«Гуманизм негуманного времени. Лирический герой ранней лирики В. Маяковского на примере анализа стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»
Тип материала: другое, конкурсная работа (Конкурс-марафон методических разработок «Педагогическая мастерская»)
просмотров: 2090
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «Лаборатория Салахова»
Международный конкурс методических разработок
«Педагогическая мастерская»
Номинация «Методическая разработка урока»
Тема: «Гуманизм негуманного времени. Лирический герой ранней лирики В. Маяковского на примере анализа стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»
Автор: Привалова Наталья Сергеевна
Должность: учитель
Преподаваемый предмет:
русский язык и литература
Телефон: 89825182128
Адрес электронной почты:
г. Сургут
2018 г.
Технологическая карта урока литературы
Тема занятия «Гуманизм негуманного времени. Лирический герой ранней лирики В. Маяковского на примере анализа стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» (45 минут)
11 класс
Проектно-исследовательский урок.
Тип урока |
Обобщение изученного |
Образовательные ресурсы |
Стихотворения В. Маяковского; Учебник под редакцией С. Кузнецова «Литература, 11 класс», учебник под редакцией А.Г. Кутузова «В мире литературы», 11 класс. |
Образовательные цели/задачи |
|
Цели/задачи ученика: • Цель учеников на уроке •понять своеобразие лирического героя Маяковского в ранней лирике; раскрыть гуманистический пафос стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»; иметь представление о понятиях: «лирика Маяковского дореволюционного периода», «лирический герой Маяковского», «лирический сюжет», «лирический образ»; овладеть умениями: производить анализ прочитанного стихотворения; -смыслового чтения - осмыслять чтение лирического произведения другими чтецами как интерпретацию. |
Цели/задачи педагога: создать условия обучающимся для: формирования представлений: о лирическом герое ранней лирики Маяковского; формирования умений: определять способы создания образа лирического героя; видеть индивидуальные черты поэта; овладения навыками: анализа лирического произведения В. Маяковского; смыслового чтения: выявление особенностей различных интерпретаций. |
Формы и методы, технологии обучения |
Методы: частично-поисковый Формы: обучение в диалоге; эвристическая беседа. Технология: ТРКМЧП, |
Основные понятия и термины |
Лирика, лирический герой, пафос, художественные приемы, форма стихотворения; футуризм, поэзия рубежа веков. |
Планируемые образовательные результаты
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Приобретенная компетентность |
Научатся: работать с ранней лирикой В. Маяковского; выделять индивидуальные черты поэта. Получат возможность научиться: применять изученные теоретико-литературные понятия и приемы литературоведческого анализа для раскрытия образной природы слова, объяснения сущностных явлений литературы; строить монологический ответ о поэзии В. Маяковского. Проверят свои умения строить монологическое высказывание о лирике поэта; понимать чужую интерпретацию лирических произведений. |
Коммуникативная: формирование читательской компетентности при чтении футуристической лирики, расширение литературного и читательского кругозора; развитие навыков ведения литературной дискуссии. Познавательная: совершенствование умения самостоятельно вычитывать имплицитную мысль художественного произведения (лирического), устанавливать причинно-следственные связи и закономерности. |
Организационная структура занятия
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
1.Организационный этап и актуализация имеющихся знаний 10 минут . |
1.Учитель предлагает проанализировать, объяснить значение иллюстраций на интерактивной доске (Приложение 1) 2.Учитель рассказывает о своей встрече с Маяковским, о своих ощущениях, о том, что В. Маяковский пришел в литературу в начале нового времени и его исканиях новых путей: учитель знакомит со стихотворением Осеева «Поэт начинается» или «Маяковский начинается».(Приложение 2) 3.Прослушать аудиозаписи стихов Маяковского предлагает учитель в исполнении автора «Послушайте!» (1914г.). В. Смехова «Ничего не понимают» (1913г.) О. Басилашвили «Дешевая распродажа» (1916г.) Группа «Сплин» песня на стихотворение «Вам» (1915г.) Аверина Егора (простой подросток) «Хорошее отношение к лошадям» (1918 г. ) http://poem4you.ru/classic/mayakovskiy/horoshee-otnoshenie-k-loshadyam.html (на выбор несколько, соблюдая время) |
1.Включение в деловой ритм: тетради, сборники стихотворений. Запись темы урока. Рассказывают факты из жизни Маяковского по иллюстрациям. 2.Слушают учителя, создают в тетрадях кластер из слов-ассоциаций. 3.Слушают стихи Маяковского. Дополняют свой кластер, записывая понравившиеся слова, образы. |
Регулятивные: готовить себя к продуктивной деятельности, самостоятельно оценивать условия деятельности. Регулятивные: осуществлять актуализацию полученной информации. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи |
2.Постановка цели и задачи. Решение учебных задач. 20 минут |
1. Даёт задание проанализировать стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Для этого организует работу в группах. Напоминает об истории создания стихотворения. (Приложение 3) Организует работу групп: (10 минут) 1 группа. Разговор о футуризме. Учитель даёт группе статью о футуризме для анализа. (Приложение 4) 2 группа. Разговор о новаторстве в стихе. Разговор о своеобразие ритма и рифмы, о необычности формы стиха Маяковского в контексте невозможности изображения кошмарного мира в гармоническом, напевном ритме традиционной поэзии: учитель даёт группе статью Маяковского «О рифме» и текст о манере поэта и задания к текстам.(Приложение 5) 3 группа Организация разговора о форме стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Учитель даёт задания на поиск художественных средств. (Приложение 6) 4 группа Разговор о содержательной, смысловой стороне стихотворения Маяковского. Задание на определение ключевых художественных образов, особенностях лирического героя, основной идеи. (Приложение 7) 5 группа. Задание увидеть схожесть мотивов в ранних стихотворениях Маяковского . (Приложение 8) |
Работа в группах: отвечают на проблемные вопросы, письменно формулируют вывод в 3 – 5 предложениях. 1группа и 2 группа формулируют тезисы о футуризме и манере Маяковского вообще, составляют к статье 2 «тонких» и 2 «толстых» вопроса и отвечают на них, записывая ключевые предложения в тетради. Обсуждают свои вопросы и тезисы, выбирают 2-4 лучших для представления другим группам. 3 группа анализирует выразительные средства стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», выполняя задания, предложенные учителем. Делают записи в тетради. Представляют решенные задания другим группам. 4 группа. Делает вывод о смысле жизни для Маяковского по результатам анализа этого раннего стихотворения. Делают записи в тетради, отвечая на вопросы и формулируя особенности лирического героя в этом стихотворении. Представляют результаты другим ученикам. 5 группа. Проводят параллели между 2-3 стихотворениями ранней лирики, услышанными в начале урока. Записывают тезисы в тетрадь и представляют их группам. Делают вывод о лирическом герое раннего Маяковского. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, Коммуникативные: сообща находят ответ, формируют собственную точку зрения для продолжения развития темы. Регулятивные: самостоятельно оценивать условия для формирования точки зрения. умение слушать в соответствии с целевой установкой. УУД Личностные: участие в диалоге, определение своеобразие создания образа у Маяковского. |
3.Контроль 5 минут |
(Приложение 9) Учитель даёт задание на проверку практических умений учеников. |
Отвечают самостоятельно письменно в течение 3 – 5 минут на предложенные вопросы с последующим чтением ответов. Взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы, определяя интересующий нас период ранней лирики. Вспоминают, что им известно о понятии «лирический герой». |
Познавательные: умение структурировать информацию, самостоятельно выделять необходимы цитаты и видеть в них лирического героя, умение почувствовать героя в его одиночестве, противопоставленности миру. |
Подведение итогов. 5 мин. |
Завершающими словами итоговой работы станут слова учителя и отрывок из стихотворения «Ко всему» (Приложение 10) |
Дополняют кластер на основании услышанного на уроке. |
Коммуникативные: умение услышать товарища и дополнить свое восприятие. Регулятивные: выделение необходимой информации, определение ее границ. |
4.Рефлексия. 5 мин. |
Предлагает 5 минут читать стихи и выписывать понравившиеся образы в форме ключевых слов, слов-ассоциаций. |
Читают стихотворения, отрывки, выписывают образы Маяковского, те, что нравятся больше всего, создавая таким образом кластер. (Это всё потом как материал к сочинению). |
Личностные: ориентироваться в тексте, понимать его целостный смысл в единстве формы и содержания. |
Домашнее задание. |
1.Прочитать стихотворения поэтов этого времени. 2.Учебный фильм о Маяковском (по желанию). 3. Сравните стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» с отрывком из очерка М. Горького «В большом городе». Что общего и чем различаются эти произведения? 4. Прочитать статью «Два Чехова» Маяковского (по желанию). 5.http://www.clubochek.ru/lib.php?rat=12&dog=13 О рифме (Маяковский Владимир "Как делать стихи?") (по желанию) |
Получают на листах (для экономии времени) домашнее задание. |
Поиск новой информации о поэте. |
Приложение 1
- Маяковский – поэт»: вспомните время, факты биографии поэта, людей, даты. Запишите все, что вспомните отдельными словами и словосочетаниями.
- Футуризм: что вы помните, все ассоциации, связанные с этим словом? Запишите отдельными словами.
- Образ времени Маяковского: дать развернутое определение (сложное, разорванное и т.п.)
Приложение
2
- «старые словесные образные и ритмические средства не годились», по убеждению Маяковского, для нового человека. Назначение свое Маяковский видел в воздействии на читателя. Поэтому Марина Цветаева назвала его «первым в мире поэтом масс», а Андрей Платонов «мастером большой всеобщей жизни». Язык не поворачивается назвать его, например, «трагический тенор эпохи» (так Анна Ахматова назвала Блока) или «имя твое — птица в руке» (так Марина Цветаева обратится тоже к Блоку), но она же одним росчерком пера даст самый выразительный портет Маяковского: «Архангел-тяжелоступ, здорово в веках, Владимир!» В этом портрете стиля Маяковского-художника есть все: и масштаб личности, и демократизм, и устремленность в будущее, и характерная «эпохальная» звукопись, и ведение своей и его особой роли в русском культурном пространстве.
Осеев «Поэт начинается» или «Маяковский начинается» о том, как принято решение заниматься лит-рой и здесь упоминание о лошади не случаен:
И вот он выходит:
большой, длиннолапый,
обрызганный
ледниковым дождем,
под широкополой,
обвиснувшей шляпой,
под вылощенным нищетой плащом.
Вокруг никого.
Лишь тюрьма за плечами.
Фонарь к фонарю.
За душой – ни гроша…
Лишь пахнет Москва
горячо калачами,
да падает лошадь,
боками дыша.
Приложение 3
Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
- Какое это время для России, кто знает? (Это сложное трудное для России время – это время разрухи, голода, насилия). Поэт переносит нас на одну из самых больших и оживленных улиц. Вот как о том времени рассказывает свидетель тех событий: «Было очень холодно. На улицах палые лошади. Убирать их было некому. Их растаскивали по кускам, разрезая перочинными ножами. Только потом приходили собаки…»
Таким образом, поводом для создания стал реальный факт. Важно увидеть, как преображается этот реальный факт в поэтическом тексте.
Приложение 4
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Манифест русских футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу» (1912 г.) Футуристы считали, что литература должна искать новые темы и формы. По их убеждению, современный поэт должен отстаивать свои права. Вот их перечень:
1.На увеличение словаря в е г о о б ъ ё м е произвольными и производными словами (слово-новшество)
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования
Футуристы экспериментировали со словом, создавая авторские неологизмы. Так, например, футурист Хлебников придумал название русских футуристов – будетляне (люди будущего). Подобно тому, как в живописи кубистов мир предметных явлений распадался на плоскости и объёмы, Маяковский рассекал порою отдельные слова и создавал своеобразную игру рассечённых частей.
У-
лица.
Лица
У
догов
годов
рез-
че.
Че-
рез
железных коней
с окон бегущих домов
прыгнули первые кубы».
Футуризм В. В. Маяковского
В футуризме Маяковского привлекал
- анархический бунтарский задор
- ориентация на убыстренные темпы жизни
- ярко выраженное стремление к формальному новаторству.
С 1912 года Маяковский начинает печататься в футуристических сборниках. В его творчестве находит свое воплощение:
* урбанизм (более ужасен, чем у символистов), город – гипербола
* антибуржуазность
* увлечение экспериментаторством (необычные зрительные образы, усложненность и деформация образов)
* антиэстетизм
* тяготение к прозаизмам разговорной речи (язык улицы)
* словотворчество, необходимость создания нового слова для отражения новой действительности.
* подчеркнутое одиночество, бездушие окружающего мира.
Юный Маяковский пришел страдающим и одиноким. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. Необычайное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна отпугивали всех. Почему? Сначала стихи были ходульными (не на своих ногах, подражательные). Драматизм прихода Маяковского в литературу, может быть, в том и состоит, что он пришел с футуристами и больше ни с кем войти в нее и не мог, и не желал. Он пришел не лириком-одиночкой, он пришел, громко заявив «Я!», не переставая твердить «Мы-Мы-Мы!» Он вошел, почти ступая в следы, оставленные символистами, в особенности Андреем Белым, с идеей, которую они взлелеяли, размышляя над неоромантиком и философом Фридрихом Ницше, а футуристы подняли его на свои знамена идеей нового человека, новой жизни, и этот человек, и эта жизнь должны были быть чисты и прекрасны. Они рождались из Нового Слова, и в этом рождении не могло не быть «горечи и боли расставания с миром», порождавшим их, и не могло не быть неистовства, с которым они утверждались на старой почве Чтобы понять эстетические принципы раннего Маяковского, стоит обратиться и к статьям, в которых кажущееся традиционным и устоявшимся, оборачивается своей совершенно новой стороной, прошлое оказывается устремленным в будущее. Такова, например, его статья «Два Чехова» (1914)
Творчество Маяковского быстро перерастало рамки футуризма. В статье «Капля дёгтя» 1915 года он уже прощается с футуризмом как с литературным направлением, но не отрекается от него: «Да! Футуризм умер как особенная группа, но во всех вас он разлит наводнением».
Приложение 5
Ритм Маяковского рваный, он ломает строчки, размещая особенно важные слова отдельно, - так и получается его неповторимая "лесенка".
Важнейшим конструктивным элементом стиха для Маяковского является рифма. Рифмы у него чаще всего неточные, но необыкновенно богатые. Особенный интерес представляют составные рифмы, когда слова рифмуются не попарно, а слово может рифмоваться со словосочетанием, где есть одинаковый набор звуков. В поэме "Облако в штанах", есть пример такой рифмы: словосочетание "разжал уста" рифмуется со словом "пожалуйста". Такая рифмовка словно разрывает слово, заставляя произносить его при чтении раздельно, как бы по слогам. Примеров подобных рифм у Маяковского очень много. Сам поэт однажды сказал, что подобное разрывание слов на части делает их до некоторой степени "фантастическими", обычные слова становятся непохожими сами на себя.
Таким образом, мы видим, что ритм и рифма у Маяковского решают те же задачи, что и его необыкновенная образность: они способствуют возникновению ощущения странность, неправдоподобия, фантастичности жестокого мира, в котором человек одинок и несчастлив.
Необычная форма - дольник (трехсложный размер, и иногда вынимается слог, и меняется ритм, появляется пауза, чтобы выделить нужное слово).
До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2.
Дней (0) бык (0) пег,
Медленна (2) лет (1) арба,
Наш (0) бог (0) бег,
Сердце (1) наш (2) барабан.
Владимир Маяковский
(1 нарушение) размер или акцентный стих Появляется акцентный стих — чисто-тонический стих, в котором урегулировано только число ударений; количество безударных слогов между ними произвольно.
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;
досыта изыздеваюсь, нахальный и едкий.
Владимир Маяковский
Нарушения размера(2-3) - верлепы-свободный стих, например, у поэтов «серебряного века» или поэтов модернистов, если говорить нучными терминами, заставляет читателя спотыкаться, обращает внимание читателя на этот момент в тексте.
А если слов не хватало, их можно было тут же изобрести)
Своеобразие рифмы у Маяковского заключается в том, что он рифмует не только концы строк, но и середины, середины и конец и т.п. Рифма Маяковского часто – неточная, но богатая: в ней совпадает несколько звуков. Иногда одно длинное слова рифмуется с несколькими короткими.
Всё вышеописанное - это основные положения поэтической системы Маяковского, которая была по истине новаторской, поэтической системой будущего, поэтической системой футуризма.
Основные характеристики этого языка - громкость, естественность (разговорность интонаций), демократизм (в сфере лексики), красочность и выразительность - вплоть до гиперболизации в космических масштабах и плакатно-лозунгового стиля агитационных призывов. Благозвучие, напевность, музыкальность органически чужды этому языку. Не на "пении гласных", как в блоковской поэзии, должна строиться звукопись этого языка, а на "хороших буквах - Эр, Ша, Ща".
К. Чуковский в статье "Ахматова и Маяковский" называет его "поэтом-гигантистом", говоря, что в стихах он оперирует такими "громадностями", которые до него поэтам и не снились. Он словно глядит на мир в телескоп и даже слова выбирает со значением преувеличения, максимальной меры и степени: "шажище", "разговорище", "адище", "шеища", "хвостище", "язычище" и пр. Поэт творит собственные слова - неологизмы, ему тесно в рамках существующего традиционного языка. Он разрушает и традиционные нормы грамматики, расширяет диапазон слов, используемых в поэтических текстах. Такому огромному, с таким громогласным голосом, ему тесно в нормах и правилах языка - и не составляет труда эти нормы ломать и рушить. Сил у него для этого достаточно. Понятия "тысяча", "миллион", "миллиард" для него обыкновенны, и количества, ими обозначаемые - нормальны.
У него нет отвлеченных понятий. Метафоры строятся на конкретизации абстрактного, отвлеченного. Дни жизни похожи на острия штыков, жадность - это золотой микроб, прогрызший душу (образы из поэм "Война и мир" и "Флейта-позвоночник").Еще одна особенность метафор раннего Маяковского - их развернутость. Он умеет уподоблять не вещи, а процессы, создавая развернутые картины. Особенно ярко он передает состояния внутренней жизни человека через такие фантастические образы. Чуковский назвал его поэтом "катастроф и конвульсий", поэтом "горячечных и сумасшедших образов", воспаленного мозга и исступленных слов. Именно такие слова и картины - его метафоры
Неточные рифмы становятся обычными к ХХ веку. Ослабление точности ударного созвучия Брюсов назвал левизной рифмы. Левизна означает именно передвижение созвучия влево от ударного гласного, к примеру, маяковская рифма "интеллигентчики — достали свечки".
Для Маяковского левая рифма — теперь ее называют глубокой — имела первостепенное значение. Он откровенно считал, что делает, а не пишет стихи: "Я всегда ставлю характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало".
В стиле ранних стихотворений поэта есть и нагромождение усложненных образов, и формалистические эксперименты, и искусственные словообразования. Постепенно Маяковский освобождался от этих недостатков
Приложение 6
- Какие приёмы использует поэт для того, чтобы картина стала живой?
(«Улица опрокинулась, течёт по-своему» – метафоры, в глазах лошади изображение вверх ногами; «за каплищей каплища» - гипербола.)
1.Приведите три примера аллитераций и ассонансов из стихов и три примера из стихотворений Маяковского.( Ударные созвучия Маяковского тесно связаны с темой стихотворения. Случаи чистого звукоподражания достаточно редки, хотя сам поэт определял свое творчество как "слышимую поэзию". Сейчас, в историческом далеке, нам слышится иное эхо событий в стуке копыт лошади по мостовой:
- Как люди отнеслись к падению лошади? (''Смех зазвенел и зазвякал''- ассоциация с предметом, вещью, а не свойством человека.)
(Сложность артикуляции д. б. демонстрировать сложность смысла. О. важен звук)
Били копыта.
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
Аллитерация с буквой Р наоборот переводит текст в стремительный даже иногда угрожающий ритм, явно создавая слуховой образ.
В русском языке сочетание звуков "г" и "р" имеет определенный мистический смысл: оно входит в состав множества слов с явно негативной эмоциональной окраской, либо же имеющих оттенок угрозы, тяжести или пренебрежения. Предупреждающе звучат слова: грех, грязь, гроза, гром, груз, грош, громада… И именно эти звуки выбивают копыта лошади: "Грабь. Гроб. Груб". Вряд ли Маяковский сознательно нагнетал грозовую атмосферу: он был опьянен романтикой революции. Но для нас в его "слышимой поэзии" теперь звучит реальный голос начала двадцатого века — грозного, рваного, грязного. Маяковские рифмы часто практически неогласованы, они держатся на созвучии согласных звуков. В образовании согласных звуков принимает участие в основном шум, а не голос, поэтому их нельзя произносить нараспев. Согласные отвечают не за мелодику речи, а за смысл. Поэтому и рифмы Маяковского образуют не музыкальный, а тематический костяк стихотворения. Маяковский писал: "Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова".можно маршировать под многие стихи Маяковского. Иногда он сам скандировал при чтении. Маяковского практически нельзя петь — именно по причине засилья, главенства согласных звуков. Белинский предполагал, что время рождает не только своих героев, но и свои формы. Мы можем с уверенностью сказать, что время рождает и свою мелодику.
2.Приведите цитаты, иллюстрирующие следующие художественные приемы:
Метафора, они у Маяковского развёрнутые
(«Ветром опита,
льдом обута
улица скользила»
«Улица опрокинулась,
течет по-своему...»
3.Найдите в стихотворении авторские слова. Как они образованы? (. Поэт активно использует уменьшительные и увеличительные суффиксы:? Маяковский вообще использует множество суффиксов и приставок с разными значениями, которые приводят к образованию новых слов:?
4.Найдите в стихотворении примеры гиперболы, каламбуры.
5 Найти лексический повтор, инверсию
(В лирике Маяковского изменена графическая запись стиха – стихотворная строка разбивается «лесенкой», чтобы точнее донести до читателя все оттенки поэтической речи.
«Может быть
старая –
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала н_а_ ноги,
ржанула
и пошла» («Хорошее отношение к лошадям»);
Важно заметить, что «лесенкой пользовались многие поэты 19 и 20 века.
Кроме того, как особенность «лесенки» Маяковского можно указать, что ступени «лесенки» чаще всего являются частями одного предложения.)
6.Выделите синтаксические особенности.(( Пример использования инверсии в нераспространённом предложении как изобразительно-выразительного средства:
«– Лошадь упала! –
– Упала лошадь! –
Смеялся Кузнецкий.?
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему».
(«Хорошее отношение к лошадям»).
Во-вторых, это синтаксический параллелизм (+лексические повторы):
- Как обращается поэт к лошади? (Поэт обращается к лошади на «вы» - уважительно, сравнивает её с жеребёнком - мотив детскости, сочувствует её боли, подбадривает лошадь.)
Как синтаксическую особенность выделим обилие обращений в стихах Маяковского, вопросительных предложений (причём обращённых к читателю/слушателю)
Приложение 7
Это стихотворение поэта было неоднозначно принято современниками: одни увидели в нём разочарование Маяковского в революции, другие, напротив, считали, что «Хорошее отношение к лошадям» - это «вера в революцию».
Содержание: героев три: Лошадь, толпа и лирический герой. Здесь всё не сложно: Безразличие к лошади толпы и небезразличие лирического героя. Лирический герой, как лошадь, затравлен. Основная идея - страдание от равнодушия, но оптимистично, лошадь влилась в систему, встала в стойбище, жить стоит. Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта:
…и стоило жить,
И работать стоило.
Может быть, этот вывод неожидан для читателя, но для Маяковского он характерен, потому что дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества. Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко л Будучи «горланом и главарем» поэзии 20-х годов, В. Маяковский оставался очень милым, легко ранимым человеком. Душа его откликалась на любую боль, причиненную всему живому.
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения
- Как Маяковский описывает страдания лошади?
(Подошёл
и вижу
глаза лошадиные …
Улица опрокинулась,
течёт по – своему …
Подошёл и вижу -
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсть )
- Какие слова повторяются в этой части стихотворения? Обратите внимание на синтаксис этих строк. Подумайте, почему поэт трижды употребляет многоточие? (Он находит слова утешения для лошади.)
(И какая – то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте. )
- Какие слова утешения он находит для лошади? Как вы понимаете слова «Все мы немножко лошади…»? (Поэт искренне сочувствует боли живого существа, подчёркивает родственность душ.)
- Как изменяется настроение лошади? Чтение заключительных строк стихотворения.
- На какое изображение похожа лошадь в начале стихотворения и в конце? (Главное в стихотворении - переход от тоски к вере в достоинство жизни.)
-Сделайте вывод: Так о чем же это стихотворение? Разве оно о лошади? (Нет, скорее о людях. Это философское осмысление человеческой жизни. Маленькая победа добра над злом, жизни надсмертью, вселяет оптимизмом душу поэта и нашу. Сюжет стихотворения снова отражает его идею, идею гуманности, добра, милосердия. Своеобразным выстрелом звучит антиэстетичное «грохнулась», зато оно обращает на себя внимание. Последние два предложения с прямым и обратным порядком слов, усиливают эффект безразличия и бессердечия толпы, передают боль лирического героя, который в отличии от толпы всё происходящее с несчастным животным принимает близко к сердцу:
«Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...»).
-Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Впоследствии поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям». Как вы думаете, почему?
Приложение 8
-Вы прослушали стихотворения Маяковского «Послушайте!»
- Если Маяковский написал так, как это его характеризует?
- Каким предстаёт перед нами лирический герой стихотворения?
«Дешёвая распродажа» поэт выражает эту же мысль:
Слушайте ж:
всё, чем владеет моя душа,
- а её богатства пойдите смерьте ей! –
великолепие,
что в вечность украсит мой шаг,
и самое моё бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклонённых соберёт мировое вече, -
всё это - хотите?
Сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье…
За человечье слово –
не правда ли, дёшево?
Пойди,
Попробуй, -
Как же,
найдёшь его!
- Подумайте, какие мысли и чувства связывают это стихотворения со стихотворением «Хорошее отношение к лошадям». (Революция принесла не только желаемое обновление. Поэт показывает, что изменяются отношения между людьми. Вера Маяковского в торжество новых отношений между людьми подвергалась серьёзным испытаниям. Он понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить человека.)
(Стихотворение Маяковского - не о лошади, точнее, не только о лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лёд - это не только состояние окружающей среды, это отношения между людьми.)
И в стихотворении «Дешёвая распродажа» поэт выражает эту же мысль:
Сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье…
За человечье слово –
не правда ли, дёшево?
Пойди,
Попробуй, -
Как же,
найдёшь его!
Совсем нетрудно очам
Заплакать в кинозале.
Над чем мы только там
Слезу не проливали!
Но вот экран погас!
На улицу мы вышли
На улице из нас
Слезу попробуй выжми.
Именно таким - одиноким, нежным, и грубым одновременно - предстает в ранних стихах Маяковского облик поэта.
Приложение 9
1.Замените в следующих фразах сравнение метафорой: Как медленно догорающее пламя, сражение затихало. Облачком налетела на все молодые лица печаль. Еловая ветка словно рукавом завесила мне дорогу.
2. Выпишите из текстов развернутые метафоры.
2Найдите строки, в которых выражена идея стихотворений (прослушанных на уроке).
Приложение 10
В середине 20 века С.Я.Маршак в статье «Маяковский детям» написал: «Вряд ли можно найти человека, который бы относился к этому поэту безразлично. Его любят или не любят, живут его стихами или спорят с ним и о нем, но нельзя не слышать в гуле нашего времени его уверенную поступь, силу его звучного, навсегда молодого голоса».
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.
( 1, 106. Ко всему, 1916)
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»