В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Обобщение опыта "Ученическое самоуправление"

Обобщение опыта "Ученическое самоуправление"

Екатерина Токарева
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 2974 комментариев: 3
Краткое описание
Цель: Формирование демократической культуры у учащихся через  развитие ученического  самоуправления.
Описание

 Токарева Екатерина Владимировна;
 высшая квалификационная категория;
 Саратовская область Вольский район с.Терса;
 МОУ «СОШ с.Терса Вольского района Саратовской области»;
 классное руководство;
 тема: Ученическое самоуправление;
 11 класс.
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11 класса
Классный руководитель: Токарева Екатерина Владимировна
Цель: Формирование демократической культуры у учащихся через развитие ученического самоуправления.
Основные требования к организации ученического самоуправления:
  1. разнообразие увлекательной, социально значимой коллективной деятельности детей;
  2. зависимость структуры органов самоуправления от содержания и видов деятельности учащихся в школе;
  3. высший орган самоуправления — общее собрание детей и взрослых, сменяемость актива;
  4. гласность и общественный контроль — закон жизни коллектива. Алгоритм развития ученического коллектива.
Управление – это целенаправленная деятельность субъектов управления по оптимизации функций школы и ее развитию.
Соуправление предполагает участие в выборе и принятии решения всех членов школьного коллектива.
Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающую развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Среди основных потребностей  быть участником самоуправления можно назвать:
— потребность в проявлении своего Я;
— потребность быть кому-то нужным;
— потребность в признании со стороны сверстников и взрослых;
— потребность в дружеских отношениях.
Функции, которые присущи самоуправлению:
— адаптационная – вооружение ребенка механизмами приспособления к новой социальной среде;
— управленческая – знакомство ребенка с общими закономерностями социального управления и обучение базовым навыкам управления и самоуправления;
— интегративная – сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности;
— рефлексивная и прогностическая – повышение эффективности управления социальными процессами посредством как бы предварительного «взвешивания» намечаемых и принимаемых решений. Определение перспектив на основе диагностики ;
— стимулирующая – ускорение или, наоборот, торможение определенных действий.
Принципы организации самоуправления:
  1. централизация на основе представительства, позволяющая обеспечить четкое взаимодействие всех частей ученического самоуправления;
  2. гласность;
  3. полнота доверия;
  4. сменность актива;
  5. педагогическая поддержка и методическая помощь учащимся в организации самоуправления;
  6. административная поддержка в реализации решений ученического коллектива,
Условия, при которых самоуправление развивается более успешно:
  1. Вариативность и свобода выбора деятельности учащихся во внеучебное время. Идея свободного выбора форм, направлений деятельности также формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, умение критически оценивать свои возможности и стремление к самостоятельному решению все более трудных задач.
  2. Творческое партнерство и сотрудничество педагогов и учащихся в организации как учебной, так и внеучебной деятельности школьников предполагает включение их в совместное творчество по разработке проектов совершенствования работы коллектива. При этом важной чертой совместной деятельности педагогов и детей должно стать сотворчество – как норма, существующая в коллективе учебного заведения.

Алгоритм организации процесса самоуправления:
  1. Определить цель и выработать задачи деятельности органа УС.
  2. Выявить область деятельности, где реально можно передать полномочия детям.
  3. Выбрать виды деятельности, учитывая специфику ОУ.
  4. Разработать положение об УС.
  5. Составить план работы УС.
  6. Организовать учебу детей.
Все социальные институты одновременно и управляемы, и самоуправляемы. Это относится как к образовательным учреждениям, так и к отдельному человеку: он самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и самостоятельным звеном управления.
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе:
  1. Устав школы. Правила для учащихся.
  2. Положение о Совете учащихся


В основу этих документов положены нравственные ценности, направленные на уважение личности ребенка, его самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
Положение об ученическом Совете класса
МОУ «СОШ с Терса Вольского района Саратовской области»
-
Совет класса является высшим органом ученического самоуправления класса (его решениям подчиняются класс, учащиеся класса).
Во главе Совета класса стоит Президент. Совет класса состоит из представителей класса.
Заседание Совета учащихся может проводиться расширенно ( представителей администрации школы, родителей, учителей) и отдельно.
Совет учащихся класса обязан:
Отчитываться о проделанной работе на ежегодной отчетной линейке.
  1. Принимать и рассматривать все предложения и положения учеников и учителей.
  2. Информировать учеников класса обо всех принятых им решениях.
  3. Отвечать за соблюдение Устава школы.
  4. Организовывать работу класса и предпринимать действия по сплочению классного коллектива.
  5. Контролировать соблюдение прав учеников, а также выполнение их обязанностей.
  6. Организовывать работу Центров ученического самоуправления.
Совет учащихся имеет право:
  1. Проводить заседание Совета класса.
  2. Выносить ответственные решения (объявлять благодарности, выносить взыскания).
  3. Вызывать на свое заседание любого ученика класса.
  4. Приглашать на свое заседание родителей ученика, учителя или классного руководителя.
5. При Совете учащихся создаются центры, каждый из которых отвечает за свой участок работы:
Комитет Охраны знаний — следит за соблюдением Устава школы. Отвечает за создание условий для учебной деятельности школьников, за сбор информации об учебном процессе.
Комитет Среды и здоровья — отвечает за выполнение всех трудовых дел в классе, санитарное состояние кабинета, составление графика дежурства по кабинету. Отвечает за подготовку и проведение спортивных соревнований, сбор информации о спортивных достижениях.
Комитет по информации — осуществляет оформление стендов по воспитательной работе, написание объявлений, оформление фотоальбома «Летопись интересных дел», выпуск классной газеты.Отвечает за обмен информацией с другими организациями, следит за работой пресс — центра, за своевременное информирование о предстоящих школьных мероприятиях, информирование классного руководителя и учеников о проделанной работе Совета класса, подготовка данных для прессы.
Комитет творческий — отвечает за подготовку и участие класса в проведение в школе вечеров отдыха, праздников, фестивалей, культурных мероприятий, конкурсов, выставок.
Комитет правопорядка — отвечает за охрану порядка на классных мероприятиях, ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения, осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.
Секретарь — протоколирует заседание Совета школы и оглашает решение совета.
Принято на Совете учащихся 19 сентября 2005 г. Положение о Президенте Совета учащихся класса
  1. Президент избирается всеобщим голосованием класса.
  2. Президентом может быть избран активный, успевающий учащийся класса:
— проводит агитацию и предвыборную компанию в течение 3 недель, затем на классном собрании зачитывает свою программу .
  1. при вступлении в должность Президент Совета класса приносит присягу и произносит клятву: «Клянусь при осуществлении полномочий президента Совета класса выполнять требования Устава, уважать и охранять права членов классного коллектива».
  2. полномочия Президента начинаются с момента принесения им присяги и прекращаются с истечением срока полномочий (1 год).


  1. Президент Совета класса обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Совета, является гарантом прав и обязанностей его членов.
  2. Президент, как глава Совета класса является его высшим должностным лицом, представляющим ее перед администрацией школы, Советом школы, педагогическим коллективом.
  3. Президент может быть отозван от должности с занимаемого поста, если качество его работы признано неудовлетворительным на Совете класса.
Президент вносит на рассмотрение Совета класса предложения о награждении или поощрении членов классного коллектива, отлично зарекомендовавших себя в учебе, спорте, искусстве.
Выписка
Из плана воспитательной работы классного коллектива 11 класса, классный руководитель – Токарева Екатерина Владимировна
План работы актива на 2008-2009 учебный год.
В этом году планируется работа актива самоуправления класса.

Мероприятия
Сроки
1.
Выбор актива, президента класса.
1 нед/сент
2.
Распределение обязанностей.
1 нед/сент
3.
Посещение «Сбора актива школы».
Кажд. Мес.
4.
Работа актива по закреплённым поручениям.
В теч. года
5.
Отчёт работы актива.
Кажд. Четв.
6.
Коррекция работы актива кл. рук. И ЗДВР.
В теч. года
7.
Проведение традиционных мероприятий в классе.
По плану.
8.
Оформление классного уголка.
Сент.
9.
Ведение классных фотоальбомов.
В теч. года
10.
Организация дежурства в классе и по школе.
В теч. года


Список актива класса:
  1. Президент класса:


  1. Министр дисциплины:


  1. Министр спорта:


  1. Министр образования:


  1. Министр культуры:


  1. Министр труда:


  1. Ответственная за питание в столовой:


  1. Ответственный за аппаратуру:


  1. Цветовод:


Комментарии


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
статья.docx Скачать

uchmet_120_60.gif




Токарева Екатерина Владимировна;

высшая квалификационная категория ;

