На что похожа наша планета?
Левина Олеся Владимировна,
учитель начальных классов, вторая квалификационная категория
село Муром
2011 г.
Цель: познакомить с формой и движением Земли, с глобусом. Планируемые результаты:учащиеся научатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли; объяснять особенности движения Земли. Оборудование:глобус, 7 тарелок, 7 мячей, 7 корабликов, ракеты из бумаги, изображение планеты, презентация; у учащихся— цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки. Ходурока I.Организационныймомент Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. На уроке не молчать, Всем работать, отвечать. Поприветствуем гостей, Повернемся к ним скорей. Очень рады видеть Вас, Вот улыбки вам от нас. II.Актуализациязнаний — Вспомните — Кто запомнил, как нужно переходить дорогу? (Ответы детей.) — Кто увидел знак «Пешеходный переход» по дороге домой или в школу? (Ответы детей.) III. Самоопределениекдеятельности (На доске карта мира, у учителя на столе глобус.) — Посмотрите, ребята, какие предметы для нас принесли Муравьишка и Мудрая Черепаха. Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все — и млад и стар, Что наш дом — большущий шар. (Земля.) —Кто понял, о чем мы будем говорить на уроке? (О нашейпланете.) —Прочитайте тему урока на с. 48 учебника. (На что похожа наша планета?) — Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока — Вспомните, что вы знаете о нашей планете. (Ответы детей.)
Земля — планета, где живем все мы. — Муравьишка Вопросик предлагает рассмотреть два предмета и решить, какую же форму имеет наша планета. Учитель показывает большую тарелку и большой мяч. Дети высказывают свои предположения.) —Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли? (Да.) —А если Земля — шар, можно ли дойти до края? (Нет.) —Рассмотрите изображение Земли на с. 48. С помощью рисунков 3 и 4 докажите правильность своего ответа. В древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращаются из дальнего плавания, догадались, что Земля имеет форму шара. А путешественник Магеллан, решив объехать
на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Его корабли три года плыли все вперед и вперед, не меняя направления. Четыре корабля погибли в бурных водах. И только один обогнул Землю и вернулся в порт с противоположной стороны. В наши дни, когда совершаются полеты в космос, люди своими глазами могут увидеть, что Земля имеет форму шара. —Расскажите, какие были представления о Земле у древних людей. (Ответы детей.) В Вавилоне считали, что Земля высокая и круглая, как гора, а сверху ее накрывает небесный свод с воротами для восхода и захода солнца. За ним помещаются «верхние воды» — небесный океан, а еще выше, на внутреннем небе, живут боги. Древние греки думали, что все небеса сплошь населены богами или, в крайнем случае, их детьми — героями, а людям досталась только Земля — огромный остров посреди замкнутой в кольцо реки Океана. А ученый Платон расположил Землю на одной стороне куба, который окружил хрустальной сферой со звездами. Только мудрый Пифагор догадался, что наша Земля — это шар. А еще он понял, что этот земной шарик вовсе не стоит в центре мира, как думали до него, а сам «обращается около огня» — самой близкой звезды по имени Солнце. Но лишь когда Магеллан проплыл вокруг света, стало ясно, что все мы живем на шаре, хотя и очень большом. Однако за «хрустальный свод небес», к которому золотыми гвоздями приколочены звезды, человечество цеплялось еще очень долго, пока в нем, наконец, не наделали дырок — сначала телескопами, а потом и космическими кораблями. V. Физкультминутка На зарядку солнышко поднимает нас, Поднимаем руки мы по команде «раз», А над нами весело шелестит листва, Опускаем руки мы по команде «два». VI. Продолжение работы по теме урока 1. Беседа, работа по учебнику — Ребята, а что держит в лапке Мудрая Черепаха на с. 49? (Глобус.) (Учитель показывает глобус.) Глобус — модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке. —А на что еще похожа наша планета? (Ответы детей.) — Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? (Ответы детей.) — Рассмотрите рисунки-схемы на с. 49. Порассуждайте с соседом по парте о том, как движется Земля.(Дети несколько минут работают в парах, затем выслушиваются рассуждения трех-четырех учеников.) Земля — третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля — спутник Солнца. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь! Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т. е. сутки — день и ночь. 2.Моделирование (Учащиеся лепят модель Земли из пластилина. Работу лучше выполнять в парах. Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, дети лепят шары из пластилина голубого цвета.) — А каких цветов пластилин можно взять, чтобы показать сушу на наших моделях? (Зеленого, желтого, коричневого.) (Не следует добиваться точности выполнения, модель должна отражать лишь самые общие представления о Земле.) 3.Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с. 33).
— Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, на какие предметы похожа наша планета? Выполните задание. № 2 (с. 33). —Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? (Наша планета.) —Посмотрите еще раз на глобус и раскрасьте рисунок. —Какие цвета вам понадобились для раскрашивания? —Каким цветом вы раскрасили моря и океаны? А материки? VII.Рефлексия — Муравьишка приготовил для вас новые вопросы. Попробуйте ответить на них. • Как называется наша планета? • Какую она имеет форму? • Как это можно доказать? • Как движется Земля? • Что такое глобус? —Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор с помощью смайликов.) VIII.Подведениеитоговработы —Вернемся к учебной задаче урока. Какую форму имеет наша планета? Какое предположение мы выдвинули? (Земля имеет форму шара.) —Как мы доказали свое предположение? (Фотография из космоса это подтверждает.) Рекомендациидлязанятийдома Узнать новую информацию о планете Земля.
МБОУ «Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Тема урока:
«На что похожа наша планета?»
1 кл
Левина Олеся Владимировна,
учитель начальных классов,
вторая квалификационная категория
село Муром
2011 г.
Цель: познакомить с формой и движением Земли, с глобусом.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли; объяснять особенности движения Земли.
Оборудование: глобус, 7 тарелок, 7 мячей, 7 корабликов, ракеты из бумаги, изображение планеты, презентация; у учащихся— цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки.
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать.
Поприветствуем гостей,
Повернемся к ним скорей.
Очень рады видеть Вас,
Вот улыбки вам от нас.
II.Актуализация знаний
— Вспомните
— Кто запомнил, как нужно переходить дорогу? (Ответы детей.)
— Кто увидел знак «Пешеходный переход» по дороге домой
или в школу? (Ответы детей.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске карта мира, у учителя на столе глобус.)
— Посмотрите, ребята, какие предметы для нас принесли Муравьишка и Мудрая Черепаха. Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все - и млад и стар,
Что наш дом - большущий шар. (Земля.)
-
Кто понял, о чем мы будем говорить на уроке? (О нашей планете.)
-
Прочитайте тему урока на с. 48 учебника. (На что похожа наша планета?)
— Прочитайте, какие учебные
задачи мы поставим перед собой.
IV.
Работа по теме урока
— Вспомните, что вы знаете о
нашей планете. (Ответы детей.)
Земля —
планета, где живем все мы.
— Муравьишка Вопросик предлагает рассмотреть два предмета и решить, какую же форму имеет наша планета.
Учитель показывает большую тарелку и большой мяч. Дети высказывают свои предположения.)
-
Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли? (Да.)
-
А если Земля — шар, можно ли дойти до края? (Нет.)
-
Рассмотрите изображение Земли на с. 48. С помощью рисунков 3 и 4 докажите правильность своего ответа.
В древности люди, наблюдая с
берега за кораблями, которые
возвращаются из дальнего плавания,
догадались, что Земля имеет форму шара.
А путешественник Магеллан, решив
объехать
на пяти кораблях Землю,
доказал что она круглая. Его корабли
три года плыли все вперед и вперед, не
меняя направления. Четыре корабля
погибли в бурных водах. И только один
обогнул Землю и вернулся в порт с
противоположной стороны. В наши дни,
когда совершаются полеты в космос,
люди своими глазами могут увидеть, что
Земля имеет форму шара.
—Расскажите, какие были представления о Земле у древних людей. (Ответы детей.)
В Вавилоне считали, что Земля высокая и круглая, как гора, а сверху ее накрывает небесный свод с воротами для восхода и захода солнца. За ним помещаются «верхние воды» — небесный океан, а еще выше, на внутреннем небе, живут боги.
Древние греки думали, что все небеса сплошь населены богами или, в крайнем случае, их детьми — героями, а людям досталась только Земля — огромный остров посреди замкнутой в кольцо реки Океана. А ученый Платон расположил Землю на одной стороне куба, который окружил хрустальной сферой со звездами.
Только мудрый Пифагор догадался, что наша Земля — это шар. А еще он понял, что этот земной шарик вовсе не стоит в центре мира, как думали до него, а сам «обращается около огня» — самой близкой звезды по имени Солнце. Но лишь когда Магеллан проплыл вокруг света, стало ясно, что все мы живем на шаре, хотя и очень большом. Однако за «хрустальный свод небес», к которому золотыми гвоздями приколочены звезды, человечество цеплялось еще очень долго, пока в нем, наконец, не наделали дырок — сначала телескопами, а потом и космическими кораблями.
V. Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Ребята, а что держит в лапке Мудрая Черепаха на с. 49? (Глобус.)
(Учитель показывает глобус.)
Глобус — модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке.
—А на что еще похожа наша планета? (Ответы детей.)
— Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? (Ответы детей.)
— Рассмотрите рисунки-схемы на с. 49. Порассуждайте с соседом по парте о том, как движется Земля. (Дети несколько минут работают в парах, затем выслушиваются рассуждения трех-четырех учеников.)
Земля — третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля — спутник Солнца. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь!
Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т. е. сутки — день и ночь.
2. Моделирование
(Учащиеся лепят модель Земли из пластилина. Работу лучше выполнять в парах. Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, дети лепят шары из пластилина голубого цвета.)
— А каких цветов пластилин можно взять, чтобы показать сушу на наших моделях? (Зеленого, желтого, коричневого.)
(Не следует добиваться точности выполнения, модель должна отражать лишь самые общие представления о Земле.)
3. Выполнение заданий в рабочей
тетради
№1 (с. 33).
— Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, на какие предметы похожа наша планета? Выполните задание.
№ 2 (с. 33).
-
Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? (Наша планета.)
-
Посмотрите еще раз на глобус и раскрасьте рисунок.
-
Какие цвета вам понадобились для раскрашивания?
-
Каким цветом вы раскрасили моря и океаны? А материки?
VII. Рефлексия
— Муравьишка приготовил для вас новые вопросы. Попробуйте ответить на них.
-
Как называется наша планета?
-
Какую она имеет форму?
-
Как это можно доказать?
-
Как движется Земля?
-
Что такое глобус?
—Оцените свои достижения на
уроке.
(Учащиеся достают один из знаков
и объясняют свой выбор с помощью
смайликов.)
VIII. Подведение итогов работы
-
Вернемся к учебной задаче урока. Какую форму имеет наша планета? Какое предположение мы выдвинули? (Земля имеет форму шара.)
-
Как мы доказали свое предположение? (Фотография из космоса это подтверждает.)
Рекомендации для занятий дома
Узнать новую информацию о планете Земля.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре