Власть вещей над душой и поступками человека.
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
Разработка воспитательского часа
Автор:
Мальцева Елена Николаевна, воспитатель
МКОУ Детский дом № 6
города Прокопьевска Кемеровской области,
II кв. категория
Прокопьевск 2013 Воспитательский час
Старший школьный возраст
РАЗДЕЛ: Ступень к семейному счастью
БЛОК: Экономика семьи
Тема: Власть вещей над душой и поступками человека.
Цель:
Формирование представлений о семейной жизни, осознанию воспитанниками ценности семьи и развитию бережного отношения к своей семье.
Задачи:
v Расширять понимание соотношений понятий «деньги», «душа»;
v Способствовать коррекции личности в семье через самосознание;
v Воспитывать жизненные ценности.
Форма проведения: круглый стол
Оборудование: фломастеры, ватман, листки А4; интерактивная доска, ноубук, интернет.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Орг.момент:
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
2.Вступительная часть
Ребята сегодня мы собрались, чтобы поговорить и обсудить очень сложный вопрос, касающийся семьи: Что важнее в семье деньги или отношения?
За деньги можно, конечно, купить очаровательного пса, но никакие деньги не заставят его радостно вилять хвостом.
/У. Билингс /
Люди во все времена всегда спорили и будут спорить по этому поводу.
И ни кто не может навязывать свое мнение….другим!
3. Основная часть
Я хотела бы вас попросить, высказать свое мнение. (ребята в свободной форме высказывают свое мнение)
А мое мнение— Никого и ни кто не имеет право судить! Деньги или Любовь — все зависит какая у кого ситуация. Смотря, какая цель! Смотря, какой смысл в жизни!
Готовясь к нашей встречи, одному из вас было задано задание: просмотреть различные результаты опроса, по интересующей нас теме…. И произведя несложные математические действия …. вывести статистику, что важно для семейных пар:
(воспитанник показывает и рассказывает свое домашнее задание)
1 место любовь
2 место отдельное жилье
3 место доход
4 место совместное согласование всех планов
Что касается, важности «любовь или деньги»:
62% опрошенных любовь
38% опрошенных уровень дохода
Презентация…
Как мы с вами решили, во главе семьи может стоять, что угодно в зависимости для чего создавалась семья. Если для совместного проживания, рождения детей, взаимопомощи, заботы, поддержки — то тут стоит Любовь.
Есть семьи, которые создаются для развития бизнеса-«слияние капиталов» — то тут, конечно, Деньги!
А про браки по расчету тут и говорить не стоит, все знают или догадываются чем они заканчиваются..
В каждом отдельном случае, человеком движет выгода, только она разная по морали.
Лично для меня и любовь, и деньги, и еще многое, играет важную роль! Все играет важную роль, если это касается семьи!
Давайте попробуем расписать выходной день семьи из 4 человек. Семьи разного достатка и разного взгляда на определение «мы многое можем» Ребята, я хочу чтоб, вы поняли, что смотря как относиться к этим составляющим, какое значение им придавать. Но, безусловно, в семье должна царить любовь. Именно ради любви, ради счастья и нужны нам деньги. Но лишь, как средство для расширения возможностей, как средство для улучшения качества жизни, как средство для реализации своих задумок, как средство дать семье самое лучшее!
Ребята группы делятся на две семьи, берут фамилии, чтоб было легче общаться и объяснять свою точку зрения.
1.семья среднего достатка, но очень дружная и в основе ее лежит ЛЮБОВЬ
2.семья богатая
Хочу пояснить, что значит для меня «качество жизни моей семьи» и роль денег в этом — это не дорогие машины, не дома, не драгоценности, не брендовая одежда и т.д., для меня деньги дают — время (возможность проводить больше времени с семьей, заниматься детьми, видеть как они растут), здоровое питание, здоровый сон, самореализацию, саморазвитие, путешествия.
Вы сами убедились, что все сравнения относительны, т.к все люди разные и у каждого на все про все свои причины и основания! Каждый по-разному видит себя в жизни, у каждого разные ценности и принципы, каждый по-разному верит в свою значимость, каждый по-разному относится к любви, каждый по-разному любит, каждый по-разному знает и думает о своем предназначении, понимает и воспринимает жизнь..
Подвести детей к выводу:
В общем, все индивидуально! Главное, быть честным с собой! Проживать свою жизнь! Быть счастливым пусть по своему, но быть!
Я вижу более глубокий смысл этих составляющих и для меня они взаимосвязаны между собой, но только в последовательности Любовь — Деньги, а не наоборот!!!
Притча «Про счастливую семью» (обыграть по ролям)
К мудрецу пришел за советом молодой мужчина.
– Скажи, в чём секрет твоего знания? Ты счастлив. Тебя уважают, к тебе идут люди, чтобы научиться делать свою жизнь лучше. Я много учусь. А на меня сыплются неприятности.
В ответ мудрец улыбнулся и позвал свою жену: Через пару минут зашла красивая женщина. Глаза её сияли.
И тогда мудрец попросил:
– Любимая, у нас сегодня гость. Иди, поставь тесто для пирогов.
Женщина удалилась на кухню.
Вскоре она вернулась в комнату и обратилась к мужу:
– Тесто готово, любимый муж мой.
На что мудрец сказал:
– А теперь добавь в тесто орехи, сухофрукты и мёд.
Жена спросила:
– Те, что я оставляла для пирога на годовщину нашей свадьбы?
– Те самые, – ответил мудрец. И женщина беспрекословно согласилась.
Вскоре она принесла поднос с ароматным пирогом.
Но мудрец не спешил угощать гостя, он сказал:
– Дорогая, я вижу, как ты старалась, но отнеси этот пирог нищим.
Женщина улыбнулась. И вышла из комнаты.
Изумлённый гость воскликнул: Жаль пирога!
На что мудрец сказал:
– Ты спрашивал, как стать мудрым? Попроси свою жену испечь пирог.
Домой он летел как на крыльях. Там его ждало разочарование. Его молодая жена болтала с подругами.
Но мужчина решил выполнить совет мудреца:
– Любимая моя, – начал он ласково, – я хочу, чтобы ты сделала тесто.
Жена недовольно заявила:
– Я занята. Дома есть еда.
Но мужчина не унимался.
С ворчанием женщина проводила подруг и отправилась готовить.
Вскоре она вернулась и сказала:
– Тесто готово, но я решила сделать печенье, а не пирог.
Через час жена вынесла блюдо печений.
И тогда набрав в грудь больше воздуха, мужчина выпалил:
– Дорогая, я ценю твой труд, но ты бы не могла отнести это печенье и отдать нищим?
– Ещё чего! – воскликнула жена! – Нашёлся такой заботливый! Только продукты переводить!
Каждый день она пилила его, упоминая про этот случай. Тогда он побежал в дом мудреца.
– Ты обманул меня! Я следовал совету. Стало хуже. Дома невыносимо.
Мудрец усадил гостя и сказал:
– Ты спрашивал меня, как я стал таким мудрым и успешным. Теперь ты видишь, что моя любимая жена – источник счастья. Ты больше времени тратишь на ругань и борьбу с любимой женщиной, чем на учёбу. Есть тут мудрость?
– Мне бросить жену и найти другую? – спросил молодой человек.
Мудрец нахмурился:
– Ты ищешь лёгкий способ. Это неверно. Тебе и твоей жене нужно учиться уважать и любить друг друга. Иди домой и сделай свою жену счастливой. А до этого о книгах и не думай.
– Я и так все для неё делаю, – не унимался парень.
– А счастлива ли она? – спросил мудрец.
Вы выбрали друг друга, чтобы научиться любить. А вместо этого ты читаешь книги, и позабыл заботиться о жене, а она обсуждает тебя с подругами.
Огорчённый и разочарованный пошёл мужчина домой.
По пути ему встретился торговец виноградом. Мужчину озарило: такой виноград он носил жене, когда они познакомились. Жена так любила его. А он не помнил, когда в последний раз угощал её. Мужчина купил немного винограда.
Но порадовать жену он так и не смог: она спала. На её лице были следы слез.
Он решил не будить её. Поставил на столик чашу с виноградом.
Проснулся он от нежных поцелуев. Жена обнимала его.
Дальше повседневные заботы захватили их обоих.
Теперь они учились быть внимательными друг к другу. Мужчина не прикасался к книгам. Он помнил, что нужно восстановить мир дома. Жена тоже изменилась: стала ухаживать за собой, была ласкова и нежна и не засиживалась у подруг.
Через какое-то время в дом к ним кто-то постучался.
Хозяин открыл дверь. Перед ним стоял парень. Глаза были печальны, плечи сгорблены. Под мышкой он держал книги.
– Помоги мне, мудрый человек, – попросил он, – друг направил меня к тебе. Он сказал, ты знаешь, как быть счастливым. Я изучаю труды великих мудрецов. Жизнь моя не меняется. А жена становится всё злее.
Выслушав парня, хозяин дома улыбнулся:
– Проходи, желанный гость. Моя жена как раз собралась готовить ужин.
4.Заключительная часть
Можно иметь огромный счет в банке, особняки, машины, виллы и коттеджи, украшения, но при этом быть духовно нищим, а можно довольствоваться малым, но быть духовно богатым. Кому что по жизни дано. Для меня богатство — это чтобы моя семья была дружной и счастливой.
Интернет разговор: (без корректировки) – показ на интерактивной доске, читаем в слух.
Oksan:
По мне, самое большое богатство — это близки люди, которые помогут всегда и которым ты всегда поможешь)
Залина:
А можно ничего не иметь и при этом тоже быть духовно нищим.
Достаток в совокупности с здоровьем — большое приобретение, а если кто-то при этом имеет проблемы, то можно усомниться в его полноценности.
Надежда:
каждый в глубине души мечтает быть обеспеченным человеком, но не каждый хочет в этом признаваться. о возвышенном старается говорить, но вот только не все могут быть обеспеченными, а так же духовно богатым. духовно богатым могут быть лишь единицы, а мы все грешники. т к всем присуща зависть
Залина:
Почему не хочет признаться? Я не против богатства… зато категорически против бедности...
Елена:
А я против зависти. Никому никогда не завидовала. Считаю, что каждому — своё.
Елена:
Залина, бедность — понятие относительное, так же как и богатство. Кто-то довольствуется малым и счастлив при этом, а кому-то всего мало...
Но никакое богатство на свете мне не заменит улыбки и радости моих детей.
Залина:
Могу согласиться и бедность даже –хорошо, но если она не будит инициативу, то это не просто затруднение и даже долговременное, это уже образ жизни.
А вообще считаю, что бедность в мозгах образуется и тогда и жизнь такая.
А то, что понятие растяжимое-тоже согласна.
Я так понимаю, что есть необходимый минимум… а нужен, в крайнем случае, максимум.
Елена:
Когда нет любви — богатство ничего не значит...
Так же если человек одинок — грош цена деньгам и всему прочему.
Елена:
Почему же метод исключения?! Просто материальное богатство лично мне счастья не принесёт, если не будет рядом моих близких...
Надежда:
когда есть рядом и близкие и родные, но не чем их накормить и не на что купить им одежду, тут не до большой радости. скорее печали больше.а эти высокие слова, что мне ни чего не надо, все это вранье чистой воды, и ни кто меня не переубедит в обратном
Надюша:
согласна. зачем внутрее богатство если не чем накормить родных??? всего должно быть поровну
Елена:
Надюша и Надежда, а я думала, что для вас семья важнее...
Семья, радость общения с близкими дают наполненность жизни. А кормить их, слава Богу, есть чем — ведь не безрукие и не безголовые же мы — работаем...
Я могу обойтись без многих материальных ценностей, но очень трудно — без радости общения с близкими — вот моё НАСТОЯЩЕЕ богатство!
Светлана: Для меня счастье-это покой в душе. а покой в душе-когда всё хорошо у меня и моих близких
Елена:
Моё богатство — общение с близкими, любимыми и дорогими для меня людьми.
Игорь Ткачев
«Клянусь любить тебя и в радости и в печали, и в богатстве и в бедности. Пока смерть не разлучит нас».
5.Обратная связь:
Предложить ребятам на листочках, несколькими предложениями написать:
«Моя семья- это……»
(подписывать листки по желанию), все записи сворачиваются и складываются в бутылку, которая запечатывается……… смотреть на встречи выпускников…….года (договорная дата)
Свободный микрофон : Ребята по желанию высказываются, что понравилось, что не понравилось в занятии, какое задание показалось трудным, какие чувства они испытывали во время занятия, что полезно было узнать.
Ритуал прощания. Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.
Литература:
1. reiki-omsk.pp.ru
2.base.garant.ru›Семейный кодекс
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………..3
2.Цели и задачи, направления проекта……………………………………………5
3.Условия реализации и предполагаемый результат…………………………….6
4.Этапы реализации проекта………………………………………………………7
6.Литература……………………………………………………………………….12
8.Приложение №1………………………………………………………………....13
9.Приложение №2…………………………………………………………………15
10.Приложение №3………………………………………………………………..17
Введение
Взгляд ученых исследователей и педагогов-практиков на термин «патриотизм» различен. Т.В. Еремова в «новом словаре русского языка» дает следующее определение: патриотизм – любовь к своему Отечеству, преданность к своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Патриотизм, как осознание своей исторической культуры, национальной и духовной принадлежности к Родине определяет Д.С. Лихачев. В малом энциклопедическом словаре Бронгауза «патриотизм – это любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, своему народу». По мнению современных ученых и педагогов, он имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны, чувства причастности (свой личный вклад) к делам страны, малой родины, своим школе, классу, семье.
Проблема патриотического воспитания существовала в разные исторические эпохи. В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций. В этих условиях особую значимость приобретают задачи воспитания возрастающего поколения, способного к социализации, уважающего права и свободы личности, высоконравственной, проявляющую терпимость, уважительное отношение к истории, традициям и культуре своего народа.
Грандиозность и значимость задач, стоящих сегодня перед нашим обществом, бесконечная сложность мира человеческих отношений и ни с чем не сравнимая ценность жизни каждого ребенка, настоятельно требует социально-ответственного подхода к воспитанию.
Воспитание патриотических чувств детей начинается с воспитания любви к своей школе, к своему городу, где они родились и выросли; к людям, которые живут и трудятся в этом городе; к природе. Подобно тому, как реки начинаются с ручейков, любовь к Родине возникает, развивается и крепнет из чувства привязанности к родному краю.
Процесс патриотического воспитания очень сложен даже тогда, когда речь идет о совершенно здоровых детях. Естественно, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с отклонениями в умственном, эмоционально-волевом и физическом развитии. Такие дети воспитываются в условиях, где семья заменена учреждением; в ситуации ограниченной социальной активности, не достаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности; в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта. Так, все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка. Но в силу компенсаторных возможностей и пластичности нервной системы, способности развивающегося организма, в процессе воспитания происходит развитие самых сложных сторон личности умственно отсталого ребенка. Решающее значение имеет атмосфера благожелательности, сочетание требовательности и уважения, единство требования учителя и воспитателя к воспитанникам.
В основе воспитания детей-сирот, тем более патриотического, находится, прежде всего, воспитание чувств. Фактором развития патриотических чувств должна стать – целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за близких, свою семью, коллектив, успех совместной деятельности.
Очень важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь и благополучие других людей, всего народа и государства.
Главная нормативная база для всех образовательных учреждения, кроме Конституции РФ, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». На основе ее главных положений разработана региональные и муниципальные программы, а уже на основе их мы разработали проект «Я гражданин своей страны».
С целью изучения уровня сформированности знаний основ патриотизма у воспитанников, были разработаны критерии оценки сформированности знаний основ патриотизма (Приложение №1), а также использованы методы диагностики: анкетирование (Приложение №2), беседы, наблюдения.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что:
-
80% воспитанников отмечают низкий уровень знаний основ патриотического воспитания;
-
65% воспитанников не проявляют интерес к истории города, края, страны.
Таким образом, мы отметили, что традиционные подходы в воспитании патриотических чувств, любви к родине, не достаточны, поэтому необходимо изменить форму организации воспитательного процесса в данном направлении.
На наш взгляд решением данной проблемы стала реализация проекта «Я гражданин своей страны». Мы считаем, что данный проект позволяет воспитанникам усвоить сложный материал, через совместной поиск решений проблемы, тем самым, делая воспитательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности детей, помогает самому педагогу развиваться, как творческой личности.
Цель проекта
Создание условий для воспитания чувства сопричастности своей Родины, ответственного отношения к трудовой деятельности во имя ее процветания, любви и уважения к своему народу.
Задачи проекта
-
Формировать уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям, традициям, языку.
-
Воспитывать бережное отношение к памятникам искусства и культуры.
-
Вовлечь воспитанников в социальную значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать общественную активность.
-
Коррекция эмоционально- волевой сферы воспитанников.
-
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к родному краю, своей Родине, к традициям, обычаям своего народа.
-
Развивать гордость за принадлежность к великому народу, почитание национальных святынь и символов.
Направления проекта
-
Краеведческое – направленно на изучение истории, природы, культуры страны, своей местности.
-
Героико-патриотическое – служит сохранению памяти героическим событиям, подвигам, формированию уважения к военной профессии.
-
Гражданское – направлено на формирование гражданской позиции, сознание долга перед семьей, народом и Родиной.
-
Экологическое – служит для формирования у детей навыков экологической культуры, потребности к сохранении экологии родного края, милосердия, бережного отношения к природе Отечества.
-
Духовно- нравственное – направлено на осознание ребенка высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни; познание своих корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы и неразрывности с ним.
Условия реализации
Для реализации работы по определенным нами направлениям составлен план мероприятий на один учебный год (Приложение №3). Проект рассчитан на средний школьный возраст для детей с ограниченными возможностями здоровья города Прокопьевска на базе МОУ «Школа-интернат № 4». Реализация проекта проводиться в течение всего учебного года согласно разработанному календарно-тематическому плану, во второю половину дня, во внеурочное время. Критериями оценки результатов проекта станет повторное анкетирование.
Кадровое обеспечение проекта
Для реализации данного проекта требуется активное участие:
-
детей среднего школьного возраста;
-
воспитателей;
-
учителей истории, музыки, рисования и литературы;
-
школьного библиотекаря;
-
завуча по воспитательной работе;
-
руководителя МО.
Предполагаемый результат
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если, в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, если начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цели и задачи проекта выполнены.
Этапы реализации проекта
№ |
Этап/сроки |
Название темы |
Содержание |
1 |
Подготовительный
Август |
|
Изучение материала, литературы; Изучение интересов, уровня знаний воспитанников по теме; анкетирование воспитанников; разработка конспектов воспитательских часов; подбор наглядного и раздаточного материала. |
2 |
Практический Сентябрь-май
|
История образования Кемеровской области |
Обмен знаниями, понятиями, обсуждение по материалу. |
Символика родного края |
Дидактические игры: «Пазлы», «Найди различия», кроссворды по теме. |
||
|
|
Природа – наш дом. |
Разработка и изготовление предупреждающих и запрещающих экологических знаков. |
Шахтер – это звучит гордо! |
Встреча с ветераном Шахтерской славы Гумировым М.Б. |
||
Слово о родном крае. |
Фотосъемка достопримечательностей родного города. |
||
Я в природе. |
Распределение зон лесной полосы для экологического субботника – уборка мусора и распределение изготовленных экологических знаков. |
||
Город, в котором мы живем. |
Оформление альбома, используя собранный материал по теме. |
||
Тимур и его команда. |
Оказание посильной помощи, закрепленными за школой, ветеранам. |
||
Святочи России |
Вводная беседа по классам. Именное поздравление воспитанников, рожденных в октябре, нареченных именем святого Сергия Радонежского (8 октября). |
||
Красота моего края |
Выставка рисунков. |
||
Подарим нашу доброту птицам. |
Изготовление и развешивание кормушек. |
||
|
|
Земля Кузнецкая. |
Оформление собранного материала о проделанной работе в книжку малышку размером 15 см*15 см. |
Государство, в котором я живу. |
Организационный момент. Введение в тему. Основная часть. Заключительная часть. Обратная связь. Итог. |
||
Припадаю Россия к твоей красоте. |
Изготовление поделок и картин из природного материала. |
||
Святочи России. |
Вводная беседа по классам. Именное поздравление воспитанников, рожденных в декабре, нареченных именем святых: Андрея Первозванного (13 декабря) и Николая Чудотворца (19 декабря). Чтение именной молитвы. |
