Интегрированный урок по подготовке к ЕГЭ
Краткое описание
Готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ
Описание
Цель:готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи:
ü Образовательные: закрепить знания учащихся по разделам языкознания: словообразование, морфология, развитие речи; совершенствовать умение анализировать текст любого жанра;
ü Развивающие:развивать познавательную активность учащихся, память, творческие способности;
ü Воспитательные:воспитывать бережное отношение к нравственным ценностям человечества, любовь к слову;
ü Коммуникативные: развивать речь, совершенствовать умение аргументировать свою позицию.
Оборудование:раздаточный материал; текст В. Астафьева «Последний поклон»; задания по тексту; презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Я хочу внести немного солнца в вашу жизнь: давайте улыбнемся друг другу…
2. Определение темы.
— Что является самым святым в нашем сердце? (После ответов появляются следующие строки, слайд)
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное — Мать! (Э. Асадов)
— Согласны ли вы с утверждением поэта?
— О чем мы будем говорить на уроке? (О самом святом в жизни каждого человека.)
— Является ли это четверостишие текстом? Определите его стиль и тип.
3. Основная часть.
1. Письмо по памяти.
Задания:
А) выучите наизусть стихотворение в течение минуты и запишите по памяти;
Б) прочитайте стихотворение наизусть, соблюдая авторскую интонацию;
В) подчеркните в нём контекстные антонимы. Что это? (Слайд.)
Г) с какой целью автор использует лексический повтор? (Слайд.)
2. Анализ текста.
Учитель. Мы говорим сегодня о матери, о самых близких нам людях. Думаю, по – настоящему счастлив тот человек, которому судьба подарила возможность ощутить материнскую ласку. Я хочу вспомнить В. Астафьева, автора известнейших произведений. Так много написано им о детстве, о детстве без матери.… Она утонула, когда мальчику было 7 лет. Поэтому самое святое в жизни Астафьева – это бабушка, Катерина Петровна, заменившая ему мать. Именно о ней он напишет в автобиографической повести «Последний поклон».
Факты биографии В.П. Астафьева (на слайде)
Учитель читает текст.
Последний поклон.
1) Задами пробрался я к нашему дому. 2) Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.
3) Дверь распахнута. 4) Краски на двери и на крыльце почти не осталось. 5) Лишь лоскутки её светлели в завалах половиц и на косяках двери. 6) Бабушка сидела на скамейке…и сматывала нитки в клубок. 7) Я замер у двери.
8) Буря пролетела над землёй! 9) Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства; фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так они и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.
10) — Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? 11) Подойди, подойди! 12) Перекрешшу я тебя, милого.
13) У меня в ногу стрельнуло… 14) Спужаюсь или обрадуюсь – и стрельнёт…
15) И говорила бабушка привычное, привычным, обыденным голосом, ровно бы я, и в самом деле отлучался в лес или на заимку к дедушке сбегал и вот возвратился, лишку подзадержавшись.
16) Бабушка сделала попытку встать, но её шатнуло, и она ухватилась руками за стол.
17) Какие маленькие сделались у бабушки руки! 18) Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. 19) Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка.
20) Я бросил клубок и сгреб бабушку в бремя.
21)- Живой я остался, бабушка, живой!..
22) — Молилась, молилась за тебя, — торопливо шептала бабушка и по – птичьи тыкалась мне в грудь. 23) Она целовала там, где сердце, и все повторяла: — Молилась, молилась…
24) На дряхлой щеке её осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды.
25) — Устала я, батюшко. 26) Вся устала. 27) Восемьдесят шестой годок… 28) Работы сделала – иной артели впору. 29) Тебя все ждала. 30) Жданье крепит. 31) Теперь пора. 32)Теперь скоро помру. 33) Ты уж, батюшко, приедь похоронить – то меня… 34) Закрой мои глазоньки…
35) Бабушка ослабела и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами. 36)Я тоже плакал молча и просветлённо.
37) Вскорости бабушка умерла. 38) Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. 39) Меня не отпустили с производства. 40) Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал: — Не положено. 41) Мать или отца – другое дело, а бабушек да дедушек …
42)Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня! 43) Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого. 44) Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.
45) И живет в сердце вина. 46) Гнетущая, тихая, вечная. 47) Я знаю, бабушка простила бы меня. 48) Она всегда и все мне прощала. 49) Но её нет. 50) И никогда не будет. 51) И некому прощать…
(По В.Астафьеву.)
— Закройте глаза, вдумайтесь. О чем пишет автор?
Исследование текста.
— Определите тип, стиль текста. Обоснуйте свою позицию.
— Какие чувства вызвал у вас данный текст? О чём он заставил задуматься?
— Какие проблемы поднимает автор? (Проблема долга, совести, ответственности человека за свои поступки.)
— Что в этой жизни для вас самое святое?
Сегодня вам придётся поработать над отдельными элементами сочинения – рассуждения по тексту В. Астафьева.
4. Работа по группам.
Задание 1. Выявить проблему и прокомментировать её.
Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.
Задание 2. Определить авторскую позицию.
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
Задание 3. Высказать своё мнение по поднятой проблеме и привести аргументы.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой – либо мысли перед читателями.
5. Самостоятельная работа учащихся в группах.
6. Соединение частей сочинения. Обсуждение работ.
7. Взаимооценивание по критериям К7, К8, К10, К11.
8. ЕГЭ – разминка…
Часть «В».
В1
• Из предложений 22 – 23 выпишите слово, образованное приставочно – суффиксальным способом.
• Укажите способ образования слова РАСПАХНУТА (предложение 3).
В2
§ Из предложения 6 выпишите все предлоги.
§ Из предложения 43 выпишите все сочинительные союзы.
В3
• Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
• Определите вид подчинительной связи в словосочетании К НАШЕМУ ДОМУ (предложение1).
В8
• Из предложения 24 выпишите подчинительное
Какие выразительные средства зыка использует автор в 45 – 46 предложениях _________; в первой части 9 предложения________; в предложении 18_________; в предложении 44__________?
Ряды однородных членов Сравнение
Эпитет Парцеляция
Аллегория Литота
Метафора Антонимы
9. Дополнительные задания (по тексту Астафьева «Последний поклон»)
— выпишите 7 -10 существительных, образованных суффиксальным способом.
— какие части речи могут иметь краткую форму? Подберите примеры из данного текста.
— вспомните определительные местоимения. Выпишите его (их) из предложений 43 – 51;
— из предложения 9 выпишите подчинительные словосочетания с разными видами связи.
4. Итоги урока.
Домашнее задание: выбери свой уровень сложности и выполни одно из трёх заданий.
1. * Словообразование. Выписать 15 -20 слов из произведения, изучаемого на уроке литературы в данный момент, определить каким способом они образованы.
2. ** Часть В. Составить тестовые задания к части «В», используя текст произведения, изучаемого на уроке литературы в данный момент.
3. *** Развитие речи. Написать эссе на тему «Что в сердце нашем самое святое?
Задачи:
ü Образовательные: закрепить знания учащихся по разделам языкознания: словообразование, морфология, развитие речи; совершенствовать умение анализировать текст любого жанра;
ü Развивающие:развивать познавательную активность учащихся, память, творческие способности;
ü Воспитательные:воспитывать бережное отношение к нравственным ценностям человечества, любовь к слову;
ü Коммуникативные: развивать речь, совершенствовать умение аргументировать свою позицию.
Оборудование:раздаточный материал; текст В. Астафьева «Последний поклон»; задания по тексту; презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Я хочу внести немного солнца в вашу жизнь: давайте улыбнемся друг другу…
2. Определение темы.
— Что является самым святым в нашем сердце? (После ответов появляются следующие строки, слайд)
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное — Мать! (Э. Асадов)
— Согласны ли вы с утверждением поэта?
— О чем мы будем говорить на уроке? (О самом святом в жизни каждого человека.)
— Является ли это четверостишие текстом? Определите его стиль и тип.
3. Основная часть.
1. Письмо по памяти.
Задания:
А) выучите наизусть стихотворение в течение минуты и запишите по памяти;
Б) прочитайте стихотворение наизусть, соблюдая авторскую интонацию;
В) подчеркните в нём контекстные антонимы. Что это? (Слайд.)
Г) с какой целью автор использует лексический повтор? (Слайд.)
2. Анализ текста.
Учитель. Мы говорим сегодня о матери, о самых близких нам людях. Думаю, по – настоящему счастлив тот человек, которому судьба подарила возможность ощутить материнскую ласку. Я хочу вспомнить В. Астафьева, автора известнейших произведений. Так много написано им о детстве, о детстве без матери.… Она утонула, когда мальчику было 7 лет. Поэтому самое святое в жизни Астафьева – это бабушка, Катерина Петровна, заменившая ему мать. Именно о ней он напишет в автобиографической повести «Последний поклон».
Факты биографии В.П. Астафьева (на слайде)
Учитель читает текст.
Последний поклон.
1) Задами пробрался я к нашему дому. 2) Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.
3) Дверь распахнута. 4) Краски на двери и на крыльце почти не осталось. 5) Лишь лоскутки её светлели в завалах половиц и на косяках двери. 6) Бабушка сидела на скамейке…и сматывала нитки в клубок. 7) Я замер у двери.
8) Буря пролетела над землёй! 9) Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства; фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так они и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.
10) — Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? 11) Подойди, подойди! 12) Перекрешшу я тебя, милого.
13) У меня в ногу стрельнуло… 14) Спужаюсь или обрадуюсь – и стрельнёт…
15) И говорила бабушка привычное, привычным, обыденным голосом, ровно бы я, и в самом деле отлучался в лес или на заимку к дедушке сбегал и вот возвратился, лишку подзадержавшись.
16) Бабушка сделала попытку встать, но её шатнуло, и она ухватилась руками за стол.
17) Какие маленькие сделались у бабушки руки! 18) Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. 19) Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка.
20) Я бросил клубок и сгреб бабушку в бремя.
21)- Живой я остался, бабушка, живой!..
22) — Молилась, молилась за тебя, — торопливо шептала бабушка и по – птичьи тыкалась мне в грудь. 23) Она целовала там, где сердце, и все повторяла: — Молилась, молилась…
24) На дряхлой щеке её осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды.
25) — Устала я, батюшко. 26) Вся устала. 27) Восемьдесят шестой годок… 28) Работы сделала – иной артели впору. 29) Тебя все ждала. 30) Жданье крепит. 31) Теперь пора. 32)Теперь скоро помру. 33) Ты уж, батюшко, приедь похоронить – то меня… 34) Закрой мои глазоньки…
35) Бабушка ослабела и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами. 36)Я тоже плакал молча и просветлённо.
37) Вскорости бабушка умерла. 38) Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. 39) Меня не отпустили с производства. 40) Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал: — Не положено. 41) Мать или отца – другое дело, а бабушек да дедушек …
42)Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня! 43) Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого. 44) Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.
45) И живет в сердце вина. 46) Гнетущая, тихая, вечная. 47) Я знаю, бабушка простила бы меня. 48) Она всегда и все мне прощала. 49) Но её нет. 50) И никогда не будет. 51) И некому прощать…
(По В.Астафьеву.)
— Закройте глаза, вдумайтесь. О чем пишет автор?
Исследование текста.
— Определите тип, стиль текста. Обоснуйте свою позицию.
— Какие чувства вызвал у вас данный текст? О чём он заставил задуматься?
— Какие проблемы поднимает автор? (Проблема долга, совести, ответственности человека за свои поступки.)
— Что в этой жизни для вас самое святое?
Сегодня вам придётся поработать над отдельными элементами сочинения – рассуждения по тексту В. Астафьева.
4. Работа по группам.
Задание 1. Выявить проблему и прокомментировать её.
Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.
Задание 2. Определить авторскую позицию.
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
Задание 3. Высказать своё мнение по поднятой проблеме и привести аргументы.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой – либо мысли перед читателями.
5. Самостоятельная работа учащихся в группах.
6. Соединение частей сочинения. Обсуждение работ.
7. Взаимооценивание по критериям К7, К8, К10, К11.
8. ЕГЭ – разминка…
Часть «В».
В1
• Из предложений 22 – 23 выпишите слово, образованное приставочно – суффиксальным способом.
• Укажите способ образования слова РАСПАХНУТА (предложение 3).
В2
§ Из предложения 6 выпишите все предлоги.
§ Из предложения 43 выпишите все сочинительные союзы.
В3
• Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
• Определите вид подчинительной связи в словосочетании К НАШЕМУ ДОМУ (предложение1).
В8
• Из предложения 24 выпишите подчинительное
Какие выразительные средства зыка использует автор в 45 – 46 предложениях _________; в первой части 9 предложения________; в предложении 18_________; в предложении 44__________?
Ряды однородных членов Сравнение
Эпитет Парцеляция
Аллегория Литота
Метафора Антонимы
9. Дополнительные задания (по тексту Астафьева «Последний поклон»)
— выпишите 7 -10 существительных, образованных суффиксальным способом.
— какие части речи могут иметь краткую форму? Подберите примеры из данного текста.
— вспомните определительные местоимения. Выпишите его (их) из предложений 43 – 51;
— из предложения 9 выпишите подчинительные словосочетания с разными видами связи.
4. Итоги урока.
Домашнее задание: выбери свой уровень сложности и выполни одно из трёх заданий.
1. * Словообразование. Выписать 15 -20 слов из произведения, изучаемого на уроке литературы в данный момент, определить каким способом они образованы.
2. ** Часть В. Составить тестовые задания к части «В», используя текст произведения, изучаемого на уроке литературы в данный момент.
3. *** Развитие речи. Написать эссе на тему «Что в сердце нашем самое святое?
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Поурочное планирование
Русский язык
11 класс
03 апреля 2013
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»