Программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1 класса
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Программа кружка
«Юные экологи»
для обучающихся 1 класса
Составитель:
учитель начальных классов
МБОУ Еланская СОШ №3
Лофицкая Наталья Ивановна
2012-2013 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Возраст детей , участвующих в реализации данной программы 7-8 лет.
Сроки реализации программы: 1 год, занятия 1 раз в неделю по 35 минут, всего 33 занятия в год.
Прогнозируемый результат
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Ожидаемый результат
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, В
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
-
что такое наблюдение и опыт;
-
экология - наука об общем доме;
-
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
-
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
-
заботиться о здоровом образе жизни;
-
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
-
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
-
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Формы подведения итогов реализации данной программы:
1. КВН «Что такое экология? »
2.Изготовление кормушек для птиц.
3.Защита проекта «Птицы нашего двора»
4.Волонтёрство «Береги природу!"
Учебно- тематический план (33 ч.)
№ зан. |
Тема занятия |
Количество часов |
|
|
теория |
практика |
|
||
|
|
|
|
|
1 |
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» |
1 |
|
|
2-3 |
Животный мир родного края |
2 |
|
|
4-6 |
Растительный мир родного края |
1 |
1 |
|
7-9 |
Птицы нашего двора |
2 |
1 |
|
10 |
Изготовление кормушек для птиц |
|
1 |
|
11-13 |
Исчезающие виды растений и животных родного края |
2 |
1 |
|
14 |
Экскурсия по территории школы |
|
1 |
|
15-17 |
Комнатные растения |
2 |
1 |
|
18-19 |
Вода- источник жизни |
1 |
1 |
|
20-22 |
Вода и здоровье человека |
2 |
1 |
|
23-24 |
Солнце, Луна, звёзды- источники света |
2 |
|
|
25-27 |
Моя семья |
2 |
1 |
|
28 |
Экскурсия в музей |
1 |
|
|
29-31 |
Откуда берётся и куда девается мусор ? |
2 |
1 |
|
32-33 34 |
Дом моей мечты Обобщающее занятие |
1 1 |
1 |
|
Содержание программы
№ |
Тема |
Дата |
1 |
Что такое экология. Знакомство детей с целями и задачами кружка. Выясняем. что такое экология. Простейшиая классификация экологических связей |
|
2-3 |
Животный мир родного края. Многообразие животных области. Особенности их жизни. |
|
4-6 |
Растительный мир родного края. Многообразие растений области. |
|
7-9 |
Птицы нашего двора. Знакомство с многообразием птиц, их отличительные признаки. |
|
10 |
Изготовление кормушек для птиц. Практическое занятие. |
|
11-13 |
Исчезающие виды растений и животных родного края. Красные книги животного и растительного мира Волгоградской области. |
|
14 |
Экскурсия по территории школы. Наблюдения за деревьями, их отличительные особенности. |
|
15-17 |
Комнатные растения. Знакомство с комнатными растениями и правилами ухода за ними. |
|
18-19 |
Вода-источник жизни. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Как можно экономить воду. Как вода влияет на жизнь животного и растительного мира. |
|
20-22 |
Вода и здоровье человека. Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? |
|
23-24 |
Солнце, Луна, звёзды- источники света. Солнце- естественный дневной источник света и тепла. Свет луны и звёзд в ночное время суток. |
|
25-27 |
Моя семья. Происхождение слова «семья». Роль семьи в жизни человека. |
|
28 |
Экскурсия в музей. История жизни народа моего края. |
|
29-31 |
Откуда берётся и куда девается мусор ? Выясняем, откуда берётся и куда девается мусор ? Борьба за чистоту окружающей среды. |
|
32-33 |
Дом моей мечты. Из чего сделан мой дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? |
|
34 |
Обобщающее занятие. Викторина по изученным темам. |
|
Литература:
1. Аксёнова М., Исмаилова С. Энциклопедия для детей- М. Аванта 2005г.
2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М. 2006г.
3. Брылёв В.А. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области Волгоград 2006г.
4. Грехова Л.И. В союзе с природой.- М. 2000г.
5. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков.- М. 2001
6. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания.- М. Прометей 2006г.
7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. -М. 2001г.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО