В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок самопознания и сотрудничества «Все мы разные»

Урок самопознания и сотрудничества «Все мы разные»

Алла Филимонова
Тип материала: Урок
просмотров: 3891
Краткое описание
Познакомить обучающихся с понятием «уникальность» через развивающие психологические игры.
Описание
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Тракторозаводского района г. Волгограда Составила:А.В. Филимонова, педагог-психолдог Урок самопознания и сотрудничества «Все мы разные»
Дата: 03.04.2013 г.
Возраста обучающихся: 10-11 лет.
Присутствовали на уроке: 20 обучающихся 4 «Б» класса.
Цель урока:  познакомить обучающихся с понятием «уникальность» через развивающие психологические игры.
Образовательная:
  1. Помочь обучающимся находить признаки «уникальности» и «неповторимости» у себя и у других через игру.
  2. Объяснить детям, что все мы разные и очень важно принимать человека, таким, каким он есть.
Развивающая:
1. Развивать умение анализировать понятие «радость»» через рисунки детей.
2. Развивать речь, обогащать словарный запас детей.
3. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
  1. Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе, друзьям и одноклассникам, как уникальной личности.
Планируемые результаты: Предметные Обучающиеся смогут: — объяснить, кто такой «уникальный» и «неповторимый» человек; — анализируя эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож, я эти вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» сделать вывод о том, что все мы разные, не похожие, каждый человек имеет свой набор качеств, это нас обогащает и делает интересными друг для друга; — понять через психологические игры, что каждый человек уникален по своему, и мы должны принимать друг друга такими, какие мы есть с нашими достоинствами и недостатками. Метапредметные Регулятивные: — самостоятельно определять для себя цели и задачи изучения данной темы; — давать самооценку своей деятельности. Коммуникативные: — формулировать собственное мнение и позицию, учитывать мнения других; — взаимодействовать, работать индивидуально и в парах с целью решения учебной задачи. Познавательные: — рассуждать над значением понятий, их существенных признаков; — добывать новые знания; — находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, слайды, а также свой жизненный опыт и информацию, полученные на занятии; — развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; — выявлять проблему, выдвигать предположения, делать умозаключения. Личностные — вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; — выразить свое отношение к обсуждаемой проблеме.
Материалы: компьютерная презентация, коробочка с горошинами, шкатулка с зеркалом, листы бумаги, карандаши, фломастеры, клей, список черт характера, таблица для заполнения качеств, ладошки из цветного картона, плакат — «Солнце».
Оборудование: компьютер, экран.
Ход занятия Эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Антуан де Сент-Экзюпери.
1. Ритуал приветствия.

Психолог: Здравствуйте, уважаемые гости!
Здравствуйте, дорогие ребята!
Друзья, давайте вместе поприветствуем наших гостей.
Упражнение «Здравствуйте!».
Цель: установление контакта и снятие напряжения.
Методы и техники: нетрадиционное приветствие.
Психолог: Ребята, а теперь давайте вы поприветствуйте друг друга, но не так, как вы это делаете всегда (кивком головы, пожатием руки, словом), а необычно (нетрадиционно).
Для этого я приглашаю вас встать в круг.
Ребята встают в круг, разбиваются по — парно и демонстрируют способы приветствия
Психолог: Какие чувства и эмоции вы испытали сейчас?
Ответы детей Я желаю вам, чтобы эти положительные эмоции сохранились у вас до конца нашего урока.
Дети садятся на свои места
2. Вступительная часть.

Упражнение № 2.1 «Горошина».
Психолог: И так, друзья, у вас на столах лежит необычный предмет — горошина. Давайте возьмём её в руки. Представьте, что у вас на ладони – планета Земля! Давайте мы её внимательно рассмотрим. Что мы можем увидеть на нашей маленькой планете – Земля?!
Ответы ребят
Психолог: А теперь опустимся ещё ниже, кого мы видим?
Ответы ребят

Психолог: Какие они все? (издалека, они нам кажутся все одинаковыми)
А теперь внимательно рассмотрите людей.Какие они?
Психолог: А давайте, ребята, представим себе, что на нашей земле все люди одинаковые. (Рост, цвет глаз, цвет кожи, действия, знания, мысли)
То, каким станет наш мир?
А на самом деле, какие мы земляне?!
Ответы ребят Психолог: Да, ребята, на нашей планете около пяти миллиардов жителей. Как много людей на земле! Каждый человек — это целый отдельный мир. Все мы земляне. Все мы похожи друг на друга и в тоже время мы разные и каждый интересен по — своему.

И не случайно эпиграфом сегодняшнего нашего занятия являются слова:
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Психолог: Ребята, а как вы понимаете слова: не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.
Хорошо! Мы к этим словам ещё вернемся.
Ребята, а что значит, не похожий?
Ответы ребят Проговорить цели

Психолог: Так о ком же мы с вами сегодня будем говорить?
Ответы ребят
3. Основная часть.

Работа по теме.

Упражнение №3.1 «Волшебное озеро».
Цель: познакомить детей с понятиями «уникальный» и «неповторимый».

Ребята садятся в круг

Психолог:Ребята, сейчас мы будем передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит её, должен заглянуть внутрь.

Ребята выполняют задание
Психолог:
В.1: Ребята, кого вы увидели в «маленьком волшебном озере»?
В.2: А каким, вы себя увидели?

Психолог: Действительно, ребята все вы разные, не похожие друг на друга, а значит какие вы?
Ответы ребят Психолог: Даже понимание радости, счастья, грусти, у вас у каждого своё, каждый вносит свой смысл в это понятие.
Сейчас мы это проверим.

Упражнение №3.2 «Радость».
Психолог: Ребята, предлагаю каждому из вас с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно.
Звучит музыка Ребята выполняют задание.

Психолог: А сейчас предлагаю вам, повесить на доску ваши рисунки.

Рисунки крепятся на доску
Психолог: По рисункам видно, что каждый имеет свое представление и свой цвет: радости, грусти, любви и счастья.

В процессе обсуждения подвести ребят к выводу:

Это ещё раз подтверждает наш вывод, что каждый человек особенный, неповторимый, уникальный.

Психолог: У каждого уникального человека, есть своя уникальная вещь. Эта вещь, подаренная близкими людьми, эта вещь, которая вам дорога.
Как вы относитесь к этой уникальной вещи?
Ответы ребят Психолог: Так если мы так бережно относимся к уникальным вещам, то, как же мы должны относиться к уникальному человеку, ведь человек дороже любого самого уникального предмета?
Ответы ребят Психолог: А какими качествами характера должен обладать человек, чтобы уметь ценить другого?
Ответы ребят Упражнение №3.3 «Себе — другим».
Ребятам предлагается список черт характера, где необходимо выбрать недостающие качества себе и другим к своей неповторимости и уникальности.
Психолог: Ребята, настолах у вас, лежат листочки, на которых записаны качества характера. Распределите их в два столбика. «Себе» — запишите те качества характера, какие бы ты хотел иметь вдобавок к своей неповторимости и уникальности, а в столбик «Другим» – записать те качества, которые ты хотел бы видеть в других. Не более 2-3х самых важных. Показываем эти листы
Список качеств характера: отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный. Ответы ребят Психолог: Пожалуйста!
Какие качества чаще всего повторялись, в столбике — «Себе» и«Другим»?
Ответы ребят
Таблички с качествами вешаются на доску.

4. Заключительная часть.
Подведение итогов. Психолог: Те качества, которые мы выбрали для «других» объединяют нас, делают похожими. Нам всем хочется, чтобы нас уважали, ценили, относились по — доброму.
Но есть качества, которые нас отличают друг от друга, помогают нам дополнять друг друга.
Так давайте вернемся к нашему эпиграфу, с которого мы начинали наше занятие:

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

Психолог: Сможете ли вы теперь объяснить значение слов:
«не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Ответы ребят Психолог: Мы должны принимать друг друга, такими, какие мы есть, с нашими достоинствами и недостатками. Это нас обогащает, дополняет и делает уникальными и неповторимыми. Давайте внимательно относиться к себе и другим людям, даже если они на нас не похожи.
5. Рефлексия
Психолог: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
Что вам понравилось больше всего?

Ребята обмениваются своими впечатлениями.
А сейчас предлагаю вам выполнить мини – проект, он останется у вас в классе, как напоминание о том, что каждый из вас уникален.
На столах у вас лежит ладошка, напишите на ней лучшее свое качество, которое делает вас неповторимым.
Звучит музыка Ребята приклеивают ладошки на доску

7. Ритуал прощания.
Все встают в круг, пожимают друг другу руки со словами: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Психолог: «Спасибо за приятное общение! До новых встреч!»
Занятие окончено!
Себе Другим
1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.
5.



Приложение 1 Список качеств характера: Отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Сценарий занятия - Все мы разные -2013(Чумаков).doc Скачать

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Тракторозаводского района г. Волгограда


Составила: А.В. Филимонова,

педагог-психолог.



Урок самопознания и сотрудничества

«Все мы разные»


Дата: 03.04.2013 г.

Возраста обучающихся: 10-11 лет.

Присутствовали на уроке: 20 обучающихся 4 «Б» класса.

Цель урока:  познакомить обучающихся с понятием «уникальность» через развивающие психологические игры.

Образовательная:

  1. Помочь обучающимся находить признаки «уникальности» и «неповторимости» у себя и у других через игру.

  2. Объяснить детям, что все мы разные и очень важно принимать человека, таким, каким он есть.

Развивающая:

1. Развивать умение анализировать понятие «радость»» через рисунки детей.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас детей.

3. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  1. Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе, друзьям и одноклассникам, как уникальной личности.


Планируемые результаты:

Предметные

Обучающиеся смогут:

- объяснить, кто такой «уникальный» и «неповторимый» человек;

- анализируя эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож, я эти вовсе не оскорбляю

тебя, а, напротив, одаряю»

сделать вывод о том, что все мы разные, не похожие, каждый человек имеет свой

набор качеств, это нас

обогащает и делает интересными друг для друга;

- понять через психологические игры, что каждый человек уникален по своему, и

мы должны принимать друг друга такими, какие мы есть с нашими достоинствами

и недостатками.


Метапредметные

Регулятивные:

- самостоятельно определять для себя цели и задачи изучения данной темы;

- давать самооценку своей деятельности.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию, учитывать мнения других;

- взаимодействовать, работать индивидуально и в парах с целью решения учебной

задачи.


Познавательные:

- рассуждать над значением понятий, их существенных признаков;

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, слайды, а

также свой жизненный опыт и информацию, полученные на занятии;

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- выявлять проблему, выдвигать предположения, делать умозаключения.

Личностные

- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- выразить свое отношение к обсуждаемой проблеме.


Материалы: компьютерная презентация, коробочка с горошинами, шкатулка с зеркалом, листы бумаги, карандаши, фломастеры, клей, список черт характера, таблица для заполнения качеств, ладошки из цветного картона, плакат - «Солнце».

Оборудование: компьютер, экран.

Ход занятия


Эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю»

Антуан де Сент-Экзюпери.



1. Ритуал приветствия.


Психолог: Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, дорогие ребята!

Друзья, давайте вместе поприветствуем наших гостей.

Упражнение «Здравствуйте!».

Цель: установление контакта и снятие напряжения.

Методы и техники: нетрадиционное приветствие.

Психолог: Ребята, а теперь давайте вы поприветствуйте друг друга, но не так, как вы это делаете всегда (кивком головы, пожатием руки, словом), а необычно (нетрадиционно).

Для этого я приглашаю вас встать в круг.

Ребята встают в круг, разбиваются по - парно и демонстрируют способы приветствия

Психолог: Какие чувства и эмоции вы испытали сейчас?

Ответы детей

Я желаю вам, чтобы эти положительные эмоции сохранились у вас до конца нашего урока.

Дети садятся на свои места

2. Вступительная часть.

Упражнение № 2.1 «Горошина».

Психолог: И так, друзья, у вас на столах лежит необычный предмет - горошина.

Давайте возьмём её в руки. Представьте, что у вас на ладони – планета Земля!

Давайте мы её внимательно рассмотрим.

Что мы можем увидеть на нашей маленькой планете – Земля?!

Ответы ребят


Психолог: А теперь опустимся ещё ниже, кого мы видим?

Ответы ребят


Психолог: Какие они все? (издалека, они нам кажутся все одинаковыми)

А теперь внимательно рассмотрите людей. Какие они?

Психолог: А давайте, ребята, представим себе, что на нашей земле все люди одинаковые. (Рост, цвет глаз, цвет кожи, действия, знания, мысли)

То, каким станет наш мир?

А на самом деле, какие мы земляне?!

Ответы ребят

Психолог: Да, ребята, на нашей планете около пяти миллиардов жителей. Как много людей на земле! Каждый человек - это целый отдельный мир. Все мы земляне. Все мы похожи друг на друга и в тоже время мы разные и каждый интересен по - своему.

И не случайно эпиграфом сегодняшнего нашего занятия являются слова:

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Психолог: Ребята, а как вы понимаете слова: не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

Хорошо! Мы к этим словам ещё вернемся.

Ребята, а что значит, не похожий?

Ответы ребят

Проговорить цели


Психолог: Так о ком же мы с вами сегодня будем говорить?


Ответы ребят


3. Основная часть.


Работа по теме.


Упражнение №3.1 «Волшебное озеро».

Цель: познакомить детей с понятиями «уникальный» и «неповторимый».

Ребята садятся в круг


Психолог: Ребята, сейчас мы будем передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит её, должен заглянуть внутрь.


Ребята выполняют задание




Психолог:

В.1: Ребята, кого вы увидели в «маленьком волшебном озере»?

В.2: А каким, вы себя увидели?


Психолог: Действительно, ребята все вы разные, не похожие друг на друга, а значит какие вы?

Ответы ребят


Психолог: Даже понимание радости, счастья, грусти, у вас у каждого своё, каждый вносит свой смысл в это понятие.

Сейчас мы это проверим.


Упражнение №3.2 «Радость».

Психолог: Ребята, предлагаю каждому из вас с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно.

Звучит музыка

Ребята выполняют задание.


Психолог: А сейчас предлагаю вам, повесить на доску ваши рисунки.


Рисунки крепятся на доску


Психолог: По рисункам видно, что каждый имеет свое представление и свой цвет: радости, грусти, любви и счастья.


В процессе обсуждения подвести ребят к выводу:


Это ещё раз подтверждает наш вывод, что каждый человек особенный, неповторимый, уникальный.


Психолог: У каждого уникального человека, есть своя уникальная вещь. Эта вещь, подаренная близкими людьми, эта вещь, которая вам дорога.

Как вы относитесь к этой уникальной вещи?

Ответы ребят


Психолог: Так если мы так бережно относимся к уникальным вещам, то, как же мы должны относиться к уникальному человеку, ведь человек дороже любого самого уникального предмета?

Ответы ребят

Психолог: А какими качествами характера должен обладать человек, чтобы уметь ценить другого?

Ответы ребят

Упражнение №3.3 «Себе - другим».

Ребятам предлагается список черт характера, где необходимо выбрать недостающие качества себе и другим к своей неповторимости и уникальности.

Психолог: Ребята, на столах у вас, лежат листочки, на которых записаны качества характера. Распределите их в два столбика. «Себе» - запишите те качества характера, какие бы ты хотел иметь вдобавок к своей неповторимости и уникальности, а в столбик «Другим» – записать те качества, которые ты хотел бы видеть в других.

Не более 2-3х самых важных.

Показываем эти листы

Список качеств характера: отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.

Ответы ребят


Психолог: Пожалуйста!

Какие качества чаще всего повторялись, в столбике - «Себе» и «Другим»?

Ответы ребят


Таблички с качествами вешаются на доску.


4. Заключительная часть.

Подведение итогов.


Психолог: Те качества, которые мы выбрали для «других» объединяют нас, делают похожими. Нам всем хочется, чтобы нас уважали, ценили, относились по - доброму.

Но есть качества, которые нас отличают друг от друга, помогают нам дополнять друг друга.

Так давайте вернемся к нашему эпиграфу, с которого мы начинали наше занятие:


«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

Психолог: Сможете ли вы теперь объяснить значение слов:

«не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

Ответы ребят

Психолог: Мы должны принимать друг друга, такими, какие мы есть, с нашими достоинствами и недостатками. Это нас обогащает, дополняет и делает уникальными и неповторимыми.

Давайте внимательно относиться к себе и другим людям, даже если они на нас не похожи.


5. Рефлексия

Психолог: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

Что вам понравилось больше всего?


Ребята обмениваются своими впечатлениями.

А сейчас предлагаю вам выполнить мини – проект, он останется у вас в классе, как напоминание о том, что каждый из вас уникален.

На столах у вас лежит ладошка, напишите на ней лучшее свое качество, которое делает вас неповторимым.

Звучит музыка

Ребята приклеивают ладошки на доску


7. Ритуал прощания.

Все встают в круг, пожимают друг другу руки со словами: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

Психолог: «Спасибо за приятное общение! До новых встреч!»


Занятие окончено!













Себе

Другим


1.

2.

3.

4.

5.







1.

2.

3.

4.

5.






Приложение 1



Список качеств характера:

Отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.


6


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров