Мастер-класс "Мир живой природы"
Краткое описание
- обобщить, закрепить и расширить знания обучающихся о животном мире и его охране;
- развивать память, мышление, познавательный интерес к изучению живой природы, умение систематизировать изученный материал и активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и формировать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний и делать выводы.
- развивать память, мышление, познавательный интерес к изучению живой природы, умение систематизировать изученный материал и активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и формировать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний и делать выводы.
Описание
Играют 2 команды. Команды выполняют задания конкурсов, получают определенное количество очков за правильный ответ. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
1 конкурс «Где, чей детеныш?»
Плохо и неинтересно жилось бы нам без братьев наших меньших – животных. Посмотрите на плакаты.
Плакат «Дикие животные»
Плакат «Домашние животные»
На какие две группы делятся животные, изображенные на них? (домашние и дикие)
На карточках изображены детеныши разных животных. Проведем конкурс «Где, чей детеныш?»
2 конкурс «Кто, где живет?»
Учитель называет животное, а обучающиеся – его жилище.
Медведь – берлога Собака – будка
Белка – дупло Куры – курятник
Корова – сарай Лиса – нора
Лошадь – конюшня Кролик – клетка
3 конкурс «Вспомни животных»
Обучающимся необходимо вспомнить 1 дикое и 1 домашнее животное: насекомое, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.
4 конкурс «Найди пару»
Учитель называет растения, а участники конкурса должны найти животное, чем-то похожее на название растения.
Кактус – дикобраз (имеет колючки) Осина – заяц (трусятся)
Росянка – паук (едят насекомых) Мать-и-мачеха – крот (мягкие покровы)
Крапива – пчела (жалят) Мимоза – еж (сворачивается)
Репейник – пиявка (цепляются) Лиана – удав (длинное тело)
5 конкурс «Биологические анаграммы»
Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились названия представителей животного и растительного мира.
БРАК – К_ _ _
(десятиногое ракообразное)
(Краб)
СОЛЬ – Л _ _ _
(лесное парнокопытное с рогами)
(Лось)
КОРТ – К _ _ _
(подземное насекомоядное млекопитающее)
(Крот)
НАВАР – В _ _ _ _
(крупная хищная ящерица)
(Варан)
КРОНА – Н _ _ _ _
(пушной зверек семейства куньих)
(Норка)
РОМА – Р _ _ _
(крупный морской рак)
(Омар)
АКР – Р _ _
(речное членистоногое)
(Рак)
СИЛА – Л _ _ _
(хитрая хищница)
(Лиса)
6 конкурс «Узнай, где лен спрятался»
Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова.
_ ЛЕН _ _ _ _
(Героиня русских сказок)
_ _ ЛЕН _ _
(Коллега иода)
_ _ ЛЕН _
(Любитель погулять)
_ _ _ ЛЕН _ _
(Съедобный гриб со скользкой шляпкой)
_ _ _ ЛЕН _ _
(Емкость для масла)
_ _ _ ЛЕН
(Растение, давшее название семейству)
_ _ ЛЕН _ _
(Детская простынка)
_ ЛЕН
(«Кудрявое» дерево)
7 конкурс «Смешные стихи на внимание»
1. Для перины и подушки
Мягкий пух дают лягушки.
(Не лягушки, а гуси, утки)
2. У собачек и у кошек
Есть всегда по восемь ножек.
(Не по восемь, а по четыре)
3. Посмотрите, осмелев,
Ест с руки орешки лев.
(Не лев, а белочка)
4. А у ежиков, мышей
Пара длинных есть ушей.
(Не длинных, а коротких)
5. Слышишь крики пастуха?
Гонит стадо петуха.
(Не петуха, а корову, овцу)
6. Всю капусту с грядки съев,
Убежал в лесочек лев.
(Не лев, а заяц)
7. В пустыне песчаной
В любую жару
С поклажей тяжелой
Бредут кенгуру. (Не кенгуру, а верблюды)
8. Завидуют тигрицы
Пышной гриве львицы.
(Не львицы, а льва, у львиц грив нет)
9. Сено хоботом берет
Толстокожий бегемот.
(Не бегемот, а слон)
10. Овцу несчастную задрав,
Наелся досыта жираф.
(Не жираф, а волк)
8 конкурс «Биологические шагословы»
Превратите аиста в лису
Превратите хищника в жертву.
Орган растения
(Аист – лист – лиса)
Мелкое двукрылое насекомое
(Кошка – мошка – мышка)
Превратите парнокопытное в непарнокопытное.
Кора дерева
Вирусная болезнь с сыпью
(Коза – кора – корь – конь)
Обыкновенный кот – чемпион по превращениям!
Дом языка и зубов
Несчастливая судьба
(Кот – рот – рок – рак)
С вашей помощью и коровы смогут летать.
Королевский головной убор
(Корова – корона – ворона)
Сделайте так, чтобы от лука не плакали, а спали.
Косметика для ногтей и волос
(Лук – лак – мак)
Обыкновенный кот – чемпион по превращениям!
(Кот – кол – вол)
Наихудшая оценка
Превратите моржа в домашнее животное
М
О
Р
Ж
М
О
П
С
Прохладительный ягодный напиток
.
( Морж — морс — мопс)
9 конкурс «Биологические палиндромы»
В предлагаемые предложения нужно вставить такие названия животных и растений, чтобы восстановленный текст читался одинаково и с начала и с конца.
_ _ _ _ _ У ЗУБРА. (Бахчевое растение.)
(Арбуз – Арбуз у зубра.)
_ _ _ _ ТАЩАТ УТОК. (Домашнее животное.)
(Кот – Коту тащат уток.)
А _ _ _ _ МАЛА. (Верблюжья родственница.)
(Лама – А лама мала.)
А _ _ _ _ УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА. (Цветок.)
(Роза – А роза упала на лапу Азора.)
10 конкурс «Экологический светофор»
Учитель: Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Поможет нам светофор, ясно укажет нам, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ:
1. Зеленый – помогаете природе.
2. Красный – ясно, что вредите ей.
3. Цвет желтый вас предупреждает.
Все вместе кружочки покажут нам все кочки, которые мешают природе и человеку навечно подружиться.
1. Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)
2. Зайку серого найду,
Принесу его домой –
Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)
3. Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)
4. Посадили деревце
У себя во дворе,
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто, часто мы,
Чтоб оно со временем
Нам дало плоды.
Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?
5. О чем поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы выжили!
– Мы дожили!
– Мы живы! Живы мы!
Как можно помогать выжить зимой птицам?
(Кормушки развешиваются по деревьям, и регулярно подсыпается корм.)
6.
Завтра утром в лес пойдем
И опята, и маслята,
И груздочки соберем.
Вот наелись мы, ребята!
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?
(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)
7. Поливаем клумбы дружно.
Траву выполем на спор.
А зачем все это нужно?
Чтоб красивым был наш двор.
Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?
(Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)
8. Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?
(Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)
Подведение итогов.
Заключение.
К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать от природы все, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности, наша планета гибнет. Многие растения и животные исчезли совсем или находятся на грани вымирания. Вы должны заботиться и охранять животных.
Вот, почему люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книга, куда были занесены эти растения и животные. Их можно еще спасти
Ученик читает стихотворение:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине.
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у нас в руках.
Потемнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек? (А. Плотников)
Обучающийся заканчивает мероприятие словами Е. Евтушенко
: «Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».
Список литературы:
1. Агеева И. Веселая биология на уроках и праздниках. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
2. Балабанова В. В, Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ жизни / Издательство «Учитель», 1997.
3. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников// Начальная школа. №5. 1998. С.16-27.
1 конкурс «Где, чей детеныш?»
Плохо и неинтересно жилось бы нам без братьев наших меньших – животных. Посмотрите на плакаты.
Плакат «Дикие животные»
Тигр |
Белка |
Лось |
Заяц |
Олень |
Кабан |
Лиса |
Медведь |
Рысь |
Еж |
Волк |
Плакат «Домашние животные»
Лошадь |
Олень |
Свинья |
Корова |
Верблюд |
Кошка |
Кролик |
Ишак |
Собака |
Овца |
Козел |
На какие две группы делятся животные, изображенные на них? (домашние и дикие)
На карточках изображены детеныши разных животных. Проведем конкурс «Где, чей детеныш?»
2 конкурс «Кто, где живет?»
Учитель называет животное, а обучающиеся – его жилище.
Медведь – берлога Собака – будка
Белка – дупло Куры – курятник
Корова – сарай Лиса – нора
Лошадь – конюшня Кролик – клетка
3 конкурс «Вспомни животных»
Обучающимся необходимо вспомнить 1 дикое и 1 домашнее животное: насекомое, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.
Группа |
Животные | |
дикие |
домашние | |
Млекопитающие | ||
Птицы | ||
Насекомые |
Группа |
Животные | |
дикие |
домашние | |
Рыбы | ||
Пресмыкающиеся | ||
Земноводные |
4 конкурс «Найди пару»
Учитель называет растения, а участники конкурса должны найти животное, чем-то похожее на название растения.
Кактус – дикобраз (имеет колючки) Осина – заяц (трусятся)
Росянка – паук (едят насекомых) Мать-и-мачеха – крот (мягкие покровы)
Крапива – пчела (жалят) Мимоза – еж (сворачивается)
Репейник – пиявка (цепляются) Лиана – удав (длинное тело)
5 конкурс «Биологические анаграммы»
Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились названия представителей животного и растительного мира.
БРАК – К_ _ _
(десятиногое ракообразное)
(Краб)
СОЛЬ – Л _ _ _
(лесное парнокопытное с рогами)
(Лось)
КОРТ – К _ _ _
(подземное насекомоядное млекопитающее)
(Крот)
НАВАР – В _ _ _ _
(крупная хищная ящерица)
(Варан)
КРОНА – Н _ _ _ _
(пушной зверек семейства куньих)
(Норка)
РОМА – Р _ _ _
(крупный морской рак)
(Омар)
АКР – Р _ _
(речное членистоногое)
(Рак)
СИЛА – Л _ _ _
(хитрая хищница)
(Лиса)
6 конкурс «Узнай, где лен спрятался»
Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова.
_ ЛЕН _ _ _ _
(Героиня русских сказок)
_ _ ЛЕН _ _
(Коллега иода)
_ _ ЛЕН _
(Любитель погулять)
_ _ _ ЛЕН _ _
(Съедобный гриб со скользкой шляпкой)
_ _ _ ЛЕН _ _
(Емкость для масла)
_ _ _ ЛЕН
(Растение, давшее название семейству)
_ _ ЛЕН _ _
(Детская простынка)
_ ЛЕН
(«Кудрявое» дерево)
7 конкурс «Смешные стихи на внимание»
1. Для перины и подушки
Мягкий пух дают лягушки.
(Не лягушки, а гуси, утки)
2. У собачек и у кошек
Есть всегда по восемь ножек.
(Не по восемь, а по четыре)
3. Посмотрите, осмелев,
Ест с руки орешки лев.
(Не лев, а белочка)
4. А у ежиков, мышей
Пара длинных есть ушей.
(Не длинных, а коротких)
5. Слышишь крики пастуха?
Гонит стадо петуха.
(Не петуха, а корову, овцу)
6. Всю капусту с грядки съев,
Убежал в лесочек лев.
(Не лев, а заяц)
7. В пустыне песчаной
В любую жару
С поклажей тяжелой
Бредут кенгуру. (Не кенгуру, а верблюды)
8. Завидуют тигрицы
Пышной гриве львицы.
(Не львицы, а льва, у львиц грив нет)
9. Сено хоботом берет
Толстокожий бегемот.
(Не бегемот, а слон)
10. Овцу несчастную задрав,
Наелся досыта жираф.
(Не жираф, а волк)
8 конкурс «Биологические шагословы»
Превратите аиста в лису
А |
И |
С |
Т |
Л |
И |
С |
А |
Превратите хищника в жертву.
Орган растения
(Аист – лист – лиса)
К |
О |
Ш |
К |
А |
М |
Ы |
Ш |
К |
А |
Мелкое двукрылое насекомое
(Кошка – мошка – мышка)
Превратите парнокопытное в непарнокопытное.
К |
О |
З |
А |
К |
О |
Н |
Ь |
Кора дерева
Вирусная болезнь с сыпью
(Коза – кора – корь – конь)
Обыкновенный кот – чемпион по превращениям!
К |
О |
Т |
Р |
А |
К |
Дом языка и зубов
Несчастливая судьба
(Кот – рот – рок – рак)
С вашей помощью и коровы смогут летать.
К |
О |
Р |
О |
В |
А |
В |
О |
Р |
О |
Н |
А |
Королевский головной убор
(Корова – корона – ворона)
Сделайте так, чтобы от лука не плакали, а спали.
Л |
У |
К |
М |
А |
К |
Косметика для ногтей и волос
(Лук – лак – мак)
Обыкновенный кот – чемпион по превращениям!
К |
О |
Т |
В |
О |
Л |
(Кот – кол – вол)
Наихудшая оценка
Превратите моржа в домашнее животное
М
О
Р
Ж
М
О
П
С
Прохладительный ягодный напиток
.
( Морж — морс — мопс)
9 конкурс «Биологические палиндромы»
В предлагаемые предложения нужно вставить такие названия животных и растений, чтобы восстановленный текст читался одинаково и с начала и с конца.
_ _ _ _ _ У ЗУБРА. (Бахчевое растение.)
(Арбуз – Арбуз у зубра.)
_ _ _ _ ТАЩАТ УТОК. (Домашнее животное.)
(Кот – Коту тащат уток.)
А _ _ _ _ МАЛА. (Верблюжья родственница.)
(Лама – А лама мала.)
А _ _ _ _ УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА. (Цветок.)
(Роза – А роза упала на лапу Азора.)
10 конкурс «Экологический светофор»
Учитель: Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Поможет нам светофор, ясно укажет нам, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ:
1. Зеленый – помогаете природе.
2. Красный – ясно, что вредите ей.
3. Цвет желтый вас предупреждает.
Все вместе кружочки покажут нам все кочки, которые мешают природе и человеку навечно подружиться.
1. Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)
2. Зайку серого найду,
Принесу его домой –
Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)
3. Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)
4. Посадили деревце
У себя во дворе,
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто, часто мы,
Чтоб оно со временем
Нам дало плоды.
Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?
5. О чем поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы выжили!
– Мы дожили!
– Мы живы! Живы мы!
Как можно помогать выжить зимой птицам?
(Кормушки развешиваются по деревьям, и регулярно подсыпается корм.)
6.
Завтра утром в лес пойдем
И опята, и маслята,
И груздочки соберем.
Вот наелись мы, ребята!
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?
(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)
7. Поливаем клумбы дружно.
Траву выполем на спор.
А зачем все это нужно?
Чтоб красивым был наш двор.
Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?
(Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)
8. Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?
(Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)
Подведение итогов.
Заключение.
К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать от природы все, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности, наша планета гибнет. Многие растения и животные исчезли совсем или находятся на грани вымирания. Вы должны заботиться и охранять животных.
Вот, почему люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книга, куда были занесены эти растения и животные. Их можно еще спасти
Ученик читает стихотворение:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине.
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у нас в руках.
Потемнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек? (А. Плотников)
Обучающийся заканчивает мероприятие словами Е. Евтушенко
: «Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».
Список литературы:
1. Агеева И. Веселая биология на уроках и праздниках. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
2. Балабанова В. В, Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ жизни / Издательство «Учитель», 1997.
3. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников// Начальная школа. №5. 1998. С.16-27.
Ссылка на материал: перейти
15 апреля 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»