В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Утренняя гимнастика с оздоровительным бегом

Утренняя гимнастика с оздоровительным бегом

Жанна Бойкова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 6797
Краткое описание
В данном опыте работы   были разработаны комплексы утренних гимнастик с оздоровительным бегом на свежем воздухе под музыкальное сопровождение (детские песенки, тексты  которых соответствуют содержанию выполняемых упражнений). Эти комплексы включают упражнения коррекционной, дыхательной гимнастики и лечебной физической культуры (ЛФК), направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы.
Описание

1. Информация об опыте.

Автор опыта: Бойкова Жанна Валентиновна, МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №232», инструктор по физическому воспитанию, т. 8960-488-54-37

Тема опыта: « Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми»

Условия возникновения опыта, становления опыта: МДОУ «Центр – детский сад №232» отдела образования Западного внутригородского административного округа г. Краснодара расположен в Юго-западном жилом массиве г. Краснодара (Юбилейный микрорайон). По периметру района протекает река Кубань. Левый берег реки Кубань занимает степная зона и Шапсугское водохранилище, которое оказывает влияние на условия формирования микроклимата района. На правом берегу расположен Юбилейный микрорайон, в глубине которого расположен детский сад.
Вдоль реки идет кольцевая магистраль, проложены трамвайные пути, промышленные объекты отсутствуют. В районе построены жилые дома (10-ти, 12-ти и 1б-тиэтажные), объекты социально-бытового назначения (магазины, кафе, почта, ателье и пр.), три средних школы, шесть детских садов, две поликлиники.
Проект застройки Западного жилого района разработан КГПИ в 1986 году, расположение и ориентация зданий в западном жилом массиве выполнено с соблюдением СНИП к ориентации и инсоляции помещений.
Растительный мир района в основном состоит из разнообразного состава трав. В районе высажены различные виды деревьев. Породы зеленых насаждений, их композиция способствует созданию благоприятного микроклимата, защищает от шума и пыли, является частью архитектурного ансамбля Юбилейного микрорайона. Трамвайные линии и автомагистраль находятся в отдалении от детского учреждения МДОУ «Центр – детский сад №232». Источником промышленного загрязнения служит кожзавод, который расположен выше по течению реки Кубань; кольцевая дорога по ул. Алма-Атинской до проспекта Чекистов, в 10-ти метрах от забора детского сада находятся подземные гаражи на 100 мест.
Преимущественное направление ветра северо-восточное. Практически район не попадает под влияние загрязненных воздушных масс, приносимых с предприятий города.
В радиусе <metricconverter productid=«1 километр» w:st=«on»>1 километр протекает река Кубань. На территории Сельскохозяйственного университета расположена зеленая зона и дендрарий, где собрана вся флора Кубани. Эти места пригодны для проведения экскурсий и оздоровительных прогулок с детьми.
Площадь земельного участка детского учреждения – 11335,13кв.м. На территории имеется 3 спортивные площадки –150кв.м. и 50 кв.м. с асфальтовым покрытием и 50кв.м. с травяным покрытием.
Актуальность опыта. В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики — ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, суставная и дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений: у-шу, китайской гимнастики, йоги и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, 
возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.
В то же время, несмотря на большую популярность физической культуры, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. Исследования показали, что состояние здоровья населения, особенно детей и подростков, ухудшается. С каждым годом растет количество детей, страдающих психоэмоциональными нарушениями, сердечно-сосудистыми
заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. Утренняя гимнастика на свежем воздухе – одно из направлений такой работы. Как правило, утренняя гимнастика в теплое время года в дошкольных учреждениях проводится на свежем воздухе. Анализ этого эффективного вида оздоровительной работы с детьми за последние годы показал, что у детей слабо сформирована мотивация качественного выполнения упражнений утренней гимнастики, оздоровительного бега под счет или удары бубна, поэтому инструктором по физическому воспитанию Бойковой Жанной Валентиновной были разработаны комплексы утренних гимнастик с оздоровительным бегом на свежем воздухе под музыкальное сопровождение (детские песенки, тексты которых соответствуют содержанию выполняемых упражнений). Эти комплексы включают упражнения коррекционной, дыхательной гимнастики и лечебной физической культуры (ЛФК), направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы. Ежедневные занятия помогают естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний.
Теоретическое обоснование опыта.
1.1.Музыка как средство оздоровления.
Мир музыки поистине безбрежен. Он охватывает разные исторические эпохи, слои общества, различные национальные традиции. Музыка во многом отличается от других видов искусства — ее выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра и кино, ибо она оперирует средствами чисто эмоционального воздействия и обраще­на преимущественно к чувствам и настроениям людей. Музыка обладает специфическим свойством влиять на психику человека, его эмоциональное состояние. Одна мелодия располагает нас к покою, может опечалить, повергнуть в глубокую задумчивость, другая заставляет отбивать ритм ладонью, притоптывать ногой или пуститься в пляс.
Дети уже с первых мгновений своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные в ней чувства и настроения.
Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление

гликогена. Ритмичная музыка является могучим воспитывающим и организующим средством, применение ее на утренней гимнастике, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.
Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу». Этому свойству музыки высокую оценку давали Пифагор, Платон,
Гиппократ, Аристотель и другие ученые Древней Греции. Аль Фараби, музыкотерапевт древнего Хорезма, утверждал, что музыка действует на человека через главный орган его тела — головной мозг. По его мнению, головной мозг регулирует работу сердца, темперамент, поддерживает нервную систему и ощущения. Данные хорезмских музыко-терапевтов были подтверждены работами В. М. Бехтерева.
Большое внимание музыкальной стимуляции физической и умственной работоспособности человека уделял Аристотель. Он пришел к выводу, что музыка решает в обществе определенные задачи, она способна управлять сознанием и поведением людей, регулировать их умственную и физическую деятельность, давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней, формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и идеалы.
В Китае, Индии, Египте и Древней Греции можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, то есть в психотерапевтических целях.
Арттерапия, то есть терапия с использованием средств изобразительного искусства, музыки и танца, физических упражнений, может стать эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного и школьного возраста.
Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке организма ребенка на определенный темп работы, повысить работоспособность, отдалить наступление утомления, ускорить протекание восстановительных процессов, в зависимости от задач возбуждать или успокаивать ребенка, снимать нервное напряжение. Такую музыку можно назвать функциональной.
В основе благотворного влияния функциональной музыки на деятельность занимающихся лежат два фактора: положительная роль оптимального эмоционального возбуждения и способность стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. Функциональной музыкой можно повышать ритмические процессы организма, делая их более экономичными в энергетических затратах. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику.
Применение музыки в утренней гимнастике способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений (темп, амплитуду, нужное напряжения мышц) и ускоряет овладение техникой движений.
Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы.
Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект.
1.2. Утренняя гимнастика под музыку Главными задачами физического воспитания детей являются укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Работа по развитию движений осуществляется на физкультурных, музыкальных занятиях и в свободное от занятий время. Выполнение
физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений.
Вопрос о взаимосвязи музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитии движений, советский педагог Н. А. Ветлугина отмечает: «… между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются и очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание».
Использование музыки для сопровождения упражнений утренней гимнастики (с учетом выполнения задач физического воспитания) — одно из активных общений ребенка с музыкой. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи и музыкального, и физического воспитания детей.
Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные музыкальные произведения. Естественно, что их исполнение должно быть грамотным. Ведь элементы музыки — это не только ритм, но и темп, метр, динамика, характер звуко-движения (легато, нонлегато, стаккато, маркато). Эти элементы определяют выразительность содержания музыкального произведения, они же являются и средствами выразительности музыкально-ритмических движений (быстро-медленно, усиливая-затихая, громко-тихо, плавно-отрывисто и т.д.).
В практике иногда встречается свободное импровизирование маршеобразной и танцевальной музыки, к которой дети, к сожалению, привыкают из-за ее ритмичности и кажущегося удобства для ходьбы, исполнения плясок. Воспринимается лишь отдельный ритм, а не музыкальный ритм как результат определенного, организованного распределения звуков, состоящих в тесной связи с характером и свойствами этих звуков.
Искаженное исполнение музыки особенно вредно для маленького слушателя, так как именно в этом возрасте происходит знакомство ребенка с миром музыкального искусства. Музыка как вид искусства всегда содержательна, поэтому движения под музыку становятся осмыслены, эмоционально окрашены.
Движения, выполняемые под музыку, способствуют развитию основных видов движений: ходьбы, бега, разнообразных прыжков и подпрыгиваний (с одной ноги на другую, на двух ногах и т.д.). Они используются и в целях развития мышц плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, вырабатывают хорошую правильную осанку, учат детей пространственным ориентировкам (вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, движения шеренгой, в колонне, звеньями и т.д.).
Конечно, не все физические упражнения могут быть использованы с целью музыкально-ритмического развития. Прыжки в длину, высоту, ползание, лазанье, метание в цель не могут выполняться под музыку. Там, где стоит задача подпрыгнуть, перепрыгнуть, залезть, перелезть, попасть в цель, потребуется индивидуальный темп от каждого ребенка. Музыка с ее организованным метроритмом в этом случае мешает выполнению задания. Кроме того, надо иметь в виду, что, так же как и на занятиях физкультурой, не следует на утренней гимнастике танцевальные шаги выполнять под счет.
Утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением в детском саду желательно проводить, начиная со второй младшей группы (дети 3-4 лет), когда происходит формирование музыкально-ритмических умений и навыков. К этому периоду детское восприятие совершенствуется, развивается воображение, ребенок уже способен создать на основе словесного описания образ предметов. Ярче проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку. Дети могут различать регистры, тембровую окраску звучания, динамику (громко, тихо), узнавать знакомые произведения. Однако слуховое внимание у них еще неустойчиво. Поэтому музыкальное сопровождение дается только к отдельным упражнениям с использованием игровых образов (птички клюют, воробышки прыгают, мячики покатились и т.д.).
Дети 4-5 лет (средняя группа) чувствуют ритмический рисунок музыкального произведения, направление его мелодической линии, силу звучания. Поэтому музыка может сопровождать почти каждое упражнение.
У детей старшей и подготовительной к школе групп (6-7 лет) наблюдается значительное повышение уровня физического и музыкального развития. Они способны к творческому проявлению ритмических движений под музыку различного характера. Большинство упражнений в комплексах утренней гимнастики для старших групп проводится с музыкой. Без музыкального сопровождения выполняются упражнения, которые требуют индивидуального темпа (чаще это касается упражнений для мышц брюшного пресса).
Все упражнения, включенные в комплекс утренней гимнастики, должны быть хорошо знакомы детям. Разучивание упражнений осуществляется на физкультурном занятии без музыки и на музыкальном занятии музыкой. При таком условии утренняя гимнастика проходит эмоционально, в хорошем темпе.
В период разучивания упражнений воспитателю следует использовать бубен. Четкие удары в бубен хорошо регулируют темп выполнения упражнений. Во время бега нельзя встряхивать бубен, надо изменить силу и характер его звучания. В противном случае ребенок не чувствует ритмичности, его шаг становится дробным, мелким (семенящим). Для регуляции дыхания при выполнении упражнения детям предлагают произносить слова, звуки. Например, опуская руки, сказать: «Вниз», приседая, постучать кончиками пальцев по коленям, сказать: «Клю-клю» и т.д.
Если упражнения выполняются с музыкальным сопровождением, то бубен уже не используется, слова и звуки не произносятся, так как регулированию дыхания во время упражнения способствует точное соблюдение протяженности музыкальной фразы.
1.3. Задачи и средства утренней гимнастики
Основная задача утренней гимнастики — это укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья. К частным задачам относятся:
• оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата
(формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
• развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
• совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной
силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей;
• содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха;
• памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой;
• оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу
ребенка; содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
Основными средствами утренней гимнастики являются физические уп­ражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (мяч). Все они выполняются под музыкальное сопровождение. Исходными положениями таких упражнений могут быть стоя и в упорах присев.
Упражнения общей направленности включают строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения на растягивание и расслабление мышц и танцевальные упражнения.

Комплексы физических упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы (формируют «мышечный корсет»), выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решаются задачи общей физической подготовленности занимающихся, а в связи с этим и их физического развития.
Упражнения специальной направленности включают упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, дыхательную гимнастику.
Комплексы физических упражнений специальной направленности содействуют той функции или системе организма занимающихся, на которую они направлены. Здесь используется большинство упражнений коррекционной и лечебно-профилактической направленности.
При подборе средств утренней гимнастики необходимо учитывать: совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на ослабленный орган или систему; выделение конкретных лечебно-профилактических задач; возраст занимающихся; психомоторное развитие занимающихся.
1.4 Организация утренней гимнастики на свежем воздухе.
Цель утренней гимнастики — поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка. Этой целью и определяется методика ее организации.
Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики должны быть включены только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения. Использование элементов обучения неизбежно создает ситуацию напряжения, поскольку не все дети успешно справляются с заданиями. Если они это осознают, то их астенические реакции могут усилиться.
Интерес к гимнастике поддерживается музыкальным сопровождением и большим разнообразием упражнений. Что касается усвоения кислорода тканями и органами, то во время физических упражнений на свежем воздухе этот процесс протекает интенсивнее. И в этом отношении наша пятнадцати минутная утренняя гимнастика на свежем воздухе равняется обычной получасовой прогулке. На каждый месяц составляется два комплекса. Если погода не дает возможности провести гимнастику на улице, то гимнастика проводится в музыкальном зале при открытых окнах. В целом утренняя гимнастика состоит из следующих частей:
• Разминка, подготавливающая детей к длительному бегу в медленном темпе;
• Бег в медленном темпе;
• Расслабление;
• Музыкально-ритмическая композиция;
• Расслабление;
• Перестроение;
Все движения предварительно разучиваются на физкультурных занятиях, и в комплекс утренней гимнастики можно включать только те, с которыми дети хорошо справляются. Темп и нагрузка каждого движения должны быть отработаны. Инструктор должен знать, какую нагрузку следует давать детям при выполнении того или иного движения, ориентируясь на возможности детей.
Утренняя гимнастика — это комплекс мер физического и психического воздействия, способствующих профилактике психоэмоционального напряжения детей, тренировке сердечно-сосудистой системы, развитию способности организма лучше усваивать кислород.
1.5. Оздоровительный бег.
Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата и т.д. Но главные «киты», на которых держатся жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.
Из этого следует сделать вывод: вся система физического воспитания в детском саду должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.
Основным же средством этого развития являются движения. Не стоит забывать, что развитие дыхательной системы, сущность которой заключается в усвоении организма кислорода воздуха, также напрямую связано с движениями.
Одной из наиболее удачных, открывающих реальные перспективы для профилактической и лечебной деятельности, для активного отношения к проблеме здоровья, представляется концепция, согласно которой мерилом здоровья человека служит его аэробная производительность — максимальное количество кислорода, которое он способен усвоить за минуту.
«Аэробная производительность тем выше, чем выше производительность систем внешнего дыхания (минутный объем дыхания, максимальная легочная вентиляция, емкость легких, скорость диффузии газов в легких), кровообращения (минутный и ударный объемы, частота сердечных сокращений, скорость кровотока, системы крови (содержание гемоглобина), тканевой утилизации кислорода, зависящей от уровня тканевого дыхания, а также слаженность в деятельность всех этих систем», -пишет В.Зациорский.
Аэробная производительность тем больше, чем лучше тренирован ребенок. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но… только на свежем воздухе! Известно, что основной метод улучшения способностей к поглощению кислорода — длительный равномерный ( или, по Ю.Ф. Змановскому, оздоровительный ) бег. И именно в дошкольные годы физкультурная деятельность должна быть направлена на увеличение этих способностей.
У тренированного ребенка, как показали многочисленные исследования, эти способности нередко увеличиваются вдвое. Исследователи отмечают, что у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями на свежем воздухе, и в первую очередь бегом, бесперебойно функционирует система кровеносных сосудов, развитые легкие и бронхи, выносливое сердце. Особенно полезен бег на свежем воздухе болезненным, щуплым детям. Если эти истины не усвоят воспитатели и родители, то они не смогут помочь своим детям и воспитанникам обрести надежное здоровье. ( В.Г. Алямовская «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении).
Бег в оздоровительных целях за последнее десятилетие приобрел огромную популярность. В лексиконе появилось и быстро прижилось новое понятие «оздоровительный бег».
«Оздоровительный — пожалуй, наиболее верно отражающее существо и назначение этого физического упражнения название». Раньше часто употреблялись такие выражения, как бег трусцой, бег на выносливость, медленный, длительный бег. Разница между ними только в терминологии. По физическому же воздействию на организм принципиальных отличий специалисты не выявляют.
Преимущества оздоровительного бега:
заниматься бегом можно в любое время года, не зависимо от географических и климатических условий и места проживания;
оздоровительный бег доступен любому начинающему, так как не требует специальной предварительной подготовки; беговая нагрузка легко дозируется по интенсивности и длительности с учетом возраста и функциональных возможностей;
можно успешно и с высокой степенью точности осуществлять самоконтроль в процессе занятий бегом;
систематические занятия бегом стимулируют дополнительные возможности

кровообращения, усиливая работу скелетной мускулатуры, выступающей в роли «периферического сердца»;
под влиянием регулярного бега снижается артериальное давление, что ведет к уменьшению нагрузки на левый желудочек;
во время бега в работу вовлекаются основные мышечные группы, обеспечиваются длительное и динамическое движение каждой части тела, высокая подвижность в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах;
у занимающихся оздоровительным бегом сосудистая система более развита (разветвлена);
ежедневный бег трусцой увеличивает эластичность и емкость сосудистого русла;
во всех известных видах спорта бег является если не основным, то вспомогательным средством подготовки.
Как нужно дышать во время бега?
Многие занимающиеся во время беговых нагрузок не обращают внимание на дыхание, они дышат так, как дышится. Однако другие пытаются руководствоваться широко распространенными рекомендациями, осуществляя сознательный контроль за деятельностью аппарата внешнего дыхания. К их числу относятся следующие:
— Дышать необходимо через нос. В отдельных случаях допускается выдох через рот, но вдох обязателен только через нос.
— С целью лучшего согревания и фильтрации вдыхаемого воздуха вдох следует делать через «выпяченные» губы, при этом язык должен иметь форму «лепестка», «лодочки» или «уточки».
— Дыхание должно быть полным, т.е. по возможности глубоким, но редким, при этом дыхательные движения грудной клетки включают как грудной, так и диафрагмальный компоненты.
— Дыхание должно быть ритмичным: на каждые два — четыре шага, в зависимости от скорости бега, делается вдох, на каждые три — пять шагов — удлиненный выдох.
— После прекращения бега целесообразно осуществлять «профилактику» дыхательных органов: резкие выдохи через нос и через рот.

Носовое дыхание несомненно имеет преимущества. Но к сожалению при напряженной мышечной работе оно затруднено вследствие высокого сопротивления току воздуха. Носовые полости очень узкие. Во время бега кровоток через слизистую носа возрастает на 50 — 60 %, происходит более обильное выделение слизи, слизистая оболочка разбухает и сопротивление току воздуха возрастает еще более. К сожалению, у многих детей дошкольного возраста часто встречается такое заболевание, как аденоиды. Поэтому дыхание через нос практически не возможно. Оптимальный вариант для дошкольников произвольное дыхание.
1.6 Организация оздоровительного бега.
Оздоровительный бег-это длительный бег в медленном темпе. Ориентировочно частота сердечных сокращений при медленном беге должна составлять 140-160 ударов в минуту у малышей и 150-170 ударов в минуту у детей 5-6 лет. О значении оздоровительного бега много сказано у К.Купера, Н.М.Амосова, Ю.Ф. Змановского и др. Исходную длительность бега следует определить вместе с врачом детского учреждения не только для группы детей в целом, но и для отдельных детей в ней. Нужно вымерить длину беговой дорожки не только по количеству метров, но и по времени, которое затрачивается на пробегание одного круга в медленном темпе, так как по количеству пробегаемых кругов легче ориентироваться.
Каждые две недели длительность бега увеличивается на 15 секунд. Но возможны периодические «остановки». «Приостановка» происходит в период карантина. В летнее время длительность бега не увеличивается. Методика оздоровительного бега такова. Вначале проводится разминка. Ее цель — разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. В разминку включается различные виды ходьбы. Во время бега нужно следить чтобы дети соблюдали дистанцию, не подталкивали друг друга и не наступали на пятки, некоторые отстают, а потом бросаются догонять. Неритмичный, прерывистый бег оздоровительного эффекта не дают. Инструктор следит за индивидуальной длительностью бега отдельных детей, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть тем, кто явно устал, подбадривает остальных. Заканчивается бег еще большим замедлением темпа и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания.
Исходная длительность бега определяется для каждого ребенка индивидуально. Детям, пришедшим после болезни, вместо бега предлагается пройти несколько кругов, пробежать меньшую дистанцию или не бегать вовсе. Традиционно бег рассматривается как средство профилактики и совершенствования функционирования сердечно-сосудистой системы. Но не меньшее значение имеет он в профилактике психоэмоционального напряжения детей. На то, что бег улучшает подвижность нервных процессов и повышает психический тонус, указывают многие специалисты: медики, психологи, тренеры.
У детей, регулярно занимающихся оздоровительным бегом, отмечается устойчивое положительное настроение. К. Никитин объясняет это отвлечением от тревожащих эмоций, которые захватывают все функции организма, а также концентрацией внимания и образованием в центральной нервной системе сильных очагов возбуждения. Они в определенной степени подавляют стойкие доминантные очаги, обусловившие угнетенное или раздраженное состояние.
Бег уравновешивающе действует на нервную систему, способствует душевному равновесию даже в том случае, если человек был в спокойном состоянии. Особое значение имеет оздоровительный бег для детей с функциональными заболеваниями нервной системы, которых нетрудно определить по чрезмерному возбуждению или стойкой апатии. Именно у них наблюдаются нарушения сна и аппетита, частая смена настроения, отмечаются трудности запоминания, резко снижается способность концентрации внимания.
Регулярные беговые тренировки способствуют развитию памяти и внимания, устранению речевых депрессий, часто наблюдаемых у таких детей. Они становятся более уравновешенными. Инструктору необходимо уметь оценивать физическое состояние детей по внешним признакам. О нагрузке, неадекватной возможностям организма, говорят нарушение координации движений, частое прерывистое дыхание, сбивчивость речи (проглатывание отдельных слогов, звуков, заикание), резкое покраснение лица, обильный пот.
Инструктору следует также обратить внимание на то, как чувствуют себя дети в течение дня. Если их работоспособность на образовательных занятиях снижается, дети вялые, то это верный признак того, что беговую нагрузку нужно уменьшить.
Детей также нужно научить контролировать свой пульс, определять свое физическое самочувствие и если это необходимо, своевременно прекращать тренировку. Основанием прекращения тренировки может быть, например, тот факт, что ребенку становится трудно дышать или он чувствует, что устал.
Каждому ребенку необходимо помочь выбрать оптимальную для него скорость. При правильно подобранной скорости дети обычно слегка увеличивают ее на второй половине дистанции. Это нормально и соответствует одному из принципов оздоровительного бега — »Бежать как бежится!"
Важно, чтобы дети получали от беговых тренировок максимум удовольствия. Иначе оздоровительного эффекта не будет.
Техника оздоровительного бега очень естественна, и ее освоение детьми не требует особых усилий. Основное внимание следует обратить на момент приземления. Приземляться лучше всего не на носок, а на пятку или всю ступню. Тогда вес тела равномерно распределяется на всю ступню. Но необходимо помнить, что индивидуальные особенности в строении ног у детей влияют на постановку стопы на землю.
Поэтому мы советуем не задумываться над тем, какая часть стопы коснется грунта раньше. Если движение будет привычным, то у детей не будет физического дискомфорта, вслед за которым неминуемо следует и психический. Но проследить за тем, как ребенок опускает стопу на землю нужно. Если он касается земли пяткой, то в задники его обуви следует положить дополнительную мягкую прокладку.
Иногда дети очень скованны, и воспитателю не удается преодолеть это. Предложите ему несколько формул, вызывающих у детей веселые образы. Например: «Утята шлепают по воде», «Ножки приклеиваются к дорожке», «Наши пяточки как барабанные палочки» и т. п. Если у детей слишком напряжены мышцы плечевого пояса и рук, то нужно предложить им взять две палочки и перебирать их пальцами во время бега. Это снимет напряжение кисти и даст свободу предплечью.
Место проведения беговых тренировок в принципе большого значения не имеет. Бегать можно где угодно: в сквере, парке, по улице. В плохую погоду можно побегать в спортивном зале, если он, конечно, достаточно просторный. Но на первых этапах лучше бегать по ровной местности, а затем неплохо подобрать трассу с небольшими подъемами и спусками. Вообще беговые трассы следует менять чаще, чтобы обогатить детей зрительными впечатлениями.
Требования к одежде зависят от температуры окружающего воздуха. Нужно помнить о том, что при беге интенсивно выделяется тепло. Основные зоны потери тепла организмом — это стопы, руки, голова. Именно их следует защищать в первую очередь, обратив особое внимание на обувь. Она должна быть на толстой, нескользящей подошве.
Вся одежда для беговых тренировок должна быть из натуральных волокон, за исключением специальной куртки-ветровки для прохладной погоды, ткань которой, защищая от ветра, все же дает через микроотверстия дышать телу. Неправильно подобранная одежда приводит к излишней потливости, раздражению кожи, детям неприятно, они нервничают, и тогда оздоровительный эффект тренировки практически сводится к нулю. Подготовка к беговым тренировкам состоит из нескольких этапов. Первый этап — самый важный. Нужно обеспечить должный психологический настрой детей, научить контролировать свое самочувствие, освоить приемы саморегуляции состояния.
Второй этап — это уже собственно беговая тренировка. С отдельными детьми, нуждающимися в психологической коррекции, инструктор может бегать сам. У остальных детей он прослеживает влияние беговых оздоровительных тренировок на психологическое самочувствие и
личностное развитие.
Степень положительного влияния беговых тренировок на организм ребенка можно оценить по функциональным пробам, коэффициенту выносливости, жизненной емкости легких, жизненному индексу ребенка, динамике его психомоторного развития, увеличению объема памяти, повышению скорости восприятия и др. Но главное — это исчезновение целого ряда признаков, которые указывали на психоэмоциональное неблагополучие ребенка.
2. Технология опыта.
Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение организуется следующим образом. Утренняя гимнастика проводится на стадионе с мая по октябрь в хорошую погоду и если погода не дает возможность провести гимнастику на улице, то гимнастика проводятся в музыкальном зале при открытых окнах. Комплексы утренней гимнастики составляются на основе имеющегося у детей двигательного опыта. На каждый месяц составляется два комплекса согласно разработанного перспективного плана на этот период времени (образец см. в Приложении). Что касается усвоения кислорода тканями и органами, то во время физических упражнений на свежем воздухе этот процесс протекает интенсивнее. И в этом отношении пятнадцатиминутная утренняя гимнастика на свежем воздухе равняется обычной получасовой прогулке.
Каждый комплекс утренней гимнастики состоит из следующих частей:
• Разминка, подготавливающая детей к длительному бегу в медленном темпе;
• Бег в медленном темпе;
• Упражнения на регулировку дыхания;
• Музыкально-ритмическая композиция;
• Дыхательные упражнения;
• Перестроение;
Разминка состоит из различных видов ходьбы. Цель разминки — разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить детей психологически.
Оздоровительный бег проводится в медленном темпе, исходная длительность бега определяется для каждой группы индивидуально: для детей средней группы исходная длительность бега составляет одну минуту, старшей группы полторы минуты, подготовительной группы две минуты. Детям, пришедшим после болезни, вместо бега предлагается пройти несколько кругов, пробежать меньшую дистанцию или не бегать вовсе.
Длинна беговой дорожки должна быть вымеряна не только по количеству метров, но и по времени, которое затрачивается на пробегание одного круга в медленном темпе, так как по количеству пробегаемых кругов легче ориентироваться.
В мае и июне, каждые две недели длительность бега увеличивается на пятнадцать секунд, а в июле, августе и первой половине сентября длительность бега не увеличивается из-за жаркой погоды. Со второй половины сентября по ноябрь длительность бега продолжает увеличиваться на пятнадцать секунд каждые две недели. «Приостановка» длительности бега может происходить и в периоды карантинов. В среднем в каждой возрастной группе длительность бега увеличивается от исходного времени на полторы минуты.
Во время бега нужно следить, чтобы дети соблюдали дистанцию, не подталкивали друг друга и не наступали на пятки, некоторые отстают, а потом бросаются догонять. Неритмичный, прерывистый бег оздоровительного эффекта не дают. Инструктор по физической культуре вместе с воспитателями, которые стоят вдоль беговой дорожки, следит за индивидуальной длительностью бега отдельных детей, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть тем, кто явно устал, подбадривая остальных. Заканчивается бег еще большим замедлением темпа и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания.
Упражнения на регулировку дыхания выполняются в ходьбе, темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым, а выдох несколько длительнее вдоха. Полный выдох освобождает легкие от отработанного воздуха, что рефлекторно усиливает вдох. Поэтому при обучении дыханию нужно прежде всего обращать внимание на выдох, добиваться его продолжительности. Упражнения с длительным выдохом
нормализуют темп и ритм дыхания, укрепляют дыхательные мышцы. Длительному выдоху способствует произнесение некоторых звуков.
Для этого подбираются образные упражнения, в которых на выдохе даются односложные слова, включающие определенные гласные или согласные (см. Приложение).После упражнений на регулировку дыхания дети перестраиваются: средняя группа в звенья, старшая и подготовительная — в колонны.
Музыкально-ритмические композиции составляются с учетом возрастных особенностей детей и включают упражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами.
Упражнения общей направленности включают прыжки, упражнения на растягивание и расслабление мышц и танцевальные упражнения.
Упражнения специальной направленности включают упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.
Музыкальные композиции разучиваются на физкультурных занятиях без музыкального сопровождения, под счет.
После музыкальной композиции выполняются дыхательные упражнения с произношением звуков на выдохе.
Далее дети перестраиваются в колонну по одному и под музыку уходят со спортивной площадки.
Вся утренняя гимнастика, начиная с разминки и заканчивая выходом со спортивной площадки проводится под музыкальное сопровождение, с помощью которого поддерживается интерес детей к утренней гимнастике. Музыкальное сопровождение подобрано с учетом времен года (весна, лето, осень), носит игровой характер. Применение музыки в утренней гимнастике способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений и ускоряет овладение техникой движений.
Длительность работы над опытом – 4 года
Диапазон опыта Опыт посвящен физкультурно-оздоровительной работе в средних, старших, подготовительных группах ДОУ
3. Результативность опыта Здоровье человека во многом зависит от состояния сердечно­сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Из этого следует сделать вывод: вся система физического воспитания в детском саду должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.
Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение — одна из основных форм оздоровительной работы с детьми.
В результате ежедневных занятий на свежем воздухе, под музыкальное сопровождение с мая по октябрь дети, ежедневно посещающие утреннюю гимнастику, благодаря музыкальному сопровождению проявляли большой интерес к занятиям, музыка способствовала преодолению нарастающего утомления, положительно влияла на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы. Педагогические наблюдения, контроль частоты пульса и дыхания во время бега позволили констатировать, что организм детей достигает так называемого «устойчивого состояния», когда сердце и легкие бесперебойно обеспечивают организм кислородом.
В итоге дети повысили уровень физической подготовленности, укрепили здоровье. Воспитатели единодушно отмечали улучшение дисциплины и организованности у детей, занимающихся оздоровительным бегом.
4. Библиографический список.

