Рабочая программа внеурочной деятельности по журналистике.
Краткое описание
Формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Описание
УТВЕРЖДЕНО решением педсовета МОУ СОШ №18 протокол № 1 от 30.08.2011 г. Директор МОУ-СОШ №18 ________ М. М. Татаренко
* Личностный блок Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений. * Познавательный блок Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками. * Регулятивный блок Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников. * Коммуникативный блок Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью. Программа составлена по принципу типовой. Она имеет связь с базовыми предметами: чтением, риторикой, русским языком. И самое главное: практическим выходом реализации Программы является издание школьной газеты. Программа даёт большие возможности для пробуждения и развития нравственных качеств у детей. Это работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте. Это постоянный синтез всех творческих способностей ребёнка. Данная программа построена так, чтобы обучающиеся, имея небольшой запас знаний, сразу же на первых этапах обучения включались в журналистское творчество и печатались в детских периодических изданиях. Одним из основополагающих принципов программы является «игра в журналистов». Игра в журналиста полезна тем, что даёт возможность познакомиться со многими видами деятельности, научиться общению с людьми, почувствовать свою полезность. Реализация программы дополнительного образования «Служу Отечеству пером» рассчитана на четыре года, предусматривается постепенное усложнение материала и видов практических работ. Программа по журналистике составлена на основе дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером», Изд. «Твердыня» г. Томск, 2009.
Таблица распределения количества часов по годам обучения
Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса. Задания и учебный материал подобраны с учетом возрастных особенностей младших школьников. Занятия проводятся как в форме аудиторных учебных часов, так и в форме игровых занятий, встреч с интересными людьми, экскурсий, конкурсов. 2. Учебно-тематический план
3. Содержание учебного курса
Iкласс (132 ч) Вводное занятие (2ч) Кто такой журналист (6ч) Понятие «журналист». В стране юных журналистов. Слова-корабли мыслей (12ч) Богатство русского языка. Слова «речь», «слово». Дерево – корнеслов «речь». Красивые слова. Роль добрых слов в жизни людей в стихотворениях, газетах-журналах. Творческая работа: раскрашивание в тетради, рисование на тему, оформление выставки работ учащихся. Жить — добро творить (18 ч) Слова «человек», «лучше». Смысл слов «добро», «творить». Добрые слова и поступки. Добрые качества человека. Заметки о добрых поступках в газете-журнале. Помощь людям, природе, животным. Слово «культура». Культура – творение. Творческая работа: рисование героев произведений, рисование по представлению, дорисуй картины. Выставка «Культурные ценности». Зимняя сказка (10 ч) Снежная сказка. Страна вестей. Праздник Коляды. Здравствуй, праздник новый год. Птицы-месяцы летят. Практическая работа: рисование на заданную тему, игры, экскурсия, выставка работ учащихся. Родная земля (12 ч) Рассказы, стихотворения, песни о родине. Пословицы и поговорки о Родине. Просмотр видеосюжетов. Смысл слов «Русь», «русский», «Россия», « Родина». Рисунки детей Родины в газете-журнале. Родной город. Достопримечательности города. Заметки о родном городе в газете-журнале. Слова «герой», «былина». Доспехи богатырей. Героические поступки в мирное время. Герои-современники. Слово «подвиг». Герои Великой отечественной войны. Фронтовые награды. Практическая работа: просмотр видеосюжета, игры, знакомство с картиной «Три богатыря». Заметки о героях в газете-журнале. Экскурсия в музей школьный, города. Творческая работа: рисование по представлению, раскрашивание рисунков в тетради. Мамин праздник (8 ч) Русская игрушка – матрешка – символ матери. Слова «мама», «мать». Пословицы о маме. Заметки «Моя мама», «Лекарство». Практическая работа: заметки о маме в газете-журнале. Раскрашивание матрешки. Живая душа природы (16 ч) Значение слов «природа», «красота», «прекрасный». Стихотворения о природе. Экскурсия на улицу. Наблюдения за природой. Слово «музыка». Музыка в жизни человека. Музыка природы. Народная музыка. Народные песни. Колыбельные песни. Красота родной природы под музыку русских композиторов. Русские народные танцы. Практическая работа: рисование по представлению. Красивый мир в рисунках детей – иллюстрации в газете-журнале. Заметки «Звуки в мире». Просмотр видеосюжетов. Игры. Слушание народных мелодий, звуков природы. Разучивание простых движений русского танца. Хоровод. В мире необычного (8 ч) Слово «космос». Ю. А. Гагарин – первый космонавт. Практическая работа. Рисование по представлению планеты добра и звезды Мечты. Слайды по теме «Космос». Игры. Заметки о космосе. Страна сказок (12 ч) Беседа о русских народных сказках. Значение слова «сказ». Размышление над словами «В сказке – мудрость народа». Авторские сказки. Чтение отрывка из сказки «Цветик-семицветик», работа по содержанию. Творческая работа: рисование иллюстрации к сказке, сочинение собственной сказки, выставка работ учащихся. Мир науки (8 ч) Беседа о науке. Чтение рассказа «Разные миры», работа по содержанию. Беседа о знаниях, об их значении для человека. Размышление над словами «Дело науки служить людям». Знакомство с открытиями, сделанными российскими учёными. Заметки об открытиях в газете-журнале. Творческая работа: написание своей заметки на данную тему, просмотр видеосюжетов. Моя семья (8 ч) Родной дом, члены семьи. Слова «лад», «вселенная». Символика украшения дома, русского костюма. Взаимоотношения в семье Заметки о семье в газете-журнале. Творческая работа: фотовыставка «Моя семья», рисование добрых мыслей. Экскурсия в музей города. Иллюстрирование текстов (12 ч) Практическая работа учащихся. 2 класс (136 ч)
Вводное занятие (2 ч) Слова – корабли мыслей (18 ч) Театрализация «В деревне». Взаимосвязь мыслей, слов и поступков. Анализ жизненных ситуаций. Красота слова. «Словесные игры». Русский фольклор. Народная мудрость. Мудрые мысли о Родине. Практическая работа: собери пословицу; рисование иллюстраций к пословице, поговорке: выпуск стенгазеты. Жить – добро творить (18 ч) Заметка «Мечтать на пользу людям». Песня «Волшебный цветок». Роль труда в жизни человека. Экскурсия в школьную библиотеку. Практическая работа: написание заметки «Мечтать на пользу людям». Оформление стенгазеты с заметками о мечте. Написание заметки о труде. Зимняя сказка (10 ч) Стихотворение «Саночки». Экскурсия-наблюдение за красотой зимней природы. Игра «Я хочу сказать свое слово». Заметка «Волшебница-зима». Игра «Подбери имя снеговику». Значение имен. Заметки об именах в газете-журнале. Новогодний праздник. Новогодние подарки. Значение подарков. Значение слова «родитель». Семейные традиции. Благодарность. Поздравление — отклик сердца. Практическая работа: народные зимние игры. Написание зимней зарисовки по схеме. Подбор имен с корнем –ДОБРО-, их запись, оформление. Изготовление новогодних подарков для родителей. Новогодняя открытка. Родная земля (12 ч) Значение слова «гражданин». Нравственные качества человека. Значение слова «самоотверженность». Рассказы о подвигах журналистах. Заметки о Родине в газете-журнале. Выставка книг о Родине. Тексты различных жанров о Родине. Знакомство детей с газетными жанрами. Экскурсия в краеведческий музей. Практическая работа: Мои качества. (выбор из текста «Хочу быть журналистом»). Разучивание песни «Большой хоровод». Рисование по представлению. Раскрашивание рисунков. Написание заметки о посещении музея. Мамин праздник (10 ч) Фотовыставка «Моя мама». Стихотворения о маме в газете-журнале. Учимся рифмовать. Рисование по представлению «Мама как…». Практическая работа: «Цветы для мамы», Написание заметки «Моя мама» по схеме. Живая душа природы (12 ч) Загадки, кроссворды об осени. Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Игра «Я хочу сказать свое слово». Зарисовки осенней природы в газете-журнале. Осень-художница. Слова-описания. Видеосюжет о красоте Родины. Обмен впечатлениями. Наблюдение за осенней природой из окна класса. Творческая работа: «Что я видел на улице» запись описания природы в тетрадь. Написание осенней зарисовки по схеме. Рисование иллюстраций. Самое дорогое (10 ч) Народные герои. Значение слов «подвиг», «герой». Чайнворд. Качества героев. Заметки о героях в газете-журнале. Практическая работа: написание заметки-размышления «Настоящий герой». История русского народа(10 ч) Народное прикладное искусство. Народная музыка. Народные игры. Русская азбука. Практическая работа: разучивание народных песен, танцев. Иллюстрирование текстов (18 ч) Значение «радости» в жизни человека. Стихотворения о Родине в газете-журнале. Беседа об испытанных чувствах. Практическая работа: иллюстрирование стихотворений о Родине. Моя семья (10 ч) Фотовыставка «Моя семья». Семейные события. Символизм дерева. Значение сова «родословная». Практическая работа: написание заметки «Волшебный фотоаппарат». Рисование родословного дерева. Отгадывание загадок. Школьные новости (8 ч) Шесть вопросов новостей. Учимся задавать вопросы. Заметка «Вот так и живем!». Информационные заметки в газете-журнале. Игра «Найди слова». Практическая работа: интервью «Школьные новости». Учимся писать информационную заметку. Интервью с библиотекарем. 3 класс (136 ч)
Вводное занятие (2 ч) Слова – корабли мыслей (12 ч) Красота русского языка. Русские имена, их смысл. Пословицы, поговорки, мудрости о Родине. Практическая работа: написание отзыва по схеме. Жить – добро творить (10 ч) Беседа о дружбе, о нравственных качествах человека, Слово «дружина». Заметки о дружбе в газете-журнале. Друзья. История возникновения писем. Беседа о чистоте города, пришкольного участка. Практическая работа: написание заметки, написание письма-отзыва другу по схеме, художественное оформление письма. Работа на пришкольном участке; репортаж с места событий. Зимняя сказка (8 ч) Произведения русских композиторов о зиме. Выставка репродукций картин русских художников на зимнюю тему. Заметки, стихотворения, зарисовки в газете-журнале. Практическая работа: написание зимней зарисовки. Русские зимние игры. Родная земля (10 ч) Беседа о Родине. Труд людей на благо Родины. Патриотизм. Заметки о Родине в газете-журнале. Работа по карте. Просмотр видеофильма «Красота Родины». Выставка книг о Родине, о ее защитниках. Заметки о героях. Подвиг и поступок. Песня «Три танкиста». Многонациональная Россия. Практическая работа: творческая работа «Моя Родина». Написание заметки «Человек с горячим сердцем». Отзывы на прочитанное. Экскурсия в музей боевой славы. Сбор материала о Республиках в библиотеке; выпуск газеты «Живем в России вместе мы» Мамин праздник (8 ч) Из истории русской игрушки матрешки. Практическая работа: раскрашивание матрешки, написание заметки «Великодушие»; оформление стенгазеты; художественное оформление заметок. Живая душа природы (10 ч) Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Стихотворения, зарисовки об осени в газетах-журналах. Практическая работа: «Подбираем слова», просмотр видеофильма о красоте осенней природы; написание зарисовки осенней природы. В мире необычного (6 ч ) Где живет красота? П. М. Третьяков. Творчество русского философа И. Ильина. Размышления над мудростями. Российские космонавты. Женщины-космонавты. Подвиг в мирное время. Отрывок из сказки «Маленький принц». Практическая работа: надувание мыльных пузырей. Написание зарисовки мыльного пузыря. Написание отзыва на сказку. Моя семья (10 ч) Беседа о семье, взаимопомощи, доброте. Просмотр м/ф «Храброе сердце». Фотовыставка «Моя семья». Добрые семейные традиции. Пословицы о семье. Практическая работа: написание отзыва на сказку, заметки о семье. История русского народа (12 ч) Заметка «Доброе дело украшает жизнь». Резьба по дереву, роспись посуды, ткачество. Народные праздники. Практическая работа: изготовление птицы Прекрасы. Выставка работ. Написание работы о народных праздниках в одном из газетных жанров. Интервью (10 ч) Учимся задавать вопросы друг другу. Будущая профессия. Памятка «Берем интервью». Учимся задавать вопросы прохожим. Практическая работа: запись интервью. Школьные новости (12 ч) Беседа о СМИ, их значение. Российские газеты. Названия газет. Смысл названия. Их тематика. Интервью «Газете – быть!». Школьная газета. Практическая работа: заметка «Роль школьной газеты». Газетный жанр. Встреча с интересными людьми (6 ч) Подготовка интервью. Практическая работа: встреча с библиотекарем, местным писателем, поэтом. Русские народные игры (12 ч) Русские народные игры. Значение игры. Практическая работа: игры на улице; репортаж с места событий. Страна сказок (8 ч ) Русские народные сказки. Символизм русских народных сказок. Выставка книг. Рассказы детей о любимой русской народной сказке. Рассматривание оформления книг. Практическая работа: Иллюстрации к любимой русской народной сказке; выставка работ. Экскурсия в библиотеку. 4 класс (136 ч)
Вводное занятие (2 ч) Слова – корабли мыслей (12 ч) Работа со словарем. Понятия «характер», «испытание характера». «Каков характер – таковы и поступки. Характер закаливается трудом. Хирург Н. Пирогов. Практическая работа: написание заметок, Просмотр отрывков из фильмов. Учителя человечества (14 ч) Слова «признательность», «благодарность». Рассказ о Сергии Радонежском. Практическая работа: написание заметки «С благодарностью к учителям»; выпуск газеты ко Дню Учителя. Аллея Славы (14 ч) Посещение музея боевой славы. Презентация заметок о героях, нравственных качествах человека. Исполнение патриотических песен. Жить – добро творить10 ч) Взаимосвязь мыслей, слов, поступков. Беседа о смысле жизни человека. Добро, подвиг, справедливость. Нравственные качества человека. Хорошие привычки. «Золотое» сердце, героическое сердце. Легенда о Данко. Притча о сердце. Рассказы о Саврасове, Айвазовском, Шишкине. Репродукции картин. Трудолюбие, коллективное единение. Пословицы о труде. Рассказ о М. Ломоносове. Творчество народных мастеров. Практическая работа: написание заметки-рассуждения на заданную тему. Рисование по представлению. Заметка «Любовь к земле родится в сердце». Написание заметки «Радость труда». Выпуск газеты. Родная земля (12 ч) Беседа о Родине. Слова «наблюдательность», «зоркость». Чтение заметок в газете-журнале «Земля – наш общий дом».Пришвин, Ильин. Выставка книг. Практическая работа: написание отзыва на услышанное; видеосюжет о красоте Родины. Написание заметки «Земля- наш общий дом». Выпуск газеты. Мамин праздник (14 ч) Женщины героини. Рассказ о Василисе Микулишне. Легенда о «Матери Севастопольской». Женщины летчицы. Практическая работа: выпуск стенгазеты. История русского народа (18 ч) Рассказ о Дмитрии Донском, Евпатии Коловрате. Справедливость. Рассказ о Суворове. Точность, обязательность, ответственность. Минин и Пожарский. Минуя прошлое. Практическая работа: написание заметки «Что такое героизм?»; заметка-рассуждение о справедливости. Экскурсия в библиотеку, музей. Интервью (10 ч) Интервью с учащимися школы, учителями, родителями. Школьные новости (18 ч ) Заметки «Наши победители олимпиад», «Как живешь, школьник?», «Победы и неудачи», «Трудовые будни». Заметки к праздникам. Встреча с интересными людьми (12 ч) Экскурсия в местную редакцию, краеведческий музей, библиотеку. Встречи с поэтами, писателями. 4. Предполагаемые результаты реализации программы 1-2 класс: 1 уровень результатов внеурочный деятельности (приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни)
Личностные результаты: — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе); — приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира; — приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом; — первоначальные навыки использования различных художественных материалов для оформления иллюстраций. Метапредметные результаты: формирование умения видеть и воспринимать собеседника; — формирование мотивации творческой деятельности, — формирование способности оценивать результаты творческой деятельности. Предметные результаты: — понимание значения человеческого общения и взаимопонимания; — формирование интереса к творческимтрадициям своего народа. — умение использовать некоторые материалы и средства творческой выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; 3 класс: 2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к социальной реальности в нем) Личностные результаты: — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) — приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия пространства музыки, мимики и движения; — приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом; — способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их; — навыки использования различных видов текстов для работы в разных жанрах, стремление использовать творческие умения для создания школьной газеты; — владение языковой терминологией. Метапредметные результаты: — умение видеть и воспринимать явления народной культуры в окружающей жизни; — использование языка журналиста различных жанров для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир); — формирование мотивации и умения организовывать творческую деятельность, выбирая средства для реализации собственного замысла (с помощью педагога); — формирование способности оценивать результаты творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты: — понимание значения деятельности журналистав жизни человека и общества; — умение различать и передавать в творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; — проявление интереса ктрадициям своего народа и других народов; — способность высказывать суждения о творческих особенностях произведений, описывающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; — умении использовать различные материалы и средства языковой выразительности для передачи замысла в собственной творческой деятельности; 4 класс:3 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) Личностные результаты: — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) — приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия пространства музыки, мимики и движения; — умение свободно выражать свое «Я» с помощью написания небольших заметок, звука, мимики, пластики движений; — приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом; — способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их; — художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства; — способность к познанию мира, умение применять полученные знания в собственной творческой деятельности; — сформированное представление о жанрах в журналистике; — навыки использования различных видов текстов для работы в разных жанрах; — владение языковой терминологией. Метапредметные результаты: — умение видеть и воспринимать явления народной культуры в окружающей жизни; — использование языка журналиста различных жанров для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир); — формирование мотивации и умения организовывать творческую деятельность, выбирая средства для реализации собственного замысла (с помощью педагога); — формирование способности оценивать результаты творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты: — понимание значения деятельности журналистав жизни человека и общества; — умение различать и передавать в творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; — проявление интереса ктрадициям своего народа и других народов; — способность высказывать суждения о творческих особенностях произведений, описывающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; — умении использовать различные материалы и средства языковой выразительности для передачи замысла в собственной творческой деятельности; — овладение правилами речевого этикета и нормами литературного языка. 5. Формы и виды контроля
В 1-2 классах проводятся выставки детских творческих работ, тематическое рисование, написание заметок, обсуждение и анализ работ.
В 3 классе происходит написание заметок в газету, созданную на базе школы, рисование по представлению, написание зарисовок. Анализ детьми заметок, зарисовок, рисунков, ответов.
В 4 классе дети выполняют написание заметок-рассуждений, умеют оформлять школьную газету, писать заметки, отзывы, проводить анализ творческих работ, брать интервью.
6. Методические рекомендации
На занятиях используются народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное — через игру народная песня входит в быт семьи. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Неотъемлемой частью занятий является прослушивание музыкальных произведения. Музыка различных композиторов, народные песни способствуют воспитанию в детях таких качеств, как доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство, самоотверженность. Последовательное ознакомление школьников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость народа любой национальности. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу и народам, проживающих на одной территории. Большую помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору. Его животворное, очищающее влияние необходимо маленькому человеку. Приобщаясь к фольклору, ребёнок познаёт сердцем родной народ, его традиции. Развитие, углубление патриотических чувств на занятиях тесно связано с формированием представлений о родном крае, поскольку чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, природе, окружающей его, к родному селу, городу. Беседы на патриотические темы, чтение художественных произведений, стихов, написанных детьми, просмотр видео сюжетов о красоте Родины находят отклик в творчестве детей. Оно выражается в рисунках, размышлениях, поступках. Итогом занятий является совместная творческая деятельность, которая создает общее эмоциональное восхищение. Ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, сопереживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В итоге в детях развиваются самые лучшие человеческие качества. Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания. Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств, повышение культурного уровня, воспитание в себе патриотизма. 7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
ОБСУЖДЕНО на заседании кафедры НО протокол № 1 от 26.08.2011 г. Руководитель кафедры НО __________ И.А.Мкртычан |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УМР __________ В.В.Коробейко 30.08.2011 г. |
УТВЕРЖДЕНО решением педсовета МОУ СОШ №18 протокол № 1 от 30.08.2011 г. Директор МОУ-СОШ №18 ________ М. М. Татаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(внеурочная деятельность, литературно-лингвистическое направление ) По _журналистике Ступень обучения (класс) начальное общее, 1-4 класс(4 года) Количество часов: 540 ч Возраст: 6-10 лет Учитель: Засухина Анна Петровна Программа разработана на основе: Дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером», Изд. «Твердыня» г. Томск, 2009.1. Пояснительная записка
Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Цельюпрограммы является формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста. Программа формирования универсальных учебных действий* Личностный блок Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений. * Познавательный блок Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками. * Регулятивный блок Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников. * Коммуникативный блок Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью. Программа составлена по принципу типовой. Она имеет связь с базовыми предметами: чтением, риторикой, русским языком. И самое главное: практическим выходом реализации Программы является издание школьной газеты. Программа даёт большие возможности для пробуждения и развития нравственных качеств у детей. Это работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте. Это постоянный синтез всех творческих способностей ребёнка. Данная программа построена так, чтобы обучающиеся, имея небольшой запас знаний, сразу же на первых этапах обучения включались в журналистское творчество и печатались в детских периодических изданиях. Одним из основополагающих принципов программы является «игра в журналистов». Игра в журналиста полезна тем, что даёт возможность познакомиться со многими видами деятельности, научиться общению с людьми, почувствовать свою полезность. Реализация программы дополнительного образования «Служу Отечеству пером» рассчитана на четыре года, предусматривается постепенное усложнение материала и видов практических работ. Программа по журналистике составлена на основе дополнительной образовательной программы по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером», Изд. «Твердыня» г. Томск, 2009.
Таблица распределения количества часов по годам обучения
№ п/п | Разделы, темы
| Количество часов
|
| |||||||||
Авторская программа | Рабочая программа |
| ||||||||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
| ||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | 2 | 2 |
| ||||||
2. | Кто такой журналист | 6 | — | — | — |
| ||||||
3. | Слова – корабли мыслей | 12 | 18 | 12 | 12 |
| ||||||
4. | Жить – добро творить | 18 | 18 | 10 | 10 |
| ||||||
5. | Зимняя сказка | 10 | 10 | 8 | — |
| ||||||
6. | Родная земля | 12 | 12 | 10 | 12 |
| ||||||
7. | Мамин праздник | 8 | 10 | 8 | 14 |
| ||||||
8. | Живая душа природы | 16 | 12 | 10 | — |
| ||||||
9. | В мире необычного | 8 | — | 6 | — |
| ||||||
10. | Самое дорогое | — | 10 | — | — |
| ||||||
11. | Страна сказок | 12 | — | 8 | — |
| ||||||
12. | История русского народа | — | 10 | 12 | 18 |
| ||||||
13. | Мир науки | 8 | — | — | — |
| ||||||
14. | Иллюстрирование текстов | 12 | 18 | — | — |
| ||||||
15. | Моя семья | 8 | 10 | 10 | — |
| ||||||
16. | Школьные новости | — | 8 | 12 | 18 |
| ||||||
17. | Интервью | 10 | 10 | |||||||||
18. | Встреча с интересными людьми | 6 | 12 | |||||||||
19. | Русские народные игры | 12 | — | |||||||||
20. | Учителя человечества | — | 14 | |||||||||
21. | Аллея славы | — | 14 | |||||||||
Итого: | 32 | 32 | 32 | 32 | 132 | 136 | 136 | 136 | ||||
Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса. Задания и учебный материал подобраны с учетом возрастных особенностей младших школьников. Занятия проводятся как в форме аудиторных учебных часов, так и в форме игровых занятий, встреч с интересными людьми, экскурсий, конкурсов. 2. Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Всего часов | Количество часов
| Характеристика деятельности обучающихся | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
1 год обучения
| |||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | Использовать в речи слова речевого этикета. Строить собственные высказывания о любви к родному языку. Находить слова и выражения, помогающие выразить собственную мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалогах, выслушивать собеседника, высказывать свое мнение. Составлять изображаемый диалог с героями произведений. Задавать вопросы, писать заметки и наблюдать. Выполнять иллюстрации. Выражать свое отношение, обсуждать и анализировать свои работы. | |
2. | Кто такой журналист | 6 | 4 | 2 | |
3. | Слова-корабли мыслей | 12 | 6 | 6 | |
4. | Жить -добро творить | 18 | 10 | 8 | |
5. | Зимняя сказка | 10 | 4 | 6 | |
6. | Родная земля | 12 | 6 | 6 | |
7. | Мамин праздник | 8 | 4 | 4 | |
8. | Живая душа природы | 16 | 6 | 10 | |
9. | В мире необычного | 8 | 2 | 6 | |
10. | Страна сказок | 12 | 6 | 6 | |
11. | Мир науки | 8 | 4 | 4 | |
12. | Иллюстрирование текстов | 12 | 12 | ||
Моя семья | 8 | 4 | 4 | ||
Итого: | 132ч | ||||
2 год обучения
| |||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | Ориентироваться в ситуации общения. Анализировать, сопоставлять способы общения. Строить высказывания в устной и письменной форме. Различать тексты, оформлять заметки. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от цели. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать свое мнение в процессе выполнения различных заданий. Проявлять уважение к чужому мнению. Составлять небольшие тексты на заданные темы. | |
2. | Слова-корабли мыслей | 18 | 8 | 10 | |
3. | Жить -добро творить | 18 | 9 | 9 | |
4. | Зимняя сказка | 10 | 5 | 5 | |
5. | Родная земля | 12 | 6 | 6 | |
6. | Мамин праздник | 10 | 4 | 6 | |
7. | Живая душа природы | 12 | 6 | 6 | |
8. | Самое дорогое | 10 | 4 | 6 | |
9. | История русского народа | 10 | 5 | 5 | |
10. | Иллюстрирование текстов | 18 | 2 | 16 | |
11. | Моя семья | 10 | 5 | 5 | |
12. | Школьные новости | 8 | 4 | 4 | |
Итого: | 136 ч | ||||
3 год обучения
| |||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | Анализировать речевую модель общения. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения. Уметь задавать вопросы. Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства. Составлять диалоги, основанные на правилах культурного общения. Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, верной интонацией. Распознавать виды текстов. Писать небольшие заметки разных стилей. Оформлять заметки, иллюстрации, фотографии для школьной газеты. | |
2. | Слова-корабли мыслей | 12 | 6 | 6 | |
3. | Жить -добро творить | 10 | 4 | 6 | |
4. | Зимняя сказка | 8 | 4 | 4 | |
5. | Родная земля | 10 | 5 | 5 | |
6. | Мамин праздник | 8 | 4 | 4 | |
7. | Живая душа природы | 10 | 5 | 5 | |
8. | В мире необычного | 6 | 3 | 3 | |
9. | Моя семья | 10 | 5 | 5 | |
10… | История русского народа | 12 | 6 | 6 | |
11. | Интервью | 10 | 4 | 6 | |
12. | Школьные новости | 12 | 6 | 6 | |
13. | Встреча с интересными людьми | 6 | 6 | ||
14. | Русские народные игры | 12 | 2 | 10 | |
15. | Страна сказок | 8 | 4 | 4 | |
Итого: | 136 ч | ||||
4 год обучения
| |||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, конкретную цель и результат коммуникации. Анализировать речь партнера, поддерживая репликами. Владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнером по общению. Распознавать виды текстов, писать заметки-рассуждения. Грамотно оформлять собственные речевые произведения. Делать выпуски школьной газеты. | |
2. | Слова-корабли мыслей | 12 | 6 | 6 | |
3. | Учителя человечества | 14 | 7 | 7 | |
4. | Аллея Славы | 14 | 6 | 8 | |
5. | Жить — добро творить | 10 | 5 | 5 | |
6. | Родная земля | 12 | 6 | 6 | |
7. | Мамин праздник | 14 | 8 | 6 | |
8. | История русского народа | 18 | 9 | 9 | |
9. | Интервью | 10 | 10 | ||
10. | Школьные новости | 18 | 6 | 12 | |
11. | Встреча с интересными людьми | 12 | 4 | 8 | |
Итого: | 136 ч |
3. Содержание учебного курса
Iкласс (132 ч) Вводное занятие (2ч) Кто такой журналист (6ч) Понятие «журналист». В стране юных журналистов. Слова-корабли мыслей (12ч) Богатство русского языка. Слова «речь», «слово». Дерево – корнеслов «речь». Красивые слова. Роль добрых слов в жизни людей в стихотворениях, газетах-журналах. Творческая работа: раскрашивание в тетради, рисование на тему, оформление выставки работ учащихся. Жить — добро творить (18 ч) Слова «человек», «лучше». Смысл слов «добро», «творить». Добрые слова и поступки. Добрые качества человека. Заметки о добрых поступках в газете-журнале. Помощь людям, природе, животным. Слово «культура». Культура – творение. Творческая работа: рисование героев произведений, рисование по представлению, дорисуй картины. Выставка «Культурные ценности». Зимняя сказка (10 ч) Снежная сказка. Страна вестей. Праздник Коляды. Здравствуй, праздник новый год. Птицы-месяцы летят. Практическая работа: рисование на заданную тему, игры, экскурсия, выставка работ учащихся. Родная земля (12 ч) Рассказы, стихотворения, песни о родине. Пословицы и поговорки о Родине. Просмотр видеосюжетов. Смысл слов «Русь», «русский», «Россия», « Родина». Рисунки детей Родины в газете-журнале. Родной город. Достопримечательности города. Заметки о родном городе в газете-журнале. Слова «герой», «былина». Доспехи богатырей. Героические поступки в мирное время. Герои-современники. Слово «подвиг». Герои Великой отечественной войны. Фронтовые награды. Практическая работа: просмотр видеосюжета, игры, знакомство с картиной «Три богатыря». Заметки о героях в газете-журнале. Экскурсия в музей школьный, города. Творческая работа: рисование по представлению, раскрашивание рисунков в тетради. Мамин праздник (8 ч) Русская игрушка – матрешка – символ матери. Слова «мама», «мать». Пословицы о маме. Заметки «Моя мама», «Лекарство». Практическая работа: заметки о маме в газете-журнале. Раскрашивание матрешки. Живая душа природы (16 ч) Значение слов «природа», «красота», «прекрасный». Стихотворения о природе. Экскурсия на улицу. Наблюдения за природой. Слово «музыка». Музыка в жизни человека. Музыка природы. Народная музыка. Народные песни. Колыбельные песни. Красота родной природы под музыку русских композиторов. Русские народные танцы. Практическая работа: рисование по представлению. Красивый мир в рисунках детей – иллюстрации в газете-журнале. Заметки «Звуки в мире». Просмотр видеосюжетов. Игры. Слушание народных мелодий, звуков природы. Разучивание простых движений русского танца. Хоровод. В мире необычного (8 ч) Слово «космос». Ю. А. Гагарин – первый космонавт. Практическая работа. Рисование по представлению планеты добра и звезды Мечты. Слайды по теме «Космос». Игры. Заметки о космосе. Страна сказок (12 ч) Беседа о русских народных сказках. Значение слова «сказ». Размышление над словами «В сказке – мудрость народа». Авторские сказки. Чтение отрывка из сказки «Цветик-семицветик», работа по содержанию. Творческая работа: рисование иллюстрации к сказке, сочинение собственной сказки, выставка работ учащихся. Мир науки (8 ч) Беседа о науке. Чтение рассказа «Разные миры», работа по содержанию. Беседа о знаниях, об их значении для человека. Размышление над словами «Дело науки служить людям». Знакомство с открытиями, сделанными российскими учёными. Заметки об открытиях в газете-журнале. Творческая работа: написание своей заметки на данную тему, просмотр видеосюжетов. Моя семья (8 ч) Родной дом, члены семьи. Слова «лад», «вселенная». Символика украшения дома, русского костюма. Взаимоотношения в семье Заметки о семье в газете-журнале. Творческая работа: фотовыставка «Моя семья», рисование добрых мыслей. Экскурсия в музей города. Иллюстрирование текстов (12 ч) Практическая работа учащихся. 2 класс (136 ч)
Вводное занятие (2 ч) Слова – корабли мыслей (18 ч) Театрализация «В деревне». Взаимосвязь мыслей, слов и поступков. Анализ жизненных ситуаций. Красота слова. «Словесные игры». Русский фольклор. Народная мудрость. Мудрые мысли о Родине. Практическая работа: собери пословицу; рисование иллюстраций к пословице, поговорке: выпуск стенгазеты. Жить – добро творить (18 ч) Заметка «Мечтать на пользу людям». Песня «Волшебный цветок». Роль труда в жизни человека. Экскурсия в школьную библиотеку. Практическая работа: написание заметки «Мечтать на пользу людям». Оформление стенгазеты с заметками о мечте. Написание заметки о труде. Зимняя сказка (10 ч) Стихотворение «Саночки». Экскурсия-наблюдение за красотой зимней природы. Игра «Я хочу сказать свое слово». Заметка «Волшебница-зима». Игра «Подбери имя снеговику». Значение имен. Заметки об именах в газете-журнале. Новогодний праздник. Новогодние подарки. Значение подарков. Значение слова «родитель». Семейные традиции. Благодарность. Поздравление — отклик сердца. Практическая работа: народные зимние игры. Написание зимней зарисовки по схеме. Подбор имен с корнем –ДОБРО-, их запись, оформление. Изготовление новогодних подарков для родителей. Новогодняя открытка. Родная земля (12 ч) Значение слова «гражданин». Нравственные качества человека. Значение слова «самоотверженность». Рассказы о подвигах журналистах. Заметки о Родине в газете-журнале. Выставка книг о Родине. Тексты различных жанров о Родине. Знакомство детей с газетными жанрами. Экскурсия в краеведческий музей. Практическая работа: Мои качества. (выбор из текста «Хочу быть журналистом»). Разучивание песни «Большой хоровод». Рисование по представлению. Раскрашивание рисунков. Написание заметки о посещении музея. Мамин праздник (10 ч) Фотовыставка «Моя мама». Стихотворения о маме в газете-журнале. Учимся рифмовать. Рисование по представлению «Мама как…». Практическая работа: «Цветы для мамы», Написание заметки «Моя мама» по схеме. Живая душа природы (12 ч) Загадки, кроссворды об осени. Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Игра «Я хочу сказать свое слово». Зарисовки осенней природы в газете-журнале. Осень-художница. Слова-описания. Видеосюжет о красоте Родины. Обмен впечатлениями. Наблюдение за осенней природой из окна класса. Творческая работа: «Что я видел на улице» запись описания природы в тетрадь. Написание осенней зарисовки по схеме. Рисование иллюстраций. Самое дорогое (10 ч) Народные герои. Значение слов «подвиг», «герой». Чайнворд. Качества героев. Заметки о героях в газете-журнале. Практическая работа: написание заметки-размышления «Настоящий герой». История русского народа(10 ч) Народное прикладное искусство. Народная музыка. Народные игры. Русская азбука. Практическая работа: разучивание народных песен, танцев. Иллюстрирование текстов (18 ч) Значение «радости» в жизни человека. Стихотворения о Родине в газете-журнале. Беседа об испытанных чувствах. Практическая работа: иллюстрирование стихотворений о Родине. Моя семья (10 ч) Фотовыставка «Моя семья». Семейные события. Символизм дерева. Значение сова «родословная». Практическая работа: написание заметки «Волшебный фотоаппарат». Рисование родословного дерева. Отгадывание загадок. Школьные новости (8 ч) Шесть вопросов новостей. Учимся задавать вопросы. Заметка «Вот так и живем!». Информационные заметки в газете-журнале. Игра «Найди слова». Практическая работа: интервью «Школьные новости». Учимся писать информационную заметку. Интервью с библиотекарем. 3 класс (136 ч)
Вводное занятие (2 ч) Слова – корабли мыслей (12 ч) Красота русского языка. Русские имена, их смысл. Пословицы, поговорки, мудрости о Родине. Практическая работа: написание отзыва по схеме. Жить – добро творить (10 ч) Беседа о дружбе, о нравственных качествах человека, Слово «дружина». Заметки о дружбе в газете-журнале. Друзья. История возникновения писем. Беседа о чистоте города, пришкольного участка. Практическая работа: написание заметки, написание письма-отзыва другу по схеме, художественное оформление письма. Работа на пришкольном участке; репортаж с места событий. Зимняя сказка (8 ч) Произведения русских композиторов о зиме. Выставка репродукций картин русских художников на зимнюю тему. Заметки, стихотворения, зарисовки в газете-журнале. Практическая работа: написание зимней зарисовки. Русские зимние игры. Родная земля (10 ч) Беседа о Родине. Труд людей на благо Родины. Патриотизм. Заметки о Родине в газете-журнале. Работа по карте. Просмотр видеофильма «Красота Родины». Выставка книг о Родине, о ее защитниках. Заметки о героях. Подвиг и поступок. Песня «Три танкиста». Многонациональная Россия. Практическая работа: творческая работа «Моя Родина». Написание заметки «Человек с горячим сердцем». Отзывы на прочитанное. Экскурсия в музей боевой славы. Сбор материала о Республиках в библиотеке; выпуск газеты «Живем в России вместе мы» Мамин праздник (8 ч) Из истории русской игрушки матрешки. Практическая работа: раскрашивание матрешки, написание заметки «Великодушие»; оформление стенгазеты; художественное оформление заметок. Живая душа природы (10 ч) Экскурсия-наблюдение за осенней природой. Стихотворения, зарисовки об осени в газетах-журналах. Практическая работа: «Подбираем слова», просмотр видеофильма о красоте осенней природы; написание зарисовки осенней природы. В мире необычного (6 ч ) Где живет красота? П. М. Третьяков. Творчество русского философа И. Ильина. Размышления над мудростями. Российские космонавты. Женщины-космонавты. Подвиг в мирное время. Отрывок из сказки «Маленький принц». Практическая работа: надувание мыльных пузырей. Написание зарисовки мыльного пузыря. Написание отзыва на сказку. Моя семья (10 ч) Беседа о семье, взаимопомощи, доброте. Просмотр м/ф «Храброе сердце». Фотовыставка «Моя семья». Добрые семейные традиции. Пословицы о семье. Практическая работа: написание отзыва на сказку, заметки о семье. История русского народа (12 ч) Заметка «Доброе дело украшает жизнь». Резьба по дереву, роспись посуды, ткачество. Народные праздники. Практическая работа: изготовление птицы Прекрасы. Выставка работ. Написание работы о народных праздниках в одном из газетных жанров. Интервью (10 ч) Учимся задавать вопросы друг другу. Будущая профессия. Памятка «Берем интервью». Учимся задавать вопросы прохожим. Практическая работа: запись интервью. Школьные новости (12 ч) Беседа о СМИ, их значение. Российские газеты. Названия газет. Смысл названия. Их тематика. Интервью «Газете – быть!». Школьная газета. Практическая работа: заметка «Роль школьной газеты». Газетный жанр. Встреча с интересными людьми (6 ч) Подготовка интервью. Практическая работа: встреча с библиотекарем, местным писателем, поэтом. Русские народные игры (12 ч) Русские народные игры. Значение игры. Практическая работа: игры на улице; репортаж с места событий. Страна сказок (8 ч ) Русские народные сказки. Символизм русских народных сказок. Выставка книг. Рассказы детей о любимой русской народной сказке. Рассматривание оформления книг. Практическая работа: Иллюстрации к любимой русской народной сказке; выставка работ. Экскурсия в библиотеку. 4 класс (136 ч)
Вводное занятие (2 ч) Слова – корабли мыслей (12 ч) Работа со словарем. Понятия «характер», «испытание характера». «Каков характер – таковы и поступки. Характер закаливается трудом. Хирург Н. Пирогов. Практическая работа: написание заметок, Просмотр отрывков из фильмов. Учителя человечества (14 ч) Слова «признательность», «благодарность». Рассказ о Сергии Радонежском. Практическая работа: написание заметки «С благодарностью к учителям»; выпуск газеты ко Дню Учителя. Аллея Славы (14 ч) Посещение музея боевой славы. Презентация заметок о героях, нравственных качествах человека. Исполнение патриотических песен. Жить – добро творить10 ч) Взаимосвязь мыслей, слов, поступков. Беседа о смысле жизни человека. Добро, подвиг, справедливость. Нравственные качества человека. Хорошие привычки. «Золотое» сердце, героическое сердце. Легенда о Данко. Притча о сердце. Рассказы о Саврасове, Айвазовском, Шишкине. Репродукции картин. Трудолюбие, коллективное единение. Пословицы о труде. Рассказ о М. Ломоносове. Творчество народных мастеров. Практическая работа: написание заметки-рассуждения на заданную тему. Рисование по представлению. Заметка «Любовь к земле родится в сердце». Написание заметки «Радость труда». Выпуск газеты. Родная земля (12 ч) Беседа о Родине. Слова «наблюдательность», «зоркость». Чтение заметок в газете-журнале «Земля – наш общий дом».Пришвин, Ильин. Выставка книг. Практическая работа: написание отзыва на услышанное; видеосюжет о красоте Родины. Написание заметки «Земля- наш общий дом». Выпуск газеты. Мамин праздник (14 ч) Женщины героини. Рассказ о Василисе Микулишне. Легенда о «Матери Севастопольской». Женщины летчицы. Практическая работа: выпуск стенгазеты. История русского народа (18 ч) Рассказ о Дмитрии Донском, Евпатии Коловрате. Справедливость. Рассказ о Суворове. Точность, обязательность, ответственность. Минин и Пожарский. Минуя прошлое. Практическая работа: написание заметки «Что такое героизм?»; заметка-рассуждение о справедливости. Экскурсия в библиотеку, музей. Интервью (10 ч) Интервью с учащимися школы, учителями, родителями. Школьные новости (18 ч ) Заметки «Наши победители олимпиад», «Как живешь, школьник?», «Победы и неудачи», «Трудовые будни». Заметки к праздникам. Встреча с интересными людьми (12 ч) Экскурсия в местную редакцию, краеведческий музей, библиотеку. Встречи с поэтами, писателями. 4. Предполагаемые результаты реализации программы 1-2 класс: 1 уровень результатов внеурочный деятельности (приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни)
Личностные результаты: — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе); — приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира; — приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом; — первоначальные навыки использования различных художественных материалов для оформления иллюстраций. Метапредметные результаты: формирование умения видеть и воспринимать собеседника; — формирование мотивации творческой деятельности, — формирование способности оценивать результаты творческой деятельности. Предметные результаты: — понимание значения человеческого общения и взаимопонимания; — формирование интереса к творческимтрадициям своего народа. — умение использовать некоторые материалы и средства творческой выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; 3 класс: 2 уровень результатов внеурочной деятельности (формирование позитивного отношения школьника к основным ценностям нашего общества и к социальной реальности в нем) Личностные результаты: — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) — приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия пространства музыки, мимики и движения; — приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом; — способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их; — навыки использования различных видов текстов для работы в разных жанрах, стремление использовать творческие умения для создания школьной газеты; — владение языковой терминологией. Метапредметные результаты: — умение видеть и воспринимать явления народной культуры в окружающей жизни; — использование языка журналиста различных жанров для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир); — формирование мотивации и умения организовывать творческую деятельность, выбирая средства для реализации собственного замысла (с помощью педагога); — формирование способности оценивать результаты творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты: — понимание значения деятельности журналистав жизни человека и общества; — умение различать и передавать в творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; — проявление интереса ктрадициям своего народа и других народов; — способность высказывать суждения о творческих особенностях произведений, описывающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; — умении использовать различные материалы и средства языковой выразительности для передачи замысла в собственной творческой деятельности; 4 класс:3 уровень результатов внеурочной деятельности (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) Личностные результаты: — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) — приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия пространства музыки, мимики и движения; — умение свободно выражать свое «Я» с помощью написания небольших заметок, звука, мимики, пластики движений; — приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом; — способность нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их; — художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства; — способность к познанию мира, умение применять полученные знания в собственной творческой деятельности; — сформированное представление о жанрах в журналистике; — навыки использования различных видов текстов для работы в разных жанрах; — владение языковой терминологией. Метапредметные результаты: — умение видеть и воспринимать явления народной культуры в окружающей жизни; — использование языка журналиста различных жанров для освоения содержания разных учебных предметов (русский язык, литература, окружающий мир); — формирование мотивации и умения организовывать творческую деятельность, выбирая средства для реализации собственного замысла (с помощью педагога); — формирование способности оценивать результаты творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты: — понимание значения деятельности журналистав жизни человека и общества; — умение различать и передавать в творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; — проявление интереса ктрадициям своего народа и других народов; — способность высказывать суждения о творческих особенностях произведений, описывающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; — умении использовать различные материалы и средства языковой выразительности для передачи замысла в собственной творческой деятельности; — овладение правилами речевого этикета и нормами литературного языка. 5. Формы и виды контроля
В 1-2 классах проводятся выставки детских творческих работ, тематическое рисование, написание заметок, обсуждение и анализ работ.
В 3 классе происходит написание заметок в газету, созданную на базе школы, рисование по представлению, написание зарисовок. Анализ детьми заметок, зарисовок, рисунков, ответов.
В 4 классе дети выполняют написание заметок-рассуждений, умеют оформлять школьную газету, писать заметки, отзывы, проводить анализ творческих работ, брать интервью.
6. Методические рекомендации
На занятиях используются народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное — через игру народная песня входит в быт семьи. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Неотъемлемой частью занятий является прослушивание музыкальных произведения. Музыка различных композиторов, народные песни способствуют воспитанию в детях таких качеств, как доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство, самоотверженность. Последовательное ознакомление школьников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость народа любой национальности. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу и народам, проживающих на одной территории. Большую помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору. Его животворное, очищающее влияние необходимо маленькому человеку. Приобщаясь к фольклору, ребёнок познаёт сердцем родной народ, его традиции. Развитие, углубление патриотических чувств на занятиях тесно связано с формированием представлений о родном крае, поскольку чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, природе, окружающей его, к родному селу, городу. Беседы на патриотические темы, чтение художественных произведений, стихов, написанных детьми, просмотр видео сюжетов о красоте Родины находят отклик в творчестве детей. Оно выражается в рисунках, размышлениях, поступках. Итогом занятий является совместная творческая деятельность, которая создает общее эмоциональное восхищение. Ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, сопереживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В итоге в детях развиваются самые лучшие человеческие качества. Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания. Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Особое значение в этом приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Этому способствуют методы организации познавательной деятельности в работе с источниками информации. В связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств, повышение культурного уровня, воспитание в себе патриотизма. 7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | количество |
|
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
|
| ||
1. | Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером», г. Томск, 2009.
| 1шт. |
|
2. | Дорогою добра. Методические рекомендации по основам детской журналистики, г.Томск. 2009 | 1 шт. |
|
3. | Радужный мир. Методические рекомендации по основам детской журналистики, г.Томск. 2009 | 1 шт. |
|
4. | Звонкий голос детства. Методические рекомендации по основам детской журналистики, г.Томск. 2009 | 1 шт. |
|
5. | Мыслью строим мир. Методические рекомендации по основам детской журналистики, г.Томск. 2009 | 1 шт. |
|
2. Печатные пособия
|
| ||
1.
| Наглядный раздаточный материал | 1 комплект |
|
2.
| Плакаты | 1 комплект |
|
3. | Портреты русских художников | 1 комплект |
|
4. | Схемы по правилам оформления заметок различных жанров | 3 шт. |
|
5. | Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству. | 5 шт. |
|
3.Технические средства обучения:
|
| ||
1.
| Магнитная доска | 1 на класс | Магнитная доска
ПК Мультимедийное оборудование |
2.
| ПК | 1на класс | |
3.
| Мультимедийное оборудование | 1на класс | |
| 4.Экранно-звуковые пособия:
|
|
|
1.
| Электронная библиотека по искусству. | 1 шт. |
|
2.
| Презентации по памятникам архитектуры, художественным музеям, видам и жанрам изобразительного искусства, художественным промыслам | 6 шт. |
|
3. | Аудиозаписи музыки «Музыка для души», «Музыка для релаксации» | 2 шт. |
|
| 5. Игры и игрушки:
|
|
|
1. | Набор матрешек | 1 набор |
|
2. | Образцы детских мягких, пластмассовых игрушек | 4 штуки |
|
6. Оборудование класса:
|
| ||
1. | Ученические столы с комплектом стульев. | По количеству учащихся в классе |
|
2. | Стол учительский с тумбой. |
| |
3.
| Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
|
| |
4. | Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. |
|
11 апреля 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей