Моя семья
Проект «Моя семья»
Актуальность реализации проекта:
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большиество семей озабочены решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Семья и детский сад –два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея: создать проект «Моя семья». Проведя беседу среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, где работают их родители, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель : расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи:
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Обучающая:
Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к
семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
Развивающая:
Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность, совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.
Авторы проекта: воспитатели: Иванова Е.С., Филиоглова Н.И.
Тип проекта:
Творческий, информационно- исследовательский.
Проблема:
дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи.
Ожидаемые результаты: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники, повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Место проведения: МБДО « Детский сад «Солнышко»
Сроки проведения: с 15 февраля по 8 марта.
Режим работы: во время и вне занятий.
Количество участников проекта:
2 воспитателя: Иванова Е.С., Филиоглова Н.И., дети-22чел., родители- 22чел.
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма проведения.:
Занятия, игровая деятельность, беседы, выставки «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи», «Вот какие наши мамы», «Мой дом», изготовление поделок к празднику 23 февраля и 8 Марта, проведение праздников, организуем «Сладкий вечер» - представление семейных рецептов, полученных по наследству (презентация проекта), создание альбома семейных историй и традиций.
1 этап.
Постановка проблемы:
Предложить детям рассмотреть картину, где изображена семья: папа, мама, бабушка, дедушка, дети.
- Назовите, кого вы здесь видите? Как можно назвать одним словом?
- Из скольких человек состоит ваша семья? Назовите.
- А знаете ли вы своих близких родственников?. Как нужно относиться к членам своей семьи?
2 этап.
Ввод в игровую ситуацию.
Планируемая деятельность.
Сообщить родителям о предстоящей работе по теме «Моя семья». Подбор познавательной, художественной литературы, составление конспектов занятий, бесед по познавательному развитию, проведение праздника «Сладкий вечер»
3 этап.
Организация деятельности проекта.
3.1. Игровая деятельность.
Сюжетно- ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин»
Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке. Воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим, учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу, воспитывать любовь к труду.
См. Приложение .
Настольно- печатная игра «Семья», «Кем быть», «Кому что нужно для работы?».
Цель: воспитывать любовь и уважение к своей семье, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Словесные игры «А ты мне кто?».
Дети становятся в круг, воспитатель подходит к любому ребёнку и спрашивает: «Я мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задаёт другому вопрос: я-папа, я- брат, я- сестра, я- бабушка и.т.д., а ты мне кто?
Цель: расширить у детей знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, развивать речь, память.
3.2 Художественно- речевая деятельность.
Цель: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
-
Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:
Е. Благинина «Посидим в тишине», см. приложение №1.
* Рассказ Л.Н.Толстого «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси- лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».
* Беседа: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители».
* Чтение пословиц и поговорок о семье, загадки. См. приложение №2.
* Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. См. приложение №3.
* Музыкально- театрализованная деятельность.
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
-
Прослушивание и разучивание песен о семье
-
Драмматизация по сказке «Репка», «Красная шапочка».
3.4 Художественно- эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Изготовление подарков к празднику 23 февраля, 8 Марта.
3.5 Выставка «Герб моей семьи».
Цель: развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности. См. приложение.
3.6 Визитка моей семьи «Генеалогическое дерево моей семьи».
Цель: узнать свои корни. Что такое «род», «родословная», «семья», «родные», «близкие», расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать творческие способности. См. приложение.
3.7 Составление альбома семейных историй и традиций.
Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность и значимость в жизни каждого человека.
3.8 Акция «Пусть прогулка станет интересней (благоустройство участка детского сада).
Цель: привлечь родителей к оказанию помощи в благоустройстве участка для детей.
3.9 Выставка рисунков детей «Вот какие наши мамы», «Мой дом».
Цель: воспитывать уважение к членам семьи.
Презентация проекта «Моя семья»
Цель: повысить интерес к семейным традициям и обычаям, воспитывать любовь и уважение к близким и родным, создать тёплую праздничную обстановку, сблизить детей и родителей. См. приложение.
Приложение № 1.
Е. Благинина. «Посидим в тишине».
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул по мне.
- Ничего,- шепнул он будто,
- Посидим и в тишине!..
Приложение № 2
Пословицы, поговорки.
-
На что и клад, коли в семье лад.
-
Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.
-
Семья крепка ладом.
-
Семья без детей, что часы без гирьки.
-
Дети родителям не судьи.
-
Вся семья вместе, так и душа на месте.
-
Когда нет семьи, так и дома нет.
-
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
-
При солнышке тепло, при матушке добро.
-
Нет милее дружка, чем родная матушка.
-
Птица рада весне, а младенец- матери.
-
Матушкин гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.
-
Сердце матери лучше солнца согреет.
-
Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
-
Добрый сын отцу- радость, а худой- печаль.
-
Бабушке – один только дедушка не внук.
-
Братская любовь лучше каменных стен.
Загадки.
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал «Вставать пора?»
Кашу кто успел сварить?
Чаю- в чашку мне налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех ? (Мама).
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забивать научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно…(папа).
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой…(бабушки).
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…(дед).
Приложение № 3
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик- дедка,
Этот пальчик- бабка,
Этот пальчик- папа,
Этот пальчик- мама,
Этот пальчик- Я!
Вот и вся моя семья!
- Пальчик- мальчик, где ты был?
- С этим братцем- в лес ходил.
- С этим братцем- щи варил.
- С этим братцем- кашу ел.
- С этим братцем- песни пел!
«Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!(хлопают в ладоши).
А у бабушки ладони
Все в морщинках собраны.(показывают руки ладонями вверх).
А у бабушки ладони
Добрые- предобрые (поглаживают ладони друг о друга).
Все работали ладони
Долгими годами.(постукивает кулаками о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами. (подносят ладони к лицу, словно принюхиваются).
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони
И с любой печалью сладят
Тёплые ладони (складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них).
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки! (хлопают в ладоши).
Физкультминутки.
«Помогаем маме».
Дружно маме ромогаем-
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту).
«Кто живёт у нас в квартире?»
Раз,два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища вправо-влево)
Мой сверчок, щегол и я- (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
Девочка Мила
Вечером девочка Мила (шагаем на месте)
В садике клумбу разбила, (прыжки на месте)
Брат её мальчик Иван (приседания)
Тоже разбил…стакан (хлопаем в ладоши)
Пингвины
Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин- мама
И сынишка пингвинишка
В чёрном фраке и манишке.
(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу).
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей