Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: голосов:6просмотров: 21139 комментариев: 3
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Павлоградского муниципального района Омской области
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Опыт работы
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад -Солнышко»
Иванова Екатерина Серафимовна
Павлоградка, 2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
-
Сущность здорового образа жизни
-
Готовность дошкольников управлять своим здоровьесберегающим поведением
Глава 2. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми
2.1 Форма оздоровления детей
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение 1
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И.А.Аршавский,Н.Г.Веселов,М.Я.Виленский,Н.П.Дубинин и др.).
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед пе дагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Однако данные физического состояния свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. По мнению учёных, необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.
В детстве человек осуществляет более напряжённую, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребёнок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьёй. Усугублять эту проблему и условия экономической нестабильности общества.
Но главным препятствием является, по моему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, ДОУ, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребёнку своё представление о здоровье. Однако в отличие от взрослого ребёнок «за здоровьем» не побежит. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений всё больше разделов, посвящённых изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное- помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознавать ответственность за своё здоровье.
Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определённых условий- возможно. Необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно- методических проблем, но прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.
Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.
обеспечения и поддержания здоровья начиная с периода первого детства, позволит успешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философии здоровья.
Между тем в существующих программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста отсутствует научно обоснованная технология решения данного вопроса. В этой связи назрела необходимость специального исследования процесса формирования здорового образа жизни у детей 2-7 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Проблема
В настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.
Актуальность
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, учёные отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье:»…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять- значит потерять всё…».
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляе лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребёнку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Как показывают исследования, уровень физического развития ребёнка, уходящего в школу недостаточный:
- Дисгармоничное развитие имеют до 19% детей
- Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют-17%
- Тонкомоторные действия нелостаточно развиты у 20% будущих первоклассников
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребёнка, можно сказать, что ритм жизни ребёнка в детском саду остаётся высоким, не всегда удаётся сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребёнка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребёнка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей- одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно- правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Современное состояние общества , высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.
Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относиться к самому себе, заботиться с самых ранних лет о своём здоровье. Отсюда исходит необходимость создания системы работы в физическом воспитании.
Следовательно, будет верна гипотеза, успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работу по воспитанию здорового образа жизни у своих воспитанников буду осуществлять через систему физкультурно- оздоровительной работы, включающей в себя все направления развития детей.
Начиная работать с детьми 2-х летнего возраста, я заметила что, у детей, вновь пришедших в детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, не умеют делать простейшие физические упражнения, объективно оценивать особенности своего организма. Как привить моим воспитанникам культурно- гигиенические навыки? Как укрепить и сохранить их здоровье? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа образа жизни? Когда это надо начинать? Возникшие затруднения определили приоритетную тему моей деятельности «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ».
Новизна заключается в использовании оздоровительных технологий в режиме дня через все виды деятельности детей, используя проблемный и игровой метод.
Поставила перед собой цель: формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьясбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.
На достижение этой цели направлены следующие задачи:
образовательные:
- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
- Научить элементарным приёмам сохранения здоровья
воспитательные:
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
- Воспитывать желание у детей заботиться о своём здоровье.
- Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
профилактические:
- Развивать у детей потребность в активной деятельности.
- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнений и игр на занятиях и в повседневной жизни.
Объект изучения- система физкультурно-оздоровительной работы в группе детей дошкольного возраста.
Предмет изучения- условия и факторы, стимулирующие и препятствующие развитию личностных качеств и сохранению здоровья воспитанников.
Экспериментальная база исследования. Базой исследования явилось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко», Павлоградского муниципального района Омской области, группа «Красная шапочка».
Организация исследования. Исследование проводится с сентября 2010 по май 2013 г.г. В исследовании принимают участие 22 ребёнка.
Условия реализации темы опыта:
-
Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией М.А.Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду».
-
Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
-
Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.
-
Активное сотрудничество с семьёй и социумом.
Ожидаемые результаты:
-
Снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья детей.
-
Позитивные изменения в развитии детей- познание себя через окружающий мир; формирование желания заботиться о созранении своего здоровья; знакомство с правилами здорового образа жизни, личной гигиены, гигиены здоровья.
Глава 1. Теоретические основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
-
Сущность здорового образа жизни
«Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная организация здравоохранения). В.П.Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Как видим, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к взаимодействия человека и среды обитания. Состояние здоровья формируется в результате взаимодействия
внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол,возраст) факторов.
Здоровье человека, согласно данным С.В.Попова зависит на 20% от наследственных факторов, 20%- от внешнесредовых условий, от экологии, 10%- от деятельности систем здравоохранения, 50%- от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.
С.В.Попов отмечает, что образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определённом типе жизнедеятельности человека и характеризующая его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Здоровье человека зависит от стиля жизни, который характеризует поведенческие особенности жизни человека, а поведение человека зависит, в первую очередь, от воспитания.
Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, по словам И.И.Брехмана, состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста».
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются учёные из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н.Дубровский, Ю.П.Лисицын, Б.Н.Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И.Тюмасева) и педагогики (Ю.Ф.Змановский, В.Г.Алямовская и др.).
Традиционно составляющими здорового образа жизни дошкольников являются личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим. В работах Т.Л.Богиной, Ю.Ф.Змановского, М.А.Руновой и др. представлены пути приобщения к этим составляющим культурного опыта. Они основаны на создании благоприятных условий для реализации поставленных задач. Вышедшие за последние годы образовательные программы для дошкольных учреждений содержат разделы, посвящённые изучению организма человека, обеспечению жизни («Детство», «Как воспитать здорового ребёнка» и др.). Предложенное содержание предполагает формирование культурно-гигиенических навыков (чистку зубов, уход за носом, кожей и.т.д.) и элементарных умений оказания первой помощи при царапинах, кровотечениях, головокружениях. Новым в этих программах является знакомство детей со строением и функциями соответствующих органов. Предполагается, что приобретённые знания будут основой для воспитания бережного отношения к своему организму.
Однако, указанное содержание не позволяет активно содействовать предупреждению патологических изменений в опорно- двигательном аппарате, которые составляют значительную долю отклонений в состоянии здоровья дошкольников. В существующих программных документах и методических пособиях не затрагивается проблема влияния двигательного поведения ребёнка на состояние здоровья.
Функционирование дыхательной, сердечно- сосудистой систем, состояние опорно- двигательного аппарата, слаженная работа всех органов и систем во многом зависят от состояния мышечной системы, работоспособность которой связана с организацией двигательной деятельности.
Простое увеличение двигательной активности детей не приводит к желаемому результату. Важно, приобщая дошкольников к здоровому образу жизни, формировать культуру двигательного поведения, чтобы при выполнении бега, прыжков создавали щадящий режим нагрузки на хрящевые ткани суставов и стопы, избегали отрицательного влияния физических упражнений на функционирование органов и систем организма. Овладение качественными показателями осуществления двигательных действий в работе с дошкольниками рассматривается, прежде всего, как забота о здоровье детей.
-
Готовность дошкольников управлять своим здоровьесберегающим поведением
Психологическая наука подчеркивает, что социальное развитие ребёнка в условиях его жизни среди людей идёт по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через усвоение правил взаимодействия субъекта с предметом в мире вещей. В содержание поведения человека входят трудовые навыки и бытовые умения, культурные правила и научные понятия и.т.п, которые передают предшествующие поколения подрастающему и усваивая которые человек становится общественным существом. Он должен сделать эти достояния средством своего поведения. Л.С.Выготский писал: «Центральной проблемой при объяснении высших форм поведения является проблема средств, с помощью которых человек овладевает процессом собственного поведения».
Процесс овладения человеческим опытом в ходе онтогенетического развития личности обеспечивается и реализуется с помощью системы социальных норм и правил поведения, выступающих как условие нравственного развития личности.
Присвоение ребёнком образцов поведения происходит через содержание деятельности, опосредованной общением со взрослым, который является образцом и носителем правил. Во взаимодействии со взрослым ребёнок получает необходимые знания, благодаря которым он научается овладевать своим собственным поведением, присваивая общественно- исторический опыт, усваивая социальные нормы. Л.С.Выготский считал, что событие, ситуация в среде будет влиять на ребёнка по-разному, в зависимости от того, насколько ребёнок понимает ее смысл и значение.
Для реализации усвоенных знаний необходима практическая деятельность и активность самого субъекта в этой деятельности, только тогда произойдёт собственно присвоение внешне заданных норм и правил. «Практическая деятельность должна приводить сознание ребёнка к повторению разных моделей поведения (норм), дабы эти нормы получили значение аксиом»(Л.С.Выготский).
Анализируя процесс присвоения общественно-исторического опыта индивидом, А.Н.Леонтьев подчеркивает: «Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания, а определяются конкретно- историческими, социальными условиями, в которых он живёт, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь».
Разработка проблемы усвоения социальных норм идёт в нескольких направлениях. Одно из них рассматривает нравственное развитие ребенка на фоне взаимоотношений, складывающихся в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. В работах В.А.Горбачевой, Е.В.Бордиченко и других показано, что первоначально ребенок поступает нравственно не потому, что осознает общественную значимость выполнения тех или иных правил, а в силу того, что у него возникает потребность считаться с мнением взрослых, связанных с ним.
Отсюда следует, что положительные взаимоотношения со взрослыми очень значимы для усвоения норм и правил поведения. При этом взрослый выступает в качестве нравственного образца, с которым ребенок сравнивает своё поведение. И хотя ребенку еще не известен моральный смысл самого правила, изначально он поступает нравственно во имя одобрения со стороны взрослого. Через оценку взрослого ребенок приходит к закреплению в своем поведении положительных эталонов, а также к ориентации в системе положительных и отрицательных эталонов. Это способствует тому, что он в дальнейшем, в альтернативной ситуации сможет совершить моральный выбор.
В.А.Горбачева, отмечая значение присутствия сверстников, пишет, что если правило еще не стало образцом для собственных действий ребенка, оно лучше усваивается и соблюдается в условиях коллективной деятельности со сверстниками, когда ребенок соотносит свое поведение с поступками сверстников, а поступки сверстников могут быть понятны как соответствующие или не соответствующие образцу, правилу.
Ведутся исследования по поиску внутренних механизмов нравственного поведения, которые способствуют осознанию поступков. Так, И.П.Бронников, изучая особенности осознания поступков детьми от двух до пяти лет, делает вывод о том, что хотя дети и понимают, как необходимо поступить в каждой конкретной ситуации, тем не менее, это ещё не означает, что ребенок будет поступать в соответствии с этим знанием. А.В.Зосимовский причину такого поведения ребенка видит в противоречии между желаемым и должным, в противоречии «между культивируемой у ребенка потребностью следовать нравственным требованиям и теми его побуждениями, которые мешают такому следованию». М.И.Боришевский и Л.С.Сапожникова экспериментально показали, что дети в пределах одного и того же возраста неодинаково воспринимают социальные воздействия и проявляют готовность следовать или противостоять определенным воздействиям со стороны взрослых. Исследователи связывают это явление с «индивидуальными различиями в особенностях самосознания детей», которое рассматривается как «фактор, способный оказать влияние на дальнейший процесс нравственного развития»(4).
Изучая влияние взрослого и сверстников на поведение ребенка в социально- предметном мире, Е.В.Субботский выделяет умение ребенка объективно контролировать другого человека, независимость ребенка в ходе реального выполнения правил. С появлением этих образований изменяется форма усвоения ребенком общественного опыта: от глобального подражания он переходит к избирательному усвоению социальных действий. Е.В.Субботский(18) считает, что в основе образования этих мотивов лежит не только изменение позиции ребенка в обществе, но и изменение смысла моральных норм для самого ребенка.
Методом конфликтной ситуации были получены результаты, показывающие, что существуют ситуации, в которых ребенок ведет себя в зависимости от позиции по отношению к правилу.
С.Г.Якобсон выделяет, что моральное развитие включает в себя усвоение социально- заданного содержания, представленного в культуре в виде предметных эталонов и нравственных эталонов. Она считает, что усвоение предметных эталонов в виду их однозначности и конкретности не представляет трудности для ребенка. Усвоение же нравственных эталонов по причине их полярности представляет особую трудность для ребенка, так же как и следование, им в поведении. Существуя в системе этой «полярности» нравственных эталонов, ребенок каждый раз должен разрешить внутреннее противоречие, возникающее у него при выборе поведения. Ситуацией, помогающей ребенку и способствующей быстрому разрешению такого противоречия, как устанавливает С.Г.Якобсон(21), является совместная деятельность детей. В деятельности под контролем сверстников ребенок подавляет свои импульсивные, эгоистические желания путем соотнесения себя с положительным эталоном, путем формирования образа «я».
Изучая отношения к норме на разных этапах социального развития личности, был сделан вывод, что в дошкольном возрасте «уровень усвоения правила еще достаточно низок: в случае снятия социального контроля со стороны окружающих ребенок обнаруживает готовность нарушить правило».(13) И.Ф.Клименко и М.П.Журавлева показали, что существуют сензитивные периоды к нарушению норм и правил поведения. Дошкольный возраст является таким периодом.
Итак, процесс усвоения социальных норм протекает в плане непосредственного общения ребенка с другими людьми, а также в плане опосредованного через вещи общения с людьми, по поводу этих вещей. Овладение функций предмета ложится в основу качественного своеобразия нравственного развития ребенка раннего возраста. На следующем этапе ребенок переходит в игровую деятельность, в которой он начинает осваивать действия замещения, которые являются и нравственными действиями, поступком по отношению к другим людям.
На фоне усложняющихся форм общения со взрослыми и сверстниками по поводу мира человеческих предметов процесс замещения направлен на познание социальных отношений, что приводит к усложнению поведения ребенка в мире предметов, к осознанию правил обращения с предметами как правил поведения в мире предметов.
Исследования показывают, что без осознанного усвоения детьми нравственных норм, выраженных в конкретных правилах, невозможно сформировать положительное социальное поведение, которое согласно взглядам С.А.Козловой(12), включает отношение личности к обществу, людям, себе.
Правила поведения, которые устанавливаются взрослыми в дошкольных учреждениях и семье в соответствии с принципами и нормами морали, содержат указания на то, как следует себя вести в тех или иных условиях. При помощи правил регулируется поведение детей, их взаимоотношения с окружающими людьми. Выполняя правила, дети усваивают их.
Работами психологов и педагогов убедительно доказана возможность сознательного усвоения правил поведения детьми дошкольного возраста при условии, если этому уделяется специальное внимание.
Исследование В.А.Горбачевой(6) показало, что дети младшего дошкольного возраста вначале воспринимают все правила как частные конкретные требования педагогов, направленные только к ним самим. Затем под влиянием воспитательной работы в результате многократного восприятия одних и тех же требований к себе и другим детям и соблюдения их дети начинают осваивать правила как обобщенные требования.
Таким образом, вначале правило не осознается детьми. Не выделяется в сознании ребенка и собственное поведение по правилам. Дети осознают только поведение товарищей. Постепенно они начинают соотносить своё поведение с поведением товарищей и, следовательно, начинают выделять собственное поведение по правилам.
Усвоение правил характеризуется превращением внешних требований во внутренние требования ребенка к себе. Поведение по правилам становится потребностью ребёнка, правило- мотивом поведения. Усваивая правило, ребенок самостоятельно регулирует своё поведение: налаживает взаимоотношения с другими, соотносит свои поступки с правилами и оценивает их, требует выполнение правил от сверстников, оценивает их поведение. Правило становится эталоном, с позиций которого организуется и оценивается поведение других людей. Усвоение ребенком норм и правил поведения меняет его социальный статус в обществе сверстников.
Усвоение правил здоровьесберегающего поведения происходит по тем же закономерностям, которые характеризуют присвоение социальных норм поведения. Здоровьесберегающее двигательное и гигиеническое поведение связано, прежде всего, с отношением к себе, но не может не включать формирование навыков культуры поведения по отношению к другим людям.
Глава 2 . Физкультурно- оздоровительная работа с детьми.
Для работы над существующей проблемой мною были выбраны следующие методы:
-
анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно- методического материалов, опыта деятельности ДОУ, продуктов деятельности детей и педагогов;
-
прямое, косвенное и включенное наблюдение;
-
опросы, анкетирование, тестирование;
-
системный анализ социальных, психолого- педагогических факторов, оказывающие влияние на эффективность профилактики оздоровления детей дошкольного возраста.
На первом этапе(подготовительный сентябрь- ноябрь).
-
Осуществила теоретическое изучение проблемы.
-
Организовала мероприятия по профилактике детских заболеваний.
-
Проведение диагностики в группе.
-
Накопление фактического материала, характеризующего состояния изучаемой проблемы (консультация для родителей»Здоровье малышей»).
-
Разработала систему специально организованной работы с детьми по физическому развитию и оздоровлению детей в течение года. (Приложение 1).
-
Экскурсия в кабинет медицинской сестры.
-
Разработка различных форм деятельности по теме: на занятиях и в игровых ситуациях старалась донести детям нужную информацию («Разговор о правильном питании», «Самые полезные продукты», «Что надо есть, если хочешь стать сильным», «Изучаем своё тело», и другие.
-
Изготовила книжку- ширму на тему «Физкультура для малышей».
-
Привлекла родителей и педагогов к подготовке атрибутов к подвижным и сюжетно- ролевым играм, а также в изготовлении различных снарядов для плоскостопия, нарушении осанки.
В группе приобщаю детей к здоровому образу жизни, провожу плановые мероприятия по профилактике ОРЗ, соблюдаю оздоровительный режим в дошкольном учреждении, обучаю правильному дыханию, ежедневно провожу закаливающие процедуры и самомассаж, использую антистрессовые гимнастики.
Начиная с младшей группы провожу профилактические мероприятия: кварцевание, ежедневное применение фитонцидов- лука и чеснока, припаивание детей лечебными и витаминными травами (шиповник, мята, рябина и.т.д), полоскание рта и горла после принятия пищи. Познакомила детей со строением, функциями некоторых органов их организма. При помощи бесед, чтения литературных произведений постаралась расширить и углубить знания детей о болезнях, причинах их возникновения, том, как их предотвратить.
На втором этапе (внедренческий декабрь- апрель)
-
Составила перспективное планирование занятий по ФИЗО для своей группы в соответствии с ФГТ.
-
Разработала перспективный план досуговых мероприятий с детьми.
-
Сделала картотеку подвижных и пальчиковых игр с подробным описанием каждой игры.
-
Подобрала и применила комплексы закаливаний для детей с учётом того, чтобы родители в домашних условиях также могли их выполнять.
-
Для комплексного охвата детей подобрали с медицинской сестрой упражнения для самомассажа.
2.1 Форма оздоровления детей: точечный массаж и дыхательная гимнастика.
У дошкольников дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения.
Специальные дыхательные упражнения полезны в сочетании с упражнениями точечного массажа. Точечный массаж и упражнения для дыхания- это первые элементы самопомощи своему организму.
Такой же комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики мы проводим на каждом физкультурном занятии, перед общеразвивающими упражнениями, продолжительность которых составляет 1-2 минуты. Комплексы разработаны на каждый квартал инструктором по физкультуре д./с.№526 г. Москвы К.К.Утробиной. Дозировка выполнения каждого упражнения в комплексе 5-10 раз.
Первый комплекс. ( сентябрь, октябрь, ноябрь).
-
Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.
-
Нажать указательным пальцем точку под носом.
-
Указательным и большим пальцем «лепить уши».
-
Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).
-
Вдох через нос и медленный выдох через рот.
Второй комплекс. (декабрь, январь, февраль).
-
Соединить ладони и потереть ими одна о другую поперёк до нагрева. Это оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
-
Слегка подёргать кончик носа.
-
Указательным пальцем массировать ноздри.
-
Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами:»примазывать» чтобы не отклеились.
-
Сделать вдох, на выдохе произносить звук «м-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
-
Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».
Третий комплекс (март, апрель, май).
-
«Моем» кисти рук.
-
Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготок другой руки.
-
«Лебединная шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
-
Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
-
Несколько раз зевнуть и потянуться.
Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных заболеваний, повышение жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе сохранить здоровье.
Закаливание.
Особое место отвожу прогулкам.
Предпочтение отдаю контрастному воздушному закаливанию. На прогулки стараемся ходить в любую погоду.В образовательный процесс ввели третий дополнительный час, вместо традиционного физкультурного занятия на воздухе, инновационную форму- динамический «час», который организуем на дневной прогулке. Его длительность составляет в средней группе 15-20 минут, в старшей группе 25-30 минут. Содержание определяем в соответствии с возрастом. Упор сделан на основной вид деятельности – игру.
Структура динамического часа состоит из двух частей.
-
Оздоровительная разминка подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме использую различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия.
-
Оздоровительно- развивающая тренировка определённого вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры. Чтобы вызвать интерес к выполнению заданных упражнений использую образно- игровые сюжеты: «циркачи», «юные следопыты», «индейцы» и др.
Другой формой физического развития детей стал «час» двигательного творчества, который я провожу 1раз в месяц. Физкультурные занятия, если позволяют погодные условия, проводим на воздухе, физкультурные занятия в помещении проводим строго в спортивной форме – футболка, шорты, носочки.
Летом бегаем босиком по траве, песочку, загораем в тенёчке и.т.д. Когда дети имеют возможность самим выбирать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнёра и.т.д., то есть дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале.
Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности. Час двигательного творчества проводится во второй половине дня под контролем и активным участием воспитателя.
Один раз в неделю дети ходят в спорткомплекс, где занимаются со специалистом по физической культуре.
Важной частью режима является дневной сон. Перед сном обязательно проветриваю помещение, провожу гигиенические процедуры (умывание прохладной водой, полоскание рта). Во время сна открываются ноги на короткое время. Это очень старый вид закаливания, но дающий эффективный результат. Эту форму закаливания я взяла из методики В.Иванченко «Тайны русского закала».
Систематически провожу гимнастику и после сна в постели:
-
«Качалка». Лёжа на спине, ноги вместе, сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачиваться на спине вперёд, назад.
-
«Морская звезда». Лечь на живот, подтянуть руки и ноги в стороны. Покачиваться на «волнах» (для мышц рук, ног, спины, гибкости).
-
«Потягивание». Лечь на спину, подтянуть левую ногу пяточкой вперёд, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой рукой и ногой. Затем двумя руками иногами вместе (растяжка мышц).
-
«Ножницы». Лёжа на животе, поднять поочерёдно прямые ноги вверх-вниз. Затем лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (для мышц живота,ног).
-
«Велосипед». Лёжа на спине, крутим педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж).(улучшает кровообращение в ногах, улучшает работу кишечника).
-
После дневного сна детям предлагается встать спиной к стене, касаясь её пятками, ягодицами,затылком. Постоять в таком положении:»Как солдат на посту» в течение 10-15 секунд.
Проверка осанки стала нашим ежедневным правилом, потому что формирование правильной осанки является важнейшей задачей в оздоровлении и физическом воспитании детей. С целью развития и укрепления мышечного корсета мною проводятся специальные упражнения:
- «Коромысло».
- «Объятия».
- «Ножницы».
- «Перекатывание брёвен».
- «Лягушки» и др.
Для профилактики плоскостопия применяю палки различной толщины, разнообразные «коррекционные дорожки» со следами, с песком, с горохом, фасолью, коврики с пуговицами и крышками от бутылок, карандашами, пришитыми по вертикали, по горизонтали и многое другое оборудование, изготовленное руками родителей и воспитателей.
В упражнения для профилактики плоскостопия включаю все виды деятельности:
- ходьба на носках;
- по ребристой доске;
- толстому шнуру;
- на внешней стороне стопы;
- с перекатом с пятки на носок;
- катание пятки ступнёй и пальцами ног;
- захват и подъём пальцами мелких предметов (палочек, карандашей, шишек, камушек).
Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.
Практикую также хождение босиком в особенности летом по песку, по травке – хороший и необременительный способ закаливания стопы ног, а так же укрепления их свода и связок.
По мнению советских учёных профессора Е.С.Вельховера, В.Г.Никифорова, чем ниже температура участка подошвы, тем больше патологические нарушения в рефлекторно связанном с ним органе.
Есть основания полагать, что наши далёкие предки, ходили босиком по веткам, камушкам и другим неровностям почвы, осуществляли повседневный разогревающий массаж подошв. Теперь же растирание этой самой зоны подошвы рекомендуется при назначении общего закаливания: такая процедура защищает от насморка, простуды, гриппа, ангины, возможных при случайной передозировке холодовых процедур.
Полный самомассаж стоп по отдельным зонам В.Иванченко рекомендует делать хотя бы раз в неделю. Он укрепит наше здоровье, поднимет жизненный тонус, даст закалку на многие годы.
Самомассаж стоп я использую на физкультурных занятиях в вводной части.
В период закаливающих процедур обязательно учитываются индивидуальные особенности ребёнка. Нельзя проводить их на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, беспокойства. Это приводит ребёнка в стрессовое состояние.
Стресс может также стать первоначальником многих детских заболеваний. Для снятия стрессов у детей использую элементы самомассажа, коллективного массажа, а также вибрационной гимнастики.
В основе вибрационных упражнений практикую естественные движения детей: это- стряхивание с себя капель воды, дождя, снега. Самомассаж проводится в игровой форме:
- «Поиграем с носиком»;
- «Поиграем с ручками»;
- «Поиграем ушками»;
- «Поиграем ножками» и.т.д.
Сочетание массажа с вибрационной гимнастикой активизирует работу всего организма.
Антистрессовую гимнастику провожу один раз в неделю вместе с психологом. Это позволяет укрепить возможности дошкольника в формировании здорового образа жизни перед поступлением в школу.
Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
Реализация мероприятий осуществляется через непосредственно- образовательную деятельность, через режимные моменты, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Использую следующие методические приёмы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов, сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.
Видное место занимают игры, кукольный и пальчиковый театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и.т.д.
Особое место уделяю работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщения их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Третий этап (мониторинговый- май)
-
Анализ заболеваемости детей за-период исследования.
-
Анкетирование родителей по проблеме оздоровления детей (Приложение 2).
-
Подведение итоговых результатов.
Результаты деятельности
Группы здоровья |
Количество детей на сентябрь 2010 года |
Количество детей на май 2011 года |
Здоровые дети |
7 |
14 |
Часто болеющие дети |
6 |
4 |
Эпизодически болеющие дети |
9 |
4 |
Группы здоровья |
Количество детей на сентябрь 2011 года |
Количество детей на май 2012 года |
Здоровые дети |
10 |
18 |
Часто болеющие дети |
4 |
- |
Эпизодически болеющие дети |
8 |
4 |
Группы здоровья |
Количество детей на сентябрь 2012 года |
Количество детей на май 2013 года |
Здоровые дети |
14 |
20 |
Часто болеющие дети |
- |
- |
Эпизодически болеющие дети |
7 |
2 |
Используемая мною комплексная система оздоровления детей, а также организация нетрадиционных форм работы наряду с профилактическими, лечебно- оздоровительными и реабилитационными мероприятиями сыграла большую роль в снижении заболеваемости и улучшения физического развития детей.
По сравнению с 2011 и 2012 годами заболеваемость снизилась более чем в 2 раза.
Кроме того, все эти воспитательно- оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санаторногигиенические навыки, приспосабливают ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды- словом учат вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Заключение
Основной целью современного общества является формирование привычки здорового образа жизни, создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с младшего дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.
Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье, навыки здорового образа жизни, формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья, поскольку самое ценное у человека- это жизнь, самое ценное в жизни- здоровье.
Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребёнка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создание оптимальных гигиенических условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детского организма, профилактике различных заболеваний.
Педагоги, осуществляющие работу по формированию у дошкольников привычек к здоровому образу жизни, должны работать в тесном сотрудничестве с семьёй ребёнка, организовать деятельность по привлечению к здоровому образу жизни таким образом, чтобы детям было интересно.
Воспитательно-образовательный процесс следует рассматривать параллельно с оздоровительным, поскольку гармоническое развитие наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирования духовности, направленности и физического здоровья индивида.
Литература:
-
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.; Сфера,2003-
-
Белая К.Ю.,Зимонина В.А.»Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста»М.;Просвещение,2000
-
Моргунова О.Н. Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж,2005
-
Синкевич Е.А. Физкультура для малышей СПб:2003
-
Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.;1999
-
Зимонина В.А. Воспитание ребёнка- дошкольника. Расту здоровым.М.;ВЛАДОС,2003
-
Каштанова Т.В.,Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.;2002
-
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.; АРКТИ,2002
-
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.;2004
-
Рунова М.А. Двигательная активность в детском саду М.;2000
-
Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб.2004
-
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М.;2003
-
Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.;2003
Приложение 1
Схема специально организованной работы с детьми по физическому развитию и оздоровлению детей в течение года
|
Содержание работы |
Периодичность |
Утренняя гимнастика |
1раз в день |
|
Артикуляционная гимнастика |
2-3 раза вдень |
|
Дыхательная гимнастика |
1 раз в день |
|
Пальчиковая гимнастика |
1 раз в день |
|
Закаливание |
1 раз в день |
|
Занятия по физкультуре |
3 раза в неделю |
|
Подвижные игры |
2 раза в день |
|
Физкультурный досуг и праздник |
В соответствии с планом |
|
Цикл занятий по ЗОЖ |
1 раз в неделю (как часть занятия) |
|
День здоровья |
1 раз в месяц |
|
Соблюдение режима |
Постоянно |
|
Развитие культурно- гигиенических навыков |
Постоянно |
|
Сбалансированное питание |
Постоянно |
|
Фронтальные формы Подгрупповые и индивидуальные формы |
Индивидуальная работа по подготовке детей с разным уровнем физического развития к сложным упражнениям |
ежедневно |
Дифференцированный подход к организации закаливания |
ежедневно |
Приложение 2
Анкеты для родителей.
«здоровье ребёнка»
Уважаемые родители, искренне ответьте на вопросы анкеты. Это поможет нам сотрудничать с Вами по укреплению здоровья Вашего ребёнка.
-
Часто ли болеет Ваш ребёнок?
Да, нет
-
Причина заболевания:
недостаточное внимание семьи к физическому воспитанию ребёнка;
наследственность.
-
Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно наблюдать за правильным развитием Вашего ребёнка?
Да, нет, частично.
-
На что, на Ваш взгляд, должны детский сад и семья обратить особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?
на выполнение режима;
рациональное, калорийное питание;
полноценный сон;
достаточное нахождение на свежем воздухе;
здоровое гигиеническое окружение;
создание благоприятной психологической атмосферы;
наличие спортивных площадок;
физкультурные занятия;
закаливающие мероприятия.
-
Какие закаливающие мероприятия наиболее подходят Вашему ребёнку?
О
блегчённая форма одежды на прогулке;
облегчённая форма одежды в группе;
обливание ног водой контрастной температуры;
ходьба босиком;
систематическое проветривание группы;
прогулки в любую погоду;
полоскание горла водой комнатной температуры;
умывание лица, шеи, рук до локтей водой комнатной температуры;
другое.
-
Сколько времени, по-Вашему, необходимо проводить ребёнку на свежем воздухе при любой погоде?
в соответствии с режимом детского сада (три-четыре часа);
менее обозначенного времени;
более обозначенного времени.
-
Знаете ли Вы, как укрепить здоровье Вашего ребёнка дома?
да, нет, частично.
-
Нужна ли Вам помощь детского сада по физическому воспитанию ребёнка?
да, нет, частично.
-
Если да, то по какой проблеме?
«Оценка здоровьесберегающего пространства в семье и МБДОУ»
Уважаемые родители!
Здоровым быть не только модно_____это очень актуально, учитывая экологическую, социальную и культурную ситуацию. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут выявить «проблемное поле» для дальнейшего нашего взаимодействия в вопросах здоровьесберегающей среды, обеспечивающей ребёнку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду, как в семье, так и дошкольном учреждении.
-
Считаете ли Вы благоприятным психологический климат по отношению к ребёнку со стороны всех членов семьи?
(да, нет, частично).
-
Воспитываете ли Вы самостоятельность и ответственность ребёнка как главные качества для сохранения его здоровья?
(да, нет, частично)
-
Допускаете ли Вы физические меры воздействия на ребёнка?
(да, нет, иногда)
-
Используете ли запугивание, критику в адрес ребёнка?
(да, нет, иногда)
-
Каким образом поощряете достижения, успехи ребёнка?
-
Стимулируете ли Вы проявления положительных эмоций у своего ребёнка? Если да, то, как Вы это делаете?_______________
-
Проявляет ли Ваш ребёнок отрицательные эмоции? (да, нет, частично). Если да,то почему, на Ваш взгляд, они возникают?_____________
Сколько (примерно) времени в день Вы отводите на общение с ребёнком?__________________________________________
Любит ли Ваш ребёнок трудиться?_________________________
Что из перечисленного имеется у Вашего ребёнка: отдельная комната; место для игр, занятий, где он является полноправным хозяином; стеснённые жилищные условия (места для игр нет)?_____________
Имеется ли у Вашего ребёнка достаточное количество игрушек, книг и других материалов для занятий дома?
(да, нет, частично)
Соблюдаете ли Вы рациональный режим дня ребёнка? (да, нет, частично)
Закаливаете ли Вы своего ребёнка? (да, нет, частично). Если да, то каким образом?____________________________________________
-
Каковы проблемы, которые есть у Вашего ребёнка?
-
Как Вы оцениваете ваши отношения с сотрудниками д/у по вопросам укрепления здоровья ребёнка (постоянные, партнёрские взаимоотношения; единичные контакты, отрицательные)? Нужное подчеркнуть.
-
Укажите, пожалуйста, темы, по которым Вы хотели бы получить помощь наших специалистов; расширить свою педагогическую осведомлённость:
Труд и его значение в жизни ребёнка.
Как заинтересовать ребёнка общением с другими детьми и взрослыми?
Как развивать у ребёнка чувство собственного достоинства?
Создание развивающей среды в семье
Режим дня как фактор укрепления здоровья ребёнка.
Микроклимат в семье, каким он должен быть?
Укажите, что ещё?_______________________________________
-
В какой форме Вы желали бы получить помощь?
индивидуальная беседа;
индивидуальная консультация;
участие в родительском клубе, практикуме, семинаре;
памятка;
другое____________________________________________________
-
Как Вы оцениваете микроклимат в группе, которую посещает Ваш ребёнок (положительно, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
-
Регулярно ли получаете информацию от воспитателей о ребёнке, его успехах, достижениях, трудностях?
(регулярно, от случая к случаю, не получаю)
-
Считаете ли Вы, что Ваши контакты с педагогами, специалистами нашего д/у должны быть чаще?______________________________________
-
Ваши предложения:
Воспитателям группы:_______________________________________
Психологу ___________________________________________________
Заведующим д/у _____________________________________________
-
Назовите Вашу фамилию, имя, отчество _______________________
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»