петербургская школа 2020.
5. Философский словарь и другие.
6. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности» - СПб.: Питер, 201, с. 147.
7. Материалы исследования компании «Ромир».
8. Асмолов А. «Оптимистическая трагедия одаренности. Талантливый ученик начинается с талантливого учителя» «Первое сентября», 1995 год.
9. «Психология одаренности: от теории к практике» под ред. Ушакова Д.В., М.:ПЕР СЭ,2000.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
Актуальность работы
Развитие профильного обучения в школе, ужесточение требований к рынку труда для молодежи, делают статью особенно актуальной в настоящее время. Авторы рассматривают вопросы, связанные с качеством и методикой преподавания. Исходя из личного опыта, педагоги размышляют о тех путях, которые помогут каждому ребенку почувствовать себя на уроке успешным, востребованным, уважаемым окружающими. Это одна из важных нравственных проблем - все мы родом из детства: что заложено, то и будет (благодаря или вопреки) проецироваться во взрослой жизни. Работа написана людьми неравнодушными, заинтересованными и творческими,описанный авторами опыт актуален для школ.
Новизна работы
Статья отличается стройностью и логичностью изложения. Авторы, обращаясь к документам, приводя позиции на поднятую проблему, в том числе в государственном масштабе, рассказав о работе с одаренными детьми, особое внимание уделяют работе с немотивированными или слабо мотивированными учениками. И в этом смысле их позитивный опыт очень оригинален и интересен.
Практическая значимость
Предложенная статья полностью соответствует заявленной теме. Авторы всесторонне рассматривают этот вопрос с точки зрения разных предметов.Имеет практическую значимость: авторы заставляют нас задуматься и переосмыслить наше отношение к детям: не делим ли мы их на успешных и неуспешных, способных и неспособных и все ли делаем, чтобы, выйдя из школы, они ощущали себя людьми уверенными, с чувством собственного достоинства. Каким будет их мироощущение, как сложится их дальнейшая жизнь, во многом зависит от школы - в этом нас еще раз убеждают авторы.
Представленный материал соответствует Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала.
И будет, вероятно, справедливым считать, что мастерство учителя наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Обращаясь к своему педагогическому опыту, авторы приводят интересные факты, указывают возможные пути приобщения каждого ученика к переживанию ситуации успеха, ведь без ощущения побед, преодолений, обретения чувства достоинства неизбежно пропадает интерес к учёбе и в конечном итоге - интерес к жизни.
Чувствуется заинтересованность педагогов в том, с каким "багажом", причём не только и не столько знаний, выйдет человек в большую жизнь. Предложенный опыт можно с успехом использовать.
Актуауальность работы
Статья обращена к преподавателям рзличных школьных предметов..Авторы рассматривают вопросы, связанные с одним из важных аспектов преподавания- как сделать обучение в школе интересным даже для тех, кто не наделен от рождения особыми талантами и способнотями.Какова в этом роль учителя? Каким он должен быть, чтобы помочь немотивированному на учебу ребенку почувствовать себя успешным?
Статья заинтересовала прежде всего позицией авторов:необходимо уделять внимание тем детям,которые от природы не наделены выдающимися способностями и талантами, и необходимо сделать все, чтобы эти ученики ни в коем случае не ощущали себя в школе "отверженными".
Рассуждения авторов наталкивают на мысль, что, возможно, опыт, которым делятся учителя по работе с обычными детьми, ничуть не менее важен, чем участие в судьбе и интеллектуальном самоутверждении одаренных детей.
Новизна работы
Новизна работы заключается не в самой актуальности темы современного среднего образования, а ее раскрытии, в оптимистической позиции авторов, в убежденности, что педагогика успеха должна встать "во главе угла", причем особенно для детей, не одаренных от природы, и задача настоящего учителя - сделать так, чтобы такие ученики чувствовали себя одаренными на каждом уроке, вообще в школе, и это непременно, убеждены авторы, скажется на всей их последующей жизни - и в психологическом, и эмоциональном, и интеллектуальном плане.
Практическая значимость
Содержание статьи наталкивает на важные практические решения. Безусловно, интересно и престижно для педагога участвовать с талантливыми детьми в различных творческих, интеллектуальных, технических конкурсах, получать благодарности, сертификаты, дипломы. Важность этой работы не будет отрицать ни один учитель.
Практическая значимость данной статьи в том, что авторы, исходя из собственного опыта, предлагают пересмотреть приоритеты и согласиться с важностью вовлечения в общую работу даже тех учеников, кто, возможно, на первый взгляд равнодушен к ситуации собственного успеха.
представленный материал соответствует Требоваетям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала.
Но не менее важная заслуга учителя, если он сможет организовать работу так, чтобы держать в поле зрения детей, немотивированных на учебу (была ли она изначально или утрачена на каком-то в каком-то звене обучения?) Такой подход предусматривает большую кропотливую работу, много внимания к таким ученикам, желания и умения им помочь обрести себя. В этом-то и заключается глубоко гуманистическая позиция авторов. Однако хотелось бы побольше примеров из личной практики.