||
Поэты о Родине. |
При зажженных свечах воспитанники и воспитатели читают стихи о Родине, на фоне спокойной классической музыки. |
||
Государственная символика. |
Викторины по теме. |
||
Ступени истории. |
Знакомство с выставочными экспозициями Краеведческого музея г.Прокопьевска. |
||
|
|
Святочи России |
Вводная беседа по классам. Именное поздравление воспитанников, рожденных в январе, нареченных именем святых: Серафима Саровского (15 января) и Святой мученицы Татьяны (25 января). Чтение именной молитвы. |
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». |
Дети рисуют русский быт, костюмы, традиции, праздники и т.д. Создается папка творческих работ детей. |
||
Мы знаем тебя Россия. |
Написание мини- сочинения, включая историю России. |
||
Герои нашего времени. |
Поисковая работа для знакомства с ветеранами Афганской и Чеченской войн (сбор информации для мини музея и документального фильма). |
||
«Зарница». |
Построение команд (общий сбор). Смотр песни и строя. Вручения командам маршрутных листов. Прохождение маршрутов по станциям. Полевая кухня. Линейка. Итог. Награждение. |
||
Святочи России. |
Вводная беседа по классам. 18 февраля – об ангелах; 26 февраля – о добре и любви. |
||
«Ни что не забыто, ни кто не забыт». |
Литературно-музыкальная гостиная. |
||
Дни воинской славы России. |
Группой ребят создается красочный тематический календарь по памятным датам. |
||
|
|
Тимур и его команда. |
Оказание посильной помощи ветеранам, закрепленным за школой. |
Этих дней не смолкнет слава. |
Изготовление детьми поделок, экспозиций на военную тематику. |
||
Героизм. Героический поступок. Высокое звание герой. |
Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны Велижанским И.А. |
||
Вечная память героям. |
Посещение и очистка от мусора памятников, посвященных участникам Великой Отечественной Войны г.Прокопьевска. |
||
Великое звание солдат. |
Создать экспозицию из творческих работ, и собранного материала, с последующим оформлением. |
||
Когда поют солдаты. |
Инсценировка и исполнение песен военных лет. |
||
День победы. |
Час поэзии. Просмотр художественного фильма «1945 год», с последующим обсуждением. Участие во Всероссийской акции «Свеча памяти». |
||
Святочи России. |
Открытый библиотечный час «Кирилл и Мефодий». Иконопись на Руси. |
||
|
|
«Нет, не забыты подвиги солдат, их ратный труд и подвиги воспеты». |
Введение в тему. Чтение детьми стихов военных лет. Инсценировка «22 июня 1941», «9 мая 1945». Чаепитие. Просмотр презентации « О горестях народа во время Великой Отечественной Войны». |
|
|
||
|
|
Как это было….. |
Монтаж собранной информации о проделанной работе по проекту. Создание документального фильма. |
3 |
Презентационно- завершающий (конец мая). |
|
Открытие мини музея «Великое звание солдат». Итоговая выставка творческих работ детей в ходе осуществления данного проекта. |
4 |
Контрольно- рефлексивный (конец мая) |
Заседание МО воспитателей (отчет о проделанной работе). |
Демонстрация документального фильма «Как это было…» Рассмотрение результатов повторного анкетирования. |
Литература
-
Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006.
-
Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
-
Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / Авт.сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
-
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».
-
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
-
Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
-
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / Авт.сост. И.А.Пашкович – Волгоград: Учитель, 2006.
-
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2.
Приложение № 1
Опросник
Цель: выявить уровень сформированности знаний основ патриотизма у воспитанников.
Инструкция: прочитай внимательно вопросы и ответь на них, подчеркнув правильный вариант.
-
Что такое символ государства?
А) отличительный знак
Б) медаль
В) монета
2.Что обозначает слово «герб»?
А) рисунок
Б) наследство
В) единство
3.Опишите флаг России снизу вверх
А) синий-белый-красный
Б) белый-синий-красный
В) красный-синий-белый
4.Назови ФИО действующего президента России
А) Путин Владимир Владимирович
Б) Медведев Дмитрий Анатольевич
В) Горбачев Михаил Сергеевич
5.Назови столицу России
А) Санкт- Петербург
Б) Москва
В) Нью- Йорк
6.Назови, какую должность занимает А.Г. Тулеев
А) президент
Б) губернатор
В) мэр
7.Назови мужскую почетную профессию нашего города
А) строитель
Б) шахтер
В) водитель
8.Какое имя легло в название нашего города?
А) Прокопий
Б) Прокоп
В) Прокопьевский
9.Главная достопримечательность города Прокопьевска (здание)
А) Супермаркет «Чайка»
Б) Драмтеатр
В) Гостиница
10.Какое животное изображено на гербе г.Прокопьевска?
А) Медведь
Б) Лошадь
В) Лев
11.Назови дату начала и окончания ВОВ
А) 1942- 1947
Б) 1941- 1945
В) 1940- 1945
12.Какой из Советских городов дольше всех был в блокаде во время Великой Отечественной Войны?
А) Севастополь
Б) Москва
В) Ленинград
13. Назови фамилия солдата, закрывшего своим телом дзот с пулеметчиками в годы Великой Отечественной Войны?
А) Матросов
Б) Жуков
В) Морозов
14.Под флагом какого цвета сражались наши солдаты в годы Великой Отечественной Войны?
А) Зеленый
Б) Красный
В) Триколор
15. Кто напал на Советский Союз 22 июня 1941 года?
А) Англичане
Б) Французы
В) Немцы
Приложение № 2
Критерии оценки сформированности патриотизма воспитанников
Показатели |
Уровни сформированности патриотизма воспитанников |
||
средний |
низкий |
крайне низкий |
|
Патриотическое самопознание |
Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, проявляет интерес к людям другой национальности, их культуре и традициям, знает основные права, обязанности и общепринятые нормы поведения |
Мало интересуется историей Родины; историко- патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем; не всегда придерживается общепринятых норм поведения |
Пренебрежительно относится к культуре и истории своей страны; проявляет не уважение к людям другой национальности; пассивен и не участвует в воспитательных мероприятиях |
Патриотический долг |
Выполняет общественные поручения и свои обязанности |
Неохотно выполняет поручения и соблюдает гражданский долг, только при условии контроля со стороны воспитателей |
Уклоняется от поручений патриотической значимости, безответственен |
Патриотическая ответственность |
Знает конституционные права и законы государства |
Не достаточно знает законы государства |
Нарушает дисциплину и право- порядок, требует постоянного контроля |
Правовая культура |
Осознает себя патриотом страны, знает свои права и обязанности |
Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых |
Неуважителен к правам и обязанностям гражданина- патриота; не выполняет требования общества |
Патриотическое достоинство |
Обладает развитым чувством собственного достоинства, стремиться выполнять трудные дела и поручения |
Обладает развитым чувством собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не всегда достигает цели, т.к. не проявляет требовательности к себе |
Требования к себе не предъявляет, нет силы воли, труслив. При выборе решения проблем не уверен в себе; податлив дурному влиянию |
Патриотическая активность |
Принимает активное участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручения или не довести начатое дело до конца |
Проявляет активность, только в тех случаях, когда дело интересует, требует контроль со стороны взрослых |
Уклоняется от участия в общественно полезных делах, трудится неохотно, недобросовестно |
Приложение № 3
План проектной деятельности на один учебный год
Время проведения |
Тема |
Цели |
Форма проведения |
Сентябрь |
История образования Кемеровской области |
Знакомить детей с историей образования Кемеровской области |
Круглый стол |
|
Символика родного края |
Познакомить детей с историей возникновения символики города и области |
Дидактическая игра |
|
Природа – наш дом |
Совершенствовать умения природоохранной деятельности |
Разработка и изготовление предупреждающих и запрещающих экологических знаков |
|
Шахтер – это звучит гордо! |
Знакомить детей со знаменитыми людьми шахтерской профессии |
«Встреча за самоваром» с ветераном Шахтерской славы |
Октябрь |
Слово о родном крае |
Закрепить знания детей об истории города |
Экскурсия и фото экскурсия по достопримечательностям города |
|
Я в природе |
Формирование у детей навыков экологической культуры |
Экологический субботник |
|
Город, в котором мы живем |
Углублять и конкретизировать представление о родном городе |
Оформление альбома |
|
Тимур и его команда |
Прививать детям умение оказывать посильную помощь ветеранам |
Тимуровская работа |
|
Святочи России |
Прививать детям уважение к традициям русского народа |
Библиотечный факультатив «Русское слово» |
Ноябрь |
Красота моего края |
Учить детей передавать чувства и ощущения через рисунок |
Рисование |
|
Подарим нашу доброту птицам |
Прививать желание помогать зимующим птицам |
|
|
Земля Кузнецкая |
Прививать умение обобщать и оформлять результаты проведенной работы |
Изготовление книжки- малышки том № 1 |
Декабрь |
Государство в котором я живу |
Прививать любовь к Родине |
Час общения |
|
Припадаю Россия к твоей красоте |
Учить детей передавать чувства и ощущения через рисунок |
Рисование |
|
Святочи России |
Прививать детям уважение к традициям русского народа |
Библиотечный факультатив «Русское слово» |
|
Поэты о Родине |
Воспитывать любовь к художественному слову |
Поэтический час при свечах |
Январь |
Государственная символика |
Закрепить знания о символике Российского государства |
Викторина |
|
Ступени истории |
Закрепление нового материала, через наглядность |
Экскурсия в Краеведческий музей |
|
Святочи России |
Прививать детям уважение к традициям русского народа |
Библиотечный факультатив «Русское слово» |
|
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» |
Формировать умение подходить творчески к оформлению своих знаний, уважительного отношения к традициям своего народа |
Коллективное творчество |
Февраль |
Мы знаем тебя Россия |
Формировать у детей положительное нравственное отношение к своей Родине |
Мозговой штурм |
|
Герои нашего времени |
Формировать у детей умение общаться, задавать интересующие вопросы взрослым и самостоятельно собирать информацию |
Поисковая работа |
|
«Зарница» |
Развивать традиции военно- патриотического воспитания, привлечь детей к спортивным занятиям |
Военно-спортивная игра |
|
Святочи России |
Прививать детям уважение к традициям русского народа |
Библиотечный факультатив «Русское слово» |
|
«…не потертая веками Святая Русь» |
Побуждать детей к совместной деятельности |
Изготовление книжки- малышки том № 2 |
Март |
«Ни что не забыто, никто не забыт» |
Приобщать детей к историческому прошлому своего народа |
Час общения |
|
Дни воинской славы России |
Закрепить знания детей о памятных датах (военных лет) России |
Создание календаря |
|
Тимур и его команда |
Прививать детям умение оказывать посильную помощь ветеранам |
Тимуровская работа |
|
«Этих дней не смолкнет слава» |
Формировать у детей умение выражать чувства, восприятия, через декоративно- прикладное творчество |
Творческое воображение |
Апрель |
Героизм, героический поступок. Высокое звание герой. |
Формировать положительную нравственную оценку у детей к защитникам родной земли |
Встреча у самовара |
|
Вечная память героям |
Воспитывать уважение к прошлому своего народа |
Фото и экскурс к памятникам |
|
Великое звание – солдат |
Закреплять умение обобщать и оформлять результаты проведенной работы |
Создание мини- музея |
|
Когда поют солдаты |
Приобщить детей к творчеству военных лет |
Конкурс «Солдатской песни» |
Май |
День победы |
Создать праздничную атмосферу |
Праздничное мероприятие |
|
Святочи России (Кирилл и Мефодий) |
Прививать к детям уважения к традициям русского народа |
Библиотечный факультатив «Русское слово» |
|
На страже Родины |
Продолжать закреплять умения обобщать и оформлять результаты проделанной работы |
Изготовление книжки- малышки том № 3 |
|
«Нет, не забыты подвиги солдат, их ратный труд и подвиги воспеты» |
Закрепить представление о празднике День победы, знакомство с ветеранами Великой Отечественной Войны |
Открытое занятие «Литературная гостиная» |
|
«…как это было» |
Обобщение собранной информации |
Монтирование документального фильма |
|
«Я гражданин своей страны» |
Учить детей презентовать результаты своей работы |
Открытие мини- музея |
|
«… как это было» |
Отчет воспитателей о проведенной работе по проекту |
Демонстрация документального фильма на МО воспитателей |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»