В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Интегрированный урок математики и химии на тему: «Решение текстовых задач на смеси и сплавы»

Интегрированный урок математики и химии на тему: «Решение текстовых задач на смеси и сплавы»

маргарита абдулина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 4767
Краткое описание
Растворы и сплавы - это то, что окружает человека повсеместно и ежедневно. На уроке рассматриваются не только математические, но и  химические понятия, чтобы в очередной раз  показать,  насколько тесно связаны все науки с математикой.   Задачи на смеси и сплавы встречаются в экзаменационных тестах, как по математике,  так и по химии.  
Описание
Интегрированный урок математики и химии на тему: «Решение текстовых задач на смеси и сплавы» 9 класс. Цели: образовательная: обобщить и углубить знания учащихся необходимые для решения текстовых задач, продолжить формирование математической и химической грамотности учащихся. воспитательная: применять полученные математические и химические знания в повседневной жизни. развивающая: продолжить развитие логического и креативного мышления. Ход урока: Учитель математики: Растворы и сплавы — это то, что окружает человека повсеместно и ежедневно. Сегодня на уроке мы вспомним не только математические, но и химические понятия, чтобы в очередной раз показать, насколько тесно связаны все науки с математикой. Мы будем решать задачи на смеси и сплавы, которые встречаются в экзаменационных тестах, как по математике, так и по химии. Задачи такого типа часто вызывают затруднения, но «решение задач – практическое искусство, подобное игре на фортепьяно, научиться ему можно только постоянно решая задачи и рассматривая решения трудных задач в качестве образцов». Учащиеся записывают тему урока —  «Решение текстовых задач на смеси и сплавы» На нашем уроке математики присутствует учитель химии, так как: все задачи, которые мы будем решать, связаны с химическими процессами и кроме того мы покажем три способа решения задач на смеси и сплавы, среди которых один – химический. Для решения задач необходимо повторить некоторые теоретические моменты. Учитель задает вопрос: «Что такое процент?» Учащиеся отвечают. Учитель просит соотнести проценты и соответствующие им десятичные дроби 9% 17% 123% 0,3% 75% 0,003 0,75 0,09 0,17 1,23  Предлагает учащимся решить задачу: Приготовить 500 грамм 9% раствора уксуса из 75% уксусной эссенции. Эта задача имеет практическое применение, когда в домашних условиях нужно из уксусной эссенции приготовить столовый 9% уксус для консервирования овощей. Учитель химии. Для решения задачи необходимо повторить некоторые химические формулы и понятия. С понятием растворы мы сталкиваемся на протяжение всего изучения химии. При изучении темы «Растворы», мы говорим о процентной концентрации, вспомним, из чего складывается масса раствора. Учащиеся записывают формулу: mраствора = mвещества + mводы. В качестве растворителя в нашем случае рассматривается вода. Исходя из этой формулы, можно найти массу воды. Mводы. = mраствораmвещества Учитель химии спрашивает, изменится ли масса вещества при добавлении воды. Учащиеся отвечают, что масса вещества не меняется. Учитель математики предлагает рассмотреть первый способ решения задачи – с помощью таблицы (этим способом мы решали задачи на движение). Учитель математики вместе с учениками составляет таблицу. Раствор №1 Раствор №2 Вода Масса раствора Хг 500г 500-Х г Процентное содержа- ние уксуса 75%=0,75 9%=0,09 0% Масса чистой уксусной кислоты. 0,75 х Х 0,09х 500 Учитель математики просит составить уравнение для нахождения массы уксусной эссенции на основании данных таблицы.  Ученик составляет и решает уравнение у доски: 0,75×Х = 0,09×500 0,75×Х = 45 Х = 60 500 – 60 = 440 Ответ: для приготовления 500г 9% уксуса необходимо взять 60 г уксусной эссенции и 440 г воды. Учитель химии. На уроках математики вы говорите о процентном содержании вещества в растворе, в химии мы называем это массовая доля растворенного вещества. Учитель предлагает записать формулу, по которой рассчитывается массовая доля растворенного вещества в растворе. Учащиеся записывают формулу на доске и в тетради. W=mв-ва/mр-ра ×100%,выводим из этой формулы массу раствора. mр-ра=mв-ва/W×100%. Учитель химии предлагает решить задачу вторым способом, используя химические формулы. W=mв-ва/mр-ра ×100%, mв-ва = W× mр-ра / 100%; mв-ва = 9%×500/100 =45г. Учитель химии напоминает, что при разбавлении растворов водой масса растворенного вещества не меняется, следовательно mр-ра=45 / 75×100%. или 0,75× mр-ра =45; mр-ра =60. Учитель химии обращает внимание учащихся на то, что в итоге получается такое же уравнение с одним неизвестным, которое учащиеся получили, решая задачу математическим способом: Учитель математики: Третий способ – это универсальный способ. В математике этот способ известен как старинный способ решения задач (его ещё называют методом креста, диагональной схемы). В химии он называется методом смешения растворов. Если p— концентрация воды,q— концентрация 75% раствора,r– концентрация 9% раствора, то работает следующая диагональная схема: p qr r q rp Если концентрацию растворов выразить не в процентах, а в частях, то по задаче имеем: 0 75 – 9 = 66 9 75 75 9 – 0 = 9 9/75 × 500 = 60г уксусной эссенции; 500 – 60 = 440г воды; Учитель химии показывает решение задачи по правилу смешения растворов. 0,75 0,09 0,09 0,75 (общее количество частей двух растворов) 0 0,66 Находим массу 75% раствора уксусной эссенции: mр-ра=0,09/0,75×500=60 г. Находим массу воды . mводы=0,66/0,75×500=440 г. Учитель математики. Мы предложили три способа решения одной и той же задачи: математический, химический, универсальный. На оставшейся части урока ребятам предлагаются задачи на сплавы.  Учитель химии напоминает, что растворы бывают твердыми, жидкими и газообразными, то есть сплавы – это те же растворы, поэтому любой из ранее предложенных способов подходит для решения задач на сплавы. Учащиеся решают, выбирая один из выше показанных способов решения. Задачи проверяются учителем и более сильными учениками Задачи: 1. Сплав олова с медью весом 12 кг содержит 45% меди. Сколько чистого олова надо добавить, чтобы получить сплав, содержащий 40% меди.
2. Имеются два сплава, в первом содержится 40% серебра, а во втором-20% серебра. Сколько килограммов второго сплава необходимо добавить к 20кг первого сплава, чтобы получить сплав, содержащий 30% серебра?
Учитель математики подводит итог урока: Способов решения задач много, выбирайте тот, который каждому из вас кажется более простым и понятным. Главное, чтобы задача была решена правильно.  Учитель математики оценивает работу учащихся, задаёт домашнее задание.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
статья интегрированный урок мат+хим.docx Скачать



http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углублённым изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»





422540, РТ, г. Зеленодольск, ул. Гоголя, д.40а

тел. (84371) 5-27-08, 5-44-15, факс 5-27-08,

Е-mail: Zelschool11@yandex.ru

Интегрированный урок математики и химии на тему:

«Решение текстовых задач на смеси и сплавы»

9 класс.

Выполнил: учитель математики высшей квалификационной категории

Имамеева Флюра Равильевна,

учитель химии высшей квалификационной категории

Абдулина Маргарита Ивановна.













Интегрированный урок математики и химии на тему:

«Решение текстовых задач на смеси и сплавы»

9 класс.

Цели:

образовательная: обобщить и углубить знания учащихся необходимые для решения текстовых задач, продолжить формирование математической и химической грамотности учащихся.

воспитательная: применять полученные математические и химические знания в повседневной жизни.

развивающая: продолжить развитие логического и креативного мышления.

Ход урока:

Учитель математики:

Растворы и сплавы - это то, что окружает человека повсеместно и ежедневно. Сегодня на уроке мы вспомним не только математические, но и химические понятия, чтобы в очередной раз показать, насколько тесно связаны все науки с математикой. Мы будем решать задачи на смеси и сплавы, которые встречаются в экзаменационных тестах, как по математике, так и по химии. Задачи такого типа часто вызывают затруднения, но «решение задач – практическое искусство, подобное игре на фортепьяно, научиться ему можно только постоянно решая задачи и рассматривая решения трудных задач в качестве образцов».

Учащиеся записывают тему урока - «Решение текстовых задач на смеси и сплавы»

На нашем уроке математики присутствует учитель химии, так как: все задачи, которые мы будем решать, связаны с химическими процессами и кроме того мы покажем три способа решения задач на смеси и сплавы, среди которых один – химический.

Для решения задач необходимо повторить некоторые теоретические моменты.

Учитель задает вопрос: «Что такое процент?» Учащиеся отвечают.

Учитель просит соотнести проценты и соответствующие им десятичные дроби

9% 17% 123% 0,3% 75%

0,003 0,75 0,09 0,17 1,23

Предлагает учащимся решить задачу :

Приготовить 500 грамм 9% раствора уксуса из 75% уксусной эссенции.

Эта задача имеет практическое применение, когда в домашних условиях нужно из уксусной эссенции приготовить столовый 9% уксус для консервирования овощей.







Учитель химии. Для решения задачи необходимо повторить некоторые химические формулы и понятия. С понятием растворы мы сталкиваемся на протяжение всего изучения химии. При изучении темы «Растворы», мы говорим о процентной концентрации, вспомним, из чего складывается масса раствора. Учащиеся записывают формулу: mраствора = mвещества + mводы. В качестве растворителя в нашем случае рассматривается вода. Исходя из этой формулы, можно найти массу воды.

Mводы. = mраствора - mвещества

Учитель химии спрашивает, изменится ли масса вещества при добавлении воды. Учащиеся отвечают, что масса вещества не меняется.

Учитель математики предлагает рассмотреть первый способ решения задачи – с помощью таблицы (этим способом мы решали задачи на движение).

Учитель математики вместе с учениками составляет таблицу.






Раствор №1

Раствор №2

Вода

Масса раствора

Хг

500г

500-Х г

Процентное содержа-

ние уксуса



75%=0,75



9%=0,09



0%

Масса чистой уксусной кислоты.



0,75 х Х



0,09х 500














Учитель математики просит составить уравнение для нахождения массы уксусной эссенции на основании данных таблицы.

Ученик составляет и решает уравнение у доски:

0,75×Х = 0,09×500

0,75×Х = 45

Х = 60

500 – 60 = 440

Ответ: для приготовления 500г 9% уксуса необходимо взять 60 г уксусной эссенции и 440 г воды.

Учитель химии. На уроках математики вы говорите о процентном содержании вещества в растворе, в химии мы называем это массовая доля растворенного вещества. Учитель предлагает записать формулу, по которой рассчитывается массовая доля растворенного вещества в растворе.





Учащиеся записывают формулу на доске и в тетради.

W=mв-ва/mр-ра ×100%, выводим из этой формулы массу раствора. mр-ра=mв-ва/ W×100%.



Учитель химии предлагает решить задачу вторым способом, используя химические формулы.

W=mв-ва/mр-ра ×100%, mв-ва = W× mр-ра / 100%; mв-ва = 9%×500/100 =45г.

Учитель химии напоминает, что при разбавлении растворов водой масса растворенного вещества не меняется, следовательно mр-ра=45 / 75×100%. или 0,75× mр-ра =45; mр-ра =60. Учитель химии обращает внимание учащихся на то, что в итоге получается такое же уравнение с одним неизвестным, которое учащиеся получили, решая задачу математическим способом:

Учитель математики:

Третий способ – это универсальный способ. В математике этот способ известен как старинный способ решения задач (его ещё называют методом креста, диагональной схемы). В химии он называется методом смешения растворов.

Если p - концентрация воды,q- концентрация 75% раствора,r – концентрация 9% раствора, то работает следующая диагональная схема:

p q - r

r

q rp

Если концентрацию растворов выразить не в процентах, а в частях, то по задаче имеем:

0 75 – 9 = 66

9 75

75 9 – 0 = 9

9/75 × 500 = 60г уксусной эссенции;

500 – 60 = 440г воды;

Учитель химии показывает решение задачи по правилу смешения растворов.

0,75 0,09

0,09 0,75 (общее количество частей двух растворов)

  1. 0,66

Находим массу 75% раствора уксусной эссенции:



mр-ра= 0,09/0,75×500=60 г.

Находим массу воды

. mводы= 0,66/0,75×500=440 г.



Учитель математики. Мы предложили три способа решения одной и той же задачи: математический, химический, универсальный.

На оставшейся части урока ребятам предлагаются задачи на сплавы.

Учитель химии напоминает, что растворы бывают твердыми, жидкими и газообразными, то есть сплавы – это те же растворы, поэтому любой из ранее предложенных способов подходит для решения задач на сплавы.

Учащиеся решают, выбирая один из выше показанных способов решения. Задачи проверяются учителем и более сильными учениками

Задачи:

  1. Сплав олова с медью весом 12 кг содержит 45% меди. Сколько чистого олова надо добавить, чтобы получить сплав, содержащий 40% меди.

  2. Имеются два сплава, в первом содержится 40% серебра, а во втором-20% серебра. Сколько килограммов второго сплава необходимо добавить к 20кг первого сплава, чтобы получить сплав, содержащий 30% серебра?

Учитель математики подводит итог урока: Способов решения задач много, выбирайте тот, который каждому из вас кажется более простым и понятным. Главное, чтобы задача была решена правильно.

Учитель математики оценивает работу учащихся, задаёт домашнее задание.









статья интегрированный урок мат+хим.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос