Конференция "Магнитное поле в действии"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Методическая разработка урока-конференции
«Магнитное поле в действии»
Физика 9 класс
Урок обобщения и углубления знаний по физике
Автор: учитель физики
высшей квалификационной категории
Асташова Светлана Юрьевна
Данный урок может быть проведён как урок обобщения и углубления знаний по темам главы «Электромагнитные явления» учебника физики 9 класса авторов Громова С.В., Родиной Н.А.
Уроки - конференции достаточно широко распространены в системе современного преподавания, так как основаны на системно-деятельностном подходе к изучению предмета. Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения, учатся лаконично и выразительно излагать свои мысли, готовят презентации по выбранной теме, самостоятельно готовят и демонстрируют эксперимент (в данной конференции это является особо ценным). Различие в суждениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и служит основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конференции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению и усвоению основных выводов и обобщений. По окончанию конференции может быть выпущена стенгазета с материалами конференции и фотографиями выступлений учащихся.
Данный урок рассчитан на 90 минут и может быть проведен как внеклассное мероприятие по физике.
Цель: Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электромагнитные явления»
Задачи:
1) Формировать познавательный интерес, интеллектуальные и экспериментальные умения и навыки, закрепить понятия, связанные с электромагнитными явлениями и их проявлениями в жизни человека и применением на практике.
2) Развивать умение выделять главное, работать с дополнительной научно - популярной литературой, умение коротко и чётко излагать свои мысли. Расширять кругозор учащихся, способствовать развитию их интереса к физике.
3) Формировать у учащихся навыки публичных выступлений, коммуникативные навыки работы в группах, парах, умение слушать товарищей и отстаивать своё мнение.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Оборудование урока: лабораторное и демонстрационное оборудование, необходимое учащимся для демонстрации опытов.
Наглядные пособия: таблицы «Электронно-лучевая трубка», «Магнитоэлектрическая система приборов», «Электромагнитное реле», «Электродвигатель постоянного тока».
Опережающее задание:
Класс делиться на группы по 2-3 человека, за 2 недели до урока группы получают задания по определенной теме. С каждой группой проводится инструктаж по технике безопасности и отрабатывается постановка эксперимента.
План конференции:
-
Вступительное слово учителя – 5 минут.
-
Выступления учащихся, сопровождающиеся презентациями (по желанию) и демонстрацией опытов – по 8-10 минут каждая группа.
-
Работа в группах: демонстрация и объяснение некоторых занимательных опытов- 10 минут.
-
Выводы по уроку, рефлексия- 3 минуты.
Ход урока
-
Вступление учителя. Нас окружают мириады магнитных полей различного происхождения. Мы привыкли к магнитам и даже не подозреваем сколько их вокруг нас. Только в наших квартирах привычные бытовые приборы содержат десятки магнитов. Человек – тоже магнит: биотоки, текущие в нас рождают причудливые пульсирующие узоры магнитных линий. Земля, на которой мы живём, - гигантский магнит. Солнце – жёлтый плазменный шар – ещё более грандиозный магнит. Галактики и туманности, едва различимые радиотелескопами, - непостижимые по размерам магниты… Сегодня мы вспомним, что же такое магнитное поле и какую роль оно играет в нашей жизни, рассмотрим приборы и устройства, в основе работы которых лежит действие магнитного поля.
(Короткий фронтальный опрос по основным понятиям темы, чтобы актуализировать знания учащихся).
-
Выступления учащихся, в которых они более подробно, конкретно и глубоко остановятся на действии магнитного поля в различных областях нашей жизни.
I группа:
Магниты на производстве.
- Магниты на заводе: электромагнитный подъёмный кран, магнитный стол, магнитный конвейер, магнитная дефектоскопия (демонстрация подъёма груза при помощи электромагнита из кабинета физики).
- Магнитный сепаратор в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности.
- Магнитные мины в военном деле.
- Электромагнитное реле.
Магниты в быту.
II группа: Устройство и принцип работы электрического звонка (демонстрация работы звонка на модели).
III группа: История появления и развития телеграфа (демонстрация работы телеграфного аппарата на модели). Телетайп.
IV группа: История появления и развития телефона. Устройство и принцип работы телефона. (Сборка одним из учащихся модели телефона из конструктора. Демонстрация его действия: выходит с трубкой в коридор и произносит фразу, сказанную изобретателем телефона 10 марта 1876 года, а другой учащийся, получивший это сообщение, озвучивает классу: «Говорит Белл. Если Вы меня слышите, то подойдите к окну и помашите мне шляпой».)
V группа: Действие магнитного поля на движущийся заряд.
Принцип работы и применение электронно-лучевой трубки. Принцип работы и применение генератора электрического тока (демонстрация работы модели генератора электрического тока).
VI группа: Действие магнитного поля на электрический ток
(прямой проводник и рамку с током – демонстрация учащихся). Устройство и принцип работы электроизмерительных приборов и электродвигателя (демонстрация работы модели электродвигателя).
3. А теперь посмотрим, помогут ли знания о магнитных полях, полученные на уроках и на сегодняшней конференции, объяснить некоторые простые занимательные опыты. Даётся задание для групп. Через несколько минут ребята должны дать ответы на поставленные вопросы.
Примеры заданий:
- Два прямых постоянных магнита закрепить в штативе вертикально, располагая их по одной линии, разноимёнными полюсами навстречу друг другу. Гвоздь длиной 7-10 см поставить между магнитами остриём вниз так, чтобы зазор между шляпкой и верхним магнитом был 4-5 мм. Если внести в этот зазор линейки из алюминия, дерева, пластмассы и т.д., гвоздь остаётся на месте. Но если внести стальную линейку, гвоздь падает. Как объяснить наблюдаемое явление.
Ответ: Сначала гвоздь располагается вдоль магнитных линий между полюсами магнитов. Сталь экранирует магнитное поле, поэтому при внесении стальной линейки гвоздь падает.
- Имея в наличии 2 стальные спицы (одна намагничена, другая – нет), определите, какая из спиц является намагниченной.
Ответ: К намагниченной спице притягиваются все части ненамагниченной спицы. У намагниченной же имеется нейтральная линия, которая не обладает магнитными свойствами.
- Если поднести к нижнему концу штатива магнитную стрелку на подставке, она повернётся к нему южным полюсом, а к верхнему концу штатива – северным полюсом. Объясните странное поведение магнитной стрелки.
Ответ: Все железные предметы находятся в магнитном поле Земли. Под действием этого поля штатив намагничивается, причем нижняя часть его обнаруживает северный магнитный полюс, а верхняя – южный.
- 5-6 керамических кольцеобразных магнита надеваются на вертикально поставленный карандаш. Магниты как бы «висят» в воздухе на некотором расстоянии друг от друга. Объясните явление.
Ответ: Магниты располагаются однородными полюсами друг к другу, поэтому между ними появляются силы отталкивания.
- Если стальную иголку на нити поднести к полюсу магнита, она отклонится от вертикали к магниту. Если поднести к игле пламя спички, игла снова примет вертикальное положение. Почему?
Ответ: При нагревании до температуры Кюри ферромагнитные свойства исчезают.
- Дугообразный магнит удерживает железные предметы (гвоздики) у своих полюсов сбоку. Если поднести сверху второй такой же магнит полюсами к первому, железные предметы отпадают. Почему?
Ответ: С внешней стороны магнитное поле ослабевает.
- Как устроена и каков принцип действия игрушки-маятника, которую принесли из дома?
4. Итоги урока.
Итак, сегодня мы более подробно познакомились с тем, где и как работает магнитное поле, увидели, как широко применяются в нашей жизни электромагнитные явления. Надеюсь, что полученные знания принесут вам практическую пользу. Спасибо всем за работу.
Выступление группы оценивается по определенным критериям по пятибалльной шкале:
Критерии |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
1.Ораторское мастерство. |
|
|
|
|
|
|
2.Выжержанность регламента. |
|
|
|
|
|
|
3.Организация работы в группе, распределение материала между участниками команды. |
|
|
|
|
|
|
4.Глубина раскрытия темы. |
|
|
|
|
|
|
5.Качество подготовки демонстрации. |
|
|
|
|
|
|
6.Умение отвечать на дополнительные вопросы. |
|
|
|
|
|
|
Литература:
-
Громов С.В., Родина Н.А. Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.
-
Пинский А.А. Физика и астрономия: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2009.
-
Физика – приложение к газете «Первое сентября» №1 2001 год.
-
Физика-юным: Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения. 7 кл./ Сост. М.Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1980.
-
Изобретения: Энциклопедия для детей. – Мн. «Харвест», М.: АСТ, 2000.
-
Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы/ Сост. И.Г. Кириллова. – М.: Просвещение, 1986.
-
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.
-
Шабловский В. Занимательная физика. – Санкт-Петербург: «Тригон», 1997.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»