Практикум "Язык Лого. Вложенные циклы"
Пояснительная записка
Данный практикум предназначен для учащихся 6 классов, изучающих язык программирования Лого, его основные конструкции.
Тема начинается с краткого изложения справочного материала и разбора типичных упражнений.
Цель - не только помочь учащимся освоить тему вложенных циклов языка Лого, но и сориентировать их на дальнейшее его изучение . Задачник содержит упражнения и ответы к ним; задачи для самостоятельного решения; контрольные работы. Самостоятельные задания даны в двух вариантах и содержат разные уровни сложности. Контрольная работа имеет 3 уровня сложности: А - на “удовлетворительно”; Б - на “хорошо”; В - на “отлично”.
Сокращения:
* - обозначает задание повышенного уровня сложности;
<ч.>- число
Язык программирования, используемый при работе в системах LogoWriter, KTurtle, ЛогоМиры называется Лого, что в переводе с греческого “логос” означает “мысль”.
Те, кто будет решать задачи, научатся общаться с Черепашкой, чьим движениям вы сможете научиться управлять. Она будет послушной и станет рисовать все, что вы ее попросите.
Результат решения задачи- это рисунок на экране. Работа со сборником потребует настойчивости, упорства и терпения, но и позволит познать радость самостоятельного открытия.
Погодин Виктор Александрович
Учитель высшей категории
г. Санкт-Петербург
ГБОУ СОШ №241
Информатика и ИКТ
Практикум
Язык Лого (Программные среды: LogoWriter, ЛогоМиры, KTurtle)
Вложенные циклы
6 класс
Аннотация
Данный практикум предназначен для учащихся 6 классов, изучающих язык программирования Лого, его основные конструкции.
Тема начинается с краткого изложения справочного материала и разбора типичных упражнений.
Цель - не только помочь учащимся освоить тему вложенных циклов языка Лого, но и сориентировать их на дальнейшее его изучение . Задачник содержит упражнения и ответы к ним; задачи для самостоятельного решения; контрольные работы. Самостоятельные задания даны в двух вариантах и содержат разные уровни сложности. Контрольная работа имеет 3 уровня сложности: А - на “удовлетворительно”; Б - на “хорошо”; В - на “отлично”.
Сокращения:
* - обозначает задание повышенного уровня сложности;
<ч.>- число
<сер.ком.> - серия команд
ВЛОЖЕННЫЕ ЦИКЛЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Команда |
Сокращенная запись |
ПОЯСНЕНИЕ |
|
Русский |
Английский |
||
НАПРАВО |
RT |
ПР ч. |
поворот вправо на ч. гр. |
НАЛЕВО |
LT |
ЛВ ч. |
поворот влево на ч. град. |
ВПЕРЕД |
FD |
ВП ч. |
сдвиг вперед на ч. шагов |
НАЗАД |
BK |
НД ч. |
сдвиг назад на ч. шагов |
СПРЯЧЬСЯ |
HT |
СЧ |
черепашка невидима |
ПОКАЖИСЬ |
ST |
ПЧ |
череп. становится видима |
РИСУЙ |
PD |
ПО |
начать оставлять след |
НЕРИСУЙ |
PU |
ПП |
запрет оставлять след |
ДОМОЙ |
HOME |
ДОМОЙ |
возврат в исходную позиц. |
ОЧИСТЬЭКРАН |
CS |
ИГ |
очистка графич. экрана с возвратом в исход. пол. |
ОЧИСТЬ |
CLEAR |
СОТРИ |
очистка графич. экрана без изменения положения |
Линейный алгоритм - набор команд, выполняемых последовательно друг за другом
Построить угол: ИГ ПР <ч.1> ВП 100 НД 100 ПР <ч.2> ВП 100 НД 100
Задача 1.
Используя команды движения и поворота,
получить рисунок: 100
Решение: 100
ИГ ЛВ 30 ВП 100 НД 100 ПР 120 ВП 100 НД 100
20
Задача 2.
Используя команды движения и поворота, 20 10
получить рисунок: 10 30
Решение: 30
ИГ ПР 90 ВП 10 ЛВ 90 ВП 10 ЛВ 90 ВП 20 ЛВ 90 ВП 20 ЛВ 90 ВП 30 ЛВ 90 ВП 30
Задача 3. 30
Используя команды движения и поворота,
получить рисунок:
Решение: 40
ИГ ПР 45 ВП 40 ЛВ 135 ВП 30 ПР 135 ВП 40 ЛВ 135 ВП 30
Циклический алгоритм - алгоритм, предусматривающий многократное повторение одних и тех же команд.
ПОВТОРИ <ч.>[<сер.ком.>] - команда цикла с известным
\_____________/ \__________/ числом повторений.
заголовок тело цикла
Черепашка считает: (+) сложение, (-) вычитание, (*) умножение, (/) деление
примеры: ПОВТОРИ <Н> [ВП <ч.> ПР 360 / <Н>] -
построение правильного Н –угольника
Задача 1.
Используя команду цикла, построить правильный 5- угольник со
стороной 40
Решение:
ИГ ПОВТОРИ 5[ВП 40 ПР 360 / 5]
Задача 2.
Используя команду цикла, построить окружность с диаметром 40
Решение:
ИГ ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 360 /120]
Задача 3.
Используя команду цикла, построить правильный 6- угольник со
стороной 40
Решение:
ИГ ПОВТОРИ 6[ВП 40 ПР 360 / 6]
Задача 4.
Используя команду цикла, построить квадрат со стороной 40
Решение:
ИГ ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 360 / 4]
Задача 5.
Используя команду цикла, построить правильный 3- угольник со
стороной 40
Решение:
ИГ ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30
Задача 6.
Используя команду цикла, построить полуокружность с диаметром 40
Решение:
ИГ ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 360 /120]
Вложенными называются циклы, которые содержатся в теле другого цикла.
тело внешнего цикла
тело внутреннего цикла
ПОВТОРИ <ч.1> [ПОВТОРИ <ч.2> [ <сер.ком.1> ] <сер.ком.2>]
внутренний цикл
внешний цикл
ПОВТОРИ <ч.1>[ПОВТОРИ <ч.2>[ПОВТОРИ <ч.3> [<сер.ком.1>] <сер.ком.2>]<сер.ком.3>]
Задача 1.
Используя вложенные циклы, построить из квадратов со стороной 60
рисунок
Решение:
ИГ ПОВТОРИ 5[ПОВТОРИ 4[ВП 60 ПР 90] ПР 90 ВП 40 ЛВ 90]
Вопросы: 1). Из чего состоит тело внешнего цикла ?
(ПОВТОРИ 4[ВП 60 ПР 90] ПР 90 ВП 40 ЛВ 90])
2). Из чего состоит тело внутреннего цикла ? (ВП 60 ПР 90)
3). Когда будут выполняться команды ПР 90 ВП 40 ЛВ 90 ?
(после выполнения команды ПОВТОРИ 4[ВП 60 ПР 90])
4). Сколько раз они будут выполняться ? (5 раз)
5). Сколько раз повторяются команды ВП 60 ПР 90 ? (20 раз)
Задача 2.
Используя вложенные циклы, построить из квадратов со стороной 40
рисунок
Решение:
ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90] ПР 90 ВП 20]
Задача 3.
Используя вложенные циклы, построить из треугольников со стороной 30
рисунок
Решение:
ИГ ПОВТОРИ 3[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 30 ПР 120] ЛВ 30 ПП ВП 30
ЛВ 90 ВП 50 ПР 90 ПО]
Задача 4.
Используя вложенные циклы, построить из дуг диаметра 40 рисунок
Решение:
ИГ ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90 ПОВТОРИ 60[ВП 1 ЛВ 3]ПР 90 ВП 40
ПР 90]
Задача 5.
Используя вложенные циклы, построить из квадратов со стороной 30
рисунок
Решение:
ИГ ПОВТОРИ 5[ПОВТОРИ 3[ПОВТОРИ 4[ВП 30 ПР 90] ВП 30] НД 90
ПР 90 ВП 30 ЛВ 90]
УПРАЖНЕНИЯ
Используя алгоритмы для построения фигур (см. справочный материал), применяя вложенные циклы, построить рисунки.
1 а) б) в) г) д)
2 а) б) в) г) д) е)
3 а) б) в) г)
4 а) б) в) г) д)
5 а) б) в) г) д)
6 а) б) в) г) д)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1
Дана команда для построения квадрата: ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90]
Получить на экране рисунки с использованием вложенных циклов
I вариант II вариант
1) 2) 1) 2)
3) 3)
4*.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2
Дана команда для построения треугольника: ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 120]
Получить на экране рисунки с использованием вложенных циклов.
I вариант II вариант
1) 2) 1 ) 2)
3) 3)
4*.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3
Дана команда для построения шестиугольника: ПОВТОРИ 6[ВП 40 ПР 60]
Получить на экране рисунки с использованием вложенных циклов.
I вариант II вариант
1) 2) 1) 2)
3) 3)
4*.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 4
Дана команда для построения окружности: ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3]
Получить на экране рисунки с использованием вложенных циклов.
I вариант II вариант
1) 2) 1) 2)
3) 3)
4*.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 5
Дана команда для построения полуокружности: ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 3]
Получить на экране рисунки с использованием вложенных циклов.
I вариант II вариант
1) 2) 1) 2)
3) 3)
4*.
ПОВТОРНО- ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
(ВЛОЖЕННЫЕ ЦИКЛЫ)
1. Что нарисует черепашка ?
а) ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 20 [ВП 20 ЛВ 90] ПР 90]
б) ПОВТОРИ 5[ПОВТОРИ 50 [ВП 30 ПР 144] ВП 30]
2. Вставить пропущенные команды и получить рисунки на экране:
а) ПОВТОРИ 6[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 120] ПР 60 ПП ... ... ПО]
б) ПОВТОРИ 6[ПОВТОРИ 4[ВП 30 ПР 90]... ... ...]
3. Создать командную строку для получения на экране указанного рисунка
а) б) в)
ТЕКСТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по теме "Вложенные циклы"
Уровень А
I вариант
1. Что нарисует черепаха ?
ИГ ПОВТОРИ 100[ПОВТОРИ 4[ВП 300 ПР 90]]
2. Продолжить серию команд: ИГ ПОВТОРИ 5[ПОВТОРИ 4[ВП 20 ПР 90]
ПП ВП 10 ПР 90 ВП 30 ПО ...],
что бы получить на экране рисунок:
3. Написать серию команд для получения на экране рисунка:
II вариант
1. Что нарисует черепаха ?
ИГ ПОВТОРИ 4 [ПОВТОРИ 100[ВП 1 ЛВ 90]]
2. Продолжить серию команд:
ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3] ПП ПР 90 ВП 60 ПО ... ],
что бы получить на экране рисунок:
3. Написать серию команд для получения на экране рисунка:
Уровень Б
I вариант
1. Что нарисует черепаха ?
ИГ ПОВТОРИ 6[ПР 60 ПОВТОРИ 90[ВП 1 ПР 120]]
2. Продолжить серию команд
ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 4[ВП 10 ПР 90] ... ...],
что бы получить на экране рисунок:
3. Написать серию команд для получения на экране рисунка:
II вариант
1. Что нарисует черепаха ?
ИГ ПОВТОРИ 3[ПР 45 ПОВТОРИ 1200[ВП 10 ЛВ 3]]
2. Продолжить серию команд
ИГ ПР 30 ПОВТОРИ 3[ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 120] ПР 60 ... ...],
что бы получить на экране рисунок:
3. Написать серию команд для получения на экране рисунка:
Уровень В
I вариант
1. Что нарисует черепаха ?
ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 100[ВП 200 ПР 60] ПР 120 ВП 200]
2. Вставить пропущенные команды в данной серии команд
ИГ ПОВТОРИ 4[... ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 120] ... ...],
что бы получить на экране рисунок:
3. Написать серию команд для получения на экране рисунка:
II вариант
1. Что нарисует черепаха ?
ИГ ПОВТОРИ 3[ПОВТОРИ 1000[ВП 100 ПР 72] ПР 108]
2. Вставить пропущенные команды в данной серии команд
ИГ ПОВТОРИ 4[... ПОВТОРИ 6[ВП 40 ... ] ПР 120 ... ] ,
что бы получить на экране рисунок:
3. Написать серию команд для получения на экране рисунка:
РЕШЕНИЕ И ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ
Вложенные циклы
1а) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90] ВП 40]
б) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90] ПР 90 ВП 40 ЛВ 90]
в) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90] ПР 90 ВП 40]
г) ИГ ЛВ 60 ПОВТОРИ 3[ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90] ПР 90 ВП 40 ПР 30]
д) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90] НД40 ПР 90]
2а) ИГ ПОВТОРИ 4[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30 ПП ВП 35 ПО
б) ИГ ПОВТОРИ 4[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30 ПР 90 ВП 40 ЛВ 90]
в) ИГ ПОВТОРИ 4[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30 ПР 30 ВП 40 ЛВ 30]
г) ИГ ПОВТОРИ 4[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30 ПР 90 ВП 80]
д) ИГ ПОВТОРИ 6[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30 ПР 60]
е) ИГ ПР 60 ПОВТОРИ 3[ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30 ПР 60]
3а) ИГ ПОВТОРИ 4[ЛВ 18 ПОВТОРИ 5[ВП 40 ПР 360 / 5] ПР 18 ПП ПР 90
ВП 65 ЛВ 90 ПО]
б) ИГ ПОВТОРИ 4[ЛВ 18 ПОВТОРИ 5[ВП 40 ПР 360 / 5] ПР 18 ПП ЛВ 90
ВП 60 ПР 90 ВП 50 ПО]
в) ИГ ПОВТОРИ 3[ЛВ 18 ПОВТОРИ 5[ВП 40 ПР 360 / 5] ПР 18 ПР 90 ВП 40 ПР 30 ПО]
г) ИГ ПОВТОРИ 4[ЛВ 18 ПОВТОРИ 5[ВП 40 ПР 360 / 5] ПР 18 ПР 90 ВП 40
ПР 90 ВП 40 ЛВ 90]
4а)ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 6[ВП 30 ПР 360 / 6]ПП ПР 90 ВП 52 ЛВ 90 ПО]
б)ИГ ЛВ 90 ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 6[ВП 30 ПР 360 / 6] ПП ПР 90 ВП 52 ЛВ 90 ПО]
в)ИГ ЛВ 30 ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 6[ВП 30 ПР 360 / 6]ПР 120 ВП 30 ЛВ 120]
г)ИГ ПОВТОРИ 3[ПОВТОРИ 6[ВП 30 ПР 360 / 6] ПР 120]
д)ИГ ЛВ 30 ПОВТОРИ 3[ПОВТОРИ 6[ВП 30 ПР 360 / 6]ВП 30 ПР 120 ВП 30]
5а)ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3] ПП ВП 40 ПО]
б) ИГ ПОВТОРИ 4[[ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3] ПП ПР 90 ВП 40 ЛВ 90 ПО]
в) ИГ ПОВТОРИ 4[[ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3] ПП ВП 20 ПР 90 ВП 80 ПО]
г) ИГ ПОВТОРИ 4[[ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3] ВП 40 ЛВ 90 ВП 40]
д) ИГ ПОВТОРИ 4[[ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 3] ВП 40 ПР 90 ВП 40]
6а)ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 3] ПП ПР 90 ВП 40 ПР 90 ВП 20 ПО]
б) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 3] ПР 180]
в) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 3] В 40 П 90]
г) ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 3] В 40 Л 90]
д) ИГ ПОВТОРИ 2[ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 3] ПОВТОРИ 60[ВП 1 ЛВ 3]]
Список использованной литературы
-
Добудько Т.В., Пугач В.И. Работаем в среде LogoWriter, учебное пособие для студентов педагогических училищ, институтов, университетов, Самара, 1996.
-
Немчанинова Ю.П. Алгоритмизация и основы программирования на базе KTurtle (ПО для обучения программированию Kturtle): Учебное пособие. – Москва: 2008. - 50 с.
-
Сопрунов С.Ф. Непростое программирование на Лого. - М.: Московский институт открытого образования, 2011. - 174 с.
Интернет-источники
-
Электронный учебник по LOGO WRITER для 5 классов, Романова А. и Вовчук А., Троицк, 2008 г. http://club.itdrom.com/gallery/gal_bumusers/inf_in_uch/11.html
-
Электронный учебник Лого
http://www.myrobot.ru/logo/tutorial.php
-
Шапошникова С.В. Изучение языка программирования Logo(Лого) в среде KTurtle, 2011, younglinux.info
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
Предложенная Вами разработка способствует развитию логического мышления учащихся. Подготовленные упражнения подобраны с учётом возрастных особенностей школьников. Материал может использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Успехов в работе!
С уважением, С.А. Колодин.