Тема: Виды корней и типы корневых систем.
- Изучить виды корней;
- Узнать о разнообразии корневых систем, особенностях их строения и образования;
- Дать представление о функциях корня;
- Раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводов;
Развивающие
- Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневые системы.
Задачи
Образовательные
— Изучить виды корней;
— Узнать о разнообразии корневых систем, особенностях их строения и образования;
— Дать представление о функциях корня;
— Раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводов;
Развивающие
— Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневые системы.
Воспитательные
-воспитывать умение правильного поведения на уроке;
-воспитывать умение работать в паре.
Методы и приёмы:
1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);
3. практические (использование инструктивных карточек, лабораторная работа).
Средства обучения:
1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);
2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);
3. психолого-педагогические (тесты, дидактические игры).
Оборудование:
Демонстрационное – комнатные растения, таблица “Строение корня”, “Типы корневых систем”, компьютер, экран.
Лабораторное — проростки фасоли, гороха, тыквы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, гербарий “Типы корневых систем”.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Формирование новых знаний.
4. Формирование умений.
5. Закрепление знаний
6. Задание на дом.
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний учащихся. 3.Формирование новых знаний. 4.Формирование умений. 5. Закрепление знаний 6. Итог урока 7. Домашнее задание | Здравствуйте ребята! ( Проверка готовности класса к уроку. Инструктаж по проведению урока).
Кто дежурный в классе? Начинаем наш урок. Сейчас повторим изученный материал Задания для успевающих учащихся: 1.На доске нарисовать схему строения однодольного и двудольного растения. Сравнить их. Ответить на вопрос: «В чем преимущества семени перед спорой?». 2.Карточка- задание. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка. Сделайте вывод. |
2. На доске выполнен рисунок:
Отметить основные части семени.
Во время выполнения задания на доске учитель предлагает классу послушать рассказ и найти в нем ошибки.
Рассказ с биологическими ошибками. Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и питательных веществ. Все семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение. Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена — у пшеницы, кукурузы.
Как все это интересно! И, главное, я хорошо во всем разобралась, как вы только что услышали!
Вопрос: «Какой орган появляется при прорастании семени?»
Сегодня мы с вами будем говорить о корне.
И → Тема нашего сегодняшнего урока: «Виды корней и типы корневых систем». Слайд 1
Что конкретно мы должны сегодня узнать?
Что такое корень, строение и функции корня. Слайд 2
А еще в конце урока мы ответим с Вами на вопрос: может ли растение обойтись без корня?
Послушайте стихотворение. Слайд 3
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок, но не может жить на свете
Без него любой цветок!
В.Жак.
Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?
Слайд 3,4
Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно? Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана? Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепкие. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать. А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь. Слайд 5,6
Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. При прорастании семени первым делом развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни. Слайд 8,9
Все корни одного растения образуют корневую систему (учитель укрепляет на магнитной доске таблички новыми терминами).
Главный корень-корень развивающийся из корешка зародыша семени.
Боковые корни-корни, являющиеся разветвлениями главного корня.
Придаточные корни-корни образующиеся на листьях и стеблях.
В зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 метров. Как бы не бушевала буря, корневая система держит растение как якорь. Слайд 10
А еще корень ищет в почве и доставляет растению необходимые вещества. У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до <metricconverter w:st=«on» productid=«15 метров»>15 метров, достигая грунтовых вод.
Но рекорд глубины принадлежит корням вяза- 10 метров. Слайд 11
Так какова же роль корней в жизни растений? Слайд 12,
Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Посмотрите на таблицу «Типы корневых систем». В чем состоят эти различия? Слайд 13
Если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие — это стержневая корневая система.
Стержневая корневая система.
Если главный корень незаметен среди других — это мочковатая корневая система.
Мочковатая корневая система
Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свекла и др.
мочковатая корневая система характерна для однодольных растений — пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.
При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля.
Зачем это делают?
У корней растений есть еще одна очень интересная особенность: они могут принимать различные формы. В таких случаях мы говорим о видоизменениях корней. Изменение внешнего вида корня связано обычно с выполнением им какой-либо дополнительной (необычной) функции. Слайд 14,15,16
- Корнеплоды
- Корневые клубни(батат)
- Корни-прицепки (плющ)
- Дыхательные корни
5.Воздушные корни
5. М И КО Р И З А
На корнях растений сем. Бобовыеобразуются вздутия, в которых развиваются азотфиксирующие бактерии. Они вступают в симбиоз (взаимовыгодное сожительство) с корнями, обеспечивая растениеазотом
А сейчас полученные знания вы закрепите в ходе лабораторной работы. Слайд 17
Лабораторная работа: “Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”.
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.
Задания.
Рассмотрите проросшие семена фасоли, гороха, тыквы. Какой корень вы видите?
Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы.
Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.
Осуществляется в виде небольшого тестирования. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.
Слайд 18
1 вариант.
1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
4. Всё, что у растения находится в почве, — это корни.
5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
6. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает из почвы … и ….
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….
3. Все корни растения составляют его ….
4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.
Затем учитель собирает тесты. Каждый ученик получает индивидуальную оценку.
Вопрос всем:
Почему многие виды растений стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли?
Почему необходимо бережно относиться к природе.
Итак, что мы сегодня изучили на уроке?
Как мы это изучали?
Вернемся поставленному вопросу в начале урока: может ли растение жить без корня? Почему?
Согласны ли Вы с тем, что «Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок»?
(Выставление оценок активным в течение урока учащимся)
Слайд 19 «Домашнее задание»
Теперь у вас есть все нужные знания, и я предлагаю вам повторить домашнее задание по параграфу 19 и проверите свои знания, выполнив задания после параграфа. Выполнить упражнение в рабочих тетрадях.Для тех, кто хорошо понял тему урока и заинтересовался ею, я предлагаю составить рассказ с ошибками о строении и функциях корня.
Дежурный ученик отчитывается перед учителем и классом о отсутствующих учениках.
К доске выходит один ученик. Работает со схемой.
Ответ учеников.
Зародыш: почка 1
стебелек 2
корешок 3
семенная кожура
семядоли
Исправляются ошибки
-трехдольные;
— однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена — у пшеницы, кукурузы.
Учащиеся отвечают, что первый орган – это корень
Записывают дату и тему урока в классных тетрадях
Ученики высказывают свои соображения
Очень трудно…….
Учащиеся в рабочих тетрадях выполняют схематический рисунок корневой системы и подписывают на нем виды корней.
Отвечают:
а) укрепляют,
б) размножение,
в) почвенное питание,
г) запасание питательных веществ.
Ученики высказывают свои соображения.
Учащиеся в тетради зарисовывают схемы корневых систем и приводят свои примеры растений с различными типами корневых систем.
Чтобы выросли придаточные корни.
Оформляют лабораторную работу в тетрадях.
заполняют таблицу
да
да
нет
корневая система
да
да
Воду, минеральные вещества
мочковатая
корневую систем
боковые
Сегодня на уроке мы изучили понятие «корень», строение и функции корня.
Смотрели презентацию, заполняли таблицу, выполняли задания и т.д.
Отвечают
Да.
Запись в дневнике
Конспект урока по биологии
Тема:
Виды корней и типы корневых систем.
6 класс
АхметшинаАлсиня Булатовна
учитель биологии первой
квалификационной категории
МБОУ «Шибашская СОШ»
Цель: Сформировать понятие о корне, как о вегетативном органе растения, о видах корней, о типах корневых систем.
Задачи
Образовательные
- Изучить виды корней;
- Узнать о разнообразии корневых систем, особенностях их строения и образования;
- Дать представление о функциях корня;
- Раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводов;
Развивающие
- Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневые системы.
Воспитательные
-воспитывать умение правильного поведения на уроке;
-воспитывать умение работать в паре.
Методы и приёмы:
1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);
3. практические (использование инструктивных карточек, лабораторная работа).
Средства обучения:
1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);
2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);
3. психолого-педагогические (тесты, дидактические игры).
Оборудование:
Демонстрационное – комнатные растения, таблица “Строение корня”, “Типы корневых систем”, компьютер, экран.
Лабораторное - проростки фасоли, гороха, тыквы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, гербарий “Типы корневых систем”.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний учащихся.
-
Формирование новых знаний.
-
Формирование умений.
-
Закрепление знаний
-
Задание на дом.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний учащихся. 3.Формирование новых знаний. 4.Формирование умений. 5. Закрепление знаний 6. Итог урока |
Здравствуйте ребята! ( Проверка готовности класса к уроку. Инструктаж по проведению урока). Кто дежурный в классе?
Начинаем наш урок. Сейчас повторим изученный материал Задания для успевающих учащихся: 1.На доске нарисовать схему строения однодольного и двудольного растения. Сравнить их. Ответить на вопрос: «В чем преимущества семени перед спорой?». 2.Карточка- задание. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка. Сделайте вывод. 2. На доске выполнен рисунок: Отметить основные части семени. Во время выполнения задания на доске учитель предлагает классу послушать рассказ и найти в нем ошибки. Рассказ с биологическими ошибками. Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и питательных веществ. Все семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение. Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена - у пшеницы, кукурузы. Как все это интересно! И, главное, я хорошо во всем разобралась, как вы только что услышали! Вопрос: «Какой орган появляется при прорастании семени?»
Сегодня мы с вами будем говорить о корне. И → Тема нашего сегодняшнего урока: «Виды корней и типы корневых систем». Слайд 1 Что конкретно мы должны сегодня узнать? Что такое корень, строение и функции корня. Слайд 2 А еще в конце урока мы ответим с Вами на вопрос: может ли растение обойтись без корня?
Послушайте стихотворение. Слайд 3 Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен Под землею корешок, но не может жить на свете Без него любой цветок! В.Жак. Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? Слайд 3,4 Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно? Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана? Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепкие. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать. А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь. Слайд 5,6 Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. При прорастании семени первым делом развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни. Слайд 8,9 Все корни одного растения образуют корневую систему (учитель укрепляет на магнитной доске таблички новыми терминами).
Главный корень-корень развивающийся из корешка зародыша семени. Боковые корни-корни, являющиеся разветвлениями главного корня. Придаточные корни-корни образующиеся на листьях и стеблях. В зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 метров. Как бы не бушевала буря, корневая система держит растение как якорь. Слайд 10 А еще корень ищет в почве и доставляет растению необходимые вещества. У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 метров, достигая грунтовых вод.
Но рекорд глубины принадлежит корням вяза- 110 метров. Слайд 11 Так какова же роль корней в жизни растений? Слайд 12, Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Посмотрите на таблицу "Типы корневых систем". В чем состоят эти различия? Слайд 13
Если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие - это стержневая корневая система. Стержневая корневая система. Если главный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система. Мочковатая корневая система Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свекла и др. мочковатая корневая система характерна для однодольных растений - пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.
При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. Зачем это делают?
У корней растений есть еще одна очень интересная особенность: они могут принимать различные формы. В таких случаях мы говорим о видоизменениях корней. Изменение внешнего вида корня связано обычно с выполнением им какой-либо дополнительной (необычной) функции. Слайд 14,15,16
5.Воздушные корни
На корнях растений сем. Бобовые образуются вздутия, в которых развиваются азотфиксирующие бактерии. Они вступают в симбиоз (взаимовыгодное сожительство) с корнями, обеспечивая растение азотом А сейчас полученные знания вы закрепите в ходе лабораторной работы. Слайд 17
Лабораторная работа: “Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”. Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем. Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями. Задания. Рассмотрите проросшие семена фасоли, гороха, тыквы. Какой корень вы видите? Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем. Осуществляется в виде небольшого тестирования. Проверяются знания и понимание изученного на уроке. Слайд 18 1 вариант. 1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений. 1. У одуванчика корневая система стержневая. 2. Главный корень развивается из корешка зародыша. 3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень. 4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни. 5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений. 6. У пшеницы корневая система мочковатая. 2. Закончите предложения. 1. Через корень растение получает из почвы … и …. 2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется…. 3. Все корни растения составляют его …. 4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни. Затем учитель собирает тесты. Каждый ученик получает индивидуальную оценку. Вопрос всем: Почему многие виды растений стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли? Почему необходимо бережно относиться к природе. Итак, что мы сегодня изучили на уроке? Как мы это изучали?
Вернемся поставленному вопросу в начале урока: может ли растение жить без корня? Почему? Согласны ли Вы с тем, что «Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок»? (Выставление оценок активным в течение урока учащимся)
Слайд 19 «Домашнее задание» Теперь у вас есть все нужные знания, и я предлагаю вам повторить домашнее задание по параграфу 19 и проверите свои знания, выполнив задания после параграфа. Выполнить упражнение в рабочих тетрадях .Для тех, кто хорошо понял тему урока и заинтересовался ею, я предлагаю составить рассказ с ошибками о строении и функциях корня.
|
Дежурный ученик отчитывается перед учителем и классом о отсутствующих учениках. К доске выходит один ученик. Работает со схемой. Ответ учеников. Зародыш: почка 1 стебелек 2 корешок 3 семенная кожура семядоли Исправляются ошибки -трехдольные; - однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена - у пшеницы, кукурузы. Учащиеся отвечают, что первый орган – это корень Записывают дату и тему урока в классных тетрадях Ученики высказывают свои соображения Очень трудно……. Учащиеся в рабочих тетрадях выполняют схематический рисунок корневой системы и подписывают на нем виды корней. Отвечают: а) укрепляют, б) размножение, в) почвенное питание, г) запасание питательных веществ. Ученики высказывают свои соображения. Учащиеся в тетради зарисовывают схемы корневых систем и приводят свои примеры растений с различными типами корневых систем. Чтобы выросли придаточные корни. Оформляют лабораторную работу в тетрадях. заполняют таблицу да да нет корневая система да да Воду, минеральные вещества мочковатая корневую систем боковые Сегодня на уроке мы изучили понятие «корень», строение и функции корня. Смотрели презентацию, заполняли таблицу, выполняли задания и т.д. Отвечают Да. Запись в дневнике |
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Российское общество «Знание» (РОЗ): реализация государственной политики в области воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных организаций и людей пожилого возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
Спасибо за интересную, грамотную разработку, с хорошо подобранным иллюстрированным материалом, доступным не только для объяснения нового материала для учащихся, но и для повторения темы при подготовке к ГИА по биологии в 9 классе.
С уважением, И.В. Константинова.