1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Дошкольное воспитание. 1993 № 9,10.

2.Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. — М 2003

З.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. — СПб., 1986

4.Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. — М Просвещение 1990

5.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. — М 1989

6.Иово Е.П., Иоффе А.Я. Утренняя гимнастика под музыку. — М. Просвещение, 1984

7. Коробков А.Н. О беге почти все. — М., Физкультура и спорт, 1986
8.Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. — М 2001

9.Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. -М Просвещение 1991

10.Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М 2000

11.Филиппова СО. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. — СПб., 2007

12.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «Фитнес-Данс». — СПб., 2007


Бойкова Жанна Валентиновна

5. Приложение к опыту.
5.1. Приложение №1. Перспективное планирование утренней гимнастики
Месяц
1-2 неделя Оздоровительный бег
(длительность)


3-4 неделя
Оздоровительный бег
(длительность)
Средняя

Старшая
Подготовительная
Средняя

Старшая
Подготовительная
Май
Комплекс №1
«Целыми днями»

30´´

Комплекс №2
«Все вокруг стараются»
1´15´´
1´45´´
2´15´´
Июнь
Комплекс №3
«Танцуйте сидя»
30´´

30´´
Комплекс №4
«Я люблю рисовать»
1´45´´
2´15´´
2´45´´
Июль
Комплекс №5
«Горошинки»
1´45´´
2´15´´
2´45´´
Комплекс №6
Дыхательная гимнастика

1´45´´
2´15´´
2´45´´
Август
Комплекс №7
Дыхательная гимнастика
1´45´´
2´15´´
2´45´´
Комплекс №8
Дыхательная гимнастика
1´45´´
2´15´´
2´45´´
Сентябрь
Комплекс №9
«Маленький ежик»
1´45´´
2´15´´
2´45´´
Комплекс №10
«Тропинка-торопинка»

2´30´´

Октябрь
Комплекс №11
«Аэробика для бобика»
2´15´´
2´45´´
3´15´´
Комплекс №12
«Будильник»
30´´

3´30´´


Бойкова Жанна Валентиновна

5.2. Приложение №2. Комплексы оздоровительной утренней гимнастики на свежем воздухе.
Комплекс №1  1. Разминка «Будь здоров» 
Вступление — обычным шагом.
1-й куплет — руки на пояс приставной шаг
правым бором.
Припев — руки за голову на пятках.
Проигрыш — обычным шагом.
2-й куплет — руки на пояс, приставным шагом
левым боком.
Припев — руки на пояс, высоко поднимая
колено.
Проигрыш — обычным шагом

2. Оздоровительный бег «Будильник»

3. Ходьба с дыхательными упражнениями

— Руки через стороны вверх — вдох
— Руки вниз на выдохе произносить «Ку -ка­ре — ку»

4. Перестроение: звеньями (средняя группа) в колонну по четыре (старшая, подготовительная группы)
5. Музыкально — ритмичная композиция
«Целыми днями» 
Вступление. Ходьба на месте, руки согнуты в локтях.
1-й куплет. И.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс. 
1- наклоны головы вправо, 
2 — и.п., 
3 — то же влево, (по 4 раза в каждую сторону)
«Целыми днями»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам. 
1 — 8 круговые движения руками вперед 1 — 8 круговые движения назад 
Припев: И.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1 — наклон туловища вправо — (средняя группа), левую руку за голову (старшая, подготовительная группы), 2-И.п.,
3 — влево,
4 — и.п.
2-й куплет. «Между столами...»
И.п. — ноги на ширине плеч, руки на пояс.
1 — поворот туловища вправо.
2 — и.п.
3 — влево
4 — и.п.
«А вместе с нами»... 
И.п. — то же.
1 — 7 — пружинистые наклоны вперед, спину прогнуть.
8 — и.п. (повторять 2 раза)

Припев: и.п.: ноги вместе, руки на пояс
«Пружинка» (16 раз) И.п.: то же. 
Прыжки: 1 — ноги врозь,
2 — вместе ( 8 раз).
Ходьба на месте с дыхательными упражнениями.

6. Перестроение в колонну по одному «Будильник»
Комплекс №2 1. Разминка «Спортивный марш»
Вступление — спортивная ходьба
1-й куплет — руки вверх, на носочках
Проигрыш — спортивная ходьба
2-й куплет — руки на пояс, высоко поднимая колено.
Проигрыш — спортивная ходьба.

2. Оздоровительный бег «Песенка о лете»

3. Ходьба с дыхательными упражнениями.
— Руки через стороны вверх — вдох
— Руки вниз на выдохе произносить «ш — ш — ш»
4. Перестроение в 3 — 4 звена — Марш «Улыбка»
5. Музыкально — ритмическая композиция
«Все вокруг стараются»


• И.п. — о.с, 1-2 — поднять правую согнутую в колене ногу, пружиня на левой и одновременно согнуть руки к плечам; 3 — 4 -то же левой ногой.

• «Скачет лягушонок»… — И.п. — ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы широко расставлены; прыжки на месте.

• «Плавает утенок..» И.П. — руки к плечам, ноги согнуты в коленях. Кружение вокруг себя, приподнимая и опуская локти.

• « Все вокруг стараются»… И.п. — ноги на ширине плеч, руки к плечам, кисти в кулак. Пружиня, руки вверх — вправо, пальцы врозь; вверх — влево, (по 2 раза в каждую сторону)

• «Спортом занимаются»… Ходьба на месте.

Проигрыш — повторить упр №1 по 2 раза каждой ногой (4раза). В конце твистовые движения.

• Быстрая синица»… Кружение вокруг себя, махи руками как крыльями

• Повторить упр. № 4, 5.

Проигрыш — те же движения.

• «Прыгает козленок» — И.п. — о.с, указательные пальцы к лбу. Прыжки на месте на двух ногах.

• «А за ним ягненок..» И.П. — о. с, руки на пояс; прыжки с поворотом вправо, влево.

• Повторить упр. 4, 5. «У-у-у-у-у» — поднять руки вверх..»

6. Дыхательные упражнения

7. Перестроение в колонку по одному — Марш «Улыбка».
Комплекс №3 1. Разминка. « Спортивный марш»
Вступление — спортивная ходьба
1-й куплет — руки вверх на носочках
Проигрыш — спортивная ходьба
2-й куплет — руки за голову, высоко поднимая колени. Проигрыш — спортивная ходьба.
2. Оздоровительный бег «Песенка о лете»
3. Ходьба с дыхательными упражнениями

— Руки через стороны вверх — вдох
— Руки вниз на выдохе произносить « ш — ш — ш »
4. Перестроение в колонну по четыре — марш «Улыбка»
5. Музыкально-ритмическая композиция «Танцуйте сидя» ( ритмопластика А.И. Буренина)
И.П. Стоя, руки опущены вниз, ноги слегка расставлены.
Вступление: Повторы вправо-влево, расслабленные руки по инерции закидываются назад за туловищем (4 раза)
И.П.-стоя.
1 куплет: Руки перед грудью.
Запев: 1 предложение
1,2 – 2 раза отвести локти назад.
3-4 – поворот вправо, прямыми руками 2 раза потянуться назад.
5-8 – эти же движения в другую сторону.
Все повторить два раза.
2 предложение.
1-2 – скрещивающиеся маховые движения руками –справа – внизу;
3-4-то же слева
5-8 – повторить эти же движения
9-12 – скрещивающиеся маховые движения руками снизу вверх.

13-16 – покружиться на носках, руки подняты вверх.
Припев: (по тексту) Руки на пояс, с поворотом вправо и влево (локтем вперед)-4 раза.
«Вправо и влево» — наклон туловищза вправо и влево – 4 раза.
«Вы потянитесь» — наклон туловища вниз, коснуться пальцами:
На 1 – носка предложение ноги,
На 2 – пола,
3-носка левой ноги,
На 4 – выпрямиться.
То же повторить в другом направлении.» А напоследок» — потянуться руками влево-вверх, кулаки разжать на счет 2 – руки к плечам, кулаки сжать – 4 раза в каждую сторону. Повторить эти движения до конца припева, произнося вместе с музыкой звукоподражания (ответы).
Проигрыш – как вступление.
2 куплет: 1 предложение. И.П. – стоя, ноги в 1 позиции, одна рука поднята вверх, локоть согнут, другая опущена вниз.
1-2 – 2 раза на пружинке потянуться руками (в этой позе).
3-4 – то же, поменяв руки.
5-7 – то же.
На слово «Спасибо» — наклон туловища вперед, руками развести, перевести руки в положение: кисти на плечи, локти отведены. В этом положении выполнять полуобороты вправо-влево.2 раза.
На слова «Не придется пыль…» покружиться вокруг себя на носках.
2 предложение 1 – коснуться локтем правой руки левого колена (ногу поднять).
2- мах прямой ногой, руками хлопнуть под коленом.
3-4 – повторить другой ногой.
5- повторить движения первого такта
6- то же другой ногой.
7-8 – «твистовые движения».
Припев: движения повторить.
Проигрыш: Импровизация плясовых движений.
Припев: повторить движения припева.
Повторение: повторить эти же движения ( или импровизация)

6. Дыхательные упражнения на месте
— Руки через стороны вверх — вдох
— Руки вниз на выдохе произносить « ш — ш — ш »
7. Перестроение в колонну по четыре — марш «Улыбка»


Комплекс №4 1. Разминка «Лето золотое».
Вступление — ходьба обычная
— «Едет в небе солнышко...» — руки вверх на поясах.
— «Л-ля-ля-ля...» — носки, руки на пояс.
— Проигрыш — ходьба обычная.
— «Протянуло солнце....» — руки на пояс, ходьба с захлестом голени.
2. Оздоровительный бег «Здравствуй лето».
3. Ходьба с дыхательными упражнениями
.
— Руки через стороны вверх — вдох
— Руки вниз выдох произносить «ма-мо-му»
4. Перестроение в колонну по четыре.
5. Музыкально- ритмическая композиция « Я люблю рисовать»

Вступление.
И.п. — руки на пояс, ноги на ширине плеч.
— «Лето- лето- лето....» — наклон головы вправо, и.п., влево, и.п.
— «Оживает все вокруг...» — наклон головы вперед, и.п., назад, и.п. И.п. — ноги на ширине плеч, руки к плечам.
— «Мухи, бабочки....» — круговые движения рук вперед.
— «Осы, разные жуки...» — круговые движения рук назад.
— «Ля-ля-ля...» ст.гр. — руки на пояс подпрыгивание на двух ногах на месте.
подг.гр. — руки согнуты в локтях, поскоки на месте.
— И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.
— «Я люблю рисовать, если солнышко смеется»
— наклоны туловища вправо, и.п. прямо, и.п. влево, и.п.
— И.п. — ноги вместе, руки на пояс.
— Проигрыш — пружинка
— И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны,
— «Лето-лето-лето....» — правая рука через верх, коснуться левой ладони: и.п., тоже другой рукой.
— «Оживает все вокруг...» — скрещивать руки перед собой и опускать вниз.
— «И смеются и поют....» — скрещивать руки и поднимать вверх. На слово «Анютки» — руки к плечам.
— «Кружатся и там и тут....» — круговые движения рук вперед.
— «Осы, разные жуки....» — круговые движения рук назад.
— «Ля-ля-ля» — то же.
__- И.п. — ноги вместе, руки в стороны.
— «Я люблю рисовать....» — поднять правую, левую согнутую ногу, хлопок под ногой.
— И.п. — ноги вместе, руки на пояс.
— Проигрыш — пружинка.
В конце «открыть и закрыть руки» — руки вперед, в стороны, на пояс.
6. Дыхательные упражнения на месте.
7. Перестроение «Я люблю рисовать».

Комплекс №5

1. Разминка «Спортивный марш»
Вступление. Ходьба обычная.
1-й куплет — руки за голову, высоко поднимая
колено, проигрыш — ходьба обычная.
2-й куплет — руки на пояс, с захлестом голени,
проигрыш — ходьба обычная.
2.Оздоровительный бег «А я солнышко люблю»

3.Ходьба с дыхательными упражнениями 
Руки через стороны вверх — вдох Руки вниз на выдохе «со — со — су»
4. перестроение в колонну по четыре «Спортивный марш»

5.Музыкально — ритмичная композиция «Горошинки» (с мячиками).
Вступление. И. п: о.с., руки согнуты в локтях, мяч перед грудью. Пружинистые движения ногами отрывая то правую, то левую пятку от пола 
«Горошинки цветные». 
И. п.: о.с. 1 -руки вперед, 2 — вверх, 3 — вперед, 4 — и. п (3 раза)
«Желтые горошки». И. п.: ноги на ширине плеч, руки вверху. 1 — наклон вправо, 2 — и.п., 3 — 4 — то же влево, (по 4 раза в каждую сторону) Проигрыш. Повторить движения вступления.
«Горошинки цветные на солнышке горят». И. п. -о.с, руки вверху. 1 — поднять правую согнутую в колене ногу, мячом коснуться колена. 2 — и. п.
3 — поднять левую согнутую в колене ногу, мячом
коснуться колена. 4 — и. п.
«Желтые горошки». Повторить движения.
Проигрыш.
«Горошинки цветные рассыпались в траве»....
Ходьба врассыпную пружиня с пятки на носок
«Желтые горошки»… повторить движения.
Проигрыш — стать в круг, поднять руки вверх.
6.Перестроение в колонну по одному «Маленький ежик».
Комплекс №6 1. Разминка
Ходьба на носках, руки вверх Ходьба на пятках, руки за голову
2. Оздоровительный бег
3. Ходьба с дыхательными упражнениями

руки через стороны вверх — вдох
руки вниз — на выдохе произносить «на- но- ну»
4. Перестроение в звенья (средняя группа)
в колонну по четыре (старшая, подготовительная гр.)
5. Дыхательная гимнастика.
«Часики»
И.п. — ноги на ширине плеч.размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить « тик — так ». ( 8 раз)
«Шар лопнул»
И.п. — то же. 1- руки в стороны — вдох; 2- хлопок перед собой, медленный выдох на звук

« Ш- ш- ш ». 3- 4 — и.п. ( 6 раз).
«Насос»
И.п. -о.с. 1- наклон вправо, выдох руки скользят вдоль туловища, произносите «С- с- с ». 2- и.п. вдох. 3- 4 — в другую сторону ( 6 раз).
«Гуси шипят»
И.п. — ноги на ширине плеч. 1 — наклон вперед, отвести руки в стороны — назад, медленный выдох на звуке «Ш- ш — ш ». 2 — и.п.- вдох (8 раз).
«Группировка»
И.п. — о.с, 1 — руки в стороны — вверх — вдох. 2-сгруппироваться, руками обхватить колени, произносить « О- х- х — х » ( 6 раз ).
«Лягушки прыгают»
И. п. — руки на поясе, ноги на ширине плеч. 1 — вдох, прыжок вперед, на выдохе произнести «Ква- а- а ». 2- прыжок назад ( 30 прыжков чередуя с ходьбой)./
6. Перестроение в колонну по одному
Комплекс №7 1. Разминка
Ходьба в полуприсяде, руки на пояс Ходьба на носках, руки к плечам
2. Оздоровительный бег
3. Ходьба с дыхательными упражнениями

руки через стороны вверх — вдох
руки вниз — на выдохе произносить «са — со — су»
4. Перестроение
в звенья (средняя группа)
в колонну по четыре (старшая, подготовительная гр.)
5. Дыхательная гимнастика
«Вырасти большой»
И.п. — о.c: ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю ступню -выдох на звуках (ух-х-х).
«Лес шумит». И.п. — о.c: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо (вдох), вернуться в и.п. (выдох), тоже влево. Повторить 5-6 раз. Усложнение — руки при выполнении вытянуть вверх.
«Вертолет». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть, не меняя положения рук, повернуться вправо (выдох), вернуться в и. п. (вдох); то же влево.
Повторить4-5раз в каждую сторону.
. «Хлопушка». И.п. — о.с: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям (выдох). Вернуться в и.п. (вдох). Повторить 4-5 раз.
«Грибок». И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны и немного отводя голову назад, — вдох (грибок вырос). Повторить 6-8 раз.
«Хлопок». И.п. — о.с: прыжком ноги врозь. 1- руки через стороны вверх, хлопок над головой. 2 — и.п.
6. Перестроение в колонну по одному
Комплекс №8 1. Разминка
Ходьба на пятках, руки на пояс
Ходьба приставным шагом, правым и левым боком
2. Оздоровительный бег
3. Ходьба с дыхательными упражнениями
руки через стороны вверх — вдох
руки вниз — на выдохе произносить «ма — мо — му»
4. Перестроение в звенья (средняя группа)
в колонну по четыре (старшая, подготовительная гр.)
5. Дыхательная гимнастика
«Ворона»
И.п. — ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 — поднять руки через стороны вверх (вдох), медленно опустить вниз (выдох), на выдох произносить « Кар — р — р ». ( 8 -10 раз)
«Мельница»
И.п. — ноги на ширине плеч, руки перед собой скрещены. 1 — вдох, круговое движение руками — выдох произносить « Ж- р- р- р ». ( 8 раз)
«Жук летит»
И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- вдох, поворот туловища вправо, правую руку отвести в сторону — назад (выдох), 2 — со звуком «Ж- ж — ж » вернуться в и. п. То же в другую сторону. ( 8 раз)
«Дровосек»
И.п. — ноги шире плеч, руки сцеплены в замок. 1 — руки вверх (вдох). 2- наклон вперед — вниз (выдох) с произношением« Ух- х- х ».
«Хлопок»
И. п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 — поднять согнутую ногу хлопок под ногой, произнести «Хлоп ». 2- и.п. «Оп». (8 раз)
«Лягушки прыгают»
И. п. — ноги на ширине плеч, руки согнуты, пальцы врозь. 1 -вдох, прыжок вперед, на выдохе произнести «Ква- а- а ». 2- прыжок назад (30 прыжков чередуя с ходьбой).
6. Перестроение в колонну по одному
Комплекс №9 1. Разминка «Маленький ежик»
Вступление — ходьба обычная.
1 -й куплет — ноги согнуты, руки на коленях. 
Проигрыш — ходьба обычная.
2-й куплет — руки прячем за спину, кисти в замок,
на пятках. 
Проигрыш — ходьба обычная. 
3-й куплет — пятка к пятке, носки врозь, руки на пояс.
2. Оздоровительный бег «Облака»
3. Ходьба с дыхательными упражнениями
-руки вниз на выдохе «ма — мо — му».
4. Перестроение в колонну по четыре.

5. Музыкально — ритмичная композиция
«Танцуйте сидя» ( А.И. Буренина)


И.П. Стоя, руки опущены вниз, ноги слегка расставлены.
Вступление: Повторы вправо-влево, расслабленные руки по инерции закидываются назад за туловищем (4 раза)
И.П.-стоя.
1 куплет: Руки перед грудью.
Запев: 1 предложение
1,2 – 2 раза отвести локти назад.
3-4 – поворот вправо, прямыми руками 2 раза потянуться назад.
5-8 – эти же движения в другую сторону.
Все повторить два раза.
2 предложение.
1-2 – скрещивающиеся маховые движения руками –справа – внизу;
3-4-то же слева
5-8 – повторить эти же движения
9-12 – скрещивающиеся маховые движения руками снизу вверх.
13-16 – покружиться на носках, руки подняты вверх.
Припев: (по тексту) Руки на пояс, с поворотом вправо и влево (локтем вперед)-4 раза.
«Вправо и влево» — наклон туловищза вправо и влево – 4 раза.
«Вы потянитесь» — наклон туловища вниз, коснуться пальцами:
На 1 – носка предложение ноги,
На 2 – пола,
3-носка левой ноги,
На 4 – выпрямиться.
То же повторить в другом направлении.» А напоследок» — потянуться руками влево-вверх, кулаки разжать на счет 2 – руки к плечам, кулаки сжать – 4 раза в каждую сторону. Повторить эти движения до конца припева, произнося вместе с музыкой звукоподражания (ответы).
Проигрыш – как вступление.
2 куплет: 1 предложение. И.П. – стоя, ноги в 1 позиции, одна рука поднята вверх, локоть согнут, другая опущена вниз.
1-2 – 2 раза на пружинке потянуться руками (в этой позе).
3-4 – то же, поменяв руки.

5-7 – то же.
На слово «Спасибо» — наклон туловища вперед, руками развести, перевести руки в положение: кисти на плечи, локти отведены. В этом положении выполнять полуобороты вправо-влево.2 раза.
На слова «Не придется пыль…» покружиться вокруг себя на носках.
2 предложение 1 – коснуться локтем правой руки левого колена (ногу поднять).
2- мах прямой ногой, руками хлопнуть под коленом.
3-4 – повторить другой ногой.
5- повторить движения первого такта
6- то же другой ногой.
7-8 – «твистовые движения».
Припев: движения повторить.
Проигрыш: Импровизация плясовых движений.
Припев: повторить движения припева.
Повторение: повторить эти же движения ( или импровизация)


6. Перестроение в колонну по одному
«Уходит лето»

Комплекс №10 1. Разминка «Тропинка — торопинка».
Вступление — дети стоят в колонну по одному. «Тропинка — торопинка» — ходьба обычная.
«По полям полям» — бег на носках; руки вверх, вниз (птички летят). «Тропинка — торопинка» — ходьба обычная.
«По полям полям» — бег на носках; руки вверх, вниз (птички летят). Ходьба врассыпную с остановкой на свободном месте.

2.Музыкально-ритмическая композиция «Все вокруг стараются»
Вступление.
И.п.: о.с, руки на пояс.1-2-поднять и опустить правое колено (2 раза); 3-4-
левое, повторить(2 раза).
«Скачет лягушонок»- И.п. ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях,
пальцы широко расставлены. Прыжки на месте.
«Плавает утенок»- И.п.: о.с, руки согнуты в локтях кружение вокруг себя,
приподнимая и опуская локти.
«Все вокруг стараются»- И.п.- ноги на ширине плеч, руки к плечам, кисти в
кулак.


1-руки вверх, пальцы широко расставить; 2- И.п.
«Спортом занимаются»… Ходьба на месте.
Проигрыш
1) Повторить упражнение вступления.
2) И.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1- наклон вправо; 2-И.п.; 3-наклон влево; 2-И.п. (по 2 раза в каждую сторону)
«Быстрая синица». Кружение вокруг себя, руки вверх, вниз (птички летят) 2
круга.
«Все вокруг стараются»- повторить движения
«Спортом занимаются»- повторить движения
Проигрыш
1) Повторить упражнение вступления.
2) И.п.: Ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1- поворот вправо; 2-и.п. 3-поворот влево; 4-и.п. (по 2 раза в каждую сторону)
«Прыгает козленок» И.п.: о.с, указательные пальцы ко лбу. Прыжки на двух ногах.
«А за ним ягненок»…. И.п.: о.с, руки на пояс. Прыжки на двух ногах. «Все вокруг стараются»- повторить движения «Спортом занимаются»- повторить движения «У»- поднять руки вверх.
 3. Перестроение в колонну по одному. «Спортивный марш»

Комплекс №11 1. Разминка «Веселые шаги».
Вступление — ходьба обычная 1-й куплет
— средняя группа в полуприсяде, руки на пояс
— старшая группа в полуприсяде, руки на пояс
— подготовительная
группа в полном приседе, руки на коленях
Проигрыш — -Ходъба обычная-/ 
-2-й куплет 
— средняя группа руки на пояс, на пятках
— старшая группа приставной шаг правым боком
— подготовительная приставной шаг правым и левым боком
— группа
2. Оздоровительный бег «Листики кружатся»
— средняя группа
— старшая группа
— подготовительная
— группа
3. Перестроение « Веселые шаги»
3-4 звена
4. Музыкально-ритмическая композиция «Аэробика для Бобика»
И.п. — ноги на ширине плеч, руки внизу
Вступление — руки вверх — вдох
вниз -выдох


1 -й куплет
— «Заявила Мурка Бобику...» ритмично поднимать и опускать
плечи
— « С той поры.....»
— И.п. — правая рука вверху, кисти зажаты в кулак. По два раза 
рывки руками назад, поменять руки
— Припев
— И.п. — ноги вместе, руки внизу
— «Что такое А» — руки через стороны вверх.
— «Что такое Э» — руки через стороны вниз, упор присев
— «Что такое Ро» — руки через стороны вверх, встать
— «Что такое Би» — присесть
— «Что такое Э» — руки через стороны вниз, упор присев
— «Что такое Ро» — руки через стороны вверх, встать
— «Что такое Би» — присесть
— «Что такое Ка» — встать
— 2-ой куплет
— И.п. — ноги на ширине плеч, руки к плечам.
— «Он хотел спросить у зайчика...»
— ср. гр.- повороты туловища вправо, и.п., влево
— ст. гр. — повороты туловища вправо, руки в стороны
— подг.гр. — повороты туловища с пружинкой, руки в стороны.
На слово «дурак» — руки на пояс
— ср.гр. — поочередно поднимать согнутую правую, левую ногу
— ст. гр. — поднимать правую согнутую ногу и левой рукой коснут
— подг. гр. — ся внутренней части стопы. Затем левую ногу.
— Припев тот же.
— 3-й куплет.
— И.п. — ноги на ширине плеч
— Ср., ст. гр. — руки на пояс
— Подг. гр. — руки через стороны вверх
— «Пожалеем дети Бобика....»
— Наклоны туловища вперед.
— «Что такое аэробика....»
— Пружинистые наклоны вперед, руками касаться пола
— И теперь счастливый Бобик....»
— И.п. — руки на поясе, подпрыгиваем
— Ср. гр. — ноги вместе, врозь
— Ст. подг.гр. — ноги скрестно, врозь (в медленном темпе, в
— быстром темпе)
— Припев тот же
— Проигрыш.
— И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.
— «Начали вращение хвостом»


— круговые движения тазом вправо. На слово «Хорошо» — влево.
— «А теперь левое ухо.....»
— И.п. — руки к плечам, кисти в кулак.
— Правую руку вверх, пальцы врозь, наклон туловища влево.
— И.п. — тоже вправо.
— На слова: «Стали на уши...» — руки через стороны вверх, стать на носки.
— На слово: «Обалдеть» — руки через стороны вниз опускаться на всю стопу.
5. Перестроение «Маленький ежик».

Комплекс №12 1. Разминка «Маленький ежик» 
Вступление — ходьба обычная.
1- й куплет — ноги согнуты, руки на коленях.
Проигрыш — ходьба обычная.
2-й куплет — прямые за спину, кисти в замок.
Проигрыш — ходьба обычная.
3-й куплет — пятка к пятке, носки врозь
2. Оздоровительный бег «Облака»
3. Ходьба с дыхательными упражнениями
— руки через стороны вдох
— руки вниз на выдох «на — но — ну»
4. Перестроение в колонну на четыре
«Будильник»-
5. Музыкально-ритмическая композиция
«Будильник»
«Будильник» — руки вверх — вдох, вниз — выдох.
Вступление — и.п. — руки на пояс. Подняться на носки, подняться на всю
стопу.
«Вот будильник» — и.п. то же, наклон головы вправо, и.п.;
влево, и.п. Проигрыш — наклон головы вперед, и.п.;
назад, и.п.
«Две игрушки» — и.п. — то же поднять плечи, и.п.
«Тик — так» — и.п. — ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклон туловища вправо, и.п.; влево, и.п.
«Белки цифрам» — круговые движения прямыми руками вперед.
«Бом» — и.п. ноги на ширине плеч, руки на пояс; наклон вперед
«Там за дверью»… Руки согнуты в локтях, ходьба на месте.
«Бом» — прыжком ноги врозь
«Ку — ку» — прыжком ноги вместе
«Кукареку» — руки вверх — вдох, вниз — выдох.
6. Дыхательные упражнения на месте
руки вверх — вдох, вниз — «Ку — ка — ре — ку»
7. Перестроение в колонну по одному «Будильник»

5.3. Приложение № 3. Консультация для родителей «Роль утренней гимнастики в режиме дня дошкольника»
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Вспомните, как неохотно вы встаете по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежиться в постели. Точно так же не хочется вставать и вашему ребенку. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики требует, а значит и воспитывает, волевые качества ребенка: настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.
Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Конечно, пока ребенок еще маленький, лучше, если он будет делать зарядку вместе со взрослым: мамой, папой, бабушкой, братом, воспитателем. Ребенку надо на кого-то равняться, за кем-то повторять, с кого-то брать пример, кому-то показывать свои достижения и умения.
Утреннюю гимнастику тематического характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Физические упражнения благотворно влияют на организм, когда они вызывают у детей жизнерадостное настроение. Все это способствует активизации двигательной деятельности детей.
Цель этих комплексов упражнений — заинтересовать ребенка. Заинтересовать так, чтобы, получая новую информацию или вспоминая старую для себя, он выполнял все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить, понимать, осознавать его и действовать в нем.
Утренняя гимнастика пройдет интереснее, если будет сопровождаться музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.
В некоторые комплексы утренней гимнастики включают игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики классическая:
сначала даются 1-2 упражнения для мышц рук и плечевого пояса, способствующие расширению грудной клетки,
затем даются 3-5 упражнений, укрепляющих мышцы живота, спины, ног.
Упражнения для крупных групп мышц сочетаются с движениями для мышц шеи, кистей и пальцев рук, стопы.
Упражнения даются в разном темпе — в умеренном, затем в быстром, затем в медленном. Постепенное увеличение нагрузки на организм способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к выполнению различных предлагаемых упражнений.
После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для


восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
После бега и ходьбы выполняются 1-2 упражнения или игры-задания, которые помогают успокоить детский организм.
Исходное положение различное: стоя, сидя, лежа. Исходные положения лежа и сидя выгодны тем, что снимают давление веса тела ребенка на позвоночник и стопу, а значит, увеличивают напряжение отдельных мышц.
Закончить утреннюю гимнастику целесообразно чтением небольшого стихотворения о пользе спорта и пением бодрой песни. Стихи и песня закрепляют у детей понятие о необходимости утренней гимнастики, вносят эмоциональную окраску в занятие.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос