Формирование универсальных учебных действий
Краткое описание
Актуальность презентуемого педагогического опыта определяется противоречием между возросшими требованиями, предъявляемыми системой образования к сформированности УУД у школьников и недостаточным использованием эффективных технологий в обучении английскому языку
Описание
###### Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» Концепция деятельности учителя английского языка Крюковой Алёны Сергеевной «Формирование у школьников универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «Иностранный язык»» г.Петропавловск-Камчатский
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность.В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент России Д. Медведев отмечает, что в условиях решения стратегических задач развития России в 21 веке «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [2]. Проблема образования инициативной, творческой личности нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, в котором обозначены задачи формирования у учащихся опыта использования иностранного языка как средства, которое обеспечивает приобретение нового знания, доступ к новым культурам, обогащение внутреннего мира, усиление характера, свободу в выборе направления жизнетворчества, в том числе профессиональной деятельности. Вместе с тем, в практике образования прослеживается противоречия: –между желанием взрослых как можно раньше приобщитьдетей к изучению иностранного языка и отсутствием реальной потребности вэтом, а также возможности использования его вповседневной жизни у детей; – между ожиданиями, надеждами детей на быстрое, легкое освоениеиностранного языка и трудностью, продолжительностьюэтого процесса; – между коллективной (групповой) формой обучения ииндивидуальным характером процесса овладения иностранным языком. Необходимость целенаправленной работы в формировании и развитии у учащихся навыков аудирования, устной речи, закреплении произносительных навыков определяется отсутствием у школьников знаний норм пользования языком в соответствии с ситуацией, невладением ситуативными вариантами выражения одного и того же намерения, незнанием правил и социальных норм поведения носителей языка, традиций, истории, культуры. Существующие противоречия актуализируют проблему поиска условий для полноценного развития личностной и социальной компетенций школьников в процессе обучения иностранному языку. Актуальность проблемы и личностный и профессиональный интерес обусловили выбор темыисследования (направления деятельности): «Формирование у школьников универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «Иностранный язык»» Объектомисследованияявляетсяобучение школьников иностранному языку. Предметомисследования является формирование у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку с учетом специфики учебного предмета». Цельисследования–выявление и создание эффективных условий формирования у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку с учетом специфики учебного предмета «Иностранный язык»». Задачи исследования: – выяви
ть психологические и педагогические теоретические основы проблемы формирования у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «Иностранный язык»; – разработать концепцию формирования у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «Иностранный язык»; – определить критерии эффективности формирования у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий; – проверить опытным путём эффективность положений концепции. Гипотеза:формирование у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действийв процессе обучения иностранному (английскому) языку будет более эффективным, если: – процесс обучения школьников иностранному (английскому) языку будет выстраиваться как проблемно-диалогический; – в процессе обучения школьников иностранному (английскому) языку будут реализовываться здоровьесберегающие технологии; – основным средством развития исследовательских навыков школьников в процессе обучения иностранному (английскому) языку будут учебные проекты; – для решения коммуникативных и познавательных задач в процессе обучения школьников иностранному (английскому) языку будут использоваться интерактивные методы обучения, средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Для решения обозначенных задач используются следующие методы исследования: — теоретические– анализ психологической, педагогической литературы, систематизация материалов по изучаемой проблеме, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности; — эмпирические– изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта, наблюдение за процессом воспитания, опрос (беседа, анкетирование), изучение продуктов творческой деятельности детей, экспертиза общеобразовательных программ, учебных и методических пособий, школьной документации, опытная работа. Также применялась математическая обработка данных с целью повысить степень объективности результатов. Методологической основойисследования является личностно-ориентированный подход к преобразованию педагогической действительности; концепция развивающего обучения. Теоретическими предпосылкамиисследования выступают: идея А.А. Ухтомского о развитииличности на базе формирования доминанты самосовершенствования; идеи деятельностно и личностно ориентированного обучения, которые нашли отражение в трудах ученых Е.С.Полат, Е.И.Пассова. и И.С. Якиманской;идея формирования у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию, представленная в работах Г.К.Селевко;положения коммуникативного подхода в обучении (А.А. Бодалёв, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, А.В. Петровский); теоретические положения концепцийформирования иноязычной коммуникативной компетенции (И.Л. Бим, Л.Ш. Гегечкори, Г.А. Китайгородская, Б.А. Ляпидус, Г. Лозанов, В.И. Пассов). Практическая значимостьисследования состоит в том, что выявленные в результате исследования теоретические положения и результаты преобразующей работы реально содействуют формированию у школьников универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку. Разработанные в процессе исследования дидактические материалы могут быть использованы в практике работы учителей английского языка. Исследовательской базойявляется муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» Петропавловск-Камчатского городского округа. В исследовании принимают участие учащиеся 2–11 классов. Опытная работа выстраивается на следующих положениях о сущности и критериях сформированности универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному (английскому) языку: – развитие навыков аудирования, устной речи, произносительных навыковличности в процессе овладения иностранным языком выступает важнейшим фактором полноценного личностного развития и эффективной личностно и социально значимой деятельности;
– универсальные учебные действия предполагаютумение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса; – овладение универсальными учебными действиями является основным результатом образования и дает школьникам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться;
– учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует: * общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса; * развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; * развитию письменной речи; * формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме. Личностно-ориентированный подход предполагает выстраивание образовательного процесса на основе взаимообусловленных, взаимопроникающих принципов:личностном, принципе культуросообразности, ценностном, принципе успеха, самоактуализации, доверия и поддержки, индивидуальности. Принцип культуросообразностипредполагает, «что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, …»[3]. Иностранный язык путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры. Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, т.к. научение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста выступают тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудиотексты бесед с носителями языка. Важно, чтобы текст был аутентичным, соответствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближён к естественной ситуации. Приобретение ценностных ориентаций, обеспечивающих мотивационную базу изучения английского языка, развитие познавательных интересов учащихся, познание достижений национальных и общечеловеческих ценностей, осознание себя не только гражданином великой страны, но и членом мирового сообщества, развитие чувства национальной самобытности и самосознания, патриотизма, толерантного отношения к проявлениям другой культуры включает в себя ценностный принцип
В основе личностного принципа обучения лежит равновесное и равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса. Отношения «учитель—ученик» строятся как партнерство в увлекательной совместной деятельности, содействующие активизации имеющихся у каждого учащегося интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его эмоций и настроений, а также в развитии этих личностных параметров. Принцип успехав процессе изучения иностранного языкапредполагает постояннуюподдержку интереса к изучению предмета как основы учебной мотивации. Принцип самоактyализациипредполагает пробуждение и поддержку потребностиребёнка в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Принцип доверия и поддержкипредполагает веру в ребенка, доверие ему, поддержку его стремления к самореализации и самоутверждению взамен излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Принцип индивидуальностипредполагает создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога как главной задачи образовательного учреждения; учёт индивидуальных особенностей ребенка и взрослого, всяческое содействие их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. Реализация данных принципов предполагает следующие законы:
· Закон интереса.Интересное запоминается легче.
· Закон осмысления.Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
· Закон установки.Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
· Закон действия.Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
· Закон контекста.При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
· Закон торможения.При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.
· Закон оптимальной длины ряда.Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
· Закон края.Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
· Закон повторения.Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
· Закон незавершённости.Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
Библиографический список 1. Личностно-ориентированный подход в обучении [Электронный ресурс] URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00090386_0.html(дата обращения 29.01.2012)
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. URL: http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php(дата обращения: 28.01.2012). 3. Словарь педагогический [Электронный ресурс]. URL: http://psylist.net/slo/page.php?kat=4&id=3334(дата обращения 29.01.2012) 4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам //Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. Образование в документах и комментариях.– М.: АСТ. Астрель, 2004. – 93 с. 5. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс]. URL:http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm. 7(дата обращения: 15.01.2007).
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела | Стр. |
Актуальностьдеятельности | 3 |
Цель и задачидеятельности | 4 |
Гипотезаисследовательской деятельности | 4 |
Методы исследовательской деятельности | 5 |
Методологические основы деятельности | 5 |
Теоретические предпосылки исследовательской деятельности | 5 |
Практическая значимость исследовательской деятельности | 6 |
Основные положения исследовательской деятельности | 6 |
Принципыисследовательской деятельности | 7 |
Библиографический список | 10 |
Актуальность.В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент России Д. Медведев отмечает, что в условиях решения стратегических задач развития России в 21 веке «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [2]. Проблема образования инициативной, творческой личности нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, в котором обозначены задачи формирования у учащихся опыта использования иностранного языка как средства, которое обеспечивает приобретение нового знания, доступ к новым культурам, обогащение внутреннего мира, усиление характера, свободу в выборе направления жизнетворчества, в том числе профессиональной деятельности. Вместе с тем, в практике образования прослеживается противоречия: –между желанием взрослых как можно раньше приобщитьдетей к изучению иностранного языка и отсутствием реальной потребности вэтом, а также возможности использования его вповседневной жизни у детей; – между ожиданиями, надеждами детей на быстрое, легкое освоениеиностранного языка и трудностью, продолжительностьюэтого процесса; – между коллективной (групповой) формой обучения ииндивидуальным характером процесса овладения иностранным языком. Необходимость целенаправленной работы в формировании и развитии у учащихся навыков аудирования, устной речи, закреплении произносительных навыков определяется отсутствием у школьников знаний норм пользования языком в соответствии с ситуацией, невладением ситуативными вариантами выражения одного и того же намерения, незнанием правил и социальных норм поведения носителей языка, традиций, истории, культуры. Существующие противоречия актуализируют проблему поиска условий для полноценного развития личностной и социальной компетенций школьников в процессе обучения иностранному языку. Актуальность проблемы и личностный и профессиональный интерес обусловили выбор темыисследования (направления деятельности): «Формирование у школьников универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «Иностранный язык»» Объектомисследованияявляетсяобучение школьников иностранному языку. Предметомисследования является формирование у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку с учетом специфики учебного предмета». Цельисследования–выявление и создание эффективных условий формирования у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку с учетом специфики учебного предмета «Иностранный язык»». Задачи исследования: – выяви
ть психологические и педагогические теоретические основы проблемы формирования у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «Иностранный язык»; – разработать концепцию формирования у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «Иностранный язык»; – определить критерии эффективности формирования у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий; – проверить опытным путём эффективность положений концепции. Гипотеза:формирование у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действийв процессе обучения иностранному (английскому) языку будет более эффективным, если: – процесс обучения школьников иностранному (английскому) языку будет выстраиваться как проблемно-диалогический; – в процессе обучения школьников иностранному (английскому) языку будут реализовываться здоровьесберегающие технологии; – основным средством развития исследовательских навыков школьников в процессе обучения иностранному (английскому) языку будут учебные проекты; – для решения коммуникативных и познавательных задач в процессе обучения школьников иностранному (английскому) языку будут использоваться интерактивные методы обучения, средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Для решения обозначенных задач используются следующие методы исследования: — теоретические– анализ психологической, педагогической литературы, систематизация материалов по изучаемой проблеме, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности; — эмпирические– изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта, наблюдение за процессом воспитания, опрос (беседа, анкетирование), изучение продуктов творческой деятельности детей, экспертиза общеобразовательных программ, учебных и методических пособий, школьной документации, опытная работа. Также применялась математическая обработка данных с целью повысить степень объективности результатов. Методологической основойисследования является личностно-ориентированный подход к преобразованию педагогической действительности; концепция развивающего обучения. Теоретическими предпосылкамиисследования выступают: идея А.А. Ухтомского о развитииличности на базе формирования доминанты самосовершенствования; идеи деятельностно и личностно ориентированного обучения, которые нашли отражение в трудах ученых Е.С.Полат, Е.И.Пассова. и И.С. Якиманской;идея формирования у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию, представленная в работах Г.К.Селевко;положения коммуникативного подхода в обучении (А.А. Бодалёв, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, А.В. Петровский); теоретические положения концепцийформирования иноязычной коммуникативной компетенции (И.Л. Бим, Л.Ш. Гегечкори, Г.А. Китайгородская, Б.А. Ляпидус, Г. Лозанов, В.И. Пассов). Практическая значимостьисследования состоит в том, что выявленные в результате исследования теоретические положения и результаты преобразующей работы реально содействуют формированию у школьников универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку. Разработанные в процессе исследования дидактические материалы могут быть использованы в практике работы учителей английского языка. Исследовательской базойявляется муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» Петропавловск-Камчатского городского округа. В исследовании принимают участие учащиеся 2–11 классов. Опытная работа выстраивается на следующих положениях о сущности и критериях сформированности универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному (английскому) языку: – развитие навыков аудирования, устной речи, произносительных навыковличности в процессе овладения иностранным языком выступает важнейшим фактором полноценного личностного развития и эффективной личностно и социально значимой деятельности;
– универсальные учебные действия предполагаютумение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса; – овладение универсальными учебными действиями является основным результатом образования и дает школьникам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться;
– учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует: * общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса; * развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; * развитию письменной речи; * формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме. Личностно-ориентированный подход предполагает выстраивание образовательного процесса на основе взаимообусловленных, взаимопроникающих принципов:личностном, принципе культуросообразности, ценностном, принципе успеха, самоактуализации, доверия и поддержки, индивидуальности. Принцип культуросообразностипредполагает, «что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, …»[3]. Иностранный язык путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры. Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, т.к. научение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста выступают тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудиотексты бесед с носителями языка. Важно, чтобы текст был аутентичным, соответствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближён к естественной ситуации. Приобретение ценностных ориентаций, обеспечивающих мотивационную базу изучения английского языка, развитие познавательных интересов учащихся, познание достижений национальных и общечеловеческих ценностей, осознание себя не только гражданином великой страны, но и членом мирового сообщества, развитие чувства национальной самобытности и самосознания, патриотизма, толерантного отношения к проявлениям другой культуры включает в себя ценностный принцип
В основе личностного принципа обучения лежит равновесное и равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса. Отношения «учитель—ученик» строятся как партнерство в увлекательной совместной деятельности, содействующие активизации имеющихся у каждого учащегося интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его эмоций и настроений, а также в развитии этих личностных параметров. Принцип успехав процессе изучения иностранного языкапредполагает постояннуюподдержку интереса к изучению предмета как основы учебной мотивации. Принцип самоактyализациипредполагает пробуждение и поддержку потребностиребёнка в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Принцип доверия и поддержкипредполагает веру в ребенка, доверие ему, поддержку его стремления к самореализации и самоутверждению взамен излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Принцип индивидуальностипредполагает создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога как главной задачи образовательного учреждения; учёт индивидуальных особенностей ребенка и взрослого, всяческое содействие их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. Реализация данных принципов предполагает следующие законы:
· Закон интереса.Интересное запоминается легче.
· Закон осмысления.Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
· Закон установки.Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
· Закон действия.Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
· Закон контекста.При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
· Закон торможения.При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.
· Закон оптимальной длины ряда.Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
· Закон края.Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
· Закон повторения.Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
· Закон незавершённости.Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
Библиографический список 1. Личностно-ориентированный подход в обучении [Электронный ресурс] URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00090386_0.html(дата обращения 29.01.2012)
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. URL: http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php(дата обращения: 28.01.2012). 3. Словарь педагогический [Электронный ресурс]. URL: http://psylist.net/slo/page.php?kat=4&id=3334(дата обращения 29.01.2012) 4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам //Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. Образование в документах и комментариях.– М.: АСТ. Астрель, 2004. – 93 с. 5. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс]. URL:http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm. 7(дата обращения: 15.01.2007).
06 апреля 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»