Опыт использования ассоциативного орфографического словаря на уроках русского языка
Богаткина Оксана Владимировна
учитель русского языка и литературы
Муниципальное базовое общеобразовательное учреждение
Гимназия № 44 города Иркутска
Опыт использования ассоциативного
орфографического
словаря на уроках
русского языка
Ход мастер-класса:
Приветствие, представление темы мастер-класса, целей и задач.
Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости!
Сегодня я поделюсь с вами своими практическими наработками по теме « Опыт использования ассоциативного орфографического словаря на уроках русского языка».
Целью данного мастер-класса является представление опыта работы по использованию ассоциативного запоминания в системе работы над непроверяемым написанием словарных слов 5-9 классов.
Задачи, которые будут решаться в ходе мастер-класса:
-
Представить опыт использования ассоциаций при работе с непроверяемыми написаниями словарных слов.
-
Представить методические рекомендации по работе с ассоциативным орфографическим словарём на уроках русского языка.
-
Продемонстрировать возможности ИКТ в работе над непроверяемыми написаниями по ассоциациям.
Ни для кого не секрет, что заучивание словарных слов – одна из нелюбимых учащимися работа. Отсюда и большое количество ошибок, допускаемых учениками при написании словарных диктантов и при употреблении словарных слов в творческих работах. Как сделать работу над запоминанием слова интересной? Как представить учащимся словарное слово, чтобы они его запомнили и никогда не допускали ошибок при написании? Каждый учитель пытается ответить на этот вопрос по-своему. В методике уже давно на этот счёт существует следующее мнение: «В процессе запоминания должны быть задействованы различные виды памяти: зрительная, слуховая, речедвигательная и рукодвигательная (моторная)».
На практике чаще всего это выражается в следующей памятке для учащихся: «Записываю словарное слово, проговаривая его вслух по слогам». Однако даже методически правильная организация работы не гарантирует 100% качества знаний, в этом вопросе о способах запоминания нельзя забывать и об ассоциативной памяти.
Более интересным и продуктивным приемом при работе со словарными словами можно считать запоминание по ассоциации. Именно этот прием был предложен координатором сообщества учителей русского языка и литературы и организатором творческой группы «Наш орфографический словарь» Захаровой Т.А. в сети творческих учителей на сайте www.it-n.ru для разработки ассоциативного словаря, призванного помочь учителю в объяснении написания слов орфографического минимума в 5-9 классах. Совместно с коллегами из других регионов принимала активное участие в составлении ассоциативного орфографического словаря.
Сейчас словарь готовится к изданию, и возможно в ближайшее время мы сможем использовать словарь на своих уроках.
Суть метода использования ассоциативного словаря состоит в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при воспроизведении слова, помогая правильно написать орфограмму.
Например, статья « Нежданная» на слайде.
Совместно с коллегами ТГ «Наш орфографический словарь» пришла к выводу, что использование метода ассоциативного мышления оказывается более эффективным, если ассоциации, позволяющие лучше запомнить правописание слов, будут предложены как учителем, так и самостоятельно самими учащимися.
Для этого были созданы и оформлены при помощи презентаций иллюстрированные словарные статьи, целью которых стало обогащение словарного запаса учащихся и мотивация их на осмысленное запоминание словарных слов при помощи развития ассоциативного мышления. Практика показала, что создание статей с помощью ИКТ помогает комплексно задействовать различные виды памяти при изучении правописания слов и повысить качество обучения.
Различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности (по слайдам).
Механизм запоминания словарных слов, таким образом, сводится к следующему: внутри словарной группы учащиеся выделяют для себя слово-ориентир, орфография которого никогда не вызовет затруднений и по нему определяют правописание остальных слов, используем любые ассоциации, помогающие запомнить правописание слов: предложения-помощники, составленные из слов словарной статьи, рисунки, анимация.
Итак, давайте повторим, какие виды ассоциаций вы запомнили?
Практическая часть
Рассмотрим в качестве примера механизм построения нескольких словарных статей с использованием различных (двух) видов ассоциаций разработанного и апробированного нами на практике ассоциативного словаря.
Перед Вами слайды …
Задание:
Определить разновидность ассоциаций.
Пояснить причину выбора…
Словарная статья «Диван»
В основу словарной статьи «диван» положена пограничная палиндрому форма-оборотень «на вид», то есть слово, которое читается слева направо иначе, чем справа налево. В вопросительное предложение – Каков диван на вид? – включены словарное слово «диван» с безударной гласной «И» в корне и его «слово-оборотень» – «на вид». Именно перевертыш «на вид» становится опорным при запоминании гласной в изучаемом слове, потому что в слове «вид» буква «И» является ударной.
Словарная статья «Цветовые» прилагательные».
Прилагательные: лиловый, сиреневый, бирюзовый, фиолетовый, обозначающие цвета, объединены в единую тематическую группу и представлены при помощи ассоциации по сходству написания. Во всех приведенных выше прилагательных в первом слоге встречается безударная гласная «И». Опорным словом для запоминания написаний всей тематической группы слов является прилагательное «синий», в котором буква «И» в первом слоге ударная.
-
Практическая часть
А теперь я предлагаю Вам поработать в группах:
Представить ассоциацию по группам. Защита работы.
-
Вид ассоциации
-
Опорные слова
-
Зрительный образ
Показ своего варианта.
Обобщение
И в заключении хотелось бы отметить, что использование ассоциативного словаря на уроках русского языка позволило мне: повысить мотивацию к изучению словарных слов, повысить интерес к предмету. Ученики отмечают, что запоминать написание слов, их значений, этимологических данных при помощи ассоциаций стало легче. Таким образом, при помощи ассоциативного словаря можно развивать и обогащать языковую личность подростка, предлагая ассоциации из разных областей наук, а не только из среды личного общения, предлагаю вашему вниманию литературу и электронный адрес сайта, где вы можете скачать словарные статьи, необходимые для работы на уроках русского языка.
Литература…
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО