Урок самопознания и сотрудничества «Все мы разные»
Дата: 03.04.2013 г.
Возраста обучающихся: 10-11 лет.
Присутствовали на уроке: 20 обучающихся 4 «Б» класса.
Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «уникальность» через развивающие психологические игры.
Образовательная:
- Помочь обучающимся находить признаки «уникальности» и «неповторимости» у себя и у других через игру.
- Объяснить детям, что все мы разные и очень важно принимать человека, таким, каким он есть.
1. Развивать умение анализировать понятие «радость»» через рисунки детей.
2. Развивать речь, обогащать словарный запас детей.
3. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе, друзьям и одноклассникам, как уникальной личности.
Материалы: компьютерная презентация, коробочка с горошинами, шкатулка с зеркалом, листы бумаги, карандаши, фломастеры, клей, список черт характера, таблица для заполнения качеств, ладошки из цветного картона, плакат — «Солнце».
Оборудование: компьютер, экран.
Ход занятия Эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Антуан де Сент-Экзюпери.
1. Ритуал приветствия.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые гости!
Здравствуйте, дорогие ребята!
Друзья, давайте вместе поприветствуем наших гостей.
Упражнение «Здравствуйте!».
Цель: установление контакта и снятие напряжения.
Методы и техники: нетрадиционное приветствие.
Психолог: Ребята, а теперь давайте вы поприветствуйте друг друга, но не так, как вы это делаете всегда (кивком головы, пожатием руки, словом), а необычно (нетрадиционно).
Для этого я приглашаю вас встать в круг.
Ребята встают в круг, разбиваются по — парно и демонстрируют способы приветствия
Психолог: Какие чувства и эмоции вы испытали сейчас?
Ответы детей Я желаю вам, чтобы эти положительные эмоции сохранились у вас до конца нашего урока.
Дети садятся на свои места
2. Вступительная часть.
Упражнение № 2.1 «Горошина».
Психолог: И так, друзья, у вас на столах лежит необычный предмет — горошина. Давайте возьмём её в руки. Представьте, что у вас на ладони – планета Земля! Давайте мы её внимательно рассмотрим. Что мы можем увидеть на нашей маленькой планете – Земля?!
Ответы ребят
Психолог: А теперь опустимся ещё ниже, кого мы видим?
Ответы ребят
Психолог: Какие они все? (издалека, они нам кажутся все одинаковыми)
А теперь внимательно рассмотрите людей.Какие они?
Психолог: А давайте, ребята, представим себе, что на нашей земле все люди одинаковые. (Рост, цвет глаз, цвет кожи, действия, знания, мысли)
То, каким станет наш мир?
А на самом деле, какие мы земляне?!
Ответы ребят Психолог: Да, ребята, на нашей планете около пяти миллиардов жителей. Как много людей на земле! Каждый человек — это целый отдельный мир. Все мы земляне. Все мы похожи друг на друга и в тоже время мы разные и каждый интересен по — своему.
И не случайно эпиграфом сегодняшнего нашего занятия являются слова:
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Психолог: Ребята, а как вы понимаете слова: не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.
Хорошо! Мы к этим словам ещё вернемся.
Ребята, а что значит, не похожий?
Ответы ребят Проговорить цели
Психолог: Так о ком же мы с вами сегодня будем говорить?
Ответы ребят
3. Основная часть.
Работа по теме.
Упражнение №3.1 «Волшебное озеро».
Цель: познакомить детей с понятиями «уникальный» и «неповторимый».
Ребята садятся в круг
Психолог:Ребята, сейчас мы будем передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит её, должен заглянуть внутрь.
Ребята выполняют задание
Психолог:
В.1: Ребята, кого вы увидели в «маленьком волшебном озере»?
В.2: А каким, вы себя увидели?
Психолог: Действительно, ребята все вы разные, не похожие друг на друга, а значит какие вы?
Ответы ребят Психолог: Даже понимание радости, счастья, грусти, у вас у каждого своё, каждый вносит свой смысл в это понятие.
Сейчас мы это проверим.
Упражнение №3.2 «Радость».
Психолог: Ребята, предлагаю каждому из вас с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно.
Звучит музыка Ребята выполняют задание.
Психолог: А сейчас предлагаю вам, повесить на доску ваши рисунки.
Рисунки крепятся на доску
Психолог: По рисункам видно, что каждый имеет свое представление и свой цвет: радости, грусти, любви и счастья.
В процессе обсуждения подвести ребят к выводу:
Это ещё раз подтверждает наш вывод, что каждый человек особенный, неповторимый, уникальный.
Психолог: У каждого уникального человека, есть своя уникальная вещь. Эта вещь, подаренная близкими людьми, эта вещь, которая вам дорога.
Как вы относитесь к этой уникальной вещи?
Ответы ребят Психолог: Так если мы так бережно относимся к уникальным вещам, то, как же мы должны относиться к уникальному человеку, ведь человек дороже любого самого уникального предмета?
Ответы ребят Психолог: А какими качествами характера должен обладать человек, чтобы уметь ценить другого?
Ответы ребят Упражнение №3.3 «Себе — другим».
Ребятам предлагается список черт характера, где необходимо выбрать недостающие качества себе и другим к своей неповторимости и уникальности.
Психолог: Ребята, настолах у вас, лежат листочки, на которых записаны качества характера. Распределите их в два столбика. «Себе» — запишите те качества характера, какие бы ты хотел иметь вдобавок к своей неповторимости и уникальности, а в столбик «Другим» – записать те качества, которые ты хотел бы видеть в других. Не более 2-3х самых важных. Показываем эти листы
Список качеств характера: отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный. Ответы ребят Психолог: Пожалуйста!
Какие качества чаще всего повторялись, в столбике — «Себе» и«Другим»?
Ответы ребят
Таблички с качествами вешаются на доску.
4. Заключительная часть.
Подведение итогов. Психолог: Те качества, которые мы выбрали для «других» объединяют нас, делают похожими. Нам всем хочется, чтобы нас уважали, ценили, относились по — доброму.
Но есть качества, которые нас отличают друг от друга, помогают нам дополнять друг друга.
Так давайте вернемся к нашему эпиграфу, с которого мы начинали наше занятие:
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Психолог: Сможете ли вы теперь объяснить значение слов:
«не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Ответы ребят Психолог: Мы должны принимать друг друга, такими, какие мы есть, с нашими достоинствами и недостатками. Это нас обогащает, дополняет и делает уникальными и неповторимыми. Давайте внимательно относиться к себе и другим людям, даже если они на нас не похожи.
5. Рефлексия
Психолог: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
Что вам понравилось больше всего?
Ребята обмениваются своими впечатлениями.
А сейчас предлагаю вам выполнить мини – проект, он останется у вас в классе, как напоминание о том, что каждый из вас уникален.
На столах у вас лежит ладошка, напишите на ней лучшее свое качество, которое делает вас неповторимым.
Звучит музыка Ребята приклеивают ладошки на доску
7. Ритуал прощания.
Все встают в круг, пожимают друг другу руки со словами: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Психолог: «Спасибо за приятное общение! До новых встреч!»
Занятие окончено!
Себе | Другим |
1. 2. 3. 4. 5. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Приложение 1 Список качеств характера: Отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Тракторозаводского района г. Волгограда
Составила: А.В. Филимонова,
педагог-психолог.
Урок самопознания и сотрудничества
«Все мы разные»
Дата: 03.04.2013 г.
Возраста обучающихся: 10-11 лет.
Присутствовали на уроке: 20 обучающихся 4 «Б» класса.
Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «уникальность» через развивающие психологические игры.
Образовательная:
-
Помочь обучающимся находить признаки «уникальности» и «неповторимости» у себя и у других через игру.
-
Объяснить детям, что все мы разные и очень важно принимать человека, таким, каким он есть.
Развивающая:
1. Развивать умение анализировать понятие «радость»» через рисунки детей.
2. Развивать речь, обогащать словарный запас детей.
3. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
-
Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе, друзьям и одноклассникам, как уникальной личности.
Планируемые результаты:
Предметные
Обучающиеся смогут:
- объяснить, кто такой «уникальный» и «неповторимый» человек;
- анализируя эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож, я эти вовсе не оскорбляю
тебя, а, напротив, одаряю»
сделать вывод о том, что все мы разные, не похожие, каждый человек имеет свой
набор качеств, это нас
обогащает и делает интересными друг для друга;
- понять через психологические игры, что каждый человек уникален по своему, и
мы должны принимать друг друга такими, какие мы есть с нашими достоинствами
и недостатками.
Метапредметные
Регулятивные:
- самостоятельно определять для себя цели и задачи изучения данной темы;
- давать самооценку своей деятельности.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию, учитывать мнения других;
- взаимодействовать, работать индивидуально и в парах с целью решения учебной
задачи.
Познавательные:
- рассуждать над значением понятий, их существенных признаков;
- добывать новые знания;
- находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, слайды, а
также свой жизненный опыт и информацию, полученные на занятии;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- выявлять проблему, выдвигать предположения, делать умозаключения.
Личностные
- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- выразить свое отношение к обсуждаемой проблеме.
Материалы: компьютерная презентация, коробочка с горошинами, шкатулка с зеркалом, листы бумаги, карандаши, фломастеры, клей, список черт характера, таблица для заполнения качеств, ладошки из цветного картона, плакат - «Солнце».
Оборудование: компьютер, экран.
Ход занятия
Эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю»
Антуан де Сент-Экзюпери.
1. Ритуал приветствия.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые гости!
Здравствуйте, дорогие ребята!
Друзья, давайте вместе поприветствуем наших гостей.
Упражнение «Здравствуйте!».
Цель: установление контакта и снятие напряжения.
Методы и техники: нетрадиционное приветствие.
Психолог: Ребята, а теперь давайте вы поприветствуйте друг друга, но не так, как вы это делаете всегда (кивком головы, пожатием руки, словом), а необычно (нетрадиционно).
Для этого я приглашаю вас встать в круг.
Ребята встают в круг, разбиваются по - парно и демонстрируют способы приветствия
Психолог: Какие чувства и эмоции вы испытали сейчас?
Ответы детей
Я желаю вам, чтобы эти положительные эмоции сохранились у вас до конца нашего урока.
Дети садятся на свои места
2. Вступительная часть.
Упражнение № 2.1 «Горошина».
Психолог: И так, друзья, у вас на столах лежит необычный предмет - горошина.
Давайте возьмём её в руки. Представьте, что у вас на ладони – планета Земля!
Давайте мы её внимательно рассмотрим.
Что мы можем увидеть на нашей маленькой планете – Земля?!
Ответы ребят
Психолог: А теперь опустимся ещё ниже, кого мы видим?
Ответы ребят
Психолог: Какие они все? (издалека, они нам кажутся все одинаковыми)
А теперь внимательно рассмотрите людей. Какие они?
Психолог: А давайте, ребята, представим себе, что на нашей земле все люди одинаковые. (Рост, цвет глаз, цвет кожи, действия, знания, мысли)
То, каким станет наш мир?
А на самом деле, какие мы земляне?!
Ответы ребят
Психолог: Да, ребята, на нашей планете около пяти миллиардов жителей. Как много людей на земле! Каждый человек - это целый отдельный мир. Все мы земляне. Все мы похожи друг на друга и в тоже время мы разные и каждый интересен по - своему.
И не случайно эпиграфом сегодняшнего нашего занятия являются слова:
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Психолог: Ребята, а как вы понимаете слова: не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.
Хорошо! Мы к этим словам ещё вернемся.
Ребята, а что значит, не похожий?
Ответы ребят
Проговорить цели
Психолог: Так о ком же мы с вами сегодня будем говорить?
Ответы ребят
3. Основная часть.
Работа по теме.
Упражнение №3.1 «Волшебное озеро».
Цель: познакомить детей с понятиями «уникальный» и «неповторимый».
Ребята садятся в круг
Психолог: Ребята, сейчас мы будем передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит её, должен заглянуть внутрь.
Ребята выполняют задание
Психолог:
В.1: Ребята, кого вы увидели в «маленьком волшебном озере»?
В.2: А каким, вы себя увидели?
Психолог: Действительно, ребята все вы разные, не похожие друг на друга, а значит какие вы?
Ответы ребят
Психолог: Даже понимание радости, счастья, грусти, у вас у каждого своё, каждый вносит свой смысл в это понятие.
Сейчас мы это проверим.
Упражнение №3.2 «Радость».
Психолог: Ребята, предлагаю каждому из вас с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно.
Звучит музыка
Ребята выполняют задание.
Психолог: А сейчас предлагаю вам, повесить на доску ваши рисунки.
Рисунки крепятся на доску
Психолог: По рисункам видно, что каждый имеет свое представление и свой цвет: радости, грусти, любви и счастья.
В процессе обсуждения подвести ребят к выводу:
Это ещё раз подтверждает наш вывод, что каждый человек особенный, неповторимый, уникальный.
Психолог: У каждого уникального человека, есть своя уникальная вещь. Эта вещь, подаренная близкими людьми, эта вещь, которая вам дорога.
Как вы относитесь к этой уникальной вещи?
Ответы ребят
Психолог: Так если мы так бережно относимся к уникальным вещам, то, как же мы должны относиться к уникальному человеку, ведь человек дороже любого самого уникального предмета?
Ответы ребят
Психолог: А какими качествами характера должен обладать человек, чтобы уметь ценить другого?
Ответы ребят
Упражнение №3.3 «Себе - другим».
Ребятам предлагается список черт характера, где необходимо выбрать недостающие качества себе и другим к своей неповторимости и уникальности.
Психолог: Ребята, на столах у вас, лежат листочки, на которых записаны качества характера. Распределите их в два столбика. «Себе» - запишите те качества характера, какие бы ты хотел иметь вдобавок к своей неповторимости и уникальности, а в столбик «Другим» – записать те качества, которые ты хотел бы видеть в других.
Не более 2-3х самых важных.
Показываем эти листы
Список качеств характера: отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.
Ответы ребят
Психолог: Пожалуйста!
Какие качества чаще всего повторялись, в столбике - «Себе» и «Другим»?
Ответы ребят
Таблички с качествами вешаются на доску.
4. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Психолог: Те качества, которые мы выбрали для «других» объединяют нас, делают похожими. Нам всем хочется, чтобы нас уважали, ценили, относились по - доброму.
Но есть качества, которые нас отличают друг от друга, помогают нам дополнять друг друга.
Так давайте вернемся к нашему эпиграфу, с которого мы начинали наше занятие:
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Психолог: Сможете ли вы теперь объяснить значение слов:
«не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Ответы ребят
Психолог: Мы должны принимать друг друга, такими, какие мы есть, с нашими достоинствами и недостатками. Это нас обогащает, дополняет и делает уникальными и неповторимыми.
Давайте внимательно относиться к себе и другим людям, даже если они на нас не похожи.
5. Рефлексия
Психолог: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
Что вам понравилось больше всего?
Ребята обмениваются своими впечатлениями.
А сейчас предлагаю вам выполнить мини – проект, он останется у вас в классе, как напоминание о том, что каждый из вас уникален.
На столах у вас лежит ладошка, напишите на ней лучшее свое качество, которое делает вас неповторимым.
Звучит музыка
Ребята приклеивают ладошки на доску
7. Ритуал прощания.
Все встают в круг, пожимают друг другу руки со словами: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Психолог: «Спасибо за приятное общение! До новых встреч!»
Занятие окончено!
Себе |
Другим |
1. 2. 3. 4. 5. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Приложение 1
Список качеств характера:
Отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей