Урок "Смешанные числа"
Планируемые результаты: Личностные: Ученик получит возможность сформировать готовность и способность к целенаправленной познавательной деятельности; волю и настойчивость в достижении цели. Метапредметные: Ученик научится: определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы. Предметные: Ученик научится: распознавать, читать и записывать смешанные числа, преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и наоборот. | |
Опорные понятия, термины Обыкновенная дробь, числитель, знаменатель дроби, правильная и неправильная дробь. | Новые понятия Смешанное число, его целая и дробная часть, выделение целой части. |
Технологическая карта урока:
Этап урока | Задания для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. | Приветствие класса | Включение в деловой ритм. | Личностные: самоопределение. Познавательные: анализ и синтез, выведение следствий, моделирование, смысловое чтение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся, активизация знаний. | Л.Н. Толстой писал, что человек подобен дроби. Числитель – это его внешние, телесные и умственные качества. Знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя — свои качества – не во власти человека, но уменьшить своего знаменателя – своего мнения о самом себе, и этим приблизиться к совершенству – во власти каждого человека. Проанализируйте высказывание Л.Н. Толстого: 1. Проверьте его на практике, выбрав обыкновенную дробь (например, 2/5), и сначала последовательно увеличивайте числитель (например, 4/5), а затем уменьшите знаменатель (например, 2/3). 2. Что происходит с дробью в каждом случае? (дробь увеличивается) 3. Какие математические знания при анализе высказывания понадобились? (сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и одинаковыми числителями). 4. Какие два пути «роста» человека возможны? (развитие качеств и способностей или уменьшение мнения о себе, самооценки). Согласны ли вы с Л.Н. Толстым? Приведите аргументы. | Создаёт проблемную ситуацию. Активизирует знания учащихся. | Анализируют высказывание. Высказывают собственную точку зрения, аргументируют ответ. Воспроизводят опорные знания в новой ситуации. | |
3. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. Постановка цели и задач урока. | 1. Таким образом, мы сравнили дроби 2/5 и 4/5, 2/5 и 2/3. Повторите правила, использованные вами. Умеете ли вы сравнивать обыкновенные дроби? 2. Решите задачу: Профессор математики Мудрецов разложил на столе яблоки и предложил двум своим ученикам взять 13/5 или 10/3 всех яблок. Какой вариант следует принять, чтобы получить большую часть? Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? Каких знаний не хватает? Определите цели урока. | Постановка проблемного задания. | Воспроизведение опорных знаний. Попытки самостоятельно выполнить задание на новое знание. Осознание затруднения, соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами, фиксация, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи. Пробуют определить цели урока. | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. |
4. Изучение нового материала | В качестве какого действия можно рассматривать черту дроби? (деления). Выполните это действия с каждой дробью и сделайте соответствующую запись. Определите большее число. (13 :5 = 2 (ост.3) 10: 3 = 3 (ост.1)) Результат можно записать короче, если мы представим каждую дробь в виде суммы: ; . Полученные числа называют смешанными. В записи числа число 2 называют целой частью смешанного числа, дробь — его дробной частью. Действие, которое мы выполнили, называют выделением целой и дробной части смешанного числа. Как можно выполнить обратное действие (представление смешанного числа в виде неправильной дроби)? ( ) | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации. Корректировка действий учащихся. | Попытка выдвинуть и обосновать гипотезы, применить новый способ действий. | Регулятивные: составление плана и последовательности действий, коррекция. Познавательные: общеучебные — моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли; сотрудничество в поиске решения. |
Первичная проверка понимания. | Составьте в парах инструкции по выделению целой части смешанного числа. Зачитайте три инструкции в классе. Дополните их или внесите изменения. Сравните составленные вами правила с приведенными в учебнике: п.29, с. 195-196. Попробуйте составить в парах графическую схему прочитанного вами правила. Предложите несколько графических схем и обсудите их со всем классом. Выберите лучшую схему. | Организует учащихся по составлению инструкций. | Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково. | |
Первичное закрепление | п. 29 № 769, 773 | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух | Познавательные: общеучебные — умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Рефлексия |
Закончите предложения:
| Организация рефлексии учащихся | Отвечают на вопросы | Познавательные: общеучебные — рефлексия. |
Постановка домашнего задания | П.29 №770, 774 | Постановка задания, разъяснение. | Фиксирование домашнего задания |
Автор – Шафигулина Лилиана Равильевна,
учитель математики высшей категории.
г. Астрахань.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Математика
Учебник :
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Тема: Смешанные числа.
5 класс
Продолжительность урока 45 мин.
Тема: Смешанные числа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: ввести понятие смешанного числа, научить учащихся выделять целую часть из неправильной дроби и представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
Планируемые результаты: Личностные: Ученик получит возможность сформировать готовность и способность к целенаправленной познавательной деятельности; волю и настойчивость в достижении цели. Метапредметные: Ученик научится: определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы. Предметные: Ученик научится: распознавать, читать и записывать смешанные числа, преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и наоборот. |
|
Опорные понятия, термины Обыкновенная дробь, числитель, знаменатель дроби, правильная и неправильная дробь. |
Новые понятия Смешанное число, его целая и дробная часть, выделение целой части. |
Формы работы: фронтальная, парная.
Технологическая карта урока:
Этап урока |
Задания для учащихся |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент. |
|
Приветствие класса |
Включение в деловой ритм. |
Личностные: самоопределение. Познавательные: анализ и синтез, выведение следствий, моделирование, смысловое чтение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся, активизация знаний. |
Л.Н. Толстой писал, что человек подобен дроби. Числитель – это его внешние, телесные и умственные качества. Знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои качества – не во власти человека, но уменьшить своего знаменателя – своего мнения о самом себе, и этим приблизиться к совершенству – во власти каждого человека.
Проанализируйте высказывание Л.Н. Толстого: 1. Проверьте его на практике, выбрав обыкновенную дробь (например, 2/5), и сначала последовательно увеличивайте числитель (например, 4/5), а затем уменьшите знаменатель (например, 2/3). 2. Что происходит с дробью в каждом случае? (дробь увеличивается) 3. Какие математические знания при анализе высказывания понадобились? (сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и одинаковыми числителями). 4. Какие два пути «роста» человека возможны? (развитие качеств и способностей или уменьшение мнения о себе, самооценки). Согласны ли вы с Л.Н. Толстым? Приведите аргументы. |
Создаёт проблемную ситуацию. Активизирует знания учащихся. |
Анализируют высказывание. Высказывают собственную точку зрения, аргументируют ответ. Воспроизводят опорные знания в новой ситуации. |
|
3. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. Постановка цели и задач урока. |
1. Таким образом, мы сравнили дроби 2/5 и 4/5, 2/5 и 2/3. Повторите правила, использованные вами. Умеете ли вы сравнивать обыкновенные дроби? 2. Решите задачу: Профессор математики Мудрецов разложил на столе яблоки и предложил двум своим ученикам взять 13/5 или 10/3 всех яблок. Какой вариант следует принять, чтобы получить большую часть? Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? Каких знаний не хватает? Определите цели урока.
|
Постановка проблемного задания. |
Воспроизведение опорных знаний. Попытки самостоятельно выполнить задание на новое знание. Осознание затруднения, соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами, фиксация, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи. Пробуют определить цели урока. |
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. |
4. Изучение нового материала |
В качестве какого действия можно рассматривать черту дроби? (деления). Выполните это действия с каждой дробью и сделайте соответствующую запись. Определите большее число. (13 :5 = 2 (ост.3) 10: 3 = 3 (ост.1)) Результат можно записать короче, если мы представим каждую дробь в виде суммы: ; . Полученные числа называют смешанными. В записи числа число 2 называют целой частью смешанного числа, дробь - его дробной частью. Действие, которое мы выполнили, называют выделением целой и дробной части смешанного числа. Как можно выполнить обратное действие (представление смешанного числа в виде неправильной дроби)? () |
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации. Корректировка действий учащихся. |
Попытка выдвинуть и обосновать гипотезы, применить новый способ действий. |
Регулятивные: составление плана и последовательности действий, коррекция. Познавательные: общеучебные - моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли; сотрудничество в поиске решения. |
Первичная проверка понимания. |
Составьте в парах инструкции по выделению целой части смешанного числа. Зачитайте три инструкции в классе. Дополните их или внесите изменения. Сравните составленные вами правила с приведенными в учебнике: п.29, с. 195-196. Попробуйте составить в парах графическую схему прочитанного вами правила. Предложите несколько графических схем и обсудите их со всем классом. Выберите лучшую схему. |
Организует учащихся по составлению инструкций. |
Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково. |
|
Первичное закрепление |
п. 29 № 769, 773 |
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Познавательные: общеучебные - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Рефлексия |
Закончите предложения:
|
Организация рефлексии учащихся |
Отвечают на вопросы |
Познавательные: общеучебные - рефлексия. |
Постановка домашнего задания |
П.29 №770, 774 |
Постановка задания, разъяснение. |
Фиксирование домашнего задания |
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
Преподаватель четко представляет, чему он хочет научить cвоих
учеников, прослеживается тщательная продуманность учебного занятия. В процессе обучения реализованы основные дидактические принципы обучения: наглядность, целеполагание, систематизация и доступность, воспитывающие и развивающие элементы. Материалы к уроку можно использовать в образовательном процессе.
Некоторые неточности имеются: последние этапы урока не пронумерованы, не подведены итоги урока, результативность урока могла бы быть выше (решено большее количество примеров).
На странице портала должна быть аннотация к уроку, а не сам урок.