В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Опыт использования ассоциативного орфографического словаря на уроках русского языка

Опыт использования ассоциативного орфографического словаря на уроках русского языка

Оксана Богаткина
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:8просмотров: 3219
Краткое описание
Представление опыта работы по использованию ассоциативного запоминания    в системе  работы  над  непроверяемым  написанием словарных слов  5-9  классов

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
bogatkina ov_ispolzovanie ass_slovar_1.doc Скачать

Богаткина Оксана Владимировна

учитель русского языка и литературы

Муниципальное базовое общеобразовательное учреждение

Гимназия № 44 города Иркутска


Опыт использования ассоциативного орфографического
словаря на уроках русского языка


Ход мастер-класса:

Приветствие, представление темы мастер-класса, целей и задач.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости!

Сегодня я поделюсь с вами своими практическими наработками по теме « Опыт использования ассоциативного орфографического словаря на уроках русского языка».

Целью данного мастер-класса является представление опыта работы по использованию ассоциативного запоминания в системе работы над непроверяемым написанием словарных слов 5-9 классов.

Задачи, которые будут решаться в ходе мастер-класса:

  1. Представить опыт использования ассоциаций при работе с непроверяемыми написаниями словарных слов.

  2. Представить методические рекомендации по работе с ассоциативным орфографическим словарём на уроках русского языка.

  3. Продемонстрировать возможности ИКТ в работе над непроверяемыми написаниями по ассоциациям.

Ни для кого не секрет, что заучивание словарных слов – одна из нелюбимых учащимися работа. Отсюда и большое количество ошибок, допускаемых учениками при написании словарных диктантов и при употреблении словарных слов в творческих работах. Как сделать работу над запоминанием слова интересной? Как представить учащимся словарное слово, чтобы они его запомнили и никогда не допускали ошибок при написании? Каждый учитель пытается ответить на этот вопрос по-своему. В методике уже давно на этот счёт существует следующее мнение: «В процессе запоминания должны быть задействованы различные виды памяти: зрительная, слуховая, речедвигательная и рукодвигательная (моторная)».

На практике чаще всего это выражается в следующей памятке для учащихся: «Записываю словарное слово, проговаривая его вслух по слогам». Однако даже методически правильная организация работы не гарантирует 100% качества знаний, в этом вопросе о способах запоминания нельзя забывать и об ассоциативной памяти.

Более интересным и продуктивным приемом при работе со словарными словами можно считать запоминание по ассоциации. Именно этот прием был предложен координатором сообщества учителей русского языка и литературы и организатором творческой группы «Наш орфографический словарь» Захаровой Т.А. в сети творческих учителей на сайте www.it-n.ru для разработки ассоциативного словаря, призванного помочь учителю в объяснении написания слов орфографического минимума в 5-9 классах. Совместно с коллегами из других регионов принимала активное участие в составлении ассоциативного орфографического словаря.

Сейчас словарь готовится к изданию, и возможно в ближайшее время мы сможем использовать словарь на своих уроках.

Суть метода использования ассоциативного словаря состоит в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при воспроизведении слова, помогая правильно написать орфограмму.

Например, статья « Нежданная» на слайде.

Совместно с коллегами ТГ «Наш орфографический словарь» пришла к выводу, что использование метода ассоциативного мышления оказывается более эффективным, если ассоциации, позволяющие лучше запомнить правописание слов, будут предложены как учителем, так и самостоятельно самими учащимися.

Для этого были созданы и оформлены при помощи презентаций иллюстрированные словарные статьи, целью которых стало обогащение словарного запаса учащихся и мотивация их на осмысленное запоминание словарных слов при помощи развития ассоциативного мышления. Практика показала, что создание статей с помощью ИКТ помогает комплексно задействовать различные виды памяти при изучении правописания слов и повысить качество обучения.

Различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности (по слайдам).


Механизм запоминания словарных слов, таким образом, сводится к следующему: внутри словарной группы учащиеся выделяют для себя слово-ориентир, орфография которого никогда не вызовет затруднений и по нему определяют правописание остальных слов, используем любые ассоциации, помогающие запомнить правописание слов: предложения-помощники, составленные из слов словарной статьи, рисунки, анимация.

Итак, давайте повторим, какие виды ассоциаций вы запомнили?

Практическая часть

Рассмотрим в качестве примера механизм построения нескольких словарных статей с использованием различных (двух) видов ассоциаций разработанного и апробированного нами на практике ассоциативного словаря.

Перед Вами слайды …

Задание:

Определить разновидность ассоциаций.

Пояснить причину выбора…

Словарная статья «Диван»

В основу словарной статьи «диван» положена пограничная палиндрому форма-оборотень «на вид», то есть слово, которое читается слева направо иначе, чем справа налево. В вопросительное предложение – Каков диван на вид? – включены словарное слово «диван» с безударной гласной «И» в корне и его «слово-оборотень» – «на вид». Именно перевертыш «на вид» становится опорным при запоминании гласной в изучаемом слове, потому что в слове «вид» буква «И» является ударной.

Словарная статья «Цветовые» прилагательные».

Прилагательные: лиловый, сиреневый, бирюзовый, фиолетовый, обозначающие цвета, объединены в единую тематическую группу и представлены при помощи ассоциации по сходству написания. Во всех приведенных выше прилагательных в первом слоге встречается безударная гласная «И». Опорным словом для запоминания написаний всей тематической группы слов является прилагательное «синий», в котором буква «И» в первом слоге ударная.

  1. Практическая часть

А теперь я предлагаю Вам поработать в группах:

Представить ассоциацию по группам. Защита работы.

  1. Вид ассоциации

  2. Опорные слова

  3. Зрительный образ

Показ своего варианта.

Обобщение

И в заключении хотелось бы отметить, что использование ассоциативного словаря на уроках русского языка позволило мне: повысить мотивацию к изучению словарных слов, повысить интерес к предмету. Ученики отмечают, что запоминать написание слов, их значений, этимологических данных при помощи ассоциаций стало легче. Таким образом, при помощи ассоциативного словаря можно развивать и обогащать языковую личность подростка, предлагая ассоциации из разных областей наук, а не только из среды личного общения, предлагаю вашему вниманию литературу и электронный адрес сайта, где вы можете скачать словарные статьи, необходимые для работы на уроках русского языка.

Литература…

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Богаткина ОВ.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров