Урок "Музыкальное путешествие в страну Балет"
формирование первичного представления о жанре «балет».
Государственное учреждение образования
«Козловщинская средняя школа»
Дятловского района, Гродненской области, Республика Беларусь
(урок музыки, 2 класс)
Подготовила
учитель музыки I категории
Кавцевич Наталия Николаевна
2013 год
Цель урока:
-
формирование у учащихся устойчивого интереса к музыкальному искусству;
-
формирование первичного представления о жанре «балет».
Задачи урока:
-
актуализация преставлений о жанре танца;
-
ознакомление с основными понятиями жанра «балет»;
-
выявление особенностей жанра как синтетического вида искусства;
-
формирование умения создавать художественный образ пластическими средствами.
Тип, форма проведения урока:
-
усвоение новых знаний;
-
урок-беседа.
Оборудование:
-
баян, ноутбук, синтезатор, портрет Е. Глебова.
Музыкальный материал:
-
Темы из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля.
-
«Песня Деда-Бородеда» Л. Захлевного.
-
Белорусская народная песня «Бульба».
-
Фрагмент из балета «Мечта». Е. Глебова.
-
«Адажио» из балета «Маленький принц» Е. Глебова.
Ход урока:
Вход в класс. Организация класса. Музыкальное приветствие.
Звучит музыкальная загадка (тема Всезнайки из оперы «Волк и семеро козлят»).
Учитель. Ребята, Вы отгадали, что это за мелодия, и в какой стране она звучит?
Ответы детей. Это тема Всезнайки из оперы «Волк и семеро козлят».
Учитель. А что такое опера?
Ответы детей. Опера, это такая страна, где не говорят, а поют.
Учитель. Верно! Так давайте с Вами вспомним и споём темы из этой оперы.
Распевание. Исполнение тем из оперы «Волк и семеро козлят».
Учитель. Наше путешествие продолжается, и мы сегодня отправимся в музыкальную страну, которая называется Балет. Тема нашего урока так и называется Музыкальное путешествие в страну Балет. И так, с песенкой Деда-Бородеда, отправляемся в путь.
Исполнение учениками «Песенки Деда-бородеда».
Учитель. Ребята, каждая страна славится своими природными ресурсами, и они являются богатством этой страны. Одни добывают уголь, другие выращивают хлопок, третьи гордятся своими животноводческими фермами и тем, что вырабатыют большое количество мяса и молока. Нашу республику часто называют «бульбяным краем».
Мы – з бульбянага краю,
Дзе кожны бульбу саджае,
Дзе песняю поле званчэе,
Дзе ласкава сонейка грэе.
Л. Сурпин
А теперь послушайте, пожалуйста, песню, которая так и называется - «Бульба». Эта песня народная, её сочинил белорусский народ. Слушаем внимательно и подбираем слова для определения характера этой песни.
Прослушивание песни «Бульба».
Ответы детей. Песня веселая, быстрая, под неё хочется танцевать.
Учитель. Да, в этой песне чувствуется веселье, задор, шутливость. Это песня-полька. Здесь присутствует сочетание двух «китов» - песни и танца.
При разучивании песни следует обратить внимание на скачки в мелодии, следить за четким произношением слов. Поработать над фразировкой. Показывать рукой рисунок мелодии.
При исполнении песни исполнить пластические движения, аккомпанировать на шумовых инструментах.
Учитель. Молодцы! Замечательно исполнили песню! А теперь давайте еще раз повторим, что такое опера?
Ответы детей. Это музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют.
Учитель. А сегодня мы пришли в страну Балет. А может кто-нибудь из Вас знает, что такое балет?
Ответы детей. Это там, где танцуют балерины.
Учитель. Правильно, молодцы! Слово «ballet» произошло от итальянского balletto – танец. Балет – это музыкальный спектакль, где соединились музыка и танец.
А сейчас я хочу Вас познакомить с композитором, который сочинял музыку к балету, с которой мы будем сегодня знакомиться.
Демонстрируется портрет композитора.
Евгений Глебов родился 10 сентября 1929 года в городе Рославль, ныне этот город находится на территории Смоленской области. С юных лет Евгения Глебова привлекала музыка. Он самостоятельно научился играть на мандолине, гитаре, балалайке, и уже в юные годы стал сочинять различные музыкальные произведения (песни, романсы, пьесы). В 1950 году он поступил в консерваторию в Минске. В 1951 году создал свое первое крупное произведение — «Фантазию для фортепиано и симфонического оркестра». Евгений Глебов написал несколько балетов: «Мечта», «Альпийская баллада», « Маленький принц» и другие. Первый балет «Мечта» был написан в 1961 году. В нем повествуется про девочку Марию. Она возвратилась из-за границы на Родину, чтоб стать балериной. В балете звучит разная музыка, в том числе близкая и к белорусской народной мелодике.
Слушание фрагмента из балета «Мечта».
Учитель. Обратить внимание на знакомую мелодию («Бульба»), которая резво путешествует в оркестровой партии. Она то прячется, то где-то промелькнет, то сливается с другими интонациями, и только в конце настойчиво заявляет о себе.
А еще мы послушаем «Адажио» из балета «Маленький принц». Слово «Адажио» Вам, конечно, незнакомо. «Adagio» - итальянское слово, которое переводится как «медленно, спокойно». Однако в музыке это слово приобретает неизмеримо более глубокий смысл. Оно указывает не только на темп, то есть скорость исполнения, но говорит о характере музыки – сосредоточенности, глубоком раздумье. А в балете словом «Адажио» называют лирический дуэт главных героев. Музыка балетных «Адажио» обычно отличается широкой, распевной мелодией, романтичностью.
Во фрагменте из музыки к балету рассказывается о необыкновенной встрече Маленького принца и Розы. Я Вам сейчас об этом прочту.
Звучит фрагмент из сказки .де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
-
На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы - у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Он раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, непохожего на все остальные ростки и былинки. Вдруг это какая-нибудь новая разновидность баобаба? Но кустик быстро перестал тянуться ввысь, и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем. И вот, наконец, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.
( Антуан де Сент-Экзюпери)
Слушание музыки. «Адажио» из балета Е. Глебова «Маленький принц»
Учитель. Ребята, какая звучала музыка? Давайте дадим ей характеристику.
Ответы детей. Музыка медленная, спокойная, ласковая, плавная, нежная.
Учитель. Молодцы, ребята! Действительно мелодия «Адажио» звучит как нежная и возвышенная песня о любви. А теперь, ребята, представьте себя цветочком, бутоном и пластическими движениями всего тела выразите свои эмоции, чувства от прослушанной музыки.
Повторное слушание «Адажио» и выполнение пластических движений.
Учитель. Молодцы, ребята, у вас очень здорово получилось!
Рефлексия:
-
Какие открытия у Вас были сделаны на уроке?
-
Как Вы понимаете слово «балет»?
-
С какими балетами мы познакомились на уроке?
-
С каким композитором мы познакомились сегодня?
-
Что такое «адажио»?
-
Какое настроение у вас после путешествия в страну Балет? Выберите себе личико, соответствующее Вашему настроению, и прикрепите его на доску.
Учитель благодарит ребят за активную работу на уроке.
Музыкальное прощание с учениками.
Список используемой литературы:
-
Бракадо Н. И., Коженевская А.Б., Мистюк В.А. Музыка во 2 классе.
-
Минск, «Беларусь»; 2010.
-
-
Гришанович Н.Н. Музыка в школе. - Минск. ЧУП «Издательство Юнипресс»; 2006.
-
Давыдова М.А. Уроки музыки. Москва. - «ВАКО»; 2008.
-
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – Москва, «Советский композитор»; 1986 .
-
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – Москва, «Аквариум»; 1997.
Иллюстрации:
-
Афиша балета на 1 странице
http://evgenyglebov.com/wp-content/uploads/2012/09/7.jpg
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»