Саратовская область Вольский район с.Терса ;

МОУ «СОШ с.Терса Вольского района Саратовской области»;

классное руководство;

тема: Ученическое самоуправление;

11 класс.









































УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11 класса
Классный руководитель: Токарева Екатерина Владимировна
Цель: Формирование демократической культуры у учащихся через развитие ученического самоуправления.
Основные требования к организации ученического самоуправления:

  1. разнообразие увлекательной, социально значимой коллективной деятельности детей;

  2. зависимость структуры органов самоуправления от содержания и видов деятельности учащихся в школе;

  3. высший орган самоуправления — общее собрание детей и взрослых, сменяемость актива;

  4. гласность и общественный контроль — закон жизни коллектива. Алгоритм развития ученического коллектива.

Управление – это целенаправленная деятельность субъектов управления по оптимизации функций школы и ее развитию.
Соуправление предполагает участие в выборе и принятии решения всех членов школьного коллектива.
Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающую развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Среди основных потребностей  быть участником самоуправления можно назвать:
— потребность в проявлении своего Я;
— потребность быть кому-то нужным;
— потребность в признании со стороны сверстников и взрослых;
— потребность в дружеских отношениях.
Функции, которые присущи самоуправлению:
— адаптационная – вооружение ребенка механизмами приспособления к новой социальной среде;
— управленческая – знакомство ребенка с общими закономерностями социального управления и обучение базовым навыкам управления и самоуправления;
— интегративная – сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности;
— рефлексивная и прогностическая – повышение эффективности управления социальными процессами посредством как бы предварительного «взвешивания» намечаемых и принимаемых решений. Определение перспектив на основе диагностики ;
— стимулирующая – ускорение или, наоборот, торможение определенных действий.
Принципы организации самоуправления:

  1. централизация на основе представительства, позволяющая обеспечить четкое взаимодействие всех частей ученического самоуправления;

  2. гласность;

  3. полнота доверия;

  4. сменность актива;

  5. педагогическая поддержка и методическая помощь учащимся в организации самоуправления;

  6. административная поддержка в реализации решений ученического коллектива,

Условия, при которых самоуправление развивается более успешно:

  1. Вариативность и свобода выбора деятельности учащихся во внеучебное время. Идея свободного выбора форм, направлений деятельности также формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, умение критически оценивать свои возможности и стремление к самостоятельному решению все более трудных задач.

  2. Творческое партнерство и сотрудничество педагогов и учащихся в организации как учебной, так и внеучебной деятельности школьников предполагает включение их в совместное творчество по разработке проектов совершенствования работы коллектива. При этом важной чертой совместной деятельности педагогов и детей должно стать сотворчество – как норма, существующая в коллективе учебного заведения.


Алгоритм организации процесса самоуправления:

  1. Определить цель и выработать задачи деятельности органа УС.

  2. Выявить область деятельности, где реально можно передать полномочия детям.

  3. Выбрать виды деятельности, учитывая специфику ОУ.

  4. Разработать положение об УС.

  5. Составить план работы УС.

  6. Организовать учебу детей.

Все социальные институты одновременно и управляемы, и самоуправляемы. Это относится как к образовательным учреждениям, так и к отдельному человеку: он самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и самостоятельным звеном управления.
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе:

  1. Устав школы. Правила для учащихся.

  2. Положение о Совете учащихся



В основу этих документов положены нравственные ценности, направленные на уважение личности ребенка, его самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
Положение об ученическом Совете класса
МОУ «СОШ с Терса Вольского района Саратовской области»
-
Совет класса является высшим органом ученического самоуправления класса (его решениям подчиняются класс, учащиеся класса).
Во главе Совета класса стоит Президент. Совет класса состоит из представителей класса.
Заседание Совета учащихся может проводиться расширенно ( представителей администрации школы, родителей, учителей) и отдельно.
Совет учащихся класса обязан:
Отчитываться о проделанной работе на ежегодной отчетной линейке.

  1. Принимать и рассматривать все предложения и положения учеников и учителей.

  2. Информировать учеников класса обо всех принятых им решениях.

  3. Отвечать за соблюдение Устава школы.

  4. Организовывать работу класса и предпринимать действия по сплочению классного коллектива.

  5. Контролировать соблюдение прав учеников, а также выполнение их обязанностей.

  6. Организовывать работу Центров ученического самоуправления.

Совет учащихся имеет право:

  1. Проводить заседание Совета класса.

  2. Выносить ответственные решения (объявлять благодарности, выносить взыскания).

  3. Вызывать на свое заседание любого ученика класса.

  4. Приглашать на свое заседание родителей ученика, учителя или классного руководителя.

5. При Совете учащихся создаются центры, каждый из которых отвечает за свой участок работы:
Комитет Охраны знаний — следит за соблюдением Устава школы. Отвечает за создание условий для учебной деятельности школьников, за сбор информации об учебном процессе.
Комитет Среды и здоровья — отвечает за выполнение всех трудовых дел в классе, санитарное состояние кабинета, составление графика дежурства по кабинету. Отвечает за подготовку и проведение спортивных соревнований, сбор информации о спортивных достижениях.
Комитет по информации — осуществляет оформление стендов по воспитательной работе, написание объявлений, оформление фотоальбома «Летопись интересных дел», выпуск классной газеты.Отвечает за обмен информацией с другими организациями, следит за работой пресс — центра, за своевременное информирование о предстоящих школьных мероприятиях, информирование классного руководителя и учеников о проделанной работе Совета класса, подготовка данных для прессы.
Комитет творческий — отвечает за подготовку и участие класса в проведение в школе вечеров отдыха, праздников, фестивалей, культурных мероприятий, конкурсов, выставок.
Комитет правопорядка — отвечает за охрану порядка на классных мероприятиях, ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения, осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка.
Секретарь — протоколирует заседание Совета школы и оглашает решение совета.
Принято на Совете учащихся 19 сентября 2005 г. Положение о Президенте Совета учащихся класса

  1. Президент избирается всеобщим голосованием класса.

  2. Президентом может быть избран активный, успевающий учащийся класса:

проводит агитацию и предвыборную компанию в течение 3 недель, затем на классном собрании зачитывает свою программу .

  1. при вступлении в должность Президент Совета класса приносит присягу и произносит клятву: «Клянусь при осуществлении полномочий президента Совета класса выполнять требования Устава, уважать и охранять права членов классного коллектива».

  2. полномочия Президента начинаются с момента принесения им присяги и прекращаются с истечением срока полномочий (1 год).



  1. Президент Совета класса обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Совета, является гарантом прав и обязанностей его членов.

  2. Президент, как глава Совета класса является его высшим должностным лицом, представляющим ее перед администрацией школы, Советом школы, педагогическим коллективом.

  3. Президент может быть отозван от должности с занимаемого поста, если качество его работы признано неудовлетворительным на Совете класса.

Президент вносит на рассмотрение Совета класса предложения о награждении или поощрении членов классного коллектива, отлично зарекомендовавших себя в учебе, спорте, искусстве.
Выписка
Из плана воспитательной работы классного коллектива 11 класса, классный руководитель – Токарева Екатерина Владимировна
План работы актива на 2008-2009 учебный год.
В этом году планируется работа актива самоуправления класса.

Мероприятия

Сроки

1.

Выбор актива, президента класса.

1 нед/сент

2.

Распределение обязанностей.

1 нед/сент

3.

Посещение «Сбора актива школы».

Кажд. Мес.

4.

Работа актива по закреплённым поручениям.

В теч. года

5.

Отчёт работы актива.

Кажд. Четв.

6.

Коррекция работы актива кл. рук. И ЗДВР.

В теч. года

7.

Проведение традиционных мероприятий в классе.

По плану.

8.

Оформление классного уголка.

Сент.

9.

Ведение классных фотоальбомов.

В теч. года

10.

Организация дежурства в классе и по школе.

В теч. года



Список актива класса:

  1. Президент класса:



  1. Министр дисциплины:



  1. Министр спорта:



  1. Министр образования:



  1. Министр культуры:



  1. Министр труда:



  1. Ответственная за питание в столовой:



  1. Ответственный за аппаратуру:



  1. Цветовод:




tokareva_klassnoe rukovodstvo.rar Скачать
Обсуждение материала
Наталья Дулатова
5.04.2013 06:16
Здравствуйте Елена! Оформите, пожалуйста Вашу работу в соответствии с Требованиями. Прикрепите файл работы , оформите титульный лист, разместите логотип портала.
Наталья Дулатова
10.04.2013 07:24
Здравствуйте Елена! Проверьте, пожалуйста, прикрепленный файл.
Екатерина Токарева
11.04.2013 23:31
Исправила! Извините за невнимательность!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос