Методика оценки гибкости гимнастов-новичков при отборе в группы начальной подготовки
Краткое описание
Оценка гибкости гимнастов при зачислении в группы начальной подготовки.
Описание
Департамент образования и науки Приморского края
Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока
МБОУ ДОД ДЮСШ «Гармония» города Владивостока
Методика оценки гибкости гимнастов-новичков при отборе в группы начальной подготовки
Ланков Дмитрий Георгиевич Тренер-преподаватель по спортивной гимнастике высшей квалификационной категории
Аннотация
Данная разработка определяет критерии оценки гибкости новичков при зачислении в группы начальной подготовки. В разработке схематически представлены тесты контрольных упражнений и их оценка. Разработка предназначена для учителей физической культуры общеобразовательных учреждений, тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования.
Введение
Спортивная гимнастика развивается стремительными темпами во всем мире. Подготовка гимнастов высокого уровня, способных завоевывать наград высшей пробы на международных соревнованиях, предполагает взаимосвязь многих факторов, которые включает в себя учебно-тренировочный процесс. В настоящее время, происходит своеобразная глобализация учебно-тренировочного процесса. Научные достижения в педагогике, новейшие методики обучения и воспитания спортсмена используются всеми мировыми гимнастическими державами. Сложность гимнастических упражнений заметно выросла и практически достигла своего потолка благодаря новым правилам соревнований принятых в 2006 году. На первое место в оценке выполнения упражнений выходит безошибочность и зрелищность исполнения. Гимнастика — в плане судейства — субъективный вид спорта. Одному судье что-то нравится, другому – нет. Упражнения должны оцениваться исходя из идеального исполнения. Т.е существует определенный эталон выполнения гимнастических упражнений. В гимнастике существует такое понятие как «чистота линий». Имеется в виду, что у гимнаста ровные и красивые руки и ноги, тело пропорционально и физически развито. Все это достигается в первую очередь за счет гибкости. Гибкость – способность гимнаста выполнять движения с максимальной амплитудой. Поэтому, набирая детей в группы начальной подготовки, необходимо предпочтение отдавать детям с развитой природной гибкостью, отвечающей определенным критериям. Ниже приводятся тесты и контрольные упражнения, и критерии их оценки. Цель: Проведения качественного отбора в группы начальной подготовки. Задачи: С помощью тестов и контрольных упражнений выявить на этапе отбора наиболее перспективных детей для занятий спортивной гимнастикой на профессиональном уровне. Объект оценки: дети в возрасте 5-6 лет. Предмет оценки: степень гибкости испытуемых.
Оценка гибкости гимнастов-новичков
1. Гибкость лучезапястного сустава
Испытуемый ставит ладонь руки на твердую поверхность и наклоняет выпрямленную в локте руку в сторону направления пальцев рук. Замеряется угол между кистью и предплечьем. Ладонь от опоры не отрывать.
2. Гибкость локтевого сустава
Испытуемый отводит руку в сторону и максимально выпрямляет ее в локтевом суставе. Локоть должен быть полностью выпрямлен, и составлять прямую линию с серединой плеча и кистью. Чрезмерный переразгиб локтя является недостатком.
3. Гибкость в плечевом суставе
Испытуемый поднимает прямые руки вверх и максимально отводит их за голову. Замеряется угол отклонения рук от вертикали.
4. Гибкость в плечевом суставе
Испытуемый из положения сидя на полу отводит руки за спину на максимально возможное расстояние, стараясь спиной достать пола. Руки прямые, ноги слегка согнуты.
5. Гибкость в тазобедренном суставе
Испытуемый из положения сидя ноги вместе, руки вверх, выполняет наклон вперед до касания грудью коленей. Ноги в коленках прямые, не сгибаются.
6. Гибкость позвоночника
Испытуемый, стоя на коленях, руки на поясе, выполняет наклон назад.
7. Гибкость в тазобедренном суставе
Испытуемый из положения стоя ноги вместе, руки в стороны выполняет мах прямой ногой в сторону. Опорная нога прямая. Выполняется правой и левой ногой.
8. Гибкость в тазобедренном суставе
Испытуемый из положения стоя ноги вместе, руки на поясе максимально отводит прямую ногу назад. Опорная нога прямая. Выполняется правой и левой ногой.
9. Гибкость в тазобедренном суставе
Испытуемый из положения стоя ноги вместе, руки на поясе, выполняет мах прямой ногой вперед. Опорная нога прямая. Выполняется правой и левой ногой.
10. Гибкость в коленном суставе
Испытуемый максимально выпрямляет ногу в коленном суставе.
11. Гибкость в голеностопном суставе
Испытуемый максимально оттягивает стопу ноги от себя.
Заключение Многолетний процесс подготовки гимнастов высокого уровня не представляется без четко обозначенных тенденций в развитии вида спорта. С учетом этих тенденций создается модель будущего – в данном случае эталон гимнаста будущего. Это по-новому определяет организацию отбора наиболее одаренных детей в группы начальной подготовки. С этой целью, научным и практическим путем определено на каких этапах, какими навыками и качествами должен обладать гимнаст. Одним из таких качеств и является гибкость.
Литература 1. Баландин В. И. Прогнозирование в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1986. -125 с, 2. Балашова В. Ф., Чесноков Н. Н. На гимнастическом помосте. 2008г. № 8. с.8 3. Бахрах И. И., Астрова Т. 3. Некоторые медико-биологические перспективности юных спортсменов // Основы и методы спортивной ориентации и отбора в отдельных видах спорта: Тез. докл. /Всесоюз. симпоз. Дилижан, 18-21 сентября 1978 г, — Мм 1978. — С. 110-Ш, 4. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192с. 5. Волков В. М. Филин В. П. Спортивный отбор. — М.: Физкультура и спорт, 1983. -176 с. 6. Гавердовский Ю. К. Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. Терра-Спорт, 2002. – 512 с. 7. Гимнастика / Под общ. Ред. М. Л. Украна, А.М. Шлемина. – М.: 1969. – 415 с. 8. Донской Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика.- М.: Физкультура и спорт, 1979. — 264 с. 9. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. -М.: Просвещение, 1985. — 302 с. 10. Журавин М. Л. Гимнастика с методикой преподавания. – М.: Просвещение, 1990. 156с. 11. Запоржанов В.А. Сахновский К. П., Кузьмин А.И. Методика оценки перспективности спортсменов в условиях центра отбора // Теория и практика физической культуры. -1990. — № 4.- С. 27-29 12. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки – Москва, «ФиС», 1977. — 403 с. 13. Смолевский В.М., Менхин Ю.В., Силин В.И. Гимнастика в трех измерениях. М.: ФиС, 1979. – 248 с.
Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока
МБОУ ДОД ДЮСШ «Гармония» города Владивостока
Методика оценки гибкости гимнастов-новичков при отборе в группы начальной подготовки
Ланков Дмитрий Георгиевич Тренер-преподаватель по спортивной гимнастике высшей квалификационной категории
Аннотация
Данная разработка определяет критерии оценки гибкости новичков при зачислении в группы начальной подготовки. В разработке схематически представлены тесты контрольных упражнений и их оценка. Разработка предназначена для учителей физической культуры общеобразовательных учреждений, тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования.
Введение
Спортивная гимнастика развивается стремительными темпами во всем мире. Подготовка гимнастов высокого уровня, способных завоевывать наград высшей пробы на международных соревнованиях, предполагает взаимосвязь многих факторов, которые включает в себя учебно-тренировочный процесс. В настоящее время, происходит своеобразная глобализация учебно-тренировочного процесса. Научные достижения в педагогике, новейшие методики обучения и воспитания спортсмена используются всеми мировыми гимнастическими державами. Сложность гимнастических упражнений заметно выросла и практически достигла своего потолка благодаря новым правилам соревнований принятых в 2006 году. На первое место в оценке выполнения упражнений выходит безошибочность и зрелищность исполнения. Гимнастика — в плане судейства — субъективный вид спорта. Одному судье что-то нравится, другому – нет. Упражнения должны оцениваться исходя из идеального исполнения. Т.е существует определенный эталон выполнения гимнастических упражнений. В гимнастике существует такое понятие как «чистота линий». Имеется в виду, что у гимнаста ровные и красивые руки и ноги, тело пропорционально и физически развито. Все это достигается в первую очередь за счет гибкости. Гибкость – способность гимнаста выполнять движения с максимальной амплитудой. Поэтому, набирая детей в группы начальной подготовки, необходимо предпочтение отдавать детям с развитой природной гибкостью, отвечающей определенным критериям. Ниже приводятся тесты и контрольные упражнения, и критерии их оценки. Цель: Проведения качественного отбора в группы начальной подготовки. Задачи: С помощью тестов и контрольных упражнений выявить на этапе отбора наиболее перспективных детей для занятий спортивной гимнастикой на профессиональном уровне. Объект оценки: дети в возрасте 5-6 лет. Предмет оценки: степень гибкости испытуемых.
Оценка гибкости гимнастов-новичков
1. Гибкость лучезапястного сустава
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
Испытуемый ставит ладонь руки на твердую поверхность и наклоняет выпрямленную в локте руку в сторону направления пальцев рук. Замеряется угол между кистью и предплечьем. Ладонь от опоры не отрывать.
2. Гибкость локтевого сустава
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
Испытуемый отводит руку в сторону и максимально выпрямляет ее в локтевом суставе. Локоть должен быть полностью выпрямлен, и составлять прямую линию с серединой плеча и кистью. Чрезмерный переразгиб локтя является недостатком.
3. Гибкость в плечевом суставе
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
Испытуемый поднимает прямые руки вверх и максимально отводит их за голову. Замеряется угол отклонения рук от вертикали.
4. Гибкость в плечевом суставе
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
5. Гибкость в тазобедренном суставе
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
Испытуемый из положения сидя ноги вместе, руки вверх, выполняет наклон вперед до касания грудью коленей. Ноги в коленках прямые, не сгибаются.
6. Гибкость позвоночника
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
Испытуемый, стоя на коленях, руки на поясе, выполняет наклон назад.
7. Гибкость в тазобедренном суставе
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
8. Гибкость в тазобедренном суставе
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
Испытуемый из положения стоя ноги вместе, руки на поясе максимально отводит прямую ногу назад. Опорная нога прямая. Выполняется правой и левой ногой.
9. Гибкость в тазобедренном суставе
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
Испытуемый из положения стоя ноги вместе, руки на поясе, выполняет мах прямой ногой вперед. Опорная нога прямая. Выполняется правой и левой ногой.
10. Гибкость в коленном суставе
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
Испытуемый максимально выпрямляет ногу в коленном суставе.
11. Гибкость в голеностопном суставе
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо |
Заключение Многолетний процесс подготовки гимнастов высокого уровня не представляется без четко обозначенных тенденций в развитии вида спорта. С учетом этих тенденций создается модель будущего – в данном случае эталон гимнаста будущего. Это по-новому определяет организацию отбора наиболее одаренных детей в группы начальной подготовки. С этой целью, научным и практическим путем определено на каких этапах, какими навыками и качествами должен обладать гимнаст. Одним из таких качеств и является гибкость.
Литература 1. Баландин В. И. Прогнозирование в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1986. -125 с, 2. Балашова В. Ф., Чесноков Н. Н. На гимнастическом помосте. 2008г. № 8. с.8 3. Бахрах И. И., Астрова Т. 3. Некоторые медико-биологические перспективности юных спортсменов // Основы и методы спортивной ориентации и отбора в отдельных видах спорта: Тез. докл. /Всесоюз. симпоз. Дилижан, 18-21 сентября 1978 г, — Мм 1978. — С. 110-Ш, 4. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192с. 5. Волков В. М. Филин В. П. Спортивный отбор. — М.: Физкультура и спорт, 1983. -176 с. 6. Гавердовский Ю. К. Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. Терра-Спорт, 2002. – 512 с. 7. Гимнастика / Под общ. Ред. М. Л. Украна, А.М. Шлемина. – М.: 1969. – 415 с. 8. Донской Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика.- М.: Физкультура и спорт, 1979. — 264 с. 9. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. -М.: Просвещение, 1985. — 302 с. 10. Журавин М. Л. Гимнастика с методикой преподавания. – М.: Просвещение, 1990. 156с. 11. Запоржанов В.А. Сахновский К. П., Кузьмин А.И. Методика оценки перспективности спортсменов в условиях центра отбора // Теория и практика физической культуры. -1990. — № 4.- С. 27-29 12. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки – Москва, «ФиС», 1977. — 403 с. 13. Смолевский В.М., Менхин Ю.В., Силин В.И. Гимнастика в трех измерениях. М.: ФиС, 1979. – 248 с.
Размещено в
разделе:
ОУ дополнительного образования
Педагог дополнительного образования
Спортивно-оздоровительная деятельность
Технологии, методики, формы работы
Теги: оу доп. образования, педагог доп. образования, методики, технологии, формы работы, спортивная деятельность
14 апреля 2013
Файлы
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»