Урок: "Ткани с применением металлических и металлизированных нитей".
- познакомить учащихся с тканями, в состав которых входят металлические и металлизированные нити.
- научить определять вид волокна по внешнему виду.
- развивать логическое мышление и творческие способности личности.
-совершенствовать эстетические взгляды.
- коррекция и развитие памяти, зрительных восприятий.
Учебная дисциплина: профессионально трудовое обучение (швейное дело).
Класс: 9
Тип урока: комбинированный
Форма организации учебного занятия: коллективная, индивидуальная.
Цели и задачи урока:
— познакомить учащихся с тканями, в состав которых входят металлические и металлизированные нити.
- научить определять вид волокна по внешнему виду.
- развивать логическое мышление и творческие способности личности.
-совершенствовать эстетические взгляды.
— коррекция и развитие памяти, зрительных восприятий.
Оборудование, инструменты и приспособления: карточки, тетради, образцы тканей линейка, карандаш, ножницы, утюг, гладильная доска, альбомы.
Наглядность: Табл. «Символы по уходу за тканью», учебник Г.Б. Картушина. «Швейное дело» 9 класс, стр. 39-41, 53-54, (форзац учебника I)
Основные понятия: плющенка, люрекс, светоотражающие ткани, эффект клоке, двухслойные ткани.
Ход урока
I.Организационная часть.
Психологический настрой.
Подготовка рабочих мест, материалов и инструментов.
Правильное расположение на рабочем столе.
II. Повторение изученного материала.
1.От чего зависят технологические свойства тканей?
(зависят от свойств волокон)
2.От чего зависит скольжение ткани при раскрое?
(зависит от поверхности ткани)
3.Какие приёмы применяют для уменьшения скольжения ткани?
(применяют специальные зажимы)
4.Какие ткани оказывают наибольшее сопротивление при раскрое?
(синтетические и льняные ткани)
5.Какие ткани обладают наибольшей осыпаемостью нитей, а какие — наименьшей? (наибольшей – ткани ихз химических нитей, наименьшей -шерстяные и х/б ткани)
6.Как избежать прорубаемости ткани?
( следить чтобы иглы были острыми)
7.Когда проявляется раздвигаемость нитей в швах?
( во время носки изделия)
Задание. Работа по карточкам.
(IIгруппа по уровню усвоения учебного материала)
Свойства тканей | Вид тканей | ||
Шелк искусственный |
Хлопчатобумажная (ситец) | ||
Сопротивление резанию | |||
Скольжение | |||
Осыпаемость | |||
Прорубаемость | |||
Раздвигаемость нитей в швах | |||
Усадка | |||
Обрыв нити |
III. Изучение нового материала.
Слова для записи в тетрадь: плющенка, люрекс, светоотражающие ткани, эффект клоке, двухслойные ткани.
Ткани с применением металлических и металлизированных нитей. Металлические нити.Металлические нити получают двумя способами: постепенным вытягиванием медной проволоки и нарезанием полосок из алюминиевой фольги. Иногда эти нити покрывают тончайшим слоем золота, серебра, тонкими химическими плёнками или цветным клеем. Различают несколько видов металлических нитей: волока — округлая нить, плющенка — плоская нить, люрекс — плоская нить из алюминиевой фольги, покрытая прозрачной или цветной плёнкой. Металлические нити используют для выработки красивых тканей с блеском (парча), а также для изготовления тесьмы, погон и других знаков отличия. Металлизированные нити.Эти тонкие, мягкие и прочные нити получают из лавсановой плёнки. На плёнку наносят тончайший слой алюминия или другого металла, слой металла снова покрывают плёнкой, затем плёнку разрезают на узкие полоски (нити). Применение металлизированных нитей позволило создать ткани, способные отражать свет. Такие светоотражающие ткани используют для изготовления детской одежды и обуви, одежды для специальных служб (светоотражающие элементы ткани очень хорошо видны издали ночью при свете фар). Изделия из ткани с металлическими и металлизированными нитями нельзя стирать, для них нужно применять сухую химическую чистку. Ткани с жатым эффектом. С жатым эффектом, или с эффектом клоке, вырабатывают ткани из натурального и искусственного шёлка, шерсти с добавлением других волокон и нитей. Это двухслойные ткани, изнаночная сторона которых гладкая, а лицевая имеет выпуклый рельефный рисунок. Эффект достигается использованием двух основных нитей, расположенных одна над другой.
К тканям с эффектом клоке относится, например, ткань «Космос». Ткань вырабатывается из капроновых нитей в верхнем слое и вискозных нитей в нижнем. Её обрабатывают специальным раствором, после чего капроновые нити остаются без изменения, а вискозные значительно усаживаются и образуют рельефную поверхность.
Эффект клоке придают и хлопчатобумажным тканям. Чтобы добиться образования на их поверхности выпуклостей, хлопчатобумажные ткани подвергают специальной обработке.
Ткани с выпуклым рельефным рисунком применяются для пошива платьев, летних пиджаков и курток. Шёлковые ткани используются для пошива нарядных платьев, женских летних пальто.
Ткани с эффектом клоке или не подвергают влажно-тепловой обработке, или осторожно утюжат с изнаночной стороны на весу или на мягкой подушке.
Индивидуальная работа (III группа по уровню усвоения учебного материала)
Назовите ткань животного происхождения (шерсть)
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
IV. Практическая работа:
Определение состава тканей по их свойствам.
1.Составить коллекцию образцов тканей, о которых вы узнали, и оформите её в альбом.
2.Выполните практическую работу по определению свойств этих тканей: сравните их по внешнему виду, по сминаемости, по изменению внешнего вида после влажно-тепловых обработок (с разными температурными режимами), по технологическим свойствам (сопротивлению резанию, скольжению, осыпаемости срезов, прорубаемости иглой при стачивании, раздвигаемости нитей в швах и усадке). Результаты наблюдений записать в тетрадь.
Коррекционные упражнения.
Задание:
Убери лишнее слово:
БАРХАТ, ПЛЮШ, СИТЕЦ, ВЕЛЮР, ВЕЛЬВЕТ.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Что надо учитывать при раскрое ворсовых тканей?
2. Как получают металлические нити?
3. Как получают металлизированные нити?
4. Как получают ткани с эффектом клоке?
V. Итог урока. Оценки за урок.
Вопросы: Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Что вам понравилось?
Тема урока: Ткани с применением металлических и металлизированных нитей.
Учебная дисциплина: профессионально трудовое обучение (швейное дело).
Класс: 9
Тип урока: комбинированный
Форма организации учебного занятия: коллективная, индивидуальная.
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с тканями, в состав которых входят металлические и металлизированные нити.
- научить определять вид волокна по внешнему виду.
- развивать логическое мышление и творческие способности личности.
-совершенствовать эстетические взгляды.
- коррекция и развитие памяти, зрительных восприятий.
Оборудование, инструменты и приспособления: карточки, тетради, образцы тканей линейка, карандаш, ножницы, утюг, гладильная доска, альбомы.
Наглядность: Табл. «Символы по уходу за тканью», учебник Г.Б. Картушина. «Швейное дело» 9 класс, стр. 39-41, 53-54, (форзац учебника I)
Основные понятия: плющенка, люрекс, светоотражающие ткани, эффект клоке, двухслойные ткани.
Ход урока
I .Организационная часть.
Психологический настрой.
Подготовка рабочих мест, материалов и инструментов.
Правильное расположение на рабочем столе.
II. Повторение изученного материала.
1.От чего зависят технологические свойства тканей?
(зависят от свойств волокон)
2.От чего зависит скольжение ткани при раскрое?
(зависит от поверхности ткани)
3.Какие приёмы применяют для уменьшения скольжения ткани?
(применяют специальные зажимы)
4.Какие ткани оказывают наибольшее сопротивление при раскрое?
(синтетические и льняные ткани)
5.Какие ткани обладают наибольшей осыпаемостью нитей, а какие — наименьшей? (наибольшей – ткани ихз химических нитей, наименьшей -шерстяные и х/б ткани)
6.Как избежать прорубаемости ткани?
( следить чтобы иглы были острыми)
7.Когда проявляется раздвигаемость нитей в швах?
( во время носки изделия)
Задание. Работа по карточкам.
(II группа по уровню усвоения учебного материала)
Свойства тканей |
Вид тканей |
|||
Шелк искусственный |
Хлопчатобумажная (ситец) |
|
||
Сопротивление резанию |
|
|
|
|
Скольжение |
|
|
|
|
Осыпаемость |
|
|
|
|
Прорубаемость |
|
|
|
|
Раздвигаемость нитей в швах |
|
|
|
|
Усадка |
|
|
|
|
Обрыв нити |
|
|
|
III. Изучение нового материала.
Слова для записи в тетрадь: плющенка, люрекс, светоотражающие ткани, эффект клоке, двухслойные ткани.
Ткани с применением металлических и металлизированных нитей.
Металлические нити. Металлические нити получают двумя способами: постепенным вытягиванием медной проволоки и нарезанием полосок из алюминиевой фольги. Иногда эти нити покрывают тончайшим слоем золота, серебра, тонкими химическими плёнками или цветным клеем.
Различают несколько видов металлических нитей: волока — округлая нить, плющенка — плоская нить, люрекс — плоская нить из алюминиевой фольги, покрытая прозрачной или цветной плёнкой.
Металлические нити используют для выработки красивых тканей с блеском (парча), а также для изготовления тесьмы, погон и других знаков отличия.
Металлизированные нити. Эти тонкие, мягкие и прочные нити получают из лавсановой плёнки. На плёнку наносят тончайший слой алюминия или другого металла, слой металла снова покрывают плёнкой, затем плёнку разрезают на узкие полоски (нити).
Применение металлизированных нитей позволило создать ткани, способные отражать свет. Такие светоотражающие ткани используют для изготовления детской одежды и обуви, одежды для специальных служб (светоотражающие элементы ткани очень хорошо видны издали ночью при свете фар).
Изделия из ткани с металлическими и металлизированными нитями нельзя стирать, для них нужно применять сухую химическую чистку.
Ткани с жатым эффектом. С жатым эффектом, или с эффектом клоке, вырабатывают ткани из натурального и искусственного шёлка, шерсти с добавлением других волокон и нитей. Это двухслойные ткани, изнаночная сторона которых гладкая, а лицевая имеет выпуклый рельефный рисунок. Эффект достигается использованием двух основных нитей, расположенных одна над другой.
К тканям с эффектом клоке относится, например, ткань «Космос». Ткань вырабатывается из капроновых нитей в верхнем слое и вискозных нитей в нижнем. Её обрабатывают специальным раствором, после чего капроновые нити остаются без изменения, а вискозные значительно усаживаются и образуют рельефную поверхность.
Эффект клоке придают и хлопчатобумажным тканям. Чтобы добиться образования на их поверхности выпуклостей, хлопчатобумажные ткани подвергают специальной обработке.
Ткани с выпуклым рельефным рисунком применяются для пошива платьев, летних пиджаков и курток. Шёлковые ткани используются для пошива нарядных платьев, женских летних пальто.
Ткани с эффектом клоке или не подвергают влажно-тепловой обработке, или осторожно утюжат с изнаночной стороны на весу или на мягкой подушке.
Индивидуальная работа (III группа по уровню усвоения учебного материала)
Назовите ткань животного происхождения (шерсть)
|
|
|
|
|
|
Физминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
IV.
Практическая работа:
Определение
состава тканей по их свойствам.
1.Составить коллекцию образцов тканей,
о которых вы узнали, и оформите её в
альбом.
2.Выполните практическую работу по определению свойств этих тканей: сравните их по внешнему виду, по сминаемости, по изменению внешнего вида после влажно-тепловых обработок (с разными температурными режимами), по технологическим свойствам (сопротивлению резанию, скольжению, осыпаемости срезов, прорубаемости иглой при стачивании, раздвигаемости нитей в швах и усадке). Результаты наблюдений записать в тетрадь.
Коррекционные упражнения.
Задание:
Убери лишнее слово:
БАРХАТ, ПЛЮШ, СИТЕЦ, ВЕЛЮР, ВЕЛЬВЕТ.
IV. Закрепление изученного материала.
-
Что надо учитывать при раскрое ворсовых тканей?
-
Как получают металлические нити?
-
Как получают металлизированные нити?
-
Как получают ткани с эффектом клоке?
V. Итог урока.
Оценки за урок.
Вопросы:
Что нового вы узнали на уроке?
Чему
научились?
Что
вам понравилось?
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Всероссийский мастер-класс «Образовательная практика «3Д: думай, действуй, достигай» как среда для проявления и реализации детской инициативы»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Методика и технологии изготовления аппликаций в разных возрастных группах ДОО»