Верба - символ Пасхи
Тип материала: другое, конкурсная работа (Пасхальный фестиваль (МО «Дополнительное образование»))
Рейтинг: голосов:1просмотров: 5083
Наглядность: иллюстрации, образец изделия.Инструменты, материалы:ватные палочки, клей ПВА, гуашь или акриловая краска, кисточка, ножницы, веточка берёзы, атласные ленточки Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор
Ход занятия1. Организационный момент.
Педагог. Сегодня мы познакомимся с христианским праздником Вербное воскресение и сделаем вот такую (показ образца) веточку вербы.2. Подготовительный этап.
Рассказ – показСлайды 4-8Весна — самый радостный период года. Природа пробуждается от зимнего сна. Все вокруг расцветает, ликует. И не случайно на это время выпадает больше всего ритуалов, обрядов, праздников. У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. А в последнее воскресенье перед Пасхой справляю Вербное воскресение. В этот день церковь отмечает большой христианский праздник – Вход Господень в Иерусалим. Иерусалим — это название город. Когда – то, в давние времена, при въезде в город народ приветствовал Иисуса Христа пальмовыми ветвями. В память об этом христианские храмы в этот день принято было украшать ветвями деревьев. На Руси место пальмовой ветви заняла верба, которая и дала название народному празднику. (Беседа с детьми)П.: А как вы думаете, почему люди выбрали вербу, в качестве символа праздника?Д.: (дети высказывают свои предположения).Обобщая детские ответы, скажите, что в Иерусалиме люди встречали Спасителя с зелеными ветвями финиковых пальм в руках. У нас в России пальмы не растут, да и листья на деревьях к этому времени еще не успевают распуститься. Только на вербе раскрываются почки, и ветки вербы как будто покрываются пушистыми шариками.Выбор вербы как символа праздника, вестника Пасхи, не случаен. Вербу почитали на Руси с давних времен и верили в ее животворные и магические свойства, что она защищает от порчи и сглаза. Поэтому верба издавна использовалась в обрядах, с ней связаны различные традиции и поверья. Целебные качества вербы также известны давно и применяются по сей день. Неудивительно, что именно верба заменила собой пальмовые ветви с принятием на Руси христианства. Верба стала символом весны, возрождения, радости, божественного воскресения, символом победы Иисуса над злом. В небольшом селении у городских ворот Иерусалима Спаситель попросил своих учеников найти и привести молодого ослика. Ученики привели к Нему ослицу и молодого осла, положили на них свои одежды, и Спаситель сел верхом на ослёнка. Множество же людей, встречавшихся им на пути, постилали свои одежды на дорогу. А некоторые – срезали ветви с деревьев и тоже постилали их перед осликом, который вёз Спасителя. Народ приветствовал Христа радостными криками.
Рассмотрите с детьми икону праздника, потом продолжите рассказ.Даже чужестранцы были в толпе, приветствовавшей Христа и, когда ученики сказали об этом Спасителю, Он ответил ученикам таинственными словами:– Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.Спасителю было открыто будущее. Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днем начнется неделя Его страданий.В этот день люди приходят в храм с букетиками вербы и стоят на службе с веточками и зажженными свечами в руках. Священник окропляет веточки святой водой, и после службы люди уносят их домой, чтобы поставить у икон.Слайд 9 Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
На этих базарах – под стать карнавалам – допускались вольности. Идёт толпа школьников у каждого «иерихонская труба» — конус из яркой бумаги с пищалкой и все разом дуют. Встречается девочка. До её щеки можно дотронуться павлиньим пером или морской травой, выкрашенной в ярко-зеленый цвет. Можно раздуть в лицо незнакомцу «тёщин язык» — свёрнутую в спираль бумажную трубку, которая при надувании превращалась в длинный мешок с перьями на конце. Этот «язык» трепетал, пищал, его совали прямо в лицо. Общий хохот, но никто не обижался, шла сплошная толпа, стоял невероятный шум. Крики зазывал, звуки пищалок, визг ребятишек, крики мамаш, потерявших своих детей. Эти базары были настоящим праздником для детворы. В большом количестве продавались вербочки: пучки веточек ивы или вербы – первые признаки весны. Они украшались лентами, и яркими бумажными цветами.
3. Практическая работа.Слайд 10-12 Анализ образца. Из чего состоит ветка? Как почки расположены на ветке? Чем украшен букетик? Как вы думаете, какие материалы использованы для изготовления данной веточки? Что необычного в нашей веточке?(Ответы детей)
Дети рассматривают и изготавливают веточки вербы, оформляют вербный букетик. Воспитанники уже знают, что эту работу смогут подарить близким в день Вербного Воскресения или на Пасху.
Выставка работ учащихся, подведение итогов.
Слайд 13-14 Поговорки и приметы на вербную неделю:
П.: С давних времен существует поверье, что когда верба расцветает, то передает здоровье, силу, красоту всем тем, кто ее коснется. Особенной силой обладают сережки. Какие вы знаете поговорки и приметы, связанные с вербой? (Ответы детей)Без вербы — не весна.
Если Вербная неделя ветренная, утренники морозные, то яровые будут хорошими.
Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд. Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья.
Где вода, там верба, а где верба, там и вода.
Если хорошо цветёт верба – пашня будет удачной, Где вода, там и верба, а где верба, там и вода, Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд. Во время грозы или града ветки вербы, принесённые из церкви, выбрасывали во двор, считая, что от этого гроза прекратится и град перестанет идти. Тринадцатый час свету – вода подо льдом не стоит.
Не я бью, а верба бьёт – Бог силы даёт! Будь здоров как верба! Расти как верба! Верба хлёст, бьет до слёз!
4. Заключительный этап.
Что вам понравилось больше всего на уроке? Что нового вы узнали?В заключительной части занятия дети рассказывают то, что запомнили о празднике Входа Господня в Иерусалим и о традициях его встречи. Слайд 15Прослушивание пасхального колокольного звона. П.: Спасибо за работу. Молодцы.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества г.Урень Нижегородской области
ВЕРБА-СИМВОЛ ПАСХИ
Конспект занятия
Куралова Светлана Анатольевна,
МБОУ ДОД ДДТ,
педагог дополнительного образования
высшей кв. категории
г. Урень, 2013 год
Анотация:
Данная разработка предназначена для организации и проведения занятий в декоративно-прикладном направлении. Предоставленными подробными инструкциями вы можете воспользоваться при домашних занятиях с детьми, в кружках и студиях декоративно- прикладного творчества, как методическим пособием в воскресной школе или на уроках начальной школы, технологии.
Технология изготовления несложная, доступная детям 2-6 классов. Материал позволяет использовать современные компьютерные технологии, пропагандировать наиболее эффективные, рациональные формы проведения занятий. В разработке представлены мастер класс по изготовлению веточки вербы, конспект занятия с презентацией. Также предоставлен материал о традициях Вербного воскресенья и русской Пасхи, сопровождающийся яркими иллюстрациями .
Цель: дать общее представление об особенностях культуры России, о православии.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с духовно-нравственными традициями и ценностями русского народа , раскрыть историю возникновения праздника, изготовить веточку вербы.
Развивающие: развивать творческое воображение, переносить знания в новую ситуацию.
Воспитательные: воспитание патриотических чувств и позитивного отношения к православным традициям русского народа
Ожидаемые результаты:
-
Приобретение знаний о традициях православных праздников «Вербное воскресение», «Пасха»
-
Формирование понятия о красоте вещей, созданных своими руками
-
Приобретение умения самостоятельно изготовлять веточку вербы
-
Развитие у детей в процессе работы чувства цвета, ритма, тренировка пальцев рук, глазомера
-
Воспитание любви к народной культуре, воспитание наблюдательности, усидчивости, культуры труда и эстетического восприятия мира
Оборудование:
Наглядность: иллюстрации , образец изделия.
Инструменты, материалы: ватные палочки, клей ПВА, гуашь или акриловая краска, кисточка, ножницы, веточка берёзы, атласные ленточки
Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог. Сегодня мы познакомимся с христианским праздником Вербное воскресение и сделаем вот такую (показ образца) веточку вербы.
2. Подготовительный этап.
Рассказ – показ
Слайды 4-8
Весна - самый радостный период года. Природа пробуждается от зимнего сна. Все вокруг расцветает, ликует. И не случайно на это время выпадает больше всего ритуалов, обрядов, праздников. У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. А в последнее воскресенье перед Пасхой справляю Вербное воскресение . В этот день церковь отмечает большой христианский праздник – Вход Господень в Иерусалим. Иерусалим - это название город. Когда – то, в давние времена, при въезде в город народ приветствовал Иисуса Христа пальмовыми ветвями. В память об этом христианские храмы в этот день принято было украшать ветвями деревьев. На Руси место пальмовой ветви заняла верба, которая и дала название народному празднику. (Беседа с детьми)
П.: А как вы думаете, почему люди выбрали вербу, в качестве символа праздника?
Д.: (дети высказывают свои предположения).
Обобщая детские ответы, скажите, что в Иерусалиме люди встречали Спасителя с зелеными ветвями финиковых пальм в руках. У нас в России пальмы не растут, да и листья на деревьях к этому времени еще не успевают распуститься. Только на вербе раскрываются почки, и ветки вербы как будто покрываются пушистыми шариками. Выбор вербы как символа праздника, вестника Пасхи, не случаен. Вербу почитали на Руси с давних времен и верили в ее животворные и магические свойства, что она защищает от порчи и сглаза. Поэтому верба издавна использовалась в обрядах, с ней связаны различные традиции и поверья. Целебные качества вербы также известны давно и применяются по сей день. Неудивительно, что именно верба заменила собой пальмовые ветви с принятием на Руси христианства. Верба стала символом весны, возрождения, радости, божественного воскресения, символом победы Иисуса над злом.
В небольшом селении у городских ворот Иерусалима Спаситель попросил своих учеников найти и привести молодого ослика. Ученики привели к Нему ослицу и молодого осла, положили на них свои одежды, и Спаситель сел верхом на ослёнка. Множество же людей, встречавшихся им на пути, постилали свои одежды на дорогу. А некоторые – срезали ветви с деревьев и тоже постилали их перед осликом, который вёз Спасителя. Народ приветствовал Христа радостными криками.
Рассмотрите с детьми икону праздника, потом продолжите рассказ.
Даже чужестранцы были в толпе, приветствовавшей Христа и, когда ученики сказали об этом Спасителю, Он ответил ученикам таинственными словами:
– Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
Спасителю было открыто будущее. Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днем начнется неделя Его страданий.
В этот день люди приходят в храм с букетиками вербы и стоят на службе с веточками и зажженными свечами в руках. Священник окропляет веточки святой водой, и после службы люди уносят их домой, чтобы поставить у икон.
Слайд 9
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
На этих
базарах – под
стать карнавалам
– допускались
вольности. Идёт
толпа школьников
у каждого
«иерихонская
труба» - конус
из яркой бумаги
с пищалкой и
все разом дуют.
Встречается
девочка. До её
щеки можно
дотронуться
павлиньим пером
или морской
травой, выкрашенной
в ярко-зеленый
цвет. Можно
раздуть в лицо
незнакомцу
«тёщин язык»
- свёрнутую в
спираль бумажную
трубку, которая
при надувании
превращалась
в длинный мешок
с перьями на
конце. Этот
«язык» трепетал,
пищал, его совали
прямо в лицо.
Общий хохот,
но никто не
обижался, шла
сплошная толпа,
стоял невероятный
шум. Крики зазывал,
звуки пищалок,
визг ребятишек,
крики мамаш,
потерявших
своих детей.
Эти базары были
настоящим
праздником
для детворы.
В большом количестве
продавались
вербочки: пучки
веточек ивы
или вербы –
первые признаки
весны. Они украшались
лентами, и яркими
бумажными
цветами.
3. Практическая работа.
Слайд 10-12
Анализ образца. Из чего состоит ветка? Как почки расположены на ветке? Чем украшен букетик? Как вы думаете, какие материалы использованы для изготовления данной веточки? Что необычного в нашей веточке?(Ответы детей)
Дети рассматривают и изготавливают веточки вербы, оформляют вербный букетик.
Воспитанники уже знают, что эту работу смогут подарить близким в день Вербного Воскресения или на Пасху.
Выставка работ учащихся, подведение итогов.
Слайд 13-14
Поговорки
и приметы на
вербную неделю:
П.: С давних времен существует поверье, что когда верба расцветает, то передает здоровье, силу, красоту всем тем, кто ее коснется. Особенной силой обладают сережки. Какие вы знаете поговорки и приметы, связанные с вербой? (Ответы детей)
Без вербы — не весна.
Если Вербная неделя ветренная, утренники морозные, то яровые будут хорошими.
Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд. Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья.
Где
вода, там верба,
а где верба,
там и вода.
Если хорошо
цветёт верба
– пашня будет
удачной, Где
вода, там и верба,
а где верба,
там и вода, Верба
распутицу
ведёт, гонит
с реки последний
лёд. Во время
грозы или града
ветки вербы,
принесённые
из церкви,
выбрасывали
во двор, считая,
что от этого
гроза прекратится
и град перестанет
идти. Тринадцатый
час свету –
вода подо льдом
не стоит.
Не
я бью, а верба
бьёт – Бог силы
даёт! Будь здоров
как верба! Расти
как верба! Верба
хлёст, бьет до
слёз!
4. Заключительный этап.
Что вам понравилось больше всего на уроке? Что нового вы узнали?
В заключительной части занятия дети рассказывают то, что запомнили о празднике Входа Господня в Иерусалим и о традициях его встречи.
Слайд 15
Прослушивание пасхального колокольного звона.
П.: Спасибо за работу. Молодцы.
Пояснительная записка
Куралова Светлана Анатольевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества г.Урень Нижегородской области
Педагог дополнительного образования высшей категории
Конкурсная работа: «Верба – символ Пасхи»
Данная разработка предназначена для организации и проведения занятий в декоративно-прикладном направлении. Предоставленными подробными инструкциями вы можете воспользоваться при домашних занятиях с детьми, в кружках и студиях декоративно-прикладного творчества, как методическим пособием в воскресной школе или на уроках начальной школы, технологии.
Методика: конспект занятия.
Ресурсы: презентация, музыкальный файл.
Интернет-ресурсы:
-
http://blog.kp.ru/users/inga-09/post157059650/ - рисунок 1 слайда
-
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/474/73474826_verbnoe_voskresene.jpg -4слайд
-
http://allforchildren.ru/why/why95.php- материалы сайта
-
http://www.zavtra.ru/content/view/verba-kak-simvol/- материалы сайта
-
http://www.ugorod.kr.ua/news/2012-04-09-11513.html - поговорки и приметы
-
http://www.akgnozis.ucoz.ru/ikona/molitva1002.jpg.jpg - вход Господень во Иерусалим
-
http://www.happy7i.ru/forum/viewtopic.php?p=114689 – конспект урока
-
http://mir-cveta-o-e-i.narod2.ru/innovatsionnii_opit_uchitelya/ - конспект урока
-
http://marina-dorih.ru/wp-content/uploads/2011/02/Вход-Господен-в-Иерусалим.jpg - картина
-
http://www.artlib.ru/objects/gallery_663/artlib_gallery-331595-o.jpg - М. Лазарева. Вербное Воскресенье.
-
http://paskhaday.ru/?Pashalmznye_melodii –колокольный звон
-
http://s019.radikal.ru/i640/1209/81/410c1192b841.png - пальма
-
http://bestgif.su/_ph/2/2/453061479.gif - открытка
В презентации использованы личные фотографии Кураловой С.А. для оформления мастер-класса
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»