Использование электронных образовательных ресурсов в обучении, как инструмент реализации ИКТ.
Людмила Рапацевич
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: голосов:3просмотров: 15862 комментариев: 1
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: голосов:3просмотров: 15862 комментариев: 1
Краткое описание
Исследование использования электронных образовательных ресурсов в обучении, как инструмента реализации ИКТ.
Описание
Введение.
Удивительна профессия учителя! Удивительна и по объекту приложения учительского труда — ребенку на пути его формирования как личности, и по вечным сомнениям: как «зажечь факел?», по невозможности собственного не развития — ведь латинская пословица говорит: «Уча, мы учимся сами». Наверное, трудно не согласиться с мыслью мудрого И. Песталоцци о том, что любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. В настоящее время идёт становление новой системы образования основанной на информатизации учебного процесса и ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. И сегодня не секрет, что одна из главнейших особенностей общества начала III тысячелетия – возросшая значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационных ресурсов. Решающее значение имеет доступ к максимально бόльшим объемам информации, быстрота отбора нужного знания и скорость его усвоения. Но не просто определенный объем знаний должен выносить ученик из школы, а умение учиться. Сейчас выигрывает тот учитель, который не только может дать базовые знания учащимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования.
Для повышения эффективности обучения в школах должны широко использоваться персональные компьютеры, интерактивные доски на уроках информатики, истории, географии, русского языка, математики, химии и так же во внеклассной работе. Для учителя и его учеников открывается доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. Вместе с тем, мы понимаем, что Интернет несет не только положительное, но и отрицательное начало, поэтому роль учителя здесь неизмеримо высока. Или он становится именно тем проводником, который откроет возможности Интернет для развития, самообразования, интересного содержательного общения, постоянного совершенствования, или школьники сами будут осваивать это пространство, зачастую «запутываясь в сетях».
Глава I. Вступительная часть.Сегодня каждый знает, что такое информатизация. Школы оснащаются современными компьютерами, подключенными к широкополосному Интернету и мультимедийной техникой. Поэтому каждый учитель в современной школе должен владеть компьютером на высоком уровне. Поэтому важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя. ИКТ-грамотность – использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки, создания и передачи для функционирования в современном обществе. ИКТ-компетентность – уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной деятельности и повседневной жизни. Она подразумевает уверенное и критическое использование электронных средств информации для работы. То есть истинная ИКТ-компетентность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать. В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2011г. в Москве и посвященной проблемам внедрения ИТ в образование, отмечалось, «что урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который: Ø Сохраняет человеческие приоритеты в обучении. Ø Имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям. Ø Умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером. Ø Интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ. Ø Методически гибок» Учёными установлено, что средний процент усвоения учебного материала следующий: урок-лекция – 5%; при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%; наглядных и аудиоматериалов – 20%; практика через действие – 75%; использования мультимедийных технологий – 85%;. Поэтому, чтобы максимально повысить качество знаний учеников, максимально их заинтересовать и увеличить их личностные компетенции, необходимо соединить интерактивное обучение с использованием аудиовизуальных и мультимедийных средств. Глава II. Характеристика ЭОР (электронных образовательных ресурсов) Широко внедрять ИКТ в школах позволяет использование Электронных образовательных ресурсов.Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.Существует несколько классификаций ЭОР: 1. По доступности использования – приобретенные, собственной разработки, в свободном доступе (Интернет) 2. По характеру представления информации подразделяет ЭОР на мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио, текстовые, электронные аналоги печатных изданий. Тем самым ЭОР позиционируется как главное понятие, находящееся на вершине информационной образовательной системы. Благодаря ЭОР существенно возрастет эффективность учительской и учебной деятельности. Данный опыт позволит создание учебно-методической базы для повышения качества образования, совершенствование подготовки педагогов, развитие новых умений и компетенций учащихся, обеспечение ИКТ. Данные ЭОР позволят учителям работать в направлении развития межгосударственного и международного сотрудничества в области образования, сыграет важную роль в осмыслении перспектив развития интеграционных процессов. Преимущество ЭОР заключается в том, что пользователь не наблюдатель, а индивидуальный или коллективный участник, потому что используются новые педагогические инструменты, всего их пять:
Глава III. ЭОР нового поколения. Образовательные модульные мультимедиа-системы (ОМС). На сегодняшний день существуют ЭОР нового поколения в виде открытых образовательных модульных мультимедиа-систем (ОМС). Пожалуй, основной смысл такого определения заключается в том, что речь идет не об очередной итерации на пути развития электронных учебных материалов, «новое поколение» означает переход в другое качество, когда ЭОР становится полноценным инструментом образовательной деятельности.ОМС представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. При этом каждый модуль является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи. Основным принципом организации данных в ОМС является разделение совокупного контента по предмету на автономные модули по тематическим элементам и компонентам учебного процесса, т.е.всоответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбивается на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Строение атома», ТЭ «Белки», ТЭ «Теория электролитической диссоциации» и т.д. Каждому тематическому элементу предмета соответствуют три типа электронных учебных модулей (ЭУМ): · И-тип– модуль получения информации; · П-тип– модуль выполнения практических заданий; · К-тип– модуль контроля усвоения материала. Все информационные модули И имеют структуру:
1. Информационная часть, содержащая текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели. 2. Краткий конспект.
3. Контрольные вопросы.
П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков. Отличие этого типа модулей от других заключается в том, что имеется функция «Подсказка», которой может воспользоваться учащийся. В модуле К-типа представлены задания, аналогичные заданиям П-типа. За исключением того, что при выполнении этих заданий не дается возможности получить подсказку и выполнить задание повторно. Задание К-типа имеют, в первую очередь, контролирующую функцию и могут быть использованы в качестве контрольно-измерительных материалов. При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный учебный продукт объёмом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.
Модульная структура контента позволяет также успешно решать вопросы организации учебного процесса. При этом для оценки учебных достижений учащихся используется программное инструментальное средство – система учета учебных достижений (СУД). В процессе работы учащегося с ЭУМ генерируются значения показателей успешности в соответствии с международной спецификацией SCORM RTE. Параметры сеанса через органайзер передаются в СУД для интерпретации результатов самостоятельной работы учащегося и представления их после обработки преподавателю. Наличие исчерпывающих данных по работе с каждым модулем – от времени сеанса и точки его завершения до количества допущенных ошибок и повторных действий, а также результаты предварительной самоаттестации (модуль К-типа) позволяют выставить итоговую оценку без дополнительных усилий и затрат времени. Эффективной организации учебного процесса на основе использования ЭОР нового поколения способствуют два обстоятельства: · Распределение времени таким образом, чтобы на каждом этапе учебного процесса требовалось только несколько модулей в соответствии с учебным планом (минимум – три, покрывающих один учебный раздел). · Программа-реализатор для всех модулей одна, она перекачивается один раз в начале изучения предмета и хранится на компьютере (сервере) пользователя. Там же накапливаются ранее полученные контентные модули. В конце процесса у пользователя составляются полные образовательные объекты: информация, практика, аттестация (контроль), вместе представляющие ЭОР по предмету. Среди основных преимуществ ЭОР НП выделяют следующие: · Отсутствие содержательных и технических ограничений. Полноценное использование новых педагогических инструментов (интерактива, мультимедиа, моделинга) сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе узкополосных. · Возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося. Благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей, в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету. · Неограниченный жизненный цикл системы. Поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий. · Возможность распространения на локальных носителях: избранные ЭУМ из совокупного контента ОМС вместе с программой-реализатором легко переносятся на компакт-диск. В качестве неоспоримого преимущества можно отметить то, что пользователь ОМС (преподаватель, учащийся) становится, по существу, соавтором учебного курса, для этого предоставляется две возможности: выбрать понравившийся вариатив того или иного ЭУМ, подготовленный профессиональными разработчиками, или сделать модуль своими руками для локального или всеобщего использования. В сумме указанные преимущества ОМС обеспечивают качество ЭОР, необходимое для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе – дистанционных. Совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить её как ЭОР нового поколения.
Глава IV. Описание технологии использования ЭОР: 1. Учитель мотивирует учащихся к продуктивной работе. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Объявляет тему урока.
2. На втором этапе учитель проверяет уровень усвоения материала предыдущих уроков: организует работу с тестом с помощью ЭОР, Контролирует процесс самопроверки.
3. Объяснение нового материала проводится на основе презентации. Но учитель вовлекает в этот процесс учащихся постановкой проблемных вопросов, организует решение познавательных задач, сочетая различные виды деятельности.
4. На этапе закрепления знаний учитель организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР. Для каждого урока можно создать ЭОР, записав их в виде таблицы:
В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий. В условиях традиционного обучения в основу конструирования моделей использования ЭОР НП в учебном процессе могут быть положены: • характер деятельности учащегося при использовании ЭОР НП в учебном процессе; • характер взаимодействия учителя и учащегося в условиях использования ЭОР НП в учебном процессе. При планировании учебного процесса с использованием ЭОР рекомендуется учитывать: • уровень технического оснащения образовательного учреждения (от нескольких компьютеров в школе — в кабинете директора, библиотеке и т.п. до наличия мобильных компьютерных классов из нетбуков или наличия учебного компьютера у каждого ученика, включая оснащение проекционным оборудованием, интерактивными досками и т.п.);
• состояние и степень развитости информационной среды образовательного учреждения (в том числе обусловливающей использование ИКТ в административном обеспечении образовательного процесса);
• наличие или отсутствие качественного подключения к Интернет;
• уровень ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения;
• наличие компьютеров дома у учащихся. Рассмотрим применение ЭОР на уроках более подробно. При разработке сценария урока необходимо: · Четко обозначить тему и цели урока · Доступно изложить материал урока, по возможности используя электронные образовательные ресурсы. · В сценарий урока можно включать видеоматериалы, графические изображения (экранные копии) и ссылки на сетевые ресурсы. · Если ресурсов федеральных коллекций недостаточно, то можно ссылаться на другие известные Вам ресурсы или собственные разработки. · По возможности создать условия для самостоятельной работы учащихся при рассмотрении учебного материала. · Предусмотреть контрольные элементы урока, включив в сценарий урока соответствующие задания или интерактивные тесты. · Указать ссылки на дополнительные источники информации по рассматриваемому вопросу (сайты, CD, учебные пособия). Желательно наличие ссылок на занимательные материалы по изучаемому вопросу. · Предусмотреть домашнее задание с использованием электронных образовательных ресурсов.
Глава V. Изменение роли учителя и ученика в учебном процессе с использованием ЭОР нового поколения. Построение учебного процесса на основе использования ЭОР НП предполагает изменение роли учителя. Происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени координатором или наставником, чем непосредственным источником знаний и информации. Исходя из вышесказанного, представляется оптимальным способом проектирования и организации образовательного процесса на основе ЭОР НП, при котором: • основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых, формирование открытой познавательной позиции; • учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию; • учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения; • обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей. Специфика деятельности учителя в новых условиях такова, можно сформулировать основные тезисы, отражающие роль учителя в условиях нового подхода к организации процесса обучения. 1. Учитель — не единственный источник информации. 2. Учитель организует поиск учащимися информации и ее отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями и, таким образом, является посредником между учащимся и источниками информации. 3. Учитель определяет оптимальную для каждого учащегося совокупность ЭУМ в соответствии с результатами диагностики. 4. Учитель определяет форму контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями. 5. Учитель — инициатор новых форм взаимодействия учащихся с учителем и между собой на уроке и во внеурочное время. 6. Учитель — организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время. Так же можно сформулировать основные тезисы, отражающие роль ученика в учебном процессе в условиях использования ЭОР нового поколения. 1. Ученик — не пассивный участник учебного процесса. 2. Ученик определяет цель своей деятельности и пути ее достижения. 3. Ученик — активный участник дискуссии, обсуждения, исследования. 4. Ученик выбирает способ взаимодействия с ЭУМ: определяет порядок усвоения учебного содержания, темп и порядок выполнения заданий. 5. Ученик отбирает необходимый для достижения цели материал. 6. Ученик осуществляет поиск необходимой информации в рекомендованных учителем ЭУМ, в ЭУМ, отобранных самостоятельно, в дополнительных материалах. 7. Ученик демонстрирует полученные в результате своей деятельности результаты, обосновывая их выбранными материалами ЭУМ. В конечном итоге, ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного материала соответствующего учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута. Что же дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться. Представим себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования. Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию? Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения. С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать. Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.
Заключение.В заключении можно отметить, что, во-первых, нужно отчетливо понимать, что возможности ЭОР и учителя сегодня и в обозримом будущем несравнимы. Говоря языком информатики, учитель – это «экспертная система»: может ответить (почти) на любой вопрос, в том числе – неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан с учетом подготовленности конкретного ученика. Во-вторых, компьютер даже не претендует на роль педагога – воспитателя, носителя культуры. Можно привести ещё множество аргументов, свидетельствующих о бесценной роли Учителя в образовательном процессе. Другое дело, что в современных условиях, когда приходится учиться всю жизнь, трудно представить, сколько бы понадобилось учителей, если бы не компьютер, резко расширивший возможности самостоятельной учебной работы. В-третьих, только в школе можно «пощупать» реальную лабораторную установку, провести живое коллективное обсуждение проблемы – ценность «мозгового штурма» не зависит от уровня информатизации. Наконец, школа – это социализация учащегося, формирование навыков общения и поведения в коллективе, адаптация в определенной социальной среде. Нужно подчеркнуть, что сегодня мы обязаны обеспечить всем учащимся возможность получить качественное образования, не зависимо от того, находится ли ребёнок в классе или вынужден обучаться дома. Дистанционное образование невозможно без использования электронно-образовательных ресурсов. Создавать их, прежде всего, должны практики – мы, учителя. На сегодняшний день у нас есть хороший помощник – Интернет, ЭОР и наше огромное желание быть полезными детям, лишённым возможности учиться в классе.
В качестве вывода хочется сказать, что создание и использование электронно-образовательных ресурсов на уроках ка и во внеклассной работе помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также создает благоприятные условия для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в учебном процессе, позволяет им чувствовать себя уютно в новом формате образования, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.
Введение.
Удивительна профессия учителя! Удивительна и по объекту приложения учительского труда — ребенку на пути его формирования как личности, и по вечным сомнениям: как «зажечь факел?», по невозможности собственного не развития — ведь латинская пословица говорит: «Уча, мы учимся сами». Наверное, трудно не согласиться с мыслью мудрого И. Песталоцци о том, что любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. В настоящее время идёт становление новой системы образования основанной на информатизации учебного процесса и ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. И сегодня не секрет, что одна из главнейших особенностей общества начала III тысячелетия – возросшая значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационных ресурсов. Решающее значение имеет доступ к максимально бόльшим объемам информации, быстрота отбора нужного знания и скорость его усвоения. Но не просто определенный объем знаний должен выносить ученик из школы, а умение учиться. Сейчас выигрывает тот учитель, который не только может дать базовые знания учащимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования.
Для повышения эффективности обучения в школах должны широко использоваться персональные компьютеры, интерактивные доски на уроках информатики, истории, географии, русского языка, математики, химии и так же во внеклассной работе. Для учителя и его учеников открывается доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. Вместе с тем, мы понимаем, что Интернет несет не только положительное, но и отрицательное начало, поэтому роль учителя здесь неизмеримо высока. Или он становится именно тем проводником, который откроет возможности Интернет для развития, самообразования, интересного содержательного общения, постоянного совершенствования, или школьники сами будут осваивать это пространство, зачастую «запутываясь в сетях».
Глава I. Вступительная часть.Сегодня каждый знает, что такое информатизация. Школы оснащаются современными компьютерами, подключенными к широкополосному Интернету и мультимедийной техникой. Поэтому каждый учитель в современной школе должен владеть компьютером на высоком уровне. Поэтому важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя. ИКТ-грамотность – использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки, создания и передачи для функционирования в современном обществе. ИКТ-компетентность – уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной деятельности и повседневной жизни. Она подразумевает уверенное и критическое использование электронных средств информации для работы. То есть истинная ИКТ-компетентность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать. В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2011г. в Москве и посвященной проблемам внедрения ИТ в образование, отмечалось, «что урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который: Ø Сохраняет человеческие приоритеты в обучении. Ø Имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям. Ø Умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером. Ø Интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ. Ø Методически гибок» Учёными установлено, что средний процент усвоения учебного материала следующий: урок-лекция – 5%; при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%; наглядных и аудиоматериалов – 20%; практика через действие – 75%; использования мультимедийных технологий – 85%;. Поэтому, чтобы максимально повысить качество знаний учеников, максимально их заинтересовать и увеличить их личностные компетенции, необходимо соединить интерактивное обучение с использованием аудиовизуальных и мультимедийных средств. Глава II. Характеристика ЭОР (электронных образовательных ресурсов) Широко внедрять ИКТ в школах позволяет использование Электронных образовательных ресурсов.Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.Существует несколько классификаций ЭОР: 1. По доступности использования – приобретенные, собственной разработки, в свободном доступе (Интернет) 2. По характеру представления информации подразделяет ЭОР на мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио, текстовые, электронные аналоги печатных изданий. Тем самым ЭОР позиционируется как главное понятие, находящееся на вершине информационной образовательной системы. Благодаря ЭОР существенно возрастет эффективность учительской и учебной деятельности. Данный опыт позволит создание учебно-методической базы для повышения качества образования, совершенствование подготовки педагогов, развитие новых умений и компетенций учащихся, обеспечение ИКТ. Данные ЭОР позволят учителям работать в направлении развития межгосударственного и международного сотрудничества в области образования, сыграет важную роль в осмыслении перспектив развития интеграционных процессов. Преимущество ЭОР заключается в том, что пользователь не наблюдатель, а индивидуальный или коллективный участник, потому что используются новые педагогические инструменты, всего их пять:
- интерактив;
- мультимедиа;
- моделинг;
- коммуникативность;
- производительность
Глава III. ЭОР нового поколения. Образовательные модульные мультимедиа-системы (ОМС). На сегодняшний день существуют ЭОР нового поколения в виде открытых образовательных модульных мультимедиа-систем (ОМС). Пожалуй, основной смысл такого определения заключается в том, что речь идет не об очередной итерации на пути развития электронных учебных материалов, «новое поколение» означает переход в другое качество, когда ЭОР становится полноценным инструментом образовательной деятельности.ОМС представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. При этом каждый модуль является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи. Основным принципом организации данных в ОМС является разделение совокупного контента по предмету на автономные модули по тематическим элементам и компонентам учебного процесса, т.е.всоответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбивается на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Строение атома», ТЭ «Белки», ТЭ «Теория электролитической диссоциации» и т.д. Каждому тематическому элементу предмета соответствуют три типа электронных учебных модулей (ЭУМ): · И-тип– модуль получения информации; · П-тип– модуль выполнения практических заданий; · К-тип– модуль контроля усвоения материала. Все информационные модули И имеют структуру:
1. Информационная часть, содержащая текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели. 2. Краткий конспект.
3. Контрольные вопросы.
П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков. Отличие этого типа модулей от других заключается в том, что имеется функция «Подсказка», которой может воспользоваться учащийся. В модуле К-типа представлены задания, аналогичные заданиям П-типа. За исключением того, что при выполнении этих заданий не дается возможности получить подсказку и выполнить задание повторно. Задание К-типа имеют, в первую очередь, контролирующую функцию и могут быть использованы в качестве контрольно-измерительных материалов. При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный учебный продукт объёмом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.
Модульная структура контента позволяет также успешно решать вопросы организации учебного процесса. При этом для оценки учебных достижений учащихся используется программное инструментальное средство – система учета учебных достижений (СУД). В процессе работы учащегося с ЭУМ генерируются значения показателей успешности в соответствии с международной спецификацией SCORM RTE. Параметры сеанса через органайзер передаются в СУД для интерпретации результатов самостоятельной работы учащегося и представления их после обработки преподавателю. Наличие исчерпывающих данных по работе с каждым модулем – от времени сеанса и точки его завершения до количества допущенных ошибок и повторных действий, а также результаты предварительной самоаттестации (модуль К-типа) позволяют выставить итоговую оценку без дополнительных усилий и затрат времени. Эффективной организации учебного процесса на основе использования ЭОР нового поколения способствуют два обстоятельства: · Распределение времени таким образом, чтобы на каждом этапе учебного процесса требовалось только несколько модулей в соответствии с учебным планом (минимум – три, покрывающих один учебный раздел). · Программа-реализатор для всех модулей одна, она перекачивается один раз в начале изучения предмета и хранится на компьютере (сервере) пользователя. Там же накапливаются ранее полученные контентные модули. В конце процесса у пользователя составляются полные образовательные объекты: информация, практика, аттестация (контроль), вместе представляющие ЭОР по предмету. Среди основных преимуществ ЭОР НП выделяют следующие: · Отсутствие содержательных и технических ограничений. Полноценное использование новых педагогических инструментов (интерактива, мультимедиа, моделинга) сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе узкополосных. · Возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося. Благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей, в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету. · Неограниченный жизненный цикл системы. Поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий. · Возможность распространения на локальных носителях: избранные ЭУМ из совокупного контента ОМС вместе с программой-реализатором легко переносятся на компакт-диск. В качестве неоспоримого преимущества можно отметить то, что пользователь ОМС (преподаватель, учащийся) становится, по существу, соавтором учебного курса, для этого предоставляется две возможности: выбрать понравившийся вариатив того или иного ЭУМ, подготовленный профессиональными разработчиками, или сделать модуль своими руками для локального или всеобщего использования. В сумме указанные преимущества ОМС обеспечивают качество ЭОР, необходимое для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе – дистанционных. Совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить её как ЭОР нового поколения.
Глава IV. Описание технологии использования ЭОР: 1. Учитель мотивирует учащихся к продуктивной работе. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Объявляет тему урока.
2. На втором этапе учитель проверяет уровень усвоения материала предыдущих уроков: организует работу с тестом с помощью ЭОР, Контролирует процесс самопроверки.
3. Объяснение нового материала проводится на основе презентации. Но учитель вовлекает в этот процесс учащихся постановкой проблемных вопросов, организует решение познавательных задач, сочетая различные виды деятельности.
4. На этапе закрепления знаний учитель организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР. Для каждого урока можно создать ЭОР, записав их в виде таблицы:
В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий. В условиях традиционного обучения в основу конструирования моделей использования ЭОР НП в учебном процессе могут быть положены: • характер деятельности учащегося при использовании ЭОР НП в учебном процессе; • характер взаимодействия учителя и учащегося в условиях использования ЭОР НП в учебном процессе. При планировании учебного процесса с использованием ЭОР рекомендуется учитывать: • уровень технического оснащения образовательного учреждения (от нескольких компьютеров в школе — в кабинете директора, библиотеке и т.п. до наличия мобильных компьютерных классов из нетбуков или наличия учебного компьютера у каждого ученика, включая оснащение проекционным оборудованием, интерактивными досками и т.п.);
• состояние и степень развитости информационной среды образовательного учреждения (в том числе обусловливающей использование ИКТ в административном обеспечении образовательного процесса);
• наличие или отсутствие качественного подключения к Интернет;
• уровень ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения;
• наличие компьютеров дома у учащихся. Рассмотрим применение ЭОР на уроках более подробно. При разработке сценария урока необходимо: · Четко обозначить тему и цели урока · Доступно изложить материал урока, по возможности используя электронные образовательные ресурсы. · В сценарий урока можно включать видеоматериалы, графические изображения (экранные копии) и ссылки на сетевые ресурсы. · Если ресурсов федеральных коллекций недостаточно, то можно ссылаться на другие известные Вам ресурсы или собственные разработки. · По возможности создать условия для самостоятельной работы учащихся при рассмотрении учебного материала. · Предусмотреть контрольные элементы урока, включив в сценарий урока соответствующие задания или интерактивные тесты. · Указать ссылки на дополнительные источники информации по рассматриваемому вопросу (сайты, CD, учебные пособия). Желательно наличие ссылок на занимательные материалы по изучаемому вопросу. · Предусмотреть домашнее задание с использованием электронных образовательных ресурсов.
Глава V. Изменение роли учителя и ученика в учебном процессе с использованием ЭОР нового поколения. Построение учебного процесса на основе использования ЭОР НП предполагает изменение роли учителя. Происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени координатором или наставником, чем непосредственным источником знаний и информации. Исходя из вышесказанного, представляется оптимальным способом проектирования и организации образовательного процесса на основе ЭОР НП, при котором: • основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых, формирование открытой познавательной позиции; • учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию; • учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения; • обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей. Специфика деятельности учителя в новых условиях такова, можно сформулировать основные тезисы, отражающие роль учителя в условиях нового подхода к организации процесса обучения. 1. Учитель — не единственный источник информации. 2. Учитель организует поиск учащимися информации и ее отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями и, таким образом, является посредником между учащимся и источниками информации. 3. Учитель определяет оптимальную для каждого учащегося совокупность ЭУМ в соответствии с результатами диагностики. 4. Учитель определяет форму контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями. 5. Учитель — инициатор новых форм взаимодействия учащихся с учителем и между собой на уроке и во внеурочное время. 6. Учитель — организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время. Так же можно сформулировать основные тезисы, отражающие роль ученика в учебном процессе в условиях использования ЭОР нового поколения. 1. Ученик — не пассивный участник учебного процесса. 2. Ученик определяет цель своей деятельности и пути ее достижения. 3. Ученик — активный участник дискуссии, обсуждения, исследования. 4. Ученик выбирает способ взаимодействия с ЭУМ: определяет порядок усвоения учебного содержания, темп и порядок выполнения заданий. 5. Ученик отбирает необходимый для достижения цели материал. 6. Ученик осуществляет поиск необходимой информации в рекомендованных учителем ЭУМ, в ЭУМ, отобранных самостоятельно, в дополнительных материалах. 7. Ученик демонстрирует полученные в результате своей деятельности результаты, обосновывая их выбранными материалами ЭУМ. В конечном итоге, ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного материала соответствующего учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута. Что же дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться. Представим себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования. Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию? Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения. С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать. Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.
Заключение.В заключении можно отметить, что, во-первых, нужно отчетливо понимать, что возможности ЭОР и учителя сегодня и в обозримом будущем несравнимы. Говоря языком информатики, учитель – это «экспертная система»: может ответить (почти) на любой вопрос, в том числе – неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан с учетом подготовленности конкретного ученика. Во-вторых, компьютер даже не претендует на роль педагога – воспитателя, носителя культуры. Можно привести ещё множество аргументов, свидетельствующих о бесценной роли Учителя в образовательном процессе. Другое дело, что в современных условиях, когда приходится учиться всю жизнь, трудно представить, сколько бы понадобилось учителей, если бы не компьютер, резко расширивший возможности самостоятельной учебной работы. В-третьих, только в школе можно «пощупать» реальную лабораторную установку, провести живое коллективное обсуждение проблемы – ценность «мозгового штурма» не зависит от уровня информатизации. Наконец, школа – это социализация учащегося, формирование навыков общения и поведения в коллективе, адаптация в определенной социальной среде. Нужно подчеркнуть, что сегодня мы обязаны обеспечить всем учащимся возможность получить качественное образования, не зависимо от того, находится ли ребёнок в классе или вынужден обучаться дома. Дистанционное образование невозможно без использования электронно-образовательных ресурсов. Создавать их, прежде всего, должны практики – мы, учителя. На сегодняшний день у нас есть хороший помощник – Интернет, ЭОР и наше огромное желание быть полезными детям, лишённым возможности учиться в классе.
В качестве вывода хочется сказать, что создание и использование электронно-образовательных ресурсов на уроках ка и во внеклассной работе помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также создает благоприятные условия для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в учебном процессе, позволяет им чувствовать себя уютно в новом формате образования, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
Химия
14 апреля 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Методика решения расчетных и экспериментальных задач по химии (ФГОС)
- Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках химии в свете ФГОС ООО
- Метапредметный подход в обучении химии в соответствии с ФГОС ОО
- Организация внеурочной деятельности по химии как условие реализации новых образовательных стандартов
Пожалуйста, прикрепите к описанию разработки текстовый файл, оформленный согласно критериям
Заранее Вам благодарен.
С уважением, С.А. Колодин.