Дети войны
- Помочь учащимся осознать взаимосвязь исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.
- Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к подвигу русского человека в годы Великой Отечественной войны.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42 г. Ульяновска» |
ДЕТИ ВОЙНЫ |
(литературно – музыкальная композиция) |
|
г. Ульяновск 2013 г. |
Агафонова Наталья Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ№42 г. Ульяновска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №42 г. Ульяновска»
Агафонова Наталья Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
ДЕТИ ВОЙНЫ
(литературно – музыкальная композиция)
Цели:
- Познакомить учащихся с ролью детей в годы Великой Отечественной войны и их вкладом в дело Победы.
- Помочь учащимся осознать взаимосвязь исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.
- Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к подвигу русского человека в годы Великой Отечественной войны.
Оформление:
Тематически оформленная рекреация школы
Сценарий:
Фонограмма А. Розенбаума "Красная стена" I куплет.
Ведущий: Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёнными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешенных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены.
Память... Она имеет начало, но не имеет конца.
Звучит довоенная музыка. Мать заплетает косички маленькой дочери.
- Снова дралась во дворе?
- Ага!
Мама, но я же не плакала!..
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванной плавала!..
- Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету…
- Мама, а вырасту я когда?
- Вырастешь, ешь котлету…
- Мама, купим живого коня?
- Коня?! Да что ж это делается?!
- Мама, а в лётчики примут меня?
- Примут, куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!..
- Мама, а правда, что будет война, и я не успею вырасти?
Звучат разрывы и вой серены. Голос Левитана – объявление начала войны. Мать заслоняет собой дочь, и, согнувшись, с ужасом смотря вверх, они убегают.
Звучит в записи второй фортепианный концерт (1-я часть) С. Рахманинова.
Ученица:
Её я узнала не из книжки -
Жестокое слово - война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали.
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных.
На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных.
Шуршали листы букварей.
Ведущий: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей...
Ученик:
В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
Звучит в записи "Эпизод нашествия" из седьмой ("Ленинградской") симфонии Д. Шостаковича.
Ученица:
И вдруг война, страшная война. А мне - 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерть в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность.
Ученик:
Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл...
Ведущий: Историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… но не могут они сказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало мать и сестру. О чём думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. О чём мечтала связная партизанского отряда, схваченная немцами, ведь ей не было двенадцати.
Ученик: (на фоне песни «А нам нужна одна победа»)
… А нам не довелось играть в войну,
Не мы в нее – она играла нами:
На фронт мы убегали пацанами,
С вагонов крыш смотрели на страну,
Суровую, в морщинистых траншеях,
В сединах непокошенных полей,
В деревнях под молчаньем тополей
И в журавлях, сиротских тонкошеих.
Ловили нас в вокзалах оголтелых,
Гоняли с крыш, снимали с буферов.
И бегали мы так, что будь здоров,
Хоть неизвестно в чем душа сидела.
Ведущий: Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну. Освобожденные из плена. Братья или сестры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. Но храбрость и мужество их до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве, принесшем нам Победу.
Ученик 1: «Заявление. Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашей Родины. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови… Мать согласна.»
Ученик 2:
В военных днях мы так и не узнали
Меж юностью и детством где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом паспорта.
Ученик 3: Голик Леня – партизан ВОВ, Герой СС, разведчик, погиб в бою.
Ученик 4: Котик Валя – юный партизан ВОВ, Герой СС, погиб в бою.
Ученик 5: Казей Марат - партизан ВОВ, Герой СС, окружённый фашистами, подорвал себя гранатой.
Ученик 6: Девятиклассник Саша Чекалин, боец истребительного батальона, разведчик, пел на эшафоте.
Ученик 7: Юная зенитчица Мария Барсукова вступила в неравный бой с фашистами. Пламя поглотило девушку раньше, чем замолчал пулемет.
Ученик 8: «Это счастье – умереть за свой народ» - бросила на допросе в лицо палачам Зоя Космодемьянская.
Ведущий: За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 миллионов ваших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. Семь тысяч удостоено звания героя Советского Союза. А сколько их ещё было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!
Звучит мелодия «Темная ночь».
Ведущий: В тылу дети заменили у станка тех, кто ушел на фронт, помогали в госпиталях чем могли, писали на фронт письма и ждали, ждали, ждали возвращения родных с Победой!
Ученица: Пришла я на завод в июне 1942 года со школьной скамьи. Мне было 15 лет… в бригаде нас было девять человек: самому старшему: не было 18-ти, самому младшему 12–ти. Мы не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли все задания… все работали в дни войны по 11 – 12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая…
(звучит 7 –ая симфония Шостаковича)
Ведущий: В блокадном Ленинграде оказалось около 400 тысяч детей.
Ученица:
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлёбку из ремней
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
И он точил пока рука
Могла производить движенья.
И если падал у станка
То падал – как солдат в сраженье.
Ведущий: Тамаре Бурцевой было 13 лет, когда началась война. Вспоминая жизнь в осажденном городе, она плачет до сих пор.
Ученица 1: «Люди падали от голода прямо на улице – замерзали, умирали. Покойники были страшными: кости, обтянутые жёлтой кожей, незакрытые рты… Самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники, подростки… и мужчины. По дороге жизни тётя Сима вывезла меня и Лиду из города в Тихвин. В поезде кормили. Многие блокадники умерли в дороге от переедания, так как напрочь были лишены чувства насыщения. Я сама все время хочу есть».
Ученица 2:
Дети. Плача, хлеб просили,
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь
Может, в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Умирали – и говорили:
Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Дети, взявшись за руки, раскачиваются из стороны в сторону. Звучит музыка песни «Бухенвальд»
Ведущий: Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку - у них отняли Родину и свободу.
Ученица 1:
Бараков цепи и песок сыпучий
Колючкой огорожены кругом.
Как будто мы жуки в навозной куче:
Здесь копошимся. Здесь мы живем.
Чужое солнце всходит над холмами
Но почему нахмурилось оно?
Не греет, не ласкает нас лучами, -
Безжизненное бледное пятно…
Ученица 2: «нас, детей по 15 – 20 человек, заставляли работать – на лямках возить груженные разными грузами повозки, но больше отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда увозились в крематорий. Работали мы с 4 часов утра и до темноты. В конце октября 1944 года производивший проверку немец дал нам «кару» за то, что не было чисто в блоке. Нас, 150 человек, построили на улице около блока и отвели в купальню, раздели донага, облили холодной водой и голых повели в свой блок, после чего многие дети заболели и умерли».
Ведущий: Невозможно простому человеку, не видевшему войны представить даже маленькую толику того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации в лагерях смерти. Ушедшие добровольцами на фронт, взявшие на себя обязанности взрослых в тылу, ушедшие в партизанские отряды…
БЫТЬ РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ – ЭТО УЖЕ ПОДВИГ.
Все участники стоят вместе. Звучит Реквием Моцарта. Читают по строчке все.
Мы маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор отбой не дан.
Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где цветы цвели,
В бомбоубежища и щели
Мы ночью с бабушками шли.
Мы слез тогда уже не лили
Мы знали вкус полынь-травы
И с вами всю беду делили
Как с нами хлеб делили вы
Ну что же, мы зато узнали,
Что значит выжить в трудный год,
Что значит – Родина за нами!
И что такое наш народ!
Сообщения учащихся о своих дедушках и бабушках, переживших войну.
Ведущий (Без музыки):
«Помните, через века, через года,
Помните, о тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!»
Почтим память павших, в годы Великой Отечественной войны минутой молчания. (Минута молчания)
Родина суровая и милая
Помните все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами.
Славят жизнь по рощам соловьи.
С ней живут любя, страдая, радуясь,
Падая и поднимаясь в высь
Над грозою торжествует радуга,
А над смертью торжествует жизнь.
ПОМНИТЕ!
(звучит песня «А может не было войны»)
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Вебинар «Z-поэзия – современное явление русской литературы, героическая летопись человеческих судеб, мужества и отваги солдат: произведения, освещающие тему СВО и военные события на Донбассе»
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Вебинар «Творчество М. А. Шолохова: аккумуляция и ретрансляция культурного кода»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей