Игровая коррекция звуков [Л], [Ль]. Путешествие в Египет: ищем спрятанные картинки
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс-марафон методических разработок «Педагогическая мастерская»)
просмотров: 1401
Я открою главный секрет: надо подружиться с маленьким человечком и тогда все получиться и окружающие начнут вас понимать.
Игровая коррекция звуков [Л], [Ль].
Путешествие в Египет: ищем спрятанные картинки
Орлова Любовь Владимировна
учитель-логопед, канд.псих.наук
ГБОУ Школа 814 КДО 863, Москва
Цели:
-
выработать навык правильного артикуляционного уклада звуков «Л», «Ль»;
-
развивать подвижность речевого аппарата;
-
развивать, обогащать и активизировать словарь по теме «Африка: животные, растения, достопримечательности»;
-
развивать слуховое внимание, фонематический слух.
- Злой волшебник Люлюка заколдовал животных, спрятал их в картинки. Давайте поможем животным, найдем их и освободим.
- Мы отправляемся в путешествие. Посмотрите на карту, которую обронил Люлюка. Кто из вас знает, что за материк изображен на карте?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
- Да, это Африка.
- А что это за страна? Давайте узнаем, здесь стерта одна буква: ЕГ_ПЕТ
- ЕГИПЕТ.
- Ребята, а кто из вас был в Египте?
Сейчас мы отправимся в Египет, найдем спрятанные картинки и узнаем про эту страну.
- Давайте найдем эту страну на глобусе (карте). Египет – это страна, которая расположена на континенте Африка. Посмотрите. А где живем мы? Кто знает, как называется наша страна, город? Давайте найдем на глобусе. Посмотрите внимательно, чтобы нам добраться до Каира – столицы Египта, нам нужно лететь на самолете.
- Занимаем места в самолете (садимся на стульчики перед зеркалом).
Упражнение «Летим на самолете»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
- Поймай кончик языка зубками, держи его крепко-крепко и произноси долго звук [ы]. Пальчиком в воздухе оставляем след от самолета и гудим.
- Вы слышите, как гудит наш самолет? (слышно звук [Л]).
- А кто знает, какие моря мы пролетаем? (Чёрное море, Средиземное море).
Показ на карте.
- И вот мы в главном городе (столице) Египта – Каире. Дальше из аэропорта мы отправимся на такси. Посмотрим на карту Люлюки. Так, нам нужно доехать до пустыни.
- Садимся удобнее в машину (перед зеркалом). Наш язычок – руль машины, будем им управлять. Надо повернуть направо (язычком управляем), а теперь налево (язычок налево). А сейчас в горку (язык тянем к носу), а теперь с горки (язык тянем к подбородку). Все, ребята, на такси мы доехали до пустыни.
- А как вы думаете, по пустыне на чем (на ком) добираются?
- На верблюдах.
- Давайте рассмотрим, какие бывают верблюды?
- Одногорбые, двугорбые верблюды (показ картинок).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
- Давайте изобразим с помощью язычка горб верблюда.
Упражнение «Горб верблюда»
- Губы в улыбке, рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы. Выдвинуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
- Садимся на верблюдов и «поплывем» по бескрайним просторам пустыни. Солнце печет, жарко. Вытираем пот со лба, обдуваем лицо струей воздуха (нижнюю губу выдвигаем вперед, дуем; струя воздуха выходит из-за рта, обдувает нос, щеки, глаза, лоб). Оближем губки (рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу).
- Посмотрите, впереди ползет кобра (показ картинки).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Упражнение «Змейка»
- Рот широко открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта. (Агеева И.Д.) [1]
- А кто знает, что это за растение? (показ картинки).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
- Это верблюжья колючка. Верблюжья колючка имеет ветвистый стебель, усаженный шипами-колючками до трех сантиметров длиной. Корень мощный, уходящий вглубь почвы на расстояние больше 10 метров. Плод – боб.
- Ну, вот перед нами пирамиды.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
- Это одна из главных достопримечательностей Египта.
Великие Пирамиды находятся в Гизе.
Пирамиды — это огромные сооружения из камня пирамидальной формы, которые использовались как гробницы для фараонов. Самая известная пирамида Египта – Хеопса.
- А, теперь, ребята, поплывем по реке Нил. Садимся в лодочки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Упражнение «Подружки звуки». Покажи путь лодке. Проведи пальчиком по дорожке слева направо. Какие слоги у нас получились? (Азова Е.А.) [2]
- И вот мы добрались до места, где на карте помечено крестиком.
- Что нам понадобиться, чтобы откопать спрятанные картинки?
- ЛОПАТА.
- Давайте три раза правильно произнесем это слово. «Гудим» в язык, «нажимаем» на первый звук.
- Сундук откопали, но чтобы его открыть произносим волшебные слова: «ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ, ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ».
ЛО-ЛО-ЛО, ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ – я лопатой яму рыл.
ЛА-ЛА-ЛА, АЛ-АЛ-АЛ – сундук я достал.
РА-РА-РА, АЛ-АЛ-АЛ – ура, я клад отыскал. (Орлова Л.В.)
- Давайте посмотрим, что там внутри.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
- Картинки с заколдованными животными. Чтобы расколдовать, нужно правильно произнести названия. Здесь картинки с изображением животных, в которых есть звуки [Л], [Ль].
Стараемся, выделяем голосом звуки [Л], [Ль].
КРОКОДИЛ
ЛЕВ
ПАВЛИН
ЛИСА
ЛЕМУР
ПЕЛИКАН
ЛОШАДЬ
- Молодцы, вы освободили животных. Теперь, на вертолете перелетаем в аэропорт.
Упражнение «Летим на вертолете»
Поймай кончик языка зубками, держи его крепко-крепко и произноси долго звук [У].
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
- А сейчас, «Летим на самолете». Произносим звук [ы], держим язык между зубами. (Азова Е.А.) [2]
- Ну вот, ребята, мы и в детском саду.
Итог занятия
- Вам понравилось наше путешествие?
- В какой стране мы побывали?
- Каких животных мы освободили?
- Какие звуки мы учились выговаривать? ([Л], [Ль]).
Литература
-
Агеева И.Д. Зарядка язычка. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
-
Азова Е.А. Учим звуки Л, Ль. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2017.
-
Орлова Л.В. Сказка о непослушном маленьком человечке. Игровая коррекция звукопроизношения (коррекция звука [Р]) / Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов №10 (505). С.31-35.
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Воспитывающая школа: от системной концепции к системному воплощению»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»