Урок развития речи по теме "Слова - признаки" в 1 дополнительном классе II отделения
Дик Вера Николаевна,
учитель начальных классов
КОУ Омской области
«Адаптивная
школа – интернат №15»
Урок развития речи.
Тема: Слова - признаки.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Класс: 1 дополнительный.
Особенности класса: обучающиеся имеют нарушение слуховой функции.
Обучение ведётся:
Азбука. А.Г. Зикеев
Подготовительный класс. 1 часть.
Москва. Просвещение 2003 г.
Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» для работы с обучающимися 1 дополнительного класса II отделения (ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся вариант 2.2)
Продолжительность урока – 40 минут.
Методы и приёмы: репродуктивные, частично-поисковый, использование межпредметных связей, сравнение и анализ.
Оборудование: презентация, машинки, печенье, мячи, лимоны, коробочка, огурцы, таблица, таблички, карточки, картинки.
Цель. Учиться узнавать и называть слова признаки.
Задачи. Учить узнавать и называть признаки предметов (цвет, форма, вкус, величина).
Формировать умение выявлять признаки, обобщать и классифицировать предметы по какому-либо признаку.
Формировать умение строить речевые высказывания
в соответствии с поставленными задачами.
Формирование эмоционально-положительного отношения к предмету, показывая связь между изучаемым предметом с жизнью.
Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме, фонематический слух.
Развивать навык контроля и самоконтроля, умение практически работать в парах.
Корректировать произношение.
Ход занятия.
I .Организационный момент.
У.Встаньте ровно.
Девочки сядьте.
Мальчики сядьте.
Выпрямили спинку, сели красиво.
Кто умеет сидеть правильно?
У.Прозвенел звонок весёлый.
Мы урок начать готовы. Слайд № 1
У. Проверьте, всё ли приготовили к уроку?
Книга, ручка, карточки, картинки.
Д.хором Будем думать, отвечать
И друг другу помогать. Слайд №2
У. Что это?
Д. Солнышко. Слайд № 3
У. Солнышко улыбается. Улыбнёмся и мы друг другу.
Начнём работу.
У. Какой дежурный звук?
Д. Дежурный звук с.
У. Хорошо говорите звуки на уроке.
II. Постановка темы и цели урока.
У. Какой будет урок?
Д. Урок развития речи. Слайд №4
У. Чему учимся на уроке развития речи?
Д.Учимся называть слова.
Д.Учимся отвечать на вопросы.
Д.Учимся составлять предложения.
У. О чём говорили на прошлом уроке?
Д Учились называть слова – предметы.
У. Прочитайте слова.
На доске слова. Карандаш стол
У. Чем похожи эти слова?
Д. Это слова - предметы.
У.У меня в коробочке лежит предмет.
Угадайте, что там.
Д.Кукла
У. Нет
Д. Конфета
У.Нет.
Д.Яблоко.
У.Нет.
У.Послушайте внимательно и узнайте, что там.
Д. Там лежит жёлтый, кислый, овальный. Что это?
Д. Это лимон.
У.Как узнали?
Д.Слова жёлтый, овальный, кислый помогли угадать.
У.Как вы думаете, какая тема урока?
Д. Слова-признаки. Слайд №5
У. Какая цель урока?
Д. Учиться называть слова-признаки. Слайд № 6.
У. Будем узнавать, называть признаки предмета.
Что будем делать, чтобы выполнить цель?
Д. Читать, узнавать и называть слова-признаки.
Д. Слушать вопрос и правильно говорить признаки.
Д. Отвечать на вопросы.
Д. Учиться составлять предложения.
У.Будем работать вместе и в парах.
Зачем нужны нам такие слова?
Д. Узнавать предметы по признакам.
Д.Рассказывать о предмете.
Д. Правильно рисовать и раскрашивать.
На уроке вы будете оценивать себя.
Кто узнает и назовёт признаки, правильно ответит на вопросы, составит красивые предложения, внимательно будете слушать учителя и ответы ребят, дружно работать в паре, берёт зелёный кружочек
Жёлтый кружочек - кто будет называть слова с ошибками и
я буду помогать. Кто невнимательно слушал ответы и вопросы.
Красный получает тот, кому я много буду помогать, много допустит ошибок.
Надо внимательно слушать, чтобы получать зелёные и жёлтые кружочки.
III. Работа по теме урока.
1.У. Определите и назовите признаки.
У.Что будем делать?
Д. Узнавать и называть признаки.
У.Какой мяч по величине?
Д. Мяч большой и мяч маленький.
У.Какие это признаки?
Д Признаки по величине.
На доске схема.
У. Какая машинка по цвету?
Д. Машинка красная, синяя, зелёная, голубая.
У. Какие это признаки?
Д Это признаки по цвету.
У. Какая по цвету машина у папы(мамы)?
Д. У папы (у мамы) красная (серая) машина.
У.Где есть мяч?
Д. В школе, дома, на улице.
У. Какое печенье по форме?
Д. Квадратное, круглое, треугольное ,овальное, прямоугольное.
У.Какие это признаки?
Д. Это признаки по форме.
У. Где можно увидеть такое печенье?
Д. В магазине печенье.
У.Какие конфеты по вкусу?
Д Сладкие
У.Какие лимоны?
Д.Лимоны кислые.
У.Какие огурцы?
Д Огурцы солёные.
У.Какие признаки в называли?
Д. Это признаки по вкусу.
На доске
Признаки
по величине по цвету по форме по вкусу
большой красный квадратный сладкий
маленький голубой круглый кислый
огромный зелёный овальный солёный
длинный жёлтый прямоугольный
короткий оранжевый треугольный
У.Чему мы учились?
Д.Учились называть признаки по цвету, по форме, по величине, по вкусу.
У. Зачем нужно знать признаки?
Д. Узнавать предметы.
У. Оценивание. Возьмите зелёный кружочек, кто называл правильно признаки.
У кого были ошибки, возьмите жёлтый.
Кого я много исправляла, берёт красный.
2. У.Назовём вопросы к этим словам.
Какой? |
Какая? |
Какое? |
Какие? |
большой |
зелёная |
маленькое |
круглые |
синий |
овальная |
красное |
сладкие |
круглый |
круглая |
круглое |
красные |
сладкий |
сладкая |
сладкое |
маленькие |
У.хором. Большой, синий, круглый, сладкий.
Называем вопрос какой?
У. хором читают Зелёная, красная, круглая, сладкая.
Называем вопрос какая?
У. хором читают
Маленькое, красное, круглое, сладкое.
Называем вопрос какое?
У. хором круглые, сладкие, красные, маленькие.
Называем вопрос какие?
У. Чему учились?
Д.Учились называть вопрос.
У. Зачем мы называли вопросы?
Д. Правильно называть признаки.
Оценивание
3. Закрепление материала.
У. Откройте учебник по закладке.
Будем узнавать и называть признаки.
Что это?
Д. Это кубики.
У. Какой кубик по величине?
Д. Кубик большой.
Д.Кубик маленький.
У. Что это?
Д. Это коробки.
У.Какая коробка по форме?
Д. Коробка круглая.
Д.Коробка квадратная.
У. Что это?
Д.Это шары.
У.Какой шар по цвету?
Д. Шар зелёный.
Д.Шар красный.
У. Что это?
Д.Это мячи.
У. Какой мяч по цвету?
Д.Мяч жёлтый.
Д. Мяч синий.
У. Чему мы учились?
Д. Учились узнавать и называть признаки по цвету, по форме, по величине.
Оценивание
Физминутка Слайд №7
4.Работа в парах.
У. Вспомним правила работы в паре. Слайд №8
1 пара. Картинка тарелка (выбери таблички- признаки правильно и дополни окончание)
Квадратн…, зелён…, маленьк…, сладк…, голуб…, кругл…, чист…, больш…
2 пара. Картинка мандарин (выбери таблички- признаки)
Сладкий, круглый, оранжевый, маленький, кислый, большой, зелёный, красный, овальный
3 пара. Картинка яблоко (один Никита работает с учителем)
У. Какое по цвету? Н. Красное
У. Какое по форме? Н. Круглое
У. Какое по величине? Н. Маленькое.
Проверка. Дети называют признаки предмета.
У. Правильно?
Д.Да, правильно.
Оценивание. У. Как вы себя оценили?
У. Полина и Ярослав взяли зелёный кружочек. Я согласна. Молодцы.
Саша и Полина, молодцы. Всё правильно.
У. Никита тоже старался. Он бреет жёлтый кружочек, я ему помогала.
5. Прочитайте загадку. Слайд № 9
Чтение хором. Он огромный и прекрасный,
Круглый, вкусный, сладкий, красный.
У. Что это?
Д. Это арбуз.
У. Как вы угадали?
Д. Арбуз круглый, красный.
У. Арбуз внутри красный. А сверху какой по цвету?
Д. Арбуз зелёный.
У. На арбузе есть полоски тёмные. Про арбуз говорят полосатый.
У Какой ещё арбуз?
Д. Арбуз вкусный, сладкий.
Д. Арбуз очень большой. Огромный.
У. Чему учились?
Д.Учились узнавать предмет по признакам.
Оценивание
5.Составление предложений о картинкам.
У. Составим предложения с признаками про арбуз. Слайд № 10
У каждого ребёнка картинка. Составить предложение, используя слова-признаки.
Картинка у Полины .На огороде вырос огромный арбуз.
Картинка у Ярослава. На тарелке лежит вкусный арбуз.
Картинка у Саши. Составь предложение из слов.
Машина везёт зелёные арбузы.
Картинка у Полины. Составь предложение из слов.
Девочка кушает сладкий арбуз.
Картинка у Никиты.
Мама купила большой арбуз.
Проверка Называют (читают) предложение и показывают картинку.
У. Чему учились?
Д. Учились составлять предложения с признаками.
Оцените себя. Кто составил предложение правильно, берёт зелёный кружочек.
У кого были ошибки, берёт жёлтый кружок.
6. Ира «Что перепутали?»
Посмотрите, ребята рисовали рисунки и допустили ошибки.
Давайте поможем исправить. Что неправильно?
Картинка(лиса с маленьким хвостом)
Д. Не бывает у лисы маленький хвост.
У лисы большой хвост.
У. Заяц какой?
Д.Не бывает заяц зелёный. Заяц серый или белый.
У.Какой мяч?
Д.Не бывает мяч овальный. Мяч круглый.
Д. На дереве синие листочки не бывают
Д. Листочки зелёные, красные, жёлтые.
У. Какие ошибки заметили?
Д. Перепутали цвет, форму, величину.
У. Зачем мы выполняли это задание?
Д. Правильно рисовать.
У. Внимательно слушать, думать и рисовать без ошибок.
Оценивание. Кто правильно объяснил ошибки, берёт зелёный кружочек.
Кто объяснял и допускал ошибки, жёлтый кружочек.
У.Старайтесь, будьте внимательны, когда рисуете.
7. Игра «Какое слово лишнее?»
У каждого ребёнка карточка.
У. Проверим, как вы узнаете признаки?
а) Синий, круглый, мяч, большой;
б) Овальный, апельсин, оранжевый огромный;
в) Карандаш, квадратный, красный, длинный.
У. Проверьте по слайду № 11
Дети называют «лишнее» слово.
Почему слова мяч, апельсин, карандаш лишние?
Д. Это предметы. Остальные слова- признаки.
Оценивание.
У. У кого всё правильно, поставьте зелёный кружочек.
У кого 1-2 ошибки берут жёлтый кружочек.
IV. Рефлексия.
У.Вспомните, какая цель урока?
Д. Учиться узнавать и называть слова - признаки. Слайд №12
У. Чему учились на уроке?
Д. Учились узнавать и называть признаки предмета
Д. Учились правильно составлять предложения.
Д. Отгадывали загадки и называли признаки.
У. Для чего нужны такие слова?
Д. Правильно рисовать.
Д. Узнавать предметы.
У.Встаньте у кого зелёные кружочки. Вы молодцы!
Много и правильно называла признаки, хорошо работали в паре,
внимательно слушала ответы ребят и вопросы учителя, сами составили предложения.
Встаньте, у кого зелёные и жёлтые кружочки.
Вы называли признаки, но были ошибки, я немного помогала. Вы старались.
Слайд № 13. Спасибо за работу на уроке.
Урок окончен.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»