Практикум "Мониторинг окружающей среды"
Ерхова Любовь Михайловна
Республика Татарстан Тукаевский район п.Татарстан
МБОУ «Князевская средняя общеобразовательная школа»
Биология
Практикум «Мониторинг окружающей среды»
для учащихся среднего – старшего звена
продолжительность работы в течение календарного года
Практикум «Мониторинг окружающей среды»
Краткая аннотация
Практикум - учебное пособие с практическими заданиями, помогающее освоить учебную дисциплину практически. Данный практикум, с применением в исследовательской деятельности информационно-коммуникационных технологий, позволит расширить круг экспериментальной деятельности учителя и ученика. Разработан с целью реализации программы экологического мониторинга Республиканского проекта «Здоровье моей школы» в Республике Татарстан.
Пояснительная записка.
Цель: Сформировать представление научного подхода к исследованию явлений природы с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
-
Повысить мотивацию учащихся к исследовательской деятельности.
-
Сформировать у учащихся навыки проведения исследования, которые обеспечивают формирование способностей к самостоятельному усвоению новых знаний.
-
Реализовать индивидуальную образовательную траекторию учащегося при поведении исследовательской работы.
-
Сформировать у учащихся готовность самостоятельно, творчески осваивать и апробировать новые способы деятельности в любой области культуры.
-
Особенностью практикума является использование при проведении исследований информационно-коммуникационных технологий, которые выводят на новый качественный уровень полученные результаты исследований, реализовывают принцип наглядности, повышают интерес учащихся к исследовательской деятельности, способствует формированию навыков научного анализа явлений природы.
-
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов:
-внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому;
-современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе;
-активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества. Информационные технологии - представление в электронном виде, обработка и хранение информации, но не обязательно ее передача. ИКТ-серия действий и технологий, возникающих благодаря объединению ИТ и коммуникационных технологий. Коммуникационная технология - передача информации посредством общения.
Цифровая лаборатория – новое поколение естественно-научных лабораторий – мы используем, как оборудование для проведения исследований, демонстраций, лабораторных работ.
Важная особенность лаборатории - получение данных, недоступных в традиционных учебных экспериментах. Считается, что ухо человека воспринимает звуки в диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц. Вредное воздействие на здоровье человека оказывают ультразвуки и инфразвуки, датчик звука может их зарегистрировать, предупредив об опасности. Компьютер и датчики: звука, температуры, ионизирующего излучения, регистрируют данные, которые в полевых условиях позволяют провести комплексное исследование данной местности. Информация сохраняется в виде графиков, таблиц и ее удобно в дальнейшем использовать при проведении анализа исследования и составления отчета.
Сегодня очень важно вооружить учащегося не столько знаниями, сколько способами овладения ими. При проведении предлагаемых работ формируются универсальные умения и навыки, которые позволяют ученику применять свои знания в нестандартных ситуациях.
Ожидаемыми результатами обучения являются: повышение эффективности учебного процесса, формирование элементов экологической культуры, формируется ИКТ-грамотность, формирование исследовательских умений и осуществление развития творческой личности ученика.
Новизна: Формируется понятие научного способа познания при проведении исследовательской деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Содержание
Рекомендации по организации практикума:
Лабораторные работы практикума можно использовать как в ходе урока, так и в работе объединений дополнительного образования. Успех исследования неотделим от своего носителя – педагога, вопрос о его личности как совокупности творческих, педагогических, психологических и коммуникативных качеств, приобретает наиболее важное значение. Сегодня, в современном постиндустриальном информационном обществе ученику необходимы ИКТ-компетентные учителя. Техническое оснащение школ может внести корректировки в проведение исследований, при этом возможны потери в качестве результатов, но это не помешает формированию универсальных исследовательских умений и навыков.
Во внеурочной деятельности исследования проводятся с учащимися, которые приходят на объединение дополнительного образования. Продумывается ход эксперимента, готовится необходимое оборудование (компьютер c необходимыми датчиками), проводятся неоднократные замеры, сохраняются результаты, анализируются, оформляются работы на нетбуке в программах Word, Excel, Power Point. Исследования проводятся на качественно новом уровне: регистрируется не только конечный результат, но и весь процесс изменения параметров. Информация сохраняется в виде графика и при необходимости ее можно продемонстрировать еще раз. Режим измерений может быть и очень кратким (сотые доли секунды), и долгосрочным (несколько дней). Лаборатория мобильна и невелика по размерам, легка в эксплуатации и заменяет ряд сложных измерительных приборов, поэтому удобно ее использовать при проведении экскурсий или во время походов.
Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее перспективных и массовых форм практической деятельности школьников. Темы экологических исследований для учащихся следует подбирать, исходя из реалий современной жизни.
Методические материалы
Тема «Измерение параметров микроклимата в школе.
Цель: Проверить соответствие параметров температуры санитарно-гигиеническим нормам.
Теоретические основы: Микроклимат помещения - состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха и ограждающих конструкций. При низкой температуре и высокой влажности воздуха повышается теплоотдача и человек подвергается большему охлаждению.
При высокой температуре и высокой влажности воздуха теплоотдача резко сокращается, что ведёт к перегреванию организма, особенно при выполнении физической работы. Высокая температура легче переносится, когда влажность воздуха понижена. Так, при работе в горячих цехах оптимальное влияние на теплообмен и самочувствие оказывает относительная влажность воздуха 20%.
Для устранения неблагоприятного влияния влажности воздуха в помещениях применяют вентиляцию, кондиционирование воздуха и др.
ГОСТ 30494-96 «Параметры микроклимата»
период |
температура оптимальная |
температура допустимая |
Теплый (более 8 гр.) |
22-25 гр. |
20-28 гр. |
Холодный (менее–5гр.) |
20-22 гр. |
18-24 гр. |
Оборудование:
-
Компьютер
-
Датчик температуры.
Монтаж экспериментальной установки
Подключите датчики
Установка параметров измерения
-
длительность – 3-5 минут
Порядок проведения эксперимента
-
Провести измерение температуры воздуха в кабинетах на первом, втором, третьем этажах, а также в коридорах школы.
-
Записать в виде комментария порядок помещений, в которых выполнялись измерения.
-
Сохранить результат эксперимента.
Обработка и анализ результатов
-
Открыть файл опыта ПК.
-
Экспортировать полученные данные в электронные таблицы.
-
Отсортировать полученные данные по номерам кабинетов или по возрастанию (убыванию) параметров, постройте гистограмму по полученным данным.
-
Распечатать таблицы с названиями помещений и соответствующими значениями параметров, или постройте их в тетради, используя табличные данные. Выделить в таблицах названия помещений, обладающими наибольшими и наименьшими значениями, а также помещений, в которых значения не достигают необходимой нормы.
-
Сделайте выводы.
Тема «Измерение параметров микроклимата на территории школы»
Цель работы: Определить особенности влияния почвенного покрова на микроклимат территории макрорайона школы.
Теоретические основы: В пределах территории школьного микрорайона под влиянием местных условий (почвенно-грунтовых особенностей, характера растительного покрова), создаются особые условия, получившие название микроклимата. Для проведения наблюдений необходимо измерение температуры на двух уровнях:
- в приземном слое на высоте 0-20см
- на высоте человеческого роста 150-200 см
При всех температурных измерениях датчик температуры должен находиться в тени. Как правило, в приземном слое более высокая влажность, зато температура на 2-5 градусов ниже. В городе на передний план выдвигается мощный антропогенный фактор. Основные компоненты: асфальтированная поверхность почвы, каменные, бетонные стены зданий, оживленные транспортные магистрали. В качестве возможных вариантов можно предложить сравнение микроклиматических наблюдений в деревянных и каменных домах; у внешней стороны многоэтажных здания и в его дворе; непосредственно у стен здания школы с учетом их экспозиции. Интересно и поучительно для учащихся провести микроклиматические наблюдения в разных фитоценотических условиях: лес, луг, засеянный агроценоз и т.д. В этих условиях особенно четко прослеживается влияние растительности на микроклимат приземного слоя воздуха.
Оборудование:
-
Компьютер
-
датчик температуры
Монтаж экспериментальной установки
Подключите датчики
Установка параметров измерения
-
длительность каждого замера –3-5 минут
Порядок проведения эксперимента
-
Подключить датчик температуры.
-
Проведите измерения в точках, выбранных в соответствии с планом территории школьного участка и/или прилегающего парка.
-
Запишите в виде комментария наибольшие/наименьшие значения.
-
Сохраните результат эксперимента.
Обработка и анализ результатов
-
Откройте файл опыта на КПК или ПК.
-
Экспортируйте полученные данные в электронные таблицы.
-
Отсортируйте полученные данные по точкам территории или по возрастанию (убыванию) температуры, постройте гистограмму по полученным данным.
-
На каких участках территории параметры температуры отличались друг от друга? Почему?
-
Как и почему отличаются параметры температуры и на высоте человеческого роста?
-
Сделайте выводы.
Вопросы для предварительного опроса и защиты работы:
1. Какие фитоцинотические условия вы знаете?
2. Как они могут влиять на на микроклимат территории?
3. Что является антропогенным фактором? Как он влияет на микроклимат территории?
Тема « Оценка качества питьевой воды»
Цель работы: Оценить качество воды.
Теоретические основы работы: Физико-химическими показателями воды являются: водородный показатель (рН) и жесткость воды. Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию рН около 7. Другим важным показателем является общая жесткость воды. Она обусловлена, главным образом, присутствием растворенных соединений кальция и магния в воде. Жесткостью воды связана ее проводимость. Чем больше ионов растворено в воде, тем выше ее проводимость. Проводимость воды можно измерять специальным датчиком.
Оборудование:
-
Компьютер
-
Датчик рН
Монтаж экспериментальной установки
Подключите датчики
Установка параметров измерения
-
длительность измерений – 3-5 минут
Порядок проведения эксперимента
-
Взять пробу водопроводной воды.
-
Измерить величину рН и проводимость соответствующими датчиками.
-
Сохраните результат эксперимента.
Обработка и анализ результатов
-
Откройте файл опыта ПК.
-
Экспортируйте полученные данные в электронные таблицы.
-
Отсортируйте полученные данные проводимости и рН, постройте гистограмму по полученным данным.
-
Распечатайте таблицы с соответствующими значениями проводимости и рН, или постройте их в тетради, используя табличные данные. Выделите в таблицах наибольшие и наименьшие значения проводимости и рН.
-
Сделайте выводы.
Вопросы для предварительного опроса и защиты работы:
-
Чем обусловлена проводимость воды? От чего она зависит?
-
От чего зависит величина рН воды?
Литература
-
Методические рекомендации по созданию сети школьного экологического мониторинга Иванов. А.В., Смирнов И.А. /ООО «Научные развлечения»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
С уважением, И.В. Константинова.