Южная Америка. Животные тропических лесов. Птицы.
Краткое описание
формирование знаний учащихся о разнообразии животного мира тропических лесов ЮА, о внешнем строении и образе жизни птиц.
Описание
Ход урока
1. Организационный момент: 1) проверка готовности к уроку. 2) психологический настрой учащихся. 2. Введение в тему (презентация, слайд 1, звуковой файл № 1): Учитель: — Когда человек попадает в этот лес, когда он пробирается сквозь его густую чащу, он постоянно видит вокруг себя одну и ту же картину, как на дне зеленого моря. Он отрезан от света и солнца, его окружают громадные деревья и кустарники, он находится в вечных сумерках. Сумрак, сырость, туман, крики птиц, голоса обезьян пугают попавшего в этот лес человека. Эти места населяют лишь индейские племена. Как называется этот лес? Ответ учащихся:— Сельва*- тропический лес. Учитель: — О лесах, какого материка идет речь? (Южная Америка) (слайд № 2) 3. Повторение: 1) Опрос. Работа с картой. Учитель: — В каком полушарии расположена Южная Америка? Ответ учащихся:— В Западном полушарии. Учитель: — Какие океаны омывают материк? Ответ учащихся:— Тихий океан — запад, Атлантический океан — восток. (слайд №3) Учитель: — Вы уже знаете, что на планете Земля шесть материков. ( учащиеся перечисляют). Кто впервые обнаружил Остров Огненная Земля? Ответ учащихся:— Фернан Магеллан.(слайд №3) Ученик работает в интерактивном режиме « Физическая карта ЮА». Показывает стрелочками расположение пролива Дрейка и Панамского перешейка. Отмечает материки «Северная Америка», «Антарктида» Учитель: — Правильно это материк ЮА входит в состав части света Америка. С каким материком соединена Южная Америка узким Панамским перешейком? Ответ учащихся:— Северная Америка. Учитель: — Материк ЮА соединен проливом Дрейка на юге, с каким материком? Ответ учащихся: — Антарктида. Учитель:— Рельеф Южной Америки разнообразен и контрастен. На западе протянулись горы Анды. Большую часть востока материка занимают Бразильское и Гвианское плоскогорья. В горах и равнинах Южной Америки находятся богатейшие месторождения полезных ископаемых. Это цветные металлы, драгоценные камни, нефть, природный газ, уголь. Я предлагаю вам разместить условные знаки полезных ископаемых под их названиями. (слайд № 5-6) Самостоятельная работа по карточке. приложение №3
Ученик работает в интерактивном режиме «Полезные ископаемые ЮА», рисует условные знаки полезных ископаемых. Учитель: — В Южной Америке много больших и полноводных рек. Все крупные реки материка впадают в Атлантический океан. Сообщение ученика Яркова Христофора «Реки, озера, водопады Южной Америки». ( слайд № 6-10) приложение №1
Учитель: — Какие природные зоны Южной Америки вы знаете? Ответ учащихся: — Саванны, пустыни экваториальные леса. (слайд №11) Учитель:- Почему в лесах Южной Америки богатая растительность? Ответ учащихся: — Тепло и влажно. Сообщение ученика Шадборас Коля «Растения тропического леса». ( слайд № 12-15) приложение № 2
Учитель:- Как вы думаете, много ли животных будет в этом лесу? — Сегодня мы познакомимся с богатым животным миром тропического леса Южной Америки, узнаем, как они приспособились к климатическим условиям. Сообщение темы урока запись темы и даты в тетрадь.( слайд № 17) 4. Изучение нового материала: 1) Рассказ учителя: Животный мир тропиков очень богат. Многие животные тропических лесов обитают на деревьях, питаются плодами и листьями. В сельве насчитывается более 38 видов обезьян. Среди них обезьяны-ревуны, паукообразные обезьяны, капуцины и другие. (слайд17). Муравьед — длина тела бразильского гигантского муравьеда достигает 210 см., а вес — 39 кг. Это самый большой муравьед. Имеет очень мощные и длинные когти. Муравьед поглощает муравьев и термитов с помощью своего длинного (до 50 см) языка (скорость движения языка муравьеда составляет до 160 раз в минуту). Животное предпочитает одиночный образ жизни. Гигантский муравьед обитает в бразильских лесах, серрадо и саванне.(слайд18).
Ягуар — это самая крупная дикая кошка Нового Света. Обитает ягуар в Северной и Южной Америке. Передвигаться предпочитает по земле, но и по деревьям очень хорошо и ловко лазает. Любит воду и много времени проводит в водоемах.(слайд19).
Внешне ягуар очень похож на леопарда, но крупнее и тяжелее его. Длина его тела составляет от 150 до 180 см, длина хвоста – 70-91 см. Конечности у ягуара короткие и мощные. Голова массивная. Окрашен ягуар так же как леопард. Уши закругленные. Мех густой и короткий. Весит ягуар в зависимости от среды обитания то 56 до 150 кг. Самые маленькие ягуары встречаются в Гондурасе и Гватемале; самые крупные — в Бразилии. Питается ягуар мелкими и крупными позвоночными: птицами, кайманами, аллигаторами, морскими черепахами, крупными грызунами, рыбами, приматами, дикими свиньями, оленями. Тапир – является самым крупным представителем рода тапиров и единственным из них, кто обитает не на американском континенте, а в Азии. Взрослые особи этого вида вырастают в среднем до 2,2 метров в длину и до 350 килограмм весом, хотя имеются сведения об экземплярах, чей вес достигал 540 кг. (слайд 20).
Броненосец (слайд 21). (лат. Cingulata) — отряд млекопитающих. Обитают в Южной, Центральной и на юге Северной Америки. Броненосцы обитают на нашей планете со времён динозавров, правда с тех пор они сильно измельчали. ( чтение учащимися стр. 144) В тропических лесах на деревьях живут даже земноводные и пресмыкающиеся. Хамелеон-древесное животное, пресмыкающееся, с цепким хвостом и быстро меняющейся окраской.(слайд 22-23). Древесная лягушка— земноводная, всю жизнь проводит на коре и листьях ветках деревьев. Змеи — взбираются на высокие деревья. Самые опасные африканские змеи — мамба, древесная кобра, и габонская гадюка, удав, анаконда, гремучая змея.
Гремучая змея — одна из тех, кого следует бояться. И поскольку люди опасаются ее, они выдумали историю, что перед укусом змея гремит своим хвостом, тем самым как бы считая ее чуть-чуть менее опасной. Когда змея собирается напасть, она открывает рот, зубы принимают боевую позицию, и змея устремляется вперед. Как только зубы впиваются в жертву, она жалит. При укусе из ядовитых желез вытекает яд, он проходит через полость зубов и попадает в ранку. (слайд 24).Учитель:— В водах амазонки обитают водные черепахи, амазонские дельфины, кайманы-крокодилы. В реках много рыб. Обитают в амазонке и опасные хищники-пираньи. (слайд 25-26). Учитель:-Во всех ярусах тропического леса обитают насекомые: муравьи, термиты, жуки, яркие бабочки, пауки-птицееды. Насекомых насчитывается огромное количество видов. Они самые распространённые на Земле беспозвоночные. Бабочек только известно около 140000 видов. Бабочки — одно из самых ярких и красочных созданий природы. С ранней весны до поздней осени оранжевые, белые, синие бабочки радуют взгляд человека, поражая формой и рисунком крыльев, легкостью полета. Бабочки бывают большие размером с птицу, и маленькие – с ноготок.
Учитель:— Птицы — это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей. Птицы на Земле живут всюду, за исключением частей Антарктиды. Они заселили леса, горы, степи, пресные водоемы, прибрежные части морей. Почти все птицы летают, и все особенности их строения связаны с приспособлением полету. Колибри— маленькая, энергичная и быстрая как молния колибри – одно из наиболее изумительных созданий на земле. Своё название колибри получила за её способность быстро махать крыльями – более 150 взмахов в секунду (с английского ‘humming-bird’ – жужжащая птичка). Гарпия – вид крупных хищных птиц, подробно описанный в 1816 году. Одна из самых крупных хищных птиц на планете. Длина их тела варьируется от 90 до 102 см, а размах крыльев достигает 2 метров. Просмотр видеофильма « Zemlia» (23.07- 29.00)
Работа в тетрадях: выписать из учебника названия птиц. Работа со схемой «Строение птиц» приложение № 5
Итог урока. Учитель: — Животный мир тропических лесов богат. Дневные животные имеют яркую окраску, чтобы лучше видеть друг друга. Во влажных вечнозелёных тропических лесах обитает множество разнообразных животных. Оценивание работыучащихся на уроке, выставление отметок в дневник. Домашнее задание:
1- Выпишите из текста тропических животных обитающих в сельве: ü Млекопитающих ü Пресмыкающихся ü Земноводных животных ü Птиц ü Насекомых 2- Зарисовать в тетрадь птиц тропиков. Источники использованной литературы: 1. Детский атлас животных Автор: Ирина Травина Издательство: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС» / Москва / Россия Год издания: 2007 Страниц: 88
2. Лифанова Т.М. География материков и океанов 8 кл.: Учеб. для спец (коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2004.- 208с. 3. http://educontest.net/component/content/article/273 Интегрированный урок по географии и естествознанию, в 8 классе школы VIIIвида «Животные тропических лесов. Бабочки» Быданцева Елена Александровна, ГБС(К)ОУ школа № 9 г. Новороссийска
4. http://www.vokrugsveta.ru/
/cmn/2008/04/22/010.jpg
5. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/55/Balboa_park_flower_and_fruit.jpg/220px-Balboa_park_flower_and_fruit.jpg
6. http://murashova.ru/wp-content/uploads/2008/12/28-12-08-2.jpg
7. http://www.andreev.org/albums/South_of_Belize/images/172BZ.jpg
8. http://wildwildworld.net.ua/sites/default/files/imagecache/front/zhelderevo.jpg
9. http://www.tdecologica.ru/files/porody/balsa_tree_02.jpg
10. http://avtotur.shop.by/pics/items/kanoe_b.jpg
11. http://www.publicdomainpictures.net/pictures/20000/nahled/banana-tree.jpg
12. http://www.tournavigator.asia/Mik-Site/pfoto/Fruit/ananas_02.jpg
13. http://www.foodestet.ru/wp-content/uploads/2011/07/банановое-дерево.jpg
14. http://www.minipedia.org.ua/wp-content/uploads/2013/01/banan-derevo-ili-trava_1.jpg
15. http://
0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/780/96780948_4979645_61651531_72595ILONKA.jpg
16. http://content.foto.my.mail.ru/mail/doctorvio/_blogs/i-38641.jpg
17. http://www.orhideya.net.ru/files/виктория амазонская_2.JPG
18. http://www.instrum-s.ru/files/catalog/cms_rus/B4.jpg
19. http://ianimal.ru/wp-content/uploads/2011/01/amazonskii-delfin12.jpg
20. http://www.russonobrasil.com/upload_rnb/information_system_168/1/0/1/item_10159/information_items_property_147153.jpg
21. http://zooclub.ru/attach/fotogal/clip/birds/202.jpg
22. Чугреева Юлия, 2004e-mail:lilliana87@mail.ru
Ход урока
1. Организационный момент: 1) проверка готовности к уроку. 2) психологический настрой учащихся. 2. Введение в тему (презентация, слайд 1, звуковой файл № 1): Учитель: — Когда человек попадает в этот лес, когда он пробирается сквозь его густую чащу, он постоянно видит вокруг себя одну и ту же картину, как на дне зеленого моря. Он отрезан от света и солнца, его окружают громадные деревья и кустарники, он находится в вечных сумерках. Сумрак, сырость, туман, крики птиц, голоса обезьян пугают попавшего в этот лес человека. Эти места населяют лишь индейские племена. Как называется этот лес? Ответ учащихся:— Сельва*- тропический лес. Учитель: — О лесах, какого материка идет речь? (Южная Америка) (слайд № 2) 3. Повторение: 1) Опрос. Работа с картой. Учитель: — В каком полушарии расположена Южная Америка? Ответ учащихся:— В Западном полушарии. Учитель: — Какие океаны омывают материк? Ответ учащихся:— Тихий океан — запад, Атлантический океан — восток. (слайд №3) Учитель: — Вы уже знаете, что на планете Земля шесть материков. ( учащиеся перечисляют). Кто впервые обнаружил Остров Огненная Земля? Ответ учащихся:— Фернан Магеллан.(слайд №3) Ученик работает в интерактивном режиме « Физическая карта ЮА». Показывает стрелочками расположение пролива Дрейка и Панамского перешейка. Отмечает материки «Северная Америка», «Антарктида» Учитель: — Правильно это материк ЮА входит в состав части света Америка. С каким материком соединена Южная Америка узким Панамским перешейком? Ответ учащихся:— Северная Америка. Учитель: — Материк ЮА соединен проливом Дрейка на юге, с каким материком? Ответ учащихся: — Антарктида. Учитель:— Рельеф Южной Америки разнообразен и контрастен. На западе протянулись горы Анды. Большую часть востока материка занимают Бразильское и Гвианское плоскогорья. В горах и равнинах Южной Америки находятся богатейшие месторождения полезных ископаемых. Это цветные металлы, драгоценные камни, нефть, природный газ, уголь. Я предлагаю вам разместить условные знаки полезных ископаемых под их названиями. (слайд № 5-6) Самостоятельная работа по карточке. приложение №3
Ученик работает в интерактивном режиме «Полезные ископаемые ЮА», рисует условные знаки полезных ископаемых. Учитель: — В Южной Америке много больших и полноводных рек. Все крупные реки материка впадают в Атлантический океан. Сообщение ученика Яркова Христофора «Реки, озера, водопады Южной Америки». ( слайд № 6-10) приложение №1
Учитель: — Какие природные зоны Южной Америки вы знаете? Ответ учащихся: — Саванны, пустыни экваториальные леса. (слайд №11) Учитель:- Почему в лесах Южной Америки богатая растительность? Ответ учащихся: — Тепло и влажно. Сообщение ученика Шадборас Коля «Растения тропического леса». ( слайд № 12-15) приложение № 2
Учитель:- Как вы думаете, много ли животных будет в этом лесу? — Сегодня мы познакомимся с богатым животным миром тропического леса Южной Америки, узнаем, как они приспособились к климатическим условиям. Сообщение темы урока запись темы и даты в тетрадь.( слайд № 17) 4. Изучение нового материала: 1) Рассказ учителя: Животный мир тропиков очень богат. Многие животные тропических лесов обитают на деревьях, питаются плодами и листьями. В сельве насчитывается более 38 видов обезьян. Среди них обезьяны-ревуны, паукообразные обезьяны, капуцины и другие. (слайд17). Муравьед — длина тела бразильского гигантского муравьеда достигает 210 см., а вес — 39 кг. Это самый большой муравьед. Имеет очень мощные и длинные когти. Муравьед поглощает муравьев и термитов с помощью своего длинного (до 50 см) языка (скорость движения языка муравьеда составляет до 160 раз в минуту). Животное предпочитает одиночный образ жизни. Гигантский муравьед обитает в бразильских лесах, серрадо и саванне.(слайд18).
Ягуар — это самая крупная дикая кошка Нового Света. Обитает ягуар в Северной и Южной Америке. Передвигаться предпочитает по земле, но и по деревьям очень хорошо и ловко лазает. Любит воду и много времени проводит в водоемах.(слайд19).
Внешне ягуар очень похож на леопарда, но крупнее и тяжелее его. Длина его тела составляет от 150 до 180 см, длина хвоста – 70-91 см. Конечности у ягуара короткие и мощные. Голова массивная. Окрашен ягуар так же как леопард. Уши закругленные. Мех густой и короткий. Весит ягуар в зависимости от среды обитания то 56 до 150 кг. Самые маленькие ягуары встречаются в Гондурасе и Гватемале; самые крупные — в Бразилии. Питается ягуар мелкими и крупными позвоночными: птицами, кайманами, аллигаторами, морскими черепахами, крупными грызунами, рыбами, приматами, дикими свиньями, оленями. Тапир – является самым крупным представителем рода тапиров и единственным из них, кто обитает не на американском континенте, а в Азии. Взрослые особи этого вида вырастают в среднем до 2,2 метров в длину и до 350 килограмм весом, хотя имеются сведения об экземплярах, чей вес достигал 540 кг. (слайд 20).
Броненосец (слайд 21). (лат. Cingulata) — отряд млекопитающих. Обитают в Южной, Центральной и на юге Северной Америки. Броненосцы обитают на нашей планете со времён динозавров, правда с тех пор они сильно измельчали. ( чтение учащимися стр. 144) В тропических лесах на деревьях живут даже земноводные и пресмыкающиеся. Хамелеон-древесное животное, пресмыкающееся, с цепким хвостом и быстро меняющейся окраской.(слайд 22-23). Древесная лягушка— земноводная, всю жизнь проводит на коре и листьях ветках деревьев. Змеи — взбираются на высокие деревья. Самые опасные африканские змеи — мамба, древесная кобра, и габонская гадюка, удав, анаконда, гремучая змея.
Гремучая змея — одна из тех, кого следует бояться. И поскольку люди опасаются ее, они выдумали историю, что перед укусом змея гремит своим хвостом, тем самым как бы считая ее чуть-чуть менее опасной. Когда змея собирается напасть, она открывает рот, зубы принимают боевую позицию, и змея устремляется вперед. Как только зубы впиваются в жертву, она жалит. При укусе из ядовитых желез вытекает яд, он проходит через полость зубов и попадает в ранку. (слайд 24).Учитель:— В водах амазонки обитают водные черепахи, амазонские дельфины, кайманы-крокодилы. В реках много рыб. Обитают в амазонке и опасные хищники-пираньи. (слайд 25-26). Учитель:-Во всех ярусах тропического леса обитают насекомые: муравьи, термиты, жуки, яркие бабочки, пауки-птицееды. Насекомых насчитывается огромное количество видов. Они самые распространённые на Земле беспозвоночные. Бабочек только известно около 140000 видов. Бабочки — одно из самых ярких и красочных созданий природы. С ранней весны до поздней осени оранжевые, белые, синие бабочки радуют взгляд человека, поражая формой и рисунком крыльев, легкостью полета. Бабочки бывают большие размером с птицу, и маленькие – с ноготок.
Учитель:— Птицы — это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей. Птицы на Земле живут всюду, за исключением частей Антарктиды. Они заселили леса, горы, степи, пресные водоемы, прибрежные части морей. Почти все птицы летают, и все особенности их строения связаны с приспособлением полету. Колибри— маленькая, энергичная и быстрая как молния колибри – одно из наиболее изумительных созданий на земле. Своё название колибри получила за её способность быстро махать крыльями – более 150 взмахов в секунду (с английского ‘humming-bird’ – жужжащая птичка). Гарпия – вид крупных хищных птиц, подробно описанный в 1816 году. Одна из самых крупных хищных птиц на планете. Длина их тела варьируется от 90 до 102 см, а размах крыльев достигает 2 метров. Просмотр видеофильма « Zemlia» (23.07- 29.00)
Работа в тетрадях: выписать из учебника названия птиц. Работа со схемой «Строение птиц» приложение № 5
Итог урока. Учитель: — Животный мир тропических лесов богат. Дневные животные имеют яркую окраску, чтобы лучше видеть друг друга. Во влажных вечнозелёных тропических лесах обитает множество разнообразных животных. Оценивание работыучащихся на уроке, выставление отметок в дневник. Домашнее задание:
1- Выпишите из текста тропических животных обитающих в сельве: ü Млекопитающих ü Пресмыкающихся ü Земноводных животных ü Птиц ü Насекомых 2- Зарисовать в тетрадь птиц тропиков. Источники использованной литературы: 1. Детский атлас животных Автор: Ирина Травина Издательство: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС» / Москва / Россия Год издания: 2007 Страниц: 88
2. Лифанова Т.М. География материков и океанов 8 кл.: Учеб. для спец (коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2004.- 208с. 3. http://educontest.net/component/content/article/273 Интегрированный урок по географии и естествознанию, в 8 классе школы VIIIвида «Животные тропических лесов. Бабочки» Быданцева Елена Александровна, ГБС(К)ОУ школа № 9 г. Новороссийска
4. http://www.vokrugsveta.ru/
/cmn/2008/04/22/010.jpg
5. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/55/Balboa_park_flower_and_fruit.jpg/220px-Balboa_park_flower_and_fruit.jpg
6. http://murashova.ru/wp-content/uploads/2008/12/28-12-08-2.jpg
7. http://www.andreev.org/albums/South_of_Belize/images/172BZ.jpg
8. http://wildwildworld.net.ua/sites/default/files/imagecache/front/zhelderevo.jpg
9. http://www.tdecologica.ru/files/porody/balsa_tree_02.jpg
10. http://avtotur.shop.by/pics/items/kanoe_b.jpg
11. http://www.publicdomainpictures.net/pictures/20000/nahled/banana-tree.jpg
12. http://www.tournavigator.asia/Mik-Site/pfoto/Fruit/ananas_02.jpg
13. http://www.foodestet.ru/wp-content/uploads/2011/07/банановое-дерево.jpg
14. http://www.minipedia.org.ua/wp-content/uploads/2013/01/banan-derevo-ili-trava_1.jpg
15. http://
0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/780/96780948_4979645_61651531_72595ILONKA.jpg
16. http://content.foto.my.mail.ru/mail/doctorvio/_blogs/i-38641.jpg
17. http://www.orhideya.net.ru/files/виктория амазонская_2.JPG
18. http://www.instrum-s.ru/files/catalog/cms_rus/B4.jpg
19. http://ianimal.ru/wp-content/uploads/2011/01/amazonskii-delfin12.jpg
20. http://www.russonobrasil.com/upload_rnb/information_system_168/1/0/1/item_10159/information_items_property_147153.jpg
21. http://zooclub.ru/attach/fotogal/clip/birds/202.jpg
22. Чугреева Юлия, 2004e-mail:lilliana87@mail.ru
14 апреля 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
К описанию работы необходимо прикрепить текстовый файл разработки, оформленный согласно критериям
С уважением, С.А. Колодин.