Масштаб
2. Показать различные виды масштаба
3. Развивать интерес к математике и показать связь математики с географией
4.Обучить учащихся решать задачи по данной теме
Интегрированный урок.
Математика, география.
Тема урока «Масштаб».
|
ФИО (полностью) |
Меньшенина Елена Александровна |
|
Место работы |
МАОУ лицей № 82 |
|
Должность |
Учитель математики |
|
Предмет |
Математика |
|
Класс |
5 |
|
Тема и номер урока в теме |
Масштаб. Урок № 110. |
|
Базовый учебник |
Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 11-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2011. – 270 с. : ил. |
Цель урока:
1. Ввести понятие «масштаб» и расстояние между двумя точками
2. Показать различные виды масштаба
3. Развивать интерес к математике и показать связь математики с географией
4.Обучить учащихся решать задачи по данной теме
-
Задачи:
- образовательные:
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «Масштаб», «Типы масштаба», вычислять расстояние между объектами. Решать задачи, используя масштаб карт.
- воспитательные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, воспитывать культуру письма, монологической речи, формировать чувство ответственности за принятое решение.
- развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; развивать навыки научно-исследовательской деятельности; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-
Тип урока: интегративный, комбинированный
-
Методы:
-
по источника знаний: словесные, наглядные;
-
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
-
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
-
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
-
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
-
Организация деятельности на уроке:
- самостоятельно выходят на проблему и решают её;
- самостоятельно определяют тему и цели урока;
- работают с текстом учебника;
- работают с картами при выполнении заданий;
- отвечают на вопросы;
- решают самостоятельно задачи;
- оценивают себя и друг друга;
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point,фото-выставка озера Зюраткуль, карта Челябинской области, карта озера Зюраткуль, нить, линейка.
Оргмомент ( 1 минута). Учитель называет тему и задачи урока.
Учитель математики:
Ребята! Вы часто задаете вопрос: а зачем нужно учиться делить и умножать, решать задачи, уметь работать с дробями? Сегодня на уроке мы покажем, что знать математику нужно не только для того, чтобы правильно производить расчеты в повседневной жизни. Математика-наука ,которая тесно связана с другими науками.
В частности, с географией: при изучении нашей планеты возникает много вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математики. Сегодня-урок-урок математики и географии.
Учитель географии:
Мы с вами уже знаем, как люди изучали и исследовали Землю. Какие методы изучения природы существуют? ( наблюдение, эксперимент, измерение). Как вы думаете, какой из этих методов наиболее тесно связан с математикой? ( измерение). Где можно увидеть применение этого метода?
Географическая карта - один из важнейших документов человеческой культуры. Большие территории, например государства или части света, изображаются на географических картах. Каждая линия на карте, каждый штрих-результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей. На карте участки земной поверхности изображаются в уменьшенном виде.
Учитель математики: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6eae24c1-56c2-41a6-83e0-a09987322108/view/
Например, расстояние в 1 км на карте - это отрезок в 1 см. Во сколько раз отрезок на карте меньше расстояния на местности?
Ответ: _1см = 1 см = 1 раз.
1км 100.000 100.000
Мы нашли отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. Эта величина наз. масштабом.
На доске заранее приготовлена запись:
На карте |
1 см |
На местности |
1 км=100.000 см |
Масштаб |
1:100.000 |
Ребята, обратите внимание на запись масштаба. Масштаб 1: 100.000 наз. численным.
(учитель вывешивает на доску табличку : численный масштаб
Задача: Длина отрезка на карте 3 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1: 1 000 000.
Решение. Обозначим длину отрезка на местности ( в сантиметрах) буквой Х и найдем отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности: 3:Х,которое и будет равно масштабу карты.
Значит, 3:Х=1:1 000 000. Решив уравнение, получим Х= 3* 1 000 000=3 000 000.Но 3 000 000 см=30 000 м = 30 км.
Ответ: длина отрезка на местности 30 км.
Самостоятельная работа: ( у каждого ученика есть карточка с общим заданием)
На карте |
9 см |
На местности |
Х см |
Масштаб |
1: 100 000 |
Решение: 9:Х=1:100 000
Х= 9 * 100 000 = 900 000 см = 9 км
Ответ: 9 км
Обязательно проверить решение задачи! http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4252fe2-592a-4939-82cf-467d90eaf689/view/
Ребята, 18 сентября мы с вами побывали на территории национального эко-парка Зюраткуль. Узнали его историю легенды , увидели самое высокогорное озеро Челябинской области озеро Зюраткуль ( показать на карте озеро Зюраткуль ).
Давайте еще раз насладимся его красотой. Учитель показывает презентацию об озере Зюраткуль.
Учитель географии: Национальный парк « Зюраткуль» находится в южной части Саткинского района Челябинской области, в 200 км к западу от областного центра – г. Челябинка и в 30 км от ближайших городов Сатки и Бакала. Территория парка расположена в наиболее высокогорной части Южного Урала, простираясь с севера на юг на 49 км, с запада на восток на 28 км. Среди уникальных объектов парка « Зюраткуль» следует отметить озеро Зюраткуль, хребет Зюраткуль ( максимальная высота 1175 м ), хребет Нургуш ( самый высокий хребет Челябинской области – 1406 м).
Ребята, что вы можете сказать о природе национального парка?
Какие вы видели деревья в А были ли слышны голоса птиц?
Действительно, природа национального парка уникальна. Здесь сохранились реликтовые ельники и лиственничники, первые послеледниковые леса наших гор. Большой интерес представляют чистые по составу лиственничные леса, протянувшиеся длинной более 15 км.
Учитель математики:
Я очень рада за нас с вами, что мы посетили национальный парк « Зюраткуль» в осеннее время, когда природа играет всеми красками. Я думаю, нам захочется подняться на хребет Зюраткуль или даже на хребет Нургуш. Чтобы знать точное расстояние, какое нам пришлось преодолеть, чтобы добраться до национального парка « Зюраткуль» мы сейчас проделаем работу: по карте Челябинской области вы должны определить расстояние от Челябинска до озера « Зюраткуль».
Инструктаж:
1.На карте найти г. Челябинск
2.Найти г. Сатка
3.Найти трассу М-5
4.Измерить расстояние между г. Челябинском и г.Сатка с помощью нити
5.С помощью линейки определить длину нити.
6.Записать результат в тетрадь
7.Используя масштаб, сделать необходимые вычисления
8.Записать ответ.
Помните: чем точнее вы измерите ниткой длину маршрута, тем точнее будет ваш результат!
Во время работы учитель включает запись с голосами птиц!
Время на работу 4 минуты.
Учитель математики проверяет выполнение работы (результат должен быть около 200 км).
Учитель географии: Ребята,если на карте масштаб указан в виде: в 1 см_ 6 км, то такой масштаб наз. именованный (учитель вывешивает на доску табличку :
именованный масштаб)
Учитель математики: На уроке мы познакомились только с одной областью применения масштаба, а именно, при изображении участков земли на карте. Как вы думаете, в каких областях нашей повседневной жизни можно увидеть применение масштаба? ( в строительстве , машиностроении ).
Домашнее задание: 1) по карте Челябинской и Свердловской областей определить расстояние от Челябинска до города Сысерть (поскольку мы с вами уезжаем в этот город 30 октября, мы должны знать длину маршрута).
2) прочитать в учебнике стр. 164, 165 и выполнить упражнения № 603, 604.
Учитель географии: На уроке мы познакомились с различными видами масштаба. Давайте еще раз назовем их (численный, именованный масштаб, линейный масштаб).
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
Значимость работы повышается за счет использования
В конспекте урока не указан соавтор разработки - учитель географии, хотя он играет значительную роль при проведении учебного занятия.
Материал к уроку можно рекомендовать для использования в образовательном процессе, следует добавит логотип портала на первую страницу разработки, как этого требуют правила размещения материалов на странице портала (раздел Справка Главного меню).